Понятие и значение аттестации, её место и роль в процессе управления персоналом. Сущность, виды и цели аттестации персонала Совершенствование организации оценки и аттестации персонала на примере районного отдела народного

Введение………………………………………………………… …………………2

  1. Теоретическая глава. Основные понятия аттестации персонала…….……6

1.1 Сущность аттестации персонала……………………………………….…….6

  • 1.2 Цели и функции аттестации пер сонала……………………………….……15
  • 1.3 Этапы проведения аттестации персонала……………………………….….19

    1.4 Проблемы аттестации персонала………………………… ………………....23

    2 Практическая глава. Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………………………………… ……………………………26

  • 2.1 Общая характеристика предприятия АО «Конструкторул»………………26
  • 2.2 Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………30
  • 2.3 Основные направления совершенствования системы аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»………………………….………… .45
  • Заключение…………………………………………………… ………………….57

    Глоссарий……………………………………………………… …………………60

    Список сокращений………………………………… …………………………..64

    Список используемых источников……………………………………………65

    Приложения ……………………………………………………………………... 69

    Введение

    Актуальность исследования. Любой руководитель предприятия стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке, которая зависит от персонала организации, способствующая этой эффективности. В соответствии с изменением характера труда меняются и критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов.

    В современном мире всё большее значение приобретают не только профессиональные знания и навыки работника, но и его личные качества. Наиболее востребованными считаются такие качества как коммуникабельность и умение работать в команде, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Именно поэтому в современных условиях проблемы аттестации персонала являются особо актуальными.

    Одной из важнейших составляющих управления персоналом на предприятии является аттестация персонала. Роль аттестации заключается в том, что в соответствии с ней управляющий субъект принимает соответствующие решения. От того, насколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете, зависит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и потому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персоналом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по одному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулированию труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплочению коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом аттестацию соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств работников.

    Современные правовые, финансово-экономические, социальные, информационные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость совершенствования работы с кадрами, направленной на повышение профессионализма трудовых коллективов и работников, усиление требовательности к их деловым качествам и результативности труда. Основными направлениями этой деятельности является обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров в соответствии с их квалификацией, уровнем подготовки и опытом работы, рационального разделения и кооперации труда специалистов, своевременное принятие мер поощрения и взыскания по результатам производственной деятельности. Важным инструментом проведения этой работы является аттестация.

    Этим и объясняется актуальность выбранной темы - меняется характер труда, меняется сам человек, меняются требования, предъявляемые к организациям, соответственно, нужно искать и разрабатывать новые, более эффективные, соответствующие новым условиям способы управления персоналом, в том числе и методы аттестации работников.

    Вместе с тем, в управлении персоналом проблемы оценки остаются наименее разработанными в теоретическом и практическом плане, что и послужило одной из причин выбора мною данной темы для дипломной работы.

    Не решен и вопрос методов аттестации. Существующие методы, хотя и являются проверенными и действенными, но все чаще, в условиях новой экономической системы, перестают удовлетворять потребностям организаций – и эти недостатки вынуждают и практиков и теоретиков заниматься поиском и разработкой новых, нетрадиционных методов и форм оценки персонала, которые были бы лишены недостатков существующих способов проверки качеств работников.

    Степень разработанности темы. Исследованием темы данной бакалаврской работы занимались такие экономисты как: Магура М.И., БазароваТ.Ю., Борисова Е.А., Виханский О.С., Шлендер П.Э., Жук А.И.

    Целью исследования является исследование системы аттестации персонала.

    Цель исследования определили постановку следующих задач:

    1. Рассмотреть сущность аттестации персонала.
    2. Рассмотреть основные функции и цели аттестации.
    3. Рассмотреть основные методы аттестации.
    4. Исследовать основные проблемы аттестации персонала.
    5. Дать общую характеристику предприятия АО «Конструкторул»
    6. Исследовать систему аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»
    7. Дать основные рекомендации по совершенствованию системы аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»

    Гипотеза данной бакалаврской работы заключается в том, что нетрадиционные методы являются эффективными методами оценки персонала в условиях нестабильной внешней среды, жесткой конкуренции, необходимости внедрения инноваций, когда от сотрудников требуются креативность, творческий подход, инициативность, гибкость, готовность к изменениям, стрессоустойчивость, умение работать в команде.

    Теоретическая основа. В экономической науке накоплен большой теоретический и эмпирический материал по проблеме управления персоналом и её оценке в современных условиях. Наибольший вклад в развитие данной проблематики вложили такие исследователи, как: Магура М.И., БазароваТ.Ю., Борисова Е.А., Котлер Ф., Маслов Е.В., Макарова И.К., Коротков Э., Пугачёв В.П., Виханский О.С., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Шлендер П.Э., Жук А.И.

    Методологическая основа работы является методы анализа и синтеза, изучение теоретических источников по проблеме исследования и их анализ; обработка и интерпретация полученных данных, разработка практических рекомендаций.

    Объектом анализа данной бакалаврской работы является предприятие АО «Конструкторул», а предметом исследования является система аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»

    Эмпирическая основа. Для анализа проведения аттестации на предприятии была использована документация предприятия АО «Конструкторул», в частности:

    1. приказ о проведении аттестации.
    2. положения об аттестации персонала.
    3. аттестационные листы аттестуемых работников.
    4. отзыв руководителя о личности аттестуемого и его работе на предприятии.
    5. протоколы аттестационной комиссии.
    6. выводы и решения по завершению аттестации.
    7. бухгалтерский баланс предприятия.

    Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

    Основная часть состоит из двух глав: теоретической и практической глав. Каждая из глав состоит из трёх пунктов.

    В первой главе рассматриваются теоретические основы аттестации персонала, то есть рассматриваются сущность аттестации, её цели и функции, а так же методы оценки персонала.

    Во второй главе даётся общая характеристика предприятия АО «Конструкторул», исследуется система аттестации персонала на данном предприятии и даются основные пути совершенствования системы аттестации персонала на предприятии.

    Объём работы. 74 страниц.

    1. Теоретическая глава. Основные понятия аттестации.
  • 1.1. Сущность аттестации персонала
  • Любое предприятие, существующее в современном мире, не может обойтись без различных видов оценок, которые позволяют ему определить эффективность работы самой организации, оценить внутренние составляющие предприятия. Это позволит предпринимателю во время выявить слабые стороны предприятия и возможные угрозы и попытаться принять систему мер по их профилактике и предотвращению.

    Невозможно не согласиться с мнением экономиста Генкина Б.М. о том, что персонал предприятия представляет собой одну из главных составляющих успеха организации, именно поэтому он нуждается в постоянном контроле и проверке. Самой распространённой формой оценки работы персонала является аттестация. Отечественные организации проводят аттестацию раз в три года, а компании США и Великобритании проводят аттестацию раз в год. Чаще всего аттестацию проходят специалисты и руководители, а производственный персонал и низкоквалифицированные рабочие не проходят аттестацию.

    По мнению экономиста Генкина Б.М. аттестация - это периодическая оценка персонала, состоящая в определении соответствия знаний и квалификации работников занимаемым ими местам. Аттестация персонала проводится в соответствии с установленными отраслевыми нормативами. Аттестация способна также повышать ответственность и исполнительность работников, проходящих аттестацию, и способствует развитию их самостоятельности и инициативности. Повышение эффективности работы организации, то есть усиление её позиций с точки зрения конкурентоспособности, можно достичь при помощи правильно построенной системы аттестации на предприятии, которая, в свою очередь, обеспечивает большую отдачу от человеческих ресурсов предприятия.

    Экономист Веснин считает, что аттестация персонала – это процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника чётким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определённый период времени. Аттестация проводиться в соответствии с законодательными требованиями и локальными нормативными документами организации.

    Экономист Виханский О.С. считает, что аттестация должна обладать следующими характеристиками:

    1. Систематичность является обязательной характеристикой аттестации, которая предполагает системного проведения аттестации. На предприятии должна быть установлена частотность проведения аттестации.
    2. Формализованность предполагает наличие и разработку письменных форм, в которых будут фиксироваться информация и результаты аттестации.
    3. При проведении предварительной работы происходит разработка основных критериев, согласно которым впоследствии будет проведена аттестация. Данные критерии должны соответствовать должностным обязанностям работника.
    4. Ещё одним критерием является наличие установленных стандартов. При отсутствии таковых аттестационная комиссия рискует проводить оценку персонала по «плохой - хороший», что соответственно вызовет несогласие со стороны аттестуемого.
    5. Дифференцированность – оценка каждого отдельного работника должна проводиться по тем требованиям и критериям, которые обусловлены, занимаемой данным работником должности.
    6. Строго оговоренное время проведения аттестации, в течении которого проводится сбор информации и даётся оценка деятельности работника. [, с. 10]

    В специализированной литературе на сегодняшний день не существует чёткого разграничения понятий оценки и аттестации персонала. Но, по мнению Веснина В.Р. необходимо, прежде всего, определиться с содержанием и целью данного процесса. Тем, ни менее необходимо чётко разграничивать аттестацию и оценку персонала. Основное их отличие, по мнению многих исследователей, заключается в частотности проведения. Аттестацию проводят чаще всего раз в четыре года, а оценку персонала принято проводить за отчётный период.

    По мнению, экономиста Макаровой И.К., аттестация призвана решить две основные управленческие задачи:

    1. планирование карьеры сотрудника, формирование кадрового резерва.
    2. оценка результатов текущей деятельности и соответствия занимаемой должности.
    3. определение потребности в обучении или контроль результатов обучения.

    Рисунок 1 – Оценка персонала компании

    Аттестацию также иногда делят по характеру используемой информации, в частности:

    1. используется минимально необходимая информация;
    2. используется частично дополнительная информация;

    использование максимально полной дополнительной информации;

    Для эффективного проведения аттестации на предприятии необходимо чётко определиться с методами проведения аттестации. На рисунке 2 представлены основные методы:

    1. Описательные методы.
    2. Ранжирование.
    3. Оценка по результатам.
    4. Рейтинговые шкалы.
    5. Ассессмент.
    6. Аттестационная комиссия.
    7. Оценочное собеседование.
    8. Самооценка.
    9. Метод стандартов и нормативов.
    10. Система «360°»

    Рисунок 2 – Методы оценки

    Анкетные методы представлены оценочными листами, которые должны быть заполнены аттестуемыми и непосредственным руководителем. Чаще всего в оценочных листах присутствуют вопросы, касающиеся профессиональных и поведенческих компетенций сотрудника. На основе анализа оценочных листов выставляется окончательная оценка работнику.

    1. Этапы управления трудовыми ресурсами.

    Этапы управления трудовыми ресурсами включают 2 блока:

    1) Управление формированием трудовых ресурсов, то есть работа на рынке труда с целью комплектования квалифицированной структуры персонала, соответствующей стратегии организации.

    2) Этапы развития трудовых ресурсов направлены на повышение потенциала и его рациональное использование.

    Этапы формирования трудовых ресурсов.

    Этапы развития трудовых ресурсов.

    1. Планирование трудовых ресурсов позволяет определить прогнозируемую численность с учетом основных показателей стратегического развития организации.

    Планирование различается по степени детализации. Может рассчитываться численность укрупнено, а также детализировано по категориям работников и подразделениям с учетом профессионально-квалификационных требований, то есть определяется сколько необходимо работников с высшим образованием, средне-специальным и различных профессиональных групп.

    Планируемая потребность сравнивается с фактической численностью. Разница определяет объем работы по набору персонала и его переподготовки.

    Предприятие по итогам первого этапа составляет программу по работе с персоналом в условиях реструктуризации. В качестве методов планирования используются нормативы численности (по функциям управления), нормативы обслуживания (по сложности объекта управления) и экспертный метод.

    2. Набор – это создание резерва кандидатов на вакантные должности. Используют внутренний и внешний набор. Внутренний набор осуществляется за счет собственных кадров, за счет знакомых и родственников работающих, а также за счет привлечения ранее работающих на предприятии. Внешние источники – объявления в газетах, кадровые агентства, Интернет и т.п.

    Предприятие должно иметь внутренние и внешние источники в определенной пропорции, что зависит от жизненного цикла организации.

    3. Отбор – выбор единственного кандидата из резерва.

    К методам отбора относят собеседование, тестирование, использование испытательного срока и центров оценки.

    Собеседование является наиболее распространенным способом отбора. Оно позволяет получить интересующую информацию о кандидате, изучить его манеру общения. Однако собеседование обладает и существенными недостатками, связанными с субъективностью оценок интервьюера, а также влияет личность и предпочтения интервьюера.

    Эти недостатки можно преодолеть, если проводить несколько собеседований с разными интервьюерами, а также использовать стандартный опросник.

    4. В целом доходы работника состоят из двух частей:

    – денежные выплаты;

    – социальные трансферты.

    Для определения денежных выплат предприятие раскрывает перед кандидатом формы и системы оплаты труда.

    Социальные трансферты включают различные льготы социального характера. Это обеспечение путевками, различные виды страхования, оплата обучения детей и содержания в детских дошкольных учреждениях, оплата бензина, предоставление квартиры или ссуды и другое.

    За рубежом используется метод «кафетерия»: каждому работнику предоставляют перечень социальных трансфертов с системой их оценки в баллах и в зависимости от должности он должен набрать на определенную сумму индивидуальную корзину льгот. Такой подход является гуманистическим и не всегда выгодным для предприятия.

    Таким образом, все эти четыре этапа позволяют заключить контракт.

    5. Адаптация применяется двух видов:

    – формальная;

    – неформальная.

    Формальная адаптация осуществляется руководителем, который доводит до работника основные ценности организации, а также организационные моменты и его перспективы в этой организации.

    Работник перепроверяет формальную информацию в коллективе, то есть через неформальную адаптацию , и узнает фактическое положение дел.

    6. Оценка представляет собой определение степени соответствия работника требованиям рабочего места.

    Оценка имеет три цели:

    1) административная цель, то есть перемещение работника;

    2) экономическая цель, то есть материальное стимулирование;

    3) Информационная цель, то есть ориентация работника на саморазвитие.

    7. Обучение.

    Программа обучения строится по итогам оценки персонала, когда выявляется недостаточная квалификация у некоторых работников. Кроме того, обучение работников проводится в следующих случаях:

    1) с резервом с целью его развития и подготовки к работе на других должностях;

    2) обучение с целью повышения потенциала персонала, то есть периодическая переквалификация;

    3) в условиях реструктуризации предприятия, то есть когда требуется переподготовка работников.

    8. Перемещение может быть итогом оценки персонала. По итогам оценки работников могут перемещать на другие должности с более или менее сложными функциями.

    Перемещение может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное перемещение идет на одном уровне и называется ротацией . Вертикальное перемещение идет по иерархии, по уровням.

    В настоящее время на предприятиях разрабатывается программа управления карьерой, то есть руководитель должен иметь «карту» перемещения работников с учетом интересов предприятия и работника.

    2. Оценка персонала: сущность, объекты оценок и направления использования.

    Оценка персонала имеет большое значение для всех сторон:

    для предприятия – она позволяет эффективную кадровую программу;

    для работников – она позволяет планировать перемещения с учетом монетарной и статусной карьеры;

    для руководителя ­– повысить его квалификацию в области работы с персоналом.

    Объекты оценок в совокупности должны всесторонне оценить работника и его потенциальные возможности.

    К ним относят

    – профессионально-квалификационный уровень, который включает номинальные данные об образовании и профиле образования, о стаже работы, в том числе по специальности, о повышении квалификации, а также данные о фактическом уровне знаний и умений работника;

    – деловые качества, которые включают перечень личностных характеристик на конкретном рабочем месте;

    – личностные качества работника, которые определяют его склонность к различным видам деятельности;

    В некоторых сферах предъявляются требования к внешнему виду работника.

    – состояние здоровья работника;

    – результаты труда, которые оцениваются по технико-экономическим показателям (в основном для линейных менеджеров), а также более частные, функциональные показатели, которые связаны с непосредственными должностными обязанностями. В случае отставания рассматриваемых показателей могут использоваться балльные критерии универсального характера (например, качество выполнения работы).

    Все объекты оценок, кроме результатов труда, составляют кадровый потенциал организации, трудовой потенциал работников, который реализуется посредством мотивации.

    Система мотивации является самостоятельным объектом оценки.

    Все объекты оценки представляют собой модули, которые могут использоваться в различных сочетаниях в зависимости от целей оценки. Для организации премирования используется модуль результатов труда. Информация по этому модулю накапливается в текущем учете и затем используется при аттестации. Может проводится оценка только потенциала для составления карты перемещения работников. Чаще производится оценка всех модулей, которая позволяет достичь всех целей оценки.

    3. Квалификационные характеристики рабочих мест: содержание и методы составления .

    Квалификационные характеристики рабочих мест представляют собой документ, содержащий в развернутом виде требования к работнику. Основным критерием является оценка сложности выполняемых функций. Это предопределяет требования к уровню образования и к стажу работ.

    Пример.

    Квалификационные характеристики рабочего места на основе аналитического балльного метода (в баллах):

    Область использования : для составления внутренней тарифной системы на предприятии, для формирования критериев оценки персонала.

    Методы составления .

    Используют два метода:

    1) суммарный метод:

    оценивается рабочее место в целом без расчленения на составляющие элементы;

    2) аналитический метод:

    выполняется анализ рабочего места по определенным видам требований к нему.

    В качестве количественных подходов может использоваться ранговая и балльная. В ранговой шкале все рабочие места распределяются в определенном порядке, присвоением наиболее сложному месту ранга 1 и т.д.

    В балльной шкале может использоваться сравнительный или независимый метод. В сравнительном методе наиболее сложному месту проставляется 100 баллов (max), а остальным в порядке убывания.

    При независимом методе сравнение идет с эталонными характеристиками.

    4. Аттестация персонала: сущность, цели и методы проведения .

    Аттестация – это периодическая оценка персонала.

    Цели аттестации соответствуют целям оценки персонала. К ним относятся определение соответствия работника занимаемой должности, формирование резерва кандидатов на более высокие должности, формирование программ обучения персонала и пересмотр должностных

    окладов с учетом тенденций, которые сложились в области результатов труда.

    Методы проведения аттестации:

    1) аттестация носит качественный характер, то есть аттестуемые заполняют личные листки, характеристики, выдают вопросы для подготовки к аттестации. Саму же аттестацию проводит комиссия в форме собеседования с аттестуемым;

    2) смешанный вариант – качественный и количественный:

    в этом методе предварительно производят опрос оценщиков, которые в количественной форме оценивают различные качества аттестуемого по специальной методике. При этом используется метод «360°», то есть в качестве оценщиков берут руководителей, коллег, нижестоящих работников + самооценку.

    Для преодоления негативных моментов целесообразно использование комплексной оценки без бумажных носителей, где по специальной программе рассчитываются средние оценки.

    Сущность понятия аттестации персонала

    Аттестация персонала - процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени .

    Аттестация персонала понятие более узкое, чем оценка. Под оценкой персонала понимается процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений .

    Оценка может быть формальной и неформальной, регулярной и нерегулярной, в зависимости от конкретных потребностей компании. Может преследовать различные, достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы.

    Процедура аттестации отличается от простой оценки систематичностью (регулярностью) и формализованностью. Аттестация имеет четко определенные интервалы времени проведения (раз в квартал, полугодие, год), события, за которыми следует процедура проведения аттестации (завершении проекта, испытательного срока сотрудника). Формализованность аттестации означает чёткое письменное закрепленное целей аттестации, участников, форм фиксирования результатов, инструкций для аттестующих и т.д., то есть четкая регламентация, позволяющая свисти к минимум субъективизм присущий обычной оценке.

    Этап процесса аттестации персонала.

    Процесс аттестации, как и любой другой процесс в компании представляет собой структуру, алгоритм действий, обязательных для правильного протекания как всего процесса в целом, так и его отдельных элементов (рисунок 1) . Для большей структурированности, процесс можно разделить на четыре логические этапа, включающих некоторое количество элементов всего процесса аттестации (таблица 1).

    Таблица 1. Логические этапы процесса аттестации персонала.



    Рисунок 1. Составные элементы процесса аттестации персонала.

    Предварительный этап.

    Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели. Правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата.

    Цель аттестации должна отвечать следующим условиям:

    ¾ четко сформулирована;

    ¾ измерима (по окончании процедуры аттестации полученный результат должен соответствовать поставленной цели);

    ¾ реалистична;

    ¾ учитывать временной интервал (период, за какой происходит оценка деятельности - за последний год, 6 месяцев, 3 месяца, в организациях с матричной (проектной) структурой это может быть аттестация за период работы над проектом);

    ¾ цель аттестации не должна подменять недоработки в других областях (например, определение уровня оплаты каждого работника относительно других работников);

    ¾ должна быть согласована и должна разделяться всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации.

    «Цель аттестации зависит от позиции компании, её активности с точки зрения развития, гибкости внутренней структуры и возможности роста сотрудников внутри данной компании» .

    Постановка целей аттестации персонала находится в полном соответствии с целями и задачами компании, её стратегией развития и определяется руководителем (владельцем) компании.

    В теории аттестации выделяются три основные группы целей (таблица 2) .

    Таблица 2. Основные цели аттестации.

    Административные решения Изменение заработной платы Изменение системы поощрения (наказания) Соответствие занимаемой должности (для последующих административных решений)
    Потенциал (развитие) Получение обратной связи от сотрудников Выявление потенциала сотрудников Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма Развитие карьеры Личное развитие Корректировка планов организации (способны ли наши сотрудники выполнять изменившиеся задачи) Информация для планирования человеческих ресурсов организации Установление стандартов деятельности
    Деятельность (текущая, за определенный прошедший период) Прошлая деятельность за определенный период Достижение результатов за прошедший период Потребность в обучении Выявление рабочих проблем Улучшение текущей деятельности

    На предварительном этапе также проверяется готовность организации к проведению аттестации, (анализ ситуации), что включает в себя:

    ¾ готовность необходимых регламентирующих документов;

    ¾ подготовленность руководителей к проведению аттестации;

    ¾ расчет финансовых затрат на процесс аттестации (1);

    ¾ анализ результатов предыдущих аттестаций, если таковые были, и т.д.

    t i - время, затраченное i-м работником на подготов­ку к аттестации;

    z i - зарплата i-го сотрудника в час;

    t j - время на аттестацию j-гo сотрудника;

    Zj - зарплата j-гo сотрудника в час,

    Z jk - зарплата k-гo сотрудника в час, участвующего в аттестации j-ro сотрудника;

    D орг - за­траты на орграсходы;

    D нп - недополученная прибыль;

    К - расходы на привлечение консультантов и приобре­тение литературы.

    На этом этапе собирается максимум информации, позволяющий правильно конструировать и обоснованно выносить решения на последующих этапах аттестации в зависимости от сложившейся ситуации.

    Подготовительный этап

    Выбор групп аттестуемых напрямую зависит от поставленных целей аттестации. Если возникают затруднения с выбором аттестуемых работников, то, вероятно, была сделана ошибка при постановке цели аттестации или цель была не достаточно конкретно сформулирована.

    При выборе группы подлежащей аттестации необходимо соблюдать принцип: определившись «с подразделениями, в которых проводится аттестация, или с должностными уровнями (группами), которые включены в процедуру, ВСЕ сотрудники данного подразделения или данной руководящей группы должны пройти процедуру аттестации. (Исключение делается только в случае проведения аттестации в административных целях для сотрудников, которые не подпадают под аттестацию в соответствии с Трудовым кодексом.) Невозможна выборочная аттестация - тогда это не аттестация вовсе» .

    Как и выбор аттестуемых, выбор аттестующих делается в соответствии с целями аттестации. При проведении в административных целях, выбор работников производящих аттестацию регламентирован Трудовым кодексом ст. 82 (в случае увольнения по результатам аттестации).

    В других случаях оценка может проводиться: непосредственным руководителем; руководителем руководителя; представителем службы персонала; самооценка; оценка равными (коллегами); оценка подчиненными; центром оценки (assessment center).

    В любом случае, большое значение имеет подбор аттестующих. Это должны быть люди, которые знают, что и как должно быть, могут дать конкретные советы .

    Выработка критериев для оценки является тем этапом, на котором составляется образ идеального сотрудника, занимающего должность, подлежащую аттестации. Как правило, разработкой критериев оценки занимаются линейные руководители, на основании должностных инструкций должностей, подлежащих аттестации.

    Разработку критериев аттестации можно представить в виде алгоритма:

    1. Выявление ключевых факторов для данной должности. Подбор критериев оценки, соответствующих ключевым фак­торам.

    2. Четкое описание критериев оценки, не допускающее двоякого толкования. Выбор шкалы градации выраженности критерия (двух бальной, пяти бальной и т.д.).

    3. Проверка, насколько точно определен оцениваемый критерий для конкретной работы. Если критерий непонятен или слишком сложен, его необходимо разбить на простые критерии или более четко опи­сать.

    4. Разделение критериев на важные для данной должности и не очень (от последних нужно отказаться). Проверка возможности получения информации по выбранному критерию для оценки деятельности со­трудника по данному критерию. Группировка аналогичных критериев. Слияние нескольких аналогичных критериев в один не допустимо.

    5. Повторная оценка оставшихся критериев (однозначность формулировки, точность определения оцениваемого критерия). Корректировка шкалы оценки в соответствие с реальностью (слишком завышен­ные требования так же опасны, как и чересчур за­ниженные).

    Основное в этом процессе - определить ключе­вые факторы для данной должности, соответствие которым необходимо оценивать в процессе аттестации. Для проверки выбранных критериев рекомендуется заполнение анкеты, представленной на рисунке 2.

    Рисунок 2. Анкета проверки выбранных критериев.

    После заполнения этой анкеты проверки выбранных критериев нужно ответить на вопросы:

    1. Достаточно ли информации, чтобы оцени­вать по «Очень важным» критериям? Если нет - необходимо подумать, как получить эту информацию.

    2. Достаточно ли информации, чтобы оцени­вать по «Важным» критериям? Если нет - необходимо оценить важность этих критериев. Если они важ­ны – варианты получения информации.

    3. Не нужно трат время на оценку по «Неважным крите­риям».

    В результате будет получен список критериев, удовлетворяющих следующим требования:

    Критерий должен быть важным для данной должности, т. е. при несоответствии стандарту ра­боты по выбранному критерию работа не может выполняться на требуемом уровне;

    Достаточность информации для оценки по выбранному критерию, т.е. возможность получить необходимую информацию, чтобы сопоставить деятельность сотрудников по отношению к принятым стандартам.

    Выбор метода аттестации. О методах проведения аттестации в литературе написа­но достаточно много. Как правило, в организациях ис­пользуется сочетание различных методов:

    - Рейтинговые методы. Заклю­чаются в оценке работника по задан­ным критериям в соответствии с выбранной шкалой. Су­ществуют два варианта - введение рейтинговых шкал, когда оценка ставится от 1 до 3 баллов, от 1 до 4 баллов, от 1 до 5 или 10 баллов - на усмотрение разработчиков шкалы. Второй вариант - это «список», когда выбирает­ся ответ «да» или «нет».

    - Сравнительные методы – оценивающие сравнивают деятельность сотрудника. Есть несколько вариантов - ранжирование, парное сравнение. Применение метода парных сравнений ограничено числом сравниваемых объ­ектов, так как общее количество произведенных сравне­ний вычисляется по формуле (2) .

    , n - число сравниваемых объектов. (2)

    - Письменные методы. В первую очередь эссе (характеристи­ка сотрудника) и метод критических ситуаций. Обрабатывать информацию, полученную с помощью характеристик, значительно сложнее, чем по­лученную с помощью рейтинговых методов. Кроме того, в характеристиках гораздо выше вероятность субъекти­визма.

    Метод достаточно сложен и требует высокой квалификации при подготов­ке. Его имеет смысл применять для тех работ, в которых очень важны черты поведения в различных ситуациях.

    - Управление по целям (МВО - Management By Objectives). Во время аттестации сотрудник и руководитель оценивают выполнение ранее поставленных целей. Оценка проводится по каждой цели и личному плану сотрудника и, как правило, выставляется в процентах. Оценка осуществляется совместно, но руководитель обладает решающим голосом при принятии окончательного решения.

    Как правило, на практике, аттестация не используется по одному методу, а используется несколько, взаимодополняющих методов.

    Следует отметить важность соблюдения в методиках оценки следующего условия: «необходимость подробного описания количественной и качественной интерпретации возможных состояний показателя. При этом речь идет о стремлении максимально сократить субъективность оценок, так как вряд ли можно найти способ, позволяющий достигнуть их полной объективности» .

    Подготовительные мероприятия. После принятия принципиального решения о прове­дении аттестации рабочая группа го­товит проекты документов и план работ.

    Данный проект пакета документов пере­дается на рассмотрение линейным руководителям, участвующим в аттестации для ознакомления и внесения предложения в письменном виде в определенный срок.

    После получения замечаний и предложений от руко­водителей формируется окончательный пакет документов. Издается приказ по организации о проведе­нии аттестации. Одновременно с приказом или даже ра­нее до сведения всех сотрудников доводится Положение об аттестации.

    На этом этапе должна быть проведена работа, разъясняющая цель и смысл предстоящей процедуры, самое главное, ту пользу, которую она принесет ее участникам и всей организации в целом. Важно, чтобы руководители организации на всех уровнях стали вовлеченными в процесс, и, следовательно, заинтересованными в успешном проведении аттестации.

    Отдельно стоит отметить план работ , которые составляется после определения целей и способов проведения аттестации. Он включает в себя:

    Подробный план работ с указанием участников процесса;

    Временные рамки прохождения этапов;

    Необходимые ресурсы;

    Список ответственных лиц за отдельные этапы и весь процесс в целом.

    После составления плана организационно-технических мероприятий, его еще раз соотносят с целью. При правильном выполнении предыдущих этапов не должно возникнуть несо­ответствие усилий и ожидаемого результата. В противном случае необходимо пересмотреть методы и подходы до перехода к другим этапам.

    Этап проведения

    Этот этап ознаменован непосредственной аттестацией персонала. Проводится заранее определенная работа по оценке, сбору и регистрации информации касательно аттестуемого персонала. Успешность этого этапа полностью зависит от проработанности предыдущих этапов процесса.

    На данном этапе на степень достоверности данных будет влиять уровень субъективизма аттестующих. Для максимального снижения субъективизма они должны иметь четко отлаженный «инструмент» оценки понятый как им самим, так и оцениваемыми, знать конкретные цели проведения аттестации и быть заинтересованными в её результате.

    Подведение итогов

    По окончании аттестации оценивается степень достижения поставленных целей. Полученные результаты зависят от того, какая цель была поставлена, какие методы использовались. Анализ результатов аттестации способен дать не только лучшее понимание деятельности конкретного работника, но и понимание настоящей ситуации в организации.

    После анализа результатов составляется план действий - как для организации в целом, так и для отдельных руководителей и сотрудников. План действий напрямую связан с целями, которые ставились перед аттестаций. Например, если целью было выявление потребности в обучении сотрудников, необходимо разработать план такого обучения.

    План должен быть понятным, четким и измеримым. Содержание составленного плана доносится до всех, кого он затрагивает и начинается выполнение разработанного плана. Только в этом случае аттестация является действительно полезным инструментом управления и оправдает затраченные усилия и средства.

    Оценка персонала − это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом .

    Деловая оценка персонала − это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом .

    Для осуществления оценки персонала важное значение имеет определение целей, задач, методов, критериев оценки.

    Цели оценки персонала :

    1. Улучшение качества управления, которое достигается путем

    периодического и систематического оценивания.

    2. Единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными.

    3. Более эффективное использование человеческого потенциала. Коллектив организации имеет социально-психологический потенциал, который должен быть использован по возможности лучшим образом.

    4. Формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе. Обоснованная, справедливая и гласная оценка персонала способствует здоровому морально-психологическому климату.

    5. Повышение производительности, так как персональные оценки - стимул для оцениваемых. Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности оценки персонала.

    Основные задачи оценки персонала :

    1. Управленческое воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора сотруднику можно показать его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персонала.

    2. Определение размеров вознаграждения, так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника возможно справедливо оплатить его труд.

    3. Рациональное использование сотрудника, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по службе, перемещении, принятии решения об оставлении рабочего места.

    Системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важнейших признаков оценки (процесса оценивания, его периодичности, критериев оценки, способа измерения оценки).

    Бессистемную оценку, при которой оценивающему лицу предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса оценки, критериев оценки.

    В зависимости от события используются соответствующие процессы вынесения оценки. В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают также следующие виды оценок персонала:

    Количественная оценка − связана исключительно с количественными результатами, количеством произведенной продукции; для оценивания используется достигнутый результат.

    Качественная оценка − учитывает качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива, ответственность и т.д.).

    Аналитическое оценивание – суммирование оценок по всем критериям.

    Основной вид деловой оценки персонала − текущая периодическая оценка сотрудников организации.

    Текущая периодическая оценка сотрудников организации сводится, как правило, к двум основным этапам:

    а) оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов;

    б) анализу динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики состояния факторов (условий), влияющих на достижение результатов.

    Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный менеджер, руководитель . Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником.

    В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого уровня организационной иерархии (например, руководителя функциональной подсистемы, общей системы управления организацией).

    Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее критериев и показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. .

    В настоящее время существует значительное число определений понятия «аттестация». Приведем некоторые из них.

    Аттестация персонала организаций − процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности .

    У М. Ю. Рогожина встречается такое определение: «Аттестация персонала – это регулярно осуществляемая в соответствии с поставленными целями и с применением стандартизированных, заранее установленных методов оценка личности и/или результатов работы и/или поведения и/или руководящих способностей работника со стороны следующего по рангу выше начальника» .

    При проведении аттестации персонала происходит сопоставление «сотрудник – стандарт работы». Процедура аттестации должна быть оформлена в соответствии с законодательными требованиями .

    Е. А. Борисова выделяет следующие ключевые характеристики аттестации персонала :

    − систематичность – аттестация должна проводиться регулярно через определенный промежуток времени;

    − формализованность – должны быть разработаны и доведены до сведений оцениваемых работников: стандарты работы, критерии оценки и механизм формирования итогового оценочного показателя; формы, в которых будут фиксироваться результаты аттестации; также следует оговорить период времени, работа в течение которого будет оцениваться.

    Выделяют три основных типа целей аттестации: административные; цели развития; цели, касающиеся текущей деятельности организации .

    Насколько разными могут быть цели аттестации персонала, настолько многообразными могут быть критерии, по которым производится аттестация.

    Таким образом, деловая оценка персонала − важный элемент диагностики персонала и в целом всей деятельности по управлению персоналом. Деловая оценка персонала − эффективный механизм обеспечения управляемости и поддержания работоспособности персонала. Деловая оценка составляет основу для комплексной аттестации персонала и служит для него информационно-аналитической базой.

    Аттестация до сих пор остается самым распространенным методом оценки персонала в России. В российской практике сложились три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала: аттестация государственных и муниципальных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников и аттестация персонала организации основного звена управления.

    Организация проведения аттестации персонала в организации

    Аттестация проходит в четыре этапа: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации .

    На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии, разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; трудовой коллектив информируется о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

    Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель. Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых – их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации.

    На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один - два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом.

    Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников .

    Аттестационная комиссия с учетом обсуждений, в отсутствии аттестуемого, открытым голосованием дает одну из следующих оценок:

    − соответствует занимаемой должности;

    − соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год;

    − не соответствует занимаемой должности.

    Оценка деятельности сотрудника и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется непосредственным руководителем аттестуемого и представителем службы управление персоналом. Аттестуемый знакомится с содержанием листа не позднее чем за две недели до аттестации.

    Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования.

    Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии.

    На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемом должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок расторгнуть с таким работником договор. По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам аттестации не допускается .

    Таким образом, процесс организации аттестации состоит из четырех этапов: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации, а успех аттестации предопределяется, прежде всего, использованием надежных достоверных методов, объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим их знанием, ясностью целей, четкостью, адекватностью отражения вклада каждого сотрудника.

    Методы оценки персонала в процессе аттестации

    Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется тремя способами .

    1. Оценка потенциала работника. При замещении вакантного рабочего места важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры.

    2. Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик.

    3. Аттестация кадров. Она является своеобразной комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат.

    Методы оценки персонала показаны в таблице 1.

    Таблица 1

    Методы оценки персонала

    Название метода

    Краткое описание метода

    Результат

    Источниковедческий

    (биографический)

    Анализ кадровых данных, листок по учету

    кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

    Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера

    Интервьюирование (собеседование)

    Беседа с работником в режиме «вопрос – ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке Вопросник с ответами

    Анкетирование

    (самооценка)

    Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа Анкета «Вакансия»

    Социологический

    Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности Анкета социологической оценки, диаграмма качеств

    Наблюдение

    Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня Отчет о наблюдении

    Тестирование

    Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов Психологический портрет

    Экспертные

    Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок работника Модель рабочего места

    Критический

    инцидент

    Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.) Отчет об инциденте и поведении человека

    Деловая игра

    Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний, ранжирование и оценка способности работы группе Отчет об игре. Оценка игроков и их ролей

    Анализ конкретных ситуаций

    Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада Доклад с альтернативами решения ситуации

    Ранжирование

    Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) Ранжированный список работников (кандидатов)

    Программированный контроль

    Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов Карта программированного контроля, оценка знаний и умений

    бизнес-плана)

    Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

    Самоотчет

    (выступление)

    Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств Письменный отчет

    Комплексная оценка труда

    Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов Таблица оценки труда

    Аттестация

    персонала

    Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека Анкета “Аттестация”, протокол аттестационной комиссии, приказ директора

    Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными .

    Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов:

    1. Новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.

    2. Оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации.

    3. Во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько)

    Успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

    В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно различают три группы методов:

    − Количественные – это все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.

    − Качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.

    − Комбинированные - широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.

    Наиболее распространенным методом оценки является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале (см. табл. 2).

    Таблица 2

    Форма аттестационного листа

    Вес

    Введение

    1.Понятие, задачи и виды оценки персонала

    2.Особенности оценки при приеме работников (методика, процедура проведения)

    Сущность аттестации персонала

    Аттестации персонала на предприятиях РФ

    Практическая часть

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В настоящее время человеческим ресурсам уделяется все большее внимание. Если ранее служба персонала была представлена отделом кадров, основными функциями которого являлись учет персонала, контроль за соблюдением трудового законодательства и документооборот, то в настоящее время кадровая работа направлена на формирование работоспособного и эффективно функционирующего персонала.

    Процедуры оценки персонала являются базовыми для многих конкретных аспектов кадровой работы. В частности: при приеме на работу, при продвижении; при подготовке обучения; при разработке системы оплаты труда; при сокращении или увольнении и т.д.

    Целью данной работы является рассмотрение процесса оценки персонала. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    .Рассмотреть цели оценки персонала и выявить от чего зависит ее эффективность;

    2.Рассмотреть те методы оценки, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое распространение на практике;

    .Рассмотреть сущность аттестации персонала;

    .Проанализировать состояние работы по аттестации персонала на предприятиях РФ.

    1.Понятие, задачи и виды оценки персонала

    Оценка работы персонала компании - это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. Это многоцелевая процедура, которая при правильном применении влияет на оптимизацию ряда бизнес-процессов компании.

    Существует следующие виды оценки персонала:

    оценка кандидата при приеме на работу;

    регулярная оценка деятельности (аттестация).

    Оценочные процедуры могут проводиться на разных этапах:

    ·в ходе отбора (необходимо оценить степень готовности кандидата к работе в должности, определить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств);

    ·после окончания испытательного срока, адаптации;

    ·регулярная оценка деятельности;

    ·в ходе ротации, повышения в должности или включения в кадровый резерв (на основании регулярной оценки необходимо оценить, насколько он подготовлен к выполнению новых функций);

    ·при принятии решения о направлении на обучение (необходимо оценить уровень профессиональной компетенции, выявить перечень знаний, навыков, которыми необходимо овладеть);

    ·определение заработной платы по результатам работы персонала;

    ·при принятии решения об увольнении сотрудника (необходимо оценить перспективы и дать увольняемому сотруднику ориентиры и рекомендации, где он мог бы быть более успешным, возможно, помочь подобрать ему программу переобучения).

    Оценка работы персонала призвана способствовать достижению целей:

    Административные цели. Оценка рабочих показателей обеспечивает руководство данными для принятия таких административных решений, как оплата труда, повышение и понижение в должности, перевод на другую работу внутри организации и увольнение.

    Предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их работы и рабочих показателей требованиям организации. Это один из инструментов мотивации сотрудников на повышение эффективности своей деятельности. Функции, которые подлежат оценке, выполняются более тщательно, что оказывает непосредственное влияние на трудовое поведение персонала компании.

    Оценка качества управленческой деятельности и совершенствование системы управления организацией.

    Совершенствование процесса управления персоналом. На эффективность работы сотрудника влияют, кроме личностных и профессиональных факторов со стороны работника, еще и ряд факторов со стороны организации. Таким образом, руководство по результатам аттестации может делать выводы и принимать решения относительно реорганизации процесса труда.

    Главными задачами оценки работника являются:

    определение перспектив роста сотрудника, выявление его трудового потенциала, степени использования этого потенциала;

    соответствия работника занимаемой должности или его готовности занять конкретную должность при приеме на работу;

    определить затраты на обучение;

    поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию;

    организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы;

    разрабатывать программы обучения и развития персонала.

    Субъекты оценки персонала - линейные руководители; работники службы управления персоналом;коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемыми;лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику. Среди них можно выделить независимых экспертов и центры оценки.

    Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.

    Неформальные субъекты оценки - коллеги, независимые эксперты - только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщении информации для принятия управленческих решений.

    В последнее время на практике часто применяется комбинированная оценка, когда оценщиком выступает не один субъект, а сразу несколько.

    Объект оценки - тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку.

    Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда.

    2. Особенности оценки при приеме работников (методика, процедура проведения)

    В настоящее время нередки случаи, когда на работу принимают человека, руководствуясь исключительно интуицией, советами знакомых, направлениями бюро по трудоустройству и занятости, внешними данными соискателя. Отсутствие опробованных методик подбора кадров приводит к тому, что некоторые фирмы долго не могут подобрать себе подходящих кандидатов на занятие той или иной вакантной должности из-за опасений взять на работу неподходящее лицо.

    Для правильного подбора кандидата на работу первоначально следует установить круг функциональных обязанностей, которые придется осуществлять будущему сотруднику при занятии должности, а также определиться, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать претендент на указанную работу, чтобы успешно ее выполнять. Только после этого следует назначать конкурс на замещение вакантной должности. Результат подбора будет положительным, если администрация предприятия правильно построило модель будущего работника, и грамотно провела изучение всех кандидатов на данную должность, выбрав наиболее достойного.

    В результате этого, можно сделать вывод о том, что для правильного и плодотворного подбора персонала необходима экспертная оценка, которая складывается в результате применения различных теоретических методов изучения и анализа, используемых в управленческой деятельности.

    Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата.

    Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком - субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.

    Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:

    ·предварительную отборочную беседу;

    ·заполнение бланка заявления;

    ·беседу по найму (собеседование);

    ·тестирование, профессиональное испытание;

    ·проверку рекомендаций и послужного списка;

    ·медицинский осмотр;

    ·принятие решения.

    Предварительная отборочная беседа . Беседа может проводиться различными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в других случаях это не важно и ее проводит специалист отдела кадров.

    Основная цель беседы - оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств.

    Заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету.

    Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа.

    Беседа по найму (собеседование). В ходе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Существуют разные ошибки, уменьшающие результативность проводимых бесед. Распространенная ошибка - тенденция делать вывод о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Кроме того, встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершать такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.

    Тестирование, профессиональное испытание. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом рабочем месте. Результаты дадут возможность описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.

    Проверка рекомендаций и послужного списка . При подаче заявления оприеме на работу, на одной из ступеней отбора можно попросить кандидата представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы.

    Медицинский осмотр . Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов. Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр.

    Рассмотрим методы оценки персонала, используемые при приеме на работу. Следует отметить, что при приеме используются методы, направленные на оценку потенциала работника (определение профессиональных возможностей):

    1.Биографический метод (оценка работника по биографическим данным).

    2.Тестирование (определение знаний, умений, способностей и других характеристик на основе тестов).

    3.Интервью (беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента). Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.

    4.Рекомендации (обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены). Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи.

    5.Нетрадиционные методы:

    Полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией;

    алкогольный и наркотический тесты;

    некоторые виды психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.

    3. Сущность аттестации персонала

    Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

    Элементами аттестации являются оценка труда и оценка персонала.

    Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.

    Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.

    К обязательным принципам аттестации можно отнести:

    ) Объективность - независимость результатов оценки от частного мнения или отдельного суждения;

    ) Надежность - независимость от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);

    ) Достоверность - реальность оценки;

    ) Комплексность - оценка профессиональных и личностных качеств каждого сотрудника и трудового потенциала организации в целом;

    ) Доступность - понятность процесса и критериев оценки субъектом и объектом оценки.

    Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка к аттестации, аттестация и подведение итогов.

    1. Подготовка к проведению аттестации заключается в разработке аттестационной модели, нормативных и методических материалов по проведению аттестационных мероприятий и информировании сотрудников:

    определение требований к системе аттестации;

    выбор метода оценки сотрудников;

    разработка перечня оцениваемых показателей;

    критерии оценки;

    разработка методики проведения аттестации;

    издание нормативных документов по проведению аттестации (состав аттестационной комиссии, график аттестации, приказ);

    информирование сотрудников о целях и порядке проведения аттестации;

    проведение учебы (инструктаж) по проведению аттестационных мероприятий;

    подготовка аттестационных форм (бланков).

    Общими оцениваемыми показателями для всех работников при проведении аттестации являются: квалификация работника; результаты, достигнутые им при исполнении служебных обязанностей. В каждой организации с учетом отраслевой специфики и характера работы разрабатывается дополнительный перечень оцениваемых показателей.

    2. Проведение аттестации включает в себя :

    Заполнение оценочных форм;

    анализ результатов;

    проведение заседаний аттестационной комиссии;

    принятие решения.

    Оценочные формы заполняются на каждого сотрудника, подлежащего аттестации. На заседании аттестационной комиссии рассматривается подготовленное руководителем заключение (отзыв) и проводится собеседование с аттестуемым. По окончании собеседования дается оценка аттестуемому, которая заносится в аттестационный лист.

    Заключительной процедурой аттестации является принятие решения по ее результатам о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

    Аттестационная комиссия может давать руководству предприятия рекомендации о направлении аттестуемых на переподготовку или повышение квалификации, зачислении их в резерв на выдвижение, повышении должностных окладов и т.п.

    Аттестуемые должны быть ознакомлены с результатами аттестации. Рекомендуется в беседе с работниками поощрять высокую результативность их труда и обсуждать будущие задачи, стоящие перед работником. В случае, когда результаты труда работника не соответствуют требованиям предприятия, целесообразно сосредоточить внимание на методах улучшения его работы в будущем.

    3. Подведение итогов аттестации.

    Анализ данных, полученных в ходе аттестации, позволяет провести оценку труда и оценку персонала организации. Сведение и обработка данных аттестации позволяют выделить группы риска и группы роста сотрудников.

    С одной стороны, аттестация служит основной юридической формой проверки и оценки уполномоченным органом (аттестационной комиссией) необходимых трудовых качеств работников, направленной на выявление наиболее компетентных и высококвалифицированных работников, а с другой формой реализации гражданами права на труд в соответствии со своим призванием, способностями, желанием.

    Роль кадровой службы в организации процесса аттестации заключается в:

    · разработке принципов и методики проведения аттестации;

    · издании нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);

    · подготовке специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);

    · подготовке материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

    Кадровая служба с учетом результатов аттестации планирует материальное стимулирование, обучение, профессиональное продвижение персонала (карьеру).

    4. Аттестации персонала на предприятиях РФ

    В последнее время принято значительное количество ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения аттестации работников бюджетной сферы, что свидетельствует о возрастающей актуальности проблем оценки соответствия работников занимаемым ими должностям, повышения эффективности и качества труда, стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации, обеспечения дифференциации уровня оплаты труда и т.д.

    При этом аттестацию можно рассматривать в качестве действенного механизма не только оценки и повышения "качества" персонала, но и оптимизации структуры организации и штатной численности ее работников.

    В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится мало положений, касающихся аттестации работников. В частности, им предусмотрено такое основание для расторжения трудового договора, как несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (подпункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом увольнение работника по данному основанию допускается только при условии, что невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

    Часть 2 ст. 81 ТК РФ, устанавливает, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Среди законов, регулирующих вопросы аттестации работников бюджетной сферы, следует выделить ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающую основы аттестации государственных гражданских служащих (цель, сроки, порядок проведения аттестации, порядок создания аттестационной комиссии, кадровые решения, принимаемые по итогам аттестации и т.д.). Во исполнение требований вышеупомянутого Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, детализирующее его положения.

    В аналогичном порядке (уполномоченными органами исполнительной власти) утверждаются положения об аттестации работников в отдельных отраслях. В качестве примера такого акта можно привести Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, утвержденные заместителем министра культуры Российской Федерации от 08.02.2010 N 7790-44/04-ПХ.

    Если порядок проведения аттестации работников организации не установлен нормативным правовым актом, он должен быть предусмотрен организацией в локальном документе.

    Разрабатывая в организации подобный акт, можно руководствоваться, например, Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденным постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973 (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству), либо вышеупомянутыми существующими нормативными правовыми актами государственных органов исполнительной власти. При этом положение об аттестации подлежит утверждению руководителем организации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

    Традиционно в вышеуказанных актах отражаются такие вопросы, как цели и периодичность проведения аттестации, порядок формирования аттестационной комиссии, категории аттестуемых работников, порядок подготовки и проведения аттестации, решения, принимаемые по результатам аттестации.

    График проведения аттестации составляется ежегодно. При этом согласно Положению аттестация государственного гражданского служащего проводится один раз в три года. Актами об аттестации в отдельных отраслях вышеуказанные сроки могут меняться. Например, в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий. Согласно Основным положениям о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства периодичность проведения аттестации устанавливается на уровне учреждения самостоятельно. При этом для различных категорий работников может быть установлена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно одинаковая для работников одной и той же категории.

    К сожалению в нашей стране формальное проведение аттестации широко распространено в крупных и полугосударственных организациях. Заполнение соответствующих бланков и форм лишь «отвлекает от работы», но иногда помогает «свести счеты».

    Практическая часть

    1. Рассчитать численность мастеров и начальников участков в цехе, если численность рабочих в цехе 1000 человек, норма управляемости для мастера - 20 человек, для начальника участка - 75 человек, включая мастеров.

    ) Определим число мастеров цеха:

    : 20 = 50 человек

    ) Определим число начальников участков:

    : 75 = 14 человек

    Ответ: В цехе работает 50 мастеров и 14 начальников участка.

    1. Как изменились совокупные затраты на оплату труда (фонд заработной платы) и производительность труда, если численность работников возросла на 5%, средняя заработная плата - на 8%, объем производства увеличился на 12%.

    Индекс численности работников = 5/100 = 1,05

    Индекс объёма производства = 12/100 = 1,12.

    )Определим изменение фонда заработной платы

    ФЗП = Численности работников х средняя заработная плата

    Ифзп = 1,05 х 1,08= 1,134, т.е. 113,4%

    )Определим изменение производительности труда

    ПТ = Объем производства / численность работников

    Ипт = 1,12/ 1,05= 1,0667, т.е. 106,67%

    Ответ: совокупные затраты на оплату труда увеличатся на 13,4%, а производительность труда возрастёт на 6,67%.

    Заключение

    персонал кадровый оценка аттестация

    Оценка качеств персонала организации - это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

    Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.

    В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться максимально положительного эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

    Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом. Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и получения положительных результатов как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.

    Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.

    Похожие работы на - Сущность аттестации персонала на предприятии

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...