Olympus pen f отзывы профессионалов. Olympus PEN-F – дизайн в стиле ретро и современные технологии

Преимущества

Стильный корпус
Множество настроек
Встроенный стабилизатор изображения
Сенсорный экран и Wi-Fi
Быстрый автофокус

Недостатки

Детализация далека до уровня конкурентов
Нет Ultra HD и защиты от брызг
Длина серийной съемки сравнительно небольшая

Результаты тестирования Olympus Pen-F

  • Соотношение цена/качество
    Хорошо
  • Место в общем рейтинге
    31 из 70
  • Соотношение цена/качество: 69
  • Качество изображения (40%): 82.8
  • Оснащение и управление (35%): 84
  • Быстродействие (10%): 74
  • Качество видео (15%): 76.2

Редакционная оценка

Пользовательская оценка

Вы уже поставили оценку

Olympus PEN-F: Тестируем стильную системную камеру Micro-Four-Thirds

По поводу дизайна Olympus PEN-F мнения, скорее всего, разделятся. Одним нравятся камеры с ультрасовременным дизайном, другие же предпочитают классический образ камер в стиле аналоговых времен.

Olympus PEN-F безусловно предназначен для второй целевой группы. Кто немного знаком с историей фотографии, тому название камеры, безусловно, будет знакомым. Первый фотоаппарат Olympus PEN-F был представлен в 1963 году.

53 года спустя дизайн нового фотоаппарата напоминает о той первой модели, но при этом не выглядит устаревшим. Золотая середина, которая, по нашему мнению, разработчикам Olympus очень неплохо удалась.

Olympus PEN-F объединяет ретро и современность

Весьма просто выглядящая лицевая сторона, классические фирменные надписи, особая поверхность каждого колесика настройки ­ даже у затвора есть специальная резьба для подключения тросика дистанционного пульта спуска затвора, который часто используется в аналоговой фотографии.

В качестве современного элемента у Olympus PEN-F установлен поворотный и откидной 3-дюймовый дисплей, колесико на передней панели, дающее доступ к всевозможным эффектам и цветовым фильтрам, и наконец, электронный видоискатель — новинка в PEN-серии. Даже самая крутая до этой модель PEN E-P5 обходилась без него. Разрешение экрана видоискателя весьма неплохое -­ 2,36 млн. пикселей, на практике это означает очень реалистичное отображение кадра.

Двойной стабилизатор изображения


Olympus PEN-F: Режим супер-разрешения автоматически создает восемь отдельных кадров и объединяет их в 50-мегапиксельное изображение

Разработчики Olympus PEN-F осмелились на решительный шаг и после семи лет использования в своих камерах 16-мегапиксельных матриц системы Four-Thirds сменили ее на 20-мегапиксельную версию.

Скорее всего, это реакция производителя на актуальную тенденцию увеличения разрешения матриц. Успешную работу матрицы Four-Thirds с увеличенным разрешением уже доказала камера Lumix GX8 от Panasonic. Поэтому с еще большим нетерпением мы ждали результатов тестирования и практического использования новинки от Olympus.

Результаты оставили у нас смешанные чувства. Как мы и ожидали, резкость края изображения, которую дает PEN-F, превышает все предыдущие показатели беззеркальных камер Olympus. У PEN-F максимум 1885 пар линий на высоту изображения -­ это примерно на 200 пар линий больше, чем у OM-D E-M5 Mark II с 16 мегапикселями.

При повышении светочувствительности измеренное разрешение ухудшается ненамного, и даже при ISO 1600 мы получили хороший результат ­ 1686 пар линий на высоту кадра. Но всё же уровень разрешения не достигает показателей GX8.

Иная картина складывается в плане передачи мелких деталей изображения. Даже если результаты измерений Olympus PEN-F и GX8 находятся примерно на одном уровне, фотографии, сделанные фотоаппаратом Olympus, при визуальном контроле показывают больший уровень смягчение оптического рисунка изображения. Так как у PEN-F ниже уровень шумов изображения, мы делаем вывод, что в немного понижающемся уровне передачи деталей виноват встроенный фильтр, который мощно подавляет «шумные» пиксели. Из-за этого, уже начиная с ISO 800, мы наблюдаем смягчение оптического рисунка при передаче мелких деталей. А с уровня ISO 1600 этот эффект проявляется еще сильнее.

Короче говоря, PEN-F, в общем и целом, дает хорошее качество изображения, но ему далеко до того уровня, который дают матрицы APS-C более крупных размеров.


Olympus PEN-F: Несмотря на высококачественный магниевый сплав, корпус не защищен от водных брызг

Управление фотокамерой рассчитано, скорее, на опытных фотографов. Помимо привычных автоматических режимов у камеры есть все возможности для ручного управления и для удаленного контроля над процессом съемки.

Благодаря встроенному Wi-Fi модулю Olympus PEN-F в беспроводном режиме может обмениваться данными со смартфоном. Скачав бесплатное приложение «Olympus Image Share», фотограф с помощью смартфона сможет изменить любые настройки камеры.

Сильно помогает на практике встроенный в матрицу 5-осевой стабилизатор изображения, который очень эффективно компенсирует небольшие движения. Единственный минус ­- звук работы стабилизатора такой громкий, что в тихом окружении воспринимается как раздражающий шум. Это может особенно помешать при съемке видео.

Вообще говоря, видеосъемка играет скорее второстепенную роль. В то время, как непосредственный конкурент с системой Micro-Four-Thirds от Panasonic уже давно позволяет снимать видео с высоким разрешением 4K, у камеры Olympus по-прежнему только Full-HD. Многим любителям этого, конечно, хватит, но шанс заинтересовать профессиональных видеографов Olympus упустил.

Но, несмотря на это, у PEN-F весьма не плохой для беззеркальных камер видеорежим, с несколькими ручными настройками. Прямо во время съемки можно бесшумно изменить значения диафрагмы, выдержки, ISO и пр. с помощью бокового меню сенсорного экрана.

Камера позволяет снимать видео с частотой 60 кадров с битрейтом до 52 Мбит в секунду. Если вы установите максимальные 77 Мбит/сек., то придется довольствоваться 30 кадрами в секунду. К сожалению, у камеры Olympus нет разъемов для микрофона и для наушников.

Быстрая и точная


Olympus PEN-F: В комплект входит внешняя вспышка с ведущим числом 12,9 и поворотной головкой

Новая модель от Olympus специализируется на моментальных снимках. При дневном свете задержка срабатывания составила всего 0,16 секунды. А какие результаты мы получим при условиях недостаточного освещения? И в такой ситуации камера не проявляет слабину, спуск при тестировании срабатывал всего за 0,33 секунды.

Задержка настолько короткая, что почти не воспринимается. То, что результаты по измерениям скорости у PEN-F не такие хорошие, в этом виновата серийная съемка, хотя камера и делает девять кадров в формате RAW и десять ­JPEG в секунду, но количество кадров в серии всего от 30 до 40.

Показатели работы аккумулятора тоже скорее средние. На одной подзарядке камера PEN-F позволит снять от 240 до 520 кадров (если вы используете режим Live-View на дисплее). При использовании электронного видоискателя, у которого выше разрешение, количество кадров уменьшается до показателей 220 — 480 снимков.

Альтернативная модель

Кто ищет лучшую модель за свои деньги, тому мы советуем присмотреться к нашему победителю в категории «цена-производительность» среди беззеркальных цифровых камер. Мы вам расскажем о лучшей камере в этой категории. Информацию обо всех протестированных зеркальных и беззеркальных моделях, рассортированных по категории «цена-производительность», вы сможете найти в .

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Качество изображения (40%)

Оснащение и управление (35%)

Быстродействие (10%)

Качество видео (15%)

Характеристики и результаты тестирования Olympus Pen-F

Соотношение цена/качество 69
Тип камеры DSLM
Эффективное количество пикселей 20,2 Мпикс
Максимальное разрешение фото 5184 x 3888 пикселей
Тип сенсора MOS
Размеры сенсора 17,4 x 13 мм
Очистка сенсора да
Встроенный стабилизатор (в камеру) да
Запись видео да
Крепление объектива Micro Four Thirds
Объектив при оценке качества снимков Olympus M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2.8 Makro
Объектив при оценке быстродействия Olympus M.Zuiko 3.5-6.3/12-50
Минимальное время спуска затвора 1/16.000 c
Максимальное время спуска затвора 60 c
Видоискатель электронный
Покрытие видоискателя 100 %
Увеличение видоискателя 0,62x
Дисплей: диагональ 3,0 дюйма
Дисплей: разрешение 1.040.000 субпикселей
Дисплей: тачскрин да
Дисплей: запуск записи видео с тачскрина да
Дисплей: возможность поворота поворотный
Дисплей: селфи-режим да
Второй дисплей -
Датчик ориентации да
GPS -
Минимальное ISO ISO 80
Максимальное ISO ISO 25.600
Мин. время синхронизации со вспышкой 1/250 c
Баланс белого (кол-во предустановок) 4 Presets
Баланс белого: по шкале Кельвина да
Разрешение при ISO мин 1.885 пар линий
Разрешение при ISO 400 1.794 пар линий
Разрешение при ISO 800 1.758 пар линий
Разрешение при ISO 1600 1.686 пар линий
Разрешение при ISO 3200 1.693 пар линий
Разрешение при ISO 6400 1.550 пар линий
Детализация при ISO мин 83,5 %
Детализация при ISO 400 80,9 %
Детализация при ISO 800 85,7 %
Детализация при ISO 1600 80,9 %
Детализация при ISO 3200 75,7 %
Детализация при ISO 6400 73,2 %
Визуальный шум при ISO мин 0,78 VN (0,8 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 400 0,97 VN (1,0 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 800 1,06 VN (1,1 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 1600 1,35 VN (1,4 VN1, 0,9 VN3)
Визуальный шум при ISO 3200 1,63 VN (1,7 VN1, 1,0 VN3)
Визуальный шум при ISO 6400 2,21 VN (2,3 VN1, 1,4 VN3)
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO мин очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 1600 хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 3200 удовлетворительно
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 6400 приемлемо
Время готовности к съемке из выключенного состояния 1,8 c
Время задержки спуска затвора при ручной фокусировке 0,10 c
Время задержки спуска затвора с автофокусом при дневном свете -
Время задержки спуска затвора с автофокусом при слабом освещении -
Время задержки спуска затвора в режиме Live-View с автофокусом при дневном свете 0,33 c
Скорость серийной съемки в RAW 9,0 фото/сек
Длина серии в RAW 30 фото единовременно
Скорость серийной съемки в JPEG 10,0 фото/сек
Длина серии в JPEG 40 фото единовременно
Аккумулятор BLN-1
Стоимость аккумулятора 55 €
Аккумулятор: макс. фотографий со вспышкой 220 фото
Аккумулятор: макс. фотографий без вспышки 480 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View со вспышкой 520 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View без вспышки 240 фото
Аккумулятор: продолжительность записи видео 2:24 ч:мин
Разъем для микрофона -
Встроенная вспышка да
Управление вспышкой да
Дистанционный спуск затвора -
Тип карты памяти SDXC
WLAN да
NFC -
Материал корпуса алюминий
Корпус: защита от пыли и водяных брызг -
Габариты 125 x 72 x 37 мм
Вес без объктива 427 г

Olympus PEN-F – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Формально, линейка PEN является младшей по сравнению с OM-D. Под брендом PEN выпускаются модели, для которых особенно важны стиль и имидж, внешний вид и удобство использования, в то время как камеры OM-D предназначены в большей степени для продвинутых фотоэнтузиастов, и только среди камер OM-D есть модели, которые сам Olympus считает соответствующими профессиональному уровню.

Тем не менее, новая камера PEN-F обладает техническими характеристиками, как минимум не уступающими, а местами и превосходящими, уровень топовых моделей OM-D. Впервые в камерах Olympus системы Микро 4/3 использована матрица разрешения 20 Мп. До сих пор во всех камерах PEN и OM-D стояли матрицы 12 Мп (в первых моделях) или 16 Мп (в последние годы). Производитель отмечает, что, несмотря на более высокое разрешение, уровень цифровых шумов не вырос (что позволяет называть новую матрицу «малошумной»), а динамический диапазон не сузился.

PEN-F – вторая камера Olympus, в которой реализован инновационный режим Hi-Res. В этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив. До сих пор первой и единственной моделью с режимом Hi-Res была Olympus OM-D E-M5 II , которая может делать 40-мегапиксельные снимки, и вот теперь аналогичный режим реализован и в PEN-F – с той разницей, что, поскольку разрешение матрицы выше (20 Мп против 16 Мп), снимки PEN-F в Hi-Res имеют разрешение 50 Мп. В принципе, это наибольшее разрешение, реализованное на сегодняшний день в компактных системных камерах, однако следует отметить, что, поскольку процесс съемки в Hi-Res длится около секунды, полноценно использовать этот режим можно только со штатива, и он не подходит для съемки движущихся объектов.

В камере Olympus PEN-F использован тот же процессор TruePic VII, что и в других моделях последнего времени, а также высокоэффективная система пятиосевой стабилизации изображения – та же, что в камере OM-D E-M5 Mark II, обеспечивающая выигрыш до пяти ступеней экспозиции.

У PEN -F имеется встроенный электронный видоискатель 2.36 Мточек, свободно вращающийся поворотный сенсорный монитор, камера может снимать видео в формате Full HD 1080@60/50/30/25/24p, а также склеивать тайм-лапсы в разрешении 4К (как и последние модели OM-D, с частотой 5 кадров в секунду).

Производитель называет PEN-F «эталоном стиля и качества сборки», сочетающим в себе элементы современного дизайна и ретро-стиля пленочных времен. Отмечается качество примененных материалов и высокий уровень отделки. Отдельно подчеркивается, что на поверхности камеры нет ни единого видимого винта. Действительно, PEN-F выглядит очень эффектно, с этим трудно не согласиться.

Модель будет выпускаться в двух вариантах цветового оформления – с серебристыми элементами (как на иллюстрациях выше) и полностью черном:


Встроенной вспышки у PEN-F нет, однако в разъем «горячий башмак» можно устанавливать внешние вспышки. В комплект входит миниатюрная вспышка FL-LM3 с поворотной головкой и ведущим числом 9.1.

Основные технические характеристики Olympus PEN-F:

  • Компактная, прочная и легкая конструкция в стиле дальномерных камер.
  • Новая матрица LIVE MOS разрешения 20 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, свободно вращающийся в двух осях.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO80) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/8000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 10 кадр/с (или до 5 кадр/с с работающим автофокусом).
  • Контрастный автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, с распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Новый орган управления – «Творческий диск режимов» (Creative Dial), обеспечивающий мгновенный доступ к четырем режимам креативной работы с изображением – CRT (Color Creator), ART (Art Filter), COLOR (Color Profile Control) и MONO (Monochrome Profile Control).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 125 x 72 x 37 мм.
  • Вес (с аккумулятором и картой памяти): 427 г.

Теперь совместим для удобства сравнения в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus, выпущенных в последнее время – OM-D E-M10 Mark II, E-M5 Mark II и PEN-F. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – сравнительно слабые моменты.

Камера Olympus OM-D E-M10 Mark II OM-D E-M5 Mark II PEN-F
Матрица 16 Мп
Live MOS
16 Мп
Live MOS
20 Мп
Live MOS
Процессор TruePic VII TruePic VII TruePic VII
Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(5 EV)
5-осевая
(5 EV)
Электронный затвор Да Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 80-25600)
Монитор 1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.74x
2.36 Мточек
OLED
0.62x
Режим тачпэд АФ Есть Нет Есть
Серийная съемка 8.5 кадр/с 10 кадр/с 10 кадр/с
Встроенная вспышка Есть Нет Нет
Видеосъемка Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD 1080@60/50/30/25/24p
Тайм-лапс 4К Есть (5 кадр/с) Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Есть Нет
Брекетинг по фокусировке
Есть Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть
Защищенное исполнение Нет Да Нет
Габаритные размеры 120 x 83 x 47 мм 124 x 85 x 45 мм 125 x 72 x 37 мм
Вес 390 г 469 г 427 г
Ориентир стоимости 40000 руб 63000 руб 90000

Olympus PEN-F поступит в продажу уже в феврале 2016 года, будут предлагаться две модификации цветового исполнения – полностью черная и с серебристыми элементами. Основными вариантами комплектации будут.

Сначала меня это забавляло, затем постепенно начало раздражать,
последние три дня это реально бесит уже. Каждый встречный и
поперечный при виде нового PEN-F таращится на него, словно первый
раз увидел фотоаппарат.

Каждый второй еще потом тянет к нему свои лапки и норовит потыкать в
него и потрогать (терпеть этого не могу).

Потом начинается:
- Нет, это не Зоркий-4 (ха-ха-ха).
- Нет, я не начал снова на пленку снимать (на самом деле закончил лет 10 назад).
- Да, все ручечки и крутилочки и правда металлические.
- Нет, не дам подержать.
- Да, я козел.


Короче, если хотите привлечь внимание - смело вешайте себе новый пен
на шею и выходите на улицу. А я вот, например, скоро обклею его
спереди
изолентой, чтобы изуродовать и не привлекать внимания. Ибо нешуточно
надоело уже.

Когда у меня появился в свое время первый OM-D, некоторые тоже
удивленно рассматривали новую камеру и задавали неприличные вопросы.
Но с тех пор появились новые красивые ретро-игрушки, тот же X-T10,
который у меня есть, например. Но такой нездоровой реакции давно уже не было.

И вот теперь снова началось… Вообще это странно. Мы тут люди дикие,
оригинальных ПЕН-ов, которые были популярны у них там много лет назад,
в глаза не видели, но, тем не менее, многие “безошибочно” узнают в этой
камере то, о чем её дизайнеры и думать не могли. “Зорким” на этой неделе
мне уже дважды его обозвали, например. И один раз - ФЭД-ом. Дикари-с…

Шутки шутками, но я теперь понял смысл поговорки: “Leica позволяет
вам взять фотоаппарат на званый ужин и не выглядеть так, словно вы
пришли туда работать”.

Возрадуйтесь, теперь у нас есть вторая камера, которую с тем же
успехом можно таскать на всякие приемы, не боясь прослыть, прости
господи, фотографом (фу, слово-то какое противное, один раз так
обзовут - вовек потом не отмоешься).

Вообще говоря, продвигая это недешевое изделие, маркетологи
напирают именно на внешний вид, стиль и пафосные ассоциации.

На рекламных плакатах PEN-F (да и на коробке, кстати) мы видим
эдакого дядечку за 40 лет, в глазах которого такая неизбывная тоска
и знание жизни, что сразу хочется в окно выпрыгнуть. Поскольку я
сам - дядечка за 40 лет, то меня это как-то очень мало привлекает,
и новую игрушку я себе завел вовсе не для того, чтобы быть похожим
на того чувака.

Меня привлекло то, что в настоящее время эта камера - самое лучшее,
что может предложить нам Olympus в технологическом плане. А до
нового E-M1 Mark II еще надо как-то дожить, и что-то мне подсказывает,
что под чутким руководством партии и правительства к моменту его
появления его придется не покупать, а брать в ипотеку.

Ладно, хорош трепаться. Начнем обозревать камеру по-существу.

Конструктив и эргономика

Первой цифровой камерой от олимпуса был у меня E-300. До сих пор его
храню, потому что продать рука не поднимается. Так вот - считаю его
форму оптимальной. Нет горба лжепентапризмы (на это девочки все
равно уже не ведутся - им плевать). Глазок видоискателя - сбоку, и
человек, имеющий на лице нос, а таковых, как я понимаю, - большинство,
не тычется им в экран. Даже места в сумке камера без горба занимает
меньше, и ничем не цепляется, когда ее оттуда тащишь.

В общем, я за дальномерка-стайл. Это реально удобно.

Дизайнеры снова поменяли местами несколько рычажков, перепрятали
кнопку включения (особенно постарались сделать так, чтобы камеру ни
в коем случае нельзя было бы включить одной рукой, в чем преуспели),
но в целом они со своей задачей справились - получилось вполне удобное
в работе изделие.

Поначалу, правда, я несколько раз по ошибке крутанул колесико
экспокоррекции вместо колесика, отвечающего за установку диафрагмы,
но быстро привык, тем более, что на других камерах (у того же фуджа
например) оно установлено там же.

Сразу скажу - когда начинаешь работать с новым PEN-F, то понимаешь,
что явно в команде разработчиков был некий специальный человечек,
который отвечал за то, с каким усилием нажимается данный конкретный
рычажок и вращается данное конкретное колесико. Все усилия на
органах управления выверены и все вылизано просто до блеска.
Я кинестетик - знаю, о чем говорю.

Каждое колесо крутится с различным усилием и причем именно с таким
(на мой взгляд конечно), которое от данного конкретного колеса и
ожидаешь. Не больше и не меньше.

Одно замечание - тот человечек, который отвечал за рычажки, видимо
уходил в отпуск тогда, когда проектировали движок, регулирующий зум
у моторизованных объективов (и позволяет гнуть кривую туда-сюда при
настройках профилей картинки).

Мало того, что необходимость этого рычажка для меня вообще весьма
сомнительна, полезные функции на него переназначить не дают (язык
не поворачивается назвать таковой возможность пролистывать по 10
картинок вперед/назад при просмотре), так он еще и выполнен из
какого-то материала, подозрительно напоминающего пластик.

Хитрые ага - засунули его между нормальным алюминиевым колесом и
корпусом, и думали, что мы ничего не заметим. А мы вот заметили. :)

И еще одно сомнительное решение: крышечка, прикрывающая разъемы,
открывается/закрывается вообще почти без щелчка. Будем надеяться,
со временем она не разболтается и не станет хлопать сама по себе как
калитка на ветру (или как крышечка отсека карт памяти на старом
добром Е-420 у моей сестренки, которую мы уже один раз меняли, и вот
она снова разболталась уже). Прежнее проверенное решение с резиновой
заглушкой, заталкиваемой в отверстие в тушке, мне казалось надежнее,
ну да время покажет.

В остальном все очень удобно. Серьезно. Я до появления у меня ПЕН-а
полагал, что он будет не слишком удобен и ухватист, однако признаю -
даже с 75/1.8 он лежит в руках надежно и кажется весьма сбалансированным.

Понятное дело, что владельцам всяких монстров типа M.Zuiko 300/4
дополнительную накладную ручку все равно придется докупать. Но раз
уж они украли столько денег такие стекла могут себе позволить, то и
рукояткой обзаведутся.

Отдельно хочу сказать про движочек на передней панели. Эта странная
крутилочка, которая перещелкивает “творческие” режимы камеры,
изначально казалась мне очень подозрительной, и я опасался, что все
руки об нее обдеру.

Robin Wong - наше все - в своем обзоре насчет этого колеса отдельно и
очень жалобно хныкал, являя миру дырки, проковырянные этим винтажным
контролом в своих натруженных руках. Ну не знаю, может руки у него не
той системы или еще что, но я её при съемке даже не задеваю.

А руки у меня не сказать чтобы маленькие. Будем считать, что это - еще
один почти бесполезный рудимент, делающий камеру еще на 5% винтажнее.
Так я это воспринимаю.

Сравнивая PEN-F с имеющимся у меня OM-D EM5-II, скажу: если второй
пятак был выполнен с точки зрения механики и эргономики почти
безупречно (чего о первом пятаке, кстати, я сказать никак не могу),
то новый ПЕН механически стал еще прочнее (по крайней мере, на ощупь).

Вот казалось бы - дальше ехать уже некуда - все прочно, туго и не
дребезжит. Но оказалось - есть куда. Колесики стали еще туже,
перещелкиваются они еще четче и выглядят еще дороже (ну и стоят
тоже, ага).

Но вот, что порадовало по-настоящему: наконец-то на колесо режимов
вынесли переключатель пользовательских настроек С1-С4. Это то, что
было (и очень нравилось) у меня в Sony A-850.

Я тут намедни спросил Антона Мартынова, есть ли в новой X-T2
нормальное сохранение/выбор пользовательских настроек. Он сначала
долго и старательно делал вид, что вообще не понимает, о чем я, потом
вообще ловко съехал с темы, попутно сообщив, что никому оно не надо.

Надо и еще как. И не такое сохранение настроек, какое сделано в Fuji ,
где тебе доступны лишь несколько установок
WB , эмуляции пленки и
прочего, а именно ПОЛНОЕ сохранение ВСЕХ настроек камеры, включая
даже яркость встроенного видоискателя и степень заляпанности заднего
экранчика алгоритм IS. Только так и никак иначе.

Так вот, в OMD-EM5-II эти настройки записывались и вызывались из
памяти через меню (что, вообще говоря, еще и не логично совсем,
так как при этом камера остается в установленном вне этих настроек
режиме работы “A”, например, а вы собираетесь снимать в студии и
вам нужен режим “М”), так там я еще и регулярно вместо выбора
записанных предустановок по запарке попадал на их сброс, в результате
чего текущие установки записывались в память, а предустановка
пропадала (зато девочки могли услышать, как изысканно и витиевато
я умею материться, да).

Теперь наконец-то выбор вынесен на колесико и одним движением мы
выбираем нужные нам настройки вместе с режимом съемки. За одно
это я готов в пояс поклониться разработчикам - разум после долгих
мытарств таки восторжествовал. Браво.

Кстати, в новой прошивке второго пятака (буде такая появится) очень
бы хотелось спрятать/развести подальше друг от друга сброс и выбор
пресетов. Это поможет сэкономить много нервных клеток.

Что еще сказать про эргономику и конструктив? Дерматинчик, которым
обклеена камера, стал суше на ощупь (вот какие нюансы мы умеем
замечать) и больше походит на шкуру ската, из которой делают нынче
пафосные ремешки для дорогих часов. Шершав и прочен.

Отсутствие винтиков на нижней крышке камеры, о котором нам отдельно
поведали в рекламных материалах, выглядит забавным, но и только.
Мне и винтики нисколько не мешали.

В целом же, почти все в камере выглядит и ощущается ДОРОГО.
Заметно, что это была одна из целей разработчиков, и они ее таки
добились. Даже черное покрытие там, где оно есть, похоже на лкп
автомобиля - не шершавое, а гладкое и, кажется, правда покрыто лаком.

Матрица, цветопередача, шумы

Собственно, лично я повелся на PEN-F главным образом из-за новой матрицы.

Сейчас, когда гонка мегапикселей породила ФФ камеры, нормально снимать
на которые возможно лишь на топовые фиксы со штатива, увеличение
разрешения в микре с 16 до 20 mpix вызывает лишь улыбку, но нам тут не
до смеха, если честно. Я бы и от 24 не отказался. Считаю, что 20-24 mpix
оптимальны для использования в мирных целях работы.

И дело тут не в разрешении даже, а просто в наличии запаса по
кадрированию. Мы тут не все из агентства M agnum , не все умеем
безупречно кадрировать при съемке налету. Не все мы Картье-
Брессоны, да. Некоторым из нас иногда приходится безжалостно
кромсать картинку при постобработке, и вот тогда лишние 4 млн
точек точно лишними не будут. В этом я уже убедился в последние
2 недели съемки новой камерой.

Цвет новой камеры стал чуть точнее, по умолчанию спокойнее.
Но он все такой же плотный, хорошо крутится в конвертерах и
мне нравится.

Пропали вылезавшие иногда раньше невесть откуда в тенях странные
цветовые градиенты.

Таким образом, получается, что для студийной съемки (если выбирать
именно из олимпусов) эта камера однозначно лучшая на сегодняшний
момент.

Также вижу, что красного цвета стало чуть меньше на коже, это хорошо
(вспомните первый OM - D ). Количество телодвижений по цветокоррекции
в моем workflow немного уменьшилось.

По шумам хуже не стало, что при условии возросшего числа мегапикселей
означает - стало чуть лучше. Даже, пожалуй, на высоких ISO позже стала
разваливаться по цвету картинка. Теперь я последним рабочим значением
авто-ISO ставлю 4000. Меня устраивает.

Автофокус и экспозамер

Экспозамер

Заметно, что алгоритм работы экспозамера изменился. Судя по всему
наконец-то определение лиц сопрягается с экспозамером в матричном
режиме. Снимая на крыше против солнышка, я автоматически сделал
поправку +0.7 и получил выбитые кадры. Оказывается, теперь этого
делать не нужно и автоматика достаточно умна, чтобы отслеживать
появление лиц в кадре даже на фоне яркого фона.

Правда иногда что-то видимо считается/определяется неправильно, и
на 30-40 кадров попадается вдруг один пересвеченый. Такое заметил
только при съемке против света и, видимо, это поправят в новой прошивке.

Остальные повадки автоматики мало изменились, и, как и прежде, у
меня выставлена постоянная поправка в меню: +2/6 для матричного
замера и +1/6 для центровзвешенного.

Автофокус

Особых изменений не заметил. НО! Появилась одна дико удобная
фишка, которую, видимо, подсмотрели у Panasonic. Теперь в меню
есть возможность включить управление точкой фокусировки по
тачскрину при визировании через видоискатель.

(В этом месте за кадром играет “ Hallelujah Chorus” Генделя в исполнении
лондонского филармонического оркестра, за сценой появляется яркий
свет, все встают и аплодируют).

Дождались! Не нужны никакие джойстики (от появления которых намедни
у адептов Fuji случилась такая эйфория, что их пришлось всю неделю
пораньше укладывать спать).

Просто тупо возишь пальцем по экрану и указываешь камере - куда
сфокусироваться. И все. Не может быть ничего проще и естественнее.
Кроме того, джойстики имеют особенность дохнуть со временем, но мы,
бывалые владельцы камер Sony, этого фудживодам не скажем - пусть
пока веселятся в неведении.

Вот эта, (справедливости ради - придуманная панасоником) возможность
настройки зоны АФ просто влюбила меня в себя. Хорошо, что её наконец-то
передрали. Надо тащить в дом все лучшее отовсюду. Правильный подход.

Недавно, впрочем, видел обзор нового PEN-F, где авторы, стравливая его
со вторым пятаком, показали, что в режиме следящего фокуса новинка
чаще теряет объект сопровождения (вроде бы уже успешно и надежно за
него зацепившись). Судя по всему, в новых прошивках это поправят.

А пока скажу очевидное: если уж вам приспичило поснимать жесткий
экшн именно на беззеркалку олимпус - купите себе E-M1. Не благодарите.

Прочие моменты и наблюдения

Батарейка

Слава богу, не стали менять формат и марку батарейки. Все, что нажито
непосильным трудом - левые аккумуляторы DSTE от старых камер и вот
это вот все - все отлично работает с новой камерой.

Энергопотребление не сильно изменилось. Тут никаких откровений.
Мне на съемку всегда хватает одной свежезаряженной батареечки.
Но у меня и съемки то невелики - от силы по 300 кадров за раз.

Стабилизатор

Все так же сосредоточенно жужжит при работе. Работает не хуже
(субъективно и не лучше, куда уж лучше то), чем в OM-D EM5-II.

Случайно заметил, что если включить на объективе стаб (проверено
на Leica 45/2.8 Macro), то встроенный матричный стабилизатор
предварительно хмыкнув тактично выключается автоматически,
предоставляя делать всю работу стабу в объективе (наверное,
он еще и ехидно хихикает при этом). Раньше было такое или нет?

Видео

Видели как OM-D EM 5- II снимает? Ну вот, тут на первый взгляд
все то же самое. Для личного использования мне хватает более чем.

Затвор

Похоже, его снова поменяли. По сравнению с OM - D EM 5- II он
срабатывает чуть суше и жестче. Shutter-shock внимательно
искал - не нашел.

Кстати, было бы здорово, если в полностью бесшумном режиме
электронного затвора можно было бы (опционально) воспроизводить
в момент его срабатывания звук, имитирующий механику. Тому, кого
вы снимаете, иногда важно знать, что кадр уже был сделан и можно
сменить позу или расслабиться.

Меню

Традиционно жуткое, нелогичное и нелепо-развесистое, но давайте
будем считать это милой особенностью любимого производителя.
Надеюсь, рано или поздно они найдут в себе мужество просто выбросить
его и переделать все с нуля.

Творческие режимы

Вот не люблю я все вот это вот. Не-лю-блю. Однако первый раз моя
нелюбовь поколебалась, когда я увидел внутрикамерный Classic Chrome
в исполнении оркестра песни и пляски под управлением Fuji. Кто видел -
понимает, о чем я.

Им там проще конечно - раньше пленки выпускали, с цветом много возились,
знают, как красиво испортить картинку. И беззастенчиво этим пользуются.

Olympus решил дать вам в руки удочку и отправить ловить рыбу
самостоятельно. То самое колесико на морде, об которое так
некстати покалечился Robin Wong, обозревая PEN-
F , служит на
самом деле не для умерщвления плоти, а для игр с цветом и ч/б.

Вы скажете - да я на компе вам в конвертере такого накручу -
закачаетесь все у меня! И будете правы. Но вот представьте себе,
есть люди, которые не знают, что такое
raw -конвертер. Не шучу.
(тут у нас должна быть МХАТ-овская пауза, камера медленно
скользит вдоль окаменевших в ужасе лиц из зрительного зала).

Причем вы будете смеяться, но эти люди иногда очень неплохо
эстетически подкованы и прекрасно понимают, что нужно делать
с картинкой, но не знают - как. Гуманитарии, они вообще - люди странные…

Вот как раз для этих людей и приделал олимпус эту странную крутилку
на морде, с помощью которой любой эстет-надомник даже вообще без
компьютера может себе накрутить очень интересные цвета или замутить
эдакое брутальное чб.

Я уж не говорю о хипстерах и прочей шушере, которые прямо из
Старбакса могут, сидя за столиком, выдать на гора пачку шедевров,
отослав их по Wi F i в Instagram , WikiLeaks или еще куда в эти ваши
богопротивные интернеты.

В общем, несмотря на мое скептическое отношение к данному вопросу,
вынужден признать - вещь весьма небезынтересная. И сразу
предупрежу - штука заразная, навроде семечек. Затягивает.

Хочу заметить, с помощью этой нехитрой приблуды очень быстро можно
получить вполне вкусное на вид ч/б - с хорошей проработкой полутонов.

Вот примеры сделаные навскидку прямиком из камеры.

К слову сказать, непонятно, что помешало Olympus договориться с кем-
нибудь из известных в прошлом производителей фотопленки и зарядить
камеру несколькими предустановками, основанными на реальных эмуль
c иях.
Один хрен все эти конторы сейчас на ладан дышат и, я полагаю, за долю
малую согласились бы состряпать пяток пресетов с названиями что-нибудь
типа “
Agfa Vista ” или “Ilford HP 5”. Пустячок, а нам понтоваться было бы
приятно (посмотрите чем
Fuji сейчас активно занимается).

Резюме.

В настоящий момент вижу у данной камеры всего один недостаток - цену.
Причем гляжу на прайсы конкурентов, курс доллара, новости с Украины
и цену барреля нефти и понимаю - то ли еще будет, и к камере это не
имеет никакого отношения. Камера классная.

Если вы не снимаете спорт (за исключением шахмат), не боитесь, что
на улице вас поначалу задергают идиотскими вопросами “чего там у
вас такое на шее болтается?” и можете ее себе позволить в финансовом
плане - смело можете брать.

P.S. Для пущего удовольствия достопочтенной аудитории EXIF всех
картинок бережно сохранен, а некоторые даже открываются
до полноразмеров если в них мышкой ткнуть посильнее.

Olympus PEN-F побыл у меня на тесте недолго, но я успел к нему привязаться. И дело не только в том, что обладание стильной и качественной вещью приятно само по себе. PEN-F активно стимулирует желание фотографировать. Мне вообще нравится возможность получить из камеры готовый снимок сразу, без последующих обработок в редакторах, а PEN-F в этом смысле предоставляет самые широкие возможности.

Причем широкие настолько, что это даже становится определенной проблемой. Если ты заранее не уверен, что именно хочешь получить, то глаза просто разбегаются. Сюжетные программы, арт-фильтры, цветные и монохромные профили, причем все это с различными подрежимами и модификациями, с возможностями подстройки и прикладывания дополнительных эффектов…

В какой-то момент мне показалось, что упростить и упорядочить весь этот приятный сумбур в голове поможет функция ART BKT. Вы можете заранее выбрать в меню, какие арт-фильтры (а также цветовые и монохромные профили) хотите использовать, поставив в меню соответствующие галочки. Тогда при одном нажатии кнопки камера будет делать и сохранять серию снимков – дальше останется только отобрать вариант, который вам больше понравится.

Однако, опять же – на все опции галочки не поставишь.

Решением для меня стала возможность внутрикамерного преобразования файлов RAW в JPEG.

Если просто делать все снимки в формате RAW, то позже, в режиме просмотра, можно выбрать понравившийся с точки зрения сюжета и композиции кадр, и преобразовать его в JPEG. При этом можно настраивать не какие-то отдельные параметры изображения, а полностью все, которые только могут настраиваться в камере. В самом быстром варианте можно просто нажать пункт «Текущий» – тогда файл JPEG будет создан на основе текущего состояния камеры, с учетом всех включенных режимов, настроек и эффектов.

Другие две опции (Польз. 1 и 2) позволяют «поиграться» с настройками, опять же со всеми возможными, при этом полученные конфигурации будут сохранены для последующего использования. Наконец, можно применить и уже упомянутую функцию ART-брекетинга, получив несколько вариантов JPEG за раз.

Единственное небольшое неудобство такого подхода – для предпросмотра будущего результата необходимо нажать кнопку с красной точкой. Только тогда процессор пересчитает картинку с учетом всех внесенных изменений и покажет, какой она получится.

В целом, пожалуй, это дело вкуса – настраивать ли камеру в момент съемки (конечно, если вы сразу представляете, что конкретно хотите получить, то прямой резон именно так и поступить), либо применять настройки позже, преобразовывая файл RAW в JPEG. И в том, и в другом случае у вас есть возможность сразу же отправить полученный файл на смартфон или планшет по Wi-Fi, а дальше загрузить, например, в Instagram или социальные сети.

Кстати говоря, связь по Wi-Fi позволяет не только передавать отснятый материал во внешние устройства, но и управлять камерой дистанционно, в том числе переключать режимы P-A-S-M (хотя, казалось бы, сама камера позволяет это делать только вращением аппаратного диска режимов), а также зуммировать объектив, в случае использования моделей с электрическим приводом (о чем говорит аббревиатура EZ в их наименовании).

Отмечу нюанс эргономики, который в PEN-F изменился по сравнению с другими моделями OM-D и PEN. Речь о тех ситуациях, когда передний и задний диски управления выполняют настройку, например, ISO и Баланса белого (в рамках концепции интерфейса «2×2», но не только). Представьте, к примеру, что передний диск управляет ISO. Вы поворачиваете его на один щелчок… и при этом не только на экране появляется шкала ISO, но и текущее значение ISO сразу переходит на соседнее значение. Вы не просто посмотрели, какое ISO установлено в данный момент, но и сразу изменили его. С учетом того, что шкала замкнута по кругу, нечаянным поворотом диска мы можете попасть с Авто-ISO на ISO25600. Или сбить баланс белого. Я не раз высказывал мнение о том, что это не совсем правильно и хорошо. В модели же PEN-F система изменилась. Теперь при первом щелчке диска на экран только выводится шкала, но значение в этот момент еще не изменяется. Вы можете просто посмотреть текущее ISO и этим ограничиться. Для изменения значений нужно продолжить вращать диск дальше. Мелочь, но меня она весьма порадовала.

Что касается скорости автофокусировки Olympus PEN-F, то о ней представление дает следующая видеоиллюстрация. Это мой традиционный тест, серия быстрых перефокусировок с близкого объекта (оконная рама, около метра) на далекий (кирпичная стена дома). Использовался объектив M.Zuiko Digital 25/1.8, режим S-AF по центральной зоне. .


Результат отличный, автофокус очень быстрый. В ролике иногда не успевает срабатывать звуковое подтверждение (я уже перевожу камеру для следующей фокусировки), но сам фокус работает уверенно и быстро.

Что касается режима постоянного автофокуса C-AF, то он на уровне моделей OM-D последнего времени – то есть, послабее, чем у топовых репортерских зеркалок, однако вполне достаточный для решения различных задач – как творческих, так и профессиональных.

В следующей серии снимков камера четко фокусируется на решетке радиатора движущегося грузовичка. Это серийная съемка 5 кадр/с с работающим в режиме C-AF автофокусом.

По номерному знаку можно увидеть, что фокус ни разу не сбился и не потерялся:

Пятиосевой стабилизатор изображения камеры PEN-F – тот же, что в модели E-M5 Mark II, то есть, лучший не только среди беззеркалок Olympus, но и, возможно, во всей индустрии. Кстати, термин «пятиосевой» означает, что отрабатываются не только линейные перемещения камеры (по двум направлениям), но и вращательные движения (по трем осям).

Работа стабилизатора радикальным образом расширяет ваши возможности и изменяет саму манеру съемки – будь то фотосъемка, или видео. Вы можете делать снимки ночного города без штатива, а видеосъемку вести с рук безо всяких гимбалов и подвесов, причем как стоя на месте (тогда вообще картинка стабилизируется, словно вы снимаете со штатива), так и в движении.

Кстати, что касается видеосъемки , то и здесь PEN-F полностью повторяет спецификации и возможности старшей (в этом аспекте) камеры Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Видео можно снимать в разрешении Full HD 1080 с частотой кадров 60/50/30/25/24p в формате IPB с потоком 52 Мб/с. Доступен также режим ALL-Intra с потоком 77 Мб/с (при частоте кадров 30/25p), имеются опции ускоренной и замедленной видеосъемки. Правда, в отличие от E-M5 II, у PEN-F нет разъема для подключения внешнего микрофона.

Примеры видеосъемки в исполнении Olympus PEN-F.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...