Действительно холодная война: как Россия побеждает в борьбе за Арктику. Борьба за Арктику: как России отстоять свои интересы Борьба за арктику на современном этапе

Андрей Климонтов -специально для «Новых Известий»

11 января 2019 года министр ВМФ США Ричард Спенсер сделал заявление о том что США планируют летом 2019 года провести специальную операцию в Арктике по обеспечению свободы судоходства в этом регионе путём отправки в Арктику военного флота США. Стоит отметить что это заявление сделано в пику официальной позиции правительства России по которой с 2019 года иностранные корабли смогут проходить по Северному морскому пути только с разрешения России. Из этого можно сделать вывод что если США проигнорируют российские требования о регистрации для навигации по Северному морскому пути то это может привести к вооруженному конфликту в Арктике между Россией и США.

Предпосылки военного конфликта в Арктике

Ещё со времён СССР Арктика является одним из ключевых мировых регионов как экономически так и с точки зрения военной безопасности. Северный Ледовитый океан может быть кратчайшим путём для возможного ядерного удара по территории России. Особую опасность такой удар представляет ввиду малого времени подлёта (порядка 15 минут) стратегических ракет с подводных лодок США из евразийской акватории Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых) к пунктам базирования РВСН на Урале и в Сибири. За счёт такого короткого времени подлёта США и НАТО надеются преодолеть ядерный паритет России за счёт быстрого уничтожения основы российского ядерного щита. Кроме того Арктика набирает потенциал конфликтности из-за споров арктических государств о территориальной принадлежности участков морского шельфа не входящих в исключительную экономическую зону того или иного арктического государства. Продолжающаяся и нарастающая милитаризация Арктики заставляет задуматься над военными методами защиты интересов России в Арктике и возможными последствиями арктического военного конфликта.

Основные арктические игроки и их военные возможности в регионе

Основными претендентами на дележ Арктики являются:

1) Россия - как обладательница самого большого арктического побережья, арктического водного сектора, а также самого большого континентального шельфа;

2) НАТО, в эту организацию входят все пять остальных стран (США, Канада, Норвегия, Исландия и Дания) имеющих побережье и территориальные воды в Арктике;

3) Китай, не имеет побережья и территориальных вод в Арктике, но за счёт наращивания своей экономической, а как следствие и военной мощи (в том числе прежде всего многочисленного строящегося военного флота) может попытаться включится в дележ международного арктического шельфа - скорее всего примкнув к одной из двух сторон (к России либо к НАТО).

В целом на данный момент арктические военные потенциалы России и НАТО оцениваются поверхностно, военные возможности Китая не оцениваются совсем. Предполагается что основной целью милитаризации Арктики является необходимость полного или частичного уничтожения военной группировки потенциального противника с последующим беспрепятственным использованием акватории этого противника в экономических целях (прежде всего подход НАТО). Сейчас многими экспертами, в том числе западными указывается на тотальное превосходство России перед Западом в количестве ледоколов и этот факт подаётся как беспокоящее Запад военное преимущество России в Арктике. Но ледоколы не являются военными кораблями, главное военное значение в Арктике будут иметь:

1) Именно военный флот, который может быть быстро переброшен в Северный Ледовитый океан из Тихого или Атлантического;

2) Авиация, в том числе стратегическая;

3) Системы ПВО. По количеству флота, авиации и ПВО Россия существенно уступает НАТО, поэтому единственной возможностью достигнуть арктического военного паритета для России является размещение тактического ядерного оружия в виде ракет на флоте и ракет и бомб на военных самолетах. Можно предположить что и НАТО пойдёт сходным путём;

4) Четвертым компонентом арктической обороны России должны стать передвижные ракетные комплексы типа «Искандер» которые позволят провести превентивную ядерную и/или не ядерную атаку по аэродромам НАТО.

Военные возможности Китая в арктическом регионе в целом скромнее и исчерпываются флотом, также потенциально вооруженным корабельным ракетным оружием способным нести тактические ядерные заряды. Авиация Китая будет ограничена своей привязанностью к авианосцам количество которых Китай в будущем намеревается довести до трёх. С учётом выше написанного выстраивается примерный военный паритет между Россией и НАТО (за счёт тактического ядерного оружия России) и вторичность роли Китая в регионе.

Военное сдерживание в Арктике

Основой для военного сдерживания как НАТО, так и Китая должен стать сам факт экономической неэффективности военного конфликта с Россией в Арктике для этих стран. Так общей особенностью США и Китая является наращивание многотоннажного - дорогостоящего военного флота, в том числе авианосцев (которые после развития гиперзвукового ракетного оружия уже получили статус плавучих гробов) в то время, как ключевым моментом военного сдерживания в Арктике будут ракеты (в том числе с тактическими ядерными зарядами) способные уничтожить флот и аэродромы противника, стоимость таких ракет (к примеру систем Циркон, либо Искандер) на порядки меньше стоимости военного флота и аэродромов военной авиации (даже ракет вооружённых ядерными зарядами - численность американского и китайского флотов за ближайшие двадцать лет не выйдет за 400 кораблей у каждого потенциального противника. В то же время Россия располагает порядка 36 тонами оружейного плутония что в совокупности даёт около 6 тысяч ядерных зарядов, без учёта тех зарядов что уже стоят на вооружении) возможность уничтожения дорогостоящего флота и аэродромов с военной авиацией (которая при превентивном ударе Искандерами может вообще не успеть взлететь) делает неэффективной военную борьбу Китая и НАТО за ресурсы российской Арктики. В то же время Россия может противопоставить своим потенциальным противникам так называемый " москитный флот " из кораблей и катеров малого размера, не высокой стоимости, но способных после переоборудования нести тактическое ракетное оружие, а также передвижные ракетные комплексы наземного базирования и авиацию.

Возможность распространения арктического военного конфликта на другие регионы

Прежде чем перейти к описанию возможного военного столкновения в Арктике, стоит попытаться понять к чему для России может привести военный ответ на провокации НАТО и/или Китая в Северном Ледовитом океане? У США уже есть отработанная методика территориальных провокаций на море, к примеру США осуществляют пролет своей военной авиации и проплыв военных кораблей через спорные воды возле архипелага Спратли в Южно-китайском море, ситуация в этих водах отчасти сходна с ситуацией в Арктике - есть шельф с суммой полезных ископаемых (прежде всего углеводородов) на один триллион долларов (в Арктике в разы больше, от чего и борьба будет жёстче) . Есть государства оспаривающие принадлежность шельфа и его ресурсов, это с одной стороны Китай (у него наибольшая часть шельфа) есть остальные игроки - Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Тайланд, которые оспаривают права Китая на участки шельфа (вам это ничего не напоминает?

Китай в Южно-китайском море в том же положении что Россия в Арктике) и есть США которые там никаким боком, но поддерживают оппонентов Китая, надеясь потом добывать углеводороды в спорных водах. США проплывают и пролетают над китайскими водами, тем самым давая понять что прямым военным путём не признают принадлежность вод Китаю.

Можно предположить что когда дело дойдёт до практического освоения глубоководного шельфа Арктики то США попытаются аналогичным образом действовать и в российской арктической акватории. Дальше нужно понять что делать России? Либо позволить США игнорировать принадлежность российских территориальных вод, либо как это ни печально - применить против США и НАТО оружие в предупредительных целях, после чего США могут применить военную силу в ответ и у нас могут быть погибшие. Тут важен вопрос - насколько может разрастись такой конфликт и может ли он привести к противостоянию с США и НАТО в других регионах - в Европе и на Дальнем Востоке (с учётом размещения войск США в Японии и Южной Корее), кроме того возможен конфликт по всей протяженности российской китайской границы в случае аналогичного военного конфликта с Китаем в Арктике. Насколько вероятны такие сценарии? Недавно была принята новая ядерная доктрина США, которая в определённых моментах повторяет российскую ядерную доктрину, а именно США собираются применять ядерное оружие против не ядерных военных угроз.

Можно предположить что при атаке Россией не ядерными средствами против флотов НАТО и США, последние могут нанести по России ядерный (ограниченный) удар, могут, но вряд ли на это пойдут, как и на войну в Европе. США не рискнут нанести ядерный удар по какому-либо российскому городу - поскольку получат ответный ядерный удар по своему населенному пункту и возможность нарастания неограниченной военной эскалации. То же самое касается открытия боевых действия на западной границе России и на Дальнем Востоке которые могут перерасти в массированный обмен тактическими, а затем и стратегическими ядерными ударами. Примерно такая же логика будет и у Китая, ни США, ни Китай не рискнут вывести конфликт за пределы Арктики - если такой конфликт начнётся.

Сценарии возможного военного конфликта Россия - НАТО - Китай в Арктике

В случае если России не удастся дипломатическим путём отстоять свои воды от конкурентов, ей придётся применить военные методы. Предполагаются как минимум три варианта событий:

1) Маловероятный, США и их союзники по НАТО и/или Китай попытаются разместить одну или несколько добывающих платформ в водах на которые претендует Россия;

2) Более вероятный, те же государства попробуют разместить добывающие платформы, но ещё и под защитой флота;

3) Флот может быть размещен в наших водах и без добывающих платформ.

В первом варианте как ответ на агрессию США предполагается десантная операция с захватом и выведением из строя чужих платформ и с арестом их персонала. В случае наличия в наших водах иностранного флота десантная операция без уничтожения или вытеснения этого флота становится невозможной. Для нейтрализации флота противника российской арктической военной группировке нужно будет предпринять ряд шагов:

1) Атака торпедами с подводных лодок с максимально возможного для такой атаки удаления (для этого можно применить новые специальные российские торпеды со скоростью 500 км/ч. и повышенной дальностью) учитывая большое количество переборок в современных кораблях - такой торпедный залп не потопит корабли НАТО, но может надолго вывести их из строя, в том числе лишит их возможности преследования наших подлодок;

2) Как альтернатива первому варианту надводными кораблями провести атаку тараном как это уже имело место при Карибском кризисе и в Чёрном море когда наше старое дешевое пограничное судно принялось таранить дорогой американский военный корабль - тот просто сбежал из наших вод.

В случае, если последнее предупреждение не подействует нашим военным, придётся нанести ракетный удар по флоту НАТО - первый - без ядерных зарядов. При таком развитии событий у России будет преимущество так как она сможет нанести удар из глубины континента с помощью Искандеров и крылатых ракет доставляемых стратегическими бомбардировщиками Ту-160 (при этом такие самолёты не приближаются к цели сколько-либо близко - запуская ракеты издалека за несколько тысяч километров) при таком ударе и бомбардировщики и ракетные комплексы будут неуязвимы из-за большого расстояния и быстрой смены местоположения, кроме того если быстро вывести наши военные базы то ответный удар НАТО придётся в пустоту и не будет эффективным.

В случае попытки НАТО пойти на эскалацию конфликта - ввести в бой новые силы, в том числе из других регионов и активизировать обмен ракетными ударами, российские военные для начала могут предпринять предупредительный ядерный удар на расстоянии нескольких десятков километров от флотилии НАТО, если это не произведёт должного впечатления то в конфликте будет использовано российское тактическое ядерное оружие размещенное в крылатых ракетах на Искандерах, Ту-160 и москитном флоте. После этого НАТО окончательно поймёт что воевать с Россией нельзя, как и претендовать на её территории.

Остаётся надеяться что Россия сможет нарастить свою военную силу до такой степени что мы никогда не увидим ни одного вражеского корабля или самолёта и ни одного вражеского солдата в нашей мирной Арктике.

Кому достанется Арктика?
Глобальное потепление грозит накалить отношения между странами полярного региона

Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, является отзвуком той борьбы, которая идет за арктические просторы. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы, которые несет освоение Арктики, заставляют страны региона готовиться к решающей схватке уже сейчас.
По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15 процентов. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Многие специалисты не исключают, что в XXI веке летом Арктика будет полностью свободна ото льда. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая те возможности, которые откроются после того, как растают льды. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится идти через мыс Доброй Надежды, то есть огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через Северный полюс, причем безо всяких ледоколов. А это сократит путь приблизительно на 4 тысячи миль.

В прошлом году российский посол в Канаде Георгий Мамедов заявил, что пора заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Как отметил Мамедов, российская сторона уже вовсю занимается обустройством своей оконечности этого моста в Мурманске. Не дремлют и заокеанские партнеры. В 1997 году на аукционе американский бизнесмен Пэт Бро купил за 7 (семь) долларов порт Черчилл на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 миллионов долларов в год от оживленных арктических грузоперевозок.

По мнению многих, Арктику можно сравнивать не только со Средиземным морем, но и с Персидским заливом. По мнению американских геологов, в Арктике может залегать чуть ли не четвертая часть всех энергоресурсов Земли. Искать нефть и газ в Арктике сейчас - в условиях заоблачных цен на топливо и таких же заоблачных прибылей энергетических компаний - сам Бог велел. Действительно, надо же все эти деньги куда-то вкладывать!

О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. И сенаторов можно понять. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2 с половиной миллиардов долларов. При нынешнем бюджетном дефиците и росте военных расходов для Штатов и это деньги.

В свете всего вышесказанного не удивительно, что страны арктического региона в предвкушении будущих прибылей готовы решительно отстаивать свои интересы. И инцидент с российскими траулерами в Баренцевом море является как раз примером того, как Норвегия пытается постепенно выдавить Россию из этого сектора Арктики.

Россия не согласна с действиями Норвегии, которая в конце 70-х годов объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, "рыбоохранной". Таким образом, оказались поставлены под сомнение договоренности 1920 года, согласно которым СССР, а ныне Россия, могут добывать природные ископаемые и ловить рыбу в этом районе. Печально, что сейчас Россия добровольно уходит с самого Шпицбергена. Из двух российских рудников на островах остался один, да и тот - на грани закрытия.

Так менялся ледовый покров Арктики в период с 1979 по 2002 гг. (по данным NASA) (фото см. по ссылке)

В отличие от России, Норвегия усиливает свое присутствие на территории соседа. Норвежский банк DnB NOR купил недавно мурманский Мончебанк. Как заявляли представители DnB NOR, покупка российского банка позволит им укрепить позиции в таких сферах, как рыболовство, морские грузоперевозки, а также нефтегазодобыча в Баренцевом море. Кстати, это уже третий скандинавский банк, который начал свою деятельность на территории России.

Как и Норвегия, другие страны региона также не признают границы полярных владений России, установленные советским правительством еще в 20-е годы прошлого века. Тогда большевики просто провели на карте две линии: от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу. Все, что попало внутрь этих границ, объявили владениями СССР. После подписания ооновской Конвенции по морскому праву, Москва решила фактически закрепить картографические завоевания большевиков, воспользовавшись юридической дырой в тексте Конвенции. Согласно ее тексту, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас Россия доказывает всем, что ее шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить уже не столько с Норвегией, сколько с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит датской короне.

Кстати, Дания является участницей еще одного, пожалуй, самого анекдотического противостояния из всех существующих в Арктике. Дания спорит с Канадой за крохотный островок Ханс, находящийся в проливе между канадской территорией и Гренландией. Периодически остров посещают канадские и датские экспедиции, которые оставляют после себя государственные флаги своих стран. Три года назад очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 году флаг исчез, а установленный в 1995-м - порван в клочки. Но тогда вину за это возложили на суровый в тех местах ветер. Однако в нынешнем году, видимо, тем же ветром, на остров занесло министра обороны Канады Билла Грэхема, после чего над Хансом стал развеваться флаг с кленовым листом. К спору между правительствами подключилась и общественность двух стран. Особенно та ее часть, которая обладает достаточным чувством юмора. Уже появился Фронт освобождения острова Ханс, борющийся с владычеством как Канады, так и Дании. Есть и радио Свободный Ханс. А два шведских ди-джея этим летом дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили не мудрствуя лукаво поделить остров пополам.

В портфеле у самой Канады, помимо спора с Данией, есть претензии и к Соединенным Штатам. В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит плавать по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северо-западный проход, у Канады с США не урегулированы разногласия по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в том районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.

Так неужели по мере того, как климат в Арктике будет становиться все теплее, отношения между странами региона будут становиться все прохладнее? Очень может быть, что им придется объединиться для борьбы с негативными последствиями глобального потепления. Ведь скептики утверждают, что оно приведет к образованию огромных льдин, которые будут таранить нефтегазовые платформы. А уж говорить о строительстве какой-либо инфраструктуры на "вечной мерзлоте" в условиях потепления, когда почва буквально начинает уходить из под ног, и вовсе проблематично.

И главное, чтобы в ссорах за шкуру пока еще не убитого медведя страны не забыли про угрозу местной фауне и радикальные изменения в жизни местных коренных народов. Вот эти-то проблемы точно надо решать всем миром.

Северный морской путь, запасы углеводородов и других природных ресурсов, а также контроль над потенциальной зоной доставки боезарядов – делает северные широты новым фронтом геополитического противоборства


В Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г. все пять прибрежных арктических государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания от имени Гренландии) обязались урегулировать территориальные претензии в рамках международного права, как это отражено в Конвенции ООН по морскому праву. Декларация подтвердила, что нормативно-правовая база обеспечивается Конвенцией ООН, чего достаточно для управления Северным Ледовитым океаном, и нет никакой необходимости в разработке нового международно-правового режима.

Таким образом, арктические воды признаны такими же, как и в других регионах Земного шара, с аналогичными правами на континентальный шельф, архипелаги, острова, внутреннее море и соответствующими компромиссными решениями, связанными с проходом судов через суверенные морские воды.

Однако для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, так как этот путь рассматривается как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции. Следовательно, все преимущества в эксплуатации данного направления находятся у России. Очевидно, из-за этого и не прекращаются попытки пересмотра некоторых положений Конвенции со стороны ряда государств и, более того, даже высказываются предложения приватизировать моря! Такая идея исходит из мирового центра глобализма - Совета международных отношений, чьи штаб-квартиры находятся в Нью-Йорке и Вашингтоне. Свои выводы он подкрепляет экспертными статьями в издании «Foreign Affairs» и его дочерних структурах (между прочим, в России такой «просветительской» рукой этого Совета является издание «Россия в глобальной политике»).

Кроме того, несмотря на установленные нормы, ряд стран продолжают оспаривать свое право на те или иные участки в арктических широтах. Самым известным, в виду его обширной территории, является хребет Ломоносова, открытый в 1948 году советскими экспедициями. Россия неоднократно подавала заявки в Комиссию ООН по внешним границам шельфа. Предлагала установить новые границы континентального шельфа РФ на основании проведенных исследований хребтов Ломоносова и Менделеева , но Комиссия в 2002 г. лишь порекомендовала продолжить исследования, что подстегнуло и другие страны к борьбе за расширение собственной экономической зоны.

Первой в арктическую борьбу включилась Дания в 2004 г., начав исследования Северной Атлантики. Очевидно, что целью датских экспедиций являлось получение доказательств принадлежности хребта Ломоносова к Гренландии.

Тем не менее, в 2007 г. Россия провела новые исследования, которые дали основания утверждать, что спорный хребет является продолжением континентального шельфа России.

Но альянс западных стран не собирался сдаваться. На арену вышла Канада, потратив до 2013 г. примерно 200 млн долл. на соответствующие исследования. Поскольку хребет Ломоносова тянется до Канадского арктического архипелага, то Канада, вопреки фактам, сделала заявление о принадлежности хребта к своей территории. Естественно, что обе страны не признают претензий друг друга и намерены продолжать оспаривать свое право в ООН.

Причиной столь пылкого интереса к полярным широтам являются богатые природные ресурсы Арктики. По оценкам Геологической службы США от 2008 года, 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа находятся за Полярным кругом. Учитывая растущий энергетический голод промышленно развитых стран, можно понять такое большое рвение в освоении углеводородных ресурсов. Кроме того, промышленный вылов рыбы и других морских обитателей также является дополнительным фактором в перекраивании морских пространств.

Но для обоснования своего права на территорию (акваторию) нужны весомые аргументы. Россия их будет получать двумя путями. Первый – научный. Как уже было сказано, в регион неоднократно отправлялись экспедиции. А на лето 2014 года запланированы походы российских судов в район Земли Франца Иосифа , Северной Земли, к Новосибирским островам и острову Врангеля . Второй путь – наиболее результативный, но с вероятной критикой со стороны других стран. Это – военная мощь. Не случайно в России была создана Арктическая группировка вооруженных сил и уже проведены маневры с высадкой десанта в критически низких температурных условиях.

Кроме всего прочего, через Арктику пролегает самый удобный маршрут из Европы в Азию.

Расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, тогда как Северным морским путём он вдвое короче - 5770 морских миль! А это значительно уменьшает все транспортные затраты.

В 2012 году 46 судов прошло по Северному морскому пути, который идет вдоль северного побережья России. Эти суда перевезли в общей сложности 1,3 млн тонн грузов. В 2011 г. на 34 судах было перевезено около 820 000 тонн. И в марте 2013 года Россия создала Администрацию Северного морского пути. Наиболее потенциальный клиент нового маршрута - Китай. Между прочим, у Китая есть свой ледокол, хотя эта страна и не имеет выхода к холодным морям.

Очевидно, что нам без специального флота не обойтись. «Балтзавод», согласно проведенному недавно конкурсу, выиграл право построить два ледокола. Корабли должны быть построены до 25 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года, соответственно. Цена госконтракта - около 84,4 млрд рублей. Один атомный ледокол ЛК-60 уже в процессе изготовления и должен будет сдан в 2017 году. Он станет самым большим и мощным в мире. Ширина корпуса составит 34 метра (у предыдущего класса «Арктика» было 30 метров), он один (из-за чего его и называют головным) сможет проводить по трассам Северного морского пути танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн.

В отношении Арктики у многих государств выработана собственная стратегия. Некоторые из них работают в альянсе как, например, члены НАТО - Норвегия, Канада и США, они координируют свою деятельность в отношении рассматриваемого региона. И в этих государствах недавно был принят ряд документов - от доктрин до плана действий, именуемый в этих странах «дорожной картой».

Крайне любопытными представляются разработки военных ведомств. Барак Обама 10 мая 2013 года утвердил Национальную стратегию в Арктическом регионе, где сформулированы связи между событиями в Арктике и устойчивыми национальными интересами США. До этого была издана Национальная президентская директива страхования (2009 г.), второе название которой - Национальная президентская директива безопасности. Министр обороны США Чак Хайгель в предисловии к оборонной доктрине (издана в конце 2013 г.) указывает, что « Арктика находится в критическом моменте своего преобразования от относительно изолированной области до той, где отступающий лед позволяет увеличить доступ человеку... Арктика становится все более важной, и, независимо от уровня и масштаба изменений, мы должны быть готовы способствовать национальным усилиям в преследовании стратегических целей в данном регионе ». Таким образом, военная стратегия США в Арктике заключается в создании безопасной и стабильной области, где американские национальные интересы гарантированы, и работа стран ведется совместно для того, чтобы устранить возникающие проблемы.

Интересы и проблемы - это ключевые слова данной доктрины. Очевидно, что США под обеспечением своих интересов понимают нарушение интересов других стран и «проблемы» напрямую связаны с ответной реакцией на эти нарушения, прежде всего, России.

В Стратегии Пентагона указано, что « интересы национальной безопасности включают такие вопросы как противоракетную оборону и дальнее обнаружение; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, морского присутствия и морских операций по безопасности; а также обеспечение свободы мореплавания. Сохраняя свободу мореплавания в Арктике, которая включает все права, свободы, и использование морей и смежного воздушного пространства, включая свободу навигации и перелетов, поддерживается национальная способность осуществить эти права, свободы и использование моря и воздушного пространства во всем мире, включая стратегические проливы ». Здесь уже просматривается вызов России, ведь что такое стратегическое сдерживание в Арктическом регионе?

Это развертывание ракет-перехватчиков, а также комбинированных сил для нанесения быстрого удара по Российской Федерации. Стратегия сдерживания хорошо известна по холодной войне, когда США создавали «кольцо Анаконды» вокруг СССР, располагая по периметру советских границ свои военные базы. Понятно также, что арктическое направление является наиболее кратким путем для доставки боезаряда со стороны России в США и наоборот. Кстати, в доктрине, подписанной Обамой , говорится об « арктическом регионе, который стабилен и где нет конфликта, где страны действуют ответственно в духе доверия и сотрудничества, и где экономические и энергетические ресурсы развиваются стабильным путем, который также направлен на уважение хрупкой окружающей среды, интересов и культуры местных народов ».

Крайне интересна и военно-стратегическая концепция Канады, которая выступает фактическим проводником интересов США и НАТО в регионе, но, все же вступает в спор по некоторым моментам.

В январе 2014 года Институтом иностранных дел и обороны Канады была подготовлена директива по арктическому вопросу, где выделены основные проблемы, с которыми придется столкнуться. Первая - это баланс экологии и нефтедобычи. Согласно директиве, Канада намерена противодействовать неизбежным протестам экологам, которые будут организованы против любого разведочного бурения в канадских водах. С другой стороны, в документе отображается необходимость сохранения равновесия в отношении защиты окружающей среды.

Необходимо отметить, что Канада ведет добычу сланцевой нефти в зоне своей ответственности, что опасно для окружающей среды в отличие от традиционной добычи, которую использует Россия. Кстати, в докладе отмечается, что США сильно противились созданию Арктической стратегии по охране окружающей среды, предшествовавшей созданию Арктического Совета, а Канада, наоборот, выступала за концепцию создания и организацию политически более мощного международного юридического лица, которое могло бы работать как по проблемам защиты окружающей среды, так и иным вопросам, стоящим перед приполярным регионом.

В анализе потенциальных конфликтов между экологами и государствами отмечен и . При этом авторы канадского документа пишут, что в связи с претензиями к России теряется из виду тот факт, что датский военно-морской флот обязан был использовать применение силы для ареста протестующих из Гринписа, когда они высадились на нефтяную платформу у западного побережья Гренландии в 2011 г.

« Протестующие, используя тактику, которая была идентична используемой против русских, протестовали против проведения нефтеразведки в водах, окружающих Гренландию. Два члена Гринписа, которые высадились на нефтяной платформе, были обвинены в нарушении границы и запретной зоны вокруг буровой установки. Они были оштрафованы на 20.000 датских крон и высланы из Гренландии, им запретили повторный въезд в страну в течение одного года. В обоих случаях (российском и гренландском) вооруженный спецназ захватил и арестовал людей », - указано в директиве.

В конечном счете, Россия, Канада и США, будут использовать войска, чтобы защитить свое право на ресурсы в арктической области. Канадцам кажется маловероятным, что Арктический совет будет в состоянии решить проблему нефтяного развития в Арктике.

Кстати, Арктический совет является одним из наднациональных органов, курирующих регион Арктики. Он был создан в 1996 г. странами, имеющими территории за Полярным кругом, - это США, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Основная цель данной структуры состоит в охране окружающей среды и проведении соответствующих исследований этими странами. В мае 2013 г. на министерской встрече в Швеции Арктический совет предоставил шести новым странам (Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур) статус наблюдателей, что указывает на повышенный интерес к этому органу и региону со стороны многих государств. Что и понятно: Арктика представляет собой лакомый «кусок», богатый нефтью и газом.

Экспедиция Минобороны РФ, испытывающая новые образцы вооружения и техники в арктических условиях, достигла острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Об этом заявил замглавы российского оборонного ведомства Дмитрий Булгаков.

"Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный", - отметил он.

Маршрут экспедиции пролегал от поселка Тикси до мыса Святой Нос, а затем - через проливы Дмитрия Лаптева и Санникова до Котельного. Теперь экспедиции предстоит обратный путь в Тикси. Всего военнослужащие и представители промышленных предприятий на снегоболотоходной технике преодолели более тысячи километров по льду моря Лаптевых в прибрежной зоне.

Дмитрий Булгаков заявил, что в ходе экспедиции удалось провести около сотни различных исследований и лабораторных работ, в том числе - техобслуживание и ремонт техники.

Борьба за Арктику

С момента открытия Арктика стала территорией, на которой сталкиваются политические и экономические интересы многих развивающихся стран.

Противоречия в преследуемых целях различными (в первую очередь приарктическими - Россия, Дания, Канада, Норвегия и США) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом. А конфликтные ситуации - стать серьезной помехой на пути достижения целей РФ в регионе, которые, как сообщается в "Основах государственной политики", должны "опираться на взимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений".

Стоит отметить, что причин обострения геополитической борьбы в регионе несколько. Главные из них, по мнению экспертов, такие, как:

- Неопределенный статус национальных границ в регионе

- Богатство находящихся в недрах ресурсов

- Стратегическое значение транспортных артерий арктического региона

Кто претендует на Арктику

Америка

По мнению экспертов, среди интересов Штатов в Арктике - расширение масштабов систем ПВО и раннего оповещения, развертывание морских и воздушных военных систем, которые предназначены для обеспечения и поддержки транзитных перевозок, проведение операций по обеспечению морской безопасности, обеспечение свободы навигации и пролета над арктической территорией.

Канада

По мнению специалистов, страна имеет концепцию продвижения своих интересов в Арктике. Несмотря на союз со Штатами, взаимоотношения двух стран неоднозначны.

Официальные лица Канады не скрывают, что страна выступает за секторный раздел акватории между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. В связи с этим предполагается, что границы арктического шельфа должны проходить от оконечностей нацтерриторий по меридианам до самого полюса.

Норвегия

В ряду приарктических государств Норвегия высказывает наибольшее количество территориальных претензий.

Россия в Арктике

Границы северных полярных владений Советского Союза определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

В 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, согласно которой были установлены одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов.

Правда, стоит отметить, что каждая страна может требовать права на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра и за пределами 200 миль в том случае, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния.

Для того чтобы добиться прав на полярные владения, Россия должна доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева континентального происхождения и связаны с территорией РФ.

В отношении хребта Ломоносова спор идет с Данией.

В последнее время мировая общественность и средства массовой информации особенно пристально фокусируют внимание на возрастающем значении российской Арктики как ресурсной базы, крупной транспортной артерии и стратегически важного плацдарма для обороны северных границ нашей Родины. Более того, возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального геополитического влияния.

Основной акцент делается на трёх составляющих значимости Арктики:

  • во-первых, природные богатства, прежде всего колоссальные нефтегазовые запасы;
  • во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной и надёжной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР;
  • в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе.

Освоение огромных энергетических ресурсов, составляющих примерно треть запасов нашей планеты, а также прогнозируемое потепление в Арктике дали начало особо динамичной интенсификации экономических, политических и .

Притязания стран на арктический шельф

До недавнего времени главным сосредоточием мировых экономических, политических и военных интересов был Ближний Восток. Сегодня специалисты обоснованно считают, что данная парадигма, остававшаяся неизменной многие десятилетия, в ближайшей перспективе сменится на другую — акцент мирового внимания объективно смещается в Арктику, что мы сегодня и наблюдаем.

Русский Север служит не только богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции: оборонную, экологическую, рекреационную.

Проведённые исследования показывают, что геополитические и иные факторы, которые оказывают влияние на развитие Арктики, распределяются следующим образом:

  • географический, 30%;
  • военный, 21%;
  • экономический, 18%;
  • экологический, 10%;
  • политический, 5%;
  • демографический, 5%;
  • интеллектуальный, 5%;
  • культурно-религиозный, 3%;
  • этнический, 3%.

Каждый из этих относительно самостоятельных факторов необходимо учитывать при формировании долгосрочной политики развития Арктического региона.

Вслед за обоснованным превращением Арктики в важнейший регион мировой экологии, экономики и политики, закономерно следует и его ускоренная, навязываемая Западом милитаризация. Такова объективная реальность. Более того, борьба за ресурсы и уникальные транспортные возможности полярного региона превращают его в центральную геополитическую арену XXI века.

Сегодня, как никогда ранее, . Уместно напомнить, что исторически борьба за Север насчитывает многие сотни лет, практически с момента величайших открытий русских мореплавателей. На протяжении всей нашей истории Запад стремился вытеснить Россию с её исконных северных территорий. Настоящий период не исключение. Сегодня интенсивность борьбы за русский Север особенно высока, ещё более высока цена его утраты.

Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяжённости арктических участков границ между странами региона. Более того, Арктика выступает своеобразным буфером между основными мировыми центрами: США, Западной Европой, Россией, Японией, Китаем. В настоящее время из-за глобальных изменений в структуре мировой политики и экономики, окончательно сформировавшихся агрессивных целей НАТО применительно к Северу, назрела необходимость серьёзно переосмыслить роль и место арктической зоны как в системе обороны России, так и в стратегии её дальнейшего развития.

В последнее время Арктика переживает беспрецедентную военную экспансию со стороны НАТО, а её милитаризация становится важнейшей стратегией альянса и одним из основополагающих факторов распределения сил в регионе. С учётом наметившейся его милитаризации, обстановку в Арктике многие аналитики рассматривают как «последний передел мира». Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным территориальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление, особенно на Севере, превращают борьбу за Арктику в важнейший элемент мировой геополитики, а также в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более чётко.

По словам одного из высокопоставленных чиновников альянса, Арктика объявлена стратегически важным объектом НАТО. Цитируем: «Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников».

Следует также особо отметить, что перспективные планы НАТО и международные претензии на запасы первичных ресурсов Арктики постепенно становятся главными темами обсуждений между различными государствами альянса и отдельными приглашёнными странами.

Сегодня не вызывает сомнения активное участие европейских стран в милитаризации Арктики, которая становится важнейшим элементом их внешней политики.

В последнее время активизировались военные учения в Арктике, в которых ежегодно принимают участие до 10 государств. Только за последние 5 лет военный контингент западных Арктических стран увеличен в десять раз.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, не остался в стороне от активизации интереса мирового сообщества к природным ресурсам Арктики и хочет иметь свою долю в регионе. По китайской официальной версии, Пекин планирует расширить научные исследования полярных регионов планеты. При этом руководство Китая демонстративно подчёркивает, что освоение Арктики соответствует геополитическим интересам страны.

Можно однозначно утверждать, что в настоящее время Арктика, некогда игравшая роль буфера между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем — становится полигоном большой военно-стратегический игры. Все это обоснованно выводит арктический вектор российской геополитики на передний план.

Следовательно, Арктический регион, уже в ближайшей перспективе может стать настоящим «полем боя» между Западом, Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать, что интерес к региону проявляют также и такие страны, как Япония и Южная Корея.

Таким образом, Арктике недолго осталось быть своеобразной «терра инкогнито» — регионом общим и ничьим. Сегодня стоит вопрос: либо мы, либо НАТО.

Транспортные возможности и потенциальные запасы ресурсов Арктики приводят к тому, что военное присутствие с целью контроля и защиты национальных интересов заинтересованных стран становится в регионе объективной реальностью.

Для того, чтобы правильно распорядиться этим богатством, превратить его в капитал, достаточный для развития страны в наступившем столетии, или, как минимум, его не потерять, России необходимо выстроить всю государственную вертикаль, обеспечивающую прагматически жёсткое, нацеленное на будущее освоение полноценной жизни на этих территориях. Мы все должны однозначно исходить из того, что освоение и развитие Севера — это одна из нынешних главных проблем в обеспечении национальной безопасности. Построение политики, основанной на идее приоритетности для России освоения жизни на Севере, может выступить важнейшим средством постановки целей национального развития и национальной консолидации.

Первоначальной и одновременно важнейшей задачей в освоении богатств русской Арктики является научно-обоснованное установление её законных границ, которые должны быть признаны мировым сообществом. Создание социально-экономических условий для реализации инновационной экономики на Севере, несомненно, является результатом деятельности человеческих ресурсов различного качества.

Для современной России Север следует рассматривать как объективную возможность для демографического роста в веке наступившем.

Пока Русский Север не обладает ресурсами для его начального развития или даже для элементарного обеспечения нашего присутствия в регионе.

Усиление значимости человеческих ресурсов как ведущего фактора решения проблем развития северного региона и социально-экономических преобразований жизни населения Севера требует пересмотра подходов и традиционной структуры социальной политики, проводимой в отношении его коренного населения.

Историко-культурная ценность Севера не менее очевидна, чем природная. Жизненный уклад, языки народов Севера, их культурное наследие — важный пласт всей мировой культуры.

Необходимо направить усилия государства на создание и совершенствование правовой базы в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а также в кратчайшее время сформировать обоснованные финансовые инструменты государственной поддержки их социально-экономического развития. При этом особое место следует уделить разработке специальных льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть северные народы на их историческую родину, а также разработать комплексную программу сохранения их ценнейшего культурного наследия, традиционного уклада жизни, языка и религии. Важно активизировать работу Ассоциации коренных народов Севера, направляя её деятельность на обеспечение роста этнического самосознания его народов.

Политика развития арктического региона должна иметь конечной целью создание квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров наряду с образованием развитого индустриального комплекса на базе уникального природно-ресурсного потенциала. При этом следует бережно относится к богатому этнокультурному достоянию коренных народов Севера.

Требует внимательного учёта и тот факт, что сегодня усиливается воздействие ряда стран и международных организаций на представителей коренных малочисленных народов Севера, соблюдение прав и социальная защищённость которых требуют повышенного внимания со стороны государства. Используя недовольство представителей северных народностей своим положением, иностранные эмиссары пытаются выступать в роли их защитников, подогревается сепаратизм, в том числе на национальной основе. Требование обеспечить право коренного населения на земли исконного обитания и природные ресурсы, используемые в целях жизнеобеспечения, — это одна из точек потенциальной напряжённости на севере планеты.

Север по праву считается естественным и очень мощным эколого-географическим препятствием наметившейся и постоянно усиливающейся экологической деградации планеты. Не менее важно и то, что Север, по большому счету, формирует климат Земли. Мы должны чётко понимать, что открытие новых месторождений, государственное управление добычей первичных природных ресурсов может и должно стать сегодня чрезвычайно эффективным и статусным видом воздействия России на мировой оборот первичных природных энергетических ресурсов, своего рода экономическим оружием и даже мощным средством давления и влияния нашего государства на мировую политику. Учитывая ярко выраженную ресурсную направленность нашей современной экономики, добычей и поставкой полезных ископаемых с северных территорий на мировые рынки нужно умело и гибко управлять.

Север может стать полигоном для отработки и внедрения принципиально новых универсальных социально-гуманитарных технологий и технологических платформ.

Энергообеспечение морской деятельности в Арктике имеет ключевое значение для всех видов освоения и развития этого важнейшего региона, в первую очередь, для наиболее энергоёмких — морских грузоперевозок и освоения арктического шельфа. При этом наличие атомных ледоколов было, есть и в перспективе будет важнейшим гарантом решения такой задачи.

Перспективным в ближайшие годы для использования в ледовых условиях Арктики является применение ледостойких гравитационных или иных буровых платформ.

Формируя основные аспекты северной политики, мы должны учитывать, что при существующих масштабах и тенденциях мировой добычи нефти и газа, с учётом резкого расширения ёмкости азиатского рынка, ресурсы Баренцева и Карского морей могут стать важным фактором в обеспечении сбалансированности европейского рынка и сохранения на необходимом уровне энергетической безопасности России.

Одной из ключевых проблем на Севере является защита национальных интересов России на морских коммуникациях в международных водах. Нормы права здесь должны подкрепляться активным силовым военным присутствием нашей страны, которое диктуется не только противоречиями на межгосударственном уровне, но и активизацией деятельности международного терроризма на море.

Очевидно, что реализация государственной политики в данном регионе будет осуществляться поэтапно.

Первоначально необходимо обеспечить и завершить:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ;
  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов арктической зоны РФ;
  • реализацию целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, вкплючая формирование государственной программы развития арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
  • реализацию перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием арктической зоны РФ.

В последующем должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке первичных энергетических ресурсов;
  • решение задач структурной перестройки экономики в арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
  • создание единого информационного пространства арктической зоны РФ.

Завершающий этап — это превращение арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

В целом России необходима разумная долгосрочная национально ориентированная северная политика как важнейший фактор обеспечения её национальной безопасности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...