Топ 50 профессий минтруд. Рекомендовать органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям применять Справочник при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти

Дуальное образование решает проблему дефицита специалистов. Германия - одна из первых стран, которая ввела дуальную практику обучения, при которой сочетаются теоретическая и практическая подготовка. В настоящее время более 60 стран перешли на дуальную систему образования: Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония и другие.

Как ведётся подготовка кадров в России в условиях введения ФГОС СПО, руководители профессиональных организаций обсудили на вебинаре «Национальная система квалификаций и профессии ТОП-50» , который состоялся 22 мая 2017 года.

Экспертом вебинара стал доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ Владимир Игоревич Блинов, который руководит Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Работник производства учится на производстве

Продолжается реализация Комплекса мер по совершенствованию системы СПО. К 2020 году планируется, что 50% учреждений СПО введут подготовку кадров по ТОП-50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

На вебинаре Блинов высказал мнение, что участник производства должен обучаться на производстве.

При этом хочу обратить ваше внимание, что на сегодняшний день действующим федеральным законом стажировка как раз определена как образовательная программа, - отметил Блинов, - ранее стажировка была только формой работы.

Сегодня стажировка рассматривается как форма реализации программы, в рамках которой определяются содержание подготовки, требования к результатам и контрольно-оценочные средства.

Также планируется, что к 2020 году 70% руководителей и педагогов пройдут курсы ДПО.

В перспективе очень хочется, чтобы все педагоги профессионального образования имели две квалификации: техническую и педагогическую, - отметил эксперт.

Базовый центр призван создать систему, в которой реализуются программы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

Задачи Базового центра:

  • формирование региональных координаторов;
  • поддержка разработки учебного материала: учебники, пособия, методические рекомендации, программы ДПО;
  • обеспечение информационного пространства: списки актуальных профессий и практик.

Необходим взгляд со стороны

На текущий момент действуют несколько систем квалификаций: 850 профессиональных стандартов и различные должностные системы. Профстандарты и должностные системы необходимо привести к соответствию, первым шагом к которому является формирование квалификаций. Инструмент формирования квалификации - независимая оценка.

Хочу подчеркнуть, работодатели с упорством продолжают настаивать на том, что умения и знания необходимы для квалификаций, - рассказал эксперт.

Здесь возникает серьёзное расхождение, так как во ФГОС СПО определены компетенции, но не прописаны знания и умения.

Процедура профессионального экзамена


Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Успешное завершение теоретической части - допуск к выполнению практической.


Участники вебинара активно обсуждали тему в чате и задавали вопросы эксперту.

Вопросы участников:

Машкова Елена Валерьевна:

Чтобы пройти стажировку, необходимо найти предприятие, имеющее лицензию на эту деятельность, хотя есть высокотехнологические организации, готовые принять на стажировку, но не имеющие лицензии. Зачем такие строгие рамки?

Владимир Блинов:

В идеале, конечно, предприятие, на котором проходят стажировку мастера или рабочие, должно иметь лицензию на образовательную деятельность в сфере ДПО. Скажу вам, что те учебные центры, да, кстати сказать, некоторые даже совершенно небольшие предприятия - они такую лицензию имеют. В частности, мне известны и парикмахерские, и салоны красоты, которые занимаются повышением квалификации, реализуют программы ДПП на совершенно легальных основаниях. Но если даже у предприятия нет лицензии, это не значит, что рабочие места на данном предприятии не могут быть базами практики.

Валентина:

- Планируется ли дополнительное финансирование по ТОП-50?

Владимир Блинов:

Оно есть, оно идёт. Это финансирование направлено, прежде всего, на поддержку межрегиональных квалификаций.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования


В соответствии с пунктом 1 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р ,

приказываю:

1. Утвердить список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (далее - Список), согласно приложению.

2. Установить, что Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Министр
М.А.Топилин

Приложение. Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 2 ноября 2015 года N 831

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минтруда России
www.rosmintrud.ru
по состоянию на 06.11.2015

Страниц: 23 ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 09.12.2016 N 1551 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


ФГОС актуализированы еще не все, проекты стандартов подготовлены к утверждению (если ссылки нет, то в строке поиска http://regulation.gov.ru/projects укажите: среднее профессиональное образование и выберите необходимый проект ФГОС)

08.01.02 Монтажник трубопроводов

08.01.04 Кровельщик

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

08.01.16 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

08.01.17 Электромонтажник-наладчик

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

08.01.21 Монтажник электрических подъемников (лифтов)

08.01.22 Мастер путевых машин

08.01.23 Бригадир-путеец

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, ссылка

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) , ссылка

15.01.24 Наладчик шлифовальных станков

15.01.28 Шлифовщик-универсал

18.01.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям

18.01.19 Машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс

18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

19.01.06 Аппаратчик производства сахара

19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

19.01.14 Оператор процессов колбасного производства

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.04 Технология сахаристых продуктов

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие

19.02.06 Технология консервов и пищеконцентратов

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

21.02.04 Землеустройство

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

21.02.08 Прикладная геодезия

23.01.05 Слесарь по ремонту городского электротранспорта

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

23.01.09 Машинист локомотива

23.01.11 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), ссылка

27.02.01 Метрология

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

29.01.05 Закройщик

29.01.07 Портной

29.01.10 Модистка головных уборов

29.01.23 Наладчик полиграфического оборудования

29.01.25 Переплетчик

29.02.07 Производство изделий из бумаги и картона

34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

40.02.03 Право и судебное администрирование

43.01.01 Официант, бармен

43.01.02 Парикмахер

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

43.02.03 Стилистика и искусство визажа

43.02.04 Прикладная эстетика

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

43.02.09 Ритуальный сервис

43.02.11 Гостиничный сервис

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕ Й СПО" , ссылка

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», ссылка , ссылка

О внесении изменений в примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 и в примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 486

Золотарева Н.М. О реализации комплексного проекта модернизации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО, ссылка

Вебинары по ТОП 50 Россия


Межрегиональные центры компетенций: http://profedutop50.ru

1. Участие Советов профессиональных квалификаций в системе профессионального образования. Акимова Ю.Н.

2. Управление сопротивлением при внедрении ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

3. Практика внедрения ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

4. Подходы к созданию инновационной среды и системы непрерывного образования в профессиональных образовательных организациях СПО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50. Белкова Е.А.

5. Разъяснения по методическим рекомендациям. Мельник И.О.

1. Обзор методических рекомендаций по проектированию ООП ФГОС по ТОП-50.
2. Создание инновационной среды и системы непрерывного образования в ПОО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50
3. Независимая оценка профессиональных квалификаций



21 сентября 2016. Новые ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям

ТОП-50. Информатизация

2016.11.03. III МЕЖДУНАРОДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИННОВАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ" .

  • Тема для обсуждения: "Образовательные тренды. Здоровьесберегающие технологии и новые профессиональные компетенции" http://pressmia.ru/online/951276949.html
  • Тема дискуссии: "Обучение: мобильное, смешанное, дистанционное"
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...