Методика расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «твз. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том ч

1.Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка ………………………….…………………………………………………….3

1.1. Расчет стоимости жизненного цикла полувагона с глухим полом………..6

1.1.1 Исходные данные для расчета стоимости жизненного цикла полувагона…………………………………………………………………6

1.2 Определение стоимости жизненного цикла полувагона……………...……8

1.2.1 Определение дохода от эксплуатации вагона ………………………….8

1.2.2 Определение ремонтных затрат…………………………...………….…9

1.2.3 Определение эксплуатационных расходов, зависящих от размеров движения…………………………………………………………………11

1.2.4 Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений…………………………………………………………………14

1.2.5 Расчёт ликвидационной стоимости вагона……………………………………………………………………..15

1.2.6 Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода

от эксплуатации………………………………………………..................15

1. Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка

Для оценки экономической эффективности новой техники на железнодорожном транспорте в настоящее время кроме показателя экономической эффективности используется показатель стоимости жизненного цикла (Life Cycle Cost).Стоимость жизненного цикла подвижного состава включает затраты единовременного характера – инвестиции и текущие (эксплуатационные) расходы за срок службы технического средства, включая расходы на утилизацию.

Жизненный цикл – это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы подвижного состава. Если единица подвижного состава подвергается модернизации, то она тоже является составной частью жизненного цикла.

Выделяют следующие стадии (этапы) жизненного изделия:

● выработка концепций и определений;

● опытно-конструкторские работы;

● изготовление изделия;

● внедрение изделия в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий (модернизация и дооснащение ремонтной базы, обучение персонала и др.);

● эксплуатация, включая техническое обслуживание, и все виды ремонта;

● изъятие и утилизация.

Продолжительность жизненного цикла – период времени между выработкой концепции изделия и его изъятием из обращения. Для единиц подвижного состава железных дорог продолжительностью жизненного цикла обычно считают срок их службы. Он определяется как полная календарная продолжительность эксплуатации единицы подвижного состава до ее исключения из состава основных фондов ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Различают следующие виды срока службы:

● назначенный – срок службы, принятый согласно техническим условиям на поставку технического средства, по достижению которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния технического средства;

● расчетный – принятый для прогнозирования затрат на элементы жизненного цикла;

● экономически оптимальный, определенный в т.ч. и с учетом морального старения технического средства;

● фактически реализованный.

Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) – это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование техники за срок ее службы.

Основной целью определения СЖЦ является оценка и оптимизация стоимости изделия и эксплуатационных затрат при удовлетворении установленных требований к техническим характеристикам единицы подвижного состава, безопасности, надежности, ремонтопригодности и др.

Рассматривая стадии жизненного цикла технического средства, можно сделать заключение о том, что каждая стадия требует определенных затрат. Затраты первых трех стадий будут определяться расходами производителя техники и найдут свое отражение в первоначальной стоимости изделия. Затраты остальных стадий проявляются у потребителя. Следовательно, общую СЖЦ изделия можно разделить на две основные части:

● затраты, связанные с приобретением единицы подвижного состава (цена приобретения и сопутствующие затраты на внедрение);

● затраты, связанные с владением и утилизацией.

СЖЦ подвижного состава может оцениваться на любой стадии жизненного цикла или на всех стадиях. Как правило, СЖЦ анализируется на этапе приобретения единицы подвижного состава для сравнения с существующими аналогами.

Исходя из изложенного, СЖЦ подвижного состава можно определить по формуле

где СЖЦ – стоимость жизненного цикла единицы подвижного состава; – цена приобретения (первоначальная стоимость);– текущий год эксплуатации;– срок службы (конечный год эксплуатации);– годовые эксплуатационные расходы; – сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением техники в эксплуатацию; – ликвидационная стоимость технического средства;– коэффициент дисконтирования.

В формуле (1) параметры иучитываются только в тех годах, в которых они присутствуют. В остальные годы они равны нулю.

Годовые эксплуатационные расходы – это текущие затраты на эксплуатацию подвижного состава. Они рассчитываются в соответствии с номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» и состоят из затрат:

● на энергоресурсы и расходные материалы;

● чистку и мойку подвижного состава;

● техническое обслуживание и текущие ремонты;

● деповские, капитальные и неплановые ремонты.

Для учета первых четырех слагаемых эксплуатационных расходов в ОАО «РЖД» принята система измерителей эксплуатационной работы подвижного состава. Такими измерителями для грузовых перевозок являются:

● осе-километры вагонов;

● тонно-километры брутто вагонов;

● поездо-километры;

● тонно-километры брутто локомотивов;

● локомотиво-километры общего пробега;

● локомотиво-час эксплуатируемого парка;

● бригадо-часы локомотивных бригад;

● кг условного топлива;

● грузовая отправка (повагонная);

●локомотиво-часы маневровой работы.

Для пассажирских перевозок не применяются измерители осе-километры вагонов и грузовая отправка. Вместо них используются измерители:

● вагоно-километр;

● отправленный пассажирский вагон;

● отправленный пассажир.

Кроме этого, вводятся дополнительные измерители:

● человеко-час начальника поезда;

● человеко-час проводника;

● человеко-час электромеханика.

Расходные ставки на указанные измерители (затраты) принимаются по отчетным данным ОАО «РЖД».

К сопутствующим затратам относятся затраты:

● на обучение обслуживающего и ремонтного персонала;

● оборудование деповской и заводской ремонтных баз, в том числе на приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, диагностической и поверочной аппаратуры, специального инструмента, расширение имеющихся площадей и др.;

● прочие расходы.

Ликвидационная стоимость подвижного состава определяется для конечного этапа использования техники. В ее состав входят затраты на вывод техники из эксплуатации (транспортировка к месту утилизации, разборка, утилизация) и средства (доход) от вторичного использования запасных частей и металлолома. Если доходы от изъятия техники из эксплуатации превышают расходы на это изъятие, то ликвидационная стоимость величина положительная. В противоположном случае она отрицательна.

Коэффициент дисконтирования в формуле (1) позволяет учесть фактор времени и привести стоимостные показатели к ценности начального периода. Поскольку жизненный цикл подвижного состава измеряется десятками лет (20 и более), то при оценке расходов за определенный временной период необходимо учитывать различные аспекты фактора времени:

● инфляция;

● неопределенность и риск и др.

Наилучший вариант перевозок различными типами подвижного состава выбирается по критерию минимума затрат жизненного цикла, т.е. СЖЦ . При этом применяют удельный показатель: СЖЦ, приходящаяся на единицу перевозочной работы.

Удельная СЖЦ единицы подвижного состава определяется выражением

где – постоянная по годам величина грузооборота (поездной работы, выполняемой вагоном или локомотивом), т-км. бр/год.

ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения»

ЗАО НО «ТИВ»

Методика

расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «ТВЗ»

Введение
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов. Для экономической оценки проектов используется показатель, который объединяет и дает оценку всех процессов, возникающих при осуществлении проекта. Для оценки эффективности инновационных проектов находит широкое применение понятие стоимости жизненного цикла (Product Life Cycle Cost - LCC). В 1997г Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) были разработаны рекомендации по методам расчёта (LCC) /1/.

В настоящее время Заказчики железнодорожной техники выдвигают требование, согласно которому в рамках технико-экономического обоснования её производства при разработке технической документации и обосновании цены необходимо предоставить расчёт стоимости жизненного цикла (далее СЖЦ).

Оценка СЖЦ может производиться на любой и на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения (заключения контрактной документации).

Данная методика расчёта, обеспечивающая единство принципов и методов определения стоимости жизненного цикла конкретных узлов и оборудования, используемых при производстве пассажирских вагонов в ОАО «ТВЗ», предназначена для применения поставщиками комплектующих изделий.
Методика определения стоимости жизненного цикла
Термины сокращения и понятия
Жизненный цикл - это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы изделия.

СЖЦ – стоимость жизненного цикла.

СЖЦ технического средства или изделия (цена потребления) - это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование изделия за срок службы;

Оценка СЖЦ - это экономический анализ стоимости жизненного цикла изделия на протяжении всего срока службы или его части;

Анализ СЖЦ - это определение относительных величин составляющих (элементов) СЖЦ, их взаимосвязанности и степени воздействия на суммарную СЖЦ;

Элемент СЖЦ - это любая из составляющих финансовых затрат, совокупность которых представляет полную СЖЦ изделия;

Продолжительность жизненного цикла изделия как товара - это период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи заказчику) до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла изделия, используемого при производстве железнодорожной техники, как правило, считается срок его службы.

Срок службы - это полная календарная продолжительность эксплуатации единицы изделия до её исключения из состава основных фондов.

Различают следующие виды срока службы:


  • назначенный срок службы - это срок службы, принятый согласно ТУ на поставку изделия, по достижении которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния;

  • расчётный срок службы - это срок, принятый для прогнозирования СЖЦ.
Расчётный период - это период времени (количество лет), на протяжении которого осуществляется расчёт СЖЦ изделия. Продолжительность расчётного периода (горизонт расчёта) измеряется количеством шагов расчёта. В качестве шага расчёта может быть принят месяц, квартал или год. При горизонте расчёта свыше 5 лет за шаг расчёта принимают год.

Инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла узлов и комплектующих, используемых при производстве пассажирских вагонов на ОАО «ТВЗ»
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих, используемых при его производстве, включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы. Кроме того, учитываются затраты связанные с ликвидацией (утилизацией) объекта из эксплуатации.

Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих определяется по формуле:

где Ц ПР - цена приобретения изделия (первоначальная стоимость производителя без НДС), тыс. руб.;

Сумма всех затрат за срок эксплуатации изделия;

И t - годовые эксплуатационные расходы некапитального характера, тыс. руб.;

К t – сопутствующие единовременные затраты (капитальные вложения), связанные с внедрением изделия в эксплуатацию, тыс. руб.;

Л t - ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;

t – текущий год эксплуатации;

T – конечный год эксплуатации (срок службы объекта);

Коэффициент дисконтирования.
СЖЦ изделия определяется суммированием оттока денежных средств (расходов) на каждом шаге расчёта. В составе СЖЦ учитываются все, зависящие от типа изделия, единовременные (капитальные) и текущие (эксплуатационные) расходы. Если при эксплуатации изделия возникают необходимые затраты на адаптацию инфраструктуры железных дорог к параметрам новой техники, то сумма указанных расходов, приходящаяся на одну единицу изделия, учитывается как составляющая дополнительных единовременных затрат. В состав СЖЦ должны быть включены оплачиваемые обязанности поставщика по предоставлению заказчику технической документации на изделие, специализированного инструмента и оборудования, запасных частей для ремонтного производства у заказчика, а также, при необходимости, затраты на обучение ремонтного персонала.

Эксплуатационные расходы – текущие затраты на эксплуатацию изделия обязательно включают в себя затраты:


  • на энергоресурсы и расходные материалы (электроэнергия, топливо, смазка, вода и т.д.);

  • на содержание эксплуатационного персонала (оплата труда);

  • на техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты и др.

Эксплуатационные расходы рассчитываются по формуле:

И t = З эл. + З рем. + З неп. рем.

З эл. - затраты на электроэнергию потребляемую оборудованием;

З ТО и Р – затраты на техническое обслуживание и плановые виды ремонта оборудования;

З неп. рем. – затраты на неплановые ремонты.
З эл. =Ц кВт/ч.эл. х М х К исп

где: Ц кВт/ч.эл – стоимость кВт/ч электроэнергии;

М - потребляемая электрическая мощность оборудования, кВт/ч;

К исп – коэффициент технического использования оборудования в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

где: i – виды технического обслуживания и плановых ремонтов;

n ТОиР i - количество технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t ТОиР i – норма времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и ремонтов определенного вида;

n пер. – количество задействованного персонала на техническое обслуживание и плановый ремонт определенного вида, чел.;

С норм. час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб./час.

С м – стоимость материалов затрачиваемых при техническом обслуживании и плановом ремонте определенного вида.

где: i – виды неплановых ремонтов;

n неплан.рем i - количество неплановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t неплан.рем i – норма времени работы персонала при проведении непланового ремонта определенного вида;

n пер.неплан.рем i – количество задействованного персонала на неплановый ремонт определенного вида, чел.

С норм.час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб/час.

С м.неплан.рем i – стоимость материалов затрачиваемых при неплановом ремонте определенного вида

С целью единства подхода к расчёту эксплуатационных расходов необходимо устанавливаются единые показатели для всех поставщиков:


  • стоимость кВт/ч. электроэнергии,

  • стоимость нормо-часа.
Данные показатели приведены на сайте ОАО «ТВЗ».

Техническое обслуживание виды и сроки ремонтов зависят от конкретного изделия.

Формирование перечня видов технического обслуживания и плановых ремонтов на весь срок службы изделия осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации оборудования, при отсутствии в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №15 от 13.01.2011г. «О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997г. №9Ц.»

Допускается определение нормы времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида путём комиссионного хронометража данных работ Норма времени округляется до целого нормо-часа в большую сторону.

Затраты на неплановые ремонты определяются в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

В состав единовременных затрат входят сопутствующие капитальные вложения (инвестиции), которые необходимо осуществить при внедрении изделия в эксплуатацию.

Капитальные вложения включают в себя:


  • затраты на обучения персонала, если эти расходы не включены в контрактную стоимость изделия;

  • затраты на оборудование деповской и заводской ремонтной базы, приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, аппаратуры, инструмента, расширение площадей и т.п.;

  • прочие расходы.
Ликвидационная стоимость определяется на конечном этапе использования изделия. В ее состав входят затраты на вывод из эксплуатации и утилизацию, связанные с демонтажём оборудования, уменьшаемые на сумму доходов, получаемых от вторичного использования запасных частей и металлолома. «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены…»/2/ при большом сроке службы изделия и малой ликвидационной стоимости позволяет её не учитывать.

Расчёт СЖЦ может осуществляться как с учётом, так и без учёта фактора времени (дисконтирования).

Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования α t .

Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:

где: t - шаг расчетного периода (t = 0, 1, 2,... Т);

Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);

Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).

В методике применяется социальная (общественная) норма дисконта в размере 0,1. Данная норма устанавливается централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

Заключение

Данный алгоритм должен быть применён для расчётов СЖЦ изделий поставляемых для ОАО «ТВЗ».

Специалист выполняющий расчёт СЖЦ для узлов и комплектующих, поставляемых на ОАО «ТВЗ», для обеспечения его корректности должен использовать достоверную информацию о затратах, связанных с эксплуатацией изделия, возможных единовременных затратах, стоимости различных видов ремонтов в соответствии с технической документацией и стоимости утилизации. При отсутствии данных о конкретных величинах затрат возможно использование статистических данных и логически обоснованных усредненных величин.

Список литературы


  1. Иванова Н.Г. Мурашёв А.А. Предельная (лимитная) цена и стоимость жизненного цикла подвижного состава железнодорожного транспорта – М: ООО «ИПЦ Маска» 2007-300с.

  2. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 2459р. - М: ОАО «РЖД», 2008-60 с.

  3. Регламент определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 509р. - М: ОАО «РЖД», 2008-24 с

  4. Иванова Н.Г. Основные положения модели расчёта стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта Сборник тезисов на научно-техническом семинаре «Применение методов расчёта стоимости жизненного цикла для оценки конкурентоспособности нового подвижного состава и сложных технических систем - М: 2008-С.30-57.

  5. Расчёт стоимости жизненного цикла туалетного комплекса ТК-02 – Тверь: ЗАО НО «ТИВ», 2010-6с.

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СПРОЕКТИРОВАННОГО ВАГОНА

1.1. Исходные данные для расчёта

Исходные данные для расчёта стоимости жизненного цикла указанного вагона приведены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Основные технико-эксплуатационные показатели проектируемого вагона

Таблица 2

Исходные данные для расчёта эксплуатационных расходов и капитальных вложений железнодорожного транспорта (выборка из статистической отчётности ОАО “РЖД”)

Показатель Условное обозначение Числовое значение при тяге
электровозной тепловозной
Доля электровозной и тепловозной тяги в дальнем сообщении - 0.815 0.185
Среднесуточный пробег вагонов, км S в 644.1
Состав пассажирского поезда, вагонов M п 14.7 12.7
Участковая скорость, км,ч V уч 60.1 46.7
Масса электровоза и магистрального тепловоза, т P л 139.0 236.0
Масса пассажира с ручным багажом, т 0.1
Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов β всп 0.184 1.918
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов β всп ’ 0.143 0.331
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов (без пробега по системе многих единиц) к поездо-километрам β лин ’ 0.148 0.487

окончание табл.2

Среднее расстояние оборота пассажирского поезда (в одну сторону), км l п 1103.0
Средняя дальность поездки пассажира, км l п 959.0
Время нахождения локомотивных бригад на станциях их приписки и оборота на 1км. Линейного пробега за вычетом пробега по системе многих единиц, ч t бр 0.024 0.027
Вспомогательное время работы локомотивных бригад, отнесённое на 1 км.линейного пробега, ч Ψ всп 0.013 0.016
Затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км. пассажирских вагонов,ч β м 0.551
Коэффициент резерва локомотивов K рл 1.29
Коэффициент резерва вагонов K рв 1.2
Расход электроэнергии на 10 тыс. т-км брутто, кВт.ч Килограмм условного топлива при тепловозной тяге а э,a т 148.5 77.8
Соотношение вспомогательной работы проводников,механика, начальника поезда к работе в пути следования γ всп 0.0153 0.0104
Коэффициент, учитывающий рабочее время проводников,электромеханика, начальника поезда γ р 0.5
Коэффициент, учитывающий время нахождения вагона в рабочем парке К вр 0.84
Коэффициент одиночного следования локомотива β один 0.125 0.444
Цена локомотива магистрального, тыс. руб. Ц лок.маг 33700.0 27000.0
Цена локомотива маневрового, тыс. руб. Ц лок.ман. 11220.0

Таблица 3

Нормативы текущих расходов (расходные ставки) на измерители эксплуатационной работы (по итогам работы ОАО “РЖД” за 2010 г.)

Измеритель Стоимостные нормативы, руб., при тяге
электровозной тепловозной
Вагоно-километр 1.35
Вагоно-час 96.74
Отправленный пассажирский вагон 1569.22
Отправленный пассажир 12.30
Локомотиво километр с учётом вспомогательного пробега локомотива 8.38 10.52
Локомотиво-километр во главе поезда и одиночном следовании 3.48 2.45
Локомотиво-час поездного локомотива, в т.ч реновации 278.51 325.7
Бригадо-час локомотивных бригад 600.91 582.66
Человеко-час начальника поезда 248.93
Человеко-час проводника 199.14
Человеко-час электромеханика 238.97
Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов 0.00915
Киловатт-час электроэнергии 1.75
Кг условного топлива 9.39
Локомотиво-час маневровой работы, в т.ч реновация 1043.86 8.77
Доля расходов, зависящих от размеров движения, в общих расходах на перевозочный процесс 0.563 0.615

Расчёт стоимости жизненного цикла

2.1. Определение дохода от эксплуатации вагонов

Доход от эксплуатации пассажирского вагона определяется денежными поступлениями, полученными от перевозки пассажиров. Определяем по формуле:

P t =Ц t * B t * A t

где P t – доход от эксплуатации вагона, полученный в годуt; Ц t - цена единицы продукции;B t - количество перевезённых пассажиров в одном вагоне в году t; A t – количество применяемых вагонов в году t.

Для начала рассчитаем годовую производительность вагона:

Pl п =365 ∙P п ∙ S в ∙ К вр,

где Pl п - годовая производительность вагона пасс.- км; P п - средняя населенность вагона пасс.; S в - среднесуточный пробег вагона, км; К вр - коэффициент, учитывающий время нахождения в рабочем парке;

Pl п =365∙ 12 ∙ 644,1∙ 0,84=2369773пасс.- км.

Количество перевезенных в год пассажиров определяем по следующей формуле:

B t =∑ Pl п /l п ’ ,

где l п ’ - средняя дальность поездки пассажира.

B t =2369773 /959=2471пасс.

С учётом дальности поездки пассажира и уровня комфорта стоимость проезда принята в размере 3330 руб. (без НДС).

Доход от эксплуатации вагона в год составит:

P t г =3330 2471∙ 10 -3 =8154,3 тыс. руб.

За срок службы вагона Т = 40 лет будем иметь:

P t = 8154,3 ∙ 40=326172 тыс. руб.

2.2. Расчёт ремонтных затрат

Для пассажирского купейного вагона установлено три вида ремонта:

1.деповской – проводится не чаще, чем один раз в год (исключаются годы других видов ремонта и год изъятия вагона из эксплуатации);

2.капитальный ремонт первого объема (КР-1) – проводится через каждые пять лет;

3.капитальный ремонт второго объема (КР-2) – проводится через 20 лет после постройки.

Для расчета принято количество ремонтов:

деповских – 22; КР-1 – 4; КР-2 – 1.

Цены ремонтов по данным вагоноремонтных заводов составляют:

Деповского-190 тыс. руб.; КР-1 – 1050 тыс. руб.

КР-2 – 3200 тыс. руб.

Следовательно, стоимость всех ремонтов вагонов за 40 лет составит:

С рем =190∙30+1050∙7+3200∙1=16250 тыс. руб.

2.3 Расчёт годовых эксплуатационных расходов

При расчёте годовых эксплуатационных расходов удобнее всего применить метод расходных ставок. При использовании этого метода сначала необходимо рассчитать долю эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения. Расчёт этой доли приведён в таблице. Также железные дороги несут расходы, независящие от размеров движения. Это прежде всего расходы по содержанию станций, аппарата управления, хозяйственные и др.

Общие эксплуатационные расходы при электровозной тяге составят

2500,11/0,563=4440,1 тыс. руб.

При тепловозной тяге

789.37\0.615=1283,53 тыс. руб.

Общая сумма годовых эксплуатационных расходов будет равна

4440,1+1283,53=5723,63

С учётом затрат на реновацию локомотивов расходы составят

И t =5723,63+167,66+176,21=6067,5 тыс. руб.

За срок службы вагона сумма годовых эксплуатационных расходов составит:

И=6067,5∙28=242700 тыс.руб.

Таблица 4

Расчёт годовых эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения

Измеритель Стоимостные нормативы на измеритель Формула для расчёта затрат измерителя Расчёт затрат измерителя Сумма тыс. руб.
условное обозначение руб.
Вагоно –километры электровозная тяга тепловозная тяга е вкм 1,35 0,815∙197481=160947 0,185∙197481=36534 217,28 49,32
Вагоно – часы электровозная тяга тепловозная тяга е вч 96,74 0,815∙7358=5997 0,185∙7358=1361 580,15 131,66
Локомотиво-километры во главе поездов электровозная тяга тепловозная тяга

продолжение табл.4

Локомотиво километры с учётом вспомогательного пробега локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 8,38 10,52 108,64 88,32
Локомотиво-час поездных локомотивов, в т.ч. реновация электровозная тяга в т.ч. реновация тепловозная тяга в т.ч. реновация е лч 278,51 278,51 325,72 325,72 167,66 167,66 176,21 176,21
Локомотиво-километры во главе поездов и одиночного следования электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 3,48 2,45 =12318 =41,54 42,87 10,18
Тонно-километры брутто вагонов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм в 0,00915 =9367115,4 =2126278,8 19,75
Тонно-километры брутто локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм л 0,00915 =1747154 =1009631 15,99 9,24

продолжение табл.4

бригадо-часы локомотивных бригад электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 600,91 582,66 224,14 93,23
Человеко-часы проводников электровозная тяга тепловозная тяга е чпр 199,14 581,79 115,7
Человеко-часы электромеханика электровозная тяга тепловозная тяга е чм 238,97 41,82 10,99
Человеко-часы начальника поезда электровозная тяга тепловозная тяга е чн 248,93 43,56 11,45

окончание табл.5

Локомотиво-часы маневровой работы, в т.ч. реновация электровозная тяга тепловозная тяга е м 1043,86 0,815∙109=89 0,185∙109=20 92,9 20,88
киловатт-час электроэнергии Кг условного топлива е э е т 1,75 9,39 =139102 =16542 261,92 167,13
Отправленные пассажиры электровозная тяга тепловозная тяга е оп 12,30 0,815∙2471=2014 0,185∙2471=457 42,94 9,74
Отправленные вагоны электровозная тяга тепловозная тяга е ов 1569,22 0,815∙179=146 0,185∙179=33 229,11 51,78
ИТОГО: 3633.36
электровозная тяга 2667.77
тепловозная тяга 965.58
В том числе реновация 343.87
электровозная тяга 167.66
тепловозная тяга 176.21
Без учёта реноваций 3289.48
электровозная тяга 2500.11
тепловозная тяга 789.37

2.4. Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений

Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений приведён в таблице 5. К ним относятся затраты в парк поездных и маневровых локомотивов в доле, приходящей на один вагон (парк вагонов П в =1), затраты на развитие ремонтных баз приняты в размере 10% от затрат в парк локомотивов и 7% затрат в парк вагонов (соответственно К лб =0.1;К лв =0.07). Коэффициент резерва вагона К рв =1.2; коэффициент резерва локомотивов К рл =1.29. Другие обозначения входящих в расчётные формулы величин и исходные данные приняты по табл.2 и 4.

Общая сумма капитальных вложений составит

К=7769.08 тыс.руб.

Таблица 5.

Расчёт капитальных вложений железных дорог

2.5. Расчёт ликвидационной стоимости вагона

Ликвидационная стоимость пассажирского вагона определяется для конечного этапа его эксплуатации. В ее состав входят средства, полученные от вторичного использования запасных частей и от сдачи металлолома-положительная величина и отрицательная величина: затраты на изъятие вагона из эксплуатации, транспартировку к месту утилизации, разборку и утилизацию частей, не подлежащих ремонту.

Расчет дохода от сдачи металлолома приведён в таблице 6.

Таблица 6

Расчёт дохода от сдачи металлолома

Расходы на разборку вагона и утилизацию ориентировочно составляют 250 тыс.руб. В итоге ликвидационная стоимость Л=112.02-250= -137.98 тыс.руб.

6.2.6.Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода от эксплуатации

Ц пр =Ц а К сл

Здесь Ц а - цена вагона-аналога; К сл - коэффициент сложности проектируемого вагона, учитывающий отличительные признаки проектируемого вагона (изменение конструктивной схемы и планировки, применение других материалов, изменение габаритных размеров и массы тары вагона и др.)

В нашем случае цена вагона аналога составляет Ц а =33100 тыс. руб., а проектируемый вагон имеет усложнённую планировку и кузов его выполнен

Из более дорогой стали марки NIROSTA. Коэффициент сложности этого вагона ориентировочно равен К ck =1.1 . Следовательно цена приобретения будет равна:

Ц пр =33100 1.1=36410 тыс.руб.

В соответствии с проведёнными расчётами стоимость жизненного цикла вагона равна:

СЖЦ=Ц пр +(С рем +И+К-Л)=36410+(16250+242700+137.98)=295497.98

Чистый доход от эксплуатации вагона будет равен разности между доходом от эксплуатации вагона и стоимости жизненного цикла:

Э=P t - СЖЦ=326172 -295497.98=30674 тыс. руб.

Одной из важнейших потребительских характеристик сложной наукоемкой машиностроительной продукции является величина затрат на поддержку ее жизненного цикла. В англоязычной литературе данные затраты обычно обозначаются аббревиатурой LCC /Life Cycle Cost .

Эти затраты складываются из затрат на предварительные исследования, разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, применение по назначению, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечению срока службы.

При расчетах стоимости жизненного цикла следует использовать информацию, полученную при анализе надежности: интенсивность отказов, продолжительность ремонтно-восстановительных работ и т.д., а также стоимость запасных частей, стоимость вспомогательного оборудования и инструмента, заработная плата персонала, и т.д. Использование достоверных исходных данных при расчетах стоимости жизненного цикла обеспечивает высокий уровень достоверности результатов и успех при выборе способов поддержки управленческих решений.

Стоимость жизненного цикла включает в себя полные затраты на владение изделием. При выборе нового изделия расчет стоимости жизненного цикла помогает принять оптимальное решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду. Любое изменение или усовершенствование существующего изделия также должно быть оценено с точки зрения стоимости жизненного цикла для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимостей жизненного цикла при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по суммарной стоимости жизненного цикла.

При расчете стоимости жизненного цикла на несколько лет вперед можно наблюдать за расходова­нием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение изделием. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т.е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий (по соответствующей формуле) привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (рубль, доллар, евро и т.д.). Полученные значения стоимости жизненного цикла для альтернативных стратегий использо­вания изделия затем сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.

Рассмотрим основные положения оценки стоимости жизненного цикла машиностроительной продукции на примере образца автомобильной техники (АТ).

При проведении расчетов стоимости жизненного цикла конкретный образец АТ может рассматриваться отдельно или совместно с другими изделиями АТ в составе некоторой организационной структуры (например, автобаза, автотранспортный цех машиностроительного предприятия, автомобильный батальон или другое подразделение вооруженных сил, оснащенное автомобильной техникой и др.).

Очевидно, что для более точного учета стоимости жизненного цикла образца АТ следует его рассматривать с учетом затрат на другие совместно эксплуатируемые образцы АТ.

Будем называть совместно эксплуатируемые изделия элементами расчетной организационной структуры (РОС). Состав элементов РОС для различных образцов АТ может быть разным, в зависимости от функционального назначения оцениваемого образца.

При определении стоимости эксплуатации элементов РОС, те его составляющие, которые функционально предназначены только для эксплуатации образца АТ, в расчетах учитываются полностью, например, водители АТ, площадки для стоянки АТ, боксы хранения АТ и др.

Для элементов РОС, которые обеспечивают эксплуатацию различных видов техники (не только АТ), а так же предназначены для обеспечения служебной деятельности всего персонала РОС (не только водителей АТ), в расчетах вводится коэффициент применяемости (участия) этих составляющих в эксплуатации АТ (обеспечении служебной деятельности водителей АТ).

Например, если пункт заправки топливом в автопарке предприятия или воинской части обслуживает различные виды техники (АТ, тракторы, инженерную технику и др.), то в стоимости образца АТ учитывается только часть стоимости содержания пункта заправки в соотношении:

- общее количество изделий (включая и АТ), при эксплуатации которых используется пункт заправки топливом (учитывается только та техника, которая решает задачи по предназначению РОС, например: автомобили, мотоциклы, БТР, танки, эвакуационные машины, самоходные установки и т.д.), шт.

В общем случае в стоимость жизненного цикла образца АТ (С жц ) включаются все затраты за период жизненного цикла.

При этом учитываются и единовременные затраты, которые на стадии эксплуатации не могут быть точно отнесены к конкретному образцу (затраты на обучение водителей АТ, на учебно-тренировочные средства, парковые сооружения, парково-гаражное оборудование и т. п.).

Учитывая, что закупки АТ носят единовременный характер, то в состав затрат на жизненный цикл одного образца АТ должны включаться затраты на оборудование (здания и сооружения), необходимое для обеспечения эксплуатации образца АТ; учебно-тренировочные средства, необходимые для обеспечения профессиональной подготовки водителя (экипажа) образца АТ; приобретение самого образца АТ; подготовку водителя (экипажа) образца АТ; применение по назначению образца АТ; капитальный ремонт образца АТ; утилизацию образца АТ.

В общем виде затраты на жизненный цикл образца АТ рассчитываются по формуле:

Затраты на оборудование, здания и сооружения, которые необходимы для обеспечения эксплуатации образца в составе РОС, руб.;

Затраты на учебно-тренировочные средства, руб.;

Затраты на покупку и доставку образца до места эксплуатации, руб.;

Затраты на подготовку водителя (экипажа) образца АТ, руб.;

Затраты на применение по назначению образца АТ, руб.;

Затраты на капитальный ремонт образца АТ, руб.;

Затраты на утилизацию образца АТ, руб.

Затраты на жизненный цикл образца АТ, приведенные к расчетному моменту времени, рассчитываются по формуле:

,
,
,
,
,
,
,
- составляющие затрат формулы (2.2), приведенные к расчетному моменту времени, руб.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты.

Затраты на оборудование, здания и сооружения (ОЗС) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

- i -ый срок службы образца АТ (i = 1, 2, …), год;

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС;

Год приобретения (покупки, строительства) и ввода в эксплуатацию ОЗС;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС, планируемое к закупке (строительству) в i -ом году, шт.;

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РТОЕ, для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -ая номенклатура ОЗС, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры ОЗС, год.

Затраты на эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур ОЗС, необходимое для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i i =1, 2, …), год;

Планируемый срок службы образца АТ, год;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС необходимой для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, шт.;

j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -я номенклатура ОЗС, шт.

Затраты на учебно-тренировочные средства (
) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию УТС (
) рассчитываются по формуле:

Планируемый срок службы образца, год;

j =1, 2,… К ;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств планируемой к закупке в i -м году, шт.;

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию j

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС, для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -я номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, год.

Затраты на эксплуатацию учебно-тренировочных средств рассчитываются по формуле:

Номенклатура учебно-тренировочных средств, которая необходима для проведения подготовки экипажей образцов техники, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -ый год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, шт.;

Годовые затраты на эксплуатацию j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -ая номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.

Затраты на покупку и доставку образца до места проведения эксплуатации (
) рассчитываются по формуле:

Затраты на подготовку водителей (экипажа)
рассчитываются по формуле:

Количество номенклатур расходных средств, используемых при проведении учебы;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество расходных средств m -ой номенклатуры, расходуемых за год, m = 1, 2, … М, шт.;

Цена расходного средства m -ой номенклатуры, руб.;

Количество технических обслуживаний (ТО) после проведения учебы водителей (экипажей) за год, шт.;

Стоимость материалов для ТО образца АТ после проведения учебы водителей (экипажей), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на применение по назначению образца АТ (
)рассчитываются по формуле:

Затраты на содержание экипажа образца АТ вычисляются следующим образом:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество членов экипажа образца АТ, чел.;

Средние годовые затраты на содержание одного члена экипажа образца, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на ГСМ по пробегу (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца, руб.;

Планируемый годовой пробег образца, км;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца (
) рассчитываются по формуле:

Норма расхода топлива, л/1 км;

Суммарная надбавка к норме расхода топлива, %;


Оптовая цена топлива, моторного масла и низкозамерзающей охлаждающей жидкости соответственно, руб./1л;

Норма расхода моторного масла (низкозамерзающей охлаждающей жидкости) на 100 литров расхода топлива, л/100 л.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Вид технического обслуживания или ремонта (ТО-1, ТО-2, СО, ТР, СР) образца;

Количество видов ТОиР (кроме капитального ремонта) образца, планируемых в i -ом году, ед.;

Количество ТОиР j -го вида, которое планируется провести в i -ом году, ед.;

Затраты на проведение j -го вида ТОР, руб.

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на j -ый вид технического обслуживания и ремонта (
) рассчитываются по формуле:

Вид технического обслуживания или ремонта (кроме капитального ремонта) образца АТ;

Трудоемкость проведения ТОиР j -го вида, нормо-час;

Средняя стоимость нормо-часа специалистов при выполнении j -го вида ТОиР образца АТ, руб.;

Стоимость запасных частей и материалов для j -го вида ТОР, руб.

Затраты на капитальный ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

i , К

Годы проведения первого и последнего КР;

Цена капитального ремонта образца, руб.;

Затраты на транспортирование образца до места проведения КР (затраты в один конец), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i-го планируемого года.

Затраты на утилизацию образца (
) рассчитываются по формуле:

Цена утилизации образца АТ, руб.;

Цена образца, руб.;

Коэффициент остаточной стоимости образца в момент утилизации (показывает стоимость навесного оборудования и запасных частей образца, которые не подвергаются утилизации, а остаются в РОС для дальнейшего использования);

Затраты на транспортирование образца до места проведения утилизации, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года утилизации образца.

Коэффициент дисконтирования для i-го года планируемых затрат () рассчитывается по формуле:

Среднегодовые затраты на эксплуатацию образца (за период ЖЦ) (
) рассчитываются по формуле:

Удельные затраты на 1 км пробега образца (
) за период ЖЦ рассчитываются по формуле:

Изложенная последовательность формул позволяет объективно оценить прогнозируемые затраты на обеспечение эксплуатации образца автомобильной техники, учитывающие основные статьи затрат потребителя.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...