Архитектурная фотосъемка. Фотосъемка архитектуры

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Виды архитектурной фотографии

Съемка архитектуры является огромным полем для творчества фотографа. Ее можно разделить на два вида:

  • художественная;
  • документальная.

В основе художественной фотосъемки лежит передача и создание настроения, нужных эмоций, а также умение подчеркнуть особенности города. Документальная съемка архитектуры, в свою очередь, направлена на передачу форм, размеров, внешнего вида и фактуры.

Правила съемки объектов архитектуры

Главной особенностью архитектурной фотосъемки является неподвижность объектов и их постоянное расположение. Ведь одно и то же здание можно снять по-разному в зависимости от времени года и освещения.

  1. Считается, что лучшим временем для съемки объектов архитектуры является солнечный день, когда лучи будут равномерно рассеиваться, а тени ложиться мягче. При таких условиях есть возможность четкой передачи всех необходимых деталей здания.
  2. Выбирайте для съемки утренние или вечерние часы, когда солнце будет создавать верхнее боковое освещение.
  3. Чтобы показать объем объекта, лучше использовать не фасадную, а угловую съемку.
  4. Размеры здания помогут продемонстрировать и подчеркнуть люди или автомобили, взятые в кадр.
  5. Откажитесь от съемки здания снизу вверх, если нужно показать высоту. Попробуйте найти ракурс, при котором не нужно будет поднимать камеру, иначе качество самого объекта очень пострадает.
  6. Если необходимо выделить какой-то элемент здания, можно воспользоваться эффектом черно-белой съемки.

Залог успеха архитектурной фотосъемки – подготовка. Фотографу необходимо внимательно изучить детали здания, общий вид и особенности архитектурного дизайна, правильно выбрать время и освещение, и тогда с заданием сможет справиться не только профессионал, а и аматор-

Архитектура окружает нас каждый день, и она является очень популярным объектом съемки. Следуя этому руководству, вы сможете делать отличные фотографии архитектуры.

Архитектура охватывает широкий круг объектов съемки: от небоскребов до маленьких хижин. Ежедневно, куда бы мы ни пошли, мы окружены архитектурой, и не удивительно, что она является таким популярным направлением в фотографии.

Несмотря на все это многообразие, существует ряд общих принципов и технических приемов, применимых в большинстве случаев. Зная их, вы сможете лучше продумывать композицию, выбирать сцену и освещение.

Практика позволит вам подстроить ваши глаза под съемку архитектуры. Благодаря этому вы сможете снимать объекты более интересным способом, избегая избитых композиционных приемов и вкладывая больше индивидуальности в каждый кадр.

Старая архитектура

Когда во время съемки старой архитектуры используется прямая и простая композиция, обычно получаются хорошие фотографии, демонстрирующие естественную красоту и элегантность зданий. Обычно удачным решением будет включение в снимок части окружающего ландшафта, чтобы сделать фотографию здания более свободной.

Простая композиция делает старые здания более величественными. Автор фотографии Stephen Murphy .

Современная архитектура

Во время съемки новой архитектуры приветствуется использование более современного, абстрактного стиля. Экспериментируйте, используя широкоугольный объектив для получения необычной перспективы или снимая здания с непривычных ракурсов. Также, из-за того что современные здания часто прижаты друг к другу, допускается выкадровка до узкого кадра, так как это не делает снимок неестественным.

Более абстрактный стиль съемки очень идет современной архитектуре. Автор фотографии Rohit Mattoo.

Используйте окружающий ландшафт… либо нет

Ответ на вопрос, стоит ли включать в снимок ландшафт, окружающий объект, зависит от ситуации и того содержания, которое вы хотите донести до зрителя. Спросите себя, будет ли окружающий ландшафт дополнять или отвлекать от объекта на фотографии. Если пейзаж дополняет здание, сделайте более широкий снимок, а если нет - обрежьте его.

Включив часть ландшафта, вы сможете передать объект съемки в естественном контексте. Автор фотографии Rob Overcash.

На предыдущей фотографии представлено старое здание в центре современного города. Если бы вы захотели передать ощущение противоречивости, то стоило включить в кадр современные здания. Однако если мы хотим сконцентрировать внимание на красоте старой архитектуры, тогда соседние современны здания становятся отвлекающим фактором и их необходимо обрезать.

Освещение

Освещение является ключевым моментом съемки архитектуры. Конечно, мы лишены возможности выбирать местоположение и ориентацию здания в пространстве, поэтому вопрос освещения, зачастую, автоматически отпадает, а нам приходится довольствоваться теми условиями, которые предоставляет нам природа.

Боковое освещение, как правило, позволяет сделать лучшие снимки архитектуры. Оно обеспечивает достаточную освещенность, а также бросает длинные интересные тени на фасад здания, выделяя детали его поверхности и придавая объем.

Боковое освещение позволит вам подчеркнуть текстуру и детали архитектуры. Автор фотографии Gianni Domenici.

Контровое (заднее) освещение хуже всего для съемки архитектуры, потому что оно создает бесформенные темные поверхности объектов. Один из лучших способов решения данной проблемы - постараться убрать из кадра небо и использовать более длинную выдержку, чтобы получить хотя бы какие-нибудь детали здания. Также вы можете снимать здание просто как силуэт или дождаться, пока немного стемнеет.

Ночная съемка

Даже самая скучная архитектура может "ожить" ночью. На самом деле, многие современные здания изначально спроектированы с расчетом на ночное время. С наступлением темноты эти здания освещаются десятками ламп, украшающих фасады разноцветными огнями и бросающих причудливые тени на поверхность здания.

Эффектное ночное освещение способно по-настоящему "оживить" здание. Автор фотографии Trey Ratcliff.

Снимая архитектуру ночью, обязательно используйте штатив и устанавливайте минимально возможное значение ISO, чтобы снизить уровень цифрового шума.

Используйте длиннофокусные объективы

Если вы снимаете здание со слишком близкого расстояния, стены на фотографии могут получиться искаженными, словно все здание заваливается назад. Хотя сам по себе этот эффект может быть достаточно интересным, обычно мы стараемся уменьшить его проявление, чтобы он не отвлекал внимание зрителей.

Используя телеобъективы и фотографируя архитектуру издалека, вы сможете получить прямые линии стен здания.

Используйте телеобъектив, чтобы выпрямить перспективу и устранить искажения. Автор фотографии Álvaro Vega Fuentes .

Также, используя телеобъектив, можно добиться неповторимого абстрактного эффекта. Снимая с большого расстояния длиннофокусным объективом, вы получите здание с выровненной перспективой и параллельными линиями, что придаст фотографии сюрреалистичности.

Выбирайте интересные детали

Большинство объектов архитектуры содержат мелкие детали, такие как витиеватые окна с красивыми креплениями и декоративные карнизы, которые сами по себе представляют интерес для съемки.

Старайтесь искать интересные детали, на которых можно сосредоточиться, а не фотографируйте только здание целиком. Автор фотографии Paul Hocksenar

Фокусируйте свое внимание на подобных деталях и компонуйте снимок, чтобы подчеркнуть эти особенности характера архитектуры.

Речь идет не только о зданиях

Занимаясь съемкой архитектуры, легко зациклиться на идее, что "архитектура = здания". Хотя это не далеко от истины, в действительности большинство искусственных сооружений попадают под категорию архитектурной съемки: мосты, башни, ветряные мельницы, памятники и даже фонарные столбы. Посмотрите на съемку иначе, чтобы сделать интересные фотографии, которые большинство людей просто упустят.

Бруклинский мост на закате, Нью-Йорк. Автор фотографии Lou Bueno.

Архитектурная фотосъемка – это особый жанр фотографии, в задачи которого входит получение красивых снимков наружного вида зданий, сооружений, мостов, памятников и архитектурных ансамблей. Качественные фотографии архитектуры сегодня часто используются для продвижения объектов недвижимости, создания документальных отчетов и рекламных брошюр. Для того, чтобы отразить красоту архитектурных сооружений и зданий, фотографу приходится работать с ракурсом, освещением и выбором правильной точки для съемки. Поэтому архитектурная фотосъемка требует серьезной подготовки и опыта.

Основной целью архитектурной съемки является фотографирование зданий, сооружений или целых архитектурных комплексов в наиболее привлекательном для зрителя виде. Чтобы передать подлинную красоту здания или его архитектурных деталей, фотографу приходится находить правильную композицию и грамотно использовать условия освещенности. В архитектурной фотографии существует два направления – документальная и художественная съемка. Чаще всего используется именно документальная фотосъемка, позволяющая максимально реалистично и точно передать форму, цвет, размеры здания, элементы его декора или фактуру отделки. Таким образом, документальная архитектурная фотография дает возможность зрителю детально рассмотреть размер и внешний вид здания, его уникальные черты и особенности. Здесь необходима привязка к местности или соседним зданиям и точное соблюдение всех пропорций. Но есть и художественное направление архитектурной фотографии. В этом случае реалистичность и правдивость архитектурного объекта отходят на второй план. Главным для фотографа становится стремление наполнить фотографию эмоциями и настроением, придать объектам архитектуры определенную художественную выразительность.

Фотосъемка архитектуры является очень востребованным направлением в современной фотографии. Документальное отражение архитектурных объектов при максимальной реалистичности всегда необходимо строительным компаниям. Они используют такие фотографии для подготовки отчетных документов и тендерных заявок в контролирующие инстанциях, а также для составления паспорта объекта. Художественная архитектурная фотосъемка востребована рекламными фирмами и агентствами недвижимости для того, чтобы «продвинуть» тот или иной объект архитектуры на рынке. Подобные снимки могут сыграть решающую роль при разработке рекламной компании. В этом случае архитектурная съемка не ограничивается лишь фотографированием фасадов и здания целиком. Фотограф зачастую должен запечатлеть и отдельные элементы архитектуры, вид двора или благоустройства прилегающей территории. Все это в дальнейшем может быть использовано для выпуска печатных или электронных рекламных материалов.

Архитектурная фотосъемка имеет свои сложности. В частности, принципиальное значение при такой съемке приобретает строгая вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Чтобы здания не казались человеческому глазу «заваленными», фотограф должен постоянно следить за плоскостью фотоматериала или матрицы камеры, которая должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена. Оптическая же ось объектива фотокамеры должна быть горизонтальной. Несоблюдение этого правила может привести к появлению неприятных перспективных искажений. На практике сохранить параллельность и вертикальность линий достаточно не просто. Для этого фотографу приходится выбирать для съемки здания максимально дальнюю точку. Еще одна проблема, с которой сталкивается фотограф, занимающийся съемками архитектурных объектов, — это выбор нужного ракурса. В наши дни в условиях плотной городской застройки бывает тяжело найти правильный ракурс, с которого можно максимально выигрышно запечатлеть объект. Здание зачастую прикрывается соседними домами или оживленным проспектом. В результате, пространства для охвата здания катастрофически не хватает, что вынуждает фотографа использовать в процессе съемки широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Именно ракурс и выбор точки съемки по отдаленности и высоте определяют общую композицию кадра, его перспективу и соотношение планов. Поэтому профессиональным фотографам нередко приходится подолгу искать подходящий ракурс для съемки здания, карабкаясь по пожарным лестницам или заходя в соседние дома. Качественный снимок получится лишь тогда, когда объект полностью поместился в кадр, он хорошо освещен и выгодно смотрится на остальном фоне. И при этом на снимке не должны присутствовать какие-либо искажения перспективы.

В архитектурной фотосъемке освещение играет важную роль. Работая в собственной студии, фотограф может сам управлять светом, добиваясь идеального направления и типа освещенности для создания художественной выразительности снимка. При съемке объектов архитектуры такое по определению невозможно. Поэтому при организации архитектурной фотосъемки приходится принимать во внимание характер естественного освещения в различное время суток. В частности, не рекомендуется снимать объекты архитектуры в пасмурные дни или облачную погоду, ведь светотени не позволяют передать точную форму и фактуру здания. Недостаточный контраст ведет к искажению формы объекта, а слишком сильный контраст, в свою очередь, приводит к потерям определенных деталей в тенях или свете. Поэтому далеко не все равно, в какую погоду и в какое время суток фотографируется здание или другой объект архитектуры. Считается, что оптимальным вариантом для съемки является положение солнца под углом примерно в 25-30° к плоскости здания. В этом случае в кадре появляются мягкие тени, которые повышают рельефность изображения. Подобные условия освещенности возникают в утренние и вечерние часы. Именно в это время суток профессиональные фотографы, занимающиеся съемками архитектуры, чаще всего и отправляются на поиски новых интересных и красивых кадров. Привлекательно выглядит и ночная съемка объектов архитектуры, когда ночное небо озаряют фонари и фары проезжающих машин. Для съемки рельефных поверхностей и декоративных элементов здания лучше всего подходит боковой солнечный свет.

Популярным решением в архитектурной фотографии является черно-белая фотосъемка. Она позволяет выгодно подчеркнуть красоту и особенности того или иного архитектурного объекта. Благодаря применению различных цветных фильтров можно добиться потрясающих художественных эффектов. При архитектурной фотосъемке довольно часто приходится прибегать к последующей обработке полученных изображений в графических редакторах для достижения желаемых результатов. С помощью цифровой обработки можно в наилучшем виде продемонстрировать красоту здания или выгодно подчеркнуть окружающий его ландшафт.

Секретом успеха в архитектурной фотографии является внимание к каждой мелочи и тщательная подготовка. Фотографу приходится терпеливо ждать, когда архитектурный объект «покажет» себя идеальным образом. Для достижения этой цели порой приходится потратить не один час на нахождение нужного ракурса, поиск интересных архитектурных деталей и ожидание подходящего освещения. Но результат съемки зачастую оказывается гораздо дороже потраченного времени.

Распространено убеждение, что съемка архитектуры - довольно простой жанр фотографии. На первый взгляд, так оно и есть - нет ничего проще сфотографировать неподвижный объект (дом, храм, архитектурный ансамбль), это элементарно можно сделать в авторежиме! Однако, чтобы сфотографировать архитектурное сооружение красиво , зачастую приходится очень сильно напрячь мозги. Причем дело не в настройках фотоаппарата, а в выборе точки съемки, а также самой техники...

Когда фотолюбитель выбирает фотоаппарат или объектив для съемки архитектуры и обращается с этим вопросом на интернет-форумы, почему-то "гуру фотографии" рекомендуют для съемки архитектуры использовать непременно сверхширокоугольную оптику. В этом заключается самый главный подвох - хороший широкоугольник стоит весьма недешево (по крайней мере, автофокусный), но та картинка, которую он даст далеко не всегда удовлетворяет требованиям фотографа (или заказчика).

Перспектива

Эффект линейной перспективы, который чаще всего не беспокоит нас при съемке природы, при съемке архитектуры оказывает огромное влияние на окончательный результат. При выборе точки съемки часто отдается предпочтение той, которая наиболее удобная для фотографа (не надо никуда ходить, лазить) и здание при этом влезает в кадр целиком (объектив-широкоугольник в помощь). Увы, такие точки съемки очень редко являются оптимальными и результат выглядит не ахти - здания выглядят на фотографиях наклоненными.

Приведу пару примеров:

Естественно, для любительского "туристического" фото это приемлемо (уж лучше так, чем никак), но если вы метите "в высшую лигу", от привычки снимать архитектуру подобным образом нужно избавляться.

Падающие стены - кто виноват?

Часто в причине появления "падающих стен" незаслуженно винят объектив, мол "он тянет углы". На самом деле, объектив тут почти всегда не при чем, винить надо самих себя. Обращали внимания, как иногда люди фотографируют городской пейзаж?


Фото из Интернета

Такие фотографы действуют по правилам:

  1. Фотографировать с того места, где стоишь. Если здание помещается в кадр, зачем что-то менять?
  2. Если даже на "минимальном зуме" здание не влезает в кадр, нужно присесть (или прилечь), все что угодно - только не отходить назад.

После этого нажимается кнопка "спуск" и получается очередная фотография с заваленными стенами! Смешно? А многие именно так и делают!

По поводу второго пункта - съемка с низкой точки, действительно, помогает "впихнуть" в кадр больше - благодаря эффекту перспективы верхняя часть немного сплющивается по вертикали и горизонтали, но из-за этого фасад здания прямоугольной формы выглядит как трапеция.

Дисторсия

Еще на широком угле у всех без исключения зум-объективов присутствует такое явления как дисторсия . Если говорить по-русски - искажение, из-за которого картинка выглядит не плоской, а чуть выпуклой или вогнутой. Из-за этого прямые линии по краям кадра выглядят изогнутыми.


Дисторсия заметна при съемке архитектуры и интерьеров

Чтобы уменьшить дисторсию чаще всего достстаточно при съемке чуть выдвинуть зум.

На самом деле дисторсия не так уж страшна - ее можно легко исправить при обработке. Например, программа Adobe Photoshop Lightroom "знает", как искривляют картинку большинство объективов. Достаточно поставить соответствующую "галочку", дисторсия будет убрана (). Наверняка подобная возможность есть и в других более-менее серьезных программах для обработки фотографий.

А если снимать издали?

А теперь давайте посмотрим еще несколько фотографий объектов архитектуры:

Обратили внимание, что здания на них стоят ровно? У этих фотографий есть несколько общих признаков:

  1. Все они сняты с фокусным расстояним не меньше 50 мм. Если быть точным - первая фотография сделана с фокусным расстоянием 100 мм, вторая и третья - на 50 мм (на полном кадре).
  2. У всех фотографий горизонт проходит по середине кадра.

Вывод - если не хотите, чтобы на фотографии были падающие стены, отойдите подальше и снимайте с увеличенным фокусным расстоянием. Горизонт при этом располагайте ближе к середине кадра . Сразу скажу, что найти такую точку съемки бывает очень непросто - в этом и заключается главная сложность фотографирования архитектуры.

"Агрессивная перспектива"

С другой стороны, бывают ситуации, когда подчеркнутая "агрессивная" перспектива является частью художественного замысла.

Эта фотография сделана с объективом Зенитар 16мм (рыбий глаз), который заметно "закругляет" края изображения. Видно, что стена Нижегородского Кремля довольно эффектно вписалась в композицию, однако фотография воспринимается очень непривычно.

Эта фотография получена при помощи другого сверхширокоугольника - Samyang 14mm. Он, в отличие от Зенитара-16 ничего не закругляет, но все равно дает картинку, которая резко отличается от того, что мы привыкли видеть своими глазами.

Иными словами, при использовании сверхширокоугольной оптики с перспективой нужно обращаться как с солью и перцем: мало - плохо, много - еще хуже. Фотографии с неуместным использованием "агрессивной" перспективы вместо интереса могут вызвать отторжение.

Принцип прост - чем сильнее объектив задран вверх или опущен вниз, тем сильнее будут перспективные искажения .

Кстати...

Есть способ программного исправления перспективы при помощи Adobe Photoshop или Lightroom. Он хоть и не является панацеей от всех бед, тем не менее, небольшой завал стен при помощи него вполне можно исправить. Однако, если переусердствовать, легко получить искажение формы объектов.

Сделайте здание частью пейзажной композиции

Почти всегда это идет на пользу фотографии - пейзаж смотрится интереснее, чем просто фотография здания в упор. Некоторые архитектурные сооружения выглядят гораздо интереснее в составе всего ансамбля, чем по одиночке. Масштаб больших объектов гораздо лучше передается, если есть какие-то объекты "для сравнения" - люди, деревья, другие здания.

Наверняка вокруг примечательного здания разбит красивый сквер, может быть здание красиво отражается в воде. Ищите интересные ракурсы! Старайтесь не брать в кадр "фотомусор" - столбы, провода, рекламные щиты. Конечно, значительная часть успеха здесь зависит от того, какие объекты окружают здания, но на то вы и фотограф, чтобы замечать такие детали и ракурсы, мимо которых все проходят и не обращают внимания.

Выбирайте оптимальное время для съемок

Если речь не идет о съемке во время туристической поездки, у вас почти всегда есть возможность несколько раз посетить одну и ту же достопримечательность - в разные времена года, в разную погоду, в разное время суток. Приведу небольшой пример:

Здания, в оформлении которых преобладают светлые тона (например, Зимний дворец), как правило хорошо смотрятся и днем и ночью. Однако, здания из темного камня интереснее выглядят именно ночью (Казанский собор).



Кстати...

Большой проблемой при ночной съемке, зачастую, является установка баланса белого - фонари уличного освещения, как правило, дают очень теплый желтый свет и все освещенные объекты проваливаются в желтизну. Ручная установка баланса белого не всегда помогает, так как у многих фотоаппаров нет предустановки, способной компенсировать столь глубокую желтизну.

Самый простой выход из этой непростой ситуации - съемка в RAW и исправление баланса белого в редакторе. При съемке настройку ББ можно смело выставить "Авто" - даже если получится плохо, все равно потом можно безболезенно это исправить.



Архитектурная фотосъёмка, как правило, ставит целью получение документального снимка, создающего необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей. При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора. Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта (архитектурный пейзаж). В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи. Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения. Следовательно, целью архитектурной съёмки может быть получение фотоснимка как документа или как художественного произведения.

Требования к документальным архитектурным снимкам :

1. должны давать правильное представление о конструкции и пропорциях архитектурного сооружения;

2. вертикальные линии архитектурного сооружения должны быть параллельны друг другу и вертикальным краям (границам) отпечатка;

3. фотосъёмка должна вестись объективом, не искажающим геометрических пропорций объекта (рис. 17.1.);

4. тональное решение снимка должно быть близким к визуальному восприятию.

Особенности художественной съёмки архитектуры :

1. нижняя точка съёмки позволяет создавать привычную для человека перспективу. Средняя точка съёмки для художественно фотографии применяется достаточно редко. Верхняя тоска съёмки позволяет показать пространство;

2. возможно применение ракурсной съёмки для подчеркивания больших или маленьких размеров, возвышения или принижения объекта;

Частичное закрытие одних объектов другими;

Использование способа «кулис» (арки, дверные и оконные проёмы);

5. для выделения неба и облаков можно использовать поляризационный светофильтр, а в черно-бёлой фотографии еще и цветные фильтры;

6. наиболее эффектное освещение в утренние и вечерние часы, когда высота стояния солнца над горизонтом примерно 25-40°;

7. вечером в городе можно использовать «режимное время», когда небо ещё синее, но уличное освещение уже включено;

8. получать снимки архитектурных ансамблей без изображения людей можно следующим образом: применить штатив, задиафрагмировать объектив, при необходимости использовать нейтрально-серый фильтр и длительную выдержку;



9. использование панорамной съемки.


Рис. 17.1 Искажения изображения при фотографировании под углом.

Панорамная фотография - фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической). Планарная панорама - проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение. Цилиндрическая панорама (циклорама) - проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата. Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).

Фотосъемка архитектуры , зданий, промышленных объектов имеет свои особенности. Во-первых, она находится в сильной зависимости от времени года, времени суток, а также от погодных условий. Выезд на объект может происходит несколько раз с целью определения времени суток, при котором освещение, распределение света и теней на объекте наилучшим образом передает красоту, форму и характер здания. При плохой погоде альтернативой является фотосъемка в «режимное время». При этом уровень освещенности неба и фасада здания выравниваются, а за счет разницы цветовой температуры освещения фасада и неба, небо становится густо синим, даже в пасмурную погоду.


Вторая особенность фотосъемки архитектуры заключается в необходимости применять специальные фотокамеры, которые обладают возможностью исправлять сходящиеся линии зданий, то есть искажения перспективы. При фотосъемке архитектуры на обычную камеру, даже самую совершенную, здание будет выглядеть неестественно, поскольку плоскость пленки не параллельна плоскости здания. Человек видит линии зданий прямыми, потому что человеческий глаз автоматически исправляет перспективу. Поэтому в фотосъемке архитектуры приходиться применять специальные, карданные камеры, у которых есть возможность исправления искажений перспективы (рис. 17.2).

Рис. 17.2. Карданная камера Linhof Kardan GT 4X5

Преимущество карданной камеры в архитектурной фотосъемке по сравнению с обычной состоит в наличие подвижек объективной и пленочной досок, что дает соответственно возможность «выровнять» фотографируемое здание во время фотосъемки. Также в этих камерах реализуется большой формат кадра, что дает возможность распечатывать фотографии с великолепной детализацией и практически любого размера. Слайд даже размера 9х12 см не идет ни в какое сравнение с цифровыми камерами, даже среднеформатными.


Большое значение в фотосъемке архитектуры имеет ракурс и точка съемки. Фотосъемка с нижней точки, с уровня роста человека, призвана показать монументальность здания. В этом случае важно произвести выравнивание здания в кадре во время фотосъемки. Для этого используется либо карданная камера, либо обычная камера с шифт-объективом. Специальные шифт или тилт-шифт объективы (рис. 17.3.), применяются в фотосъемке архитектуры или интерьера с целью выравнивания вертикальных линий на объекте при наклонном положении фотокамеры. Важным свойством этих объективов является контроль глубины резкости объекта фотосъемки. Глубину резкости можно сделать по всему кадру, даже при фотосъемке под углом к объекту, а можно сконцентрировать резкость в одной точке, размыв окружение.

Рис. 17.3. Слева: шифт объектив с максимальным сдвигом 7 мм. Справа: тилт-шифт объектив. Максимальный угол 8°, максимальная подвижка 11 мм

Фотосъемка архитектуры может производиться так же с более высокой точки, с этажа близко стоящего здания и даже с его крыши. Это дает свои преимущества. Перестают «лезть в кадр» припаркованные возле здания автомашины, не закрывают фасад деревья. Фотосъемка с более высокой точки, чем высота объекта съемки, дает возможность расширить перспективу, показать окружение и местонахождение объекта архитектурной фотосъемки в городских условиях или другой местности.

Можно выбрать ракурс фотосъемки, при котором камера выставляется вертикально, а, следовательно, нужда в специальной оптике отпадает.

Фотосъемку архитектуры с фасадом на север, лучше всего производить в режимное время, или же в дневное с применением технологии совмещения кадров. То есть произвести фотосъемку с одной точки, установив камеру на штатив, фокусировку объектива в положение «ручная фокусировка», изменяя выдержку. В результате получаются кадры с нормально экспонированным фасадом и абсолютно белым небом, и нормально экспонированным небом, но темным фасадом. Сложив эти кадры в Photoshop, получают прекрасную фотографию.

Сложность фотосъемки интерьеров связанна с правильным подбором освещения, фотокамеры и объектива, точкой фотосъемки и переднего плана.

Для подсветки, при фотосъемке интерьеров, используются либо источники постоянного света с цветовой температурой 3400°К (галогеновые лампы), либо импульсные осветители с температурой 5400°К. Источники постоянного света с дневной температурой спектра используются редко из-за больших габаритов и относительной дороговизны (исключение – высокобюджетные съемки). Использование галогеновых осветителей очень удобно, наглядно видно, где света достаточно, а где нужно добавить.

Так как фотосъемка интерьера проводится, как правило, в дневное время, окна приобретают голубой оттенок. Если правильно сбалансировано освещение интерьера, то пейзаж за окном не отвлекает внимание от самого интерьера.

Применение импульсных осветителей при фотосъемке интерьеров, позволяет выделить имеющиеся в интерьере бра, люстры, торшеры за счет разницы цветовой температуры.

Если съемка проходит в дневное время, свет за окном будет естественным. Однако сбалансировать свет труднее и это займет гораздо больше времени.

Наиболее интересные кадры при фотосъемке интерьеров можно получить, комбинируя источники освещения.

При съемке интерьера основное требование полная резкость всех планов, поэтому, фотографируя большие помещения, надо правильно определять плоскость наводки и выбирать наиболее рациональную диафрагму.

Проблемы искажения перспективы решаются так же, как и в обычной архитектурной съёмке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...