Основные ошибки фотографов. Частые ошибки начинающего фотографа

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие люди ошибочно считают, что работа профессиональных моделей только в том, чтобы хорошо выглядеть и просто смотреть в камеру. Однако большая часть успеха фотографии, достойной попасть на обложку, зависит от умения позировать и правильно себя преподносить.

сайт, углубившись в основы модельного искусства, собрал для вас 12 советов топ-моделей, которые помогут всегда отлично получаться на снимках.

Выдвиньте подбородок

Проблема: на любом снимке шея должна быть видна. Старайтесь не наклонять голову вперед, иначе взгляд станет тяжелым и неприветливым.

Решение: попробуйте выдвинуть голову чуть-чуть вперед. Это может быть непривычным, но при этом шея будет выглядеть тоньше, а сам образ - элегантным и подтянутым.

Не скрещивайте руки

Проблема: наклон головы без наклона плеча смотрится неестественно. А скрещенные руки превратят человека в одно бесформенное пятно.

Решение: повернитесь к камере чуть боком, руки опустите вниз и немного разведите в стороны. Так шея будет казаться тоньше, а контуры тела станут хорошо различимы.

Следите за осанкой

Проблема: даже слегка сгорбленная спина визуально укорачивает шею и добавляет несколько лишних килограммов в талии.

Решение: сведите лопатки вместе и выпрямите спину, прогнув ее в талии. Если вы сидите на стуле, не облокачивайтесь на спинку. А чтобы контур тела был четким, попробуйте развернуться в полупрофиль.

Измените угол

Проблема: поза сидя с повернутыми в сторону камеры ногами делает силуэт похожим на коробку. Из-за неправильного ракурса руки и ноги могут выглядеть короче, чем они есть на самом деле.

Решение: чтобы это исправить, всего-навсего нужно изменить угол, немного отвернувшись от камеры. Чтобы ноги на фотографии не сливались друг с другом, казались длиннее и тоньше, расположите одну из них чуть выше другой.

Разверните корпус

Проблема: если верхняя часть тела слишком сильно отвернута от камеры, то плечи будут казаться круглыми и узкими, а талия широкой. Если же, наоборот, слишком прямо, то человек будет выглядеть массивно.

Решение: лучший выход - это развернуть корпус на 3/4. Тогда талия будет выглядеть тоньше, а грудь больше.

Уделите внимание положению рук

Проблема: при съемке сидя часто возникает проблема, куда девать руки. Опять же скрещенные на груди руки выглядят некрасиво, а торчащие кисти - неестественно.

Решение: «песочные часы» - одна из лучших поз в положении сидя. Закиньте ногу на ногу и поставьте локти на колено. При этом одна рука будет находиться в вертикальном положении, а другая - в горизонтальном. Такое расположение рук создает элегантные ведущие линии, которые подчеркивают фигуру и лицо модели.

Создавайте линии

Проблема: из положения прямо с опущенными руками вряд ли выйдет удачный кадр. Кроме того, некоторые элементы одежды могут сливаться друг с другом, добавляя широты и массивности.

Решение: отодвиньте руки от тела и создайте прямые линии и углы, которые подчеркнут контуры и акцентируют внимание на том, что действительно важно.

Сочетайте

Не менее привлекательным будет сочетание изогнутых и прямых линий. Встаньте в полупрофиль. Оставьте визуальное пространство вокруг талии, поместив одну руку на бедро, а вторую - вдоль контура тела. Правильное расположение рук поможет подчеркнуть формы тела и создать элегантный образ.

Избегайте мешковатой одежды

Проблема: из-за мешковатой одежды фигура становится плохо различимой. А сам человек кажется намного шире.

Наши снимки могут получиться великолепными, но могут также выйти и на редкость неудачными. Всё дело в том, что мы чаще всего обращаем внимание на объект съёмки и совершенно не замечаем то, что происходит вокруг, позади или даже перед ним. Когда мы получаем готовые снимки, наша ошибка становится очевидной всем. Вот примеры классических ошибок съёмки, которые время от времени случаются и у профессионалов!

1. Не садите деревья у людей на голове

Очень часто бывает, что на снимке у человека из головы «растут» деревья или столбы. Если что-то выросло, то отойдите чуток в сторонку, и все будет в порядке, столб будет расти, откуда ему положено: из земли.

Похожая проблема, когда линия горизонта или палка «растёт» из ушей.
Старайтесь обращать внимание на фон.

2. Не обрезайте людям ноги!

Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность. Фотографируя портрет нужно убрать всё лишнее, мешающее созданию гармоничной композиции.

Но если всё же человек не умещается полностью — обрезайте выше колен и выше локтей, но ни в коем случае не в районе ступней и кистей, иначе люди становятся похожи на инвалидов с ампутированными конечностями…

3. Слишком далеко

Делая снимок группы друзей, всегда хочется поймать выражения их лиц и настроение. Мы нередко фотографируем их, когда они слишком далеко (снимок справа). Стоит только приблизиться, и результат становится намного лучше (фото справа), в особенности потому, что средний размер распечатанных снимков чаще всего невелик, и поэтому очень важно оптимально использовать пространство.

4. Всё и сразу?

Не старайтесь заполнить кадр как можно большим количеством объектов. Ищите способы привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одним из способов будет выбор несложного фона, который не будет отвлекать от главного объекта.

Приблизившись поближе, и выбрав в качестве фона однотонное небо, упростился и улучшился вид этой фотографии.

5. Не забывайте об освещении

Светочувствительность цифровых матриц и плёнок сегодня такова, что съёмку можно вести при самых разнообразных условиях. Однако при очень ярком освещении — результат может разочаровать вас из-за обилия тёмных теней или бликов. Хотя фотоаппараты умеют правильно определять общий уровень освещённости, зачастую они не фиксируют, когда требуется увеличение экспозиции для хорошей «проработки» теней.

В этих случаях можно использовать функцию фотоаппарата «съёмка при заднем освещении» (контраст освещения). Она используется для того, чтобы правильно определить уровень экспозиции, когда солнце располагается позади объекта. А ещё это выручает, когда фотографируют на снегу, благодаря чему снег получается ослепительно-белым.

Снимок слева сделан в обычном режиме, в результате чего человек оказался в тени. Справа использована функция съёмки при заднем освещении.

Та же проблема при съёмке у окна - необходимо использовать вспышку и функцию съёмки при заднем освещении

Избыток солнечного света, направленного непосредственно в объектив фотоаппарата, может создать засветку, как это видно на снимке справа внизу. Засветка — это пятна и круги, вызываемые солнечным светом, который отражается от внутренних линз объектива. Даже если солнце не попадает в кадр, отражения все равно могут возникать. Чуть изменив положение фотоаппарата, вы с легкостью избавитесь от помех.

7. Держи ровнее!

Если в композиции доминирует горизонтальная линия, очень важно, чтобы она располагалась ровно! Иначе сцена будет выглядеть так, словно объект катится с горы. Горизонт очень легко смещается в сторону от горизонтали, особенно при съёмке на море. Чтобы убедиться, что все правильно, можно воспользоваться индикаторами видоискателя или ЖК-экраном.

Небольшой наклон фотоаппарата едва заметен при съёмке, однако это очевидно в напечатанных кадрах.

8. Проверьте резкость

У некоторых фотоаппаратов резкость можно проверить перед нажатием на спуск. В противном случае необходимо заранее убедиться в том, что область фокусировки, обозначенная на экране видоискателя, наведена непосредственно на объект съёмки. Будьте особенно внимательны в тумане или в тени, когда работа автофокуса затрудняется. Изображение справа было снято в спешке. Немного внимания, и получится великолепно сфокусированный снимок, показанный слева.

Фокусировка имеет огромное значение. Слегка размытый кадр справа выглядит ужасно, а потому не жалейте мгновения на то, чтобы правильно навести резкость.

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Научиться делать красивые и выразительные фотографии может каждый. Надо лишь запастись терпением и не растерять по дороге свой энтузиазм. Ведь, начиная обучение, новички совершают ошибки, которые могут отбить желание продолжить приобщение к искусству фотографии.

Сегодня мы предлагаем Топ-10 ошибок начинающего фотографа . Зная, какие «подводные камни» встречаются чаще всего, можно избежать досадных недоразумений.

Конечно, чтение мануала для фотокамеры – не самое веселое занятие. Но часто незнание возможностей собственной техники приводит к ошибкам. Даже могут оказаться не так просты в освоении, если заранее не ознакомиться с инструкцией.

9. Неумелое применение вспышки

Как правило, новички снимают со встроенной вспышкой. А ее использование «в лоб» засвечивает передний план, создавая черные тяжелые тени на заднем фоне. Кроме того такая вспышка делает снимки плоскими.

8. Игнорирование правила третей

Очень часто начинающие фотографы при съемке пейзажей размещают линию горизонта точно по середине кадра, теряя ощущение пространства. Завышая или занижая точку съемки можно добиться гораздо более интересных фотографий природы. Стоит лишь помнить, что не стоит совсем уводить линию горизонта за пределы границ кадра.

7. Неудачный ракурс

Самая распространенная ошибка, это съемка высоких зданий и людей снизу. При этом возникает иллюзия падающего небоскреба или искажение пропорций человеческого тела. Профессионалы порой используют такой прием намеренно, но для удачного снимка в таком случае требуется навык.

6. Неудачные границы кадра

Конечно можно кадрировать снимки в графическом редакторе, смещая главный объект съемки или вырезая чьи-то затесавшиеся на фото руки. Но обрезка ухудшает качество фото. А значит, уже во время съемки надо продумывать композицию. Самое простое правило — избегать расположения главного элемента снимка в центре кадра, так как подобные фото выглядят статичными и скучными.

5. Обрезанный объект съемки

Чаще всего эта ошибка возникает при съемке портретов. Обрезанные локти, ступни, макушки и одежда приводят к тому, что фотография выглядит куцей. Поэтому, стремясь максимально близко снять свою модель, стоит все же убедиться, что в кадр помещается все необходимое.

4. Недостаточная резкость изображения

Чаще всего такой дефект возникает при съемке в условиях низкой освещенности, когда необходима длинная выдержка. Стоит помнить, что камера воспримет даже самую незаметную дрожь в руках фотографа, а значит, в такой ситуации понадобится штатив.

3. Неправильно определенная экспозиция

Величина экспозиции – это количество света, которое попадает на матрицу в единицу времени. При съемке необходима экспокоррекция, так как автоматически камера не всегда выбирает правильные настройки. Главное правило: при съемке светлых общих планов следует увеличивать экспозицию, при фотосъемке общих планов в темной тональности – уменьшать.

2. Неверный выбор ISO

При съемке нужно выбирать минимальную чувствительность, подходящую для условий съемки. Завышенное значение приведет к зернистости кадра, а заниженное не позволит сделать достойные снимки при недостаточном освещении.

1. Злоупотребление графическими редакторами

Конечно, современные фотографии немыслимы без обработки. Съемка в RAW-формате позволяет править контраст и корректировать цвета. Но важно не переусердствовать. Часто начинающие фотографы увлекаются чрезмерным насыщением оттенков, излишней контрастностью или лишенной малейших изъянов кожей на портретных снимках. Важное правило – сохранять естественность на фотографиях.

Эта статья-памятка предназначена для начинающих фотографов -любителей (иначе говоря - чайников), и написана таким же чайником - успевшим, однако, приобрести некоторый опыт. Она ни в коей мере не претендует на роль пособия по созданию композиционно и технически совершенных фото шедевров. Прочитав ее, вы ровным счетом ничего не узнаете о том, что такое фотография вообще и хорошая фотография в частности, и о том, как нужно смотреть на мир, чтобы снимать хорошие фотографии.

Единственное. чем она может помочь вам - это предостеречь от самых распространенных и грубых ошибок в построении и обработке ваших первых фотоснимков - особенно, если вы по каким-то причинам собираетесь публиковать их в Интернете, вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от их просмотра в кругу семьи.Несомненно, весь изложенный здесь элементарный материал можно усвоить на своей собственной шкуре, опубликовав свои снимки на любом фотографическом сайте и прочитав первую сотню критических отзывов на свои работы; но говорят, что умные учатся на чужих ошибках:-)К тому же в последнее время уровень взаимного восхищения в фотографических Интернет-сообществах продвинулся далеко за все вообразимые пределы. Так что, возможно, вы и не разглядите критические отзывы среди сотен абсолютно одинаковых комментов такого содержания: "Отлично! Браво, Мастер! Рек! Статус! В избранное!" И вот - отличный повод предостеречь вас от первой и главной ошибки.

Игнорируйте такие отзывы. Вежливо говорите (или не говорите) "спасибо" и сразу забывайте про них. Никогда не верьте им и не отвечайте им такими же отзывами (а это - единственное, чего от вас ждут авторы таких комментариев). Иначе - дело плохо... ну, то есть, рейтинговые фотографии вы, наверное, научитесь делать. а вот хорошие - никогда.Но мы отвлеклись. Итак, в Сети можно найти бесконечное количество рекомендаций и советов, а также длинных лекций и кратких курсов и о законах композиции вообще, и конкретно на тему о том, как следует строить композицию фотоснимка. Больше всего внимания при этом обычно уделяется так называемому "золотому сечению", описываемому нехитрой формулой a/b=b/(a+b). Так, авторы некоторых статей (например, здесь) сообщат вам, что любое произведение изобразительного искусства должно обязательно подчиняться правилам "золотого сечения", в качестве примера приведут разбитый на разноцветные треугольники прямоугольник, и безапелляционно предложат вписывать в эти треугольники основные элементы вашей композиции.

Для обоснования этой позиции обычно приводятся туманные ссылки на "магические" числа Фибоначчи.Не менее уважаемые, но существенно более подкованные математически авторы других статей (например, здесь) задумчиво констатируют, что при погрешности человеческого восприятия в 15% любое произвольное деление отрезка на две части с вероятностью 60% будет удовлетворять этому самому правилу "золотого сечения", так что нужно быть особо неудачливым, чтобы это правило нарушить:-) А уж что касается искусствоведов, то при минимальном профессионализме они-то всегда смогут найти на любой картине как многочисленные золотые сечения, так и их отсутствие - в зависимости от социального заказа.

И эти, и многие другие точки зрения имеют право на существование (лично мне ближе вторая), но начинающего фотографа чтение таких статей, скорее всего, собьет с толку… хотя, конечно, на определенном этапе оно будет совершенно необходимо. Ну что же, тот, кто уже дорос до осознания необходимости подчинить свои снимки многочисленным правилам композиции, всегда может найти в сети (хотя бы на данном сайте). а то и в библиотеке источники мудрости и припасть к ним. А мы займемся простыми ляпами.Далее предполагается, что читатель умеет пользоваться фотоаппаратом и графическим редактором "PhotoShop" (ФотоШоп, ФШ), или его аналогами. В качестве примера возьмем самую тривиальную фотографию - чайка, Нева, Петропавловка.
Итак, ошибки и дефекты снимка, на которых легче всего проколоться:

Завал снимка влево или вправо . Поворачивая ваш снимок в ФШ, пользуйтесь сеткой или направляющими линиям "View - New Guide". Тщательно выберите линию на снимке, по которой вы будете его выравнивать. Это может быть горизонт или вертикальная линия в центре кадра (но не сбоку!). Не примите за линию горизонта берег реки, на которую вы смотрите под углом, или склон холма - а такие ошибки делают и профессионалы.

Нерезкость . Главный объект снимка должен быть резким - это азбука. Так, на портрете обязательно должны быть резкими глаза - а наводка на резкость по ушам, кончику носа или пышному бюсту является одной из самых распространенных ошибок. Нерезкость окружающей обстановки - очень мощный инструмент: правильно выбрав ГРИП (Глубину Резкости Изображаемого Пространства), можно придать снимку объем, разделить планы и сконцентрировать внимание на главном. При ландшафтной съемке старайтесь избегать нерезкости ПП (Переднего Плана) - такая нерезкость считается моветоном.
Пересветы и провалы в черноту. На снимке, по идее, не должно быть абсолютно белых или абсолютно черных, и вообще "плоских" по цвету пятен ("засвечен" может оказаться всего один из трех цветовых каналов снимка, но и это тоже пересвет!) - если, конечно, этого не требует ваш авторский замысел - например, при съемке портрета на белом или черном фоне. При ночной съемке старайтесь, чтобы белыми пятнами не выглядели фонари и освещенные части зданий; при дневной - небо. При съемке на цифровую камеру проверяйте себя, просматривая сразу после съемки гистограмму снимка. Для просмотра отснятых снимков всегда используйте режим "засветка". Если позволяет камера, сохраняйте снимки в формате RAW, и по возможности все преобразования кривых и уровней делайте на этапе импорта RAW в ФШ. Всегда импортируйте в ФШ и обрабатывайте снимки в 16-битном формате (RGB-16), и конвертируйте их в 8-битный JPEG только после окончательной обработки. Ознакомьтесь с понятием "цветовое пространство"; фотографии для себя сохраняйте в пространстве Adobe RGB, для публикации в Интернете - в sRGB.
Шум . Фотография с пересветами и провалами - испорченная фотография, но почти пересвеченные или проваленные в темноту участки можно спасти, "вытащив" их средствами ФШ (наиболее удобен для этого фильтр "Shadow|Highlight"). Будьте внимательны! При этом легко нарваться на другие проблемы - ореолы вокруг темных участков снимка ("гало") и "шумы", которые выглядят, как мелкий цветной песок; они появляются и при съемке с высокой чувствительностью (ISO), особенно в цифровых фотоаппаратах с маленькой площадью матрицы. Эти шумы опять же можно "давить" средствами ФШ, например, фильтром "Reduce noise", но - смотри следующий пункт!
Градиент . Давя шумы неба фильтрами, следите за тем, чтобы они не преобразовались в цветные полосы с резкими границами. Это выглядит еще хуже, чем исходный шум.
Ореолы вокруг темных объектов , появляющиеся при "вытаскивании" из теней и при увеличении локального контраста (например, фильтрами "Shadow|Highlight", "High Pass", "Unsharp Mask"). Хотя они увеличивают контраст деталей, они зачастую лишают снимок глубины и естественности. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с этими тремя фильтрами, а если ореолов не избежать - убирать их с помощью History Brush, клонирующей кисти в режиме "Darken" и т.д. - способов очень много, особенно при использовании слоев и масок.
Перешарп . Увеличивая резкость нечеткого снимка фильтрами ФШ "Sharpen" и "Unsharp Mask", легко перестараться. Слишком резкий снимок режет глаз, особенно, если эта резкость - не естественная, а "фотошопная".
Блюр . Противоположная крайность - часто для того, чтобы скрыть недостаточное качество снимка или дефекты объекта (например, неровности кожи при портретной съемке), применяется блюр, или размытие. То, что получается в результате. профессионалы обычно называют "пластмассой" - то есть кожей, как у куклы Барби.
Виньетирование . Затемнение снимка по углам, является свойством некоторых объективов или результатом неправильного подбора бленды. Исправляется средствами ФШ ("Lens Correction - Vignette" или просто 3-5% кисточкой в режиме "Luminosity").
Дисторсия . Искажение формы предметов, при котором прямоугольник приобретает форму выпуклой или вогнутой подушки или "бочки". Является свойством многих объективов, особенно широкоугольных и объективов с переменным "зумом" (фокусным расстоянием, увеличением). При съемке городских пейзажей визуально дисторсия увеличивается, если объектив камеры направлен не параллельно земле, а под наклоном. Дисторсия легко убирается в ФШ фильтром "Lens Correction", но будьте внимательны! После этой операции качество снимка падает, "замыливается". Кроме того, за дисторсию легко принять перспективные искажения, и, убрав их, лишить снимок глубины и объема.
Хроматическая аберрация . Появление на границах предметов цветных полос. Ну… В ФШ есть средства для корректирования этого дефекта, но проще сменить оптику.
Горизонт посередине . Вот тут мы подходим непосредственно к компоновке снимка. Самое главное: старайтесь без особенных причин не размещать доминирующие объекты вашего снимка близко к границам кадра или к вертикальным и горизонтальным линиям, проходящим через центр кадра. Если вы будете следить за этим, то, скорее всего доминанты вашей фотографии (а доминантами могут быть линия горизонта, шпиль Петропавловской крепости, или ваша подруга на фоне чего-то там очень живописного) окажутся на расстоянии примерно 1/3 или 2/3 от границы снимка, и правило золотого сечения будет более-менее выполнено. Если хотите, возьмите линейку и отмерьте не одну треть, а 3/8 или 5/8 - это более точное приближение к золотому сечению. А если у вас есть штангенциркуль - воспользуйтесь им, чтобы разделить кадр в пропорции 0,38197:0,61803, и тогда к вам уже точно никто не придерется:-) Правда, при этом возникает вопрос - от какой именно точки объекта съемки отмерять это магическое расстояние? Традиционный рецепт - попробовать найти на объекте съемки области, к которым больше всего притягивается взгляд. Это могут быть: точки пересечения образующих контур линий, глаза на лице человека, определенные области женской фигуры… в общем, читайте литературу:-) И помните, что это правило - не бином Ньютона (справка: фамилию Ньютон носил не только признанный мастер эр...тической фотографии, но и еще один английский ученый в XVII веке), и его можно нарушить, если вам это нужно. Например, снимая симметричное здание, или отражение собора в спокойной воде, или модель, принявшую намеренно симметричную позу, - не бойтесь поместить эти объекты в центр снимка.
Параллельные линии . Старайтесь не допускать появления рядом с границами кадра линий, параллельных или (что еще хуже) почти параллельных этим границам. Толстый ствол дерева или бордюр мостовой могут испортить фотографию. Подумайте о кадрировании, используйте рамки или искусственное виньетирование, чтобы скрыть такие дефекты.
Обрезанные фигуры . Следите, чтобы в ваш кадр не влезло пол-человека (если, конечно, вы не снимаете первомайскую демонстрацию). Ни в коем случае не обрезайте человеку на портрете ступни, кисти, верх головы (если это не крупный план). Надо резать - так режьте руки по плечи, а ноги - по колени или бедра. Всегда оставляйте пространство сверху вокруг объектов, а при съемке движущихся объектов - пространство в направлении движения.
Вспышка в лоб . Не снимайте портреты со вспышкой! Для портретной съемки существуют отражатели, рассеиватели, экраны и пр., а о науке правильной постановки света написаны целые книги, пересказать которые здесь невозможно - и пока Вы их не прочитали, просто никогда не включайте вспышку. А если Вы все же хотите снять портрет, не имея никакого оборудования - попробуйте сделать это в светлой комнате днем в момент, когда солнце спрячется за облаком. Или соорудите простейший осветитель из мощной лампы и выложенного фольгой изнутри зонтика, и дополнительно направьте на объект рассеянный свет от пары оклеенных фольгой картонок. Старайтесь, чтобы свет подчеркивал объем - но чтобы при этом на лице не было бы ни резких теней, ни ярких бликов.

Прочие очевидные глупости:

Не публикуйте снимки любимых подруг, детей и собак, не подумав, какие эмоции они вызовут у зрителя. Поверьте, чаще всего - совсем не те, что у вас!

Не впихивайте в снимок больше, чем он может вместить, не комкайте пространство;

Помните, что количество объектов, которые может одновременно воспринять мозг зрителя, ограничено тремя-пятью;

Не загоняйте все значимые и контрастные объекты в один угол снимка;. помните о равновесии. Если сомневаетесь - мысленно повесьте снимок на гвоздик и посмотрите - не перекосило ли его?

Не позволяйте главному объекту потеряться на пестром фоне;

Не фотографируйте городскую архитектуру с собой. любимым, крупным планом посередине (или хотя бы никому не показывайте такие снимки);

Не выставляйте в сети снимки, которые не помещаются в окошко браузера сразу и по ширине и по длине;

Не ужимайте jpeg-картинки до появления артефактов;

Не разгоняйте до рези в глазах цветовую насыщенность снимка, "чтобы было еще красивше";

Если есть возможность НЕ применять какую-нибудь ФШ-операцию - НЕ применяйте ее. Помните, что главное достоинство фотографии - ее достоверность. Комбинируя разные детали и эффекты ФШ, можно получить очень красивые картинки - но зачем? Они утратят главное - они не будут фотографией.

Не снимайте, если не знаете точно, зачем вы это делаете.А всем, кто хочет прочитать хорошее полноформатное пособие по фотографии - с удовольствием рекомендую книгу "Фотосъемка. Универсальный самоучитель" Дмитрия Кораблева; пока что ее можно найти в Сети.

Помните, что все приведенные и здесь, и в любых других пособиях советы являются не более, чем советами, а законы композиции не являются такими универсальными законами природы, как, скажем, законы сохранения энергии и массы - а следовательно, их можно и нарушить. Главное, чтобы вы всегда точно знали, с какой целью вы их нарушаете!И последний совет. Построив композицию снимка, нарушив все возможные законы, и объяснив себе, зачем вы это сделали, спросите себя - а сможет ли ваша фотография донести вашу мысль и ваши чувства до зрителя? И что на самом деле зритель увидит в вашем снимке?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...