Малые противолодочные корабли проекта 1124 и 1124м. Малый противолодочный корабль

Малый противолодочный корабль «МПК-82» проекта 1124М, который является модификацией проекта 1124, был построен на судостроительном заводе «Ленинская кузница» в Киеве, Украина, для ВМФ СССР. Корабль был одиннадцатым в серии из 13 кораблей, которые данного проекта были построены на заводе. Всего было построено 38 кораблей проекта 1124М, строительство которых также осуществлялось на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького и на Хабаровском ССЗ им. 60-летия СССР.

Назначением кораблей проекта 1124 было обеспечение развёртывания советских ПЛАРБ, охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоя судов в прибрежных районах (акваториях Балтийского и Чёрного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море.

Проект 1124М - последний вариант модернизации малого противолодочного корабля проекта 1124, который был разработан в 1976 году. По сравнению с проектом 1124 корабли проекта 1124М оснащались более современными образцами вооружения и радиоэлектронными средствами. Модернизация проекта привела к значительной перегрузке и увеличению тоннажа. Несмотря на все усилия конструкторов (пришлось даже снять одну РБУ), стандартное водоизмещение корабля возросло почти на 10 %.

По системе кодовых обозначений НАТО модифицированный проект 1124М обозначался как корвет класса «Grisha-5».

Закладка «МПК-82» состоялась 20 апреля 1989 года. Спущен на воду 20 апреля 1991 года. Строительство завершено 26 сентября 1991 года. Был введен в состав ВМФ России 02 октября 1991 года, а 06 октября на «МПК-82» впервые поднят Военно-морской флаг.

Корабль своим ходом за 81 сутки совершил переход из Севастополя в Петропавловск - Камчатский через 2 океана, 12 морей, 14 проливов, оставив за кормой 11815 миль.

20 декабря 1992 года корабль прибыл в Петропавловск - Камчатский и вошел в состав соединения кораблей охраны водного района.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 910 тонн, полное 1055 тонн. Длина 71,07 метра, ширина 10,15 метра, осадка 3,71 метра. Скорость полного хода 31,67 узла, экономическая 14 узлов. Дальность плавания 2727 миль при 14,56 узлах, 640 миль при 29 узлах. Автономность плавания 10 суток. Экипаж 86 человек, в том числе 9 офицеров.

Энергетическая установка: ДГТУ М-8М. 1 газовая турбина ГТУ-8, мощность - 18000 л.с. 2 дизеля М-507А, суммарная мощность - 20000 л.с. 3 дизель-генератора: ДГ-500, ДГ-300, ДГ-200, суммарная мощность - 1000 кВт.

Вооружение:

Зенитная артиллерия: 1 x 1 76-мм АКУ АК-176М (боезапас - 550 выстрелов), 1x6 АК-630М (2000 выстрелов).

Ракетное вооружение: ЗРК «Оса-МА» (боезапас - 20 ЗУР).

Противолодочное вооружение: 1 x 12 213-мм бомбомёт РБУ-6000 (боезапас - 48 глубинных бомб).

Минно-торпедное вооружение: 2 x 2 533-мм ТА (4 торпеды СЭТ-65).

Первоначально «МПК-82» имел бортовой номер 091. После, в 1991 году, был присвоен бортовой номер 379, а с 2000 года имеет бортовой номер 375.

За годы службы экипаж «МПК-82» не раз становился лучшим на Тихоокеанском флоте в состязании по обнаружению субмарин условного противника.

По сообщению от 28 мая 2015 года на морском полигоне Авачинского залива находятся малый ракетный корабль «Мороз» и малый противолодочный корабль «МПК-82», экипажи которых в составе группы.

По сообщению от 16 мая 2017 года в морских полигонах боевой подготовки Тихоокеанского флота в Тихом океане экипаж по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки условного противника.

02 апреля 2018 года в акватории Авачинского залива три артиллерийские стрельбы по морскому буксируемому щиту. По сообщению от 02 июня к выполнению задач межбазового перехода из Петропавловска-Камчатского во Владивосток.

По сообщению от 03 июня 2019 года в акваторию Охотского моря для отработки задач в районах плавания, отдаленных от места базирования сил. 30 июня в пункт базирования на Камчатке после успешного выполнения задач в Тихом океане.

АУ – артиллерийская установка;

ББК – Беломорско-Балтийский канал; БСБР – бомбосбрасыватель;

ВМС – Военно- морские силы;

ВМФ – Военно-морской флот;

ГАС – гидроакустическая станция;

ГК – главнокомандующий;

ГТУ – газотурбинная установка;

ДиСКР – дивизион сторожевых кораблей;

ДКБФ – Дважды Краснознаменный Балтийский флот;

зав.№ – заводской номер;

ЗУР – зенитная управляемая ракета;

ЗРК – зенитный ракетный комплекс;

КамФлРС – Камчатская флотилия разнородных сил;

КБФ – Краснознаменный Балтийский флот;

КПУГ – корабельная противолодочная ударная группа;

КСФ – Краснознаменный Северный флот;

КГОФ – Краснознаменный Тихоокеанский флот;

КУГ – Корабельная ударная группа;

КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот;

КШУ – Командно-штабные учения;

КГБ – Комитет государственной безопасности;

ЛенВМБ – Ленинградская военно-морская база;

МПК – малый противолодочный корабль;

МГГЧ – морские пограничные части;

МРК – малый ракетный корабль;

МЧПВ – морские части пограничных войск;

ОБСКР – отдельная бригада сторожевых кораблей;

ОРВИ – отдел реализации военного имущества;

ОС – опытовое судно;

ПКР – противокорабельная ракета;

ГШТА – противолодочный торпедный аппарат,

ПО – пограничный округ;

ПСКР – пограничный сторожевой корабль;

ПУ – пусковая установка;

РБУ – реактивная бомбометная установка;

РГБ – реактивная глубинная бомба;

РКА – ракетный катер;

РКВП – ракетный корабль на воздушной подушке;

РЛС – радиолокационная станция;

РФ – Российская Федерация;

СахФлРС – Сахалинская флотилия разнородных сил;

СМ – судно-мишень;

СРЗ – судоремонтный завод;

ССЗ – судостроительный завод;

СС ММФ – спасательное судно Министерства морского флота;

СФ – Северный флот;

ТА – торпедный аппарат;

ТКА – торпедный катер;

ТОФ – Тихоокеанский флот;

ТТЭ – такти- ко-технические элементы;

УПАСР – управление подводных аварийно-спасательных работ;

ФПС – Федеральная пограничная служба;

ХОЗУ – хозяйственное управление;

ЧФ – Черноморский флот;

ЭУ – энергетическая установка.

Выражаем искреннюю признательность начальнику Научно-исследовательской исторической группы ВМФ капитану 1 ранга М.С.Монакову, капитану 1 ранга А.А.Комарову, а также А.М.Коногову за помощь, оказанную нашей редакции в работе по завершению рукописи справочника и ее подготовке к печати.

При подготовке схем использованы материалы следующих книг: В.П.Кузин, В.И.Никольский -Военно-морской флот СССР 1945 – 1991- (Спб, Историческое морское общество, 1996); -История отечественного судостроения», т.5 (Спб, Судостроение, 1996), а также журналов «Судостроение», «Военный парад- и альманаха «Тайфун».

В выпуске использованы фотографии из коллекций С.Бережного, С.Балакина и В.Костриченко.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт .

МПК-45 (проект 204), 1964 г.

МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-16 (зав. № 802). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.1.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 27.7.1960, вступил в строй 31.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 21.5.1981 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1981 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

МПК-88 (зав. № 805). 22.3.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.8.1961, вступил в строй

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-148 (зав. № 806). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 18.1.1962 и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 26.5.1983 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей за границу .

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

Малые ракетные корабли проекта 1234.1 являются дальнейшим развитием проекта 1234. Они получили мощное вооружение и более совершенное радиоэлектронное оборудование. МРК предназначены для уничтожения надводных кораблей и соединений флота противника в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
«Мираж» (1986 г., бортовой номер 617),
«Штиль» (1978 г., бортовой номер 620).


Малые противолодочные корабли проекта 1124М являются дальнейшим развитием проекта 1124. Они получили более мощное вооружение, новую ГАС и совершенное радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Они строились несколькими сериями, которые немного различаются по ТТХ. МПК проекта 1124М являются основными эскортными кораблями ВМФ РФ.
В составе Черноморского флота:
МПК-118 «Суздалец» (1983 г., бортовой номер 071),
МПК-134 «Муромец» (1982 г., бортовой номер 064),
МПК-199 «Касимов» (1986 г., бортовой номер 055),
МПК-207 «Поворино» (1989, бортовой номер 053),
МПК-217 «Ейск» (1989, бортовой номер 054).

Малый противолодочный корабль «Александровец» проекта 1124 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Корабли этого проекта являлись основными эскортными кораблями ВМФ СССР. Они строились несколькими сериями. МПК получили современное вооружение ПВО и ПЛО, две ГАС, новое радиоэлектронное оборудование. «Александровец» является последним действующим кораблем проекта.
В составе флота с 1982 г.

Малый противолодочный корабль «Владимирец» проекта 1145.1 является дальнейшим развитием проекта 1141. Он получил новое вооружение, более совершенную ГАС и радиоэлектронное оборудование, была усовершенствована конструкция корабля. В качестве ЭУ он получил газовые турбины экономического хода, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Малые противолодочные корабли уникальны по своей конструкции - они оснащены подводными крыльями фиксированного типа с автоматическими управляемыми закрылками. МПК проекта 1145.1 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МПК на ПК не имеют аналогов ни в одном флоте мира. «Владимирец» является последним действующим кораблем серии.
В составе флота с 1991 г.


Морской тральщик «Железняков» проекта 12660 является противоминным кораблем нового поколения, который получил современное вооружение, радиоэлектронное оборудование, средства поиска и уничтожения мин. Впервые в отечественном флоте может вести поиск мин прямо по ходу корабля. МТЩ предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МТЩ проекта 12660 являются самыми совершенными противоминными кораблями ВМФ РФ.
В составе флота с 1988 г.

Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы (например, ГАС «Ливадия») и радиоэлектронное оборудование. Тральщик может вести поиск мин прямо по ходу корабля. Он предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2009 г.

Морской тральщик «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы и радиоэлектронное оборудование. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2001 г.

Морские тральщики проекта 266М являются дальнейшим развитием проекта 266. Они получили новое вооружение и противоминные комплексы, была улучшена конструкция корабля. Тральщики предназначены для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Являлись основным типом противоминного корабля морской зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Вице-адмирал Жуков» (1978 г., бортовой номер 909),
«Иван Голубец» (1973 г., бортовой номер 911),
«Турбинист» (1972 г., бортовой номер 912),
«Ковровец» (1974 г., бортовой номер 913).

Базовые тральщики проекта 1265 предназначены для поиска и уничтожения мин в ближней морской и базовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля базовой зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
БТ-40 «Лейтенант Ильин» (1982 г., бортовой номер 438),
БТ-241 «Минеральные Воды» (1990 г., бортовой номер 426).


МПК пр.1124 шифр «Альбатрос» - МПК-43; МПК-52
МПК пр.1124М шифр «Альбатрос» - зав.№012 (МПК-85); зав.№013; зав.№15 (не достроен)
ПСКР пр.1124П шифр «Альбатрос» - Днепр; Измаил

Внешний вид:
МПК пр.1124 - 2 ед.

ПРИМЕЧАНИЕ: начиная с 13го корпуса все МПК проекта 1124 оснащались МЗА АК-630, оба корабля переданные Украине так же были оснащены этими автоматами.

МПК пр.1124М - 2 ед. + 1 не достроен

ТТХ:
Тактико-технические данные пр.1124:
Водоизмещение, т:
стандартное: 835
полное: 990
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,54
Скорость полного хода, уз: 32
Автономность, сут: 9
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ ДГН-300 300 кВт, 1 ДГ ДГ-200 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-М" (20 ЗУР 9М33);
1х2 57 мм АК-725 (1100 выстрелов);
1х6 30 мм АК-630 (2000 выстрелов);


2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин;
Экипаж, чел: 83 (9 офицеров, 12 мичманов)

Тактико-технические данные пр.1124М:
Водоизмещение, т:
стандартное: 910
полное: 1055
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,71
Скорость полного хода, уз: 31,67
Дальность плавания: 2727 миль (14,56 уз), 640 миль (29 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8М, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-МА" (20 ЗУР 9М33);
1х1 76 мм АК-176 (152 выстрела);
1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
1х1 45 мм 21КМ;
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
1х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (48 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин
Экипаж, чел: 90 (9 офицеров, 12 мичманов)

Тактико-технические данные пр.1124П:
Водоизмещение, т:
стандартное: 880
полное: 960
Размеры, м:
длина: 71,2
ширина: 10,17
осадка: 3,6
Скорость полного хода, уз: 36,1
Дальность плавания: 4000 миль (10 уз), 2700 миль (14 уз), 950 миль (27 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
2х2 57 мм АК-725 (2200 выстрелов);
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (96 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (16 ГБ ББ-1) и 18 мин;
Экипаж, чел: 84 (8 офицеров)

История:
U209 Сумы
Бывший МПК-43 "Одесский комсомолец" - 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в "Сумы" (бортовой U209) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.

U210 Херсон
Бывший МПК-52 - 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в "Херсон" (бортовой U210) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.

U205 Луцк
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль "МПК-85" (заводской №12).
Спущен на воду 22.05.1993 г., вступил в строй ВМС Украины 30.12.1993 г., получив имя "Луцк" и бортовой номер U200 в честь одноименного украинского города в Волынской области.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы (первые ракетные стрельбы ВМСУ - в 1997 г.). Корвет участвовал в многочисленных учениях, начиная с 1994 года: "Бриз-94", "Бриз-95", "Море-96", "Кооператив партнер-97", "Си Бриз-97", "Кооператив партнер-98", "Си Бриз-98", "Фарватер мира-99", "Дуэль-99", "Кооператив партнер-2000", "Бриз-2000", "Черноморское партнерство-2000", "Фарватер мира-2001", "Дуэль-2001", "Си Бриз-2002", "Фарватер мира-2003", "Кооператив партнер-2003", "Черноморское партнерство-2003", "Кооператив партнер-2004", "Реакция-2005", антитеррористической операции "Активные усилия" в Средиземном море в 2007 году, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ и ЧФ РФ.
22.09.2006 г. на борту корвета "Луцк", стоявшего у причала в Стрелецкой бухте Севастополя, во время сварочных работ в подсобном помещении поста станции в районе 16.00 искра попала между обшивкой и корпусом. Вспыхнувший пожар не могли остановить в течение четырех часов. Кроме аварийно-спасательных партий корабля к ликвидации пожара были привлечены сотрудники МЧС в Севастополе. Помещение станции в корпусе корабля полностью выгорело. При тушении пожара пришлось удалить значительную часть обшивки корвета. Корабль на длительное время вышел из боевого состава, для восстановления корвета потребовался средний ремонт.
20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России.

U209 Тернополь
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль пр.1124М (заводской №013).
После длительного отстоя были изысканы средства на его достройку, и корабль был спущен на воду 15.03.2002 г., получив новое имя - "Тернополь".
23.09.2005 г. корвет "Тернополь" был переведен из Киева в Севастополь для проведения приемно-сдаточных испытаний, в этот же день на него заселен экипаж корабля. В период 01.10-28.12.2005 г. были проведены приемно-сдаточные испытания корвета, осуществлено 10 выходов в море, пройдено 1668 морских миль.
16.01.2006 г. был утвержден акт приема-передачи корабля от промышленности ВМС Украины.
16.02.2006 г. на корабле был торжественно поднят Военно-Морской флаг, корвет был зачислен в состав Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
26.05.2006 г. корабль, после сдачи первого курсового задания, введен в кампанию, и зачислен в состав сил постоянной готовности.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы. Корвет участвовал в учениях, антитеррористической операции "Активные усилия" в Средиземном море, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ.
20 марта 2014 года в результате политического кризиса на Украине и перехода Крыма из состава Украины в состав Российской Федерации корабль был захвачен силами самообороны Автономной республики Крым.

корвет Запорожская Сечь (зав.№015) - не достроен

U205 Чернигов
Пограничный сторожевой корабль с заводским номером 777 был заложен в эллинге Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) 12 сентября 1978 года для морских частей погранвойск КГБ СССР.
После спуска на воду 22 июня 1980 года внутренними водными путями отбуксирован в Азовское море, а оттуда - на завод «Персей» (Севастополь) для достройки и наладочных ходовых испытаний. Для проведения сдаточных испытаний корабль был перебазирован в Балаклаву.
После подписания 28 декабря 1980 года государственной комиссией акта о приёмке корабля, приказом командующего Западным пограничным округом ему было присвоено наименование «Измаил» в честь города Измаил и в память о взятия турецкой крепости Измаил войсками Суворова и черноморскими казаками Антона Головатого 11 декабря 1790 года.
ПСКР «Измаил» был причислен к 5-й отдельной Балаклавской бригаде пограничных сторожевых кораблей Западного ОК МЧ КГБ СССР. Флаг морских частей пограничных войск поднят на корабле 17 февраля 1981 года. Принимал участие в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского полуострова в Чёрном море. В течение 1981-1989 годов был на боевых службах 1053 дня. Осмотрел 5459 судов, из них задержал 296, в том числе 14 иностранных шхун.
Дважды, 10 марта 1986 года и 12 февраля 1988 года в составе КУГ совместно с кораблями Черноморского флота участвовал в вытеснении с территориальных вод СССР отряда боевых кораблей ВМС США (крейсера УРО «Йорктаун» и «Кэрон».
В апреле 1986 года в составе группы ПСКР («Измаил», ПСКР-629, ПСКР-105) при поиске иностранного передатчика в районе мыса Тарханкут установил контакт с неустановленной подводной лодкой (как позже стало известно - ВМС Турции «Йылдырай» S-350) в течение 22 часов сопровождал её. Следующий раз «Измаил» обнаружил неустановленную подводную лодку в 1989 году в районе мыса Чауда. Контакт был передан МПК «Комсомолец Армении», «Комсомолец Грузии» и «Киевский комсомолец», которые сопровождали лодку в порт Эрегли.
В июне 1992 года вошёл в состав морских частей Государственного комитета по охране границы Украины, где также активно участвовал в охране государственной границы. В феврале 1992 года кораблём была задержана первая турецкая шхуна «Чинакчы-Огулари», которая вела браконьерский лов камбалы-калкан в украинской экономической зоне.
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины корабль проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Измаил» вместе с однотипным ПСКР «Днепр» переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Военно-морской флаг Украины на корабле был поднят 19 января 1996 года. Корабль переведённый в корвет и переименован в «Чернигов». Изменение названия корабля было согласовано с Черниговской городской администрацией, представители которой 19 января прибыли в Севастополь поздравить моряков с поднятием боевого знамени. Освящение знамени «Чернигова» состоялось в тот же день - в праздник Богоявления.
Некоторое время на корабле находились как пограничный, так и флотский экипаж. Офицеров, мичманов и матросов для экипажа «Чернигова» набирали из различных кораблей, а также других видов Вооруженных сил, которые прошли переобучение.
Из-за отсутствия финансирования и невозможности докового ремонта корвет «Чернигов» был исключён из состава флота и списан в 2005 году.

U206 Винница
Противолодочный корабль № 775 был заложен на стапелях Зеленодольского судостроительного завода Татарской АССР 23 декабря 1975 года, в списки кораблей пограничных войск КГБ СССР был зачислен 17 июня 1976 года. На воду был спущен 12 сентября 1976 года. После спуска был отбуксирован в Азовское море, а оттуда отправился на севастопольский завод «Персей» для доработки и установки дополнительного оборудования.
Для проведения обязательных морских испытаний был перебазирован в Балаклаву. Успешно прошёл государственные испытания и после подписания государственной комиссией акта о принятии корабля в состав ВМФ СССР получил имя «Днепр». Вошёл в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей г.Балаклава Краснознаменного Западного ПО МЧ КГБ СССР. Участвовал в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов близ побережья Крымского полуострова в Чёрном море.
1977 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от острова Змеиного до Керченского пролива.
1978 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от Одессы до Новороссийска.
1979 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Новороссийска.
1980 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Очамчира.
1981 год - участвовал в походе в районе южного побережья Крыма.
В июне 1992 года вошёл в состав Морских частей Государственного комитета по охране границ Украины. С этого момента началась служба корабля в ВМС Украины, а сам он был переименован в «Виннницу».
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины кораблей проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Днепр» вместе с однотипным «Измаилом» были переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Позднее «Винница» участвовала во многих многонациональных морских учениях как совместно с ЧФ России, так и с флотами стран НАТО:
июль 1996 года - участие в международных учениях «Кооператив партнер-1996».
август 1996 года - участие у учениях «Море-96».
август-сентябрь 1996 года - участие в международных учениях «Классика-96» (Констанца, Румыния).
апрель 1998 года - участие в совместном сбор-походе с группой кораблей ЧФ России.
апрель 1999 года - участие в сбор-походе.
август 1999 года - участие в международных учениях «Фарватер мира-99».
апрель 2000 года - участие в сбор-походе.
июнь 2000 года - участие в международных учениях «Кооператив партнер-2000».
2002 год - международные учения «Си Бриз-2002», «Фарватер-Форпост-2002», сбор-поход.
2003 год - учения «Бриз-2003», «Фарватер мира-2003», «Кооператив партнер-2003» и «Черноморское партнерство-2003». Принял участие в активации черноморской военно-морской группы в рамках программы BLACKSEAFOR, в ходе которой нанёс визиты в порты причерноморских стран. В том же году назван лучшим кораблём ВМС Украины.
2007 год - участие в стратегических учениях «Артерия-2007».
11 ноября 2007 года попал в шторм и получил серьёзные повреждения форштевня, с этого момента состоит на ремонте. В июле 2010 года правительство Винницкой области выделило 250 тысяч гривен на ремонт корабля.
22 марта 2014 года - взят под контроль спецназом морской пехоты Черноморского Флота Российской Федерации. Экипаж украинских ВМФ сошел на берег в полном составе.

Фотоальбом:
1 - ЛУЦК U200 (с 2005 г. U205)



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...