Кто такой машинист локомотива. Презентация по профессии «Машинист локомотива» Всероссийский конкурс учащихся «Моя профессия – мое будущее»

Презентация по профессии «Машинист локомотива» «Моя профессия – мое будущее».

Государственное образовательное учреждение профессионального образования в г.Новороссийске ГБПОУ «КК» НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Руководитель проекта: Щербак Айше Эбазеровна

Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Профессионально – важные качества профессии «Машинист локомотива»

  • самоконтроль, способность к самонаблюдению
  • способность к мобилизации в сложной ситуации
  • способность планировать свою деятельность во времени
  • способность рационально действовать в экстремальных ситуациях
  • быстрая адаптация зрения к темноте, свету
  • дисциплинированность
  • организованность
  • ответственность
быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами
  • хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета)
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов)
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления
  • способность к обобщению информации
  • техническое мышление
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность)
  • хорошее общее физическое развитие – выносливость
  • умение четко и кратко формулировать информацию
  • сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности
  • переносимость статических физических нагрузок
Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.

Немного о профессии машиниста

Интересны рассказы пожилых людей, размещенных на форумах Интернет, дающие информацию о профессии машиниста тепловоза.

Многие проработали на железной дороге около полсотни лет. Привели их в железнодорожные училища разные обстоятельства, однако, они никогда не жалели об этом. Ветераны труда отмечают, что «Человеку – Технику» необходимы следующие качества:

терпение и усидчивость;

склонность к математике и физике;

желание изучать русский язык, потому как без оформления документов не обойтись;

спокойствие и выдержка: в пути бывают непредвиденные ситуации.

Перечисление можно продолжить. Машинист тепловоза должен обладать:

склонностью к выполнению однообразных движений;

аккуратностью и выносливостью;

чувством ответственности.

Управлять огромным составом, в котором семьдесят вагонов, сложно, ответственно и интересно. Машинист может находиться в пути разное время, нет двух одинаковых поездок. Работа машиниста нужна для любой страны: состав может перевезти до 6000 тысяч тонн груза или несколько сотен человек.

Опытные машинисты сравнивают свою работу с калейдоскопом: каждая новая поездка - это новая картинка о жизни.

Что входит в обязанности машиниста локомотива?

Человек, работающий по профессии машиниста тепловоза должен знать устройство и принцип работы локомотива, уметь им управлять. Есть нормативные документы, которые прорабатываются и подписываются машинистом до выхода в рейс:

железнодорожный Устав; правила по технической эксплуатации машины; ряд инструкций.

Еще в депо машинист должен проверить исправность тепловоза, тормозной системы, не полагаясь на заверения обслуживающей бригады. После этого можно изучить маршрутный лист следования. В пути следования машинист тепловоза должен быть собранным, потому что необходимо следить за показаниями приборов и корректировать их работу, выполнять все предписания диспетчера.

Профессия машиниста тепловоза сегодня

Интерес к данной профессии не угасает. Обучение на машиниста тепловоза можно пройти среднем профессионально-техническом училище, колледже и техникуме. Единственным препятствием может быть состояние здоровья, ведь абитуриенты проходят серьезную медицинскую проверку.

Врачи дают отрицательное заключение, если у молодого человека бронхиальная астма или нарушение слуха, зрения, сердечное заболевание. Врачи обращают внимание и на темперамент человека, не говоря про его физическое развитие. Если у молодого человека отменное здоровье, то ему можно выбрать данную профессию, ведь это престижно.

Если обобщить сказанное, то видно, что интерес к профессии машиниста тепловоза не ослабевает и сегодня, потому что она относится к разряду высокооплачиваемых.

Многих молодых людей привлекает также возможность проявить все качества своего характера, ведь профессия очень ответственная. Машинист один отвечает за доставку грузов и безопасность пассажиров. Он специалист высокого класса с определенным багажом знаний.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза - это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) - это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

Машинист локомотива — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).

Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста, а на паровозе — ещё и кочегар. В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста — так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист отвечающий за наблюдение за исправной работой дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распростанения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

Обязанности:

Управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);

Маневровые передвижения;

Прием и контрольно-технический осмотр локомотива;

Обеспечение рационального режима управления локомотивом;

Обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;

Контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

Обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

Выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

Контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;

Информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;

Контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;

Принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;

Руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;

Своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;

Выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Личные качества:

Сообразительность;

Осторожность;

Наблюдательность;

Осмотрительность;

Бдительность;

Решительность;

Выдержка;

Дисциплинированность;

Организованность;

Ответственность;

Самообладание.

Области применения профессиональных знаний:

Железные дороги общей сети;

Рудники;

Промышленные предприятия (внутризаводские пути);

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств, которые не только облегчают нам жизнь, но значительно повышают производительность труда специалистов в самых разных отраслях производства. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист .

Поскольку до того момента, когда машины будут полностью автоматизированы (то есть, перестанут нуждаться в управлении человеком) мы в ближайшие несколько десятков лет вряд ли доживем, а количество машин неуклонно возрастает, рынок труда постоянно нуждается и еще долгое время будет нуждаться в профессиональных машинистах. Поэтому многие вчерашние школьники предпочитают не гнаться за модой, выбирая популярные сегодня профессии экономиста или юриста, а поступаются на обучение по специальности "машинист", так как эта профессия гарантирует стабильный заработок, независимо от экономической ситуации в стране.

Кто такой машинист?


Квалифицированный специалист, профессиональная деятельность которого заключается в управлении машинами самого разного вида и предназначения. Отметим, что в зависимости от того, какой машиной управляет специалист, термин "машинист" всегда дополняется типом машины. При этом, некоторые профессии, связанные с управлением некоторых типов машин, ничего общего с термином "машинист" не имеет. Например, автомобилем управляет водитель, а самолетом - пилот.

Название профессии произошло от латинского māchina (орудие, устройство, механизм). Интересно, что в допетровской России все механические устройства называли "махина", и только потом это слово приобрело несколько иной смысл, а механизмы начали называть немецким словом Мaschine. Первые машины появились в античные времена, соответственно тогда же возникла и одноименная профессия.

Но если на заре становления профессии машинисты управляли примитивными подъемными механизмами (блоками и рычагами) и военной техникой, то современные специалисты управляют огромнейшим количеством самой разной техники, управление которыми сродни управлению космическим кораблем: подъемные краны, поезда, манипуляторы, экскаваторы и т.д. Правда в обыденной жизни большинство специалистов называют по названию той техники, которой они управляют: крановщик, бульдозерист, экскаваторщик.

Независимо от того, на какой машине работает специалист, профессиональные обязанности всех машинистов приблизительно одинаковые: управление механическим устройством, поддержание чистоты на рабочем месте, строгое следование технике безопасности во время работы, контроль за состоянием техсредства и своевременное прохождение технического осмотра машины и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать машинист?


Поскольку любая машина относится к устройствам повышенной опасности, машинист должен быть, в первую очередь, очень внимательным и ответственным. Кроме того, работа машиниста предполагает наличие у специалиста таких личностных качеств, как:

  • стрессоустойчивость;
  • аккуратность;
  • выносливость;
  • сосредоточенность;
  • любовь к технике;
  • смелость;
  • умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
  • развитая координация рук;
  • хорошая реакция.

Необходимо также понимать, что работа машиниста - это физически тяжелый труд, поэтому представители этой профессии должны быть сильными, причем не только физически, но и морально.

Преимущества профессии машиниста

Поскольку ни одна сфера жизнедеятельности человека сегодня не может обойтись без использования технических устройств, востребованность в специалистах, способных управлять машинами, всегда была и еще долго будет стабильно высокой. То есть, сразу же после окончания обучения молодой специалист гарантированно сможет трудоустроиться по специальности (правда, в некоторых случаях, сначала ему придется какое-то время работать на должности "помощник машиниста").

Еще одним преимуществом профессии машиниста можно смело назвать достаточно пристойный уровень заработка - согласно последним статистическим данным средняя зарплата машиниста в России составляет 40 тысяч рублей. Согласитесь, для рабочей профессии это немало.

Немаловажно также и то, что профессия машиниста, которая, кстати, пользуется заслуженным уважением, позволяет ощутить свою значимость и "полезность" для общества. Ведь именно благодаря этим специалистам, мы можем быстро добраться из одного места в другое на поезде или метро, строить многоэтажные здания, с легкостью перемещать многотонные предметы и т.д.

Недостатки профессии машиниста


Говоря о недостатках профессии машиниста , прежде всего, необходимо отметить тяжелые условия труда. Как правило, машинисты работают посменно. При этом смена длиться больше 8-ми часов, что тяжело не только физически, но и эмоционально. Может быть поэтому данную профессию принято считать исключительно "мужской" - сложно себе представить представительницу прекрасной половины человечества за пультом управления башенного крана или за рулем бульдозера.

Кроме того, большое психологическое напряжение в работе машиниста создает огромная ответственность, поскольку от его профессионализма порой зависит здоровье и жизнь многих людей. Из-за этого получить допуск к работе машинист может только после медицинского осмотра, в том числе и психологического состояния.

Где можно получить профессию машиниста?

Получить профессию машиниста , независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности "помощник машиниста" (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.

Подробности Обновлено: 04.11.2019 10:33 Опубликовано: 08.05.2017 18:23

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной. На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава. Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...