Системный анализ в логистике. Системный анализ логистики – пример Методы системного анализа в логистике

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход (системный анализ), принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный анализ -- это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. В центре методологии системного анализа находится операция количественного (качественного) сравнения альтернатив для выбора одной, подлежащей реализации. Чтобы получаемые в рамках анализа оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отображать существенные свойства альтернатив: выходной результат, эффективность, стоимость, издержки и др. Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы, их взаимосвязи и даны соответствующие правильные оценки. Момент зарождения теории систем и системного анализа соотносят с серединой прошлого столетия. Тогда по мере развития кибернетики соответствующая отрасль прикладных знаний сформировалась в самостоятельный раздел. Ветви теории систем и системного анализа легко прослеживаются во многих «ведомственных кибернетиках»: биологической, медицинской, технической, экономической и, в частности, логистической.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA). Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя.

Методология системного анализа является универсальным средством исследования и проектирования сложных систем разнообразной природы. Это относится и к логистическим системам. Поэтому очень сложно однозначно систематизировать все задачи и методы, которые используются при её использовании. Теория систем и системный анализ используют достижения многих отраслей науки и такое, образно говоря, «поглощение» непрерывно расширяется. Однако, наряду с этим, в системном анализе и теории систем имеется своё «ядро», свой особый метод - системный подход к анализу соответствующих проблем и задач. Его сущность на содержательном уровне весьма проста: все элементы анализируемой системы и все операции в ней необходимо рассматривать как одно целое, только в совокупности и с учётом имеющихся взаимосвязей.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.

  • 1. ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.
  • 2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.
  • 3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.
  • 4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.

Практическое применение системного анализа в исследованиях логистики предусматривает, как правило, реализацию следующих основных этапов:

построение модели в формате изучаемой системы или подсистемы логистики;

моделирование системы и нахождение наилучшего решения;

учет «внешних» условий (как говорят, «состояний природы») в формате решения;

реализация решения.

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

  • 1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
  • 2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
  • 3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
  • 4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;

выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение

выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;

выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;

формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;

выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;

разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Основные задачи анализа логистических систем:

установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

разработать программу развития логистической системы предприятия;

проверить эффективность взаимодействия элементов системы, выявить узкие места и устранить их;

выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;

разработать конкретные показатели функционирования логистической системы предприятия;

сформулировать цели создания логистической системы.

В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:

Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

Таким образом, свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система -- это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система -- это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.

Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов.

Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем. Понятие системы -- это способ найти простое в сложном в целях упрощения анализа.

Элементарная система, изображенная в общем виде, представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Система в общем виде

Основными частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.

У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы (сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому управлению со стороны ее руководителей.

Не контролируемые системами внешние факторы обычно можно разбить на две категории: случайные, характеризуемые законами распределения, неизвестными законами или действующие без всяких законов (например, природные условия); факторы, находящиеся в распоряжении системы, являющейся внешней и активно, разумно действующей по отношению к рассматриваемой системе (например, нормативно-правовые документы, целевые установки).

Цели внешней системы могут быть известны, известны не точно, вовсе не известны.

Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы, например, различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др.

Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация.

Вторая часть системы -- это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

Третья часть системы -- выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых -- стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.

Различают физические и абстрактные системы. Физические системы состоят из людей, изделий, оборудования, машин и прочих реальных или искусственных объектов. Им противопоставлены абстрактные системы. В последних свойства объектов, существование которых может быть неизвестным, за исключением их существования в уме исследователя, представляют символы. Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся в поле зрения исследователя, могут быть описаны как абстрактные системы.

В зависимости от своего происхождения выделяют естественные системы (например, климат, почва) и сделанные человеком.

По степени связи с внешней средой системы классифицируют на открытые и закрытые.

Открытые системы -- это системы, которые обмениваются материально-информационными ресурсами или энергией с окружающей средой регулярным и понятным образом.

Противоположностью открытым системам являются закрытые.

Закрытые системы действуют с относительно небольшим обменом энергией или материалами с окружающей средой, например, химическая реакция, протекающая в герметически закрытом сосуде. В деловом мире закрытые системы практически отсутствуют и считается, что окружающая среда является главным фактором успехов и неудач деятельности различных организаций. Однако представителей различных школ управления первых 60 лет прошлого века, как правило, не волновали проблемы внешней среды, конкуренции и всего остального, что носит внешний для организации характер. Подход с точки зрения закрытой системы предполагал то, что следует делать, чтобы оптимизировать использование ресурсов, принимая во внимание только происходящее внутри организации.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

В качестве примера движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, г. е. внутри своей структуры;

В логистике, как и во многих других подсистемах предприятия, применение системного анализа позволяет решить многие возникающие проблемы.
Системный анализ в узком смысле есть методология принятия решений, в широком смысле – синтез методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений. Кроме того, под системным анализом понимают методологию решения сложных проблем большого масштаба. Системный анализ в логистике позволяет разделить сложную логистическую задачу на совокупность отдельных простых задач, разделить сложную логистическую систему на элементы с учетом их взаимосвязи. В данном случае анализ является процессом последовательной декомпозиции решаемой сложной логистической проблемы на взаимосвязанные частные полпроблемы. Системный анализ основан на системном подходе. Системный анализ представляет собой взаимосвязанное логико – математическое и комплексное рассмотрение совокупности вопросов, относящихся не только к замыслу, разработке и функционированию современных систем, но и к методам руководства всеми этими этапами с учетом всех социальных, политических, стратегических, психологических, правовых, географических и других аспектов. Системный анализ применительно к логистике является методологией исследования или упорядочения логистической системы. В данном случае под упорядочением понимается расположение элементов логистической системы в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков. Основные отличия системного анализа от других подходов: альтернативы логистических систем оцениваются с позиций длительной перспективы; отсутствуют стандартные логистические решения; четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же логистической проблемы; применяется к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени; признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятия логистических решений и в соответствии с этим разрабатываются процедуры согласования различных точек зрения; особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при отборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов. Полезность системного анализа в логистике состоит в том, что имеют место большее понимание и проникновение в суть логистической проблемы: практические усилия, заключающиеся в выявлении взаимосвязей и количественных ценностей, способствуют обнаружению скрытых точек зрения за теми или иными решениями, большей точности, большей сравнимости, большей полезности и эффективности.

Применение системного анализа для решения логистических проблем является эффективным средством, поскольку его использование позволяет решать возникающие на практике логистические проблемы. Применение системного анализа должно осуществляться в определенной последовательности.

1. Анализ проблемы в области логистического обслуживания потребителей.Данный этап имеет особое значение, поскольку придуманные проблемы часто могут выдаваться за актуальные. Под проблемой в сфере обслуживания понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области обслуживания конечных потребителей.

2. Определение логистической системы.Для того чтобы определить логистическую систему, проблема в области обслуживания распределяется на совокупность четко сформулированных задач. В итоге определяются задачи, стоящие перед логистической системой, и методы их реализации. В больших логистических системах задачи образуют иерархию.

3. Анализ структуры логистической системы. На данном этапе определяются функциональные элементы логистической системы, такие как снабжение, производство, складирование, распределение, транспортировка. Необходимо следовать определенному порядку в выделении подсистем, элементов логистической системы и реализуемых в них процессов.

4. Формулирование глобальной цели и критериев оценки эффективности функционирования логистической системы. Необходимо следовать от анализа существующего положения, достигнутого уровня к последовательному прогнозу развития логистической системы.

5. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах. На данном этапе используется метод дерева целей, при котором цель увязывается со средствами.

6. Прогноз и анализ будущих условий. Данный этап позволяет получить информацию о будущем развитии логистической системы.

7. Оценка целей и средств.Данный этап необходим, поскольку при анализе логистических систем специалист по логистике, как правило, имеет дело с неструктурированными или слабоструктурированными проблемами.

8.Отбор вариантов.Выбор осуществляется на основании критериев, позволяющих ликвидировать несоответствие потребностей потребителей и средств их удовлетворения.

9. Анализ существующей логистической системы.В процессе анализа возникает необходимость в диагностическом обследовании организационной структуры управления предприятием, направленном на выявление ее возможностей и недостатков.

10. Формирование программы развития.При формировании программы развития применяются матричные, сетевые методы экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели.

Актуальность системного анализа логистической системы предприятия повышается в том случае, если его ресурсы и средства ограничены. В таких условиях важно следовать упорядоченной процедуре анализа. Необходимо оптимально сочетать данные процедуры в процессе системного анализа. В теории сформирован перечень процедур,необходимый для проведения системного анализа логистической системы предприятия:

1) Определение границ исследуемой логистической системы.Данные границы являются условными и определяются конкретной задачей исследования с учетом всех поставщиков предприятия, его потребителей и любых иных субъектов, каким – либо образом с ним связанных;

2) Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.Следует изучать в качестве основных такие надсистемы, как экономические, политические, государственные, региональные, социальные, экологические, международные;

3) Определение основных черт и направлений развития всех надсистем. Данная процедура касается всех подсистем, которым принадлежит логистическая система предприятия. В частности, необходимо сформулировать их цели и противоречия между ними;

4) Определение роли исследуемой логистической системы в каждой подсистеме. В данной процедуре следует рассмотреть такие аспекты: идеализированную, ожидаемую роль логистической системы с точки зрения надсистемы, реальную роль исследуемой логистической системы в достижении целей надсистемы;

5) Выявление состава логистической системы.Данная процедура предполагает выявление частей, из которых она состоит;

6) Определение структуры логистической системы, под которой понимают совокупность связей между ее компонентами;

7) Определение функции компонентов логистической системы. Необходимо выявить целенаправленные действия компонентов, их вклад в реализацию роли системы в целом;

8) Выявление причин, объединяющих отдельные части в единую логистическую систему, в целостность.Как правило, интегрирующим фактором, формирующим целостные логистические системы, является человеческая потребность. Так, первичным интегрирующим фактором является цель в области обслуживания потребителей;

9) Определение всех возможных связей, коммуникаций логистической системы с окружающей внешней средой;

10) Рассмотрение логистической системы в динамике, в развитии. Необходимо сформулировать историю логистической системы, источник ее возникновения, рассмотреть периоды становления, тенденции и перспективы ее развития, переходы к качественно новым состояниям.

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа. Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

1) Методы типа мозговой атаки.Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;

2) Метод сценариев.Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;

3) Методы экспертных оценок.Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;

4) Методы типа «Дельфи».Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;

5) Методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;

6) Морфологические методы.Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;

7) Матричные формы представления и анализа данных.Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;

8) Программно – целевой метод.Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;

9) Метод анализа систем.Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

Следование принципам позволяет достигать хороших результатов в любой деятельности. Это объясняется тем, что принципы представляют собой требования, выведенные теорией и практикой специально для достижения оптимальных состояний в различных условиях. Знание принципов в логистике позволяет ее специалистам сравнительно адекватно реагировать на неопределенность внешней среды.

Принцип представляет собой обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений. Кроме того, под принципом можно понимать постоянно и последовательно применяемый метод.

Необходимо следовать определенным принципам системного анализа.

Принцип оптимальности. Доказано, что характерной чертой развития в современных условиях является определение наиболее подходящего варианта логистической системы. Необходимо выбирать такие решения, которые являются лучшими по комплексу критериев для заданных условий.

Принцип эмерджентости.Служит продолжением принципа оптимальности и выражает следующее важное свойство системы: чем больше размеры исследуемой логистической системы и чем значительнее различие в размерах между частью и целым, тем, как правило, больше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств отдельных частей системы.

Принцип системности. В соответствии с данным принципом необходимо подходить к рассмотрению логистической системы как к комплексному объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), осуществление которых обеспечивает достижение нужного эффекта в минимальные сроки и при наиболее минимальных затратах трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Необходимо, с одной стороны, рассматривать логистическую систему как единое целое, с другой – как часть более крупной системы, в которой анализируемый объект состоит в определенных отношениях.

Принцип иерархии.В соответствии с данным принципом необходимо формировать иерархическое построение сложных логистических систем, поскольку управление в них связано с переработкой и использованием значительных объемов информации. При этом на нижних уровнях используется боле е детальная и конкретная информация. На более высоких уровнях используется обобщенная информация.

Принцип интеграции.Этот принцип направлен на выявление и развитие интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства системы появляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве.

Принцип формализации.Данный принцип ориентирован на получение количественных и комплексных характеристик функционирования логистической системы.


Практическая часть


Похожая информация.


ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В логистической системе должны присутствовать элементы планомерности, только тогда она будет эффективна в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Под планированием в общем виде понимают разработку мотивированной модели действий.

Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации разработанного и принятого к исполнению плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, это процесс обработки информации, направленный на обоснование предстоящих действий, выявление наилучших способов достижения целей.

Функциями планирования являются научное обоснование целей развития, выбор наилучших способов достижения целей.

В логистике важно различать уровни планирования.

Стратегическое планирование – это особый вид плановой работы, заключающийся в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов). В ходе стратегического планирования разрабатывается политика.

Тактическое планирование – это планирование отдельных мероприятий, касающихся достижения стратегических целей и определения ресурсов для их реализации. На данном этапе происходит распределение ресурсов по отдельным направлениям логистики.



Операционное (оперативное) планирование представляет собой выбор средств решения задач, поставленных, заданных или установленных вышестоящим руководством. В рамках данного вида планирования происходит планирование каждого направления логистики в отдельности.

Принципы планирования (требования) представляют собой основные исходные положения, правила обоснования и организации разработки плановых документов. Они должны постоянно изменяться, совершенствоваться, наполняться новым содержанием по мере развития экономики. Различаются следующие принципы планирования:

1) принцип необходимости планирования (повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности);

2) принцип единства планов (разработка общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия);

3) принцип непрерывности планирования (на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования всей хозяйственной деятельности являются взаимосвязанными между собой);

4) принцип гибкости планов (предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности);

5) принцип участия (состоит в том, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого).

Соблюдение принципов планирования при составлении планов по логистической системе позволит существенно повысить ее эффективность.

Методы, этапы, принципы и порядок проведения логистического анализа.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в общем по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы. С позиции логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ. Данные такого анализа позволяют оценить принимаемые логистическими менеджерами решения, которые сказываются в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.

На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа, например:

Выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;

Соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;

Качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

Эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;

Эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;

Производительность (продуктивность);

Уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;

Эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;

Финансовый аудит;

Составляющие логистических издержек;

Влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;

Логистические риски и разработка мер по их снижению;

Поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;

Уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.

В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.

Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:

По целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного)плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;

По аспектам выделяют экономический, финансовый, технико– экономический, функционально–стоимостный, проблемно– ориентированный и другие виды анализа;

По уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельную подсистему, звено, элемент логистической системы; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;

По субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;

По периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

По характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.

При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики. Среди наиболее распространенных в логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать: - методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно– регрессионные модели, спектральный анализ и др.); - функционально – стоимостный анализ; - методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ; - различные эконометрические методы и модели; - методы экспертных оценок.

СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ЛОГИСТИКЕ

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа.

Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

1) методы типа мозговой атаки. Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;

2) метод сценариев. Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;

3) методы экспертных оценок. Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;

4) методы типа «Дельфи». Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;

5) методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;

6) морфологические методы. Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;

7) матричные формы представления и анализа данных. Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;

8) программно-целевой метод. Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;

9) метод анализа систем. Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

Общие положения системного анализа. Все вышеприведенные методики могут быть с успехом использованы на практике. Однако есть одно «но». Очень часто использование различных методов приводит к прямо противоположным результатам, что ведет к необходимости принятия нескольких взаимоисключающих управленческих решений. Как быть в этом достаточно распространенном случае? Здесь самым удачным решением является системный подход.

Одно из основных положений системного анализа говорит о том, что нецелесообразно рассматривать часть отдельно от целого. Это означает, что отыскание локальных или частных оптимумов бесполезно, более того - поиск локальных оптимумов даже вреден, так как не позволяет достичь конечной цели.

Еще одно правило системного анализа в логистике основано на предположении, что большинство явлений негативного характера (срывы поставок, низкое качество обслуживания, неконкурентоспо- собность продукции) являются лишь следствием (или проявлением) одной, в крайнем случае двух причин. Значит, нет смысла и необходимости бороться со следствием, нужно обнаружить причину и устранить ее. Л так как причин обычно одна-две, это значительно упрощает задачу управления.

Системный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи, которые существуют между явлениями негативного характера. Эти явления негативного характера назовем проблемами, и будем понимать под ними все ситуации, которые характеризуются различием между необходимым (желаемым) и существующим результатом.

Системный анализ основан, с одной стороны, на четком и последовательном применении строго регламентированных логических методов и, с другой стороны, на использовании такого капризного инструмента, как интуиция. Все вместе это обычно называют здравым смыслом.

Пример 6.1. В качестве примера применения системного анализа в логистике рассмотрены проблемы отдела запасных частей компании, специализирующейся на продаже автомобилей Ford в Западно-Сибирском регионе. Описанные проблемы довольно типичны и сводятся к следующему:

  • 1. Отсутствие оперативного контроля за состоянием запасов на складе.
  • 2. Отсутствие контроля отгрузок.
  • 3. Срок доставки запасных частей имеет достаточно большую вариацию (от 5 дней до 3 недель).
  • 4. Отсутствует контроль за перемещением запасов в пути.
  • 5. Высокий уровень «мертвых» запасов (4-12 месяцев при еженедельных поставках).
  • 6. Не отработана система регулирования отношений с поставщиком.
  • 7. Программное обеспечение не соответствует реальным потребностям компании.
  • 8. Низкий уровень клиентского сервиса (отношение количества заказов, выполненных в полном объеме и в срок, к общему числу заказов).
  • 9. Не проводится исследование рынка запасных частей.
  • К). Путаница в номенклатуре запасных частей (дублирование некоторых номенклатурных позиций).
  • 11. Нет учета сезонности при планировании закупок.
  • 13. Отсутствует система приоритетов в выполнении заказов.
  • 14. Беспорядок в клиентской базе.

Исследование причинно-следственных связей между описанными проблемами позволило получить диаграмму, приведенную в приложении 4.

Анализ диаграммы позволяет выделить ключевую проблему, в нашем случае это то, что управлению материальными потоками придается второстепенное значение , и происходит все это на фоне неадекватного отношения к сервисному обслуживанию вообще и к гарантийному обслуживанию, в частности.

Легко понять позицию руководителя в данном случае, так как основная доля прибыли компании формируется из продажи автомобилей. К сервисному обслуживанию в данном случае относятся лишь как к неизбежному «приложению». Диаграмма позволяет посмотреть на сервисное обслуживание под другим углом, а именно - с позиции хорошего конкурентного преимущества. В действительности, если цель компании «делать деньги сегодня и в будущем», то низкое качество клиентского сервиса может иметь для компании неприятные последствия.

После того как выявлена ключевая проблема, нужно расставить приоритеты в действиях по устранению явлений негативного характера.

Из диаграммы видно, что повышать качество управления материальными потоками необходимо по трем направлениям:

  • 1) регулирование отношений с поставщиком;
  • 2) развитие логистической службы (повышение ее статуса в компании);
  • 3) мотивация работников, занятых работой с клиентами и обработкой заказов.

Регулирование отношений с поставщиком предполагает пересмотр договора поставки. Бывают и курьезные случаи, когда договор поставки, как таковой, отсутствует и движущей силой для всех операций являются телефонные переговоры. Естественно, в этом случае многократно увеличивается риск срыва в поставках. Договор поставки - это совместное «детище» юристов и логистов.

Развитие логистической службы компании, как правило, сводится к проектированию логистической системы. Стоит отметить определенные трудности с подбором кадров необходимой квалификации. Логистическое образование, особенно на периферии, до сих пор не развито.

Однако встречается и такая ситуация, когда отдел логистики, казалось бы, функционирует и люди в нем грамотные работают, но низкий статус начальника отдела в иерархической структуре компании не позволяет ему реально влиять на конечные показатели.

Что касается мотивационных мероприятий, то стоит еще раз отметить их несомненную важность для компании. Причем речь здесь идет не только и не столько о материальном стимулировании (с ним- то как раз все понятно), а о стимулировании моральном. Как известно, есть множество примеров самоотверженного труда людей во имя какой-либо идеи. То есть все дело в идее.

В принципе при таком подходе все остальные отмеченные проблемы устраняются сами собой. Открытым разве что остается вопрос о необходимости исследования рынка.

Как известно, исследованием рынка обычно занимаются маркетологи. Это оказалось справедливым и для изучаемой компании. Единственным препятствием на пути к исследованию рынка стал уже упомянутый беспорядок в клиентской базе, устранению которого будет способствовать мотивация работников.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...