Проектная деятельность в работе логопеда и воспитателя. Тема: «Проектная деятельность в коррекционной работе детского сада» «Проект - это энергичная, от всего сердца, деятельность» (У

(проектная деятельность из опыта работы)

Одним из главных направлений в работе учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у детей, а также их профилактика. Цель логопедического воздействия – воспитание у детей чистой, четкой выразительной речи, которая является основным средством общения. Поэтому уровень речевого развития ребенка во многом определяет готовность или неготовность к обучению в школе. Результативность этой работы зависит от сотрудничества и взаимодействия логопеда и семьи. Главными персонами в жизни ребенка являются его родители и близкие люди. От них зависит развитие малыша в первые годы жизни и устанавливается так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющей в нашем проекте. Перед нами стояла цель сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять значимость семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.

Открытый проект – в нем принимали участие дети разных групп, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах.

При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной педагогики и психологии.

На подготовительном этапе проводились следующие виды работ:

Анкетирование, целью которого являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровень знаний родителей в педагогике и методов воспитания малыша.

Встреча учителя-логопеда с родителями, на которой родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.

Индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.

Заключение договора между родителями и логопунктом ДОУ, разъяснение родителям прав и обязанностей логопункта и родителей.

Практический этап включал в себя

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика» Разъяснить родителям дошкольников правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Памятки по работе с детьми в домашних условиях

Дать родителям рекомендации по работе над звукопроизношением, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
«Библиотечка для родителей»
Работа с индивидуальными тетрадями Закрепление ребенком материала изученного в детском саду
Проведение занятий с ребенком в присутствии родителя Показать родителям приемы коррекционно-педагогической работы по формированию правильного звукопроизношения, дать возможность увидеть малыша «со стороны», оценить имеющиеся трудности и успехи ребенка.
Тематические консультации - О нормальном речевом развитии ребенка;
- Игры и игровые приемы
- Упражнения для развития слухового внимания;

Итогово-аналитический этап проводился в мае месяце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:

Итоговое обследование речевого развития детей;

Анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;

Награждение родителей активно участвовавших в коррекции речевых недостатков;

Поощрение воспитанников, чье речевое развитие заметно улучшилось.

Результаты работы:

Родители воспитанников осознанно включаются в коррекционную работу вместе с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Серова Е.В.

учитель-логопед

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

Помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказывает, какие материалы можно использовать;

Планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

Определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

Координировать весь процесс творческой деятельности;

Помогать детям в поиске источников информации;

Самому быть источником информации;

Поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Пальчики помогают говорить».

Актуальность проекта заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Цель проекта: создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.

Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Проект «Пальчики помогают говорить» долгосрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта 2 года – старшая, подготовительная группы.

Основными принципами реализации проекта являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.

Система работы по развитию мелкой моторики включала в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков. По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми был оформлен уголок «Ловкие пальчики».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:

комплексов пальчиковой гимнастики,

пальчиковой азбуки,

игр и упражнений с различными предметами,

упражнений на развитие графо-моторных навыков,

упражнения с элементами массажа,

упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:

тематические занятия,

игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),

разного вида шнуровки,

пальчиковый театр,

пальчиковая азбука,

пальчиковые игры,

развитие графо-моторных навыков,

работа в тетрадях (клетка),

раскраски, трафареты,

самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

игры-соревнования,

организация выставок.

3. Работа с педагогами

Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма»,«Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»

Папки-передвижки

Родительские собрания

Индивидуальные консультации и беседы

Конкурс на лучшую игру

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность -15-20 минут.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Дыхательные упражнения.

Тематическая беседа.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

IV.Подведение итогов

Презентация проекта.

Выставка игр и пособий.

Уголок «Ловкие пальчики».

Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».

В результате работы над проектом:

Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

Создан уголок «Ловкие пальчики».

Родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Разработан консультационный материал для родителей.

Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.

План реализации проекта

Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

5. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

6. Консультации на тему:

«Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7. Семинар-практикум для воспитателей «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

8. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи» Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

9. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

12. Анализ проделанной работы по проекту. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

14. Постановка новой проблемы Пополнить план работы новым разделом.

Список литературы.

Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда ДОУ. Метод проектов – как наиболее современный и перспективный метод работы с дошкольниками. Учитель-логопед Крутилина Ж.Н.

2 слайд

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка логопедических проектов. Проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

3 слайд

Описание слайда:

Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проектной деятельности логопеда в ДОУ: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи проектной деятельности: Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия. 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

6 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

7 слайд

Описание слайда:

Этапы и стратегия реализации проектов Подготовительный этап (информационно-аналитический). Задачи: 1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

8 слайд

Описание слайда:

II. Основной этап реализации проектов (практический): Задача: реализация проектов в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности

9 слайд

Описание слайда:

: План проведения мини проектов Название проекта Задачи Содержание работы «Школя Язычка» Дать советы и рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи у детей с ОНР. Познакомить родителей с особенностями, принципами, этапами работы логопеда. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. Оформление наглядной просветительской информациидля родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) Онлайн общение с родителямив интернете. Семинар-практикумдля родителей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения» Мастер-класс«Методы и приемы постановки звуков». Практикум«Игры для развития звукового анализа и синтеза» Экран звукопроизношения«Школа язычка».

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

: Название проекта Задачи Содержание работы «Моя любимая буква» Формировать представление о звуках и буквах. Знакомить с буквами в интересной и доступной форме. Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ. Повышать интерес детей к непосредственной образовательной деятельности пообучению грамоте. Учить различать и узнавать буквы алфавита Воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека. Оформление стенда «Советы логопеда» по темам «Как знакомить ребенка с буквой», «Веселый алфавит». Еженедельное обновление информации по теме «Игры и упражнения для закрепления изучаемой буквы». Творческий конкурс по изготовлению букв из различных материалов и различными способами.

13 слайд

Описание слайда:

: Название проекта Задачи Содержание работы «Трудные звуки» Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека. Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области Исследование органов артикуляции с помощью игрушек. Изучение комплекса артикуляционных упражнение для постановки звука. Изготовление папок «Говори правильно»

14 слайд

Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

Чагина С. В.

п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» .

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Творческий проект «Волшебный мир сказок»

Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность : Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том , что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность . Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу .

Цель : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности .

Задачи :

Развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность ;

Использовать современные технологии в логопедической работе ;

Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

Включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;

Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно -педагогический процесс.

Этапы реализации :

1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .

2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта ).

3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» , создание мультфильмов).

Направления проектной деятельности :

Работа по развитию речи

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;

Закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности ;

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.

Театрально – игровая деятельность :

Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

Развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;

Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.

Творческая деятельность

Пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка» , «Курочка-ряба» , «Маша и медведь» , «Теремок» , «Колобок» .

Совместное творчество детей и родителей : составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;

Презентация детьми книжек-самоделок;

Инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом» . Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам : «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Озвучивание мультфильмов.

Работа с родителями

Знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.

Конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад» ;

Выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» ;

Презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;

Распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.

Участие воспитателей группы в проекте

Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом» , «Мышонок и карандаш» , «Петух и краски» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Разные колеса» ;

Просмотр мультфильмов «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам.

Результаты :

Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу ;

Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность ;

Раскрытие творческого потенциала дошкольников;

Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

Позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Список литературы :

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников »

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...