Навыки и умения которые обеспечивают перцептивную. Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

"Ощущение и восприятие,- писал Б.Г. Ананьев,- правильнее всего было бы рассматривать как два разных момента, две различные ступени единого процесса чувственного познания" 1 . Однако каждое ощущение может существовать и как самостоятельная форма отражения, поэтому мы будем рассматривать эти познавательные процессы как самостоятельные.

Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Различные виды восприятия также классифицируются по нескольким параметрам. Наиболее распространенными из них являются два: по преобладающей роли того или иного анализатора в отображаемой действительности и по формам существования материи. По первому параметру различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятия. В зависимости от формы существования материи выделяются восприятие времени как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности; восприятие движения как отражение изменения положения объекта в пространстве; восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его размеров (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.

Восприятие пространства представляет собой "сложную интермодальную ассоциацию" 1 , а протяженность и направление как наиболее общие параметры пространства своеобразно отражаются в деятельности каждого анализатора. Следует заметить, что одной из существенных особенностей восприятия является сопоставление, сличение перцептивных образов. В связи с этим важным видом восприятия пространства считается глазомер, опреде­ляемый как "развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя" 2 и подразделяющийся на линейный, плоскостной и трехмерный (глубинный, объемный).

Таким образом, практически все рассматриваемые виды восприятия касаются только особенностей отражения внешних по отношению к субъекту восприятия объектов. В связи с этим особый интерес представляют результаты исследования зрительного и гаптического (осязательного) восприятия, полученные некоторыми зарубежными учеными. В частности, в исследованиях Дж. Гибсона было обнаружено, что человек способен видеть не только окружающее его пространство, но и собственное положение и движение. Такое извлечение информации о самом себе из оптического потока Дж. Гибсон назвал зрительной проприоцепцией 3 . Аналогичные данные были получены и в области осязания, что позволило У. Найссеру сделать важный, на наш взгляд, вывод: "Любая перцептивная активность дает информацию как о воспринимающей, так и о воспринимаемой среде, о "я" и о мире" 2 .

В качестве ведущих свойств восприятия большинством авторов выделяются следующие:

    предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;

    константность - способность перцептивной системы сохранять относительное постоянство формы, размеров и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия, компенсировать эти изменения;

    целостность - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств;

    осмысленность - истолкование образов, возникающих в ре­зультате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смыслового значения;

    обобщенность - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

    избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Определения и характеристики перечисленных свойств, которые в той или иной степени присущи практически всем познавательным психическим процессам, характеризуют сущность процесса восприятия. Поскольку одна из главных задач нашей работы состояла в выявлении свойств психических процессов (и их отдельных видов), характеризующих их продуктивность, нами особое внимание при анализе литературы было уделено изучению индивидуальных различий в процессе восприятия и тем параметрам, которые обусловливают эти различия. К таким особенностям можно отнести следующие:

Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;

    точность - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

    полнота - степень такого соответствия;

    быстрота - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления;

    эмоциональная окрашенность.

На наш взгляд, именно эти свойства могут выступать в качестве показателей продуктивности восприятия.

Навык перцептивный

Автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "навык перцептивный" в других словарях:

    Навык - Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

    Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

    Навык - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное … Педагогический терминологический словарь

    НАВЫКИ - действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все же каждое новое умение всегда продукт осмысленного… … Профессиональное образование. Словарь

    МАГИЯ СЛОВА - характерное для архаического, преимущественно образного мышления (и сознания) отождествление определенным образом упорядоченных звуковых символов (слов) и обозначаемых ими вещей, событий и т.д. Поскольку в структуре архаического мышления… … Философская энциклопедия

    КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950 е гг. разработал метод рационально эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Когнитивная этология - (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия

Отношения офицера к подчиненным формируются не мгновенно, а в процессе ряда этапов. Перечислить их можно в такой последовательности: подготовка к восприятию, восприятие (социальная перцепция), впечатление, понимание, фиксация отношения, подготовка к выражению отношения. Рассмотрим наиболее существенные характеристики каждого из этапов.

На этапе подготовки к восприятию важное значение имеет то, как офицер представляет себе отношения с новыми для него, незнакомыми людьми, какими мотивами собирается руководствоваться при выборе актива, как будет оценивать все происходящее в подразделении.

Восприятие - это реакция мгновенного видения. Восприятие может быть направленным, когда офицер, заинтересованно наблюдая за подчиненным, обращает внимание на все грани его поведения, или же неосознанным, когда человеком невольно фиксируются какие-то черты окружающих его людей. В том и другом случае возможно как правильное, так и искаженное восприятие. Последнее возникает чаще всего вследствие поверхностного подхода, когда молодой офицер видит то, что хочет увидеть в человеке, а не то, что есть на самом деле.

Известно, что существуют индивидуальные различия в интересах, направленности, вкусах различных людей. Поэтому восприятие одних и тех же явлений у разных людей может быть разным. Например, курсант, который знает свои изъяны в физической подготовке и стремится развивать силу, воспринимает действия тренированного воина как образец для подражания. Но если он не видит необходимости в том, чтобы стать сильным, для него спортивные успехи сослуживца малозначимы. Зато сильное воздействие на такого курсанта может производить человек, который, например, хорошо играет на гитаре. Так определенные ценностные ориентации обусловливают соответствующий тип восприятия. В итоге оно может оказаться полным, неполным или искаженным.

Как видно из приведенных примеров, развитие взаимоотношений может пойти по разным руслам, в зависимости от индивидуального опыта восприятия каждого военнослужащего и других личностных особенностей. Впечатление о другом человеке характеризуется как состояние кристаллизации восприятия. Оно может быть правильным, неполным или неправильным. Это зависит от настроения, собственного положения офицера и положения воина в коллективе. Особенно значимы при этом служебное положение, срок службы, специальность, активность в общении.

Понимание приходит в итоге осмысления действий подчиненного. При этом возможно недопонимание или непонимание их. Пониманию способствуют быстрое накопление опыта общения с людьми в одном коллективе (все друг у друга на виду), тесные личные контакты.

Фиксация отношения состоит в том, что в результате анализа сложившихся мнений о том или ином подчиненном в сознании формируется индивидуальное отношение к этому воину. Оно представляет собой сложное психическое образование и может быть выражено понятиями: «уважение - презрение», «доверие - подозрительность», «симпатия - неприязнь», «забота - безразличие», «доброжелательность - злонамеренность».

Подготовка к выражению отношения - это предвидение тех или иных ситуаций, которые могут сложиться в ходе общения с подчиненным, а значит, и принятие соответствующего плана действий, составление своего рода прогноза.

Большую роль в понимании другого человека играет восприятие и понимание его речи. Восприятие речи другого человека - процесс сложный. Существует множество психологических барьеров, препятствующих пониманию услышанного. Французский ученый А.Моль приводит, в частности, такой юмористический пример "испорченного телефона".

Капитан говорит старшине: "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме".

Старшина передает дежурному сержанту следующее: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, то тогда это явление состоится в казарме".

Дежурный сержант сообщает капралу: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день".

Капрал говорит солдатам: "Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день".

Один солдат другому: "Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день".

Нечто подобное каждый из нас знает и по собственному опыту. Это связано в первую очередь с тем, что далеко не всегда ясная и понятная говорящему мысль легко воспринимается другим человеком. И на это есть причины. Народная мудрость гласит: “Мысль изреченная есть ложь”. Психологические исследования показывают, что задуманное сообщение в процессе изложения значительно искажается. Если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первоначальной информации. В следующей фазе процесса восприятия услышанное составляет 80% от высказанного, а это уже 56% от первоначальной информации. На этапе понимания остается 70% от услышанного, что составляет 39% от первичной информации. Запоминается же лишь 60% от понятого. Таким образом, лишь около 24% первичной информации "оседает" в памяти собеседника. И если теперь принять этот объем за 100%, то при пересказывании снова произойдет утрата 30% информации. Таким образом, от первичной информации остается около 16%, то есть примерно одна шестая часть. Зная это, можно уже без юмора отнестись к примеру об «испорченном телефоне». Необходимо каждому учиться слушанию.

По уровню развития навыков слушания офицеров можно условно разделить на три категории: а) внимательные; б) пассивные; в) неуравновешенные.

К первой категории принадлежат лица, которые относятся к говорящему с уважением и заинтересованы в том, чтобы понять его. При слушании начальника такой офицер старается сосредоточиться на полном понимании всего, что излагается.В преддверии или с началом разговора офицер внушает себе: "Я весь - внимание". В паузах между фразами проводит анализ услышанного, контролируя себя вопросами: "А правильно ли я понял?", "Тот ли вывод должен быть?". При появлении неясностей правомерно обратиться к говорящему с просьбой: "Товарищ капитан! Извините, я не понял, что вы имеете в виду", "Пожалуйста, уточните это". Некорректно будет звучать в такой ситуации фраза: "Я вас не понял", произнесенная с раздражением.

Для выяснения сути сказанного целесообразно пользоваться фразами: "Как я понимаю, Вы говорите, что...", "Другими словами, Вы считаете...". При получении какого-либо указания (распоряжения) для лучшего восприятия смысла правомерно повторить про себя сказанное начальником. В некоторых случаях полезно уточнение: "Если я правильно понял, надо...", "Надо понимать, что задание состоит в...".

Внимание внешне выражается в позе, в направленности взгляда. Кивок головой, пожимание плечами - характерные жесты, они легко воспринимаются собеседником, служат сигналами, позволяющими говорящему выдерживать свою линию, достигать большей убедительности высказывания. При этом терпеливое выслушивание не означает равнодушного отношения.

Пассивность офицера в слушании (второй тип слушателя) внешне может напоминать проявление терпеливости и сдержанности. Но когда молчание становится длительным оно способно погасить активность собеседника. В разговоре пауза в среднем не должна превышать 5-6 секунд. Мерилом здесь служит чувство меры. Если не чувствовать "затягивания" паузы, у говорящего возникает мысль, что у собеседника нет дела до него. Полная расслабленность, снисходительный тон, выраженный пословицей: "Мели, Емеля, твоя неделя", недопустимы.

Подобные реакции, конечно, вызываются разными причинами. Если это обусловлено усталостью, то необходимо принять меры по приведению себя в чувство. Простейший прием: почувствовав скованность в суставах, онемение мышц, попробуйте плавно переменить позу. В каком-то случае правильно будет проявить инициативу и подыскать способ для перерыва в слушании. Можно сослаться на занятость или плохое самочувствие, сказав собеседнику: "Извини, есть срочные дела, давай перенесем наш разговор на завтра..." Или: "Извини, что-то я сегодня не в форме..."

Третья разновидность поведения слушателя обусловлена привычками занимать ведущую позицию в разговоре, повышенной критичностью к высказываниям других людей, эмоциональной раскованностью. В таком случае надо иметь в виду, что когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. Тогда затрудняется восприятие информации. Не следует горячиться если вы встречаетесь с противоположной точкой зрения. Потерпите, дайте человеку выговориться. Взвесьте все "за" и "против". Может быть, и возражать не придется. Следите за позой, не уходите ли вы "в сторону". Внешне это выражается в скрещивании рук на груди, в напряжении мышц тела. Такая поза воспринимается на уровне подсознания собеседником как свидетельство несогласия, что препятствует взаимопониманию.

В случае, если готовность офицера к восприятию речевой информации невысока, возникают определенные ошибки слушания. В качестве типичных для молодых офицеров ошибок, препятствующих восприятию информации, исследователи выделяют следующие.

  • 1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на содержании речи (вниманием словам, а не мыслям).
  • 2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и невосприятие главного в излагаемом содержании.
  • 3. Отключение внимания из-за усталости слушать еще изложения самого существенного.
  • 4. Отключение внимания от речи еще до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет сказано).
  • 5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).
  • 6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).
  • 7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того, как он выразит полностью свою позицию.
  • 8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не позволяет сосредоточиться на предмете разговора.
  • 9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутках возникают побочные мысли).

Перцептивные навыки тесно связаны с развитием наблюдательности офицера. Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:

во-первых, получить хотя бы минимум информации о взаимосвязи внешних проявлений и психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;

во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;

в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.

Важное значение для офицеров имеет обучение их умению "читать по лицам". Это своеобразный "инструмент" восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие: 1) спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок; 2) оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция); 3) состояние перевозбуждения (заторможенности).

В условия воинской службы люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев. В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения: 1) общее выражение лица (рот, брови); 2) выражение глаз; 3) окраска кожи лица; 4) движение рук; 5) дыхание; 6) интонация высказываний; 7) особенности поведения. Типичные проявления эмоционального состояния офицера приводятся в таблице1.

Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило, такой человек тонко выражает и свои эмоциональные состояния.

Исследования психологов показывают, что при рассматривании какого-то объекта наблюдательный человек может выделить 12 признаков. Слабый наблюдатель выделяет 5 признаков. Пройдя специальную тренировку, он способен уже выделять до 17 признаков.

Таблица 1. Внешние проявления эмоциональных состояний при повышении психологической нагрузки

Виды эмоциональных состояний

наблюдения

Оптимальное

Перевозбуждение

Заторможенность

Рот, брови, Небольшие Губы сильно сжаты, Губы сжаты, углы

общее выра- движения гу- челюстные мышцы рта опущены, брови

жение бами, более напряжены, озабо- сдвинуты у перено-

строгое выра- ченное выражение сицы. Страдальчес-

жение лица лица, брови сильно кое выражение лица

Сдвинуты у перено-

Глаза Спокойный Горящие, беспокой- Унылый, недо-

внимательный ные глаза, напря- вольный взгляд

взгляд женный взгляд, час-

тое моргание

Цвет кожи Легкое по- Значительное по- Заметное покрасне-

лица краснение краснение или побе- ние и появление пя-

ление тен

Движение Легкий тремор Ярко выраженный Вялые, пассивные,

рук тремор, увлечение сниженные амплитуды

амплитуды и скорос- и скорости, и точности

ти движения, и пони- движений.

жение их точности. Закрепощенность

Суетливость

Дыхание Заметное Учащенное, неглубо- Урежение, иногда с

учащение кое задержками

Интонация Повышение Более громкая, Эмоционально невы-

быстроты ре- речь. Усиление вы- тихая и медленная,

чи. Сохране- соких тонов, инто- чем обычно, речь.

ние привычной нации гнева. Нару- Растягивание слов,

эмоциональной шения синтаксичес- переход на шепот.

выразитель- кого порядка пред- Появление пауз, ин-

ности ложений. Внезапные тонации недоволь-

остановки в речи ства, "подавленнос-

Особенности Увлеченность Плохой самоконт- Стремление к огра

поведения (выполнением роль. Ярко выражен- ничению контактов

задачи, раз- ная бравада, гру- Апатия, сонливость,

говором с бость, самоуверен- безразличие

коллегой), ность

В педагогике

Навыки - действие, сформированное путем повторения, характе¬ризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Различают навыки перцептив¬ные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивные навыки - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хо¬рошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык - автоматизированный прием, способ ре¬шения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык - автомати¬зированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллекту¬альные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов дейст¬вия, направленного на преобразование реальных объектов.

Благодаря автоматизации движений в результате формирования навыков происходят значительные изменения структуры действий, которые сводятся к следующему.

Изменяются приемы исполнения движений:

Ряд частных движений сливаются в единый акт, в одно слож¬ное движение;

Устраняются лишние движения;

Появляется совмещение - одновременное выполнение дви¬жений обеими руками (ногами);

Ускоряется темп выполнения движений.

Изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Чаще всего зрительный контроль над выполнением движений в значитель¬ной мере заменяется мускульным (кинестетическим).

Изменяются приемы центрального регулирования действия. Сознание освобождается от регулирования способов действия и пе¬реносится на обстановку и результат действия.

Указанные изменения являются следствием упражнений. Упражне¬ние - многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понима¬ние и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Каждый навык складывается и функционирует в системе навы¬ков, которыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому навыку, другие мешают, третьи его видоизменяют и т.д. Это явление названо в психологии взаимодействием навыков. Существует два ос¬новных вида взаимодействия навыков:

1) отрицательный перенос, или интерференция навыков. В этом случае условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя в действительности эти действия различны по приемам исполнения и контроля, или центрального регулиро¬вания. Формирование нового навыка в этом случае затрудня¬ется и замедляется;

2) положительный перенос, или индукция навыков. В этом случае, несмотря на внешнюю непохожесть двух задач, не¬обходимые для их решения правила и приемы, контроль и центральная регуляция совпадают. Формирование нового навыка в этом случае существенно облегчается. Проблема переноса навыков является одной из центральных про¬блем педагогической психологии.

Перцептивные навыки представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).

Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. В самом начале дрессировочного процесса щенок может путать выполнение приемов и садиться по команде «лежать», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.

Примером формирования перцептивного навыка так же может являться снижение ориентировочной реакции при негативном научении.

Под интеллектуальными навыками подразумевают автоматизированные алгоритмы, приемы и способы решения задач, встающих перед животными в процессе жизнедеятельности.

Это поведение мы можем наблюдать только тогда, когда собака очень сильно заинтересована и хочет думать: во время охоты, когда хочет обмануть нас: не выполнить команду, что-то украсть со стола, залезть в холодильник и т.д.

Двигательные или моторные навыки – это освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи.

Двигательные навыки не только включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки, но и регулируются ими.

Под высокой степенью освоения действия подразумевают его безотказность, высокую скорость осуществления, однообразие воспроизводимых элементов действия, независимость действия от внешнего влияния и отсутствие сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умение и навык отличаются друг от друга степенью освоенности действия.

Под двигательным умением понимается относительно стабильная, но неустойчивая к действию сбивающих факторов (появление кошки, бегущего человека и т.д.) степень владения двигательных действий, которая характеризуется сознательным управлением элементами движения.

Навык несводим к условному рефлексу, и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.

На скорость формирования навыка влияют способности животного к освоению предполагаемого действия, вид и уровень мотивации и лежащей в ее основе потребности, опыт животного, методика формирования действия, режим тренировки и особенности подкрепления.

Стэнли Корен ранжировал собак по уровню интеллекта. Издал книгу «Интеллект собак» . На русском языке она не издавалась.

Стэнли Корен «Как разговаривать с собакой».

Е.Н. Чухарев – второй генерал кинологии. Был хорошим организатором в области кинологии. Первым генералом был Медведев.

Способность к научению в породе индивидуальна, потому что отбора на это качество не идет.

Индивидуальные особенности собаки выражаются, прежде всего, в психофизиологических свойствах животного: мотивационно эмоциональной особенности (безразличие), реактивности (способности быстро реагировать), возбудимости, лабильности центральной нервной системы (быстрый переход от возбуждения к спокойствию и наоборот) – оказывающих значительное влияние на способность к научению.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...