Восемь мирских забот. Восемь мирских дхарм Мирские заботы

Когда Марпа разыскал Наропу, тот жил в нищете в простой хижине в лесах Бенгалии. Марпа ожидал найти великого учителя в центре какого-нибудь высокоорганизованного религиозного окружения; поэтому он испытал некоторое разочарование. Однако его несколько смущала непривычная обстановка чужой страны; он хотел найти оправдание увиденному и подумал, что, по всей вероятности, таков образ жизни индийских учителей. К тому же слава Наропы перевесила его разочарование; поэтому он отдал Наропе большую часть своего золота и попросил преподать учение. Марпа объяснил, что он женатый человек, священник, ученый и земледелец из Тибета, что он не желает отказываться от созданной для себя жизни, а хочет собрать тексты, вернуться в Тибет и перевести их, чтобы заработать на этом много денег. Наропа очень мягко согласился на просьбу Марпы, дал ему наставления, и все пошло гладко.

Спустя некоторое время Марпа решил, что собрал достаточно поучений для своих целей и стал собираться домой. Он добрался до гостиницы в большом городе, где присоединился к своему сотоварищу по путешествию. Оба решили посидеть вместе и сопоставить результаты своих усилий. Когда приятель Марпы увидел то, что он собрал, он рассмеялся и сказал: “То, что ты собрал, никому не нужно! Эти тексты уже имеются в Тибете, тебе надо найти что-нибудь более волнующее и редкое. Вот я нашел необыкновенные учения, получив их от весьма великих мастеров”.

Марпа

Разумеется, Марпа был чрезвычайно разочарован и потрясен, ведь он проделал столь долгий путь с множеством трудностей и большими затратами; поэтому он решил вернуться к Наропе и попытать счастья еще раз. Когда он пришел к хижине Наропы и попросил более редкое и экзотическое, более трудное учение, Наропа к его удивлению ответил: “Жаль, но сейчас ты не можешь получить это учение от меня. Тебе придется пойти к другому человеку по имени Куккурипа и получить учение от него. Путь к нему труден, в особенности потому, что Куккурипа живет на острове, расположенном в середине ядовитого озера. Но это как раз тот человек, которого тебе надо увидеть, если ты хочешь получить такое учение”.

На сей раз Марпа совсем отчаялся и решил найти Куккурипу. Кроме всего прочего, Марпа подумал, что если этот Кукурипа обладает учением, которое ему не состоянии дать сам великий Наропа, если к тому же он обитает в середине ядовитого озера, тогда он должен оказаться совершенно необыкновенным человеком, великим мистиком.

И вот Марпа отправился в путь. Ему удалось переплыть озеро; высадившись на острове, он начал искать Куккурипу, и он нашел старика индийца, жившего в грязи среди сотен собак. Ситуация была по меньшей мере необычной; однако Марпа все же попытался поговорить с Куккурипой. Но все, что он услышал, было сплошной бессмыслицей; Куккурипа говорил что-то совершенно непонятное.

Положение стало почти невыносимым – не только потому, что речь Куккурипы оказывалась недоступной пониманию, но еще и потому, что Марпе постоянно приходилось быть настороже из-за сотен собак. Едва лишь ему удавалось подружиться с одной из них, как другая начинала рычать и норовила укусить его. Наконец, выйдя из себя, Марпа отбросил все старания, перестал пытаться делать записи и оставил намерения получить какую бы то ни было тайную доктрину. Как раз в этот момент Куккурипа начал говорить с ним полностью понятным, связным языком, а собаки перестали его беспокоить. Марпа получил учение.

Закончив обучение у Куккурипы, он еще раз вернулся к своему первому гуру, Наропе. Наропа сказал: “А теперь ты должен вернуться в Тибет и учить. Недостаточно получить только теоретическое учение. Тебе необходимо пройти через определенный жизненный опыт. Тогда ты сможешь вернуться сюда еще раз и учиться дальше”.

Марпа снова повстречался со своим собратом по исканиям, с которым приехал в Индию; вместе они отправились в далекое обратное путешествие до Тибета. Товарищ Марпы также изучил очень многое; оба везли с собой кипы рукописей и по пути беседовали о том, что узнали. Вскоре Марпа начал ощущать какую-то неловкость по отношению к своему другу: ему стало казаться, что тот все более и более старается выяснить, какие учения собрал Марпа. Их разговоры каким-то образом все настойчивей и настойчивей стали возвращаться к этому предмету, пока наконец товарищ не решил, что Марпе удалось добыть более ценные учения, поэтому он стал проявлять настоящую зависть. И когда они на пароме пересекали какую-то реку, товарищ Марпы принялся жаловаться на то, что он придавлен грузом, который они везут, что ему неудобно сидеть. Он стал пересаживаться на другое место, как бы стараясь устроиться поудобней,– и, делая это ухитрился уронить в реку все рукописи Марпы. Марпа в отчаянии пытался спасти их. но напрасно – его рукописи пропали! Все тексты, которые он собрал с такими невероятными трудностями, исчезли в одно мгновение.

И вот так Марпа вернулся в Тибет с чувством большой потери. Он много рассказывал о своих путешествиях и занятиях, однако у него не было никаких основательных подтверждений собственных знаний и переживаний. Тем не менее, он провёл несколько лет в работе, а также учил людей,– и через некоторое время к своему удивлению начал понимать, что его записи оказались бы для него бесполезными, даже если бы ему удалось их спасти. Будучи в Индии, он делал заметки лишь о тех аспектах учения, которых не понимал, и не записывал те поучения, которые составляли часть его собственного опыта. И только через несколько лет он обнаружил, что эти поучения сделались частью его самого.

Сделав такое открытие, Марпа утратил всякую охоту извлечь выгоду из полученных учений. Он более не беспокоился о том, чтобы заработать деньги или приобрести престиж; вместо этого он почувствовал вдохновенное стремление достичь просветления.

Где бы вы не находились, среди людей или в уединенном затворе, единственное, что вам нужно покорить — пять ядов ума и ваших настоящих врагов, 8 мирских забот, ничего более. Не поддаваться им, преображать, привносить на путь или смотреть в самую их суть — выбирайте метод, который больше всего соответствует вашим способностям. (Chatral Rinpoche)

Пять ядов

Пять ядов – это отвлечение, отвращение, привязанность, неведение и тщеславие* <* Есть разные перечни пяти ядов, но, наверное, самый распространенный - это неведение, злоба, страстное желание, гордость и зависть. - Прим. ред.>, и для каждого из них имеется противоядие в виде особого метода медитации. Поэтому, если у нас преобладает какой-то конкретный яд, необходимо сосредоточиться на той практике медитации, которая нейтрализует именно его. Если же мы обнаружим, что эту неделю у нас преобладает один яд, а следующую – другой, можно соответствующим образом изменять метод практики. Пять противоядий – это пять основных методов медитации, и, как мы увидим, один из них - это памятование о смерти.
Однако, с точки зрения медитации, первой и основной практикой, без которой любая другая будет трудновыполнимой, должна стать та, которая нейтрализует яд-отвлечение. Это особенно справедливо в условиях современной жизни: похоже, с каждым годом методы захвата внимания становятся всё изощреннее. Вы пытаетесь что-то сделать, но ваше внимание захватывает нечто другое. Почти всё, что вы видите или слышите, способно породить цепочку мыслей или действий, которая кажется особенно соблазнительной именно тогда, когда вы твердо решили заняться чем-то требующим внимания. Иногда бывает практически невозможно успокоиться и сосредоточиться на чем-то одном. Звонок в дверь – и вы забываете, что собирались делать. Вы обнаруживаете, что под рукой всегда находится какой-то любопытный повод, чтобы отвлечься, который и захватывает ваше внимание, если только его нужно захватывать. На самом же деле то, что мы считаем невольной капитуляцией перед некой неодолимой внешней силой - “Меня отвлекли!” - это состояние нашего собственного ума.
Такая неспособность сосредоточиваться во многом связана с отсутствием целостности. Поскольку потоки энергии действуют в разных направлениях, один из них, поток волевого сознания, не может решить на чем-то сосредоточиться, чтобы при этом тут же не вылезла другая часть нашей личности и не проявила интерес к чему-то совершенно другому. Мы отвлекаемся в том случае, когда в итоге борьбы одно наше “я” уступает другому. С точки зрения первого “я”, ум отклонился от намеченной цели, и мы отвлеклись. И если от первого “я” что-то и осталось, то лишь смутное беспокойство.
От этого есть очень простое противоядие - метод медитации, который называется “осознанное дыхание”. На последовательных этапах этой практики наше сосредоточение на естественном ритме собственного дыхания постепенно становится глубже и тоньше. Мы всё больше погружаемся в процесс дыхания, пока, наконец, не возникнет ощущение, что дыхание исчезло, и тогда мы без всякого объекта просто продолжаем сохранять сосредоточение. Ум становится похож на шар, покоящийся на одной точке вне всяких измерений – совершенно недвижимый и в то же время всегда готовый к движению. Регулярно практикуя этот метод медитации, мы учимся в какой-то степени быть хозяевами своих действий. Мы также обнаруживаем, что такая способность вкладывать всю энергию в одно действие есть источник спокойного и безмятежного состояния ума.
Оказав некоторое воздействие на яд-отвлечение, мы теперь готовы сразиться с другими ядами. Следующий яд – отвращение, или ненависть. Его нейтрализуют практикой метта-бхавана. Бхавана значит “развитие”, слово же метта перевести гораздо сложнее, поскольку в английском языке ему нет точного соответствия. Обычный перевод – “милосердие ко всем”. Этот метод медитации, развитие милосердия ко всему сущему, способствует развитию благожелательного отношения ко всем живым существам – склонности к таким чувствам, как дружественность, любовь, сострадание, сочувствие и т. д.
Как и осознанное дыхание, метта-бхавана проходит несколько этапов. Начав с формирования теплого и благожелательного отношения к самому себе, вы затем исследуете чувства, испытываемые к доброму другу, и соединяетесь с ними. На фоне такого дружеского интереса вы вспоминаете человека, к которому обычно не испытываете никаких чувств. Обнаружив, что способны ощущать искреннюю заинтересованность и по отношению к такому человеку, вы затем распространяете чувства любви и доброжелательности на человека, которого недолюбливаете. И наконец вы развиваете всеобъемлющее сочувствие и дружелюбие, обретя в сердце чувство истинной доброты, метты, направленное на всех без исключения, на всё живое. Эта практика не подразумевает некие туманно красивые мысли, ее целью является развитие мощного, сосредоточенного, явно благого чувства в качестве противоядия от конкретного и сильного яда - отвращения, или ненависти.
Третий яд – привязанность. Это сильное невротическое желание: стремление обладать и этим, и тем, и другим, одно из главных изначальных омрачений, преодолеть которое очень трудно. Может быть, как знак признания его власти над нами в качестве противоядий от него предписывают не один метод медитации, а три. Первый – памятование о нечистоте. Это весьма радикальный метод, к которому в наши дни прибегают очень немногие. Обычно считается, что его практикуют только монахи и отшельники, но не миряне; в любом случае для его практики необходимы специальные средства, которые доступны немногим. Практикующий отправляется на кладбище, характерное для Индии, где повсюду разбросаны мертвые тела и кости, и созерцает трупы на разных стадиях разложения. На Востоке этот метод и поныне имеет приверженцев, но совершенно очевидно, что его практика требует крепких нервов и сильной духовной решимости.
Второй метод борьбы с привязанностью похож на первый, но помягче. Это памятование о смерти, которое следует практиковать, имея прочное основание из осознанности и жизнеутверждающего эмоционального настроя. Когда вы начинаете практиковать памятование о смерти, ваш ум должен быть уже более или менее свободен от беспорядочных мыслей, целостен, спокоен, гармоничен и счастлив – состояние, которого можно с успехом добиться, используя такие медитативные практики, как осознанное дыхание и метта-бхавана. В противном случае памятование о смерти может даже причинить вред.
Если, например, не осознавая своих истинных чувств или действий, вы начнете практику с мыслей о близких и дорогих вам людях, которые умерли, то вам станет грустно. Но это не будет благом пример объективной печали и подлинного сострадания – вы просто впадете в уныние, что вовсе не является вашей целью. Или, начав размышлять об умершем, которого не любили, вы можете почувствовать смутное удовлетворение и подумать: “Наконец-то убрался!” – что тоже принесет больше вреда, чем пользы. Или же, думая об умерших или умирающие, вы моете ощутить полное безразличие, причем не благое чувство - бесстрастие, а равнодушную бесчувственность. Это тоже нанесет вред практике.
Таким образом, чтобы избежать уныния, злорадства или безразличия, настоятельно рекомендуется начинать эту практику в осознанном и жизнеутверждающем состоянии ума, а по возможности и в возвышенном состоянии сознания - состоянии покоя и счастья. Затем вы начинаете размышлять о неизбежности смерти. Конечно, это прописная истина, но одно дело - признавать ее справедливость на некоем поверхностном уровне и совсем другое – усвоить ее достаточно глубоко как нечто имеющее прямое отношение к нашим собственным, глубоко личным интересам. Поэтому вы начинаете практику с того, что позволяете проникнуть в свой ум такой общеизвестной истине: “Я умру. Смерть неизбежна”. Вот как всё просто.
Просто сказать, но совсем не просто сделать. При прочих равных условиях это тем труднее, чем вы моложе. Если вы очень молоды, это практически невозможно. Вами владеет абсурдное чувство, что вы будете жить вечно. Вы можете каждый день видеть вокруг умирающих, и всё равно вам не приходит в голову применить факт смерти к самому себе. Вы не можете ее постичь. Вы не можете ее представить. Этот факт - что вам суждено умереть - представляется чем-то невообразимо далеким, нелепым и смехотворным. Но факт остается фактом, и чем старше вы становитесь, тем яснее его видите. А увидев его, начинаете понимать, что раньше никогда его не видели, никогда не понимали этого простого факта.
Итак, вы начинаете практику именно с этого. Пребывая в безмятежном, счастливом и сосредоточенном состоянии ума, вы просто позволяете мысли о смерти – о том, что вам предстоит умереть, – дойти до своего сознания. Вы повторяете, как мантру: “Мне суждено умереть” - или, более традиционно и кратко: “Смерть… смерть…” Согласно традиции, полезно воочию видеть трупы, но этот совет, как всегда, требует здравого предупреждения: бесполезно смотреть на трупы, если ваш ум не сосредоточен, не очень спокоен, склонен к унынию и т. д. Нужно иметь не просто крепкие нервы в обычном смысле этого слова, а подлинное внутреннее спокойствие. Иначе, начав искать повсюду трупы, можно причинить себе ощутимый вред – такова сила медитации.
Конечно, в большинстве западных стран вероятность увидеть труп невелика, не говоря уже о возможности сесть и созерцать его. Более умеренный вариант – держать у себя в доме череп. Одна из причин, по которым тибетцы так увлекаются чашами из черепов, трубами из берцовых костей и украшениями из человеческих костей – попытка свыкнуться с мыслью о смерти, соприкасаясь с останками людей, которые некогда жили, дышали и чувствовали, а теперь мертвы. Поэтому, если у вас нет желания прибегнуть к крайней мере и созерцать труп, то в качестве постоянного напоминания о смерти можно достать себе череп или даже просто фрагмент кости. На Востоке некоторые буддисты пользуются четками из человеческой кости, которые состоят не из бусин, а из дисков. И снова, в этом не должно быть ничего болезненного или неприятного. Спокойное и ясное состояние сосредоточения – такова обязательная основа для медитации на тему смерти.
Если описанные выше простые методы не дают результата - более глубокого осознания смерти, то следующим шагом в этой практике должно стать систематическое размышление о хрупкости человеческой жизни. Вы думаете о том, что жизнь всегда висит на волоске и ее продолжение зависит от любого из множества факторов, например от наличия воздуха. Если не дышать всего несколько минут, то просто умрешь. Мы полностью зависим от пары мехов в груди, которые называются легкими. Если они перестанут качать воздух, нам конец. Если вдруг из комнаты улетучится весь воздух, нам тоже конец. Точно так же мы зависим от температуры. Если температура немного повысится, все мы умрем, причем довольно скоро. Если она немного понизится, мы умрем еще скорее. Если Земля хоть чуть-чуть отклонится от своей орбиты, нам всем конец.
Жизнь настолько непрочна, настолько зависит от множества непредвиденных случайностей, что вообще удивительно, как это мы еще живы. Каждый миг нашей жизни – это шаг по канату над пропастью. Оставаться живым очень трудно, и всё же мы живы, нам удается выжить – пока.
Еще один непростой аспект этого вопроса, помогающий понять, насколько мы близки к тому, чтобы сорваться с каната, – это размышление о том, что для смерти не нужны какие-то определенные обстоятельства. Нельзя утверждать, что ночью умирают, а днем – нет. Ни днем, ни ночью нет такого мгновения, когда мы могли бы сказать себе: “Ну, вот, теперь я в относительной безопасности”. Умереть можно как днем, так и ночью. И если вы молоды, нельзя думать: “Я молод, а значит, не умру. Я умру, только когда состарюсь”. Умереть можно молодым и старым, больным и здоровым, дома и на улице, на родине и на чужбине. Нет таких обстоятельств, при которых можно быть уверенным, что не умрешь. Смерть не зависит от каких бы то ни было обстоятельств, от нее никуда не скроешься. Никогда нельзя быть уверенным, что в следующий же миг не возникнет причина, по которой ты умрешь. Как знать… Нигде и никогда не существует барьера между нами и смертью. Такой ход рассуждений может действовать весьма отрезвляюще.
Можно также размышлять о том, что всем суждено умереть. Каждый человек, каким бы великим, выдающимся, благородным или знаменитым он ни был, однажды непременно умрет. Этим путем ушли все великие люди прошлого, даже Будда. А если даже самому Будде пришлось умереть, то можете быть уверены, что и вам смерти не миновать.
Практика памятования о смерти неразрывно связана с принципом непостоянства. Но при желании можно взять этот более широкий принцип в качестве темы медитации. Эта третья практика направлена на преодоление такого яда, или загрязнения, как привязанность. Памятование о непостоянстве всего сущего – самое мягкое из трех противоядий от привязанности, но если вы обладаете достаточной чуткостью и хорошим воображением, оно может оказать на вас сильное воздействие. В конце концов, какая медитация лучше всего подходит для практики в то или иное время, всегда следует решать самому, с учетом собственного темперамента и настроения. Смысл практики памятования о непостоянстве вытекает из самого ее названия. Всё меняется.
Ничто не длится вечно. Если присмотреться, то доказательства непостоянства можно увидеть вокруг всегда, каждый день. И снова, необходимо наполнить эту медитацию спокойным и жизнеутверждающим чувством осознанности. Постепенно, по мере того как непрочность всего сущего и неизбежность его разрушения будет становиться всё более очевидной, столь же очевидной станет и ложность восприятия, лежащая в основе привязанности к вещам и желания ими обладать.
Четвертый из основных методов медитации предназначен для преодоления яда-неведения. Под неведением здесь понимается не отсутствие интеллектуальных знаний, но отсутствие осознанности – отказ видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Медитация, которая преодолевает такое прискорбное неведение, – это размышление об истине, с которой мы уже встречались: о цепи взаимозависимого возникновения.

Восемь мирских забот таковы:

1) желание материальных благ;
2) нежелание отсутствия материальных благ;
3) желание быть счастливым;
4) нежелание быть несчастливым;
5) желание славы;
6) нежелание бесславия;
7) желание хвалы;
8) нежелание хулы.

Если вы считаете себя духовными практиками, то стыдно вам не знать, что такое восемь мирских дхарм. Это то же самое, что называть себя профессором и при этом не знать азбуки. Итак, первая практика буддизма начинается с объявления войны восьми мирским дхармам, с уменьшения влияния восьми мирских дхарм. Каковы эти восемь мирских дхарм? Первая мирская дхарма – это быть счастливым от похвалы. Почему же похвала, если она дает вам счастье, и вы рады ей, является мирской дхармой? Дело в том, что вы испытываете от похвалы состояния счастья в силу того, что вы привязаны к похвале, а раз вы привязаны к похвале, то от этого у вас возникает очень много негативных мыслей. Например, если вы привязаны к похвале, то вы хотите слышать все больше и больше похвалы в свой адрес. Это как соленая вода: вам нравится, когда вас хвалят, и вам хочется, чтобы вас хвалили снова и снова – всегда только хвалили, но от этих похвал вы перестаете получать удовлетворение, вам захочется, чтобы вас восхваляли и превозносили все больше и больше. Это – то же самое, что пить соленую воду: чем больше вы будете слышать похвал в свой адрес, и чем больше вы будете привязываться к ним, тем больше будет становиться рана в вашем уме. А если ваш ум имеет рану, то обидные слова в ваш адрес причиняют мучительную боль. А другой человек, у которого есть знание Дхармы, и нет раны в уме, только посмеется, услышав те же самые слова в свой адрес. Слова сами по себе слова никого не обижают и никому не причиняют вреда, слова могут причинить вам боль только в том случае, если у вас имеется соответствующая рана в сознании. Например, если мужчине сказать: «Ты – не красавец», он не обидится, а просто посмеется. Для женщины же эти слова – худшее оскорбление. Но если мужчину обозвать трусом, то он разозлится. Ведь мужчины, как правило, очень привязаны к тому, что они очень мужественные, сильные. Если же вы привязаны к похвале, то от этого ваша рана в уме становится только глубже и шире, и дело дойдет до того, что вы будите хотеть только одного – похвалы. Для того чтобы люди вас хвалили, вы будете делать очень много разных вещей, очень плохих вещей, и вы будете лгать. А затем, если вы будете слышать не похвалу, а только критику в свой адрес, то в состоянии гнева способны натворить еще больше плохих вещей. В чем тогда смысл вашей жизни? Смыслом вашей жизни станет только одно – сбор хвалебных слов в свой адрес. Так происходило в прошлом с царями, которые были настолько привязаны к славе и репутации, что пытались контролировать очень многих людей и даже многие государства. И из-за своей жажды власти они имели только конфликты, войны, междоусобицы и ничего в итоге не достигали. Вспомните историю – сколько людей погибло из-за привязанности к славе, известности, репутации! И вы поймете, как глупо было бы растрачивать свою жизнь на такие вещи.

Самое главное, вы сами должны быть хорошим человеком – не ради того, чтобы люди отзывались о вас хорошо. Просто вам самому надо быть хорошим человеком. Если вы – хороший человек, а люди называют вас плохим, то для вас это даже хорошо: у вас будет меньше привязанности (к этой жизни и сансаре вообще). Если вы обладаете настоящим золотом, а люди утверждают, что это не золото, то для вас это хорошо: у вас будет меньше препятствий, вам не станут завидовать и т.д. Поэтому мастера традиции Кадампа советовали: «Не радуйся хвале, а радуйся критике». Похвала сделает тебя надменным, гордым, высокомерным, а критика поможет тебе избавиться от ошибок и недостатков. Критика – это метла, которая выметает всю грязь. Но не будем сейчас слишком подробно говорить об этом. Это более уместно сделать во время наставлений по Лочжонгу.

В буддизме считается, что дебютной ошибкой в нашей жизни является привязанность к славе и к репутации, а это – не более чем слова. Играя в шахматы, не надо стремиться к красивым ходам, – в расчете на восхищение со стороны, – а следует делать эффективные ходы – так, чтобы выиграть игру. Наша жизнь похожа на шахматы, и поэтому не делайте дебютных ошибок. А из-за привязанности к похвале возникают дебютные ошибки. Если у вас сохранилась привязанность к похвале, то даже если вы начнете практику Дхармы, то вам не удастся выполнять её чисто. Ибо в этом случае вы захотите стать каким-то особенным, выдающимся из всех учеников. И для того, чтобы выделиться из толпы учеников и стать кем-то особенным, вы будете вырабатывать какие-то далеко идущие планы и делать все для того, чтобы люди вас хвалили. В итоге вы обманываете самих себя: вы вовсе не занимаетесь настоящей практикой Дхармы, а только и делаете, что двигаете колесо мирской дхармы, даже если читаете тексты каких-то садхан – тантрических практик. Если вы выполняете практику Ямантаки только ради репутации в этой жизни, то это значит, что вы занимаетесь только мирской дхармой. Это не практика Дхармы.

А вторая мирская дхарма – это быть несчастным из-за критики. Чтобы отсечь эту мирскую дхарму, вы должны знать, что критика – это вещь очень полезная для вас. Если у вас действительно есть недостатки, и кто-то вас за это критикует, то для вас это лучше. Это то же самое, как если бы ваше лицо оказалось грязным, и к вам кто-то подходит и говорит: «У тебя грязное лицо». Чего тут расстраиваться? Вам нужно просто умыться. Аналогичным образом, пока мы находимся в сансаре, у нас все время будет очень много грязи. В грязном болоте сансары невозможно остаться чистым. И не надо поражаться и возмущаться, если кто-то критикует вас: ваши недостатки – это не новость для вас, и нет ничего необычного в этом. Чужая критика не должна вызывать у вас потрясение или удивление. Если вы – дети, играющие в грязном поле, возвращаетесь домой, и мать говорит: «Да у тебя штаны – грязные, рубашка – грязная, башмаки – грязные и даже нос твой – в грязи», то чему тут удивляться? Вы же играли в грязном поле, где много луж, грязи и т.д. Единственное, что вы можете в этой ситуации – это поменьше валяться в этой грязи, менее резво играть и попытаться сберечь свою одежду, чтобы она оставалась не очень уж грязной. Ясно да? Если же у вас нет этих недостатков, о которых идет речь, но, тем не менее, вас критикуют из зависти или из каких-то еще причин, то в этом случае расстраиваться тоже не стоит: у вас же нет этих недостатков. А критика – это всего лишь слова. Пусть они продолжают критиковать вас, пока не устану, их слова не сделают вас хуже: станете вы лучше или хуже, это зависит, в основном, от ваших собственных действий, а не от того, каким вас видят другие.

Когда Панчен-лама находился в китайской тюрьме, китайские власти применяли к нему в качестве мер воздействия и критику, и хвалу. Панчен-лама вел себя одинаково спокойно и тогда, когда они его оскорбляли, и тогда, когда они его превозносили как высочайшего духовного иерарха Тибета. Он сохранял неизменно радостное настроение. Китайцы были удивлены его поведением и спросили, почему он одинаково реагирует на хвалу и на критику. Панчен-лама ответил им: «Я знаю, кто я. Ваши слова не сделают меня лучше или хуже». Это отсутствие мирских дхарм – одно из свидетельств его совершенной духовной реализации. В Тибете людей, которые знают философию, не впечатляет чье-то умение летать или какая-то иная чудесная способность. Но по-настоящему достойным уважения они считают людей, которые благодаря медитации освободились от власти восьми мирских дхарм. Тот, кто вышел из-под влияния восьми мирских дхарм, является действительно святым человеком, ибо он совершенно безвреден: он не только никогда не причиняет никому вреда ни поступком, ни словом, но даже и не думает плохо о других.

Когда вы встретитесь с таким человеком, то сразу этой поймете по его внешнему виду и по тому, как он говорит: он всегда говорит только хорошее о других и стыдится говорить что-то хорошее о самом себе. Сейчас, когда я вам говорю об этом, вам, наверное, это кажется чем-то чрезвычайно трудно достижимым. На самом деле этого добиться не так трудно. Когда человек не умеет печатать на пишущей машинке, то, если ему велят напечатать за очень короткое время сто слов «вслепую», это покажется для него чем-то невозможным. Но, имея навыки, секретарь любого офиса без труда справляется с такими задачами. По прошествии нескольких месяцев обучения и вы сможете делать то же самое. Даже очень трудные вещи удается сделать посредством тренировки. Только нужна постоянная, упорная тренировка. Постоянный тренинг сознания – такова должна быть цель вашей медитативной практики в Курумкане. Я хочу, чтобы вы в первую очередь достигли результата в этом первоначальном уровне практики – избавились от власти восьми мирских дхарм и занимались чистой духовной практикой.

Третья мирская дхарма – это радоваться богатству. И четвертая мирская дхарма – это быть несчастным от бедности. У всех обычных людей есть эта мирская концепция: не только богатые люди привязаны к богатству, бедные – тоже. И до тех пор, пока вы обладаете этой мирской концепцией и воспринимаете богатство как счастье, а бедность – как несчастье, то для вас богатство имеет первостепенное значение, а Дхарма занимает второстепенное место: вы отодвигаете духовную практику на дальний план, а на первый же план вы ставите именно это – достижение материального благосостояния. У вас по этому поводу возникает очень много планов и концепций. Вы начинаете действовать и постоянно переживаете падения. А в своих падениях обвиняете других. И когда-нибудь наступит день, когда к вам придет смерть, жизнь ваша закончится. В этот момент, когда ваши глаза уже не смогут видеть, когда вам уже будет трудно дышать, в вашем затуманенном сознании промелькнет мысль: «В свое время я получил от своего Учителя драгоценную Дхарму, но у меня так и не нашлось времени для ее практики. Я полностью погрузился в дела этой жизни. Пытался копить добро, но так ничего и не достиг». И в момент смерти вы почувствуете сожаление: и мирские цели не были достигнуты, и практика Дхармы не получилась. Мирские дела невозможно все переделать. Это подобно бритью бороды: каждый день вы бреетесь, и каждый день она вырастает снова. Вспомните о тех людях, которые жили до вас. Все они умерли, так и не переделав все свои дела, их дела остались незавершенными. Вспомните великих мира сего, могущественных русских царей или, английских королей. Как ни велика была их власть при жизни, они умерли, оставив после себя незаконченные мирские дела. Их дети пытались продолжить их дела, но тоже умерли, так и не завершив их.

Итак, мирские дела нескончаемы. Если вещь невозможно довести до конца, зачем же вкладывать в это так много усилий! Все эти дебютные ошибки возникают вследствие привязанности к богатству. А если вы бедны, то в глубине души думаете, что богатство сделает вас счастливым. Это ошибка. Бедный страдает от бедности, но у богатых – страдание от богатства: они меньше спят, у них больше волнений, беспокойств, стрессовых факторов. Живя в загородном доме, богач тревожится за свою городскую недвижимость. Имея, скажем, пять машин, он ездит только на одной. Хотя богатые люди имеют множество всяких вещей, им не хватает времени, чтобы использовать их все. Тело ведь у них одно. Человеческая жизнь коротка, и для этой короткой жизни достаточно немногих вещей: простой пищи, чтобы насытить себя, и простой одежды, чтобы было чем защитить тело от холода или жары и выжить. Этого достаточно. Вам не нужно иметь слишком много вещей. Понимание этого даст вам чистую удовлетворенность. Как только в вашем сознании появится удовлетворенность, с того момента вы станете по-настоящему богатым человеком: это внутреннее богатство.

Вот если вы не понимаете этих вещей, то, когда у вас появляется некоторое количество денег, вы в восторге от этого – очень эмоционально выражаете свою радость, прыгаете и летаете, а как только деньги кончаются, и наступает полоса финансовых неудач, вы погружаетесь в депрессию. Поэтому вам следует знать философию. Нужно знать философию «волны»: удача в жизни – это волна, которая поднимает вас наверх, но эта же волна рано или поздно обрушится вниз и вы – вместе с нею упадете вниз. Люди, которые знают, что поднимаются на волне, не будут слишком восторженно этому радоваться, потому что они уже готовы к падению. Когда человек, знающий философию, упадет вместе с волной вниз, он не очень-то расстроится, потому что он знает, что затем снова поднимется вверх. Наша жизнь подобна волне. Этот пример служит иллюстрацией к философии жизни: иногда в океане возникает некоторая волна богатства и несет вас вверх, но, поднимаясь вверх, вы уже должны осознавать, что все взлеты заканчиваются падением, и данная волна также обрушится вниз. Многие не понимает этого, и когда они немного поднимаются, то начинают сразу вести шикарную жизнь и привыкают к богатству, а когда волна опускает их вниз, то они очень расстраиваются – именно потому, что привыкли к роскоши. И тогда такие люди становятся хуже собак, потому что собаки, когда они не могут найти себе пропитание, не реагируют так остро. А люди этого типа, не понимающие того, что их носит волна вверх и вниз, в то время, когда поднимаются вверх, мнят о себе: «О, какой я умный!», а когда падают вниз, то впадают в депрессию: «Ах, какой я несчастный!» Буддийская философия ставит вас на землю.

Когда вы становитесь богаче, не привязывайтесь к богатству, осознавая, что на самом деле вы не можете стать собственником всего этого богатства.

Традат Доникян


В 1974 году, когда я находился в пещере предыдущего ламы Лаудо в непальской местности Солу Кумбу, я решил ознакомиться со всеми текстами, которые ему принадлежали. В большинстве своем это были тексты Ньингма, посвящённые практикам различных божеств, но среди них был и текст, являющийся важнейшей практикой всех четырех тибетских школ: "Отворяя врата Дхармы: начальная ступень воспитания ума на постепенном пути к Пробуждению".

Собрание наставлений многих геше Кадампы, Отворяя врата Дхармы , было составлено Лодро Гьялценом, учеником ламы Цопканы и Кхедруба Ринпоче, одного из двух духовных сыновей ламы Цонкапы. Этот текст содержит описание начальной ступени преобразования мышления, или воспитания ума, -иными словами, первое, что нужно делать, если вы хотите практиковать Дхарму.

Только по прочтении этого текста понял я, что на самом деле означает практика Дхармы. В течение всех лет моей жизни, вплоть до этого момента, я не понимал. Практика Дхармы обычно рассматривается как чтение писаний, изучение, запоминание, дебаты, произнесение молитв, выполнение обрядов и так далее. Лишь прочтя этот текст, я открыл, как практиковать Дхарму. Я был потрясён тем, что все мои действия в прошлом не были Дхармой. Поразмыслив, я понял: все эти годы зубрежки и чтения молитв не были Дхармой. За все эти годы ничто не было Дхармой.

Я родился вблизи Лаудо в Тхами в 1946 году. Когда я был довольно маленьким, трёх или четырёх лет от роду, мать отправила меня в монастырь недалеко от нашего дома учиться азбуке у моего дяди, монаха традиции Ньингма. Но это продолжалось недолго. Поскольку я был очень непослушным, я много раз удирал из монастыря в дом матери. Так что мать решила отослать меня в значительно более уединенное место под названием Ролвалинг. Это тайное священное место Падмасамбхавы , где есть множество чудесных благословенных пещер.

Из дому в Ролвалинг меня забрал другой дядя, Нгаванг Гендун. Мы должны были пересечь очень опасные скалистые горы с камнепадами и стремительными водными потоками, а затем за один или два дня перейти через снега. Переходя через снега, мы видели множество ледниковых расселин в сотни футов глубиной с чем-то вроде моря на дне. Это было очень и очень трудное путешествие.

Семь лет я прожил в Ролвалинге, снова изучая азбуку, а затем обучаясь читать. Моим учителем был Нгаванг Гендун, который в то время был монахом. Выучившись читать тибетские буквы, я провёл остальное время, запоминая молитвы, читая Кангьюр и Тенгьюр и совершая обряды в домах верующих.

В Солу Кумбу многие миряне не знают даже азбуки. Ламы обычно позволяют им приходить на посвящения, но они не могут принимать обязательства затворничества. Монахам, способным читать и понимать тексты, предписывается выполнять затворничества, миряне же получают обязательства произнести многие миллионы ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или некоторых других мантр. Поскольку эти люди не понимают тексты, ламы дают им посильные обязательства.

Предполагается, что миряне будут сами повторять мантры, но часто они приходят к живущим поблизости монахам и просят помочь им выполнить заповеди. Поднося корзину картофеля - который они выращивают и едят, - они говорят: "Я получил от ламы обязательство повторить столько-то миллионов мантр. Сделайте это, пожалуйста, за меня". Некоторые прочтут немного самостоятельно, а затем просят других доделать остальное.

Так что я провел эти семь лет, читая у верующих такие тексты, как Кангьюр, Тенгьюр и Праджняпарамита, когда моего дядю просили совершить ритуал. Иногда мы совершали ритуал для умерших. В той местности есть обычай, когда кто-то умрёт, совершать особый ритуал и делать большие денежные пожертвования.

Когда мне было около десяти лет, я отправился в Тибет, в монастырь Домо геше Ринпоче вблизи Пагри и оставался там три года, по утрам заучивая тексты и остаток дня совершая ритуалы у верующих. Там я прошел свой первый экзамен, а мой попечитель сделал пожертвования монахам. Пагри был очень активным деловым центром, куда приходило много торговцев из Лхасы, Цанга, Индии - отовсюду.

В марте 1959 года китайцы захватили власть над Тибетом, но, поскольку Пагри находится рядом с Индией, непосредственной угрозы не было.

Позднее в этом году я получил наставления для совершения своего первого затворничества, посвященного Гуру-йоге Цонкапы, в близлежащем монастыре Пема Чолинг, ветви монастыря Домо геше. Я ничего не знал о медитации , я просто повторял молитвы и Мигцема (стих, читаемый во время практики Гуру-йоги ламы Цонкапы). Я думаю, что завершил затворничество, но не знаю, как я его выполнил или сколько мантр я начитал.

В конце 1959 года, когда над нами нависла угроза пыток, мы решили бежать в Индию. Однажды мы услышали, что китайцы придут в Пема Чолинг в течение двух дней. В ту же ночь мы тайно ушли. Нужно было перейти лишь одну гору, чтобы достичь Бутана. Однажды ночью, поскольку было очень сыро и дорога была видна плохо, мы соскользнули со склона, поскользнувшись в грязи. На границе были кочевники. Если бы они увидели нас, спастись было бы трудно, так как некоторые из них были соглядатаями. Но, хотя их собаки лаяли, кочевники не вышли из своих шатров.

В конце концов все добрались до Индии. Мы отправились в Букса Дуар, что в Западной Бенгалии, где индийское правительство поселило монахов из монастырей Сера, Ганден и Дрепунг, желавших продолжить свое обучение. Во времена британского владычества Букса являлся концлагерем, там находились в заключении и Неру, и Махатма Ганди. Место содержания Махатмы Ганди стало женской обителью, а то, где находился Неру, стало молитвенным залом монастыря Сера.

Мое изучение буддийской философии началось с "Собрания вопросов (Дуйра)", первого предмета дебатов, которое преподавал геше Рабтен Ринпоче. Но у геше Рабтена было много учеников, и он был очень занят, так что меня обучал один из его учеников ген Еше, который позднее скончался. Потом я получал наставления от ламы Еше.

В Букса, поскольку условия жизни были нищенскими, я подхватил туберкулёз (конечно же, это не было единственной причиной - была еще и карма!). Лама Еше и я отправились тогда на девять месяцев в Дарджилинг, чтобы я мог подлечиться. Именно тогда, в 1965 году, когда мы жили в монастыре Домо геше в Дарджилинге, мы встретили своего первого западного ученика- Зину Рачевски. Отец Зины был русским князем, но во времена русской революции семья Зины бежала во Францию. Зина родилась во Франции и позднее переехала в Америку.

Зина просила нас отправиться жить на Шри Ланку и основать там Дхарма-центр. Мы получили у Его Святейшества Далай-ламы и тибетского правительства разрешение на это, но у Зины возникли некоторые трудности, которые означали, что мы ехать не можем. Вместо этого, поскольку я родился в Непале, было решено посетить Непал.

Жили мы в монастыре Гелуг возле ступы Бодхнатх, сразу за Катманду. Каждый день лама смотрел в окно на один холм. Казалось, холм очень привлекал его, и однажды мы отправились посмотреть это место. Это был холм Копан.

Тогда же мать и все мои родственники пришли в Катманду на паломничество. Дело в том, что раз в двенадцать лет все народы Гималаев спускаются с гор для паломничества к священным местам в долине Катманду. Родственники просили меня вернуться обратно в Солу Кумбу, что я и сделал.

Как раз в то время пещера Лаудо была возвращена мне, и я начал строительство монастыря Лаудо. Одновременно лама Еше строил монастырь Копан. Два монастыря создавались в одно и то же время. И именно тогда я обнаружил текст Лодро Гьялцена.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

В Отворяя Врата Дхармы описываются в основном непостоянство и смерть, а также вред желаний, препятствия, создаваемые восемью мирскими дхармами. Эти восемь мирских забот таковы:

1) желание материальных благ;

2) нежелание отсутствия материальных благ;

3) желание быть счастливым;

4) нежелание быть несчастливым;

5) желание славы;

6) нежелание бесславия;

7) желание хвалы;

8) нежелание хулы.

Не знаю, переведен ли этот текст на английский; его нетрудно понять, хотя в нём есть много древних выражений, нуждающихся в пояснении.

Чтение этого текста было очень полезным. Оно показало мне, что действительно можно повернуть свой ум, куда захочешь, подобно тому, как лепишь тесто в руке. Его можно натренировать поворачиваться и туда и сюда. Сейчас мой ум совершенно выродился, но в то время, немного осознав смысл этого текста, я терпеть не мог, когда люди приходили сделать мне пожертвования.

Найдя Отворяя врата Дхармы, я совершал тантрийское затворничество. Наверное, благодаря тому, что я понял из этого текста, как практиковать Дхарму, даже самый первый день затворничества был невероятно мирным и радостным. Благодаря легкому ослаблению восьми мирских дхарм, мой ум стал спокойнее и немного чище. В уме стало меньше препятствий , как будто на дороге стало меньше мешающих камней. Именно это делает затворничество успешным. Хотя я не прочитал тщательно пояснения к этой тантрической практике, благословение божества было получено, благодаря тому, что в моем сознании стало меньше проблем.

Стараясь управлять умом, мы устраняем препятствия, и чистая Дхарма нашего сознания приближает нас к божеству. Благоприятные знаки днем во время сидения и ночью во время сна показывают, что божество довольно нами и дарует благословения. Успех затворничества представляется зависящим в основном от этого. Получение благословений от божества не зависит только лишь от знания медитаций Ступеней порождения и завершения на тантрическом пути.

(Конечно, можно оказаться неспособным продолжать затворничество, если чем дальше, тем больше у вас развивается болезней лунга , или ветра. После встречи с тибетским буддизмом вы о лунге знаете всё! До того лунг не был столь знаменит. Основной причиной болезней лунга, кстати, является неумение практиковать сущность этого текста, истинный смысл Дхармы!).

Как сказал хранитель всей священной Дхармы Будды Кирти Ценшаб Ринпоче: "Все наставления Будды - Кангьюр и объяснения пандит -- Тэнгьюр направлены на усмирение ума". Все эти поучения являются воспитанием ума, преобразованием мышления. Все поучения Будды предназначены для преображения, усмирения психики.

Отворяя врата Дхармы -это текст о преображении мышления, как я уже упоминал. Почему это называется "преображением мышления"? Нам мешают и лишают силы нашу практику слушания наставлений, размышления над их значением и медитации о пути, который они открывают, восемь мирских дхарм , цепляющееся за эту жизнь желание. Особой целью данного текста является усмирение восьми мирских дхарм - это и есть преобразование мышления.

Все учение Ламрима, постепенного пути к Пробуждению,-есть преобразование мышления. Главная его цель-усмирение ума. Именно поэтому слушание поучений Ламрима, размышление и медитация над ними столь благотворны. Когда другие поучения не оказывают воздействия, слушание или чтение Ламрима может усмирить ум. Постепенный путь к Пробуждению имеет особое устройство, усмиряющее ум построение.

Ламрим, как было первоначально определено ламой Атишей в Светильнике на пути к Пробуждению , начинается с медитации над совершенным человеческим рождением - восемью свободами и десятью богатствами. Лама Цонкапа, тем не менее, начинает медитации Ламрима с основы пути, вверения себя гуру .

Итак, что же препятствует порождению в нашем потоке сознания постепенного пути к Пробуждению? Что не позволяет нам обрести свершения, начиная с вверения себя гуру или обретения совершенного человеческого рождения? Все те же восемь мирских дхарм .

Мирские заботы не позволяют практике Ламрима стать Дхармой. Что не дает нашим каждодневным действиям с утра до ночи стать Дхармой? Восемь мирских дхарм, цепляющееся за эту жизнь желание. Это то препятствие, которое мешает порождению в нашем уме Ламрима с самого начала и до Пробуждения, которое не позволяет нам обрести никаких свершений.

Мы должны воспитывать свой ум, размышляя об убогости мирских забот и безграничной пользе отрешения от них. Особенно необходимо воспитывать ум медитацией о непостоянстве и смерти. Если эта начальная тренировка мышления проведена, то вы отворяете врата Дхармы. Тогда практиковать Дхарму можно без трудностей. Мы оказываемся способны совершить всякое действие, которое желаем, будь то затворничество или иные практики Дхармы. И вообще все наши действия становятся Дхармой. И не только это: мы становимся способными начать порождать в своем разуме свершения пути, начиная с вверения себя гуру или обретения драгоценного человеческого рождения-и до самого Пробуждения.

Все эти результаты следуют из самой первой тренировки мышления в Отворяя врата Дхармы. Если воплотить в практику смысл этого текста, мы будем управлять восемью мирскими дхармами , не позволяя им управлять нами. Вместо того, чтобы лишать себя свободы, мы обретем её.

Созвучные материалы:

Вопросы учеников Его Святейшества Гьялвы Кармапы Оргьена Тринлея Дордже в рамках учений по тексту Нагарджуны «Письмо к другу» (21-23 декабря 2009, монастырь Тергар, Бодхгая, Индия)

– Когда мы находимся в разлуке со своим коренным гуру и думаем о нем – о его величии и сострадании – то не в силах сдержать слезы; они ручьем льются из наших глаз. Что это? Признак умопомешательства? Еще одно проявление негативных эмоций?

Вряд ли это умопомешательство, потому что когда люди сходят с ума, то теряют осознанность и не понимают, что происходит. Таково определение умопомешательства.

Является ли это проявлением негативных эмоций? Вы размышляете о достоинствах своего коренного учителя, сосредоточиваетесь на его сострадании, мудрости, позитивных действиях, способностях, и вас переполняет чувство преданности, а на глаза набегают слезы – такую преданность мы относим к числу очень и очень позитивных качеств. [В духовной практике] мы стараемся добиться такого переживания. Я лично стараюсь его обрести. Так что, если у вас оно в избытке, быть может, поделитесь со мной?

– Что такое восемь мирских дхарм, или забот?

Восемь мирских дхарм (обретение и утрата, похвала и хула, удовольствие и боль, слава и бесславие) можно разделить на три типа: белые, черные и смешанные. Черные дхармы вызваны заботой исключительно о благополучии в этой жизни и стремлением принести пользу себе одному. Мы не думаем о других, и наша забота о себе носит чрезмерный характер.

Белые дхармы подразумевают заботу о других. Смешанные дхармы есть у каждого из нас, немного черного, немного белого.

Истинная Дхарма – это то, что совершается не только ради достижения целей этой жизни, но всех сменяющих друг друга жизней и ради других существ. Если же вы практикуете только ради этой жизни, только ради настоящего момента, только ради себя, тогда все превращается в «мирские дхармы». Когда мы используем термин «мирские дхармы» в негативном контексте, то ведем речь именно о черных мирских дхармах. Смешанные не так уж плохи.

– Когда во мне проявляются негативная эмоция (например, привязанность), и я пытаюсь сосредоточить на ней свое внимание, то эта негативная эмоция становится еще сильнее. Что делать?

Можно по-разному работать с негативными эмоциями. Например, вы испытываете гнев в отношении какого-то конкретного человека, который вам не по душе, или же в связи с каким-то происшествием или событием. Если ваш ум чрезмерно сосредоточен на этом, то переживаемая эмоция становится сильнее. Иногда полезно просто переместить фокус с этого человека или события на что-то другое. Порой это помогает.

– Допустимо ли зарабатывать на жизнь продажей предметов, имеющих отношение к Дхарме, если мы движимы намерением принести пользу другим? Людям на Западе нужны магазины, где они могли бы приобрести объекты, связанные с Дхармой.

Если вы продаете их не только для извлечения прибыли, тогда, возможно, это допустимо. Но встает ряд вопросов, на которые нужно получить ответы. Как вы их продаете? Кому вы их продаете? Продавать можно по-разному. Быть может, лучше продавать их тем людям, которые выражают искреннее почтение к ним или по-настоящему в них нуждаются.

– Монахи и ламы в Тибете едят мясо, в особенности в дни Тибетского Нового года (Лосара). Принимая это мясо от родственников и друзей, они тем самым полагаются на тех, кто зарабатывает на жизнь убийством животных. Так эти полностью посвященные монахи и ламы становятся причастными к этим неблагим деяниям, так ведь?

Да, эта проблема существует. Одна из точек зрения на эту проблему заключается в том, что Тибет в прежние времена в силу его географического положения отличался весьма ограниченным разнообразием продуктов питания. Не хватало овощей и зелени, и люди в основном полагались на пищу животного происхождения. И в этих условиях у тибетцев, в том числе у Сангхи – монахов и монахинь, не было особого выбора, и, возможно, поэтому они стали употреблять в пищу мясо. Но сейчас ситуация несколько изменилась. Даже в Тибете появились овощи и другие продукты питания. Что-то завозят из Китая, какие-то овощи выращивают на месте благодаря появлению новых технологий. В силу этих изменений во многих монастырях сократилось потребление мяса. То есть можно говорить о позитивных изменениях, и есть надежда, что они продолжатся, и вскоре для высказанных вами сомнений не останется почвы. Пока же эта проблема остается.

– Простите, хотя мне это не по душе, но когда комаров слишком много, я ничего не могу с собой поделать и их убиваю. Как перестать убивать насекомых?

Я тоже сталкиваюсь с этой трудностью. Наверное, этого можно избежать, если поселиться в соответствующих условиях, правильно выбрать комнату, оборудовать ее и так далее. Но главное, все же, понять, что, хотя комар – маленькое насекомое, он тоже обладает жизнью. В этом смысле он мало чем отличается от нас. Пусть даже у него несколько другие ощущения – все равно, говорим мы о большом животном (например, слоне) или о маленьком (комаре), все они обладают жизнью. И отбирать эту жизнь по причине причиняемого ими маленького дискомфорта, наверно, не самое мудрое решение. Стоит подумать на эту тему.

Мы, люди, куда искуснее комаров, ведь у нас столько возможностей. Уж наверное, мы в силах найти способ избавиться от укусов, не убивая комаров. Мы очень изобретательны и должны придумать более конструктивное решение этой проблемы.

– Мы хотим попросить Ваше Святейшество стать нашим коренным гуру. Есть ли какие-то предварительные требования, нужна ли какая-то особая церемония?

Думаю, я должен дать вам соответствующие разъяснения, потому что мне самому приходилось размышлять на эту тему, и эти мысли доставляют мне беспокойство. Поэтому я воспользуюсь этой возможностью, чтобы все прояснить.

В целом, термин «коренной гуру» (или цаве лама) используется в контексте Ваджраяны. С точки зрения Ваджраяны, коренным ламой мы называем наставника, от которого мы получаем посвящения, устные передачи и глубинные инструкции. Если присутствуют эти три составляющие, то мы можем говорить, что он – «цаве лама», или «коренной гуру».

В Сутраяне мы не найдем термина, который бы обозначал коренного гуру, однако там используется термин «кальянамитра», или духовный друг. Конечно, и в сутраянском контексте мы можем говорить о «коренном» духовном друге, который указывает нам правильный путь; объясняет, что следует развивать, а чего – сторониться.

Это самые общие объяснения того, что такое – коренной гуру. Что же касается меня лично, то на настоящий момент у меня нет всех необходимых качеств для того, чтобы быть чьим бы то ни было коренным гуру. Я стараюсь их в себе развить – разумеется, всякий, кто устремляется к Просветлению, будет двигаться в этом направлении. Я стараюсь обрести те качества, которые должны быть у истинного и квалифицированного учителя, но, на мой взгляд, пока я ими не обладаю. Но поскольку множество людей возлагают на меня свои надежды и питают ко мне доверие, то, не желая расстраивать и разочаровывать их и, напротив, желая их вдохновить, я соглашаюсь быть их коренным учителем.

И здесь, хотя я как индивидуум, как Оргьен Тринлей не обладаю нужным для коренного гуру набором качеств, но в силу моей связи с линией преемственности, моей связи с именем «Кармапа», я полагаю, что если с обеих сторон мы будем прилагать усилия, то, возможно, это приведет к хорошим результатам.

Поэтому, когда я соглашаюсь стать чьим-либо коренным учителем, когда беру кого-то в ученики, то это не означает, что я считаю себя полностью состоявшимся квалифицированным гуру. В этот момент я думаю обо всех духовных учителях и их наставлениях и стараюсь черпать в них вдохновение…

Поэтому самое главное здесь – не я как отдельно взятый учитель, самое главное – это линия преемственности. [Постижение] учений лини преемственности – вот, на что следует направить свои усилия. У тибетцев есть одно высказывание: даже если у человека сотни неблагих качеств, но при этом он способен дать одно единственное благое наставление, то имеет смысл ему последовать. То, что у давшего его человека есть изъяны, не делает это наставление дурным.

Итак, не потому что я – великий учитель, но потому что у нас есть великое, истинное учение, я хочу попросить вас – пусть наставления, учения будут вашим главным гуру. Если вы будете поступать так, то, на мой взгляд, не возникнет трудностей.


– Должен ли у нас быть только один коренной учитель, или их может быть много?

В прошлом у кого-то из учеников был только один коренной гуру, у кого-то – их было много. То есть, по-видимому, оба варианта возможны. Однако, когда вы говорите «цаве лама», то «цава» означает «корень». Обычно у растения – один корень, а у него много ответвлений. Корень должен быть прочным; стабильность – это главное.

– Как зародить Бодхичитту, это исполненное мужества состояние ума, которое уже не придет в упадок?

Есть одно высказывание. Если обретена искусность, то за нею естественным образом приходит усердие. Что это означает? Если у вас есть искусные средства, с помощью которых вы работаете над собой, зарождаете в себе интерес, вдохновение, то тогда вы научаетесь черпать энтузиазм и радость в том, что вы делаете, и это влечет за собой усердие. Усердие является следствием применения искусных средств. Таким образом, нам нужно применять искусные средства в работе над собой; нужно понять, какие искусные средства нам подойдут, какие – принесут нам пользу.

Во-вторых, нам необходимо мужество, которое рождается из понимания важности и неотложности осуществления трудов на благо других существ. Посмотрите на себя: вы – всего лишь одно единственное существо, других же – великое множество. Поэтому интересы большинства во многом гораздо важнее, нежели интересы одного единственного человека. Если думать так, то можно преисполниться мужества, необходимого нам в трудах на благо живых существ.

В-третьих, нам необходима твердая решимость, чтобы не смогли повернуть обратно. Откуда берется решимость трудиться на благо всех живых существ? Когда мы понимаем пользу таких трудов, то естественным образом посвящаем свое тело, речь и ум этой цели. Мы не кидаемся из стороны в сторону: то работаем на благо существ, то не работаем, то задаемся вопросами, то испытываем сомнения. Нет! Наши тело, речь и ум целиком сфокусированы на Бодхичитте. Это придает ей стабильность.

– Не следует ли [какому-нибудь] Ринпоче зародить желание в следующей жизни переродиться женщиной, как это сделала Тара, чтобы показать ученикам, что обладание телом мужчины не является обязательным условием для достижения Просветления?

Может быть, хорошо было бы найти Ринпоче, который бы возносил такие молитвы. Помолитесь о том, чтобы он появился.

Будда способен проявиться в любой форме – это может быть и женская форма, тут нет никаких противоречий. Прежде уже появлялись просветленные женщины – Тара и другие, они могут появиться и в дальнейшем. Однако здесь не должно быть места чувству конкуренции с мужчинам: наперекор всему я должна прийти к Просветлению в женском теле! Если в своем движении к Просветлению вы руководствуетесь исключительно чувством конкуренции или мотивами политического характера, то неизвестно, придете ли вы к Просветлению. Но если вы движимы состраданием, по-настоящему хотите принести пользу женщинам и думаете, что для этой цели будет лучше, если вы достигнете Просветления в теле женщины, то тогда это имеет смысл.

Совсем необязательно, чтобы такие пожелания делали Ринпоче. Каждый из вас может сделать такое пожелание. Если вы будете упорно работать и достигнете Просветления, то результат будет тем же. Для этого не нужно быть каким-то особенным человеком, Ринпоче.

Здесь очень много полностью посвященных монахинь (бхикшуни) из разных стран, но ни одной из тибетской традиции. Когда Ваше Святейшество начнет давать полные обеты женщинам в тибетской традиции. Кто как не Ваше Святейшество должен начать давать обеты бхикшуни (тиб. гелонгма)?

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ… [Вздыхает.]


Несколько дней назад мы бурно обсуждали вопрос дарования полных обетов женщинам в рамках проводимой нами небольшой конференции по Винае. В Тибете [в монашеском посвящении] придерживаются традиции Муласарвастивада, и мы обсуждали, можно ли даровать обеты женщинам в соответствии с традицией Муласарвастивада.

В истории Тибета были случаи, когда учителя прошлого даровали обеты бхикшуни женщинам в соответствии с традицией Муласарвастивада в присутствии только Сангхи бхикшу (монахов). Такие случаи были.

Мы также обсуждали, можно ли объединить Сангху бхикшу (монахов), получивших обеты в традиции Муласарвастивада, с Сангхой бхикшуни (монахинь), получивших обеты в традиции Дармагупта, которая распространена в Китае, и совместно дать полные обеты женщинам.

Обсуждения были очень плодотворными и позитивными. Я не могу точно сказать вам, когда наступит подходящее время для дарования полных обетов женщинам. Но я искренне надеюсь, что это произойдет, поскольку это имеет большое значение для будущего Тибета. Ведь бхикшу и бхикшуни – это основа Винаи, основа буддизма. И я, руководствуясь благой мотивацией, прилагаю всесторонние усилия. Однако это очень серьезный вопрос, и тут лучше не спешить. Поэтому я прошу всех вас оставить сомнения. Не волнуйтесь, это произойдет. Я это сделаю, но сохраняйте терпение.

Ваше Святейшество, каким должен быть правильный образ жизни монахини, которая продолжает работать в больнице, вдали от Сангхи?

Если рассуждать исключительно в контексте Винаи, то здесь есть много моментов, которые необходимо принять во внимание. Но если вы – гецул или гецулма, то самым важным для вас является соблюдение четырех коренных обетов. Помимо этого, вам нужно следить за тем, чтобы не вызвать неудовольствия мирян, общества. Если вы будете совершать поступки, которые люди, общество считают дурными, то это плохо.

Как медитировать о бессамостности и как с помощью этой медитации помогать другим существам?

Я буду говорить о бессамостности исходя из собственного опыта, а не буддийской литературы. Самость, или «я», о котором здесь идет речь, - это то, что мы считаем абсолютно независимым, не связанным с другими явлениями.

Все остальные – там, а я – здесь, совсем один, не зависящий ни от чего. Но если мы посмотрим глубже, то все обстоит совсем не так. Я завишу от всего: от воздуха, которым дышу; от еды, которую ем; от книг, которые читаю. Я завишу от всех этих факторов. Без них мне не выжить. Когда я глубже анализирую это, то вижу, что не способен существовать отдельно и независимо. Я связан со всем. Я – часть всего, что меня окружает.

Даже если я хочу просто вкусно поесть, то нужны «другие», кто будет готовить эту еду и т.д. Необходимо множество факторов, и все они должны быть благоприятными, и все вовлеченные люди должны быть в хорошем настроении, иначе ничего не получится.

Чем глубже я понимаю взаимозависимость, чем глубже понимаю, как важны для меня другие, тем сильнее такое понимание бессамостности заставляет меня осознавать важность других и испытывать сострадание к другим. И тогда труды во благо других становятся необходимостью.

Когда мы говорим о пустоте, о Махамудре, о Дзогчене, то дело тут не в том, чтобы раскрыть что-то глубинное в себе одном, но в том, чтобы помочь другим. У тех, кто не понимает этой взаимозависимой природы вещей, этого подлинного способа бытия, очень много проблем и страданий. И потому в нас естественным образом рождается сострадание к ним и желание им помочь. Следовательно, постижение бессамостности, пустоты тесно связано с состраданием и стремлением помочь другим. Они должны идти рука об руку. Если этого не происходит, то от такого постижения мало толку.

Итак, мы должны очень ясно понять, что если не будет других, то я немедленно прекращу свое существование. Обычно мы думаем: «Я – здесь, а они – там». Но если не будет их, не будет и меня. Осознав это, мы начинаем глубже понимать важность других существ. И чем больше мы думаем об этом, тем очевиднее это становится.


Перевод с тибетского: Рингу Тулку Ринпоче
Перевод с английского: Юлия Жиронкина

Восемь мирских дхарм. Как не волноваться из-за преходящих явлений Восемь преходящих явлений (восемь мирских дхарм): - похвала и критика, - хорошие и плохие новости, - обретения и потери, - успех и неудача. Беспокойство, огорчение или неудобство из-за восьми преходящих явлений означает, что мы излишне взволнованы, когда переживаем первые явления из этих четырех пар, и чрезмерно подавлены – когда переживаем вторые. Мы можем это понять, обратившись к четырем благородным истинам. Первая благородная истина Проблема страдания: нас критикуют, мы узнаем плохие новости, несем потери или переживаем неудачу. Другой аспект – чувствуем ли мы несчастье из-за этих четырех явлений или из-за первых явлений в каждой паре (похвалы и прочего), зависит от нашей самооценки, которая может быть заниженной или завышенной. Мимолетное счастье: нас хвалят, мы узнаем хорошие новости, обретаем что-либо или добиваемся успеха. Другой аспект – чувствуем ли мы счастье от этих явлений или от их противоположностей, также зависит от того, низкая у нас самооценка или высокая. Однако такое счастье непродолжительно, оно не удовлетворяет нас и не решает всех наших проблем. Подневольный круговорот совокупностей познания – восемь преходящих явлений – происходит вновь и вновь. Неизвестно, какое из них будет следующим, и не в нашей власти управлять ими. Мы постоянно переживаем «взлеты и падения». Вторая благородная истина Причина проблем – карма и беспокоящие эмоции. Карма – это побуждения действовать определенным образом, основанные на склонности к повторению прошлых кармических поступков. Когда наше переживание сопровождается цеплянием за «прочное» (истинное) существование: «мне» хочется сделать это, тогда, если мы поступаем под влиянием такого побуждения, действие функционирует как отрицательная (sdig-pa, грех) или положительная кармическая сила (bsod-nams, заслуга). Из-за этого в нашем потоке ума остаются кармические последствия: системы (tshogs, накопления) кармических сил, кармическое наследие (sa-bon, семена, склонности) и устойчивые кармические привычки (bag-chags). Приведенные в действие цеплянием за прочное существование и жаждой: Кармическое наследие созревает в переживание, сходное с совершенным нами в прошлом, – нас хвалят или критикуют и так далее. Система кармических сил созревает в переживание происходящего, сопровождающееся чувством счастья или несчастья. Устойчивые кармические привычки созревают в цепляние за происходящее как за прочное переживание. Мы разделяем это переживание на три составляющие и превращаем каждую из них в нечто грандиозное: прочное «я», прочное «ты», прочное «переживание». Затем возникают тревожащие эмоции – привязанность или отвращение, жажда не расставаться с тем, что у нас есть, и обладать большим или жажда отдалиться. Это приводит к созреванию дополнительных кармических последствий. Принцип действия кармы Кармическое наследие созревает в переживание, сходное с тем, что мы совершили в прошлом. Если мы хвалим или критикуем других и при этом цепляемся за прочное существование, нас тоже хвалят и критикуют или осуждают. Иногда, конечно, нам нужно хвалить или критиковать других – суть в том, чтобы делать это без цепляния за прочное существование (без озабоченности собой). Когда мы сообщаем другим хорошие или плохие новости, кричим на других или говорим с ними любезно, шумим и беспокоим других или, напротив, воздерживаемся от нарушения покоя окружающих, и при этом цепляемся за прочное существование – мы сами переживаем подобное по отношению к себе. Когда мы воздерживаемся от присвоения того, что нам не принадлежит, или проявляем щедрость и цепляемся при этом за прочное существование, или когда мы присваиваем чужое, цепляясь за прочное существование, – мы переживаем обретения и потери. Когда наши поступки в целом созидательны или разрушительны и мы цепляемся за прочное существование, наши дела идут хорошо или не очень, мы переживаем успех или неудачу. Системы положительных или отрицательных кармических сил, которые образуются вследствие созидательных или разрушительных действий, совершенных с цеплянием за прочное существование, созревают в виде переживания счастья или несчастья из-за этих восьми преходящих явлений. Когда нас хвалят, мы можем испытывать как счастье, так и несчастье (например, чувствовать неловкость, думая: «Я не заслуживаю этого»). То же самое относится к критике и осуждению. Из-за устойчивых кармических привычек мы переживаем все эти кармические созревания, веря в существование прочного «я»: «я» такой великий или «я» не достоин этого, – в прочное «ты»: «ты» так прекрасен или «ты» так ужасен, – в прочное «переживание»: эта похвала так замечательна или эта критика так ужасна, это действительно принесет вред «мне» и «моей» репутации и так далее. Затем, на основе такого цепляния за прочное существование, мы испытываем беспокоящие эмоции – привязанность и чрезмерный восторг или гнев и подавленность. Это ведет к созреванию новых кармических последствий, и, соответственно, к продолжению сансары с ее взлетами и падениями. Третья благородная истина Истинное прекращение. Истинное прекращение в действительности означает достижение полного освобождения от сансары: мы не испытываем более взлетов и падений испорченного счастья и несчастья. Вместо этого мы ощущаем неизменное блаженство просветления. Более того, мы перестаем испытывать взлеты и падения от переживаний, сходных с нашими прошлыми поступками. Тем не менее, даже до того как мы достигли истинного прекращения, пока мы все еще встречаемся с похвалой, осуждением и так далее, и наши дела идут хорошо или не очень, и мы по-прежнему естественным образом чувствуем из-за этого радость или печаль, – по крайней мере, мы можем достичь временного прекращения, с одной стороны, привязанности или излишней радости, с другой – полной подавленности, обездоленности, жалости к себе или гнева. Таким образом, мы можем достичь некоторого уровня равного отношения (btang-snyoms) и некоторого уровня умственной и эмоциональной устойчивости (bsam-gtan, санскр. дхьяна). Равное отношение во время этих переживаний и в отношении этих переживаний не означает полного отсутствия чувств – счастья, когда нам повышают жалование, или печали, когда умирает любимый человек. Речь не идет о подавлении чувств, хотя чувства становятся весьма тонкими. Подавление и отсутствие чувств – нездоровое состояние. Здесь же имеется в виду состояние, когда чувства не вызывают у нас беспокойства или огорчения, мы не испытываем привязанности или отвращения, чрезмерного восторга, подавленности или гнева – то есть переживания или сопровождающие их чувства не вызывают у нас никакого неудобства. Благодаря этому мы реагируем адекватно. Например, мы можем спокойно оценить похвалу или критику, чтобы понять, справедлива ли она и можем ли мы извлечь из этого полезный урок. Четвертая благородная истина Истинный путь, то есть состояние ума, ведущее к полному прекращению, – это понимание пустотности, благодаря которому мы прекращаем разделять переживаемое на три аспекта и преувеличивать их. Однако существует много временных путей, ведущих ко временному прекращению, – многие из них описаны в труде Шантидевы «Начиная практику поведения бодхисаттвы» (sPyod-"jug, санскр. бодхичарьяаватара, «Вступая на путь бодхисаттвы»). Как достичь временного прекращения: широкий взгляд Рассмотрим переживания в более широкой перспективе. Слыша похвалу или критику, мы можем вспоминать, что у нас есть как достоинства, так и недостатки. Почему одно важнее другого? Почему мы отождествляем себя с тем, а не с этим? Почувствуйте отвращение и отречение. Делайте то же самое с хорошими и плохими новостями, обретениями и потерями, удачами и неудачами. Рассмотрим переживания в перспективе всей жизни, а не с ограниченной точки зрения настоящего мгновения. Когда вас хвалят, вспомните, что всегда есть те, кто вас критикует. Вспомните, как вас хвалили в прошлом, а затем – когда вас ругали. Подумайте: «В будущем другие будут снова критиковать меня». Сосредоточьтесь на постижении того, что это переживание не особенное. Поступайте так же, когда вас критикуют. Зародите в себе отречение – отвращение к этим эмоциональным взлетам и падениям, а также искреннее желание освободиться от них. Примените предыдущие шаги к хорошим или плохим известиями (в том числе, когда другие люди общаются или не общаются с вами, поступают хорошо или плохо и так далее), обретениям и потерям, успеху и неудачам. Является ли текущее переживание более достоверным? Когда нас критикуют или осуждают, мы можем исследовать, что именно придает словам этого человека большую достоверность, нежели словам похвалы, которые произносят в наш адрес другие. Что делает их более реальными и важными? Почему этот человек прав, а другие – нет? Даже в отношении одной и той же личности: почему нам кажется, что слова этого человека отражают его истинные чувства к нам? Что делает эти слова порицания более важными, истинными и реальными, нежели слова похвалы, которые этот человек высказал нам в прошлом? Или отчего эти слова менее важны, правдивы и реальны для нас, нежели похвала этого человека в прошлом – настолько, что мы пренебрегаем ими? Сосредоточьтесь на отвращении и отречении. То же самое примените к похвале, плохим и хорошим новостям, потерям и обретениям, провалам и успехам. Чего я ожидаю от сансары? Даже Будда не мог угодить всем, и не каждый восхвалял и любил Будду. Чего же я тогда ожидаю для себя? Чего я жду от сансары? До тех пор пока я не очищу всю свою карму, я буду получать хорошие и плохие известия, обретать и терять, обстоятельства будут складываться то благоприятно, то неблагоприятно. Если эти переживания огорчают вас, преобразуйте свои чувства в отвращение и отречение. Воздушный шар иллюзий лопается Похвала, порицание, хорошие и плохие известия, обретения, потери, успех и неудачи – это всего лишь колебания воздуха. Это только видимости. Каким образом могут они превратить «меня» в по-настоящему прекрасного или ужасного человека? Более того, как могут они превратить якобы реальное «я» в истинно прекрасного или истинно ужасного человека? Например, мы можем думать: «Я заслуживаю это». Тем не менее, относительное «я» – это всего лишь то, чем можно обозначить непрерывный поток постоянно изменяющихся совокупных факторов познания. Это утверждение истинно и для относительного «тебя». Если мы получаем от другого человека подарок, как это может угрожать независимости такого «я»? Каким образом неудачи или потери могут доказать, что существует якобы прочное «я», которое виновно и заслуживает боль или наказание? Обдумайте, как из-за подобных ложных мыслей и представлений мы можем бессознательно блокировать собственные чувства радостного удовольствия и счастья, когда мы достигаем успеха или когда нас любят? Вообразите, что благодаря этим прозрениям воздушный шар подобных иллюзий лопается и вы наслаждаетесь счастьем.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...