Проект на тему счастье и смысл жизни. Смысл жизни

Тема : « Счастье и смысл жизни »

Цели: формировать понятия учащихся «счастье», «смысл жизни»;
учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества;
формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.
Личностные УУД:
ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД:
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
извлекать информацию из разных источников (текст, таблица);
строить речевое выска-зывание в устной форме;
понимать информацию, представленную в неявном виде.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ход урока.

I . Мотивация к учению.

Доброе утро!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

II . Актуализация знаний

Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать, анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения, делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы.

Наш урок я хотела начать с притчи.
-Давайте вспомним, что такое притча?

- Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения.

Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

Что нужно Тебе? - переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Так о чём же эта притча? (-О счастье. )

Что получил от Счастья первый брат?(деньги)
-Что для него было счастьем?(получение денег)

Что получил от счастья второй брат?(красивую жену)
-Что для него было счастьем?( - Желание иметь красивую жену )
-Что получил от счастья третий брат? (-Ничего)

Что для него было счастьем? (Бескорыстная помощь)

-Над каким вопросом мы сегодня будем работать? (Что такое счастье для каждого человека)

-Какова же тема нашего урока? (Счастье и смысл жизни)

- Сформулируйте цели урока.

Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

Учить систематизировать информацию

Умение слушать и понимать других.

Воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.

III . Создание проблемной ситуации

Ребята, а как вы понимаете смысл слова счастье? (Когда происходит что-то хорошее. Когда все здоровы и никто не болеет. Когда сбывается то, о чём так долго мечтал)

Как вы думаете, кто может быть счастливым? (И дети, и взрослые).

Кто вас может сделать счастливыми?( -Мама, папа, дедушка, бабушка, подруга, сестра)

Послушайте, как о счастье говорит поэт Эдуард Асадов в своём стихотворении «Что такое счастье» (Сарбалинова Мадина)

Эдуард Асадов

«Что такое счастье»
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

Как вы поняли строчки этого стихотворения?
О чём оно?
Какова главная мысль? (У каждого человека своё счастье- у маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое).

– А что об этом сказано в тексте? (Забота, тепло, вниманье, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”?

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Работа со словарём С.И.Ожегова.
-А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю. (1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.)

2. Работа с пословицами (в группах)

Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней

Где сохранилась мудрость русского народа? (В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях)

Работаем в группах

На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности и подумайте смысл этой пословицы.

Человек - кузнец своего счастья.

Любовь и труд счастье дают.

Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся

Как вы понимаете смысл этих пословиц? ( Любимая работа приносит радость и счастье ).

- В чём же видел счастье русский народ? (Счастье в труде, дружбе, любви ).

3.Работа с изречениями (в группах)

В чём же ещё видел счастье русский народ? Нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей.
-Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях.
- Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения

1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой ; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу , освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон)

2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья , есть уверенность в том, что нас любят , любят за то, что мы такие , какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. (В. Гюго)

3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье . Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение . Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор)

- Какой вывод из этих изречений мы сделаем? - Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья ()

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

    познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;

    учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

    развивать речь учащихся;

    воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1 . Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

Притча - это маленький поучительный рассказ , заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат , наклонившись к яме, попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

- А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

- Что нужно Тебе? - переспросил брат.

- Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Задание: Ребята, скажите: какое состояние души могут отражать лица людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста . Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект - карты по группам

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

Подумайте что такое смысл жизни?

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник - « »

Разнообразие смыслов жизни

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть)

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава? (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

Сохранение здоровья? (мы можем своими усилиями продлить здоровье)

Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.

Задание для работы в парах

А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

Обсудите в парах смысл их изречений.

Беседа с учащимися по вопросам.

Зачем живёт человек?

Каково его предназначение в мире?

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

С какими новыми понятиями работали сегодня?

Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?


Цель жизни некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека

– осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей. Осознание своих возможностей и стремление к их реализации.


не дан человеку извне . Человек сам вносит в нее разумное начало .






Вопрос о смысле жизни

  • Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Концепции смысла жизни

Название концепции

Ее сущность

(от греч.askeo – упражняюсь)

Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления греха

(от греч.hedone – наслаждение)

Жить –значит наслаждаться

(от греч. pragma –дело, действие)

Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения

(от греч.utilitas -польза)

Жить –значит из всего извлекать пользу

(от греч. eudaimonia- блаженство, счастье)

Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

Этика долга

Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу







  • Смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
  • Смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.


1 слайд

Смысл жизни Выполнила: Тямина И.И. Проверила: Кучер Т.Е. Г О У С П О Департамента здравоохранения город Медицинский колледж №4.

2 слайд

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

3 слайд

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

4 слайд

В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще), «Зачем (для чего) мне жить?».

5 слайд

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни

6 слайд

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

7 слайд

Философское видение проблемы Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

8 слайд

Древняя Греция и Рим Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму

9 слайд

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений Антисфен Диоген Синопский

10 слайд

Иррационализм Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

11 слайд

Экзистенциализм Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»

12 слайд

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

13 слайд

Нигилистские взгляды Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание

14 слайд

Позитивистские взгляды Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.

15 слайд

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл - это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

16 слайд

Прагматический подход Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.

17 слайд

Точка зрения трансгуманизма Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

4­й класс
Учитель Флегонтова Л.А., МАОУ «МСОШ № 16» г. Миасс, Челябинской
Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика.
Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
Раздел «Как отличить добро от зла?»
Урок 6.
Тема: Счастье и смысл жизни (Ради чего человек совершает те или иные поступки) (1 час из 2­х)
Эпиграф урока: Нет прекраснее чувства, чем счастье… Это великое чувство, которое дает нам желание жить!
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учениками понятия «счастье» как
общечеловеческой ценности применительно к самому себе
Задачи:
Образовательный аспект:
расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»
Развивающие аспекты:
формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только
на теоретическом, но и на визуальном уровне,





развитие навыков письменной речи учащихся, навыков работы с разными источниками информации, навыков
презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности,
формирование культурной эрудиции учащихся.
Воспитательные аспекты:
способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле
жизни,
воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.
Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока,
смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.
Планируемые результаты:
­ выработка собственного осознанного выбора и позиции, возможности самоопределения;
­ выражение своих мыслей, взглядов;
­ формулировка собственных суждений, выводов, заключений;
­ проявление активной позиции в аргументировании своей точки зрения и доказательстве своего мнения;
­ продуктивное инициативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
­ выполнение задания в соответствии с поставленной целью;
­ умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёров.
Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
Вид учебного занятия, формы деятельности: комбинированный урок; фронтальная, групповая, индивидуальная
деятельность уч­ся
УМК: образовательная система «Школа 2100), учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Светская этика» презентации.

Дополнительная литература: Катаев В.П. «Цветик­семицветик», притча о счастье, Э. Асадов “Что такое счастье”
стихотворение, https://elims.org.ua/pritchi/category/pritchi­o­schaste/
Оборудование: учебник, компьютер, экран, презентации учителя,
Видеоролик и фонограмма песни «Мы желаем счастья вам» youtube.com/watch?v=q3G_DTGocLw.
Для групп учащихся: разноцветные лепестки цветка, фломастеры.

Структурные элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ход урока
Инициация.
I.
Настрой на работу всех
участников занятия.
Дети располагаются в классе,
слушают
­Сегодня день подарил нам еще одну встречу. Так пусть
она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда
с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от
работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь
говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая
мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к
достижению результата!
II. Актуализация знаний.
­ Урок я хотела бы начать с притчи.
Бог слепил человека из глины, и остался у него
неиспользованный кусок. - Что ещё слепить тебе? -
спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил
Отвечают на вопросы,
высказывают свое мнение, делают
предположение

человек. Ничего не ответил Бог, и только положил
человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
­ Сделайте свои выводы из
услышанного вами.
­ Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей)
(эта притча о счастье).
­ Сделайте свои выводы из услышанного вами.
­ На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?
(Что такое счастье и смысл жизни?)
­ Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос
что такое счастье и в чём смысл жизни человека.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и
счастье»
Задание: Ребята, посмотрите на слайд и скажите: какое
состояние души отражают лица этих людей?
Как же можно обобщить ваши высказывания, одним
словом?
­Можно ли отличить в толпе счастливого человека
­Какой главный атрибут счастливого человека?
­Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого
III. Первичная проверка
понимания изученного
Определяют тему урока.
­Счастливое, довольное, ласковое,
улыбающиеся
­ Они счастливы
Участвуют в беседе, отвечают на
вопрос.
Делают вывод; Счастливые люди
очень
Бодрые,
улыбающиеся, энергичные. Это
похожи.

человека.
Учитель:
Своими размышлениями вы сейчас
подтвердили вывод, который делают психологи: все
счастливые люди – одинаковы.
люди, по лицу которых видно, что
у них всё хорошо. Счастливый
человек как будто светится
изнутри. Ему нравится, как он
живет. Он радостно показывает
всем, что ему это нравится, он
нравится сам себе. Он влюблен в
жизнь. Главный атрибут счастья –
улыбка.
IV. Решение проблемы,
открытие новых знаний.
Чтение стихотворения со слайда
Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по­моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Участвуют в беседе, используют
ассоциации, объясняя их, после
прочтения стихотворения.

Смотрят и высказывают свое
мнение.
Дети разводят понятие счастья для
разных людей: возраст, пол,

– Как вы поняли строки этого стихотворения?
профессия и др.
– О чём оно? Какова главная мысль?
(визуальный ряд – разное счастье, что это?)
– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово
“счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это
слово, слова­ассоциации.
– Для каждого человека, это что­
то своё. То, какие цели стоят перед
ним в данный момент жизни.
Понятие счастья непостоянно, оно
переменчиво.
V.Применение изученного
­ Сейчас вы будете работать в парах.
Работа в парах.
Прочтение текста учебника с.31 п.1 (Счастье – это
когда…).
Чтение текстов, выводы и запись
их в тетрадях.
Выводы и высказывания проводят
учащиеся
Обмен мнениями, подведение к
итогу о смысле счастья.
– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или
длительное состояние?
– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть
подсказка.
– Сделайте вывод, объединив это всё в одно, что такое
счастье для каждого из нас.
– Как в тексте объясняется, что такое мечты?
– Попробуйте своими словами сформулировать, что
такое мечты.
– Почему человек очень радуется, если добился того, о
чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает
много усилий, чтобы достичь этой цели.)
– Обратите внимание, что цели человека бывают
направлены и на него самого, и на других людей.

VI. Физминутка
VII. Выражение
решения проблемы.
– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен
на себя или на других? Почему?
Толкование слова “счастье”, высказывание известных
людей о счастье (показ слайдов)
Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и
«часть», то есть «хороший удел»)- состояние
человека, которое соответствует наибольшей
внутренней удовлетворённости условиями своего
бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению
своего человеческого назначения.
­Что рано утром поможет почувствовать себя
счастливым?
Подвижная физминутка
«Солнышко лучистое».
– Давайте вспомним сказку «Цветик­семицветик»
В.Катаева.
Дети вспоминают содержание,
рассуждают, делают выводы.
­Какие слова она говорила?
– Почему предыдущие 6 желаний Жени не принесли ей
счастья?
­ И почему последнее желание, сделало её счастливой?
- Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для
мальчика счастье
­ Можно ли сказать, что последнее желание Жени
Мальчик стал счастлив. Для него
счастье – это здоровье.
Чтение текста вслух, ответы на
вопросы, рассуждения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...