Социальный стереотип. Стереотипы и установки Проект на тему стереотипы


Социальные стереотипы и предрассудки

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.

Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.

Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

4) Интенсивность эмоционального проявления

5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.

Примеры: стереотипы американцев

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

Свойства предрассудка:

1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.

3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии

Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.

Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.

З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников).

При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.

Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).

Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).

Частные функции стереотипов (2):

1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.

2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).

Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.

Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:

Автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы

Основные свойства стереотипа:

1) неразвитый когнитивный компонент;

2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));

3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);

4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);

5) концентрированное выражение свойств социальных установок.

Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.

2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).

3) четкая выраженность в поведении.

Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

Предрассудки (типичные) для иностранцев:

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.

Убеждение проходит через когнитивный компонент.

Предубеждение - до - убеждения.

3 основных свойства предрассудков:

1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);

2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);

3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).

Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Стереотип Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. У. Липпман « Общественное мнение », Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте. Стереотип однозначен; он делит мир на две категории на «знакомое» и «незнакомое».


Стереотип Стереотип – это « схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью ». Stereotype Stereotype – a fixed idea or image that many people have of a particular type of person or thing, but which is often not true in reality. Oxford Advanced Learners Dictionary of Current English


Функции стереотипов. объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях; предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации; формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам; защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной социокультурной группы; обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения; стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.


Гендерные стереотипы Это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Логичность – интуитивность. Инструментальность – экспрессивность. Власть - подчинение. Порядок - хаос. Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Сила Я - слабость Я. Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.


Этнокультурные стереотипы - обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Этнокультурные стереотипы Повторение однообразных жизненных ситуаций закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления.


Этнические стереотипы Это схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, являющийся обычно упрощенным, иногда односторонним или неточным (искаженным) знанием о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. Основой этнического стереотипа обычно является какая- либо заметная черта внешности, либо какая-либо черта в характере и поведении человека.


Стереотипы - поговорки. В русской культуре: Незваный гость хуже татарина, Злее злого татарина, Бог создал Адама, а черт – молдаванина, У немца на все струмент есть, Немец своим разумом доходит (изобретает), а русский глазами (перенимает), Что русскому здорово, то немцу смерть, Русский немцу задал перцу. В немецкой культуре: Русский человек хлеб-соль водит, Русский терпелив до зачина, Русский умен задним умом. В английской культуре: Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значит слишком мало, а чувства и выражение их – слишком много (Д. Голсуорси), Русских всегда недооценивали, а между тем они умеют хранить секреты не только от врагов, но и от друзей (У. Черчилль).


Стереотипы - анекдоты. Рай – это место, где полицейские – англичане, повара – французы, механики – немцы, любовники – итальянцы, а менеджеры – швейцарцы. Ад – это место, где повара – англичане, механики – французы, любовники – швейцарцы, полицейские – немцы, менеджеры – итальянцы. В.И Карасика Языковой круг: личность, концепты, дискурс




Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя.




Задачи: 1. Раскрыть сущность стереотипов; 2. Исследовать и описать основные стереотипы у современной молодежи; 3. Разработать анкету, выявляющую основные суждения (стереотипы), которыми руководствуется современная молодежь; 4. Сделать выводы исследования.


Стереотипы - своеобразная дань обществу, это неписанные законы и правила, которые якобы следует соблюдать. Очень часто они необоснованны и надуманны. Понятие «стереотип» хорошо описано в Большом энциклопедическом словаре: «выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Часто синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками.»


Как рождаются стереотипы? Стереотипы основаны на пережитом прошлом. Действительно, ты один раз обжигаешься на чем-то и потом начинаешь утверждать, что это плохо, неправильно, что этого допускать нельзя, потому что такое положение дел изначально обречено на провал. Так ты создаешь для себя некий шаблон поведения, свой стереотип. Но как получается так, что этот стереотип становится социальным?! Люди общаются, делятся своим опытом, находят единомышленников, а то, что противоречит их взглядам, гордо называют исключением из правил. Но для того, чтобы шаблон поведения кучки людей стал действительно социальным, всеобщим, нужно время.


Самое же интересное в существовании стереотипов - это то, что их содержание не написано в книжках, этому не учат в школах, но тем не менее установки предков прочно сидят в наших головах. Иногда очень глубоко. Получается, что мы опираемся не на свой опыт, а на опыт целых поколений. Что заставляет нас так поступать, брать на веру чужие слова? Ответ прост - страх. Страх совершить ошибку, сделать себе больно, услышать «как ты мог так вляпаться, ты же знал…»










Какие из проблем, мешающих жить молодёжи, вы бы назвали самыми важными: Алкоголизм, наркомания Преступность, криминал Финансовые проблемы Трудности с получением образования Неуверенность в завтрашнем дне Жилищные проблемы Проблемы с родителями Безработица


Мы выявили основные стереотипы нашего класса: Хорошая учёба – благополучная жизнь Для хорошей учёбы нужен стимул Идеальный внешний вид – хороший вкус, хорошее воспитание Уважение к старшим – уважение к тебе в будущем Если у друга есть животное, то характер его добрый, мягкий, на него можно будет положиться в любой ситуации. Отказ от вредных привычек – хорошее здоровье Овладение современными технологиями – успех в современной жизни Добро которое ты даёшь людям сейчас обязательно тебе вернётся


ВЫВОД - Как мы выяснили, в ходе проведения исследования, под стереотипами понимаются обобщенные, шаблонные, эмоционально насыщенные, связанные с социальными ценностями и мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах, которые усваиваются человеком в процессе социальных взаимодействий. -Образование стереотипов происходит не только в результате действия индивидуальных процессов и эмоциональных состояний личности, но и под воздействием многих социальных процессов. К таким, как мы выяснили, относятся взаимодействие и взаимное влияние людей, выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воспитании, идеологическом воздействии средств массовой информации, а также культурной среды и политической ситуации. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.


2 Определение Термин «стереотип» был введен У. Липманном в 1922 году (книга «Общественное мнение») Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.


3 аутостереотипы (1) аутостереотипы (о членах своей группы) – Русские считают себя добрыми, терпеливыми, гостеприимными, ленивыми, дружелюбными, открытыми и т.д. Какие существуют стереотипы? гетеростереотипы (2) гетеростереотипы (о членах чужой группы) – Русские считают немцев аккуратными, пунктуальными, педантичными, трудолюбивыми, экономными и т.д.


4 Свойства стереотипов Сложность / упрощенность – Размер группы – Размер группы (стереотипы по отношению к членам больших групп более сложные); – Количество информации – Количество информации (чем меньше информации, тем проще стереотипы); – Подобие своей и чужой группы – Подобие своей и чужой группы (чем более похожи группы, тем проще стереотипы).


5 Свойства стереотипов Валентность Валентность – эмоционально- оценочная нагруженность стереотипов Согласованность – Согласованность – высокая степень единства представлений среди стереотипизированной группы Устойчивость / ригидность Устойчивость / ригидность – изменение стереотипов возможно только при изменении групповых отношений


Являются ли стереотипы «истинными»? 6 1.Несоответствие стереотипов реальности (У. Липпман) / Доказательство (в состав каждой социальной группы входят настолько разные люди, что описать их одной характеристикой просто невозможно); 2. Соответствие стереотипов реальности / гипотеза «зерна истинности» (в каждом стереотипе присутствует информация, которая соответствует реальности).


7 Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов (стереотипы позволяют упрощать процесс восприятия) Эмоциональное выражение Эмоциональное выражение (стереотипы позволяют продемонстрировать эмоциональное отношение к социальным группам) Определение отношений между группами Определение отношений между группами (демонстрация носителем стереотипов принадлежности к определенной социальной группе / определение границ между группами) Функции стереотипов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

4 слайд

Описание слайда:

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной.

5 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .

6 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

7 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).

8 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. Значение стереотипа на индивидуальном уровне: – когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); – ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»). На групповом уровне: – идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

9 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

10 слайд

Описание слайда:

Механизм стереотипизации 1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. 2. Схематизация. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. 3. Атрибуция. В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

11 слайд

Описание слайда:

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко). Психологические особенности этнических групп Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад): этнический/национальный характер; традиции и обычаи. Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.

12 слайд

Описание слайда:

Этническое самосознание Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп. Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.

13 слайд

Описание слайда:

Гендерные группы Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (гендерная идентичность); структурном (положение мужчин и женщин в обществе); символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...