Лицензирование отдельных видов деятельности кратко. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности: порядок и суть мероприятия

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые считаются лицензиатами.

В соответствии с федеральным законодательством вновь созданные предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели для осуществления отдельных видов деятельности обязаны получить специальное разрешение-лицензию. Лицензирование деятельности организация осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· защита свобод, прав, законных интересов, нравственности или здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В Законе установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. Важно, что вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет, однако федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок не менее чем 5 лет по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) должен представить в соответствующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: а)наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета – для юридического лица; б)фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; в)лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (необходимо предъявить оригиналы в случае, если копия не заверена нотариусом) – для юридических лиц;

3) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуальный предпринимателей;

4) свидетельство о постановке соискателя лицензии (юридического лица, индивидуального предпринимателя) на учет в налоговом органе;

5) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Все документы, представленные в соответствующий лицензионный орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

В соответствии с Законом лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. В положении о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в указанный срок. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, должна производиться в течение 3 дней после представления соискателем документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, которыми могут быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Соискатель лицензии в установленном порядке имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также требовать независимой экспертизы, порядок проведения и оплаты которой устанавливается в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии составляет 300 рублей, а за представление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.

Лицензирующие органы могут осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, могут приостанавливать действие лицензии в случае: выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии является:

· обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

· незаконность решения о выдаче лицензии.

Если осуществляется преобразование юридического лица, изменяется его наименование или место его нахождения, лицензиат – юридическое лицо или его правопреемник – обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Осуществление определенного вида деятельности без специального разрешения (лицензии) является одним из признаков признания такой деятельности незаконным предпринимательством.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности устанавливается не только федеральным законом, но и постановлениями Правительства РФ. В статье 17 Федерального закона установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, поэтому предприниматели при намерении осуществлять определенные виды деятельности должны руководствоваться положениями данного Закона и другими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Чтобы обеспечить защиту законных интересов граждан, объектов культуры и охрану окружающей среды, а также с целью сохранения безопасности страны, было принято решение проводить лицензирование отдельных Список работ и услуг, на которые должна быть получена лицензия, и порядок такой процедуры оговорены в специальном законе.

Понятие лицензирования

Лицензирование - это комплекс мероприятий, который включает в себя услуги по выдаче, приостановке, переоформлению и аннулированию лицензий на различные виды Лицензией называют специальный документ, который уполномочивает компанию или индивидуального предпринимателя оказывать определенные услуги либо проводить тот или иной вид работ на законной основе. Такой документ может быть выдан как в бумажном, так и в электронном (с цифровой печатью) варианте.

Лицензирование отдельных проводится по принципу единого экономического пространства, открытости и доступности информации, соблюдению законности.

которые подлежат лицензированию

Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них:


Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию.

Документы для получения лицензии

Для того чтобы получить разрешение на осуществление определенных работ или оказание услуг, необходимо подать такие данные:

  1. Наименование вашей компании.
  2. Адрес и реквизиты организации.
  3. деятельности фирмы.
  4. Сведения о постановке на учет предприятия в налоговую инспекцию.
  5. Документы об уплате необходимых госпошлин.
  6. Другие данные.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Руководитель (представитель) организации или подает документы в лицензионный орган. Процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (возможны и более продолжительные сроки). Если после анализа поданных данных лицензионная комиссия выявит ошибки и недочеты, получение лицензии затянется. Заявитель должен будет исправить все указанные замечания и только после этого подать документы вновь.

Срок действия такого документа не может составлять меньше 5 лет. После окончания данного времени предприниматель может подать заявку о продлении действия лицензии. В некоторых случаях разрешение выдается на неограниченный срок. Лицензирование отдельных видов деятельности проводится по всей территории России.

В соотв. с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основные принципы осуществления лицензирования:

Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

Установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

Установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

Гласность и открытость лицензирования;

Соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

В науке ПП выделяют:

Общий лицензионный режим (осуществляется по правилам данного закона);

Специальный лицензионный режим (осуществляется по правилам специального законодательства).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юр. лицу или ИП.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата, может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Чтобы стать лицензиатом , т.е. лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии направляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: наименование и организационно-правовая форма юр. лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юр. лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юр. лице в ЕГРЮЛ; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть:


Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии является реорганизация юр. лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения; изменение имени или места жительства ИП; изменение адресов мест осуществления юр. лицом или ИП лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Кроме того, предусматривается, что действие лицензии прекращается со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17 Закона о лицензировании):

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Геодезическая деятельность;

Картографическая деятельность;

Фармацевтическая деятельность;

Производство лекарственных средств;

Производство медицинской техники;

Оценочная деятельность;

Туроператорская деятельность;

Турагентская деятельность;

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту.

2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ

3 . Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:

монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;

ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.

штрафы от 200 до 700 МРОТ;

арест от 4 до 6 месяцев;

лишение свободы до 7 лет;

конфискация имущества.

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.



Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811-1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991-1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994-1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время - в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.

Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

О. Олейник считает, что «лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

государственный контроль за осуществлением деятельности;

возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства».

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Здесь, нам представляется, сделан «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.

Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

Хотя ГК РФ в ст. 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Из смысла ст. 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

Видимо, ст. 49 ГК нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.

Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со ст. 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в ст.3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:

– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;

– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;

– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;

– гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

– соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов.

Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое лицо наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых - соблюдение лицензионных требований и условий. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. Изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента России или постановлением федерального Правительства. Существуют следующие предпосылки прекращения правомочий лицензиата как юридического лица:

– к объективным предпосылкам прекращения статуса лицензиата относятся ликвидация юридического лица (для гражданина - предпринимателя - смерть) по решению его учредителей или органа юридического лица и по другим обстоятельствам, указанным в п. 2 ст. 61 ГК;

– субъективными предпосылками прекращения правомочий лицензиата служат обстоятельства, связанные с противоправным действием (бездействием) лиц, выполняющих от имени юридического лица организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности: например, при признании судом недействительным свидетельства о регистрации юридического лица.

Таким образом, кроме обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 49 ГК (истечение срока действия лицензии), можно указать следующие причины прекращения правоспособности лицензиата как юридического лица:

– ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации (юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц - п. 8 ст. 63 ГК);

– аннулирование лицензии.

Индивидуальные предприниматели - самая распространенная разновидность субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью юридических лиц - коммерческих организаций; таким образом, основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.

Большинство стадий лицензионного регулирования обеспечивается властными полномочиями компетентных органов. Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа - последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.

Приоритет общегосударственных интересов обеспечивается и на последующих стадиях лицензионного регулирования: лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении контроля и надзора.

После получения лицензии ее соискатель именуется лицензиатом. Данные о выдаче ему лицензии (как и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговый орган, квитанцию об уплате лицензионного сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством. Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ. Новый Закон о лицензировании исключил из числа лицензирующих органов органы местного самоуправления, Президента РФ, суды. Единственными источниками лицензионных требований и условий являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Но Президент РФ, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней (по предыдущему закону - 30) со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий (100 рублей).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О лицензировании» за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

По ранее действующему закону размеры лицензионных сборов были установлены в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда. При этом были установлены только максимальные размеры лицензионных сборов. Сам же размер лицензионных сборов определялся самим лицензирующим органом (но не более вышеупомянутого максимума).

На каждый вид деятельности, указанный в ст. 17 ФЗ «О лицензировании», предоставляется лицензия. Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу.

Если лицензия выдана органом исполнительной власти РФ, то деятельность может осуществляться на всей территорией РФ. Если же лицензия выдана органом исполнительной власти субъекта РФ, то она, по общему правилу, может вестись только в пределах данного субъекта. Но на практике часто встречаются случаи, когда субъекты РФ «договариваются» между собой о том, что лицензия, выданная на конкретный вид деятельности в одном субъекте, действует и на территории другого субъекта.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет (по старому закону - не менее трех лет). Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующий орган, и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Новый Закон о лицензировании, в отличие от предшествующего, не предусматривает возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (об этом см. подробнее ниже).

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. Приостанавливать действие лицензии вправе только выдавший ее лицензирующий орган, указанные санкции применяются в случае выявления последним либо иным государственным органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

Приостановление действия лицензии осуществляется по усмотрению выдавшего ее лицензирующего органа, который при этом должен учитывать потенциальную вредоносность выявленных нарушений либо общественную опасность ущерба общегосударственным или частноправовым интересам, причиненного деяниями лицензиата.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии по результатам собственной надзорной деятельности либо на основе нарушений, выявленных государственными органами: к последним относятся не только специализированные надзорные и контрольные органы, но и иные органы государственной власти, например органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ) и др. Приостановлению действия лицензии лицензирующим органом всегда предшествует его обращение к лицензиату, в котором указаны выявленные по результатам надзора нарушения лицензионных требований и условий, определенных федеральным законом либо положениями о лицензировании, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Решением лицензирующего органа должен быть определен срок устранения выявленных нарушений, невыполнение лицензиатом этого решения в указанный срок может привести к приостановлению действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В этих случаях имеет место переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и др.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случаях неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обжалование решений лицензирующих органов относится к экономическим спорам и осуществляется в соответствии с гл. 22 АПК РФ.

Лицензиат вправе обжаловать указанное решение лицензирующего органа, предъявив исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Порядок обжалования непосредственно в арбитражный суд обусловлен тем, что в Законе о лицензировании не предусмотрена процедура претензионного урегулирования спора с ответчиком.

В исковом заявлении должны быть подтверждены правовые основания обжалования. К ним могут относиться: а) несоразмерность решения, принятого лицензирующим органом, вреду, причиненному правонарушением лицензиата, при подтверждении последним факта правонарушения; б) отрицание лицензиатом факта правонарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии. В первом случае в исковом заявлении необходимо привести обоснования того, что выявленные нарушения лицензиата не могли повлечь общественно опасных последствий и лицензирующий орган должен был избрать иные, более гуманные санкции.

Заявление лицензирующего органа об аннулировании лицензии также рассматривается арбитражным судом по месту нахождения ответчика.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, предметом лицензирования выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по предоставлению, отзыву, приостановлению, аннулированию лицензий, надзору за выполнением правил лицензирования, привлечению к ответственности за нарушение лицензионных отношений. Иными словами, речь идет об общественных отношениях по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих отдельный вид деятельности.

В то же время, раскрывая лицензионные правоотношения, нельзя не заметить их особенностей, которые проявляются:

– во-первых, в субъектах, (с одной стороны орган государства, а с другой - предприниматель);

– во-вторых, в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений;

– в-третьих, в объектах (определенный вид деятельности).

Лицензионные отношения требуют различного сочетания юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на участников общественных отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Это сочетание проявляется в методе правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания, запрещения, согласования.

Для правовой характеристики лицензирования представляет интерес рассмотрение и функционального критерия, который включает регулятивную и охранительную функцию.

Системный критерий лицензирования включает в себя и принципы лицензирования.

Уяснение общих положений в области лицензирования позволяет сконцентрировать свое внимание и на изучении особенностей правового регулирования, которое в настоящее время страдает недостатками.

Организация или ИП могут работать на территории России только после государственной регистрации в налоговом органе.

В процессе оформления нового бизнеса нужно учитывать, что на некоторые виды работ и услуг требуется специальное разрешение - лицензия. Как она оформляется и какие виды предпринимательской деятельности требуют лицензирования, расскажем далее.

Какие работы и услуги нужно лицензировать?

Лицензия требуется на такие виды деятельности, которые могут нанести ущерб законным интересам и правам, жизни и здоровью населения РФ, а также обороне и безопасности страны, ее экологии и культурному наследию.

Список работ и услуги, на которые требуется разрешение, весьма внушителен и часто меняется. Он содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

  • производство лекарственных препаратов;
  • перевозка пассажиров и грузов водным, железнодорожным или воздушным транспортом;
  • пассажиров автотранспортом, вместимостью более 8 человек;
  • частная охранная и детективная (сыскная) деятельность;
  • услуги связи, телевизионное и радиовещание;

Это исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности. Работы и услуги, не входящие в этот список, не требуют оформления специального разрешения.

В законе четко прописаны виды деятельности, требующие получения лицензии.

Каким лицам разрешено заниматься отдельными видами деятельности, указанными в Законе 99-ФЗ?

Получить разрешение вправе организации разной правовой формы и индивидуальные предприниматели. Обычные граждане не имеют права выполнять работу и предоставлять услуги, перечисленные в законе. Следовательно, без регистрации ИП или юрлица лицензию не оформить.

Лицензию могут получить только ИП и организации.

Требования к соискателям на получение лицензии

Организации и ИП, желающие оформить лицензию на какой-либо вид деятельности, обязаны соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в ст. 8 Закона № 99-ФЗ:

  • наличие недвижимости, оборудования и технических средств, необходимых для выполнения заявленных видов деятельности (в собственности или аренде);
  • наличие штатных сотрудников, имеющих подходящее образование, квалификацию и опыт работы по специальности;
  • наличие на предприятии системы производственного контроля;
  • соответствие организационной формы бизнеса требованиям закона. Это правило актуально не для всех работ. В качестве примера можно привести деятельность по производству алкоголя, которой могут заниматься только организации.

Список требований может быть расширен, так как для каждого вида работ и услуг разработано свое законодательное положение, описывающее нюансы оформления лицензии.

Для каждого лицензируемого вида деятельности свой список требований.

Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Алгоритм оформления лицензии можно разделить на три основных этапа:

  1. Сбор и подача документов в лицензирующий орган

Чтобы узнать, куда обращаться за лицензией в каждом конкретном случае, нужно заглянуть в Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В нем перечислены все инстанции.

  1. Рассмотрение заявления и принятие решения

После передачи пакета документов в лицензирующий орган, его сотрудники начинают проверку сведений. Срок рассмотрения документов зависит от вида лицензии и обычно составляет 45-60 дней. Если все соответствует закону, выносится решение о выдаче лицензии. При наличии нарушений в выдаче лицензии отказывают.

  1. Уведомление заявителя

В случае положительного решения соискателю направляется извещение с указанием реквизитов счета и срока на уплату лицензионного сбора.

Отрицательный ответ также в письменном виде направляется в адрес заявителя. В документе указываются причины отказа и ссылки на подходящие нормы закона.

Лицензирующий орган обязан письменно вас уведомить о принятом решении.

Срок действия разрешения напрямую зависит от вида деятельности, на который оно выдается. Минимальный период - 3 года, если заявитель не указал меньший срок. Лицензия продлевается по ходатайству ее владельца. Разрешительный документ актуален на всей территории РФ.

Документы для лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Вам потребуется собрать и подать в лицензирующий орган следующие бумаги:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • учредительные документы организации или свидетельство о регистрации ИП (копии);
  • ИНН (копия);
  • документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям Закона № 99-ФЗ;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • опись подаваемых документов;
  • доверенность на представителя, если от вашего имени действует другой человек.

Перечень документов зависит от вида лицензируемой деятельности и может быть расширен.

Документы можно подать тремя способами:

  1. принести в лицензирующий орган лично;
  2. направить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  3. через интернет - в формате электронного документа, подписанного ЭЦП.

Если сотрудники лицензирующего органа выявили ошибки в вашем заявлении, либо вы приложили не все бумаги, вас известят об этом течение 3-х дней с момента подачи документов. Устранить нарушение нужно в месячный срок. Помните, что при каждой повторной подаче документов придется заново оплачивать госпошлину.

Размер госпошлины за предоставление лицензии - 7500 руб.

Причины отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии может послужить:

  • информация, указанная в документах заявителя, не соответствует действительности;
  • кандидат не подходит под требования Закона № 99-ФЗ;
  • ранее выданная лицензия была отозвана (касается видов деятельности, перечисленных в п. 38 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Неправомерный отказ можно оспорить в суде. Аналогично можно поступить в случае бездействия лицензирующего органа и затягивания сроков рассмотрения заявки.

Отказ в выдаче лицензии - повод обратиться в суд.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Нарушителей ждут административные, налоговые или уголовные санкции:

  1. Административная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности без разрешения грозит ответственностью по ст. 14.1 КоАП РФ. Юрлицу придется заплатить штраф до 50 тыс. руб., должностным лицам - до 5 тыс. руб., гражданам - до 2,5 тыс. руб. У вас также могут конфисковать изготовленную продукцию, орудия производства и сырья.

  1. Налоговая ответственность

Некоторые виды деятельности освобождены от налогообложения (ст. 149 НК РФ). Если вы занимаетесь ими без лицензии, то придется заплатить подоходный налог за все операции.

  1. Уголовная ответственность

Если работа без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо принесла вам крупный доход, наказание последует по ст. 171 УК РФ. Минимальная санкция - штраф до 300 тыс. руб., максимальная - тюремное заключение до 5 лет.

За работу без лицензии грозит штраф, а иногда и тюремный срок.

Оформление лицензии на любой вид предпринимательской деятельности - сложный и длительный по времени процесс, требующий глубоких познаний в области законодательства. Для успешного и быстрого прохождения процедуры лучше обратиться за помощью к юристу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...