Внеклассное мероприятие в начальной школе "день птиц". Сценарий проведения праздника "день птиц" Мероприятие в нач шк праздник птиц

Ведущий . Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Издавна люди отмечали день птиц. С приходом весны слетаются на родину из разных стран перелетные птицы. Без них нельзя представить нашу планету. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты на птиц. Сегодня мы узнаем и вспомним много интересного о птицах. Итак, начнем.

«Костюмированные загадки»

Ведущий. Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, мы узнаем по тому, как вы будете отгадывать загадки.

Выходят ребята в костюмах птиц и про себя загадывают загадки. Тот, кто правильно угадал, получает картинку с изображением этой птицы.

«Названия птиц»

Ведущий . Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

«Птичьи ребусы»

Ведущий . Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на плакате, вам надо угадать название птиц.

«Пение птиц»

Ведущий . Кто не слышал пение птиц? Давайте закроем глаза, сядем поудобнее, представим себе весенний лес и послушаем птичий концерт, записанный в лесу.

Ведущий . Ну, а теперь проверим, можете ли вы узнать голоса птиц.

Включают пение одной птицы. Ребята отгадывают. Затем пение второй птицы, ребята опять отвечают, и т. д.

Игра «Слет птиц»

Ведущий. Пора нам и поиграть. Птицы собрались на важное совещание. Прошу выйти всех желающих поиграть. (Выходят игроки.)

Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Сначала на стражу встали кукушки. Ребята, вы должны подавать сигнал «ку-ку», если появится кто-то чужой. Кто ошибается — уходит из стражи.

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, грачи,

Мухи и стрижи...

А теперь сели на страже вороны.

Ребята должны давать сигнал «Кар!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Ласточки, синицы,

Голубцы, стрижи,

Аисты, вороны...

А потом уселись охранять филины.

Сигнал «Ух!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Аисты, лисицы,

Крокодилы, чайки...

Потом охранять пошли воробушки.

Сигнал «Чик-чирик!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Болтики, синицы,

Совы и грачи,

Мухи, саранчи...

А теперь, ну-ка, тетерева, летите сторожить!

Сигнал «Чок-чок-ток-ток!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки,

Совушки, лахмушки...

(Замечание: гаечки — вид синиц.)

Теперь попросим глухарей посторожить лес.

Сигнал «Цок-цок!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, кукушки,

Аисты, лягушки,

Чибисы, стрижи,

Чайки и чижи...

Ведущий. Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам.

Викторина «Особые птицы»

Ведущий зачитывает вопросы, записанные на картинках с изображением птицы, о которой идет речь. Тот, кто правильно отгадает, получает ее.

Вопросы:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Птица являющаяся символом мудрости со времен античной Греции? (Сова)

3. Какая птица выше всех летает? (Орел)

4. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

6. Птица, являющаяся символом храбрости? (Орел)

7. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

8. Какая птица, охотясь, стоит неподвижно, поджав одну ногу? (Серая цапля)

9. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — до 15 см)

11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

12. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

13. Какие птицы, чтобы покормить птенцов, отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца? (Пеликаны)

14. Какая птица, чтобы спастись от врагов, погружается в воду, как подводная лодка? (Чомга)

15. Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Ученые назвали эту птицу археоптериксом, а что это означает в переводе на русский язык? {Древнее крыло)

Игра «Дупло совы»

Ведущий. Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и птицы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.

По сцене раскладывают обручи — это «дута». Все игроки делятся на пары и занимают дупла. По команде «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по сцене. В этот момент убирают один обруч. По команде «День» пары должны запять любые дупла. Оставшиеся без жилья выбывают из игры, т. е. совы погибают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Конкурс «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

➢ «Сколько голубей?»

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные — улетели)

➢ «Вареные яйца»

Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)

Викторина «Доскажи словечко»

Ведущий. О птицах написано много книг. Постарайтесь вспомнить сказки, рассказы о птицах и скажите полностью название.

➢ Повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

➢ Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка)

➢ А. Поповкин «Черные...» (Лебеди)

➢ В. Флинт «Где живет белый...» (Журавль)

➢ В. Суров «Путешествие к...» (Пеликанам)

➢ Сказка С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими...»(Гусями)

➢ Сказка А.С. Пушкина «Золотой...» (Петушок)

➢ Сказки Г. X. Андерсена «Гадкий...» (Утенок), «Дикие...» (Лебеди)

➢ Русские народные сказки «Курочка...» (Ряба), «Гуси-...» (лебеди), «Лиса и...» (журавль), «Жар-...» (Птица)

«Танец маленьких лебедей»

Ведущий . Всем вам, скорее всего, приходилось видеть лебедей. А вот танцующих — сомневаюсь. Из одного зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести.

Входят 4 мальчика в балетных костюмах.

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Сценка «Два веселых гуся»

Ведущий. А теперь предлагаю вам посмотреть сценку на русскую народную песню «Два веселых гуся».

Песня:

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один — серый,

Другой — белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи —

У кого длиннее?

Один серый,

Другой белый —

У кого длиннее?

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один — серый,

Другой — белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один — серый,

Другой — белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один — серый,

Другой — белый,

Кланялись бабусе.

Конкурс «Домино пословиц»

Ведущий. Если мы с вами затронули народное творчество, то давайте его и продолжим.

Зрителям раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы. Карточки прикрепляются па магнитную доску, как в игре «Домино».

Пословицы:

Дела не голуби — не разлетятся.

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глух как тетерев.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Гогочет как гусь на проталине.

Дай курице гряду — изроет весь огород.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Увидел грача — весну встречай.

Дятел и дуб продалбливает.

Ведущий. Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании. Особенно зимующие птицы, ведь им так недостает корма в лютые морозы.

Праздник «День птиц»

Полянская Алла Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Щигры Курской области»

Ведущий: Долго длится зимняя пора в России – уже прошли веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу. С надеждой ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают ее первые шаги.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Ведущий: В марте пробуждается природа от долгого зимнего сна. Но в марте бывает и так: вдруг тучи закроют небо, подует холодный ветер, пойдет снег большими хлопьями, закружит метель, будто вновь вернулась зима. Но это не надолго. И опять появляется солнце!

Всему на свете свой черед –

И следом за метелью

Нам позывные подает

Весна своей капелью.

Ведущий: Март заступил на свой пост. Люди давно заметили, что в этом месяце начинает таять снег, и назвали его снеготаем.

Вернулось царство вешних дней,

Звенит на улице капель.

Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь,

В окно повеяло весною. Теплей и ярче солнце стало.

Засвищут скоро соловьи Пора метелей злых и бурь

И лес оденется листвою. Опять надолго миновала.

Ведущий: Весна – красна, когда придешь?

Тебя заждалась молодежь.

Март: Весна просила передать,

Что не согласна долго ждать.

Апрель : Что выглядит уже отлично,

И скоро в гости будет лично.

Май: Пусть тает снег, пусть тает лед,

Весна цветы ребятам шлет.

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников живых.

Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года»

Ведущий: Скворцы, весенние гонцы!

На праздник к нам спешите,

Весну нам принесите!

1 скворец: Здравствуйте, здравствуйте!

По улице идет весна.

Всем людям улыбается она!

Весна спешит, она не ждет.

Она нас выслала вперед.

Мы молодой весны гонцы.

Мы птицы вешние – скворцы!

2 скворец: Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста.

Махнет рукой – и чудом обернется.

Река ломает лед, вот – вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава –

Все возрождает вновь красавица весна!

3 скворец: Взмахнет рукой – и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем «Ку – ку»,

Прожить вам столько на веку.

Медведь спросонья улыбнется.

Букашка малая проснется.

Зеленый шум, весенний гам –

Спешит весна навстречу к нам!

Песня – хоровод «Веснянка»

Ой, бежит ручьем вода – (Дети, взявшись за руки, идут по кругу).

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода! (Дети хлопают в ладоши).

Нет ни снега, нет ни льда.

Прилетели журавли, (Дети взмахивают руками, как крыльями).

И соловушки малы.

Журавли, журавли (Дети хлопают в ладоши).
И соловушки малы.

Мы весняночку поем, (Дети сужают круг, а затем расширяют).

Весну красную зовем.

Ой, поем! Ой, поем! (Дети кружатся вокруг себя).

Весну красную зовем.

Весна: Я – весна – красна,

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах растут цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

1. Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло непростое. Видите на нем два волшебных ведерка? В одном – темном – темная ночь живет, в другом – светлом – ясный день.

2. Ой, а какое же ведро легче, а какое тяжелее?

Весна : Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи.

1. Кто же помогает тебе, весна – красна?

Весна : Кто же, как не само красное солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

2. Хочешь, мы с ребятами тебе поможем?

Весна : Конечно, хочу. А как же это сделать?

1. Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами. Ребята, кто хочет помочь солнышку, повторяйте за нами слова:

Солнышко, выходи! Красное, свети!

Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче!

Солнышко, солнышко!

Высоко взойди, далеко посвяти!

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

2. А еще солнцу пели звонкие песни.

Песня «Здравствуй, весна».

Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, о ком мы будем сейчас рассказывать.

Снится ночью пауку чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это …(птица).

1. Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле проводят День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые и стремительные полеты, их мелодичное пение. Давайте выясним, кто такие птицы?

2. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

3. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

4. Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

5. Птицы – верные помощники, защитники наших полей, садов и огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Ведущий: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно повсюду. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. В Курской области встречается больше 200 видов.

Ведущий: Пусть сегодня к нам на праздник - День птиц прилетят птицы, которых мы все хорошо знаем. Только пусть ребята сами назовут их имена.

Загадки о птицах

1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица …(грач).

Грач за день уничтожает 400 червей, вредителей растений.

2. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

Ну, а зовут меня …(скворец).

Семья скворцов за день съедает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит …(дятел).

4. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем …(сова).

Ушастая сова способна съесть за ночь 7 – 8 мышей – полевок. А за год одна семья уничтожает 10 тыс.мышей и спасла 20 тонн зерна.

5. Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает …(кукушка).

Кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

6. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном,

Из травы и глины …(ласточка).

Семья ласточек за лето уничтожает около млн. различных вредных насекомых.

7. На припеке каждый день

Раздается: «Зень, зень, зень.»

Кто на солнце веселится?

Это звонкая …(синица).

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет …(соловей).

9. Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко,

Скачут по деревьям, веткам

В красно – огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя –

Любим птичку …(снегиря).

Ведущий: Птиц, которые живут неподалеку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

«Синь – синь!» - посвистывает синица.

«Чи - чи!» - вторит ей чиж.

«Гра – гра!» - представляется грач.

«Сквор – сквор!» -поют скворцы.

Игра «Птичьи разговоры»

Журавли …кричат голуби …воркуют синицы …пищат

Совы …ухают вороны …каркают ласточки …щебечут

Утки …крякают гуси …гогочут соловьи …свистят

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы?

Сценка «Палочки на листе» Г.Скребицкого

Сын: Сколько гусениц и жуков скворцы за день приносят птенцам?

Отец: Вот посиди под березой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе черточку. А потом подсчитаем.

Сын: До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала.

Ведущий: В горячем теле птицы все совершается очень быстро. Человек после еды переваривает свой обед несколько часов, а птица – всего несколько минут. И снова она хочет есть. Многие птицы съедают за день столько насекомых, что их вес превосходит вес самой птицы. Особенно птица много съедает корма, когда только что вылупилась из яйца и начинает расти. Если бы у человека был аппетит птенчика мухоловки, то ему пришлось бы за 1 день 30 раз завтракать, 20 раз обедать и 17 раз ужинать. Птица подлетает к гнезду более 350 раз. Вот это обжоры! Но нам, людям, птичий аппетит выгоден. Чем больше вредных насекомых истребит птица, тем лучше сохранятся наши посевы и сады.

Рассказ о птицах

Мальчик: Мы называем птиц своими друзьями. А что в этих друзьях особенного, что необычного?

Девочка: Необычного? Пожалуйста. Птица живет очень быстро. Ведь ей отпущен недолгий срок пребывания на земле, поэтому она торопится все успеть: и дом обустроить, и потомство вывести. И между делом человеку помочь старается.

Мальчик: А мне все – таки непонятно, что это значит, птица живет очень быстро.

Девочка: А вот посуди сам. Сердце человека бьется со скоростью 70-80 ударов в минуту. А как ты думаешь, сколько ударов делает, ну, например, сердце воробья?

Мальчик: Воробей такой маленький, и сердце у него маленькое

Девочка: Зато это маленькое сердечко делает 460 ударов в минуту.

И птичья кровь горячее человеческой. Ты знаешь, какова нормальная температура человека?

Мальчик: Это все знают – 36,6. А если больше, значит, человек болен.

Девочка: Представь себе, что будет с человеком, если его температура поднимется до 42 градусов?

Мальчик : Его уложат в кровать и будут долго лечить всякими лекарствами.

Девочка: А вот для соловья это нормальная температура. С температурой 42 градуса он способен давать настоящие концерты, а при 45 градусах – посвистывает и штукатурит свое гнездо.

Игра «Узнай птицу»

Птица – плотник /дятел/. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых.

Птица – акробат /поползень/. Лазает по деревьям вниз головой.

Птица – строитель /ласточка/. Их гнезда съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица – рыболов /баклан/. Ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти даже самой ловкой рыбке.

Лесная кошка /иволга/. Эта птица действительно умеет кричать кошкой.

Ночной хищник /сова/. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша /кукушка/. Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.

Пернатый солист /соловей/.Эта птица прославила наш Курский край.

Ведущий: Птицы украшают нашу землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня.

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок.

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною,-

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Игра «Птицы»

Аисты, вороны, галки, макароны …(Дети хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, мухи и стрижи …(Дети хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки, соловьи, комары , кукушки …(дети хлопают)

Даже совы – сплюшки, лебеди и утки

И спасибо шутке.

Весна идет! Рассеялись туманы –

Кто знает, где теперь их пелена.

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет! Уже расцвел подснежник –

Зовет весь мир очнуться ото сна.

Снимают горы белые одежды.

Весна идет! В наш край идет весна!

Ведущий: Издавна 22 марта, отмечался праздник «Сороки» .В каждом доме лепили из теста птичек жаворонков, пекли их, мазали сладким медом. Печеных жаворонков развешивали по деревьям и кустам, привязывали на длинные палки, «крутили – запускали» в небо, где они, как настоящие птицы летали, подбрасывали в небо с пожеланиями, чтобы весна поскорее пришла. Дети ходили по селу, пели песенки – заклички, звали весну – красну.

Приди, весна, приди, весна! Весна, славься красна!

Со льном высоким, Цари и здравствуй – твой черед.

С корнем глубоким, Пусть вся земля

С хлебом обильным. Ликует и цветет.

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам.

Принесите нам лето красное.

Нам зима надоела,

Все хлебы у нас поела.

Дети поют песню и угощаются печеными из теста куликами.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ДЕНЬ ПТИЦ»

Пояснительная записка

Цель : систематизация знаний по охране окружающей среды; развитие любознательности, творческого воображения, коммуникабельности, ценностного отношения к природе родного края, приобщение к культуре родного края, воспитание любви к музыке, родной природе .

Задачи:

Формировать умения и навыки взаимодействия с природой, заложить основы природоохранительных навыков, обогащать жизненный опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой;

Способствовать формированию у учащихся доброты, экологической культуры;

Обобщать и расширять знания детей о перелётных птицах;

Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Форма проведения: экологическийпраздник

Возраст : 7-10 лет

Метод проведения : словесный, наглядно-иллюстрационный

Оборудование : выставка рисунков, компьютер, проектор, презентация

Ход мероприятия

2.Стихи о весне

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

То вдруг прольется ливнем бурным,

То хлынет золотом с высот,

То облаком почти скульптурным

Себя у окон пронесёт.

А то распустит хвост павлиний

В нависшей капле дождевой,

Или доверчивый и синий,

Несёт по лужам яркий свет,

Над ним закат огни колышет,

А он не в силах отойти -

Старается как можно выше

Весь этот пурпур вознести.

И всё же, мраку уступая,

Вдруг вспомнит, отходя ко сну,

Как, серебром пересыпая,

Творят пернатые весну.

С приходом весны к нам возвращаются наши друзья - перелетные птицы. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилета птиц - весенний праздник школьников, который называют Днем птиц и отмечают в нашей стране с 1924 года. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц - не сад, лес без птиц - не лес!

Птицы привлекают нас своим причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц — способность летать. Птицы летают превосходно, благодаря особенностям перьев.

Перо — чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам.

Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые весной прилетают к нам из теплых стран. С самых ранних теплых весенних дней до поздней осени они радуют нас своим оперением и, конечно, своим пением.

Всех перелётных птиц черней, (2 слайд)

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица …(грач).

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

Все помнят, как поет эта птица? Давайте послушаем.

Что вы знаете о грачах?

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

У грача тело около 40 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России. Грачи прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей. Обычно обитает на полях, а также в больших городах.

А вслед за грачами прилетают птицы, название которых вы узнаете, когда отгадаете загадку.(

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец -

Он и лётчик, и певец. (Скворец)

(5 слайд) Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

Послушаем, как поёт скворец.

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки.

Жаворонок

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли — своей постели.

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

(6 слайд) Размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки – перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад.

(7 слайд)

Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, — вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей.

В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез . Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет вид мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений — ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнедо при помощи крепких волокон крапивы

Обыкновенный ремез — один из лучших пернатых строителей. Его гнездо — образец совершенства. По форме похожее на рукавицу, искусно подвешенное на тонкой поникшей веточке, оно не может не вызвать чувства удивления и восхищения. Вход в домик ремеза сделан сквозь «большой палец рукавицы», а висит этот домик, как правило, прямо над водой. Если ремез строит его далеко от водоема, то гнездо расположено высоко от земли. Для того, чтобы построить такое гнездо, ремезу требуется около двух недель

Нелегко строить гнездо камышевке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника.

Кроха, птичка камышевка,

Своё гнёздышко вьёт ловко,

В тёмной заросли кустов

Строит домик для птенцов.

Смотрим: носит в клюве пташка

Мух, козявочек, букашек…

Осторожно поглядим:

Сколько?

Два или один?

Там.открытый жёлтый рот!

угощенья птенчик ждёт!

Рядом – и второй! и третий!

Камышевки нашей дети!

Мы закроем гнёздышко

Веточкой смородины…

Сбережём для птенчиков

Маленькую родину!

А вот о ком пойдет речь сейчас, отгадайте загадку.

(10 слайд)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Нривить-ти-вить-сную проворно,

День-другой, ещё денек, -

И под крышей узорной

Вырос ласточкин домок.

Слышен писк и щебет птичий.

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей -

Малышам нужна еда.

(11 слайд)

Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Что вы знаете о соловье?

( 12 слайд) Соловей - маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей – перелетная птица, зимующая в Восточной Африке.

Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.

(13 слайд)

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. Кукушка

Кукушка.

Я – важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку…"

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку…"

Давно не слышали пение кукушки, соскучились.

Что вы знаете о кукушке?

Кукушка- небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка – перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. Аист

(16 слайд) Аист- крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные.

Аисты почти немы – могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.

Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь )

Сказок много сочиняют

Почему-то про гуся,

Много дети о нем знают,

Откровенно говоря.

Про гуся добавить что-то

Попытаемся в стихах,

Смазка в перьях есть гусиных,

Чтоб с него стекла вода,

Перелётов очень длинных

Побоится гусь едва.

(18 слайд)

Переваливаясь важно,

В речку прыгнули отважно

И, о чём-то говоря,

В речке плещутся: КРЯ-КРЯ! (утята)

6. О пользе птиц

День прилёта птиц — весенний праздник школьников. Его называют День птиц.

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы — овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы — склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Чем ещё полезны птицы?

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

7. Сейчас прозвучит песня. Как вы думаете, о чем она? Как бы вы назвали её?

Звучит песня «Просьба», сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой

о Красной книге. Посмотрите на рисунки нашей выставки.

8. Викторина

А сейчас небольшая викторина

1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?

2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?

3.Чем полезны совы?

4.Как охраняются птицы в нашей стране?

5.Когда птица поёт громче — в полёте или сидя на ветке? (в полёте)

6.Какая птица прилетает в наши края первая? (грач)

7.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем — над землей? (понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)

8. Какие птицы летают быстрее других? (стриж, 144 км/ч)

9. Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь)

9 Пословицы и поговорки (птицы) Игра

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?

1. Соловей берет пением, а человек умением.

2. По птичке и гнездышко.

3. Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

4. Сокол выше солнца не летает.

5. Птице даны крылья, а человеку – разум.

6. Всякий кулик свое болото хвалит.

7. Всякая птица свои песни поет.

8. Куда орлы летают, туда сороки не достигают.

9. Вороне соколом не бывать.

10. Соловья баснями не кормят.

11. Птица красна пером, а человек умом.

12. Оттого кукушка кукует, что своего гнезда нет.

13. Первая ласточка весны не делает.

15. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

16. Гусь свинье не товарищ.

17. Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь.

18. Всякая птица своё гнездо любит.

19. Дятлу без носа, как волку без ног.

21. Цыплят по осени считают.

22. Человек без Родины, что соловей без песни.

23. Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Убирайся вон, задира,

Просвистел ему скворец.

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей!-

Прочирикал воробей .

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай.

Мой клюв остёр

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

История со счастливым концом. И я надеюсь, что в наши домики-скворечники, которые изготовили мальчики со своими родителями на весенних каникулах, обязательно поселятся недавно прилетевшие скворцы.

11. Народные приметы про перелётных птиц

Сейчас мы поговорим о народных приметах.

Какие вы знаете народные приметы, которые связаны с перелётными птицами?

  • Галки собираются большими стаями и сильно кричат – на ясную погоду и мороз.
  • Ласточки летают высоко – на хорошую погоду, а низко – к дождю.
  • Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат – перед ненастьем.
  • Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.
  • Ласточка стучится в окно – будет известие.
  • Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко - будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко - жди дождливое лето.
  • Почему именно эти приметы считаются наиболее надежными? Потому что поведение птиц основано на том, что они умеют чувствовать будущую погоду, и вести себя соответственно. И человеку, просто понаблюдав за поведением птиц, можно сделать выводы о предстоящей погоде.

Сегодня мы многое узнали о перелётных птицах. Они бывают разных размеров и большие, и маленькие; могут быть различной окраски их перья; поёт каждая из них по-своему.

И чтобы вся эта красота на долгие годы оставалась, мы должны помнить некоторые правила поведения в природе.

Мальчишка из рогатки (Слайд 23 )

Стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой

В щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили,

Не стали щебетать,

И все они решили

Туда не прилетать.

В садах уже не слышен (Слайд 24 )

Веселый перелив,

В них нет ни красных вишен,

И нет в них спелых слив.

Ни яблоко, ни груши

Никто в них не найдет.

На кухне у старушек

Не варится компот.

Все сохнет, увядает,

Страдает все село.

Страдает и не знает,

Что в нем произошло.

Мальчишка из рогатки (Слайд 25 )

Стрелял в веселых птиц.

14 Весна Дети, гнезд не разоряйте, (Слайд 26 )

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берите,

  • Птиц, друзья, вы берегите!
  • Не кричать в лесу.
  • Не разорять гнёзда.
  • Не брать в руки яйца и птенцов.
  • Близко не подходить к гнезду, а наблюдать издалека.
  • Не стучать по деревьям.
  • Не ловить и не убивать птиц.

Вам что- нибудь известно о таких словах как:

На доске слова ЗАКЛИЧКИ, ВЕСНЯНКА, ПТИЦА-СОЛНЦЕ

А где мы можем узнать? (из книг, от взрослых, друг от друга, от друзей, на уроке)

Я сегодня вам помогу.

Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте - ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше - на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена - и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

По Православному же календарю - это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".

В весенних закличках – веснянках – обращались к самой весне и верным ее спутникам - перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать». Такие заклички чаще звучали в Южных и Западных губерниях России, в Украине, Белоруссии. В Поволжье больше бытовали заклички, обращенные к птицам - куликам, жаворонкам, грачам - часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных птиц, возвращающихся весною в родные края.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом. Нередко заканчивались заклички высокими, сильными и призывными звуками: “гуканьем” и “аканьем”, далеко разносившимися по окрестностям. Выкликнув очередной куплет - прислушивались, дожидаясь эха. Это был знак того, что природа услышала и отозвалась.

А вы знаете«Как на Руси весну встречали».

Весна была у наших предков в особом почете. Это самый жизнерадостный праздник трав, цветов, это время возрождения природы, время песен и хороводов. Время самых разных весенних праздников.

А вы знаете какие – нибудь весенние праздники?

Весна была настолько долгожданной, почетной гостьей на Руси, что для нее в каждом доме готовили угощение. Пекли особое печенье в виде лесенок. Все угощения имели свое особое значение.

Как вы думаете, почему печенье было сделано в виде лесенок?

А потому что в деревнях ребятишки кликали весну с высоких гор или крыш домов, поэтому и нужна была лесенка. Каждая группа ребят кричала различные заклички, и вся округа наполнялась гомоном, напоминающим перекличку весенних птиц.

Что такое ЗАКЛИЧКИ?

Не даром такое большое внимание уделялось птицам в русском народном творчестве.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую тёплую весну.

Показ птицы-солнца. (Слайд №6)

— Приходилось ли вам видеть таких птиц? Где вы их видели? Из чего сделана птица? (Туловище — из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы (дранки)— тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.)(Слайд №7)

В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы.

— Для чего мастера делают таких птиц?

(Ответы детей - для красоты)

Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа Севера, мастера не наделяют их пестрым оперением, но сколько полета в их расправленных крыльях, сколько красоты в нерасписанном дереве! Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, у нее есть еще одно назначение,

- Так для чего мастера делали таких птиц? (Символ семейного счастья, хранительница детей, оберегает от болезней)

Когда-то ее подвешивали в переднем углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар. (Слайд №8 ) Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолкуедва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться, кружиться над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Почему их называли птица-солнце? (Эта птица золотистым цветом, округлой формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце).

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек - «жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

  • 13 Рефлексия
  • Чтобы нашим птицам хорошо жилось в наших лесах и полях, мы должны позаботиться о том, чтобы их дома были чистыми и уютными.
  • Птицы любят жить в красивом зеленом лесу. Давайте подарим сегодня птицам такой лес.
  • Если у вас было хорошее настроение и вы рады прилету птиц, подарите березке зеленые листочки.
  • Если вы грустили - желтые листочки.
  • Я думаю, что все птицы с радостью прилетят к нам, зная, что их здесь ждут.

День птиц. Сценарий праздника в начальной школе Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.I.Звучат голоса птиц - аудиозапись или демонстрируем II.Стихи о веснеВесна идет!Рассеялись туманы -Кто знает, где теперь их пеленаИ вновь видны луга, поля, поляны.Весна идет!В наш край идет весна!Весна идет!Уже расцвел подснежник -Зовет весь мир очнуться ото снаСнимают горы белые одежды.Весна идет!В наш край идет весна.III.То вдруг прольется ливнем бурным,То хлынет золотом с высот,То облаком почти скульптурнымСебя у окон пронесёт.А то распустит хвост павлинийВ нависшей капле дождевой,Или доверчивый и синий,Несёт по лужам яркий свет,Над ним закат огни колышет,А он не в силах отойти -Старается как можно вышеВесь этот пурпур вознести.И всё же, мраку уступая,Вдруг вспомнит, отходя ко сну,Как, серебром пересыпая,Творят пернатые весну.IV.С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.Перо - чудо искусства природы.Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.Самые маленькие птицы в мире - колибри.V.И кажется, весна в разведкуПослала птицу, и пригнувши ветку,Ей грач дорогу верную открыл.А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

VI.СкворецЗдравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?А тем, кто не узнал, разрешите представиться.Я выступаю перед вами,Как молодой весны гонец.Я рад увидеться с друзьями!Ну, а зовут меня - Скворец!Верно! Вы угадали.Я очень полезная птица,С которой надо сдружиться.Из года в год, из века в векЖиву там, где живет человек.Селюсь с колхозником рядом,Слежу за его полем и садом -От вредителей.И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!Все:Мы рады тебе скворец-молодец.(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).VII.Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

VIII.С юга ласточки явились,Прилетели к нам с весной,Хлопотливо закружилисьНад беседкой вырезной.Нривить-ти-вить-сную проворно,День-другой, ещё денек, -И под крышей узорнойВырос ласточкин домок.Слышен писк и щебет птичий.Кто там смотрит из гнезда?Мчатся ласточки с добычей -Малышам нужна еда.Звучит 1.Не прошла зима, снег еще лежит,Но уже домой ласточка спешит.На ее пути горы и моря.Ты лети, лети ласточка моя!2.Нет, порою сил, труден перелет,Только как весна без нее придет?На её пути горы и моря,Ты лети, лети, ласточка моя3.Будь ее гнездо трижды золотым,Тот далёкий край не назвать родным.На её пути горы и моря,Ты лети, лети, ласточка моя!4.Не прошла зима, и земля бела,Но уже вдали машут два крыла.На её пути горы и моря.Ты лети, лети, ласточка моя!

IX.К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.X.Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.XI.Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.XII.Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.XIII.Звучит . 1. Раненая птица в руки не давалась,Раненая птица птицей оставалась.Этот сон давнишний до сих пор мне снится.На траве кровавой вздрагивает птица.Припев:Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!Ведь небо без птиц - не небо!А море без рыб - не море!А земля без зверей - не земля!2.Люди - исполины, люди - великаны,Есть у вас винтовки, сети и капканы.Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.И должно быть сердце, сердце человечье.Припев:3.Люди - человеки, страны и народы,Мы теперь навечно должники природы,Надо с этим долгом как-то расплатиться,Пусть расправит крылья раненая птица.Припев:Викторина1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?3.Чем полезны совы?4.Как охраняются птицы в нашей стране?5.Определите, из какого произведения этот отрывок?Вот полночною поройСвет разлился над горойБудто полдни наступают,Жар-птицы налетают,Стали бегать и кричать,И пшено с вином клевать…Неча молвить, страх красивы!Ножки красные у всех,А хвосты-то, - сущий смех!Чай, таких у куриц нету.А уж сколько, парень, свету,Словно батюшкина печь!(Ершов «Конек-горбунок»)6.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке?(в полёте)7.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?(серая ворона)8.Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду)9.Какая птица прилетает в наши края первая?(грач)10.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)11. Какие птицы летают быстрее других?(стриж, 144 км/ч)12. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,Крестьяне мной землю пахали всегда,Но букву одну измени поскорее -Я очень полезная птица тогда.(Соха - Сова)13. Простая буква я, ну что же?Коль сорок раз меня повторишь,Так сразу птицей стану я,Всем вам известную, друзья(Сорок - А)14. С буквой «С» живу в пруду,Все рыболовы меня знают.С буквой «ф» за красотуМеня жар-птицей называют.(Сазан-фазан)15. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.(Сова)16. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)17. Что за птица:Спереди - шильце,Сзади - вильце,Сверху синенькое суконце,Снизу белое полотенце.(Ласточка)18. Мать- отца не знаю, но часто называю,Детей знать не буду, чужим буду.(Кукушка)19. Щиплет за пятки - беги без оглядки.(Гусь)20. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.(Петух)Заключительная частьВсе участники праздника «День птиц» идут с плакатами, со скворечниками в ближайший лес и развешивают скворечники.Награждение участников

Конспект праздника для младших школьников «Наши пернатые друзья»

Автор: Марина Ивановна Чебыкина, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2» города Соликамска Пермского края
Данная разработка будет полезна учителям начальной школы, воспитателям ГПД, а также воспитателям дошкольных учреждений. Мероприятие можно использовать для проведения классного часа или внеурочного мероприятия. Праздник воспитывает бережное отношение к птицам в разные времена года.
Цель: закрепление знаний учащихся о многообразии мира пернатых.
Задачи:
1. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц.
2. Развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года.
Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг Е. Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова, карточки с загадками, коробки из-под сока
Предварительная подготовка: наблюдение за птицами, оформление выставки с рисунками детей про птиц, разучивание стихов и песен.

Ход праздника.

Ведущий:
Добрый день, милые дети! Я рада приветствовать вас!
Лесовичок:
Ой, а вы то кто такие?
Я – старичок Лесовичок,
Хозяин лесной!
Лес охраняю,
От таких вредителей, как вы,
Его спасаю!
Ведущий:
Да что ты, какие они вредители? Это очень хорошие, умные, вослитанные и любознательные дети! Ведь правда, ребята?
Лесовичок:
И зачем сюда пожаловали? Расшумелись тут, всех птиц и зверей распугали!
Ведущий:
Да не ругайтесь вы так, а лучше расскажите нам что-то интересное!
Лесовичок:
Интересное рассказать? Слушайте!
Отгадайте вначале, о чём я вам сегодня поведаю.
Ведущий:
Вычеркнув все повторяющие буквы, узнай, о чем пойдёт речь на занятии?
П М И К Ц М Р М К Т Р А Ы А К
Лесовичок:
Молодцы! Вы правы, речь пойдёт о птицах.
Ведущий:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
- Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случиться, если птицы
На земле вдруг пропадут?
1-й ученик:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы,
Все исчезнут- пропадут!
2-й ученик:
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…
3-й ученик:
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Лесовичок:
Какие вы молодцы! Красивые стихи прочитали!
(Стук в дверь. Живая посылка.)
Ведущий:
Ребята, посмотрите, какая необычная посылка.
Вам интересно, что там?
(Озвучивание за кадром или запись голоса Галчонка из м/ф «Простоквашино»)
Текст: Мои милые друзья. (тчк) Пернатые друзья приглашают вас в птичью гостиную. (тчк) Вместе дружно поиграем, (зпт) повеселимся. (тчк) Ждём вас с нетерпением! (тчк)
Ведущий :
Ребята, прежде чем мы отправимся в птичью гостиную, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
Подумайте, запишите или нарисуйте правила поведения в природе, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы птицы всегда радовали нас своим чудесным пением. /Творческая работа./
Ведущий: Теперь можно отправляться в путь. /Дети идут под музыку по залу/
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.
Ведущий:
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые с нами и друг с другом. Давайте прислушаемся! (голоса птиц)
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Попробуйте отгадать.
Синь-синь! – посвистывает синица.
Чи– чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
Гра – гра! – представляется грач.
Сквор-сквор! – поют скворцы.
Ку – ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.
Свир – свир! – поёт свиристель.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их звонкие песни, яркое оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва!
Первой в птичьей гостиной нас встречает... Отгадайте! Кто?
Ворона:
У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Ведущий:
Ворону считают самой умной птицей. Она приготовила для гостей игру “Один из трех” (из трех вариантов ответов нужно выбрать верный.)
За правильный ответ дети получают жетон
- Какая птица считается самой умной?
А) ОРЕЛ
Б) ВОРОН
В) ПОПУГАЙ
- Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
А) ЯЗЫКОМ
Б) КЛЮВОМ
В) ЛАПОЙ
- Какие из этих птиц являются перелетными?
А) ВОРОБЕЙ
Б) МАЛИНОВКА
В) СОЛОВЕЙ
- Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
А) 400
Б) 200
В) 100
- Какая птица, благодаря скрещенному клюву, может доставать семена из сосновых шишек?
А) РЕМЕЗ
Б) КЛЕСТ
В) ЗЯБЛИК
- У кого самая длинная шея?
А) ЛЕБЕДЬ
Б) ГУСЬ
В) ЖУРАВЛЬ
Ведущий:
Идём дальше и попадаем в гости…
Синица:
Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Какая птица как поет?
На доске запись
Петух …(кукарекает)
Сорока
Курица
Гусь
Воробей
Ворона
Кукушка
Журавль
Нужно выбрать подходящую карточку и поместить рядом с названием птицы (кукарекает, стрекочет, кудахчет, гогочет, чирикает, каркает, кукует, курлычет).
Ведущий:
Поползень. Что это за птица?
Игра “Птицы”.
Ведущий: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру “Птицы”. Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что я назвала не только птиц, а что-то другое, топайте и хлопайте. Будьте внимательны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Кто же?
(Дети читают и отгадывают загадки, записанные на листочках)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел).
Пусть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь).
Непоседа пестрая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока).
Всю ночь летает-
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова).
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Кто я? Отгадайте?
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
/Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном. /
1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
10. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)
11. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
12. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
13. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
14. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
15. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
Определяется победитель среди участников викторины.
Ведущий: А вот нас встречает другая птица!
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Ведущий : О какой птице идёт речь?
Птичьи профессии
птица-плотник
птица-акробат
легкомысленная мамаша
лесная кошка
ночной хищник
пернатый солист
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Игра- задание «Собери пословицу»
Всякая птица своим носом сыта.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Одна ласточка весны не делает.
Птице – крылья, человеку – разум.
Слово не воробей, вылетит не – не поймаешь.
Басни соловья не кормят.
Сорока на хвосте весть принесла.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Знать сокола по полёту.
Ведущий:
Люди всегда любили птиц и любовались ими. Недаром создано много пословиц и написано книг.
(Знакомство с выставкой книг Е. Чарущина, В. Бианки, Н. Сладкова)
Ведущий:
Внимание! Внимание! Сегодня у нас открывается мастерская «Птичья столовая» Спешите помочь птице-плотнику! Что же это за птица? А провести мастерскую поможет птица - плотник. Кто она?
(Изготовление простейших кормушек из коробок из-под сока)
Ведущий:
Молодцы славно поработали! Вот и готовы столовые для пернатых друзей. Осталось их только открыть. А чтобы ваша столовая всегда была открыта для птиц, вы должны знать правила подкормки птиц. Вам памятки на память. (Раздаются памятки.)
Правила подкормки птиц.
1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Ведущий:
Праздник наш к концу подходит,
Подвести итог пора!
Коль понравился наш праздник,
Ты зерна насыпь в кормушку!
(Дети прикрепляют на кормушку-доску «зёрнышки»- кружочки.)
Посмотрите, какие вы заботливые! И мы надеемся, что зимой птицы не пропадут, если вы им будете помогать!
Е. Благинина
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!
Использованная литература:
1.Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.
2.Бианки Виталий «Лесная Газета», – 1986, издательство «Правда», Москва.
3.Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
4.Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
5.Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, 2009.
6.Плешаков А.А. «Зелёные страницы», – 1995, издательство «Просвещение», Москва.
7.«Певчие птицы» под редакцией Г. Матвеевой, –1986, издательство «Артия», Прага.
8. Радзиевская С. «Круглый год», – 1985, Татарское книжное издательство, Казань.
9.ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
И. Беляков.
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”
КЛЕСТЫ
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Ю.Синицын Ю. Синицын
СНЕГИРИ
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев А. Прокофьев
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...