Социальное партнерство в образовании: примеры. Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования Социальное партнерство в образовании суть понятия

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Я хочу вас познакомить с опытом работы центра детского творчества города Сердобска в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, да и непосредственно каждого взятого УДОД, в их социальной и исторической миссии, занятой нише на рынке образовательных услуг, социальной значимости во всей структуре сложившихся взаимодействий.
Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МОУДОД ЦДТ – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными учреждениями, семьями воспитанников. Рынок дополнительных образовательных услуг в г.Сердобске достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают в данной области учреждения культуры (детские художественная и музыкальные школы, Городской дом искусств, дома культуры), спорта (3 детские спортивные школы), образования (центр дополнительного образования детей, станция юных натуралистов). Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.
В настоящее время педагогический коллектив центра детского творчества сотрудничает более чем с 40 различными организациями нашего города.
Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействия по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
В связи с этим в центре детского творчества были открыты новые объединения: «Школа юных предпринимателей», где подростки получают знания по юриспруденции, бухучету, экономике; «Правовед», «Юный программист»; объединения журналистов «Пробуем перо» и «Легкое перо».
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! В школах района это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость на селе, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. Из 1600 учащихся МОУДОД ЦДТ только на базе 9 школ Сердобска и Сердобского района сейчас занимается 700 учащихся.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением была создана программа «Мир семьи», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.
Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, но проходят они в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», «ЦДТ, семья, социум»; родительско-педагогических консилиумов; тренингов, дискуссий, «круглых столов». Родители дискутируют на занятиях лектория «Содружество», участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.
Родители надеются, что в центре ребенка научат не только танцевать, петь и конструировать. Им хочется, чтобы у их детей сформировались устойчивые, творческие интересы, что поможет им в будущем в выборе профессии.
Совместный отдых, семейные праздники восторженно принимаются детьми и их родителями. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.
Главный итог взаимодействия этой цепочки «Ребенок-семья-педагог» заключается в конечном результате. Родители финансируют и отправляются с детьми в поездки на областные и Всероссийские смотры-конкурсы, выставки, соревнования. Приобретают танцевальные костюмы, видеотехнику, оказывают финансовую помощь при ремонте комнат для занятий.
Велика роль учреждения дополнительного образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности.
Наши педагоги и воспитанники активно используют тематические полосы газет «Сердобские новости», «Альянс», «Любимой газеты». Но самыми неутомимыми корреспондентами являются активисты объединений журналистов (на базе МОУ СОШ №10 и МОУ лицея № 2). Их материалы о жизни детских объединений постоянно публикуются на страницах школьных изданий «Десятка» и «Лицеист». Помимо сбора и распространения информации, публикаций материалов о событиях в МОУДОД ЦДТ, юные корреспонденты участвуют в социально значимых проектах. Например, был представлен на областной этап Всероссийской акции «Я – Гражданин России» проект «Жар-птица» по созданию районной детско-юношеской газеты. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи УДОД.
Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям: «Возьмемся за руки, семья!», «Успешная семья»; общественно-значимым делам: акциям в поддержку детей с ОВЗ «Доброе сердце» и «Протяни руку другу» (такая акция прошла в течение октября, где педагогический коллектив привлекает к участию социальные службы, администрацию Сердобского района, индивидуальных предпринимателей); научно-практическим конференциям «Экономическое воспитание подростков», проводимым совместно с педагогами Сердобского многопрофильного и сельскохозяйственного техникумов.
Центр детского творчества много лет сотрудничает с Кирсановским колледжем гражданской авиации. Это образовательное партнерство мы понимаем, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.. Все стороны взаимодействия оговорены в договорах о совместной деятельности. Это дает право преимущества нашим выпускникам при поступлении по профилирующим специальностям в данное учебное заведение.
Много лет наши педагоги ведут работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разрабатывают и внедряют новые программы по социальной адаптации детей посредством их занятий творчеством. Сейчас 6 педагогов Центра занимаются с такими детьми на дому, сотрудничая с психологом, социальной службой – Центром социальной защиты, родителями.
Результатом этой большой кропотливой работы является выступление и победа детей с ОВЗ на областных конкурсах, фестивалях «Под парусом Надежды», Всероссийском конкурсе детского творчества «Открытое сердце». И самое главное, у детей появляется стремление к жизни, уверенность в себе, в самореализации, в том, что они не одиноки. Высокие результаты социализации таких детей удается достичь, когда они, занимаясь в одной группе со здоровыми детьми (в ряде случаев обозначая лидерские позиции) добиваются успеха в фестивалях и конкурсах без «скидки» на уровень здоровья.
Безусловно, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе внесет существенные коррективы во всю систему взаимодействий на российском рынке образовательных услуг. И в этой связи мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства позволит учреждениям дополнительного образования не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Социальное партнерство в сфере образования.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 72

имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка

Гаврилова Ольга Николаевна

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание всего несколько лет назад. Практически никто не сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. МБОУ СОШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка имеет достаточный опыт в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, воспитания. Оценка опыта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профилактики, иными образовательными организациями показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МБОУ СОШ № 72 – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными, культурными учреждениями, семьями воспитанников и т.д. Все учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.

В настоящее время педагогический коллектив школы сотрудничает более чем с 15 различными организациями нашего города. Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействие по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.

Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Изменилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

В связи с этим школа стремится искать возможности для удовлетворения запросов родителей. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением создана программа воспитания и социализации учащихся «Восхождение», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, конференции отцов, родительские лектории, круглые столы, т.д. Родители стараются участвовать вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, в конкурсах, соревнованиях, внеклассных мероприятиях и т.д. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям; научно-практическим конференциям. Это образовательное партнерство понимается, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком образования, ориентированного на получение будущей профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что педагоги стремятся активно пропагандировать свой опыт работы с детьми: проведение открытых мероприятий, проведение семинаров, конференций различного уровня на базе школы и за ее пределами, публикации в СМИ, размещение информации на сайте школы, т.д. Тем самым формируется эффективная система информирования горожан об успехах и проблемах образовательного учреждения. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации учащихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи школы. Конечно же, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи коллектив школы надеется, что существующий опыт социального партнерства позволит не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.


Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: слушательница курса

«Социально- педагогическое партнерство

В решение актуальных задач воспитания»

Месяц Юлия Васильевна

Куратор курса: доцент кафедры

социально-педагогического

Образования АППО

Г. Санкт- Петербурга

Степихова Валентина Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Цель социального партнёрства

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Основные задачи социального партнёрства:

Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
- Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
- Формирование активной жизненной позиции школьника;
- Социализация личности.

Принципы социального партнёрства:

Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
- Доверие;
- Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
- Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Взаимная заинтересованность сторон;
- Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
- Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

Реализация непрерывности образования.
- Совместная (коллективная) деятельность.
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
- Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
- Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

Первый этап - Знакомство.
- Второй этап - Совместная деятельность.
- Третий этап - Партнёрство.

Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

Развитие попечительской деятельности;

Развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

Расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб.)

В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района (тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе!!!

Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.


по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Л. К. Кузьмина

В статье рассматриваются динамика и факторы развития социального партнерства. Показана роль непрерывного образования в обеспечении социально-трудовых отношений и выборе наиболее эффективных отношений, форм и методов их совершенствования.

The article examines the dynamics and factors of development of social partnership. It shows the role of lifelong education in the provision of social and labour relations and the choice of the most efficient relationships and selection of the most efficient forms and methods of improvement.

Ключевые слова: непрерывное образование, социальное партнерство, субъекты партнерства, образование как фактор развития, формы социального партнерства.

Key words: lifelong education, social partnership, partnership entities, education as a factor of development, forms of social partnership.

Существенные преобразования в социально-трудовой сфере сопровождаются изменениями отношений между работниками, работодателями, общественными структурами и т. п. Социально-трудовые отношения включают в себя отношения социального партнерства, которые получают все большее распространение как внутри организации, так и за ее пределами на различных уровнях - региональном, федеральном и т. п. Партнерские отношения осуществляются по широкому кругу вопросов, в различных формах и выполняют разные функции.

Социальное партнерство как система отношений между представителями работников, работодателей, органов государственной власти преследует цели согласования интересов партнеров по вопросам регулирования трудовых отношений, защиту интересов в сфере труда и т. п. Следует, однако, отметить, что понятие «социально-трудовые отношения» гораздо шире, чем понятие «трудовые отношения», так как отражает не только социальноэкономический аспект, но и юридический, а также социально-психологический аспекты трудового процесса. Элементами системы социального партнерства выступают: субъекты социально-трудовых отношений, уровни социальнотрудовых отношений, предметы социально-трудовых отношений. Субъектами являются представители работников, работодателей и органов государственной власти.

Совместными действиями органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов создана система социального партнерства, призванная обеспечить интересы сторон и социальную стабильность. В целях обеспечения социальной и правовой защиты населения, для решения проблем продуктивной занятости, оплаты труда, формирования доходов, технологизации трудовых процессов, гуманизации труда, улучшения условий труда необходимо придерживаться определенных принципов взаимодействия. Основные

принципы взаимодействия состоят в: (а) уважении и учете интересов сторон (согласовываются в ходе переговоров); (б) заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях (законодательство большинство вопросов отдает на усмотрение сторон - им необходимо договариваться); (в) содействии государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются социальные органы по содействия в урегулировании социально-трудовых отношений); (г) полномочности представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протокол собрания, представители работодателя назначаются - их полномочия подтверждает приказ); (д) добровольности принятия сторонами на себя обязательств; (е) обязательности выполнения договоров, соглашений и др.

Эффективность социального партнерства требует системы детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении социальных, экономических задач. Профсоюзы берут на себя функции защиты интересов наемных работников, а также экономики в целом. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений; взаимные консультации (переговоры) в установленных законодателям случаях; участие работников и их представителей в управлении организациями; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни населения отношения партнерства могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Отношения сотрудничества, взаимной помощи, способствующие достижению положительных результатов, рассматриваются как конструктивные. Расхождение интересов, нарастание противоречий, споров приводят к деструктивным отношениям, а в последующем к конфликтам. Наибольших успехов во взаимодействии достигают те, кто правильно понимает значимость своей роли, а также обладает наибольшей полнотой информации не только о предмете взаимодействия, но и о деловых и личностных качествах партнеров. Сопоставляя высказывания партнера с его делами, можно не только составить адекватное представление о его поведении и искать пути индивидуального подхода с тем, чтобы формировать климат доверительности, но и в определенные моменты оказывать влияние и переводить взаимодействие в позитивное русло.

Выстраивание успешных партнерских отношений и конструирование деловой активности требует определенной подготовки. Так, непрерывное образование позволяет не только повышать уровень знаний и навыков, но и значительно поднять социально-экономический статус, усилить ценностномотивационные установки на дальнейшее самосовершенствование и самореализацию, профессиональные компетенции. Оно является наиболее действенным фактором актуализации и использования возможностей личности и их ценностного развития. Обучение без отрыва от производства является

наиболее приемлемой и эффективной формой не только получения новых компетенций, но и обмена опытом в развитии навыков, в частности, преодоления ограничений в принятии самостоятельных решений, выбора ценностей, способствующих сотрудничеству. Дополнительное образование позволяет освоить правила, формы, методы, стратегии обеспечения интеграции всех субъектов, участвующих в процессе взаимодействия, которое должно строиться на основе принципов, включающих диалог, уважение достоинства партнеров, взаимоотношения, умения избегать конфликтов и решать их. В соответствии с идеей развития человеческого капитала непрерывное образование способствует устойчивому росту и становится фактором экономического развития.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...