Художественная культура междуречья презентация. Культура месопотамии

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2007

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МЕСОПОТАМИЯ МЕОСПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ – ЖИЛИЩЕ БОГА. ЗИККУРАТЫ В УРЕ И ВАВИЛОНЕ. ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР – ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ВОРОТА ИШТАР, ДОРОГА ПРОЦЕССИЙ В НОВОМ ВАВИЛОНЕ.

2 слайд

Описание слайда:

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названию городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV-II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) – ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

4 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий объём был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъёма вод, но и позволяющей обозревать его со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Её тяжёлую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших разноцветных глазурованных кирпичей.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменнигуру в уре (xxi в. до н.э.) – храм шумерского бога луны нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, раковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными. Чёрными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виноград, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

8 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменанки (vi в. до н.э.) Храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Новом Вавилоне. В библейской легенде о том, как Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объёмы, придавая силуэту устремленность ввысь, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов сооружение приобретало вид сказочного фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Ворота иштар (vi в. до н.э.) Мощный прямоугольный объём ворот Иштар, укрупнённый квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттский портал, - покрывали тёмно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-жёлтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающих зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой головкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Дорогу процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Царская охота (рельеф дворца царя ашшурбанапала) Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по рельефам на алебастровых пластинах, сплошным ковром выстилавших стены ассиро-вавилонских дворцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

17 слайд

Описание слайда:

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигура, большая голова с тяжёлой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжёлыми кистями.

18 слайд

Описание слайда:

выводы Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений. Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазурованного кирпича и жесткости линейного ритма рельефа составляет самобытность месопотамского стиля. Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн Каспийского моря, на Восточную Русь.

19 слайд

Описание слайда:

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигуру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...