Золотое правило поведения. Классный час "золотое правило нравственности Почему эти высказывания называют золотым правилом этики

Тема. «Золотое правило этики».

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Золотое правило этики. Неосуждение.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Назовите «золотое правило этики».

Почему оно «золотое»?

Сформулируй свои правила.

Учитель: Здравствуйте!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнаете о нравственных идеалах, моральных нормах наших предков.
Сейчас командам предстоит проверить себя в знании предмета, как можно быстрее и без ошибок пройти испытания на 4-х станциях. Справившись с заданием на каждой станции, команда получает фрагмент пароля. Собрав воедино пароль, команда имеет возможность узнать главное правило христианской этики.

Капитаны получают «Маршрутные листы»! ()

По моей команде начинаем свой маршрут. Раз! Два! Три!

II. Практическая работа на станциях

Станция 1 «Нравственность».

Тест (Выбор правильного ответа)

1: Выберите тот поступок человека, который можно назвать нравственным:

А) Не обращать внимания на чужие беды и горести.

Б) Помогать людям, которые в этом нуждаются.

В) Помогать людям, надеясь получить награду.

2. Если кто-то из приятелей сплетничает, то надо:

А) Осудить осуждающих;

Б) Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;

В) Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

3. Закончите предложение. Чтобы нас любили люди, мы должны…

А) Льстить им;

Б) Требовать любви;

В) Любить их.

4. Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если:

А) Он делает добро, чтобы стать популярным;

Б) Он делает добро, чтобы получить взамен награду;

В) Он делает добро по велению сердца.

5. Кто указывает человеку на его плохие мысли и поступки?

А) Милиционер.

Б) Товарищи.

В) Совесть.

6. Закончите предложение. Нравственный человек помогает…

А) Тем, кто помогал ему;

Б) Тем, кто может оплатить за оказанную помощь:

В) Тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает тебе зло.

Молодцы! Отметка в Маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

Вывод . Мы узнали, что нравственный человек умеет:

А) помогать людям, которые в этом нуждаются, даже если они делают тебе зло;

Б) не осуждать,

В) любить.

Мы выяснили, что мы понимаем под понятием нравственность или этика.

Станция 2 Христианская этика

А теперь нам предстоит ответить на вопрос:

Что такое христианская этика? В чём её отличие от светской этики?

- Как уберечься от осуждения других?

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедовал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

1.То, что надо обличать и ненавидеть. (Зло)

2.Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло. (Люди)

3.То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата. (Бревно)

4.Различение оценки поступка и оценки самого человека. (Неосуждение)

5.Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах. (Человек)

6.То, что нужно не делать, чтобы не быть судимыми. (Судить)

любовь . Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

Что особенного есть в христианской любви? На этот вопрос вам поможет ответить буклет. Разверните его. Давайте прочтём первое послание к Коринфянам святого апостола Павла гл.13

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Станция 3 Притча.(Фильм)

Старец вывел учеников на мороз и молча, встал перед ними.
Прошло пять минут, десять… Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца.
Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: "Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь.
Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло.
В этом и есть суть христианской любви”.

Обсуждение: что лежит в основе христианской любви?

А) доброта

Б) любовь к ближнему

В) сострадание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

И напрасно просить о многом,
Мне по сути одно лишь нужно.
Я любви прошу у Бога,
О других не заботясь нуждах.

Вера Сергеевна Кушнир

Вывод: главное содержание христианского учения выражают слова закона:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Станция 4 Познание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

III. Подведение итогов

1Соберите воедино пароль, объяснив, что он означает (Золотое правило христианской этики)
Отметка в Маршрутном листе. Руководители групп читают золотое правило нравственности.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», (Мф.7:12)

Молодцы!

Д.З Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.

«Итак, во всем, как поступали люди, так

поступайте и вы с ними» хотите, чтобы с вами

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

(Вопрос 10-12 разобраны все вместе)

  1. Варианты этик -1: этика любви; этика успеха; этика доблести

  2. Варианты этик -2: этика «разумного эгоизма»; гедонистическая этика.

  3. Варианты этик -3: экологическая этика; религиозная этика.

Типы этики (жизнь ради..):

    Этика доблести или этика чести

Князю - славу, а дружине - аминь.

Воин добровольно принимает смерть.

    Этика любви

Мать Тереза, взаимоотношения людей, любовь к родине.

    Этика успеха

    Этика выживания (благополучия)

    Этика творчества

Этика рассматривается как действие, которое мы совершаем, раздумывая о том, как сделать это (например, привлекать внимание или нет, заходя в аудиторию )

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Этика «разумного» эгоизма (противоположна этике любви) - стремление удовлетворения интереса (интерес - простые и понятные потребности, которые есть у каждого человека ). Есть такое представление, что всем людям нужно одно и то же.

Эгоист думает только о себе, а разумный живет среди других людей и понимает, что у него присутствуют интересы такие же, как и у других, в результате между ними могут возникать конфликты, и идет стремление согласовывать свои отношения к удовлетворению своих интересов (альтруизм противоположность эгоизму ). Закон согласовывает слабых и сильных.

Разумный эгоизм - как форма индивидуализма (человек начинает с себя, делает сам, он не требует от других действия и сам не навязывает свои действия ). Противоположность индивидуализму - коллективная этика (целая часть, выполнение закона, этика социализма). Крайняя этика эгоизма - индивидуализм, коллективизма – этика экологии (почему мы убиваем животных и употребляем их в пищу, а с людьми так не делаем ).

Действуй в интересах всего живого. То есть нужно исходить, что я есть жизнь, которая хочет жить и которая находится среди другой жизни, которая хочет жить; нужно жить так, чтобы эта жизнь не строилась за счет другой жизни. (книга – «Не отпускай меня», автор - Кашио Ишигуро )

Этика религиозной веры - вера в Бога (действия, описанные в священном тексте т.е. как жить: Коран, Библия). Основана на понимании религиозного текста.

Можно положить принцип: «Делай то-то ради этого», здесь может быть жизнь как целое, любовь, благополучие, короче лежит какая- то ценность.

Свобода - это причина собственных действий. В истории европейской культуры свободе уделялось большое внимание, в отличие от восточной. Кант уделял большое внимание свободе. Есть различие между внешней (отсутствие принуждения ) от внутренней (свобода сознания, свобода решать, рефлексия дает человеку решать ). Варлам Шаламов считал, что можно отключить в человеке принятие решения.

Этика - это явление, которое существует в окружении людей. Человек несет ответственность за свои действия, здесь и рождается этика. Преследуя свои ценности человек совершает действие – поступок - ответственность. Люди в любых условия имеют выбор совершать поступки, за которые они затем отвечают.

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

Именно на сегодняшнем уроке стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

Урок православной этики

Тема: «Золотое правило нравственности»

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

Третье условие для успешного плавания: цель следования . (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское море.

Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения . Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

(щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе . (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

(щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

(щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием , Царстве Небесном (щелчок) . Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел друга попросить прощения .

Обиделся на друга - простить .

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «Буря сплетен».

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором .

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

(дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

Слайд 13. Грешник и грех.

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

(щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться, попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

Слушаем и поем песню

Слайд 15. Быть человеком.

(песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Припев .

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11) : «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

Рефлексия

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в.

Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к т.н. «осевому времени» – середине I тысячелетия до н.э. Оно встречается в «Махабхарате» (Мокшадхарма, кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада, гл. X, 129; гл. XII, 159), у Гомера (Одиссея, V, 188–189) и Геродота (История, кн. III, 142; VII, 136). Конфуций на вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй». 15, 23). В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4:15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3:31; Мф. 7:12). Евангельская формулировка считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). В Коране «золотое правило» не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. «Золотое правило нравственности» прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (немецкое: «Was du nicht willst, dass man dir tu, das flieg auch keinem anderen zu»; русское: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»).

В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» (Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989, с. 103). На «золотое правило» ссылается Сенека («Письма к Луцилию», 94, 43).

Христианская средневековая этика рассматривает «золотое правило нравственности» в контексте Нагорной проповеди. Для Августина «золотое правило» – принцип естественной нравственности, которым следует руководствоваться в отношениях между людьми («О порядке», II, 8) и нарушение (выворачивание) которого деформирует человеческое поведение («Исповедь». I, 19); одновременно он рассматривает его как конкретное выражение закона любви, понимаемого как любовь к Богу: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46). «Золотое правило нравственности» входит в социально-договорную концепцию Τ.Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли действие естественным законам («О гражданине», раздел I, гл. III, 26). Д.Локк видит в «золотом правиле» «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели» («Опыты о человеческом разумении». Кн. I, гл. 3, § 4). Лейбниц считает, что «золотое правило» не является самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» («Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии». Кн. I, гл. II, § 4). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (встать на точку зрения другого).

X.Томазий на материале «золотого правила нравственности» разграничивает сферы права, политики и морали. Он выделяет три формы «золотого правила», называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum). Принцип права состоит в том, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему. Принцип приличия предполагает делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему. Принцип уважения требует от человека поступать так, как он желал бы, чтобы поступали другие. Первые два принципа обобщаются в естественном праве и политике (Томазий называет их внешними законами), последний – в этике. По Канту, «золотое правило нравственности» не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе оснований долга, и преступник, исходя из него, «стал бы приводить доводы против своих карающих судей» («Основание к метафизике нравственности». Соч., т. 4(1), с. 271). Кант придавал принципиальное значение различению категорического императива и «золотого правила». Некоторые критики Канта, напротив, видели в категорическом императиве лишь иное выражение «золотого правила» (см. Шопенгауэр А. Об основе морали. § 7). Ссылки на «золотое правило» как критерий нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских текстах – у К.Маркса (Дебаты о свободе печати... – Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 3), А.Бебеля (Женщина и социализм. М., 1959, с. 516). П.Кропоткин видел в нем выражение общеприродного закона взаимопомощи (Современная наука и анархия. М., 1990, с. 338–41). Л.Н.Толстой рассматривал «золотое правило» как этический инвариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности («Что такое религия и в чем сущность ее?»).

В современной литературе наиболее полную содержательную характеристику «золотого правила нравственности» (перекликающуюся с трактовкой Томазия) предложил Г.Райнер, выделивший три его формы. Правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе». Здесь эгоистическая воля индивида становится масштабом поведения, и в таком виде правило не может быть возвышено до всеобщего нравственного принципа – его негативная формулировка исключает наказание, поскольку оно человеку неприятно, утвердительная форма не может быть всеобщим масштабом поведения, потому что эгоистические желания часто безмерны. Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; основой принятия решения в данном случае является беспристрастное суждение о поведении других. Правило взаимности, объединяющее первые два и совпадающее с евангельской формулировкой (Gegenseitigkeitsregel): «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним». Здесь основой принятия решения является собственное желание индивида, совпадающее с его же беспристрастным суждением о поведении других. Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой «золотого правила».

«Золотое правило нравственности» и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона . В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформировался в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб стал калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ненамеренные действия, ущерб, нанесенный скотом, и т.д.) и заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Изменения, приведшие к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы, и воплотились в «золотом правиле нравственности». Как полагает А.Диле, посредствующим звеном в процессе перехода от талиона к «золотому правилу» было правило: «добром за добро, обидой за обиду». «Золотое правило» от талиона отличается тем, что оно: 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел...»); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

«Золотое правило нравственности» есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений – разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки («поступайте и вы», «того и сам не делай»), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий («как вы хотите», «чего в другом не любите»). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). «Золотое правило» предлагает способ, с помощью которого это можно установить. Норма может считаться всеобщей (и в этом смысле нравственной), если субъект действия готов признать (санкционировать, пожелать) ее, и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. тех, кто будет испытывать действие нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. Аргументы Лейбница (желания могут быть безграничными) и Канта (преступник не пожелал бы быть осужденным) не учитывают этого мысленного обмена диспозициями, в результате чего субъект исходит не из своих ситуативно заданных эгоистических желаний по отношению к другому, а из тех предполагаемых желаний, которыми он руководствовался бы, окажись он на месте другого, а тот, другой, на его месте. «Золотое правило» можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами (взаимоприемлемости этих отношений для обеих сторон). Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

Специфичность «золотого правила» как сугубо нравственного феномена отразилась и в его языковом выражении. Формулировка талиона выдержана исключительно в повелительном наклонении – ее императивность является категорической и в этом отношении «жизнь за жизнь» ничем не отличается от «не убий». «Золотое правило нравственности» дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» в значении «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула «золотого правила» задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение – отношение к другим. Таким образом, нравственность оказывается общезначимой в качестве идеального проекта, в желаниях и произвольна в качестве реального выбора, в поступках.

Литература:

1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988, с. 91–131;

2. Dihle А. Die goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Gott., 1962;

3. Reiner H. Die «Goldene Regel» Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit. – «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1948, Bd. 3, H 1.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе " (отрицательная формулировка) и "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой " (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем — будут обращаться с ним по принципу "око за око, зуб за зуб".

1. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития

В положительной форме правило гласит:

поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В отрицательной:

не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе . Оно устанавливает, фиксирует, определяет меру человеческого в человеке, морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу.

По мнению А. А. Гусейнова, когда мы говорим о моральном равенстве, речь идет только об одном — о том, что каждый человеческий индивид достоин иметь право на счастье и что "взаимное признание этого права является условием морального общения". Золотое правило требует "от индивида ставить себя каждый раз на место другого и вести себя по отношению к другим так, как если бы на их месте был он сам". "Механизм золотого правила можно определить как уподобление, как требование мысленно, в воображении ставить себя на место другого" .


Моральное уравнивание — количественная процедура, моральное уподобление — качественная процедура. Вместе мы имеем мерный процесс: золотое правило предлагает человеку соизмерять свои поступки с поступками других, мерить своей меркой поступки других и, наоборот, мерить чужой меркой свои поступки; одним словом, оно предлагает находить общую меру сво-их и чужих поступков и действовать в соответствии с этой общей мерой.

В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло , иными словами, устанавливает минимум

В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает к добру , добродеянию, иными словами, определяет максимум нравственных требований к поведению человека.

Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и определения моральных категорий добра и зла .

Вот что пишет по этому поводу известный польский педагог Януш Корчак: «Я часто думал о том, что значит “быть добрым”? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Если кто-нибудь мучает лягушку или муху, такой сразу скажет:

Такую же функцию оно выполняет в отношении категории долга . Для этого взглянем на правило с другой стороны, а именно, как оно соизмеряет свои и чужие поступки. В фундаменте этого соизмерения, т. е. изначально лежит следующее. Люди, общество дали мне жизнь, сделали меня человеком (кормили, одевали, обували, воспитывали, дали образование и т. д.), т. е. они поступили со мной более или менее хорошо, так, как я хотел бы , чтобы со мной поступали другие. Соответственно я поступаю или должен поступать с ними (родителями, людьми, обществом), в частном случае, должен отплатить им тем же, т. е. своим поведением я не должен ухудшать-уменьшать качество-количество жизни (данной мне и другим), более того, насколько возможно должен заботиться об улучшении-увеличении качества-количества жизни (моей и других, общества в целом) . Это — общее понимание долга. Оно, естественно, разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под "другими". Если "другие" — родители, то это долг перед родителями. Если "другие" — народ, нация, то это долг перед Родиной, если "другие" — все человечество, то это долг перед человечеством.

Долг есть нормальное отклонение от нормы-оптимума подобно потребности . Последняя — отклонение от нормы-оптимума применительно к жизни-здоровью отдельного человека. Долг — отклонение от нормы-оптимума применительно к жизни-здоровью общества. Выполнение долга конкретными людьми для здоровья общества имеет такое же значение, какое удовлетворение потребности имеет для здоровья отдельного человека. В юности человек накапливает долг, поскольку он еще только берет от других, но практически еще ничего не дает им. В зрелом возрасте человек и от дает долг, и дает “в долг”.

Если мораль (нравственность ) регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в рамках нормы-оптимума и ближайших отклонений от нее (сознание долга и выполнение его), то право регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в более широком смысле — недопущения, профилактики или лечения патологических отклонений от нормы-здоровья, именуемых правонарушениями и/или преступлениями. Чем для жизни-здоровья отдельного человека являются болезни , тем для жизни-здоровья общества являются правонарушения и преступления . Когда правонарушений и преступлений в обществе много, то это — больное общество в юридическом смысле. О здоровье общества в нравственном смысле говорить приходится еще меньше.

Золотое правило устанавливает связь-соответствие между жизнью-здоровьем отдельного человека и жизнью-здоровьем общества. Оно утверждает, что жизнь и здоровье общества базируются на жизни и здоровье людей, что нравственность не самоценна, а имеет корень в жизни-здоровье конкретного человека, является, так сказать, естественным продолжением этой жизни-здоровья. Нравственное здоровье, с одной стороны, является частью здоровья общества или отдельной совокупности людей (нации, коллектива и т. д.), а с другой, входит составной частью в индивидуальное здоровье человека. Право тоже не самоценно. Оно является естественным продолжением нравственности. Оно, в сущности, как и нравственность, основывается на золотом правиле. Вспомним, что писал Гоббс: "человек должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе" (см. текст выше). Примерно об этом же говорит давнее политико-юридическое правило: "Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие" . Это правило, может быть, несколько категорично, но верно по существу, поскольку опирается на золотое правило. Или такое правило: “Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). Этому правилу следуют тысячи старателей на золотых приисках Амазонки. Там практически не знают воровства. Правило, если вдуматься, является частным выражением золотого правила в его отрицательной формулировке. Итак, в самом глубоком смысле право — это взаимодопущение и взаимоограничение свободы . Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека . Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека .

Золотое правило обладает еще тем свойством, что оно самодостаточно , закольцовано, имеет основание в самом себе . Оно, в частности, соединяет "хочу" и "надо", случайность "хочу" и необходимость "надо". Это соединение дает в итоге то, что мы называем свободой . Золотое правило — формула свободы . Соединяясь в золотом правиле, "хочу" и "надо" взаимно допускают и ограничивают друг друга, устанавливают меру, умер яют друг друга.

Соединяя "хочу" и "надо", золотое правило снимает также дилемму этики счастья и этики долга . Оно требует от человека только то, что он сам хочет по отношению к себе. Недаром правило называется золотым .

Своеобразным негативным слепком золотого правила является “правило”, которое выражается в известных словах “око, за око; зуб за зуб”, “мне отмщение и аз воздам”, в пословицах типа “как аукнется, так и откликнется” и т. п. Смысл этого “правила” в том, что если тебе сделали плохо, то ты имеешь право или должен отплатить той же монетой. Данное “правило” внешне похоже на золотое правило, но по сути своей является его антиподом. Оно действует тогда, когда не действует (нарушается) золотое правило. Насколько разрушительно оно для человеческих отношений, можно видеть на примере мести (если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо). Особенно разрушительна кровная месть, приводившая порой к уничтожению целых родов.

———————

Могут спросить: если золотое правило такое хорошее, то почему люди нарушают его, почему они делают зло, не выполняют долга? Ситуация здесь примерно такая же как в случае со здоровьем и болезнями. Последние отнюдь не обесценивают здоровье. Напротив, заболевший человек стремится опять стать здоровым. Так и с золотым правилом. Нарушения золотого правила не обесценивают его. В общем балансе человеческих поступков поступки, основанные на золотом правиле, безусловно перевешивают поступки, нарушающие его. Иначе мы имели бы дело с больным, гибнущим обществом.

Царь Берендей в весенней сказке А. Н. Островского "Снегурочка" совершенно справедливо говорит:

Чем же свет стоит? — Правдой и совестью только и держится.

2. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно

как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы оно действовало, нужно выполнение, по крайней мере, двух условий:

1. Человек сам должен быть нормальным, здоровым или, если он нездоров и в чем-то анормален, то должен учитывать это нездоровье, анормальность при определении своего отношения к другому человеку (другим людям). Отношение к другому (другим) — это продолжение отношения к самому себе. Если курильщик, алкоголик, наркоман губит себя, губит свое здоровье, то ему противопоказано действовать в соответствии с золотым правилом (не вообще, конечно, а в определенном отношении: курения, приема алкоголя, наркотиков). Причем, если для алкоголиков и наркоманов такое противопоказание абсолютно, безусловно, то для курильщика есть возможность корректировки своего поведения в отношении других. Курильщик может сознавать вред курения и в соответствии с этим своим сознанием минимизировать наносимый им вред окружающим (например, стараться не курить в присутствии других — хотя в густонаселенном городе это практически невозможно).

2. Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение. Это непростая процедура. Очень часто люди вредят другим не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, всё-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Потому что для курильщика удовольствие от курения перевешивает сознание вреда от этого курения. Куря в присутствии некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают .
Курящий не поставил себя на место других (некурящих). Иначе он испытывал бы вместо удовольствия одно страдание. Могут сказать, что данная ситуация с курильщиком говорит скорее не о его недомыслии, а о его черствости, бессовестности, его нежелании ставить себя на место другого. Безусловно, все эти внемыслительные моменты могут присутствовать. Но ведь для того и голова на плечах, чтобы продумать до конца последствия своей черствости-бессовестности. Если бы курильщик в полной мере обдумал, т. е. домыслил до конца свое поведение, то он увидел бы, что полученное им удовольствие от курения ни в какое сравнение не идет с тем вредом, который он наносит уже не своему здоровью, а себе как личности, как человеку. Допустим, он курит в присутствии некурящей возлюбленной, суженой. Этим он показывает свое пренебрежение к ней, несмотря на всю любовь, на желание жениться на ней. Обычно девушка-женщина хорошо чувствует такое пренебрежение и рано или поздно отказывает ему в своей благосклонности. Такая же ситуация возникает в случае, если курильщик позволяет себе курить в присутствии друга, близкого, нужного человека и т. п. Гораздо менее очевиден вред, который курящий человек наносит себе в случаях, когда он курит в общественном месте, в присутствии незнакомых людей. (Как часто автор этих строк, сам некурящий, чертыхался по поводу того, что впереди идущий по улице человек дымит сигаретой и не понимает, что он своим курением заставляет идущих за ним пассивно курить). В таких случаях курящий, как правило, не получает прямого отпора, т. е. непосредственный бумеранг тут не действует. Тем не менее он и здесь налицо. Когда человек пренебрегает интересами незнакомых ему людей, проявляет неуважение к ним, то он не вправе ожидать от них уважительного к себе отношения. Хамство курящего человека соединяется, как правило, с хамством сквернословящего, дурно пахнущего, плюющего и т. д., и т. п. Одно хамство попустительствует другому. Возникает порочный круг хамства. В итоге увеличивается сумма зла, сумма взаимной озлобленности людей. В этой атмосфере неуважения друг к другу и наш курящий вполне может оказаться жертвой вольного или невольного хамства со стороны незнакомых людей. Здесь получается опосредованный бумеранг. Вывод: если бы курящий человек хорошенько подумал о последствиях своего поведения, т. е. всякий раз ставил бы себя на место других, некурящих людей, то он, безусловно, отказался бы от курения. Курящие люди, живущие в современном городе, так или иначе нарушают золотое правило. А это значит, что они поступают ненравственно, непорядочно. Не случайно во всем цивилизованном мире усиливается кампания за отказ от курения. Золотое правило не может нарушаться длительное время. Люди это чувствуют и стараются решить проблему.

Курение — сравнительно простой пример. А вот пример посложнее: вождение автомобиля. Известный певец Вилли Токарев, работавший некоторое время таксистом в Нью-Йорке, дал такой совет автомобилистам: «Вы должны думать за того, кто едет за вами». В самом деле, (и я это испытал на личном опыте) водитель должен думать не только за себя, но и за того, кто ведет автомобиль рядом, спереди или сзади.

Золотое правило и убийство . Хотелось бы особо отметить: золотое правило запрещает убийство в любой форме . В самом деле, любой нормальный человек не хочет смерти, а тем более того, чтобы кто-то его убил. Если ты не желаешь, чтобы тебя убили, то, значит, ты не можешь желать или делать это по отношению к другим. Таким образом, и убийство по злому умыслу, и убийство по неосторожности, халатности, и убийство на войне, и смертная казнь по приговору — всё это противоречит золотому правилу. Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости."



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...