Порядок разработки и изменения государственных стандартов. Порядок разработки государственных стандартов - реферат

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

Порядок разработки государственных стандартов

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов

State System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты). Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт: ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. 3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации. При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. 3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция); 3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия; 4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта; 5-я стадия - издание стандарта. Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку. 3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем. Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России). При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают: - стадии разработки и сроки их выполнения; - разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом; - перечень документов, представляемых со стандартом; - перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование; - дополнительные требования заказчика. 3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта: - определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт; - определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта; - устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором. ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направлениеим на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

3.3.1 Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта. В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят: - основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; - краткую характеристику объекта стандартизации; - сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран; - сведения о патентной чистоте проекта стандарта; - сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене; - сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - сведения о согласовании, если оно проводилось; - источники информации. 3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК). 3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК). 3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции. Примечание - Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2. 3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее - научно-исследовательская организация). ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв. 3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта. Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности: - по проекту в целом; - по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта. Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта. 3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет: - членам ТК (ПК); - органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо; - в научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах). Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК). Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимсяк их компетенции. Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта. 3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий. 3.4.4 ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК). Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании. При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК). Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. 3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК). При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях: - если за него не проголосовали члены ТК (ПК), являющиеся полномочными представителями органов государственного контроля и надзора; - если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК). 3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре: - пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1); - протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта; - подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось; - экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование. Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта. 3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2- 3.4. При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование. Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4.

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России). Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. 3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации». Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора. В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта. 4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России). 4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта: - в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; - при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; - в других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран. 4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела. 4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации. 4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции. 4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие. 4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения). 4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России. Опубликование в информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по стандартизации.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции. 4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения: «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение. 4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре: - протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены; - подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК). 4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта. Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают:

Полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители и потребители продукции);

Ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям;

Представители общественных организаций.

Основные стадии разработки ГОСТ Р следующие:
I стадия – организация разработки стандарта;
II стадия – разработка проекта стандарта (1редакция);
III стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция);
IV стадия - принятие, утверждение, государственная регистрация стандарта.

I стадия: Определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

II стадия : Рабочая группа разрабатывает 2 документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в технический комитет на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого технический комитет передает проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

III стадия : На этом этапе технический комитет с учетом поступивших замечаний и предложений готовит 2 документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта.

Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение:

Членам технического комитета;

Организациям госнадзора за стандартами;

Научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

IV стадия : На этом этапе решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов технического комитета и оформления результатов голосования протоколом.

Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Порядок кодирования нормативной документации.

2. Основные этапы разработки нормативной документации в Российской Федерации.

ЛЕКЦИЯ № 10

ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

10.1 Основные понятия, используемые при сертификации

Сертификация – система мероприятий, удостоверяющая посредством сертификата (сертификата соответствия или знака соответствия), что изделие или услуга отвечает определенным стандартам. Сертификация призвана гарантировать потребителю наличие у изделия определенных, заранее объявленных свойств и качеств. Перечень продукции, подлежащей сертификации устанавливается каждой страной на основе национальных законов о безопасности эксплуатации продукции и охраны окружающей среды.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Система сертификации – совокупность участников сертификации осуществляющих сертификацию по правилам установленным в этой системе. системы сертификации в зависимости от статуса могут быть добровольными и обязательными .

Обязательная сертификация – когда стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению. Область обязательных к применению стандартов в большинстве стран ограничена требованиями охраны окружающей среды, безопасностью людей и сохранностью имущества, здравоохранения и т.д. В России для всех пищевых продуктов обязательна сертификация.

Добровольная сертификация – проводится по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Системы добровольной сертификации имеют ряд преимуществ:

· доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны;

· предотвращение импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции;

· сертификация отечественной продукции снижает импорт аналогичных изделий;

· сертификация упрощает выбор продукции потребителем;

· сертификация защищает изготовителя от конкуренции с поставщиком несертифицируемой продукции и обеспечивает рекламу и рынок сбыта;

· сертификация улучшает качество стандартов путем выявления в них устарелых положений и стимулирует переработку этих стандартов.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит общие или отдельные испытания в определенной области аккредитации.

Аккредитация испытательной лаборатории - процедура, посредством которой уполномоченный орган, официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией конкретных работ в заявленной области. Испытательные лаборатории при аккредитации проверяются на соответствие их технического обеспечения, квалификации персонала и нормативного обеспечения.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию определенной продукции согласно области аккредитации и в результате проделанной работы он выдает сертификат соответствия, а в дальнейшем осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - проверка, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Эксперт по сертификации, аттестации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные цели сертификации.

2. Перечислите основные понятия, используемые при сертификации.

ЛЕКЦИЯ № 11

ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

11.1 Виды сертификатов

Практика производственно-коммерческой деятельности и предоставления услуг выделяет следующие виды сертификатов: сертификат соответствия, сертификат гигиенический, сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат (свидетельство) происхождения товара, гарантийный (ветеринарный) сертификат, фитосертификат.

Сертификат соответствия – документ, выданные по правилам системы сертификации, подтверждающий соответствие продукции, работ, услуг установленным требованиям нормативных документов.

Гигиенический сертификат – документ, подтверждающий, что произведенная и предлагаемая на продажу продукция не является потенциально опасной для потребителя, не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье человека при ее использовании.

Сертификат качества – товаросопроводительный документ, удостоверяющий качество фактически поставляемого товара.

Сертификат безопасности – документ, удостоверяющий отсутствие недопустимого риска, связанного с возможным нанесением личного ущерба пользователю, т.е. подтверждает потребительское свойство продукции, характеризующее степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при потреблении товара.

Ветеринарный сертификат - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого (экспортируемого) скота, птицы, продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из районов, благополучных в отношении острозаразных заболеваний.

Сертификат происхождения товара – документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера, который ответственно удостоверяет страну происхождения товара.

Фитосертификат - санитарный документ, удостоверяющий, что импортируемые (экспортируемые) растения, плоды и овощи не заражены вредителями и болезнями, оговоренными в контракте, и происходят из районов благополучных в карантинном отношении.

11.2 Действующие схемы сертификации товаров и услуг

Таблица 1

№ схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и др. способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества производства)
Испытания типа - -
Испытания типа -
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
Испытания типа Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытание образцов взятых у продавца и (или) у изготовителя
Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества
Испытание партии - -
Испытания каждого образца - -
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - -

Окончание табл. 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные виды сертификатов.

2. Действующие схемы сертификации товаров и услуг.

ЛЕКЦИЯ № 12

ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ДОКУМЕНТАМ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РФ

Сертификация проводится изготовителем через центральные органы, органы по сертификации и испытательные лаборатории, получившие право осуществления работ по сертификации.

При сертификации проверяются показатели продукции позволяющие:

Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации (по показателям назначения и другим) происхождение, принадлежность к данной партии и т.д.;

Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды, установленных в нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условия использования и транспортирования этой продукции;

Получить информацию об органолептических свойствах продукции, ее химическом составе и т.д.

Порядок проведения сертификации состоит из следующих этапов:

Первый этап - подача и рассмотрение заявки на сертификацию.

Для сертификации продукции заявитель направляет заявку в аккредитованный орган по сертификации, при наличии нескольких заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России.

Второй этап - принятие решения по заявке.

Орган по сертификации рассматривает заявку в срок не более 3-х дней и принимает по ней решение для продукции длительного хранения. Заявка по сертификации скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение содержит все основные условия сертификации, в том числе: схему сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий, перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества.

Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из действующих схем, кроме схемы 1, 6, 8 , а именно:

схема 2: сертификат на продукцию может быть выдан на основании
положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного
контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб
взятых из сферы торговли;

схема 2а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 2 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 3: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции, на основе испытаний проб взятых со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;

схема 3а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 3 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 4: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб взятых из сферы торговли и со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;

схема 4а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 4 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 5: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к процедуре схемы 4 проводится сертификация производства или сертификация систем качества, при осуществление испытательного контроля за аттестованным производством и стабильностью функционирования систем качества;

схема 7: сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытании представительной пробы от партии, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией. При сертификации по 7-й схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (номер партии, показатели ее идентификации, маркировка или номер, дата выработки и т.д.).

Третий этап - отбор, идентификация образцов и их испытание.

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются по нормативным документам и методикам испытаний.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцам. Отбор образцов осуществляет испытательная лаборатория или по ее поручению компетентная организация с оформлением акта отбора проб. Образцы подлежат хранению в течение срока годности продукции. Ответственность за правильность отбора образцов, их хранение, упаковку, транспортировку, влияющие на достоверность испытаний, несет испытательная лаборатория.

Орган по сертификации может включить в отбираемую партию для сертификационных испытаний дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения ее в испытательной лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возникающих разногласий и апелляций, проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение. Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого они возвращаются изготовителю.

Четвертый этап - определение порядка работ по сертификации производства или сертификации систем качества.

Сертификация производства проводится в соответствии с типовой методикой (программой проверки) для производства однородной пищевой продукции. При отсутствии типовой методики сертификация производства проводится в соответствии с рабочей методикой, разрабатываемой органом по сертификации производств.

Сведения о сертификации производства или системы качества приводят в сертификате на продукцию.

Пятый этап - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.

Орган по сертификации проводит анализ следующих документов протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производств; или системы качества, анализы документов о соответствии продукции НД.

Орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат и регистрирует его.

Срок действия сертификата, выданного на партию продукции, устанавливается в зависимости от срока годности продукции или срока, на который сертифицировано производство или система качества, но не более чем на три года.

При внесении изменений в состав продукции или технологию ее производства, заявитель извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости новых испытаний или оценки состояния производства.

Шестой этап - выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.

Сертификат соответствия оформляется, как правило, на конкретное наименование продукции. В обоснованных случаях сертификат может быть оформлен на отдельную группу однородной продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком
соответствия, принятым в системе. Знак ставится на изделие, тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию, товаросопроводительную документацию. Правила нанесения знака устанавливаются порядком проведения сертификации в Российской Федерации. При этом соблюдаются следующие общие требования:

· знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка), при невозможности маркировки первичной тары знак соответствия может наноситься на этикетки, ярлыки и и.д.;

· если сертификация проводилась по схемам 2 или 7, допускает маркировка знаком соответствия невозвратной тары (упаковки), а в случае невозможности этого в исключительных случаях знаком может маркироваться техническая документация.

Способ маркировки указывается в сертификате соответствия.

Седьмой этап - инспекционный контроль.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций.

Инспекционный контроль проводится в течение срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в квартал в форме периодических и внеплановых проверок, включая испытания образцов и других проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором делается заключение о возможности сохранения действия сертификата. В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:

отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе» аккредитованной лаборатории;

· получение информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей;

· получение информации о способах применения знака соответствия и тому подобное;

· получение информации от заявителя и проверка на месте состояния производства и (или) системы качества;

· проверка на месте правильности применения знака соответствия;

· другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.

По результатам контроля орган по сертификации может приостановить или отменит действие сертификата в случаях:

· несоответствия продукции требованиям нормативной документации;

· изменения нормативной документации на продукцию или методов испытаний;

· изменения состава изделия;

· изменения технологии и организации производства;

· невыполнение требований технологии, методов контроля, системы обеспечения качества, если эти изменения могут вызвать изменение качества продукции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные этапы сертификации пищевой продукции по документам системы сертификации РФ.

2. Правила маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия.

3. Условия приостановления или отмены действия сертификата соответствия.

ЛЕКЦИЯ № 13

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ-ДЕКЛАРАЦИИ.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

13.1 Сертификация с использованием заявления-декларации

Сертификат на продукцию по этой схеме может быть выдан на основании заявления-декларации, в котором заявитель гарантирует, что продукция соответствует всем требованиям безопасности и представляет документы, подтверждающие это, в том числе:

· для отечественной продукции:

результаты проверки изготовителя службами Государственного надзора, сведения об отсутствии рекламаций от торгующих организаций и потребителей и тому подобное, а также протоколы испытаний, санитарные свидетельства для животноводческой продукции, документы государственной службы по карантину растений для растениеводческой продукции;

· для импортируемой продукции:

свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны-изготовителя, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхождения и тому подобное, ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции, фитосертификаты для растениеводческой продукции.

Сертификация по заявлению-декларации проводится в следующем порядке:

1. Составление заявления-декларации.

Первый шаг, с которого начинается сертификация - подача декларации-заявки в орган по сертификации. Эксперты органа по сертификации, рассмотрев декларацию-заявку, готовят по ней решение. В заявке должен быть указан номер технических условий (ТУ) являющихся в России документом поставки продукции. Для импортируемой продукции документом поставки является контракт.

2. Отбор образцов.

Отбор образцовдолжен быть таким, чтобы обеспечивать случайность выборки. Он проводится комиссией, в состав которой должен входить представитель органа по сертификации.

3. Выбор испытательной лаборатории.

Лаборатория должна быть аккредитована и заявляемая продукция должна находиться в области ее аккредитации.

4. Определение числа образцов для испытаний.

Число образцов определяется из нормативной документации в зависимости от размеров партии. Проведение испытаний осуществляется по перечню показателей, указанных в ГОСТ Р и по методикам, определенным ГОСТ на методы испытании.

5. Оплата работ по сертификации.

Оплатаосуществляется заявителем вне зависимости от полученных результатов. При проведении сертификации заявитель оплачивает: работу органа по сертификации; испытания продукции; инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией; право применения сертификата и знака соответствия.

При проведении инспекционного контроля оплате подлежат: работа экспертов;

расходы по отбору образцов; контрольные испытания; командировочные расходы.

Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):

  • 1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
  • 2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);
  • 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
  • 4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
  • 5-я стадия - издание стандарта.

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии -- определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт. стандартизация социальный экономический

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

Разработку стандартов в РФ осуществляют технические комитеты(ТК) по стандартизации, а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации, программами работ ТК или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используются научно-технические результаты научно-исследовательских работ(НИР), опытно-конструкторские работы(ОКР), опытно-технологических работ, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, прогрессивные национальные стандарты других отраслей, иная инф. О современных достижениях.

Стадии разработки стандартов

1. Организация разработки стандарта

2. Разработка проекта стандарта(первая редакция)

3. Окончательная редакция стандарта и представление для принятия.

4. Принятие и государственная регистрация стандарта

5. Издание стандарта

ГОСТ 1.5-92 «Общие требования по построению, изложению, оформлению стандарта»

Порядок разработки стандартов

1. Подготавливается и предоставляется заявление в ТК на разработку стандарта.

2. Разрабатывается договор и ТЗ на разработку проекта

3. Технический комитет определяет подкомитет, в котором будет разработан стандарт; формируется рабочая группа(РГ)

4. РГ разрабатывает первую редакцию проекта в соответствии с законодательством РФ. Первая редакция проекта отправляется организациям, участвующим в разработке для составления отзывов

5. Предприятия, организации, ТК разрабатывают заключение, на основе кот. Разрабатывается окончательная редакция.

6. Рассылаются и собираются заключения по окончательной редакции. Предоставляется в технический комитет для принятия.

7. Принятие происходит на основе соответствия ГОСТам РФ.

Обновление(изменение, пересмотр)

Стандарт производится на инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, ответственных организаций, гос органов управления.

Изменение

К стандарту на продукцию разрабатывают при введении него новых, более прогрессивных требований, которые влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости старой продукции с новой.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. Новому стандарту присваивают обозначение старого и заменяют 2 последние цифры года принятия.

Отмена стандарта производится Госстандартом России в следующих случаях:

В связи с прекращением выпуска продукции по данному стандарту

При разработке нового стандарта взамен данного

информация о принятом стандарте, изменениях, отменах и принятии публикуется в ежемесячном информационном указателе: «Государственные стандарты РФ».

Методы стандартизации.

Принципы стандартизации

1. Сбалансированность интересов сторон

2. Принцип системности

3. Перспективность работ (определение стандарта)

4. Динамичность – изменение, обновление и отмена

5. Оптимизация при стандартизации, определение оптимальных параметров объектов стандартизации

6. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности совместимости и взаимозаменяемости

7. Гармонизация – разработка взаимосвязанных стандартов

8. Эффективность стандартов достигается засчёт экономических и социальных эффектов.

9. Чёткость формулировок положений стандартов

Методы стандартизации

1. Упрощение(симпликация) – метод, стандартизации заключающийся в сокращении типов изделий в рамках определённой номенклатуры

2. Упорядочивание(систематизация и классификация) – носит универсальный характер. Приводит к уменьшению многообразия. Базируется на систематизации и классификации

3. Параметрическая стандартизация- применяется для установления рациональной номенклатуры изготавляемых изделий. Параметрический ряд – закономерная в определённом диапазоне совокупность числовых значений главного параметра.

4. Унификация – форма стандартизации, закл. В том, чтобы требования, регламентируемые документом, и изделия были взаимосвязаны.

Унификация: типоразмерная, внутриразмерная и межтиповая

5. Агрегатирование – метод создания и эксплуатации машин и приборов из отдельных стандартных, унифицируемых в узле

6. Типизация – метод стандартизации, закл. В установлении типовых объектов для данной совокупности, принимаемых за основу при создании других объектов, близких по функциональному назначению

7. Комплексная стандартизация – стандартизация, при кот. Осуществляется целенаправленное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к объекту, так и к его элементу, материальным и нематериальным факторам с целью обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.

8. Опережающая стандартизация – стандартизация, устанавливающая повышенные(по отношению к практике) требования к объекту стандартизации, которые будут оптимальные в будующем.

Группы стандартов ЕСКД. Обозначение стандартов.

1 – ГСС(гос система стандартизации)

3-ЕСТД(единая систмеа технологической документации)

4-СПКП(система показателей качества)

8– ГСИ(система обеспечения единства измерений)

10 – стандарты на товары, поставляемые на экспорт

12 – ССБТ(система стандартов безопасности труда)

19 – ЕСПД(программная документация)

ЕСПД – комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программы и программной документации

Стандарты ЕСПД обеспечивают:

Унификацию программных изделий;

Снижение трудоёмкости и эффективности разработки, сопровождения, эксплуатации.

Автоматизацию изготовления и хранения программной документации.

Группы ЕСПД

ГОСТ 19.102-77

19 – код группы стандартов; класс группы, порядковый номер в группе

Класс группы

0 – общие положения

1 - основополагающие стандарты

2 – правила выполнения документации разработки

3 – правила выполнения документация изготовления

4 – документация сопровождения

5 – документация эксплуатации

6 – правила обращения программной документации

7,8 – резервные группы

9 – прочие стандарты

Ключевые стандарты

19.001 – «Общие положения»

19.101 – «Виды программ и программных документов»

19.102 – «Стандарты разработки»

19.103 - Обозначение программ и программных документов

19.108 – Общие требования к программной документации

19.201 – техническое задание

19.202 – спецификация

19.301 – порядок и методика испытаний

И т.д......................................................

Виды и типы схем.

В основу деления положены 2 принципа:

1) принцип действия используемых элементов, определяющих вид схемы;

2) назначение схемы, определяющее его тип;

По принципу действия схемы бывают:

13. электрические (Э);

14. гидравлические (Г);

15. пневматические (П);

16. газовые (Х);

17. кинематические (К);

18. вакуумные (В);

19. оптические (Л);

20. энергетические (Р);

По назначению:

3) схемы деления (Е). На ней указываются взаимосвязи, входимость составных частей, их назначение;

4) комбинированные (С);

1 – структурная. Для общего представления изделия, его сост. частей, назначения и связей.

2 – функциональная. Для пояснения процессов, происходящих в изделии, его функциональных частях.

3 – принципиальная. Для получения детального представления о принципах работы устройства, определения полного состава функциональных частей и связей между ними.

4 – соединений. Для представления о видах, средствах и местах соединений.

5 – подключений. Предназначена для определения внешних подключений.

6 – общая. Для определения расположения составных частей и соединений между ними.

7 – расположения. Предназначена для определения составных частей изделия и, при необходимости, связей между ними.

0 – объединенная. Совмещает несколько видов схем для одного изделия.

Применение:

· структурная – при разработке схем других типов и эксплуатации изделия;

· функциональная – при изучении принципов работы, монтажа и наладки, конструировании и ремонте;

· принципиальная – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;

· соединений – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;

· подключения – принципиальная + соединений;

· общая – для общего ознакомления с комплексом;

· расположения - принципиальная + соединений;

· объединенная - принципиальная + соединений;

Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Разработку проектов стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК) или предприятия, объединения и другие хозяйственные организации (далее - предприятие-разработчик) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Республики Казахстан, программ (планов) ТК и договоров на разработку стандартов.

2.1.2. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан, государственными стандартами государственной системы стандартизации Республики Казахстан и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

2.1.3. В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандартов:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3 стадия - разработка окончательной редакции стандарта и представление его на утверждение;

4 - стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

2.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по СТ РК 1.5.

2.2. Организация разработки стандарта.

2.2.1. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК или предприятие-разработчик по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Республике Казахстан, технические комитеты и другие хозяйствующие субъекты.

2.2.2. Технический комитет или предприятие-разработчик организует разработку проекта стандарта:

Определяет рабочую группу для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.



2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции).

2.3.1. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят следующие сведения:

Основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

Краткую характеристику объекта стандартизации;

Сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) или национальным стандартам других стран;

Сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

Источники информации;

Сведения о патентной чистоте объекта стандартизации.

2.3.2. ТК или предприятие-разработчик проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Республики Казахстан и направляет его с пояснительной запиской членам ТК и всем заинтересованным организациям (предприятиям) по перечню, определенному техническим комитетом или предприятием-разработчиком.

2.3.3. Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта в общем случае рассылают на отзыв:

Предприятиям, внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта;

Органам государственного надзора, транспортным министерствам, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;



Обществам потребителей;

Органам, утвердившим действующие взаимосвязанные нормативные документы, которые подлежат пересмотру, изменению или отмене в связи с разработкой проекта стандарта;

Другим предприятиям по их запросам.

2.3.4. Заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК или предприятию-разработчику в двух экземплярах не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

По проекту в целом;

По разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

2.4. Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение.

2.4.1. ТК или предприятие-разработчик с учетом поступающих отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

2.4.2. Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК или предприятие-разработчик направляет на согласование:

Заказчику разработки стандарта;

Членам ТК;

Органам государственного надзора, если они не являются членами ТК и если это необходимо;

Министерству труда Республики Казахстан, если стандарт содержит раздел «Требования безопасности».

Члены ТК рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК.

Органы государственного надзора, которые не являются членами ТК и Министерство труда Республики Казахстан в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

2.4.3. ТК или предприятие-разработчик с учетом предложений членов ТК, согласования с органами государственного надзора и Министерства труда Республики Казахстан дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК или предприятие-разработчик организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

2.4.4. ТК на заседании, предприятие-разработчик на согласительном совещании рассматривают проект стандарта и проводят по нему согласование.

Решение заседания (согласительного совещания) оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации), члена ТК.

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций, членов ТК письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации), члена ТК.

При получении согласия всех членов ТК с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК.

В случае оставшихся разногласий предприятие-разработчик обращается в Казглавстандарт, который организует совместное рассмотрение разногласий и принимает окончательное решение.

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

2.4.5. ТК принимает решение о направлении проекта стандарта в Казглавстандарт на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК.

При этом проект стандарта не может быть направлен на утверждение в следующих случаях:

Если его не согласовали органы государственного надзора, не являющиеся членами ТК.

2.4.6. ТК или предприятие-разработчик направляет на утверждение в Казглавстандарт окончательную редакцию проекта стандарта в двух экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК или руководителем предприятия-разработчика, образец продукции, чертеж общего вида (при необходимости) или фотографию крупногабаритного изделия и следующей документацией в одном экземпляре:

Пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с п. 2.3.1);

Подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

Протоколом заседания ТК или согласительного совещания по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта при необходимости;

Сводкой отзывов.

2.5. Утверждение и государственная регистрация.

2.5.1. Казглавстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Казглавстандарт проводит его проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих межгосударственных и государственных стандартов Республики Казахстан, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков реализации мероприятий, необходимых для внедрения стандарта или срок действия стандарта.

Основополагающие и общетехнические стандарты, как правило, утверждают без ограничения срока их действия.

2.5.2. Государственную регистрацию стандарта осуществляет Казглавстандарт в установленном им порядке.

2.6. Издание стандарта.

2.6.1. Казглавстандарт публикует информацию об утвержденных стандартах в ежеквартальном информационном указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан».

Казглавстандарт издает и распространяет стандарты в установленном им порядке.

3. ПРОВЕРКА, ОТМЕНА СТАНДАРТА.

3.1. Общие положения.

3.1.1. Проверку стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям народного хозяйства, экономики, населения и обороноспособности страны.

ТК или предприятие-разработчик анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий (организаций) - членов ТК, а также органов государственного надзора и обобщают их.

В качестве предложения предприятия и специалисты могут представить проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

3.1.2. С учетом поступивших предложений ТК или предприятие-разработчик разрабатывает и направляет в Казглавстандарт проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Казглавстандарт.

3.1.3. Отмену стандарта осуществляет Казглавстандарт по предложениям заинтересованных организаций.

3.2. Разработка изменения к стандарту.

3.2.1. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение предусматривают при разработке изменения, обусловленного заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменении, связанном с применением международных, региональных стандартов или национальных стандартов других стран.

3.2.2. Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 2 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

3.2.3. При разработке изменения к стандарту осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.2.4. Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного надзора, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

3.2.5. Проект изменения к стандарту представляют на утверждение и государственную регистрацию в Казглавстандарт в двух машинописных экземплярах, один из которых должен быть первым, не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

Вместе с проектом изменения к стандарту должны быть представлены подлинные документы, подтверждающие согласование проекта изменения и пояснительная записка.

3.2.6. Каждому внесенному в стандарт изменению Казглавстандарт присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие, как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения.

3.2.7. Для стандартов в случае продления, ограничения или снятия ограничения срока действия проекты изменений не разрабатывают.

3.2.8. Предложения по продлению, ограничению или снятию ограничения срока действия ТК или предприятия-разработчики направляют в Казглавстандарт не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия стандарта.

3.2.9. Продление, ограничение или снятие ограничения срока действия стандартов Казглавстандарт оформляет постановлением.

3.2.10. Информация об изменении стандарта и текст этого изменения, а также информация о продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта публикуется в указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан», ежеквартально выпускаемом Казглавстандартом.

3.3. Пересмотр стандарта.

3.3.1. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом ранее действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

3.3.2. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту. В изменении указывают ограничение области его распространения - «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение, сохраняют, а также снимают ограничение срока действия, если он был ограничен и этот стандарт в дальнейшем проверке не подлежит, а новому стандарту присваивают новый регистрационный номер.

3.3.3. При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.4. Отмена стандарта.

3.4.1. Отмену стандарта осуществляют при прекращении выпуска продукции (оказания услуг, осуществления процессов), производившейся по данному стандарту, при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа по стандартизации, а также в других обоснованных случаях.

3.4.2. При необходимости отмены стандарта ТК (предприятие-разработчик) направляет в Казглавстандарт предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без его замены.

Кроме того, направляет подлинные документы, подтверждающие согласование отмены стандарта с органами государственного надзора ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК.

3.4.3. Казглавстандарт регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов и технических условиях, как правило, не позднее, чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Республики Казахстан; порядок разработки, согласования, утверждения, государственной регистрации, обновления, отмены.

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению cИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001.

Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:

Определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

Сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе;

Развитие в направлении постоянного улучшения;

Использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:

Контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

Использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;

Соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

Решения организации;

Источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

Информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

Функциональность (например, скорость обработки);

Простота в использовании;

Потребность в ресурсах;

Политика и цели;

Текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

Сравнение с лучшими системами документации;

Взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации.

Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...