Глобальные проблемы человечества римский клуб. Глобальные проблемы современности (Римский клуб)

Рычкалова Элина Сергеевна

Гречкосий Яна Игоревна

Кудашкина Ольга Андреевна

студенты 2 курса, кафедра строительных технологий и материалов СибГИУ, г. РФ, Новокузнецк

Быкасова Лариса Валентиновна

научный руководитель, канд. культурологии, доцент, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с проблемами, поставившими его на грань выживания, эти проблемы получили название глобальных. Многие исследователи связывают преодоление глобальных проблем с деятельностью международной организации Римский клуб.

Создание организации под названием Римский клуб следует отнести к 1968 году. Она была основана по инициативе итальянского предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи. Основная цель деятельности Римского клуба заключалась в исследовании глобальных проблем современности и в привлечении внимания населения планеты к данным проблемам.

В основе деятельности данной неправительственной организации заложен выпуск докладов, которые призваны осветить, поднять ту или иную глобальную проблему, привлечь внимание людей к ней и организовать деятельность и мероприятия по ее решению. Причем средства на данные мероприятия поступают от спонсоров, фондов и других источников. Следует отметить, что сам Клуб не занимается финансированием проектов, управлением их или контролем над их исполнением. Завершающим этапом становится отчет о проделанной работе, который оглашается на ежегодной конференции Римского клуба.

Представители Клуба в самом начале своего существования совершали множество поездок в самые разные районы мира, чтобы понять и самостоятельно увидеть жизнь людей разного социального положения, разных национальностей и религий. Они столкнулись с проблемой непонимания людьми всей серьезности поднимаемых Клубом проблем. Поэтому члены Римского Клуба добились большого развития своей организации и выхода её на мировую арену, в такую сферу, в которой к ней будут прислушиваться, в которой найдутся нужные спонсоры для решения указанных проблем.

В настоящее время опубликовано более 30 докладов Римского клуба. Вся информация, публикуемая в них, формировалась с участием ученых, которые занимаются исследованием глобальных проблем. Поэтому доклады содержат только подтвержденные данные и выводы.

В данной работе хотелось бы рассмотреть содержание нескольких докладов, которые, на наш взгляд, представляются наиболее интересными и значимыми для человечества в настоящее время.

В начале 70-х годов XX века деятели Римского клуба предложили создать модель организации производственного процесса профессору Массачусетского технологического университета Дж. Форрестеру. Миссия модели заключалась в разработке плана по использованию нового подхода при планировании и организации деятельности производства и потребления. По мнению членов Клуба, внимание стоит обращать не только на планирование роста народонаселения, экономический рост и многие другие факторы. Необходимо учитывать и такие важные показатели, как загрязнение окружающей среды, предел добычи полезных ископаемых, временной промежуток, который необходим планете для восстановления своих ресурсов или ликвидации антропогенного воздействия.

Все это помогло спрогнозировать тот кризис XXI века, который в дальнейшем наступил из-за ограниченности ресурсного потенциала и неправильного отношения человека к недрам своей планеты.

Продолжением данной тематики стал доклад американского ученого Д. Медоузом. Он носил название «Пределы роста», который содержал информацию, касающуюся нахождения путей снижения антропогенного воздействия на планету, улучшения общей экологической обстановки, поднятия уровня жизни населения . Как первая, так и вторая модель развития мира не исключала возможности возникновения глобальной катастрофы, которую можно предупредить только благодаря разумной деятельности всего человечества. Только контроль за рождаемостью и смертностью, постоянный мониторинг экологической ситуации в мире, применения разных мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду дадут возможность несколько отсрочить возникновение глобальных проблем во всей своей силе.

На наш взгляд, расчеты двух описанных моделей не во всем верны и сами модели не являются полностью совершенными относительно тех прогнозов, которые в них сформулированы, и тех мероприятий, которые необходимо реализовывать. Например, они не учитывают влияния биосферы, а так же всего космоса в целом, на результат которого человек не в силах повлиять. Основным выводом по данным моделям является стремление к сокращению численности населения планеты и производства в целом. Необходимо найти некоторый баланс между тем, чтобы удовлетворять потребности человечества и в то же время не наносить вред окружающей среде.

Еще одним интересным докладом является работа М. Месаровича и Э. Пестеля, которая носит название «Человечество на перепутье». Основой данной модели является создание некоторых территорий, которые взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодных условиях. Основой их различия являются народы, которые неоднородны по своей национальности, культуре и религии .

Для достижения наибольшей гармонии и предотвращения возможности возникновения конфликтов необходимо реализовывать следующие задачи:

· все люди должны стремиться к взаимовыгодному существованию и осознавать себя частью единого целого;

· человек должен любить и уважать природу, организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не вредить ее развитию;

· каждый из людей должен думать о том поколении, что придет после него, стремиться к сохранению природы и планеты в целом для будущих поколений;

· необходимо подходить осознанно к решению глобальных проблем, а не стремиться к некоторому отсрочиванию данных мероприятий.

Экономической проблемы коснулся в своем докладе голландский экономист Я. Тинберген, который выявил несколько причин роста цен на товары и услуги, а так же отметил постоянно растущее недовольство экономикой и своего мирового положения развитых стран.

Основой данной работы стало введение принципа перераспределения национального дохода, которое будет осуществляться главным образом за счет разного уровня налогообложения бедного и богатого слоев населения.

Ян Тинберген отмечал и некоторое преувеличение возможности быстрого истощения природных ресурсов. Население планеты сможет спрогнозировать тот объем природных ископаемых, которые оно получает без нанесения вреда окружающей среде. Так же возможно и проведение некоторых очистительных и экологических мероприятий, благодаря которым загрязнение планеты не будет таким глобальным, как прогнозировалось ранее .

Стоит так же отметить актуальность доклада философа Э. Ласло «Цели для глобального общества», который был представлен в 1977 году. Основой его стало выдвижение некоторых принципов существования человечества в целом, при котором люди будут развиваться и реализовывать се свои возможности таким образом, что весь мир будет существовать в полной гармонии .

К таковым целям относятся следующие:

· необходимо отказаться от возможности решения тех или иных проблем, возникающих перед государствами, при помощи военных конфликтов. Необходимо обеспечить полную, глобальную безопасность каждому человеку и всему населению в целом;

· решение всех глобальных проблем должно осуществляться в тех же масштабах, в каких данные проблемы и возникают. То есть необходимо всем миром бороться против мирового голода, ухудшения экологической обстановки, возникновения терроризма и др.;

· необходимо экономно расходовать все природные ресурсы планеты, постоянно мониторить уровень достаточности и воспроизводства данного сырья, предпринимать все возможные меры по улучшению обеспеченности планеты природными ресурсами и снижения антропогенного воздействия на нее;

· повышение качества жизни населения - вот основной ориентир, к которому должно стремиться все человечество на пути к своему развитию.

Для реализации данных целей Римским клубом были предложены некоторые задачи по их достижению:

· информирование человечества о тех целях, которые ставит перед собой весь мир;

· доводить до состояния понимания всеми людьми данных целей и способов их реализации;

· побуждение к активному участию каждого человека в данных предложенных мероприятиях.

Существуют и другие Доклады данной организации, которые так же несут важную информацию относительного общего положения дел в мире, способов реализации тех или иных мероприятий по снижению вредного воздействия деятельности человечества на планету в целом.

Деятельность Римского клуба является неоценимой как для науки, так и для общества в целом по ряду положений:

1. привлечение внимания широкой общественности к глобальным проблемам мира;

2. пропаганда идеи о необходимости гармонизации отношений человека и природы;

3. организация крупномасштабных исследований по изучению перспектив мирового развития (впоследствии, многие научные организации и отдельные исследователи, не являющиеся членам Римского клуба, включились в этот процесс, что не только обогатило науку, но увеличило шансы человечества на спасение;

4. положил начало математическому моделированию эволюции системы «общество-природа» (создание наглядных компьютерных моделей);

5. подготовительная работа к разработке концепции устойчивого развития человечества;

Однако, следует отметить, что каких-либо существенных реальных шагов по реализации идей Римского клуба и его рекомендаций не последовало, ни со стороны правительств, ни со стороны общественности, ни со стороны каждого отдельного человека. Это вызвано отношением каждого отдельного человека к тем глобальным проблемам, которые уже существуют перед миром в целом.

Каждому из нас достаточно трудно перестроиться на новый уклад жизни, благодаря которому катастрофические воздействия нашей жизни на природу планеты станут наименьшими.

В заключении хотелось отметить, что преодоление глобальных проблем связано с возникновением и укреплением нового мировоззрения, включающего в себя понимание глобальности и чувство справедливости, проистекающее из признания основных прав человека.

Список литературы:

  1. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации: многомерный анализ. М.,: Логос. 2008.
  2. Ласло Э. цели для человечества: доклад римского клуба на новые горизонты человеческой системы. № 4. 1975.
  3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс Й., Беренс Ш. Пределы роста (The Limits to growth): Докл. по проекту Римского клуба Сложное положение человечества. 2-е изд. М., 1991.
  4. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, Пангея, 1994.
  5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.
  6. Тинберген Я. Рио: Преобразование международного порядка / доклад римского клуба. N.Y., 1976.
  7. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. М. 2008.

Цели Римского клуба

Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель и бизнесмен, член руководства фирмы “Фиат” и вице-призедент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. 6-7 апреля того же года в Риме, в старой Национальной академии деи Линчеи состоялась встреча приглашенных, на которой развернулись дискуссии по наиболее актуальным проблемам современности. Те участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами. Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

* дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления - этими "принципиальными пределами роста";

* донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;

* "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

По инициативе Римского клуба осуществлен целый ряд исследовательских проектов, результаты которых публикуются в форме докладов. Наиболее известные из них, вызвавшие бурные научные дискуссии - “Пределы роста”, 1972г. (руководитель Д. Медоуз), “Стратегия выживания”, 1974г. (рук. М.Месарович и Э.Пестель), “Пересмотр международного порядка”, 1976 (рук. Я.Тинберген), “Цели для человечества”, 1977г. (рук. Э.Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджра, М.Малица), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980г. (Б.Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество”, 1982г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф), “Революция босоногих”, 1985г. (Б.Шнейдер) и др.

Целью этих докладов является стремление добиться понимания трудностей, названных Римским клубом “глобальными проблемами”, возникающих на пути развития человечества, оказать влияние на общественное мнение по поводу этих проблем.

Сущность и типология глобальных проблем

Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», возникли в середине XX в., были осознаны научной общественностью спустя 20 лет. Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие. Глобальные проблемы имеют комплексный характер, плотно переплетаясь друг с другом. С известной долей условности можно выделить два основных блока (см. рисунок 1.) :

Рисунок 1. Типология глобальных проблем современности.


1) проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество - природа»);

2) социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек - общество»).

Перечисленные проблемы вызревали асинхронно. Английский экономист Т. Мальтус еще в начале XIX в. сделал вывод об опасности чрезмерного роста населения. После 1945 стала очевидна угроза развития оружия массового уничтожения. Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как проблема только в последней трети XX в. Проблема международной организованной преступности стала острой лишь в конце XX в.

Тем не менее, корректно считать моментом рождения глобальных проблем середину XX в. Именно в этот период развертываются два процесса, которые представляются основными первопричинами современных глобальных проблем. Первый процесс - глобализация социально-экономической и политической жизни, основанная на формировании относительно единого мирового хозяйства. Второй - развертывание научно-технической революции (НТР), которая многократно умножила все возможности человека, в том числе и по самоуничтожению. Именно по мере действия этих процессов проблемы, ранее остававшиеся локальными, превращаются в глобальные. Например, опасность перенаселения затронула все страны тогда, когда в развитые государства хлынули волны мигрантов из развивающихся стран, а правительства этих стран стали требовать «нового международного порядка» - безвозмездной помощи как платы за «грехи» колониального прошлого.

Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб.

«Римский клуб» - это международная общественная организация, основная цель которой - изучение глобальных проблем. Т.е. таких проблем, которые затрагивают каждого, живущего на Земле и решение, которых возможно, лишь, при сплоченности усилий всех членов мирового сообщества.

Большое значение имело создание в 1968 году А. Печчеи, общественным деятелем Италии этой организации. Именно в это время начинается процесс глобализации, основанный на формировании единого мирового хозяйства, а также форсированное развертывание научно-технической революции, которая способствовала приумножению возможностей человека, среди которых и самоуничтожение.По замыслу А. Печчеи и в соответствии с уставом организации, клуб должен содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности, которые, с определенной условностью, можно классифицировать по двум основаниям:

1) система «общество – природа»;

Система «человек – общество».

Привлечение внимание достигается посредством докладов, среди которых широкую известность получили доклады - «Пределы роста» (1972), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др.Специфика этих докладов заключается в том, что их готовят независимые рабочие группы по заказу Римского Клуба, который, в свою очередь, только определяет тему научных исследований, но ни в коем случае, не вмешивается и не влияет на их исход и гарантирует их финансированиеПолучив готовый доклад, Римский Клуб рассматривает его, как правило, в присутствии заинтересованных лиц - представителей общественности и науки, средств массовой информации, и, затем, распространяет результаты исследований по разным аудиториям мира, публикуя их.Трудно переоценить значение деятельности Римского клуба, который, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели. В первую очередь, это создание новой социальной философии, провозглашающей новую «глобальную общность», ориентированную на изучение перспектив развития живой оболочки нашей Земли и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.



Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

мир есть, существует как беспредельная целостность;

природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

их различное по форме существования предпосылка единство мира;

Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Философское понятие материи и принцип материального единства мира

Материя - это: Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:пространство; время; движение как способ существования материи.

Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам.

Лекция № 18. Будущее человечества

(философский аспект)

1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их решения.

3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными можно назвать следующие проблемы:

1) надвигающийся экологический кризис, катастрофа, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками и т.д.;

2) демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

3) экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными слоями населения и богатыми и бедными странами;

4) военная опасность и опасность терроризма и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60 – 70-е гг. ХХ в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследования социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени.

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экономической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.



Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, такие как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...