Художественный плакат. Виды плакатов и особенности их применения

Мастер-класс

12.12.14.

Учитель русского языка и литературы Мухаметшина Л.К.

Плакат как вид искусства и средство пропаганды

Цель:

    рассказать историю развития плаката как вида искусства;

    остановиться на плакатах периода Великой Отечественной войны;

    познакомить с особенностями плаката как средства пропаганды;

    развивать умения писать слоганы, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

    воспитывать ответственность за написанный текст.

Планируемый результат:

Предметные умения : иметь представление о плакате, требованиях к языку плаката;

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах плакатов, речевых ошибках; формирование познавательного интереса к русскому языку через различные информативные источники;

Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умения общаться, сотрудничая в малых группах.

Подготовительная работа:

    Подготовка презентаций

    Подготовка карточек с заданиями.

    Подготовка высказываний.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    Школьный кабинет, стулья расставлены вдоль стен, столы для двух команд; места для гостей.

    Ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

1. Психогимнастика: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»

В кабинете рассаживаются ученики 9-10 классов из разных школ, делятся на две команды.

Добрый день! Мы начинаем с вами необычное занятие «Плакат как вид искусства и средство пропаганды». Почему необычное? Потому что нет в школьной программе ничего похожего. И я надеюсь, что собрались в этом кабинете только заинтересованные люди.

Давайте немного разомнемся и проделаем такое упражнение: Нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» по кругу.

Вот мы и познакомились.

2. Слово учителя.

Плакат в нашей жизни занимает довольно значительную роль. Он оказывал и оказывает на умы и сердца людей определённое влияние. Именно благодаря этому плакат как разновидность графики выделился в ряду других видов искусства

1). История развития социального плаката (Презентация 1).

1. Слово «плакат» немецкого происхождения, в переводе означает объявление, афиша.

2. Плакат - это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения.

3. Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики - окончательно сложился в конце Х1Х века. Начало плаката можно видеть в гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.

4. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.

5. В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка собрала 700 произведений из 13 стран.

В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. С этих пор плакат становится самым демократичным видом искусства.

6. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Колоссальное распространение получил агитационный плакат.

В России издается большая серия плакатов, которые призывают собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войн.

7. Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.

В 1917 году художники авангарда во главе с Маяковским создают знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство). Они пропагандируют через плакаты новое пролетарское искусство в стране, где подавляющая часть народа неграмотна.

Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА - это газета для неграмотных.

8. В годы Гражданской войны самыми выразительными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?».

9. Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне - белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. Образ крестьянина выглядит на нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи

10. В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е - 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть».

11. Плакаты и другие виды агитмассовой продукции делались в те годы не только в Москве и Питере, но и во многих городах российской провинции.

12. Во второй половине ХХ века плакат в СССР проникает в самые разные уголки жизни: в городскую среду, на территорию фабрик и заводов, в колхозы, клубы, школы и больницы, затрагивая все стороны жизни советского человека.

13. Большую роль играет советский плакат в антиалкогольной пропаганде.

14. В настоящее время былая жанровая широта плаката на улице сузилась до торговой рекламы. Все мыслимые и немыслимые места в городах забиты рекламными щитами. Но художественного плаката на них мало.

Учитель: В 2015 году наша страна празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому мы не могли обойти стороной плакаты этого времени.

2). Плакат в годы Великой Отечественной войны (Презентация 2).

Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Значение его трудно переоценить. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к победе.

1. По аналогии с Окнами РОСТА художниками выпускаются Окна ТАСС, в которых принимает участие большинство выдающихся художников-плакатистов, живописцев и графиков всех поколений.

2. Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

3. Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, а также вдохновляли тружеников тыла.

4. Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата.

5. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.

Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.

Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак - Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.

6. Один из самых известных плакатов тыловой тематики - «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы - мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.

Учитель: Сейчас мы проведём небольшое соревнование. Вы сели за столы, интуитивно выбрав себе партнёров по команде. Итак, у нас образовалось две команды. Ваша задача – творчески подойти к заданиям, научиться разбираться в плакатах и выиграть.

Будьте предельно внимательны при прослушивании. Вся информация вам затем пригодится.

Разрешите познакомить вас с составом жюри:

3) . Принципы создания плаката (Презентация 3).

Плакат на современном этапе становится самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач .

Какие задачи ставятся создателем плаката?

А) заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм - все идет в дело!

Б) донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени для восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.

В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись и т. д.

Каковы условия эффективного воздействия плакатов на людей?

1. На плакате не должно быть много деталей. Плакат состоит из крупного изображения и надписи.

2. Цветовая гамма насыщенная, контрастная.

3. Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.

4. Изображение плаката должно соответствовать тексту.

Какие бывают плакаты?

    Социальные плакаты – это плакаты, затрагивающие те или иные проблемы общества с целью привлечения внимания к той или иной негативной чаще черте общества (алкоголизм, наркомания, бездомные дети, бездомные животные и так далее).

    Бывают ещё и политические плакаты, которые чаще появляются во время предвыборной кампании.

Несколько советов по речевому оформлению

    Стремитесь к простым , коротким, но достаточно информативным предложениям

    Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.

    Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.

    Не преувеличивайте. Эмоционально-оценочная лексика («великолепный». «восхитительный», «фантастический») часто раздражает, а не привлекает.

    Будьте точны , когда создаёте рекламный плакат. Не используйте «размытые» данные: неправдоподобно низкая цена, увидите и удивитесь. Лучше укажите точные цифры.

    Используйте глаголы только в настоящем времени изъявительного наклонения. Слова «будет », «может », «мог бы » не убедительны. Товар делает то-то, и все.

В последнее время надписи на плакатах называть слоганами.

Словарная работа

Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.

Примеры слоганов (взяты с сайтов )

А) Политические слоганы

Опыт и знание, преданность делу и верность слову!

Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние!

Возродим промышленность – возродим Россию!

Мы просто любим свою страну.

Пристегните самого дорогого – пристегнитесь сами!

Вместе мы можем помочь.

Помогите детям-сиротам, и они подарят вам свою улыбку.

Будьте бдительны, водители. Почти все из вас – родители.

Когда в жизни ест цель, наркотики не нужны!

Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Кто пьёт за рулём – рискует потерять всё.

А теперь задания. Мы даём время на обсуждение.

Задание 1.

Определите, в какой исторический период возникает данный плакат? По каким признакам вы об этом догадались?

Задание 2.

Каково назначение плаката? Это средство пропаганды или социальная реклама?

Задание 3.

Представьте себе, что вы должны создать плакат. Слоган вам дан, а ваша задача - представить, что будет на плакате изображено.

Итак, слушаем слоган.

Миру нужен новый герой.

Задание 4.

Перед вами плакат, состоящий из фотографий. Снимки сделаны очевидцами гражданской войны в Украине. Ваша задача – придумать такой слоган, который очень точно отражал бы мысль фотографов-художников.

Подведение результатов.

Выявление победителя

6. Вывод

Чему мы научились сегодня?



История плаката это история общемировой художественной традиции, поскольку искусство плаката одно из древнейших в мире. Первопроходцами в этой области стали китайцы, традиции которых последовательно развивали европейские мастера. Искусство плаката возникло, конечно, не на пустом месте. К жанрам рекламы, можно отнести настенную живопись и средневековую гравюру, вывески первых магазинов и т.д.


В России печатные плакаты появились в начале XVIII века. В дореволюционной России плакат довольно редко носил ярко- политический, агитационный характер, рекламируя, как правило, деятельность различных фирм, благотворительных обществ и т.д. Как отмечает Н.И. Бабурина в книге «Русский плакат Первой мировой войны», художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки. В жанре плаката работали выдающиеся русские художники: В. Васнецовы, М. Врубель, К. Коровин, Л. Пастернак, Н. Ремизов, В. Серов и другие. Многие из них известны и в жанре военного плаката своим талантом, авторской индивидуальностью. В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. В жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.


Образование Искусству плаката учили в специализированных высших учебных заведениях например, в Полиграфическом институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секции плаката существовали в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты. Как пишет А. Козлов во вступительной статье в книге, посвященной Д. Моору: «Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства».


Печенье не черствеет! Питательнее, выгоднее булки! Продает Моссельпром, отделения в любом переулке! Плакат с использованием рифмованных слоганов прижился в нашей стране благодаря влиянию, пожалуй, именно В. Маяковского. Надо отметить, что работа в жанре плаката была для В. Маяковского многоплановой. Например, в период Окон сатиры РОСТА () он не только писал стихи для плакатов, но и был организатором производства, художником.


Плакаты в нашей стране в советское время развивались в различных направлениях. Интересны типичные образы советских плакатов, которые существенно отличаются от западных. Как замечает исследователь Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы эта доля составляет 60%».


Известнейший теоретик советского изобразительного искусства Елена Поволоцкая писала: «Отличительные черты советского плаката его глубокая партийная идейность и народность. Агитационная его сущность не выносит отставания от жизни, настоятельно требует, чтобы в основе каждого плаката лежала самая передовая политическая идея, выразительно и просто воплощенная в живой, реалистический художественный образ. Только при этом непременном и обязательном условии плакат будет активен и действен и достойно ответит своей основной задаче успешно служить великому делу коммунистического воспитания нашего народа.


Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость. Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Дастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей. Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране - всюду - можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат. Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе "Родина-мать зовет!".


Культ Сталина и плакат в 1930-е годы Сталин - это концепция, форма жизни, окружение, медиальное пространство. В выражаемом обществом поклонении, благодарности, даже любви к Сталину сказалось радикальное и концентрированное выражение жизненной установки советских людей по отношению к новому мощному индустриальному государству: народ почитал образ вождя, подразумевая под ним себя. Образ Сталина окончательно сформировался после 1928 года. Его появление на пропагандистской сцене поначалу не было ни помпезным, ни монументальным. Но в то же время, в отличие от Ленина, он не изображался в карикатурном виде. Впервые Сталин появился в небольшом плакате В. Дени, «выкуривающим» своей знаменитой трубкой противников советской власти. Чуть позже Б. Ефимов изобразил его новым «рулевым» СССР, - этот образ будет неоднократно использоваться в 30-е годы. Образ Ленина таким образом был оттеснен на задний план год стал поворотным в пропаганде Сталина; в фото монтажных плакатах Г. Клуциса явно обозначился переход к монументальности. Сталин выходит из тени Ленина и занимает место вождя в политической иконографии. Сначала фигура Сталина изображается в окружении народа и единомышленников. Однако вскоре она начинает возвышаться над политической элитой и массами, что хорошо видно в плакатах Клуциса 1933 года («Под знаменем Ленина за социалистическое строительство»). Эта монументализация при постоянстве облика, одежды и жеста (серая войсковая шинель, поднятая в приветствии рука), привела к почти полному окаменению фигуры, особенно - в сценах приветствия вождя в плакатах Клуциса в гг. («Кадры решают все»). Статичность и явное нарушение линейной перспективы напоминают композиционные принципы русской иконы. Сталин, изображенный крупным планом, не контактирует со зрителем, его взгляд направлен мимо людей, в пространство. Для художника важнее было обозначить мотив присутствия, чем включать портрет в образный контекст, в определенный сюжет.


Конечно же, параллельно с этим издавались плакаты, которые решали образ Сталина в жанровом ключе: Сталин на своем рабочем месте в Кремле, заботливый Сталин с ребенком на руках… Сталин таким образом одновременно был и реальной фигурой, и трансцендентальной, и человеком, и божеством (В. Говорков. «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле»).


Киноплакат 1930-х годов На рубеже 20-х - 30-х годов киноплакат переживает кризис: после завершения нэпа государство ужесточает идеологический и эстетический контроль над кинопроизводством, а рекламе, обвиненной в формализме, отводит роль «неотъемлемой части политико-воспитательной работы вокруг кино». Эта установка подтверждается постановлением ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе» (март 1931) и провозглашением социалистического реализма основным художественным методом искусства. Новые эстетические и политические требования, предъявленные рекламе, вынуждают многих мастеров - братьев Стенбергов, Я. Руклевского, С. Семенова-Менеса, чуть позже - Н. Прусакова, - оставить любимое дело. Одновременно происходит революция в киноискусстве - фильм становится звуковым. Слово, звучащее с экрана, решительно изменило эстетику киноискусства: потребовало удлинения кадра и изменения принципов построения сюжета. Персонаж получает большую свободу в кадре, большую индивидуальность в решении образа. Эти изменения тут же фиксируются рекламой: центром композиции плаката оказывается человек; на смену «творимому» посредством монтажа условному пространству приходит пространство внутрикадровое


Персонажи кинорекламы 30-х годов во многом родственны образам современников в плакатах А. Дейнеки, Г. Клуциса, В. Кораблевой, М. Ворон, - им свойственен тот же пафос и социальный оптимизм. Галерею советских людей кинореклама пополняет историческими деятелями, народными героями, героями революции, - персонажами историко- революционных фильмов. Во второй половине десятилетия утверждается новый тип киноплаката, построенного на рекламе актерского имени. Среди молодых мастеров, пополнивших поредевшие ряды ветеранов, успешно работают Н. Смоляк, В. Климашин, Б. Зеленский, Ю. Пименов. К концу периода эстетический уровень плаката снижается, схематизм, натуралистическое жизнеподобие становятся его отличительными чертами, он не играет сколько-нибудь заметной роли в художественной жизни страны, как это было в предыдущее десятилетие.


Образ человека в советском плакате В 20-е годы в героизированных образах рабочего, крестьянина и красноармейца по-прежнему акцентировались черты носителей социальных функций: в мирное время главные герои плаката славили новое государство и направляли свои усилия на строительство социализма. Занятые этой важной политической работой, они были оторваны от конкретных жизненных проблем современности, а потому их образы страдали излишней обобщенностью, а иногда и схематизмом. Образ человека претерпевает существенные изменения в начале 30-х годов. В 30-е годы «советский человек» в плакате является уже не только носителем государственных или профессиональных функций. С реабилитацией человеческих ценностей и частной жизни этот образ становится более многогранным: женщины изображаются не только как «строительницы социализма», но и как матери, спортсменки, хозяйки (в рекламных плакатах). Это же можно сказать и об образах мужчин. Однако человек всегда остается встроенным в целостную идеологическую систему, то есть он сознает свои обязанности и продолжает быть политически активным борцом. плакат М. Соловьева: «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время» (Сталин).


Образ ребенка в плакате Ребенок - один из распространенных и любимых персонажей плаката конца XIX-го - начала XX века. Сталинское общество 30-х годов внесло свои коррективы в изображения детей в плакатах. Теперь это уже не просто дети, а чаще всего пионеры и будущие комсомольцы, члены советских молодежных организаций. Образование и службу обществу они воспринимают как долг. Ребенок и подросток 30-х по-прежнему борец. Детский энтузиазм и безусловная вера в светлое будущее служат мобилизационным целям партии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» - гласит лозунг плаката П. Караченцова 1937 года. Плакат утверждает, что своей счастливой жизнью молодое поколение обязано «родному Сталину и правительству», и оно застывает в тех же позах поклонения и преданности вождю, как и взрослые (Н. Ватолина. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!»).


Образ женщины В 30-е годы идея гармонического развития личности воплощалась наиболее полно и развернуто именно на примере женщины. Слова Ленина: «каждая кухарка должна уметь управлять государством» стали лозунгом многих произведений художественной публицистики. Плакат призывает работниц вступать в партию, участвовать в выборах, и даже отказаться от домашнего хозяйства (Г. Шегаль. «Долой кухонное рабство!»). Агитационное искусство показывает ее в традиционной красной косынке за работой в заводских цехах (В. Кулагина. «Международный день работниц»), за учебой, на стадионах (А. Дейнека. «Работать, строить и не ныть!») и курортах. Художники 30-х годов создают образ-идеал сельской труженицы, который должен проиллюстрировать слова Сталина: «Женщины в колхозах - большая сила» (Н. Пинус). Убедительность художественных образов усиливается документальностью фотомонтажей, портретами знатных стахановок, ударниц, летчиц (Г. Клуцис. «Множьте ряды ударников- стахановцев!»). Важную работу выполняет киноплакат: портреты героинь популярных фильмов о свинарках, ткачихах, «членах правительства» и просто «девушках с характером» дополняют и расцвечивают плакатный образ женщины 30-х годов, коммерческая реклама приоткрывает бытовую повседневность ее жизни.





К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора , разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт , расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью .

История

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века . В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека . В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок , с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии .

Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века : Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек , Т.Стейнлен , Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность , кадрированность изображения, использование силуэта , приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли , Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты ). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа . Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев , передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве .

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат , появившийся в начале XX века . Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен , немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц .

Ознакомиться с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке . Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экземпляров.

См. также

  • Советские плакаты

Напишите отзыв о статье "Плакат"

Примечания

Ссылки

  • Плакат / М. Л. Иоффе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - [военная техника, оружие, медицина, связь, инженерная и физическая подготовка]

Отрывок, характеризующий Плакат

Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...