Творческий труд. Коллективный проект "Труд - основа жизни" Творческий труд.Особенности творческой деятельности

Творчество - сложная форма трудовой деятельности, требующая от человека определенных способностей, многолетней предварительной подготовки,высокой профессиональной квалификации и особых условий.

К представителям творческих профессий относятся: ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы, артисты, художники и многие другие работники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие (закон, принцип, правило) или шедевр искусства. Творчеством является так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы к той или иной проблеме.
И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям.

Всегда предполагает известную степень неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, отличающимися от обычных ситуациями, требующими от него принятия нестандартных решений.
Частным примером таких форм творческой деятельности может служить труд судоводителя-штурмана , управляющего движением судна в условиях неожиданных воздействий природной стихии, для которых характерна недостаточность информации о предстоящих изменениях метеорологической обстановки.

Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения.
На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи.

В рассматриваемом нами примере судоводитель , выполняя трудовую операцию швартовки судна, каждый раз в виде определенных образных картин идеально представляет все возможные варианты последствий своих решений и действий, выбирая наиболее оптимальные. При этом важнейшим механизмом творчества является интуиция - знания, условия получения которых человеком не осознаются.

В таких случаях люди обычно говорят: "Чувствую, что нужно действовать именно так, но объяснить, доказать этого не могу" .

Интуиция - это один из видов мышления, для которого характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения при недостаточной осознанности его обоснования. Однако неверно противопоставлять интуицию логике, так как в процессе решения задачи эти стороны интеллекта образуют единое целое.
Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого, изобретателя, поэта и любого другого представителя творческих профессий, человек, как правило, затрачивает немало трудов на поиск решения, на рассмотрение различных его вариантов.
На пути к верному интуитивному решению проблемы происходит предварительное, порой длительное, сознательное её изучение, а так же неосознанное накопление связанных с ней образных представлений, которое осуществляется в процессе практической деятельности и специального обучения. Любое открытие, любая творческая мысль возникают не на пустом месте, а имеют своей основой профессиональный опыт индивида, общий уровень его развития, его способности, знания.

Современная наука признает , что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже наделенные от природы какой-либо специальной способностью (к музыке, математике и т.д.) люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду.

Известно, что Т. Эдисон работал ежедневно по 19-20 часов в сутки. В. Гёте, которого считали баловнем судьбы, писал "... я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырёх недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я всё время тащил в гору камень, который снова и снова скатывался, а нужно было снова тащить его вверх". Человек рождается не со способностями, а с наследственными их предпосылками - задатками, которые развиваются лишь в процессе практической деятельности (учебной, игровой, трудовой). Это относится к любому виду творчества. По словам русского композитора П. И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения.

Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.

Творческий труд:

Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

Творчество - это сложный процесс создания нового.

Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Особенности творческой деятельности:

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.

По определению А. Маршалла, труд - это "всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы" (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевон-су, который относил к труду "только тягостные усилия", Маршалл подчеркивает, что "большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда" [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, " а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег" [Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - ЭТО деятельность, выполняемая "под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости" [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.
В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова "труд" и "трудно", "работа" и "раб" имеют общие корни2. По известному определению Аристотеля, "раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб" (Цит. по: [Вебер. С. 294]).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. разд. 3.3), именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге " Пир":
"- ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным.
Каково их назначение?
Быть истолкователями и посредниками между людьми
и богами Пребывая посредине, они заполняют промежуток
между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью" [Платон. С. ИЗ].
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не
менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг, посвятил творчеству такие строки.
"Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. - Б. Г.; цит. по: [Чечин].)
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много
радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия " труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это развитие человека и производство благ, второй - мотивы, побуждающие человека трудиться.
Таким образом, можно дать следующее определение:
Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага* Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

В презентации отражены вопросы: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Презентация разбита на 2 части из-за веса файла, их можно соединить или использовать автономно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

Трудовая деятельность человека. Чем труд челове -ка отличается от деятельности жи-вотных?

Ж ивотное выполняет всегда одни и те же дей-ствия. Это условные и безусловные рефлек-сы, данные природой. Подробнее о них ты уз-наешь на уроках биологии. Н и одно животное не создаёт чего-то нового. Н и одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско-лько времени на это понадобится. Т о есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.

Ч еловек учится трудиться. Ч еловек исполь-зует природные материалы, умеет созда-вать для своей деятельности различные ма -шины и ин- струменты. Л юди постоян -но изменяют то, что создано.

Мастер и ремесленник Ремесленником назы-вают человека, владе-ющего ремеслом. Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б ыть ремесленником – значит заниматься ка-ким-то ремеслом.

Г лавное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч -но ручной. С реди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер – человек достигший высокого мас-терства (искусства) в своём деле. Он вкла-дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

План урока: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Что такое творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове -ка, но и для других. В ыдумка, фантазия, воо-бражение неотделимы от творчества. Т ворчество отличает дея-тельность очень многих лю-дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.

Творчество в искусстве. У меешь ли ты не только смотреть, но и ви -деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос -кое? У меешь ли ты не только слушать, но и слы-шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П ро людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув-ства красоты».

У чись удивляться красоте и наслаждаться красотой. Е сли ты ещё не умеешь этого, не мешай другим наслаждаться произведениями ис-кусства. И скусство требует от человека умения тво-рить, создавать прекрасное.

З аполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ец Ш катулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ец С оздатель, автор. _ _ _ _ ец П остройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ец П охвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л а р Т в о р Д в о р М о л о д

Домашнее задание: § 10, сс. 81-89, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс. 51-53.

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5 класс А

ТЕМА:

«Труд и творчество-основа жизни»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Румянцева Ираида Алексеевна.

2016-2017 учебный

Содержание проекта

    Введение.

    Основная часть проекта:

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть. Работа творческих групп.

III . Заключение.

    Подведение итогов работы.

    Выставление оценок.

IV . Список используемой литературы.

V. Приложение.

    Введение.

1.Актуализация проекта.

Проект «Труд и творчество – основа жизни» направлен на изучение роли трудовой деятельности и творчества в жизни каждого человека и общества в целом.

В процессе поисковой и творческой работы ребята находят информацию о роли труда в разные периоды жизни человеческого общества, своей семьи, изучают профессии родителей, рассказывают о своем участии в ведении домашнего хозяйства. Также работают с текстом учебника, анализируют таблицы, схемы, решают логические задачи, составляют свои мини проекты.

2.Цели проекта :

1.Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, формировать представления о сущности человеческой деятельности в процессе творчества, воспитывать культуру труда и уважительного отношения к нему.

2. Прививать интерес к науке обществознанию.

3. Пополнить активный словарный запас детей при подборе информации.

4. Составить продукт проектной деятельности –справочник к теме «Труд и творчество- основа жизни».

    Задачи проекта:

1.Изучить литературу по истории труда, профессий, о важности трудовой деятельности в жизни каждого человека.

2. Составить подборку рисунков, фотографий о профессиях, в том числе о профессиях родителей.

3. Сделать выводы.

    Планируемые результаты:

После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества;

Сравнивают разные точки зрения;

Оценивают собственную учебную деятельность;

Выражают положительное отношение к процессу познания;

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Оценивают жизненные ситуации

Регулятивные:

Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

Самостоятельно выделяют и формулируют цель;

Составляют план и последовательность действий;

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации;

Распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию;

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, из рассказа учителя, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:

Высказывают собственное мнение;

Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания;

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ставят вопросы, обращаются за помощью;

Формулируют свои затруднения;

Предлагают помощь и сотрудничество.

5.Вид проекта : исследовательский.

6. Тип проекта : краткосрочный, монопредметный, групповой.

7. Сроки реализации проекта: 2 недели

    Основная часть проекта.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Этап 2. Актуализация знаний.

1.Обсуждение эпиграфа к уроку. (Приложение 1)

2. Беседа по вопросам.

Этап 3. Практически-деятельностный

1.Призентация «Труд и творчество».

2. Знакомство с притчей «Два богача»И.С.Тургенева (Приложение2)

3. Беседа «Труд и творчество- основа жизни».

4. Работа со схемой «Биографии и творчество великих художников» (Приложение3)

5. Работа с учебником,с.26-29.

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое».

7. Знакомство с разными видами труда и интересными профессиями великих людей.

Этап 4. Оформление проекта.

    Систематизация подобранного материала

    Создание справочника «Труд и творчество- основа жизни»

    Консультация по оформлению генеалогического древа и написанию сочинения.

Этап 5.Защита проекта. Оценка результатов.

Наши проекты

«Труд и творчество-основа жизни».

Трудом принято называть не всякое дело. Труд-это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату. Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище и т.д.

Для добросовестного работника важно не только то, что он делает, но и как он это делает. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Здесь требуются определенные знания и умения. Такой труд называется сложным, к примеру, инженер. Он имеет дело со сложной техникой, приборами.

Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом. Поэтому необходимо много учиться, овладевать знаниями, добиваться все нового и нового. А это и есть творчество.

Творчество отличает деятельность очень многих людей – ученых, писателей, художников, музыкантов и многих- многих других.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТА

МБОУ СОШ №7 5КЛАСС «А»

Название проекта « Труд и творчество- основа жизни»

Критерии:1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решения проблем.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий

IV . Используемая литература.

1.БоголюбовЛ.Н. , Иванова Л.Ф. Обществознание., М., «Просвещение», 2013.

2Домашек Е.В. ,Школьный справочник по обществознанию (Текст).- Ростов н\Д.: Фоникс, 2010

3. Электронный ресурс. Презентация «Труд и творчество».- Режим доступа: http // www . ru / detail _1761. html ;

III. Заключение.

Этап 6. Контрольный.

    Анализ результатов выполнения проекта.

    Оценка качества выполнения проекта.

Приложение

Приложение1.

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колосья шелестят:

Золотые руки нас растят!

Е. Серова

О каком человеке можно сказать, что у него руки золотые?

Приложение 2.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку,- говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, и не на что будет соли добыть, похлебку посолить.

А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика.

И.С.Тургенев.

Приложение 3.

Биографии и творчество великих художников

В. М. Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ. Его называли “истинным богатырем русской живописи”.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизни многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано появившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать “типа”, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для “Собрания русских пословиц” этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя и книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 они были изданы в роскошном альбоме под названием “Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова”.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном “Богатыри”, которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной “Иван-Царевич на Сером Волке”, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы “сидения в Киеве”.

Изумительный труженик”, “большой умник и разумник”, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой “символ веры” через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли “первопроходцев”. И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. “Ваше творчество, -писал ему известный деятель “Мира искусства”Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет – самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка”. И он же говорил художнику: “Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные…”

Работу выполнила ученица 5А класса

Петрова Эльвира.

М.А.Врубель.

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 годы. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н. В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул.Чкалова) и пр-та К. Маркса (ул.Артиллерийская). В 1859 году отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 году Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Осенью 1880 года Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина.

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры “целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей”. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

В 80-х годах XIX века происходит приобщения Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 году по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых “Сошествие святого духа” и “Надгробный плач”. В 1887 году ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве. Представленные Врубелем эскизы “Надгробный плач” и “Воскресенье”, “Ангел с кадилом и свечой” (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности.

В 1889 году Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К.А. Коровин, В. М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

Все отступления в мир реалий, в которых жил и творил Михаил Александрович Врубель, помогают нам объемнее и точнее осмыслить судьбу этого удивительного художника, понять всю глубину его самых прекрасных произведений.

Царевна-Лебедь”. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!

Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

Крылья – это родная почва и жизнь”, -писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: “Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою”.

Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну, народ, красоту.

Царевна-Лебедь”. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари…

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы, жители XXI века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, прекрасное.

Врубель ушел из жизни 1 апреля 1910 года в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: “…У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение”. Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе – с уходящей эпохой XIX столетия.

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них – портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает “будить душу о мелочей будничного величавыми образами”.

Работу выполнил ученик 5А класса

Васильев Александр.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...