Федеральный закон о садоводствах и товарищества. Новый закон о дачах

По новому закону "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" дачные кооперативы ликвидируются. А какая судьба ждет дачные дома, решит правительство.

Подписанный президентом РФ закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" вступает в силу с 1 января 2019 года. До тех пор жизнь дачников, садоводов и огородников будет регламентироваться федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". А что изменит новый закон?

Теперь только СНТ и ОНТ, и все за свой счет

Первое, что бросается в глаза при сравнении двух документов – в новом законе нет такого понятия, как дачные товарищества и кооперативы. Остались только садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, которые приравниваются к товариществам собственников недвижимости. Соответственно, прекращают существование такие формы, предусмотренные законом №66, как дачное товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив и садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство.
Кроме того, из нового закона исчезло множество чисто фантазийных вещей, которые не нашли применения в реальной жизни - фонды взаимного кредитования и проката, собрания уполномоченных, и прочее. Положения о государственной поддержке садоводов и огородников тоже стали значительно скромнее.


Взносов будет меньше, но за неуплату - суд

Сократилось количество взносов, которые можно взимать с членов товарищества: если старый закон разрешал устанавливать четыре вида взносов (членские, целевые, паевые, дополнительные), то теперь осталось только два – членские взносы и целевые взносы. Членские взносы будут взиматься раз в год и идти на приобретение и содержание имущества общего пользования, возведение и ремонт объектов капитального строительства на общем участке, а также услуги и работы товарищества по управлению общим хозяйством. Целевые взносы собираются и расходуются по решению общего собрания членов товарищества. Невыплаченные кем-либо из членов товарищества взносы можно будет взыскивать с него через суд.

Прописываться в дачных домах пока рано

Один из главных вопросов для любого садовода – что будет с домом. К сожалению, пока дать на него четкий ответ не представляется возможным. С одной стороны, в новом законе прописано, что строительство капитальных домов допускается только в случае, если земельные участки включены в предназначенные для застройки территориальные зоны. С другой – садовый дом может быть признан жилым домом, а жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Другими словами, все существующие дачные кооперативы и товарищества без проблем могут быть переоформлены в садовые товарищества, а все существующие дачи – в садовые дома, с последующим признанием жилыми домами. Но только при условии, что территория такого дачного кооператива включена территориальную зону, предназначенную для застройки и для которой утверждены градостроительные регламенты.
Первый потенциальный риск заключается в том, что при перерегистрации неизбежно будет проводиться проверка соответствия имеющихся строений нормам градостроительных регламентов. В результате которой, например, может выясниться, что в данной конкретной территориальной зоне разрешается строить только одноэтажные здания.

Еще больше беспокойства вызывает ссылка на порядок, предусмотренный Правительством Российской Федерации. Дело в том, что согласно Градостроительному кодексу, не требуется разрешения на строительство на садовом или дачном участке. Это положение, кстати, подтверждается также определением Верховного Суда РФ от 17.08.2016 № 77-КГ16-4 и многочисленной практикой судов, в том числе в Москве и Московской области.
Однако в сентябре прошлого года Минэкономразвития выпустило письмо № Д23и-4285, в котором, в частности, утверждается, что жилые дома, возводимые на дачных участках, могут строиться только на основании разрешения на строительство, выдаваемого в том же порядке, что и для объектов ИЖС. И правительство, определяя порядок переоформления дачных домов в садовые, с большой вероятностью будет ориентироваться на позицию своего министерства. То есть у дачников могут начать требовать предъявить разрешение на строительство. При отсутствии которого дома, возведенные на дачных участках, могут быть признаны самостроем, со всеми вытекающими последствиями.

Окончательную ясность в этот вопрос должно внести федеральное правительство до вступления закона в силу. А пока дачникам лучше держать кулаки "на удачу".

  • 25.9.2017
  • 211263

Новый дачный закон и сопутствующие ему подзаконные акты, вдвое увеличат обязательные траты дачников и усложнят процедуру регистрации домов на садовых участках. При этом обещанного решения вопроса прописки в садовых домиках так и не случилось. Опрошенные порталом сайт эксперты рассказывают о том, как изменится жизнь дачников 1 января 2019 года и что надо успеть сделать до этой даты.

Основные положения закона « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд » № 217-ФЗ (от 29.07.17) заработают с 1 января 2019 года (нормы закона, касающиеся водяных скважин, уже вступили в силу, но об этом ниже). Ещё на этапе обсуждения проекта закона представители Госдумы неоднократно заявляли, что в законе будут чётко прописаны правила регистрации построек в садах и огородах, а также зафиксирована возможность прописки на дачных участках. Ничего этого в итоговом варианте закона нет. Сегодня даже авторы законопроекта говорят, что основное его нововведение - чисто формальная смена терминов плюс уточнение сугубо процедурных вопросов по членству в садовых товариществах, голосованию и т.д.

Людмила Воробьева

ведущий специалист общественной приемной Союза садоводов России

Новый закон упразднил большинство типов объединений садоводов. Оставлены только две формы: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ). Особо подчеркну, что нет никаких сроков, в течение которых существующие объединения дачников-садоводов должны провести собственное переименование. Все товарищества и иные объединения могут существовать со своими учредительными документами сколь угодно долго. Если дачное или садоводческое объединение будет вносить изменения в свои бумаги, то оно автоматически переименовывается в СНТ. Объединение огородников - соответственно в ОНТ.

Следует уточнить, что только на землях садовых товариществ может быть разрешено строительство капитальных домов (в которых, соответственно, можно прописаться).

Как зарегистрировать жилой дом по новому закону

Как ранее рассказывал портал сайт, только на участке категории «земли населенных пунктов» с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) или «личное подсобное хозяйство» (ЛПХ), а также на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - «дачное строительство».

Новый закон принципиальных изменений в описанный расклад не вносит. Согласно 217-ФЗ на огородных земельных участках (на территории ОНТ) можно возводить только хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая. Строить жильё - временное или капитальное - нельзя. Хозяйственные постройки на землях ОНТ регистрировать не надо.

А вот на садовом земельном участке (на территории СНТ) согласно 217-ФЗ можно возвести «садовый дом» для сезонного проживания либо «жилой дом» - капитальное строение в котором возможна прописка. При этом в п.2 ст.23 нового закона говорится, что в СНТ капитальный дом можно построить, только если эта земля включена в «территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства». То есть возможность строительства капитального дома будет зависеть не только от разрешённого вида использования земель, но и от генплана, утвержденного муниципалитетом.

Как замечают юристы, норма о возможности капитального строительства только в соответствующих зонах (Ж-1, Ж-2 и т.д.) имеется и в ныне действующем дачном законе 66-ФЗ, но фактически она не работает. Муниципалитеты и регистрирующий орган ориентируются в основном на статус земли и разрешённое использование. Более того, если указанная норма действительно заработает, то строительство на садовых участках станет вообще невозможным. Ведь для таких участков пока не существует градостроительных регламентов. Впрочем, есть надежда, что необходимые изменения в сам закон или подзаконные акты будут внесены до вступления в силу 217-ФЗ.

При этом все эксперты сходятся в одном - владельцам построенных и зарегистрированных домов опасаться нечего.

Людмила Бурякова

руководитель общественной приемной Союза садоводов России

Вступление нового закона в силу никак не скажется на постройках, уже прошедших регистрацию. Их статус никак не изменится. Впрочем, как и сегодня, так и после вступления закона в силу собственникам надо регистрировать все капитальные строения (которые стоят на фундаменте). Регистрируются даже необлагаемые налогом жилые дома площадью мене 50 кв. м. Всё что не поставлено на кадастровый учёт находится вне правового поля. Правда, если раньше стоимость регистрации была 200-400 рублей, то с 1 января 2017 года из-за необходимости оформления технического плана объекта (через БТИ или кадастрового инженера) стоимость регистрации жилого дома на садовом участке выросла до 8-12 тыс. руб.

Вступление в силу нового дачного закона ещё несколько удорожает и усложнит процедуру регистрации жилого дома в СНТ.

Владимир Воронов

юрист, эксперт по загородной недвижимости АН «Линк»

Самое интересное в новом законе - это то, что для постановки на кадастровый учёт жилого дома, возведённого на землях сельскохозяйственного назначения, нужно будет предъявлять разрешение на строительство (п. 4 ст. 45 закона 217-ФЗ вносит изменения в ст. 51 Градостроительного кодекса). Сейчас достаточно иметь технический план на дом (его составляет БТИ или кадастровый инженер). Поэтому тому, кто строит сегодня жилой дом на садовом участке, посоветую зарегистрировать дом сейчас - пока не требуется разрешение на строительство.

Следует отметить, что необходимость в разрешении на строительство формально возникает даже раньше вступления в силу 217-ФЗ. В марте 2018 года завершается действие « » и разрешение на строительство становится обязательным для регистрации дома, построенного на дачном участке (на землях сельскохозяйственного назначения).

Наталья Царегородцева

Проблема в том, что сегодня ни один орган не выдаёт разрешения на строительство на землях сельскохозяйственного назначения. В районных и городских администрациях такие бумаги дают только для земель ИЖС. Садоводы, которые сегодня начинают строительство оказались в безвыходной ситуации. Они вынуждены вести работы без разрешения на строительство. Но когда стройка завершится, уже закончится «дачная амнистия» и/или вступит в силу 217-ФЗ. То есть в Кадастровой палате для регистрации дома уже будут требовать разрешение на строительство. И не факт, что дачник сможет получить эту бумагу, ведь дом то у него уже построен без разрешения. А значит дом (построенный в соответствии со всеми закона ми и требованиями) не удастся зарегистрировать (поставить на кадастровый учёт). Остаётся, впрочем, надежда, что муниципалитеты и законодатели в ближайшие месяцы разработают механизм, позволяющий вывести дачника из описанной ситуации.

Ранее портал сайт для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на частный дом на землях ИЖС. Скорее всего, после вступления в силу нового дачного закона, эта инструкция станет актуальной и для садоводов, строящихся на сельской земле.

Надежда Локтионова

В законе 217-ФЗ особо оговорено, что на землях огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) запрещено любое жилищное строительство. Там можно будет возводить только хозяйственные постройки. Однако сегодня есть товарищества огородников на землях которых на законном основании возведены жилые домики. Если владельцы таких домов ещё их не зарегистрировали, то им надо поспешить. Если успеть узаконить жильё на огородной земле до вступления закона в силу, то оно сохранит свой официальный статус и в дальнейшем. Но повторюсь, речь идёт только о постройках, возведённых в соответствии с законом.

Как прописаться в садовом доме по новому закону

Авторы закона 217-ФЗ неоднократно заявляли, что их закон позволит навести порядок в вопросе прописки в доме, построенном на садовом участке. В частности говорилось, что сегодня прописаться на даче можно только по решению суда, который должен признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания. С принятием нового закона прописка в жилом доме на землях СНТ будет само собой разумеющимся делом… Однако в окончательной редакции нового дачного закона ничего о прописке не говорится.

Наталья Царегородцева

председатель Свердловского отделения Союза садоводов России

В новом законе нет регламента по прописке (регистрации) граждан в жилых домах, возведённых на садовых участках. Остаётся только надеяться, что это будет учтено в дополнительных актах.

Почему новый закон удвоит обязательные траты садоводов

С вступлением в силу 217-ФЗ все взносы садоводов должны будут проходить через расчетный счет. Передача налички на руки председателю товарищества - запрещена. Только перевод безналом через банковского операциониста, через банкомат или интернет-банк.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

Новый закон заставляет садоводов и огородников переходить на безналичный расчет. Люди этого боятся. Им придётся платить комиссию за перевод. Кроме того, в таких условиях председатель уже не сможет вести дела сам. Придётся нанимать бухгалтера на зарплату, а значит, расходы товарищества возрастут. Расчёты показывают, что после 1 января 2019 года размеры членских взносов удвоятся. В некоторых товариществах размер членских взносов (без целевых) может достичь 20 тыс. руб. в год.

При этом, как замечает Надежда Локтионова, дополнительно расходы дачников увеличит рост налогов. Он не привязан к новому дачному закону, но фактически вырастет параллельно с вступлением в силу 217-ФЗ.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

В конце 2018 года дачники получат налоговые уведомления с новыми суммами. Если сегодня земельный налог для дачных, садовых и огородных участков рассчитывается по ставке 0,15%, то в следующем году расчёт будет по ставке 0,3%.

Закон позволит перевести садовые участки в земли ИЖС

Согласно п. 12 ст. 54 закона 217-ФЗ, если садовое товарищество находится в границах населённого пункта и все дома в нем признаны жилыми, то собственники через обращение в местную администрацию добиться изменения статуса земель, на которых стоит СНТ, на земли населённых пунктов с разрешённым использованием ИЖС. В таком случае СНТ преобразуется в товарищество собственников жилья и живет по нормам Жилищного кодекса.

Впрочем, эксперты замечают, что, во-первых, без соответствующих подзаконных актов описанная схема работать не будет, а во-вторых, перевод «дачной» земли в статус ИЖС в разы увеличит размер земельного налога. Для сравнения: предельная ставка налога на садовые земли 0,3% кадастровой стоимости, а на земли ИЖС - 1,5%. Следовательно, если садоводы смогут прописаться в своих домах, то переходить из СНТ в ТСЖ им нет смысла.

Единственная норма 217-ФЗ вступившая в силу

С момента опубликования нового дачного закона (2 августа 2017 года) в силу вступили только нормы, касающиеся водяных скважин. Благодаря им теперь стало понятно, в каких случаях владельцу необходимо лицензировать свою скважину.

Алмаз Хафизов

заместитель директора ГУП «Экосистема»

Лицензия на водяную скважину не нужна, если выполняются четыре условия: 1) скважина принадлежит физическому лицу; 2) скважина пробурена не на централизованный водоносный горизонт (информацию об этом можно получить в минэкологии); 3) скважина используется только в личных целях; 4) из скважины поднимается менее 100 кубометров воды в сутки. То есть фактически в лицензии нуждаются только скважины, принадлежащие товариществам. Личные скважины лицензировать не надо.

По отношению к новому закону большинство садоводов заняли выжидательную позицию. Конкретные выводы и мнения они берегут до выхода подзаконных актов и появления судебной практики по применению 217-ФЗ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА,

ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ

САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава IV. СОЗДАНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ

И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Глава V. УПРАВЛЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИМИ, ОГОРОДНИЧЕСКИМИ

И ДАЧНЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ

И ОБОРОТА САДОВЫХ, ОГОРОДНЫХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ

САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО

НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 32. Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.

Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

2. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

2. Государственный земельный надзор за соблюдением гражданами требований, установленных земельным законодательством, к использованию земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Глава VIII. ПОДДЕРЖКА САДОВОДОВ, ОГОРОДНИКОВ,

ДАЧНИКОВ И ИХ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе:

1) вводить в штат федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) вести просветительскую и агитационную работу в целях популяризации ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

5) предоставлять через систему государственного агротехнического обслуживания услуги по поставке сортовых семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, органических и минеральных удобрений, средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней;

6) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

8) возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;

9) устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.

3. Органы местного самоуправления вправе:

устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях;

вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации вправе:

1) участвовать в формировании фондов взаимного кредитования посредством предоставления средств в размере до пятидесяти процентов общей суммы взносов;

2) участвовать в создании фондов проката посредством предоставления средств в размере пятидесяти процентов общей суммы взносов в фонд проката;

3) предоставлять средства на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений до пятидесяти процентов общей суммы сметных затрат;

4) возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;

5) предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований;

6) продавать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям оборудование и материалы при сносе, реконструкции и капитальном ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений;

7) обеспечивать садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения продукцией производственно-технического назначения государственных и муниципальных организаций, отходами строительного и иного производства.

Органы местного самоуправления и организации вправе принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи и другие объекты садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации вправе осуществлять поддержку развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в иных формах.

Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

1. Предоставление субвенций, возмещение произведенных за счет целевых взносов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений затрат на инженерное обеспечение территорий таких объединений, землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований, участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании фонда взаимного кредитования, кредитных потребительских союзов, фонда проката осуществляются в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.

2 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. Порядок продажи садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям оборудования и материалов при сносе, реконструкции и капитальном ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, обеспечения садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений продукцией производственно-технического назначения государственных и муниципальных организаций, отходами строительного и иного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.

5. Прием на баланс органов местного самоуправления и организаций дорог, систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи осуществляется в соответствии с решениями общих собраний членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (собраний уполномоченных) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для объектов социальной и инженерной инфраструктур реорганизуемых и реорганизованных сельскохозяйственных организаций.

6. Нормативы платы за использование для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства телефонной связи, электрической энергии, газа, введение льгот по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

7. Порядок предоставления на льготных условиях помещений, средств телефонной связи, оргтехники, коммунальных услуг ассоциациям (союзам) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений устанавливают органы местного самоуправления.

Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений

1. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений, осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциации (союза) на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения.

2. В случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.

3. Если решение органа государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (прокладка в границах земельных участков членов такого объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи и другое), необходимо согласие в письменной форме собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков.

4. Участие садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, ассоциаций (союзов) таких объединений в подготовке и принятии решений, касающихся прав садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, ассоциаций (союзов) таких объединений, может осуществляться в иных формах.

5. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, может быть обжаловано в суд.

Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

1. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Садоводы, огородники и дачники, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к категории социально незащищенных групп населения, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлениями о снижении платы за осуществление государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строения и сооружения, расположенные на них, изготовление межевых планов указанных участков. Органы местного самоуправления принимают к рассмотрению такие заявления, если данный вопрос находится в их компетенции. В месячный срок со дня регистрации такого заявления орган местного самоуправления обязан принять решение и в письменной форме уведомить о принятом решении заявителя.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в:

1) осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и водоотведения; организации машинно-технических станций, фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций;

2) обеспечении проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно посредством установления соответствующих графиков работы пригородного пассажирского транспорта, организации новых автобусных маршрутов, организации и оборудования остановок, железнодорожных платформ, осуществления контроля за работой пригородного пассажирского транспорта;

3) обеспечении пожарной и санитарной безопасности, охраны окружающей среды, памятников и объектов природы, истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации посредством создания комиссий по контролю за выполнением требований законодательства, в состав которых входят представители садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Глава IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ САДОВОДЧЕСКОГО,

ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

2. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносятся соответствующие изменения в его устав или принимается новый устав.

3. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения права и обязанности его членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками.

4. Передаточный акт или разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения утверждается общим собранием членов такого объединения и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения.

5. Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

6. Если разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного либо реорганизуемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения перед его кредиторами.

7. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

8. При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.

9. Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Требование о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.

3. При ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество.

Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.

5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.

6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.

11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.

2. При определении размера возмещения за изымаемый для государственных или муниципальных нужд земельный участок и расположенное на нем недвижимое имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в него включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сообщает о ликвидации такого объединения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

2. Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения передаются на хранение в государственный архив, который обязан в случае необходимости допускать для ознакомления с указанными материалами членов ликвидированного объединения и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.

Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

1) право собственности, в том числе право на продажу земельных участков и другого имущества, и другие вещные права, в том числе право пожизненного наследуемого владения земельными участками;

2) права, связанные с вступлением в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, участием в нем и выходом из него;

3) другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами права.

2. Защите подлежат права садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами права.

3. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством:

1) признания их прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения их прав, и пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу нарушения их прав;

3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожной сделки;

4) признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;

5) самозащиты своих прав;

6) возмещения им убытков;

7) иных предусмотренных законом способов.

Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства

1. Садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

2. Садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

Обязательное заблаговременное предупреждение садовода, огородника или дачника о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основаниями для лишения прав на земельный участок, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, а лишение прав на земельный участок при неустранении нарушений законодательства - в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 48. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 90-ФЗ.

Статья 49. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, виновные в неисполнении либо ненадлежащем исполнении возложенных на них законодательством обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 50. Утратила силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам

Убытки, причиненные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издание не соответствующего закону либо иному нормативному правовому акту акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством.

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 53. Переходные положения

1. Уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования.

2. Садоводческие, огороднические и дачные товарищества и садоводческие, огороднические и дачные кооперативы освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением уставов в соответствие с нормами настоящего Федерального закона.

Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР "О кооперации в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 19, ст. 350; 1990, N 26, ст. 489; 1991, N 11, ст. 294; N 12, ст. 324, 325) в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Новый закон о садоводах и огородниках. Что изменится в СНТ с 2019 года.

Грядут глобальные изменения в жизни как самих садоводов, так и председателей, и членов правления в связи с вступлением с 1.01.2019г. в законную силу Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ.

Обсудим, что изменится в СНТ именно с юридической точки зрения.

Первое, чему действительно стоит уделить особе внимание, это новый устав товарищества. Законом не предусмотрено крайнего срока приведения уставов СНТ в соответствие с нормами нового закона, но изменения напрашиваются сами собой. Причина тому – недействительность всех положений, которые противоречат 217-ФЗ. Так как не каждый председатель и уж тем более садовод наизусть знает 66-ФЗ и может сопоставить его с 217-ФЗ, пользоваться таким уставом будет крайне затруднительно. Это, что касается того, что в Вашем уставе есть. Многих действительно важных вещей в действующих уставах нет и быть не может, так как они будут введены новым законом. Например, уполномоченных с 2019 года больше не будет, но появится проведение общих собраний в очно-заочной форме. Если порядок и возможность проведения собрания в такой форме не будет регламентирован уставом, то и проводить его будет нельзя.

Товарищества останутся садоводческие и огороднические, все они будут видом ТСН (товарищество собственников недвижимости). При первом изменении устава СНТ, ОНТ и ДНТ превратятся в ТСН. Как вариант, налоговые инспекции в настоящее время принимают формы СТСН и ОТСН. Дачные товарищества станут садовыми. Менять свидетельства и вносить изменения в документы нет необходимости.

Вступление в члены и исключение из членов. Для вступления в члены необходимо будет написать соответствующее заявление в правление товарищества. К информации, которая должна быть указана в таком заявлении и документам, которые необходимо приложить к заявлению есть определенные требования (п.5 ст.12. 217-ФЗ). Если заявление оформлено с нарушением – это основание отказать в приеме в члены. Если сейчас исключить из членов можно по решению общего собрания членов, практически без объяснения причин, то с 2019 года это можно будет сделать только при учете строго соблюдения процедуры: в случае наличия задолженности (не менее чем за два месяца или больше, если указано в уставе), за два месяца направить требование-предупреждение (почему, сколько, куда необходимо оплатить и что будет в противном случае). Следующим шагом не позднее чем за две недели уведомить о проведении общего собрания и что на нем будет рассматриваться такой вопрос. После проведения общего собрания уведомить письменно об исключении с приложением выписки из протокола и изложением предыстории (как и почему так получилось).

Новые права и обязанности индивидуальных садоводов. Теперь садоводы, ведущие садоводство без участия в товариществе обязаны платить столько же, сколько и члены. Они получили право не только участвовать в общих собраниях членов и голосовать по тем вопросам, которые касаются распоряжения имуществом общего пользования и установления размера взносов (платежей). Так как у «индивидуалов» появилось право участвовать в общих собраниях, то оспаривать (отменять) их в судебном порядке тоже стало возможным. Поэтому, проводя общие собрания с 2019 года имейте ввиду, что надлежащим образом уведомить нужно не только членов товарищества, а всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества.

Реестр членов. Уже два года садоводами обсуждается реестр членов. У каждого товарищества в том или ином виде, как правило, имеется некий список членов. У всех возникает вопрос, а является ли этот список – реестром? В 217-ФЗ реестру посвящена целая статья (Статья 15 217-ФЗ). Там подробно указано, что в реестре должно быть обязательно, что необязательно, а что только с разрешения садовода. Также в данной статье указано, где взять всю необходимую информацию. Но это становится возможным только для вновь создаваемых товариществ. А вот как быть тем, у кого 30-летний пласт предыстории читайте на нашем сайте в разделе «Реестр членов» . Обратите внимание, что информацию об индивидуальных садоводах можно вносить в отдельный реестр членов, только с их согласия. Но для надлежащего уведомления таких садоводов Вам понадобится информация из реестра…

Общее собрание членов по новым правилам. В плане срока не позднее которого члены должны быть уведомлены о проведении общего собрания ничего не изменилось, а вот перечень уведомляемых и способ уведомления отличаются. По 66-ФЗ достаточно было вывесить на доске объявлений приглашение на собрание с обязательным указанием места, времени проведения и перечня обсуждаемых вопросов. Также законом было, как альтернатива или дополнение, прописано уведомление письмами по почте, а на практике еще применялась публикация в СМИ и на официальном сайте товарищества. Теперь необходимо будет применять все три метода, так как «или» в законе не указано:

  • Отправить уведомление по электронной почте (из реестра членов), если электронного адреса не известно, то почтой России;
  • Разместить уведомление на официальном сайте товарищества;
  • Разместить на доске объявлений на территории товарищества.

И в качестве подстраховки можно воспользоваться публикацией в СМИ. Под СМИ в данном случае понимается не любая газета, а тот ресурс, в котором публикуют юридически значимые объявления именно в вашем регионе (по месту расположения товарищества). Это не обязательное требование. И делаем мы это не для того, чтоб набрать кворум, а чтоб иметь дополнительное доказательство в свою защиту, в случае судебных споров. Газету с объявлением покупаем и храним в делах товарищества. Объявление на доске фотографируем с датой и тоже храним. Письма с уведомлением направляем только с описью, с указанием в ней кому, что и о чем шлем. Опись с чеком храним. Если Вам кажется это «слишком», то у Вас нет печального опыта защиты при оспаривании решений общих собраний в суде.

Даже при учете участия в общих собраниях индивидуалов, кворум определяется по старым правилам. То есть для легитимности собрания на нем должно присутствовать 50%+1 член и не важно сколько индивидуалов. При этом последние должны быть надлежащим образом уведомлены.

Если на общем собрании планируется принимать какие-либо положения, сметы, новую форму устава и любые другие документы, которые требуют утверждения общим собранием, не позднее, чем за 7 дней у всех садоводов должна быть возможность ознакомиться с ними. В противном случае, утверждение документов не допускается. Решение такого собрания легко будет отменено в судебном порядке. Если смету еще можно разместить на информационном стенде и сфотографировать, то как «ознакомить» всех с уставом и быть защищенным при этом с юридической точки зрения? Тут поможет только официальный сайт товарищества. При этом он должен быть написан определенным образом, чтоб дата и время публикации были видны, а при добавлении следующей новости, дата предыдущей не менялась.

Инициативная группа в количестве более чем 1/5 от числа членов сможет не только инициировать собрание о досрочном переизбрании действующего правления, но и с любой другой повесткой. Для этого необходимо будет направить требование о проведении общего собрания действующему правлению. В требовании могут быть указаны не только вопросы повестки дня (в обязательном порядке), но и варианты решений по ним (по желанию). Если в тридцатидневный срок правление не проведет общего собрания или оно не наберет кворума, то инициативная группа вправе будет провести собрание по тем же вопросам самостоятельно. Порядок надлежащего уведомления и проведения нужно будет соблюсти.

Уполномоченных больше не будет. Вместо уполномоченных можно будет «применять» очно-заочное голосование. Но пользоваться этим полезным инструментом можно только в том случае, если возможность и порядок проведения собрания в очно-заочной форме прописаны в уставе. Кого больше устраивают уполномоченные, давайте посмотрим на них с другого ракурса. Предполагается, что за каждого уполномоченного проголосовало определенное количество представляемых им садоводов. Что мешает эти голоса подтвердить доверенностями. Они могут быть заверены не только председателем или нотариусом, но и работодателем, по месту учебы или в медучреждении по месту лечения. Таким образом термина «уполномоченные» применяться не будет, но, если доверитель (тот, кто дал доверенность) на собрание не пришел, голос его будет озвучен доверенным лицом (тот, кому дали доверенность) С юридической точки зрения этот метод еще надежней и действенней, чем уполномоченные.

Льготный период пользования водяными скважинами без лицензии заканчивается. Получить лицензию будет необходимо товариществом со скважинами в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года. Список документов, необходимых для оформления лицензии существенно уменьшится. Подробнее о лицензировании указано в статьях 31 и 51 217-ФЗ.

Срок, на который избирается правление, председатель и ревизор (РК). Избираются из числа членов на срок не более пяти лет. Меньший срок, если будет принято такое решение, должен быть прописан в уставе. В случае, если срок полномочий закончился, правление, председатель и РК продолжают действовать вплоть до момента переизбрания. По действующему законодательству этот момент не урегулирован. Ревизор или Ревизионная комиссия обязаны проводить проверки не реже раза в год, если иное не предусмотрено уставом.

В 2019 году вступает в силу новый закон о СНТ, и в 2018 году садоводам нужно готовиться как к плюсам, так и к минусам нового законодательства, которое будет регулировать деятельность их товарищества. Мнения относительного нового закона расходятся, и в то время, пока одни говорят о том, что благодаря новому закону в деятельности СНТ будет наведен полный порядок, другие хватаются за голову и предрекают опустение товариществ, когда люди просто бросят свои участки. Пока закон не вступил в силу, не вполне понятно, чего от него ожидать. Закон о СНТ — к чему начинать готовиться с 2018 года, как изменится жизнь садоводов в будущем, 2019 году.

Кратко о новом законе о СНТ — как изменится жизнь садоводов в 2019 году

Новый закон о СНТ действительно во многом становится революционным, он устраняет многие нестыковки и нелогичности, которые прежде присутствовали в законодательстве, которым регулируется деятельность садовых и прочих товариществ. Вот основные его моменты:

  1. С 2019 года в России останутся только две формы организации таких объединений: садоводческие и огороднические товарищества. Больше никаких партнерств и кооперативов. Дачные участки становятся садовыми.
  2. В садоводческих товариществах на участке можно строить дачу и другое капитальное строение, на огородническом — нельзя. Речь именно о строительстве новых таких сооружений. Прежние будут узаконены, построить новое — нельзя, пока не изменится статус товарищества.
  3. В садоводческом товариществе будет легко оформить регистрацию (“прописку”) — не сложнее, чем в принадлежащей вам квартире.
  4. Садоводов-индивидуалов, которые вышли из товарищества, хотя и продолжают пользоваться его инфраструктурой, обяжут оплачивать все положенные взносы.
  5. Взносы, которые будут платить садоводы, могут быть только членскими и целевыми. Все цели, на которые могут собираться дополнительные взносы, описываются законом. Больше не может быть никаких вступительных взносов, а также взносов на непонятные цели.
  6. Взносы будут совершаться только через банк на счет товарищества как юридического лица. Никакой оплаты взносов в правлении по четвергам с 17:00 до 19:00 и никакой наличности, дальнейшая судьба которой не вполне понятна. Все прозрачно и официально.
  7. Членами товарищества могут быть только физлица, которые имеют участок в этом СНТ.
  8. В правлении товарищества должна быть минимум три человека, максимум — 5% членов. Полномочия правления будут длиться не два года, как раньше, а пять лет.
  9. Оплата земельного налога за общую землю (дороги и т.д.) будет делиться пропорционально доле участника в товариществе.

Что в законе о СНТ тревожит наблюдателей

Новый закон о СНТ, к которому с 2018 года начинают активную подготовку все товарищества, кооперативы и прочие существующие последний год формы организации садоводов, вызывает тревогу некоторых наблюдателей.

Несмотря на то, что закон наводит определенный порядок, вызывают вопросы следующие моменты:

  • В законе не очень понятно прописаны многие нюансы относительно построек на участке — что можно строить, что нельзя, как будет происходить налогообложение этой недвижимости.
  • В правление может входить человек, который вообще не является членом товарищества. Теоретически все члены правления вообще могут оказаться людьми со стороны. Впрочем, для этого и существуют выборы правления, чтобы участники товарищества относились к ним ответственно и смотрели, кого выбирают.
  • Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2019 года бабушка, которая подрабатывает, продавая на улице выращенный лук, должна регистрироваться как ИП и предлагать свою продукцию торговым сетям, сдавать затем отчетность, платить налоги и т.д. Понятно, что это абсолютный абсурд.
  • Норма, которая затрагивает садоводов-индивидуалов, которые обязаны оплачивать взносы, на практике не всегда восстанавливает справедливость. В некоторых случаях люди получают участок в наследство, не хотят его продавать, но и использовать не планируют. Прежде они могли поставить правление в известность и снизить до минимума оплачиваемые взносы. Теперь они должны платить за воду, вывоз мусора и прочие общие блага, которыми по факту не пользуются, наравне со всеми.

Таким образом, как именно проявит себя новый закон о СНТ, станет понятно после его вступления в силу. Очевидно, что в некоторых случаях за недовольством новыми нормами могут стоять и интересы тех, кого устраивает текущее положение вещей и кто пользуется возможностями, которые дают действующие пока законы. Многие председателям удобно принимать взносы наличными, часть из которых прилипает к их рукам. Многим членам кооперативов удобно не платить взносы наравне со всеми. Новое законодательство в целом более справедливо и наводит определенный порядок. Хотя, конечно же, оно полно нюансов, предсказать эффект от которых не всегда возможно.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...