Что такое цеховой устав. Особенности устава и функционирования немецкого ремесленного цеха xvi века в северной чехии

В наиболее развитых странах Западной Европы, где цеховые общности в городах сложились достаточно рано и повсеместно, они уже с XIV в. стали трансформироваться, приобретая раннекапиталистические черты в области производства, трудовых и личных отношений, этических установок. Это было особенно характерно для ткацких, некоторых оружейных, кораблестроительных ремесел, монетного и горнодобывающего производств. В Швеции, как и в других скандинавских странах, ремесленные цехи оформились поздно (первый цеховой устав был принят цехом портных Стокгольма в середине XIV в.), еще и в XV в. были мало распространены за пределами столицы, да и там охватывали не все ремесла. Судя по сохранившимся уставам цехов, отношения в них могут рассматриваться не только как один из феноменов несколько "заторможенной" общественной истории европейского Севера, но и как своеобразное свидетельство о более ранних, более патриархальных стадиях цеховой организации вообще. Эти стадии менее известны, менее привлекательны для исследователей и мало изучались ими, вследствие постоянной нехватки материала, но также и потому, что были как бы заслонены последующим ослепительным взлетом цехового института / 3,с.124 - 125 /.

К числу наиболее ярких общих, региональных и стадиальных особенностей цеховой организации и типа культуры в целом, наряду с их общеизвестными регламентационными и эгалитаристскими установками, относятся установления относительно наемного труда и те, которые характеризуют отношение к труду вообще. Именно эти два сюжета являются темой настоящей главы.

Наиболее полные сведения по этим сюжетам можно найти в цеховых уставах Стокгольма XV в. Конечно, это нормативные документы, своего рода инструктивная модель, и, обращаясь к ним, всегда приходится иметь в виду зазор между правилами и реальностью (устранить который, увы, почти не представляется возможным). Зато уставы отражают многообразные функции ремесленной ассоциации: отношения ремесленников между собой, с покупателями и властями, в области производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т.д./ 13,с.394/. Поэтому цеховой устав выглядит и как "руководство о труде и зарплате", и как моральный кодекс городских ремесленников.

Ремесленные подмастерья

Институт подмастерьев - характерное явление городской жизни средневековой Европы (перешедшее затем и в новое время). Он интересен в ряде аспектов, но в данном случае речь пойдет прежде всего о том, как реализовались в этом институте характерные для эпохи, города, городского ремесла формы труда. К сожалению, вопросы о числе подмастерьев в разных ремеслах, о месте подмастерьев в процессе производства и в цеховом братстве, о нормах и формах эксплуатации, зарплате и т.п. -- эти вопросы, важнейшие для данной темы, чаще всего не имеют точного количественного решения и могут быть освещены лишь путем качественного анализа.

Все известные цеховые условия городских ремесленников Швеции рассматриваемого периода включают пункты о положении и обязанностях подмастерьев. В ряде цеховых уставов оговаривается и наибольшее число подмастерьев у каждого мастера: не более трех у сапожника, двух -- у ювелира (и еще 1--2 -- на время выполнения большого и срочного заказа), один -- у мясника, один - у каменщика (но не постоянно, а в случае необходимости). С другой стороны, в судебных протоколах Стокгольмского магистрата (Tankebocker) XV в. упоминается по сапожной специальности 42 мастера и лишь 7 подмастерьев, по ювелирной -- 25 мастеров и 6 подмастерьев, по специальности мясника -- 15 мастеров и 1 подмастерье / 17,с. 200-201/. Можно высказать ряд соображений о том, почему какие-то категории горожан больше отражены в судебных протоколах, а другие - менее. Но все же нельзя избавиться от впечатления, что подмастерьев в городском ремесле было вряд ли больше, чем мастеров.

В ряде ремесленных мастерских численность подмастерьев определялась, видимо, прежде всего (или даже исключительно) задачей восполнить естественную убыль мастеров. Были, конечно, ремесла, где труд подмастерьев был обусловлен технически. Это, в частности, металлисты - литейщики, оружейники, монетчики и др., которые по условиям производства не могли изготовить свой товар в одиночку и, если не имели взрослых родственников, должны были прибегать к помощи наемной рабочей силы. Увеличение числа подмастерьев было неизбежно также при расширении масштабов и сокращении сроков производства. Но крупных ремесленных мастерских в шведском городе до XVI в. было мало / 18,с.92 / и мы будем говорить о традиционных формах.

Итак, подмастерьев явно не хватало. Известно, что цеховые уставы предъявляли к нанимаемым подмастерьям определенные, четкие требования: иметь высокую квалификацию, пройти курс ученичества в данном ремесле, быть законнорожденным, иметь хорошую репутацию. Но нужда в подмастерьях оказывалась столь велика, что мастера подчас пренебрегали двумя последними условиями. Так, некоторые сапожники платили штраф за то, что предлагали работу любому "парню, который ездит по городам и деревням и делает башмаки"/ 20,с. 166-167 /, т.е. случайному человеку. Конечно, причиной найма такого лица мастером могло быть то, что он соглашался на худшие условия. Но в принципе зарплата наемных лиц определялась в городах довольно четко. И, скорее всего, здесь следует видеть свидетельство нехватки, так сказать, дипломированных подмастерьев.

Каковы могли быть причины этого явления? Известно, что цеховые подмастерья должны были обладать высокой квалификацией, т.е. в профессиональном отношении были вполне подготовлены к самостоятельной деятельности. Не случайно в цеховых уставах встречаются запреты подмастерьям "работать на себя" в хозяйской мастерской. Такой подмастерье мог уехать в деревню или в город, где не было цехов, и там стать самостоятельным ремесленником / 19,с.23 /. Такая свобода отправления ремесла в принципе была характерна для Швеции того времени, и не в этом ли обстоятельстве таилась причина - или одна из причин - нехватки подмастерьев в городских цехах?

Вдова мастера, его дочь или сестра, стремившиеся сохранить мастерскую и общественное положение, часто выходили замуж за подмастерьев. В ряде ремесел предпочитался именно такой брак. Во многих случаях подмастерья были отделены от мастера лишь обрядом вступления в цех. Очевидно, что такие подмастерья принадлежали к общей с мастерами внутригородской социальной среде, и служба в качестве подмастерья служила в цехе реальной ступенью воспроизводства мастеров. Конечно, подмастерья рекрутировались и из других слоев населения, но среди будущих цеховых мастеров чужаков было мало.

Однако дело обстояло не так просто, поскольку грань между мастером и подмастерьем не была формальной. Ни равенства, ни механической преемственности статуса между мастером и подмастерьем не было. В мастерской последнему поручались обычно более простые операции, его не допускали к организующим функциям. Социальный статус подмастерьев был двойственным: часть из них - это будущие мастера и бюргеры, но пока все они - наемные работники. Но тенденция развития института подмастерьев вела к преобладанию именно их положения как наемных работников, а группа тех, кто попадал в мастера, все более сужалась и имела наследственный характер / 17,с. 116 /.

Об условиях труда подмастерьев можно судить лишь по уставу шорных подмастерьев. Они работали летом с 3 до 21 часа, конечно, с паузами для еды, зимою - меньше, но работали "при свечах". Хозяина могли выбирать сами. Срок найма -- полгода, чаще - год. "Законные дни" найма и расчета были на Пасху и день святого Михаила (29 сентября). Соблюдение этих сроков было обязательным для обеих сторон: нарушитель-подмастерье терял все полугодовое жалованье, мастер штрафовался. Рассчитавшись, подмастерье получал отпуск - несколько свободных дней. Иногда при найме предусматривался испытательный срок, например двухнедельный. Запрещалось переманивать подмастерьев / 18,с. 93-94 /.

Подмастерье питался в доме мастера, но прочие свои нужды оплачивал сам, в частности, приглашенного в случае болезни лекаря. Пропущенные рабочие дни не оплачивались. Хозяин не должен заставлять подмастерье работать в праздники и задерживать его зарплату. Подмастерье же обязывается строго соблюдать трудовую дисциплину: не "укорачивать" рабочий день, не служить двум хозяевам одновременно, не "помогать в работе" подмастерью другого хозяина. Он должен быть почтительным к мастеру / 17,с. 123 /.

По условиям найм подмастерьев почти идентичен найму домашней прислуги. В обоих случаях, в частности, подчеркивается незаконность принуждения работника к найму, удержания его на работе после завершения срока найма или после истечения месяца со дня предупреждения подмастерья о своем уходе.

У подмастерья бывали и вычеты из зарплаты: за "пренебрежение" работой, использование хозяйского сырья и рабочего места в мастерской в своих целях. При найме, как уже говорилось, подмастерью полагалось предъявить свидетельства о квалификации, о законности рождения, в ряде ремесел - пройти испытательный срок / 20,с. 167 /. Таким образом, подмастерья все же рассматривались как более избранная часть наемных работников, но зато они должны были удовлетворять и более высоким требованиям, что, впрочем, касалось именно цеховых подмастерьев.

Судя по условиям найма, зарплата подмастерьев состояла из натурального содержания (стол и помещение), которое приравнивалось к одной трети или к половине зарплаты, и денежного жалованья, которое по закону должно было выплачиваться наличными. Натуральная часть иногда выдавалась продуктами питания. Точный размер заработной платы подмастерья не известен. Есть лишь сведения, что его поденная заработная плата составляла 2/3 от зарплаты мастера, т.е. примерно столько же, сколько у поденщиков (сведения по строительным ремеслам) / 20,с. 168 /.

Подмастерье находился в определенной личной зависимости от мастера. Он как бы оказывался прикрепленным к своему мастеру, причем не только как к главе мастерской, но и как к главе домохозяйства, что, впрочем, в то время было неразрывно. Мастер рассматривался как хозяин подмастерья, его "кормилец". Он следил за нравственностью подмастерья (например, не разрешал ему проводить ночь вне дома), регулировал посещение им кабачков, не позволял являться на пирушки мастеров, требовал полного послушания / 19,с. 24 /. Все это говорит о вторжении мастера в личную жизнь подмастерья, о наличии элементов внеэкономического принуждения последнего - в патриархальной форме включения работника в состав своей семьи, в виде личностных связей.

Эти личностные связи имели, конечно, амбивалентный характер. Но под их прикрытием можно все же различить признаки трансформации традиционного института подмастерьев. Данные об этом находим в правилах приема новых мастеров, которые были нелегкими. Помимо свидетельств о квалификации, законнорожденности и хорошей репутации, а в ряде случаев также оседлости, будущему мастеру полагалось сделать значительные вступительные взносы в цех (или цеху и городу). Он должен был обладать известным исходным имуществом, в большинстве цехов - в 20 марок (отметим, что владение имуществом всего в 3 марки делало человека налогообязанным и избавляло от подчинения рабочему законодательству) / 19,с. 25 /.

Если сравнить уставы стокгольмских портных середины XIV и начала XVI в. (1356 и 1501 гг.), а также сопоставить предписания для ремесленных корпораций готландского города Висбю середины XIV в. и стокгольмские цеховые уставы XV в., то легко заметить, что такие условия приема в цех не были изначальными, они усложнились с течением времени и стали характерными уже для XV в. В XV столетии даже некоторые впервые составленные уставы уже стали включать пункты об ограничении числа членов цеха и строжайшем их отборе. В то же время бросается в глаза, что члены семьи мастера при вступлении в цехи пользовались значительными льготами, позволявшими им наследовать положение мастера и цеховое членство / 20,с.168 /. Очевидно, что в XV в. уже проявились процесс замыкания цехов и сопутствующий ему процесс обособления подмастерьев.

Одним из проявлений этих процессов было создание подмастерьями (некоторых специальностей) своих союзов. Каждый из них был предназначен только для лиц своей специальности и отделен от прочих союзов, созданных при других цехах. Одним из центральных пунктов этих объединений стало право на свою пирушку, что можно рассматривать как своеобразный способ самоутверждения и закрепления единства. В некоторых случаях объединение подмастерьев предъявляло определенные трудовые условия и требовало оформить их в виде договора с мастерами. Так было в ремесле поясников и сумочников, где подмастерья потребовали фиксированного рабочего дня и оплаты положенного четырехдневного отпуска (1437 г.). Последний пункт -единственный из всего договора - написан по-немецки; не исключено, что он, как и весь договор в целом, был привнесен выходцами из немецких городов, столь многочисленными и влиятельными в бюргерской среде тогдашней Швеции / 19,с. 29 /.

Однако надо иметь в виду, что цехи в Швеции не обладали монопольными правами в своей области и вообще не были распространены, а охватывали лишь ремесленную верхушку нескольких наиболее крупных городов, прежде всего Стокгольма. В этих условиях подмастерье мог стать самостоятельным ремесленником - тем более, что материальная база подавляющего большинства тогдашних ремесел была достаточно простой. Поэтому, хотя процесс создания постоянного контингента "вечных подмастерьев", безусловно, имел место, он не дал до конца рассматриваемого периода заметных результатов. Не случайно еще в конце XVI и в начале XVII в., согласно описям, у ремесленников Стокгольма, которых насчитывалось 231 человек, служило всего 200 подмастерьев и слуг. При этом у одних мастеров было по нескольку наемных работников, у других же, подчас весьма состоятельных, их не было вовсе. В провинциальных городах ремесленники вообще обходились почти без наемных рук, а трудились семейно. Недостаток подмастерьев частично возмещался за счет учеников и слуг. Даже в уставах ремесленных цехов подмастерья сплошь и рядом называют слугой или прислужником-помощником, работающим за плату. Ученика называют "мальчиком", но и "слугой", "маленьким работником" / 2,с.403 /. Там, где уставы включают пункты об учениках, они подчеркивают тот рубеж в положении ученика, после которого последний имеет право получать заработную плату, а мастер обязан ему платить. Окончив обучение, ученик отрабатывал год у своего учителя в качестве подмастерья. Очевидно, что ученики, особенно последних лет обучения, использовались в качестве, так сказать, "скрытых подмастерьев", притом, даровых, что было возможно вследствие патриархальных связей и отношений, существовавших в тогдашнем ремесле.

Итак, труд подмастерья как форму наемного труда в средневековой ручной промышленности отличал прежде всего подсобный характер. Этот труд был мелким, индивидуальным, раздробленным, как и само ремесло. Хотя подмастерья и являлись особой стратой в рамках города и городского производства, этот слой в Швеции было относительно узок. В цеховых ремеслах значительную его часть составляли потенциальные мастера, выходцы из цеховой среды. Группа "вечных подмастерьев" еще только складывалась. По условиям найма и положению подмастерья мало отличались от домашней прислуги. Их заработная плата включала значительную натуральную часть. Мастера ограничивали личные права подмастерьев, и личное самоутверждение стало главной задачей союзов подмастерьев, хотя у них появились уже и экономические требования. Напротив, цеховые уставы и постановления властей закрепляли личное неполноправие подмастерьев. Особенности положения подмастерьев показывают, что отношения с ними еще не имели характера свободного найма, т.е. найма, основанного только на экономическом принуждении. Это была типичная "связанная" форма наемного труда, ограниченная по всем своим параметрам, с сильными элементами внеэкономического принуждения /21,с.320/.

1.1. Цех является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

1.2. Цех создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

1.3. Цех подчиняется заместителю директора по производству.

1.4. Руководство цеха:

1.4.1. Цех возглавляет начальник цеха, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

1.4.2 Начальник цеха имеет ____ заместителя (ей).

1.4.3 Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) цеха.

1.4.4. Заместитель(и) и руководители структурных подразделений в составе цеха, другие работники цеха назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника цеха.

  1. 2. Структура цеха

2.1. Состав и штатную численность цеха утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению заместителя директора по производству и начальника цеха и по согласованию с

2.2. В состав отдела входят

2.3. Начальник цеха распределяет обязанности между сотрудниками цеха и утверждает их должностные инструкции.

  1. 3. Задачи и функции подразделения

№ п/п

Задачи

Функции

3.1

Выполнение хозяйственных заданий руководства по производству продукции.

Обеспечение бесперебойного выпуска качественной продукции.

Оперативно-производственное планирование.

Выполнение всех работ в строгом соответствии с чертежами, техническими условиями, инструкциями.

Обеспечение необходимого технического уровня производства.

Составление отчетов о деятельности цеха.

Проведение инвентаризаций.

3.2

Применение современных технологий.

Расчет производственных мощностей.

Составление отчета о загруженности производственных мощностей.

Участие в разработке и проведении мероприятий по реконструкции и модернизации производства.

Обеспечение эффективности производства.

Контроль за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, санитарных норм.

Экономическое обоснование необходимости обновления оборудования цеха.

Составление заявок соответствующим структурным подразделениям предприятия на расходные материалы, хозяйственный инвентарь и оборудование.

Координация деятельности между структурными подразделениями цеха.

Согласование планов размещения оборудования.

Организация взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, организациями.

3.3

Экономия средств предприятия за счет соблюдения технологии производства и сокращения брака.

Повышение эффективности производства и производительности труда.

Создание безопасных условий труда и повышение технической культуры производства.

Рациональное использование производственных ресурсов.

Сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых).

  1. Регламентирующие документы

4.1. Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты.

4.2. Внутренние документы:

Стандарты ГО, Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения цеха с другими подразделениями

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, цех взаимодействует:

№ п/п

Подразделение

Получение

Предоставление

5.1

С отделом главного технолога

Чертежей, спецификаций;

- ...

5.2

С отделом главного конструктора

Чертежей деталей и узлов продукции;

Помощи в освоении выпуска продукции;

Замечаний по конструкции

- ...

5.3

С отделом главного механика

Указаний о внесении изменений в технологию производства;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов о соблюдении технологии производства;

Предложений по совершенствованию технологии производства;

- ...

5.4

С отделом главного механика

Указаний о внесении изменений в технологию производства;

Экспертной оценки предложений;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов о расходовании энергии;

Заявок на разработку электрических схем приборов, необходимых для производства;

Заявок на подключение оборудования;

Заявок на отключение электроэнергии;

Графиков производства;

5.5

С отделом контроля качества

Сведений о качестве выпускаемой продукции;

Консультаций по улучшению качества продукции;

Отчетов о выполнения указаний ОКК по улучшению качества продукции;

- ...

5.6

С производственно-диспетчерским отделом

Оперативных распоряжений по координации производства с деятельностью других структурных подразделений предприятия;

Информации от других подразделений, напрямую не связанных с цехом;

Графиков выполнения работ;

Копий отчетов о выполнении работ;

- ...

5.7

С инструментальным отделом

Инструмента и оснастки по заявкам;

Указаний о внесении изменений в технологию использования инструмента и оснастки;

Экспертной оценки предложений;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий использования инструмента и оснастки;

Отчетов о соблюдении технологии использования инструмента и оснастки;

Заявок на оснащение производства инструментом;

Предложений по совершенствованию технологии использования инструмента и оснастки;

- ...

5.8

С отделом технической подготовки производства

Указаний о подготовке цеха к производству новой продукции;

Экспертной оценки предложений;

Планов размещения оборудования для нового производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов об использовании производственных мощностей цеха;

Предложений по совершенствованию технологии производства;

- ...

5.9

С отделом материально-технического снабжения

Планов поставок материально-технических ресурсов;

Лимитных карт на отпуск материально-технических ресурсов;

Отчетов о выполнении планов материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Расчетов потребности и заявок на материально-технические ресурсы;

Отчетов об использовании материально-технических ресурсов и соблюдении установленных норм расходования;

Актов о браке, оформленных в установленном порядке;

Документации о приеме материально-технических ресурсов;

- .

5.10

С отделом охраны труда

Информации о нормативах и стандартах трудового законодательства;

Заключений о соответствии организации работы в цехе требованиям техники безопасности и законодательству об охране труда;

Информации о соблюдении трудового законодательства;

Заявок на заключения по соответствию организации работы в цехе требованиям техники безопасности;

- ...

5.11

С отделом организации и оплаты труда

Консультаций по трудовому законодательству;

Утвержденного штатного расписания;

Заданий по снижения трудоемкости производства за счет усовершенствования технологии производства;

Проекта штатного расписания;

Отчетов о выполнении предписаний по снижению трудозатрат;

- ...

5.12

С планово-экономическим отделом

Планов производства продукции по номенклатуре;

Указаний по экономии средств;

Оценок экономической эффективности производства продукции;

Планов производства;

Расчетов мощностей производства;

Сведений для экономического анализа деятельности цеха;

Иных материалов по запросам планово-экономического отдела;

5.13

С главной бухгалтерией

Данных о выделении денежных средств цеху;

Анализа темпов расходования средств;..

Перечня оборудования, подлежащего списанию и снятию с баланса;

Заявок на оплату заказанного оборудования;

  1. Права цеха

6.1. Цех имеет право:

6.1.1. Участвовать в общем планировании деятельности предприятия.

6.1.2. Заключать договоры на производство продукции по чертежам контрагентов.

6.2. Начальник цеха также вправе:

6.2.1. Представлять руководству предприятия предложения о поощрениях отличившихся работников и о наложении взысканий на работников, нарушающих производственную и трудовую дисциплину.

  1. Ответственность цеха

7.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения функций цехом несет начальник.

7.2. На начальника цеха возлагается персональная ответственность за:

7.2.1. Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства цехом.

7.2.2. Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности цеха.

7.2.3. Своевременное и качественное исполнение приказов руководства.

7.3. Ответственность других работников цеха устанавливается соответствующими инструкциями.

  1. Заключительные положения

8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в цехе руководителем отдела, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в

с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).

8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.

По результатам рассмотрения выносится решение:

Принять изменение или дополнение,

Отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),

Отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).

8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается

по представлению

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.2000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00


Причины возникновения цехов

Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его полноправный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Поэтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.

Функции цеховой организации ремесла

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.

Средневековый цех – сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха – регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. "Слово "цех" происходит немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова " гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

Цехи – не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.

Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.

Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья – государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели – имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации – братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому – покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Цеховая регламентация

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Так, в "Книге обычаев" – регламенте ремесленных гильдий Лондона - содержатся правила, регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:

"IX. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой, неотделанной пряжи с очесами и предназначенная для продажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.

Х. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой белой шерстяной пряжи, которая предназначена на продажу, мэр получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XI. И если будет обнаружена ткань, приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной, а уток – вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XVII. И предполагается, что ни один ткач не будет вырабатывать ткани по образцам французского города или ткань из грубой шерстяной пряжи с переплетом ниток по диагонали, или из пряжи ярко-зеленого цвета, или ткань с крапчатой основой… и эта ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – быть добротной и хорошо сделанной…

XXIV. И должны быть назначены контролеры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткачей. И предполагается, что никакие иные повышенные требования не должно предъявлять к ткани, если только это не будет в результате соглашения между тем, кто заказывает ткани, и самим ткачом; предполагается, что ткань будет добросовестно сделана".

В немецком городе Кельне имелось четыре исключительно женских цеха. Кроме того, женщины могли работать наряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цеха мастериц шелковых дел, принятый в 1469 г.

"Наши предки – бургомистры и совет города Кельна… учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой – из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего Бога и нашего города, во имя общего блага, и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым…".

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Таким образом, появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

 Среднеазиатский устав цеха живописцев За последнее время выявлены новые материалы по истории средневекового искусства Средней Азии и Ирана, стали известны новые имена выдающихся мастеров, почерпнутые, главным образом, из письменных источников 1 . К сожалению, такие документы встречаются чрезвычайно редко. Одним из них является впервые публикуемый ниже среднеазиатский устав цеха ремесленников-живописцев.

Известно, что среднеазиатские ремесленники объединялись в цеховые организации; каждый цех имел свой устав, в легендарной форме излагавший историю ремесла и служивший одновременно своеобразным религиозно-этическим кодексом, регламентировавшим обязанности членов цеха. Литература о цеховых уставах ремесленников Средней Азии довольно обширна. В изучении и публикации этих документов особая заслуга принадлежит отечественному востоковедению 2 .

Рукопись публикуемого трактата-устава хранится в Фундаментальной библиотеке Среднеазиатского государственного университета им. В.И. Ленина; инв. № 90/804. Устав занимает восемь страниц (л. 8б-12а) сборной рукописи № 09/804 удовлетворительного состояния, содержащей 24 листа, размером 20,5*12 см. Текст на узбекском языке, переписан среднеазиатским насталиком, черными и красными чернилами и обрамлен двойными линиями красных чернил; на каждой странице 13 строк. Рукопись переписана весьма небрежно, много помарок, произведенных в процессе переписки и брошюровки. Время переписки, по-видимому, вторая половина XIX в. Название *** написано другой рукой над верхней рамкой л. 8б, судя по написанию ***, не ранее 20-х годов нашего века.

Устав ранее не публиковался и, насколько нам известно, не подвергался специальным исследованиям Лишь в двух работах мы находим упоминание о нем 3 . Два слова в объяснение принятой в переводе терминологии. Используемые нами термины

"живопись", "живописец", не совсем точно выражают употребляемые в тексте понятия "наккошлик" и "наккош". Последние следовало бы точнее перевести как "орнаментовка" и, соответственно, "художник-орнаменталист", поскольку в данном случае речь идет не о собственно живописи, а об искусстве и мастерах орнаментальной росписи. Стремясь избежать усложнения перевода, мы сознательно пошли здесь на некоторую модернизацию понятий.

[Трактат о живописи]

Во имя бога, милостивого и милосердного!

Хвала богу, властелину миров, благо благоверным, молитва и мир посланцу его [т.е. бога] Мухаммаду, дому и сподвижникам его всем.

Имам Джафар Садик, достойный путеводитель, говорит: [если спросят,] со времен Адама, да будет над ним мир, до времен божьего пророка [Мухаммеда] сколько было мастеров-живописцев, отвечай, что было тысяча девятьсот пятьдесят мастеров живописи. Но из них [только] двенадцать были выдающимися мастерами.

Первый - хазрат Осман, обладатель двух светочей, второй - хазрат Али, избранник [божий], третий - уста Абд ал-Вахид, четвертый - уста Абд ал-Карим, пятый - уста Баба, шестой - уста Низам ад-дин, седьмой - уста Убайд Бухари, восьмой - Абди Джалил Ташканди, девятый - уста Джалал лд-дин Андигани, десятый - уста Мухаммад Балхи, одиннадцатый - уста Шамс ад-дин Кашгари, двенадцатый - Омар Багдади.

Все названные [мастера] достигли полноты совершенства.

Если кто спросит, от кого [берет начало] живопись, дай следующий ответ: [от] Мухаммада, избранника божьего, да благословит его господь и да пошлет ему мир. Потому что [во время] постройки мечети Медины всевышний господь приказал Джабраилу, чтобы [он], сойдя к Мухаммаду, передал [ему повеление] украсить священную мечеть Медины. Хазрат Джабраил, принеся тридцать две краски, вручил их Мухаммаду и обучил его [искусству] живописи. Мухаммад, избранник [божий], да благословит его господь и да пошлет ему мир, обучил [живописи] хазрата Османа, а также и хазрата Али, а затем украсил мечеть Медины.

Если кто спросит, [является ли] живопись заповеданной, обязательной, законной, рекомендуемой, отвечай, что [после того, как] всевышний господь приказал [Джабраилу],- стала заповеданной; [после того, как] Джабраил, да будет над ним мир, обучил [Мухаммада], - стала обязательной; [после того, как] пророк, да благословит его господь и да пошлет ему мир, сделал [украшения], - стала законной; [после того, как Мухаммад] обучил хазарата Османа и хазарата Али, - стала рекомендуемой.

Если кто спросит, откуда появились краски и сколько их, отвечай, что [появились они] по воле творца вселенной и число их - тридцать две.

Если кто спросит, что должен сказать художник, входя в мастерскую, отвечай, что должен три раза прочитать суру "Фатиха" и три раза суру "Ихлас".

Если кто спросит, что должен сказать [мастер], садясь за работу, отвечай: "[Он должен] трижды восславить бога и пророка".

Если кто спросит, что надо сказать во время растворения красок, отвечай, что надо сказать: "Господь мой, открой нам врата милости и благословения!"

Если кто спросит, что надо сказать во время приготовления кисти, отвечай, что надо сказать: "[Во имя] бога и во славу его".

Если кто спросит, что надо сказать в [то] время, [когда мастер] кистью касается [бумаги], отвечай, что надо сказать: "Во имя бога, милостивого и милосердного!"

Если кто спросит, что следует говорить во время рисования, отвечай: "Надо говорить: "Бог велик, бог велик, нет бога, кроме Аллаха, и бог велик, бог велик и богу хвала!""

Если кто спросит, сколько обязанностей [надлежит исполнять] художнику, отвечай: "Семь обязанностей: первая - совершать омовения; вторая - почитать дух пиров и мастеров [прошлого]; третья - производить совместное чтение молитвы; четвертая - быть искренним; пятая - быть честным [в делах своих]; шестая- дозволенное [религией] оберегать от запретного; седьмая - соблюдать скромность.

Если кто спросит [имена] четырех пиров шариата, отвечай, что первым [был] хазрат Адам, избранник божий, вторым - Нух, пророк божий, третьим - Ибрахим, друг божий, четвертым - хазрат Мухаммад, избранник [божий], да благословит его господь и да пошлет ему мир!

Если кто спросит [имена] четырех пиров тариката, отвечай, что первым [был] праведный хазрат Абу-Бекр, вторым - хазрат Омар, третьим - хазрат Осман, четвертым - хазрат Али, да будет с ним милость божья.

Если кто спросит [имена] четырех пиров хакиката, отвечай, что первым [был] хазрат Джабраил, вторым - хазрат Микаил, третьим - хазрат Исрафил, четвертым - хазрат Азраил.

Если кто спросит [имена] четырех пиров мазхаба, отвечай: первым [был] хазрат имам А"зам [Абу-Ханифа], вторым - хазрат имам Шафи, третьим - хазрат имам Малик, четвертым - хазрат имам Ханбал, с ними милосердии божье!

Если каждый мастер-живописец будет знать эти положения и прочитает этот священный трактат, [а] если не сможет прочитать, [то хотя бы] услышит чтение его, [а] если не услышит его, [то] сам подержит [его в руках], - в течение всей жизни ни в чем не будет испытывать нужды.

[Знание] этого священного трактата всевышний вознаградит блаженством в ином мире. Но каждый мастер, которому останутся неизвестными эти правила, будет нечистым. А каждый, кто допустит сомнение [в истинности этого трактата], будет неверным! Мы прибегаем к богу [в защите] от этого, и бог лучше знаем.

Упоминание имен четырех первых халифов (Абу-Бекра, Омара, Османа и Али) указывает на то, что трактат имел распространение в суннитской среде. Основания для более точной его локализации дает приведенный в нем список двенадцати "выдающихся мастеров". Пять из них имеют при своем имени нисбу, указывающую на их связь со Средней Азией или соседними областями. Это Убайд Бухари, Абди Джалил Ташканди, Джалал ад-дин Андигани, Мухаммад Балхи и Шамс ад-дин Кашгари. Кажется вполне допустимым предположение о том, что создатели устава заимствовали эти имена из местных преданий.

Более трудной задачей является определение времени создания трактата. Вопрос о времени появления цеховых уставов касались почти все исследователи, работавши в этой области. Многие авторы (Н. Лыкошин, М. Гаврилов и др.) сходились на том, что цеховые уставы "есть плод первых веков распространения ислама в Азии" 4 . А. Шишов, не связывая их происхождение с какой-либо определенной эпохой, относя их создание к "глубокой древности" 5 .

Лишь А.Ф. Миддендорф высказал осторожное предположение о том, что цехов" уставы появились значительно позднее, а именно, в XIV в. 6 Мнение А.Ф. Миддендорфа вызвало возражения, однако оппоненты не смогли ни сколько-нибудь доказательно опровергнуть его, ни выдвинуть более обоснованную версию. Между тем, как представляется, предположение А. Ф. Миддендорфа, по крайней мере для определения времени создания нашего трактата, имеет основание.

В истории искусства Средней Азии рубеж XIV-XV вв. знаменателен утверждением полихромии в архитектурном декоре и небывалым развитием миниатюрной живописи. Сохранились сведения о существовании в XV в. специальных мастерских по изготовлению художественно оформленных рукописей, причем наряду с дворцовыми мастерскими действовали мастерские, работавшие на рынок. Все это позволяет с известной долей уверенности предположить, что именно в данный период и был создан наш трактат в своем первоначальном, не дошедшем до нас виде.

Несколько слов о приведенном в уставе списке мастеров. Доступные нам источники содержат сведения, которые с большей или меньшей долей вероятности можно отнести лишь к некоторым из этих мастеров. Так, В.В. Бартольд отмечает, что "при султане Баязиде II (1481-1512) мастер узбецкого происхождения Баба-Наккаш первый принес искусство живописи в Турцию" 7 . Можно предположить, что здесь речь идет о художнике Баба Хаджи, который отмечен в числе других выдающихся мастеров Герата второй половины XV-начала XVI вв. 8 Для идентификации его с уста Баба из публикуемого трактата имеется одно основание, заключающееся в том, что последний, очевидно, был среднеазиатским мастером. Однако настаивать на верности этой гипотезы весьма трудно.

Разыскания сведений о мастерах, упомянутых в уставе, дали нам еще имя уста Шамс ад-дина. Этот мастер работал во второй половине XIV в. у Султана Увайса (1356-1374). Им были исполнены иллюстрации к рукописи Фердоуси "Шах-намэ", переписанной Ходжа Амиром Али 9 ; здесь возможности для идентификации гораздо большие, хотя и они не дают нам абсолютной уверенности в ее точности.

Остальные имена этого списка, очевидно, становится известными впервые. Во всяком случае, нам нигде больше обнаружить их не удалось.

ТКАЧИХ ШЕЛКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Мы, бургомистры и совет города Кельна, объявляем всем, кому предстоит увидеть и услышать эту грамоту, нижеследующее:

Наши предки бургомистры и совет города Кельна в год от рождества господня 1437 в мае месяце, в понедельник, следующий за днем св. Люции, учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочных законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время, по мере надобности, расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего бога и нашего города, во имя общего блага и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым...

1. Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха... таким образом, что если она не уживется у одной мастерицы, то может продолжать учение у другой, не иначе, однако, как с ведома цеха.

2. Все прослужившиетри года в этом цехе могут стать главными мастерицами по выделкешелка...независимо от того, законного ли они или незаконного происхождения. Главная мастерица имеет право обучать своих детей у себя дома в течение вышеуказанного времени; затем они могут вступить в цех, внеся один рейнский гульден. Другие же ученицы, закончившие срок учения, могут вступить в цех лишь под условием взноса двух рейнских гульденов, считая, что рейнский гульден равен 3 маркам и 5 шиллингам нашей кельнской валюты...

3. Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц... не считая ее собственных детей.

7. Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производить шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием шелка, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина в пользу старшин (мужского и женского пола) цеха. К тому же означенные лица теряют право в будущем заниматься производством шелковых изделий.


8. Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших бюргеров, бюргерш и жителей. Красильщик шелка, нарушивший этот пункт, уплачивает 100 марок штрафа и подвергается в течение месяца заключению в городской башне. Мастерицам же запрещается давать ему работу, пока он не уплатит штрафа.

10. Если какой-либо венецианец, верденец или кто-либо иной, проживающий в нашем городе Кельне, привезет сюда водным или сухим путем сученый шелк [шелк-сырец], крашеный или некрашеный, чтобы отдать его здесь в дальнейшую переработку, и он же станет ходить с сырым шелком, ища таким образом пропитания... то мастерицам запрещается покупать у него сырой шелк. Мастерицы, нарушившие это правило, уплачивают 1000 марок штрафа.

12. ...Ни ткачихи шелковых изделий, ни кто-либо по их поручению не имеет права изготовлять парчу иначе как из парчовога шелка; уток должен быть из золота и серебра такого качества, как это принято в нашем городе. Нарушение этого правила карается 5 марками с каждого фунта шелка.

13. Шелковые шнуры разрешается делать лишь так, чтобы уток былиз парчовогошелка; при желании можно примешивать хорошийшнуровой шелк. Нарушивший это постановление уплачиваетб марок штрафа.

14.Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашенуюпряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается.

15. Запрещается кому бы то ни было прясть шелк из узлов..., совершивший этот проступок наказывается отнятием шелка и узлов, которые подвергаются сожжению. Сверх того он уплачивает с каждого фунта пряжи 40 марок штрафа.

16. Мастерицы, принадлежащие к шелкоткацкому женскому цеху, не имеют права отдавать шелк для прядения или другой обработки лицам, живущим вне Кельна... Нарушившие это правило лишаются права заниматься своим ремеслом.

17....Тем, которые за заработную плату прядут шелк, делают парчу или шнуры или как-либо иначе участвуют в изготовлении шелковых изделий, следует платить по обычной норме ине иначе как деньгами, имеющими хождение в Кельне, а не каким-либо другим товаром. Нарушивший это правило уплачивает штраф в размере стоимости того товара, за производство которого была дана заработная плата.

20. Все лица, принадлежащие к этому цеху, обязаны оказывать повиновение старшинам во время обхода, совершаемого этими последними для осмотра шелка и шелковых заведений. Оказавший сопротивление словом или делом платит рейнский гульден штрафа и тем не менее все-таки должен представить свою работу старшинам для суждения о ней.

21. Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски и сверх того уплачивает с каждого лота по 2 шиллинга штрафа.

ПЕТИЦИЯ СТРИГАЛЬЩИКОВ ШЕРСТИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ТВЕРДОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (1350 г.)

Передмэром и олдерменами г. Лондона предстали добрые люди, стригальщики, полноправные горожане этого же города... Они выражают желание, чтобы у них была возможность наниматьслуг и подмастерьев за ту же заработную плату, за которую они обычно нанимали их, а в прежнее время они могли получить работника, который за работу от праздника Рождества и до праздника Пасхи брал 3 пенса в день со своим питанием; и от праздника св. Иоанна до праздника св. Варфоломея 3 пенса со своим питанием; и от праздника св. Варфоломея и до Рождества 4 пенса в сутки со своим питанием, да и то в том случае, когда он был хорошим работником.

Теперь же вышеупомянутые люди не хотят работать иначе, чем с хозяйской одеждой, а затем так небрежно обращаются с нею, что причиняют людям, которым принадлежит одежда, убыток; из-за этого их мастера, ремесленники указанного ремесла, терпят большой убыток и получают меньше, чем они могли бы получать. Посему мастера ремесленники [называются имена] просят, если это будет угодно, приказать, чтобы вышеуказанные люди были наказаны и чтобы им под страхом наказания было предписано работать по старым обычаям, какие были установлены прежде, как для пользы их самих, так и для пользы горожан.

(Практикум по истории Средних веков. – С.134 – 135)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...