Презентация на тему малые группы. Презентация на тему: "Психология малой группы"

«Психология группы» - Религиозная психология. Психология группы. Характеристики психологии группы. Структура малой группы. Профессиональная педагогика и психология. Группа социально-психологических явлений. Понятие группы. Малая группа. Национальная психология. Психологическая структура общества. Психологические явления.

«Социальные общности» - Конвенциальная (обусловленная) толпа. Социальные общности и группы. Социальные круги. Категории. Формы мнимых общностей. Виды социальных групп. Аудитория. Вторичные группы. Классификация социальных групп. Групповые общности. Социальные группы. Номинальные группы. Налоги и налогообложение. Первичные группы.

«Студенческая группа» - Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Развитие субъектности студенческих групп. Тип развития групповых субъектов. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Объект-объектное взаимодействие. Внутригрупповая субъектность. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий.

«Малая социальная группа» - Позиции ведущего. Комментатор. Упражнения для диагностики. Позиции участников. Сколько же человек составляют малую группу. Группа. Малая группа - как социально – психологическое явление. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Малая группа.

«Большая группа» - Признаки массового сознания. Циркулярная реакция. Процесс внушения. Уровень идентификации. Власть. Агрессивные слухи возникают в ситуациях пиковых противоречий. Внушение. Социальная напряженность. Механизмы управления. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Конечные цели. Наличие особой «реакции заражения».

«Элиты» - Средний класс. «Нормальная» мобильность. Правящая элита. Элиты и модернизация. Дуальность целей элит. Элиты функциональные и нормативные. Картина семизвенной социальной структуры. Средний класс в мире. Публикации. Случай слабого среднего класса. Смещения элит. Социальная мобильность. Элиты 28. Специфика положения отрядов СК.

Всего в теме 8 презентаций

МАЛЫЕ ГРУППЫПлан:
1. Что такое малая группа?
2. Какими бывают малые группы?
3.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МАЛЫЕ ГРУППЫ В
СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ?

Понятие малой группы

Малая группа – ……?

Понятие малой группы

Малая группа –
немногочисленная по составу совокупность людей, члены
которой объединены общей деятельностью (целями и
задачами) и находятся в непосредственном личном
общении.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30
человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых
взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную
ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Примерами малых групп, наиболее
значимых для человека, являются семья,
школьный класс, трудовой коллектив,
объединения близких людей, приятелей.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Существует ли, на ваш взгляд, единое
мнение социологов по определению
нижней и верхней границы численности
малой группы?

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Могут группы численностью более 30-40
человек определяться как малые?
ПОЧЕМУ? (сл.4)
Приведите примеры очевидных малых групп
в соответствии с определением понятия
«малая группа»

Характеристики малой группы

Существуют определенные характеристики
малых групп?
(сл.слайд)

Характеристики малой группы

Психологическая
общность
Основана на том, что люди
осознают свою
принадлежность к
определенной группе –
группе, имеющей свои особые
интересы, нормы, ценности,
цели.
Основой для возникновения
эмоциональных отношений в
группе - ???
Поведенческая
общность
Групповые нормы –
определенные правила,
которые выработаны или
приняты группой и которым
должно подчиняться
поведение её членов.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ?

Виды групп

Условные (номинальные) –
группы, в которые объединяют людей,
не имеющих непосредственных
взаимоотношений и контактов друг с
другом.
ПРИМЕРЫ-?
Реальные –
действительно существующие
объединения людей, связанных между
собой определенными отношениями и
осознающих свою принадлежность к
нему.
ПРИМЕРЫ-?
Лабораторные
Создаются специально
социальными психологами
для экспериментальных
заданий.
ПРИМЕРЫ-?
Естественные:
Возникают в ходе развития общества.
Большие Этнические,
Профессиональные,
Половозрастные.
Малые Классы,
Спорт. команды,
дворовые
компании друзей.

Естественные группы

Первичные
Между людьми существуют
непосредственные
контакты. Эту группу
отождествляют с малой
группой.
Семья, группа друзей, команда.
Вторичные
Группы, где нет
непосредственных
контактов между членами
группы, а для общения
используются
«посредники».

Малые группы

Формальные
Создаются определенной
организацией со
специфическими
задачами по достижению
каких-либо конкретных
целей (отношения по
вертикали)
Неформальные
Добровольные
сообщества,
складывающиеся на
основе общих интересов,
дружеских связей,
взаимных симпатий
(отношения по горизонтали)

Референтные группы

Группы, реальные или условные,
значимые для человека, с которыми он
соотносит себя как с эталоном, нормы,
ценности, мнения и оценки которых он
разделяет, сравнивает с ними свои взгляды
и поступки, называют референтными
группами (Г.Хаймен)
Основание для выделения
референтных групп – СТЕПЕНЬ
ЗНАЧИМОСТИ

Функции референтных групп:

Нормативная
Состоит во влиянии
группы на нормы
поведения, соц.
установки и ценностные
ориентации индивида.
Сравнительная
Проявляется в том, что
система ценностей,
норм и правил группы
выступает для индивида
своеобразным эталоном
поведения, с помощью
которого он может
оценить себя и других.

Три способа реагирования человека
на давление группы
КоллективизмВнушаемостьбессознательное
принятие линии
поведения, мнения
группы
Конформность
(конформизм)внешнее согласие
при внутреннем
расхождении с
мнением группы
сознательное
согласие с мнением
группы, принятие
и активное
отстаивание
её ценностей,
норм, идеалов.

Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно пережив

Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с
группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно
переживаются личностью.
Виды отношений:
Официальные
Неофициальные
Деловые
Личные
Отношения по вертикали
Отношения по горизонтали
Рациональные
Эмоциональные

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сформулировать 3 вопроса, которые можно
было бы использовать для закрепления
изученного материала.

Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...» (Р. Бейлз) Малая группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. (М. Шоу) Р. Браун -относит к числу важных признаков малой группы – осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. По Андреевой Г.М. речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»




Малая группа и коллектив «…всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом..» Коломинский, 1976 Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик.


Малая группа и команда Команда - малое число людей (возможный объем – от 2 до 25, но обычно не более 10 человек) с взаимодополняющими умениями, связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижение. Членам команды присуща, высокая степень владения рядом важных прикладных умений, а именно: 1)технические или функциональные умения (чем шире диапазон таких умений у людей, тем успешнее действует команда); 2) умения принимать решения и решать проблемы (причем на начальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у части ее членов, остальные развивают их в процессе работы); 3) интерперсональные умения (речь идет об умениях строить отношения с другими людьми, эффективно используя разнообразные коммуникативные средства).


Классификация малых групп 1) естественные и лабораторные Лабораторные - специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. 2)организованные и спонтанные (Те и другие относятся к категории естественных групп.) Организованные (формальные, официальные) представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.


Классификация малых групп 3) открытые – закрытые Расматривается степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. 4) стационарные и временные Рассматриваем исходя из фактора продолжительности существования групп. 5)группы членства и референтные группы Основанием для данной классификации является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.




Классификация малых групп М. Аргайла Семья - модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений. Подростково-юношеские группы – модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений, порождаемых аффилиативной мотивацией и взаимными симпатиями людей.


Классификация малых групп М. Аргайла Рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера, относительно которых эмоциональные связи играют соподчиненную роль. Комитеты и группы по решению проблем - модель коммуникативных малых групп, чья основная задача состоит в принятии эффективных решений. Тренинговые и терапевтические группы - не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Они символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность, полезную, однако, членам группы в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.

Обществознание, профильный уровень

Урок 88-89

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Д.З: § 34, ?? (с.359),

задания (с.359-360)

© ред. А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
  • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

  • малая группа;
  • условная группа;
  • референтная группа;
  • групповые нормы;
  • социометрия;
  • деиндивидуализация;
  • групповая интеграция;
  • дружеские отношения.

  • Группы условные.
  • Референтная группа.
  • Межличностные отношения в группах.
  • Интеграция в группах

разного уровня развития.

Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


Проверь себя

  • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
  • Укажите три признака малой группы как системы.
  • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
  • Какими бывают малые естественные группы?
  • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
  • Опишите виды отношений в малой группе.
  • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

А.1. К условной группе не относится

а) жители субъекта РФ;

б) люди с высшим образованием;

в) семья;

г) индивиды

А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

а) малая группа;

б) большая группа;

в) референтная группа


А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.4. Что характеризует референтную группу?

а) нормативная и сравнительная функции;

б) не значима для человека;

в) группа, где человек не имеет эталона поведения


А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

а) условная;

б) реальная;

в) естественная;

г) лабораторная

А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

а) группа членства;

б) условная группа;

в) реальная группа;

г) большая группа


А.7. Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.8. Верны ли следующие суждения?

А. К естественным первичным группам относится семья

Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

а) многочисленный состав группы;

б) психологическая и поведенческая общность её членов;

в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

А.10. Верны ли следующие суждения?

А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

большие, малые, референтные, реальные, экологические.

В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


В.4. Установите соответствие

А. Гринпис

Б. Поэтический кружок.

В. Школьный класс.

Г. Международное объединение защиты животных

1) малая группа;

2) большая группа

В.5. Установите соответствие

А. Семья

Б. Люди с высшим образованием

В. Класс

Г. Бригада рабочих.

1) условные группы;

2) реальные группы


Задания С.

С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
  • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад

Слайд 2

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения: обмен информацией, понимание, взаимодействие. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.

Слайд 3

МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА Психологическая общность Поведенческая общность люди осознают свою принадлежность к опреде-ленной группе - группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Мы- чувства – хар-ка группы ГРУППОВЫЕ НОРМЫ - это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Слайд 4

Численность малой группы:

Начинается малая группа с объединения 2-3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Чаще всего группы с численностью более 20 человек не определяются как малые. Причина этого в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выражено.

Слайд 5

Характеристика малой группы:

  • Слайд 6

    Виды групп:

    Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. Условные Реальные Реальные группы - это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему (семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания).

    Слайд 7

    Реальные группы

    Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований (для проведения социологического исследования). Лабораторные Естественные возникают в ходе развития общества Большие Малые Этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.

    Слайд 8

    Лабораторные Естественные Наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами Первичные Вторичные (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Является малой группой. это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение.

    Слайд 9

    Малые группы

    (организованные, официальные) Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения (футбольная команда) Формальные Неформальные (неофициальными, спонтанными) Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей (приятели в школьном классе).

    Слайд 10

    Слайд 11

    Референтные группы

    Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы членства рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок (покупка ваучера, ценной бумаги, туристической путевки).

    Слайд 12

    группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки.

    Слайд 13

    компания во дворе или близкие друзья Реальная Условная Герои книг, писатели или ученые прошлых времен… Человек строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

    Слайд 14

    Функции референтной группы

    Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.

    Слайд 15

    Межличностные отношения в группах

    Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.

    Слайд 16

    Виды межличностных отношений:

    Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). На базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальныеотношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловыемежличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникаютличные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Выделяют отношения по вертикали(межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.

    Слайд 17

    Социометрия

    Социометрия - это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуации выбора. Социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»).

    Слайд 18

    Интеграция в группах разного уровня развития

    Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

    Слайд 19

    Развитой малой группой считается:

    сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Проблемы интеграции

    У групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

    Посмотреть все слайды



  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...