Световая кисть фотографа. Мастер-класс Евгения Колкова «Обыкновенное чудо фотографии, или Световая кисть Готовимся к съемке

Светографика или фотосъемка в технике «световая кисть» привлекательна тем, что для создания интересных, красивых снимков не требуется дорогостоящее студийное освещение. Все, что нужно для работы – фотокамера, штатив и небольшой фонарик, который путем несложных манипуляций и усовершенствований можно легко превратить в световую кисть.

По сути – фотосъемка в технике «световая кисть» – это рисунок светом. Направленным лучом света высвечивается та часть или детали композиции, которые вы хотите получить на будущем снимке. Каждый предмет подсвечивается отдельно, а источник света во время экспонирования движется. Фон остается темным, предметы как бы подсвечены с разных сторон, и непосвященному человеку совершенно непонятно откуда падает свет. Техника съемки несложная, но очень важно не переборщить с освещением – если предмет долго подсвечивать, то картинка потеряет загадочность, будет выглядеть как и при подсветке обычным светом.

Как сделать световую кисть?

Профессиональная световая кисть стоит очень дорого, поэтому большинство фотографов пользуются обычным фонариком, а чтобы он дал узкий пучок света, на него надевают трубку или конус. Главные требования к самодельной световой кисти – естественная цветовая температура, узконаправленный луч, однородность пучка света. Впрочем, в отношении цветовой температуры нет жестких правил – фонарики с теплым светом даже лучше, а высокую цветовую температуру, которую дают светодиодные фонарики, можно подправить балансом белого, исправить в фотошопе или надеть на фонарик светофильтр.


Простейшую световую кисть можно сделать из обычной плотной бумаги. С одной стороны на нее наклеивается фольга, с другой – черная матовая или бархатная бумага. Одну из сторон листа на 3-4 см. заклеиваем черной изолентой (клеим на фольгу). Сворачивается конус фольгой внутрь, затемненная сторона – это его узкая часть. Конус насаживается на фонарь, черной изолентой крепится к фонарику. В узкой стороне (которая обклеена изолентой) делается отверстие 10 мм. диаметром.

Техника съемки.

Основа – это длинная выдержка . Камера крепится на штатив, выставляется выдержка от 4 до 30 секунд, но как правило фотографы работают в пределах 8-15 секунд. Если выдержка больше – добавляется шум. Диафрагма подбирается опытным путем, если фонарик не очень мощный, то подойдет F-5, F-7. После пары пробных кадров ее можно будет выставить точнее. Фокусироваться лучше в ручном режиме, если используется автофокус, то после фокусировки камеру нужно переключить в ручной режим. Когда подготовка завершена, выключается свет и начинается работа световой кистью.


При освещении композиции можно придерживаться такого алгоритма: Сначала в течение 1-2 сек. дается общая засветка композиции. Потом 1-2 сек. подсвечиваются сами предметы – по контуру и точечно. После этого можно подсветить объекты, которые эффектно выглядят при освещении «на просвет». Завершается работа подсветкой фона (когда это нужно). Если вы осветили уже все, а затвор еще не сработал, выключайте фонарик, иначе освещение выровняется, кадр получится плоским, неинтересным. Следите за тем, чтобы фонарик не светил в сторону объектива – в кадре получатся полоски, которые придется убирать в фотошопе.

Особенности съемки.

Старайтесь не светить на стекло, на нем практически всегда получаются полоски, а свет, который оно отражает, подсветит вашу руку и в кадре будут видны разводы. Желательно работать в темной одежде и надеть на руку черную перчатку – она будет поглощать свет отраженный предметами. Снимать лучше в темное время суток, чтобы исключить засветку, а для удобства работы в дальнем углу можно зажечь маленькую свечку или оставить дверь приоткрытой.

В этом уроке мы рассмотрим оригинальную технику съемки неподвижных объектов, которая называется «Световая кисть». Как правило, эту технику применяют при съемке натюрмортов, чтобы обогатить сюжет необычным освещением, которое невозможно выполнить другим способом. Кроме предметной съемки, технику световой кисти используют, правда значительно реже, например, для съемки интерьеров, но в качестве освещения используют другие приборы, нежели тот, о чем пойдет речь в этой статье.

В качестве наглядного примера мы рассмотрим процесс создания натюрморта на кофейную тему. Предлагаю вам проявить фантазию и самостоятельно подобрать предметы для вашей композиции.

Процесс съемки в технике световой кисти условно можно разделить на три этапа: подготовка, съемка и обработка.

Этап первый. Подготовка.
Итак, для съемки, кроме композиции, нам понадобится нейтральный фон, темное помещение и некоторый набор инструментов.


Как вы уже, наверное, догадались, ключевой момент в съемке световой кистью является непосредственно сама световая кисть или, как еще говорят, световое перо. Проще говоря, специальный фонарик. Они существуют в фабричном исполнении, но довольно редки и недешевы. Но такая мелочь, никогда не остановит вдохновленного фотолюбителя. Световую кисть можно довольно быстро изготовить своими руками в домашних условиях из обычного и насадки, задача которой преобразовать широкоугольный свет фонарика в узкий луч. Вариантов изготовления насадки в сети великое множество. Я предпочел использовать черный картон из детского набора для поделок.

Как это делается? Сворачиваем картон в узкую конусную трубочку. Диаметр одного ее конца делаем соответствующим наружному диаметру передней части фонарика, а противоположный скручиваем диаметром примерно в 1 см. Чтобы картон не раскручивался обратно, скрепляем трубочку бумажным или другим скотчем. Бумажным скотч менее липкий и легко отклеивается, если что-то пошло не так, но при этом держит достаточно крепко. Для лучшего отражения света внутри конуса неплохо выполнить внутреннюю поверхность из отражающего материала, например пищевой фольги, скрутив ее одновременно с картоном. Я же использовал фольгированную бумагу, изготовив из нее точно такой второй конус, который вставил внутрь первого. Теперь необходимо надежно, чтобы она случайно не слетала, закрепить полученную насадку на фонарик. Лучше примотать ее скотчем или, например, черной изолентой. Обратите внимание, чтобы при включении фонарика свет ни откуда не пробивался наружу. Это может привести к засветам во время съемки.



Пример разницы светового луча фонарика и фонарика с готовой насадкой.

Наша световая кисть готова! Пора приступать к съемке.

Этап второй. Съемка.
Все приготовления сделаны, сцена подготовлена. Прежде чем установить камеру на штатив, сделайте несколько кадров с разных ракурсов, чтобы выбрать наиболее удачный, а уже потом надежно зафиксируйте камеру. Малейшие сдвиги фотоаппарата могут испортить вам всю работу. Следует сказать несколько слов о подготовке самой камеры к съемке. Есть несколько вариантов съемки: съемка с длительной выдержкой и пошаговой подсветкой всех ключевых зон сцены в течение одной экспозиции, покадровая съемка с подсветкой отдельных элементов в отдельных кадрах. Остановимся на втором способе. Во-первых, он позволяет быстро переснять кадр с неудачным взмахом нашей кисти, во-вторых дает возможность в перерывах между кадрами выйти на свет, чтобы передохнуть и продумать дальнейшие действия, а в-третьих, вы сможете внести некоторые корректировки при последующей обработке отснятого материала, но об этом позже.

Переведите камеру в ручной режим, в том числе и автофокус. Установите значение ISO - 100, чтобы минимизировать шум, а значение выдержки - 15 секунд. Подойдет и более короткое время, но лучше оставить небольшой запас. Диафрагму в зависимости от используемого объектива подберите самостоятельно. Следует помнить, что значение диафрагмы влияет на величину ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Проще говоря, если вы хотите чтобы часть объекта была резкой, а часть выходила из фокуса, устанавливайте меньшее значение диафрагмы и наоборот. Сцены с натюрмортами воспринимаются лучше, если вся композиция находится в фокусе. Также необходимо установить в камере ручной баланс белого, поскольку свет фонарика с лампой накаливания придаст фотографии излишнюю желтизну. Я использовал светодиодный фонарик и в качестве эксперимента для баланса белого установил режим вспышки. Результат меня устроил.


Перед тем как погасить свет подготовьте дистанционный пульт и заранее продумайте, какие участки композиции вы хотите подсветить. Последовательность в нашем случае не столь важна. Главное, не упустить важных деталей и избежать провалов в тенях.

Итак, гасим свет так, чтобы в кадре единственным источником света была наша световая кисть, и нажимаем на кнопку спуска на пульте ДУ. В зависимости от желаемого результата взмахи световой кисти могут различаться. Это могут быть продольные взмахи, круговые движения или точечные мазки.



Подсвечиваем правую часть кофемолки и свиток слева.



Освещаем центр композиции и делаем акцент на плитках шоколада.



Подсвечиваем ящичек и выделяем непосредственно его внутренности.



Освещаем кофейные зерна в кофемолке и подчеркиваем деревянную ручку.

Лучше снимать не в полной темноте, а оставить какой-нибудь тусклый источник света или, например, оставить приоткрытой дверь в помещение. Это даст вам возможность видеть композицию, а не махать световой кистью в полной темноте в поисках объекта съемки. Важно чтобы свет не попадал в объектив. Иначе на снимке будут засвеченные области. Можно воспользоваться и таким способом: сначала включаем фонарик, направляем его луч на объект и нажимает на кнопку затвора. Время подсветки фонариком отдельной точки примерно 3 секунды. Следует отметить, что более темные объекты требуют более длительной подсветки. Например, кофемолка в данном случае подсвечивалась 5-6 секунд.

Прорабатывая светом элементы композиции, не забудьте подсветить и фон, на котором она расположена, чтобы избежать эффекта возникновения вашего натюрморта из полной темноты, за исключением случаев, когда вы сознательно хотите этого добиться.


Когда, наконец, все кадры отсняты, перейдем непосредственно к обработке.

Этап третий. Обработка.
Для обработки отснятого материала нам понадобится Фотошоп. Особых познаний в мастерстве владения этим программным продуктом не потребуется. Все что нужно, это загрузить все получившиеся фотографии в один файл таким образом, чтобы каждый снимок был отдельным слоем. Теперь выбираем в свойствах слоя режим «Lighten» (Осветление). В результате мы получим вот такую картинку.

При необходимости можно подкорректировать яркость отдельных слоев, чтобы компенсировать недостаточную освещенность или наоборот, убрать пересвет отдельных элементов. По завершении можно добавить художественный эффект по вашему усмотрению. У меня получился вот такой результат:

Экспериментируйте! И удачных вам снимков!

Оставайтесь на связи!

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

Что необходимо

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

Техника съемки световой кистью

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости . Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке , используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

Хитрости и эффекты съемки

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры . Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

Свет является неотъемлемой частью любой фотографии. Даже если мы обратимся непосредственно к происхождению слова «фотография», мы обнаружим там греческое слово «фотос», то есть «свет». А если буквально, то фотография – это светопись, рисование светом. Даже если вы не умеете рисовать, то самое время научиться – сегодня мы научимся создавать интересные натюрморты с помощью… световой кисти. Об этой интересной технике расскажет вам фотограф и преподаватель Ольга Брага.

Световой кистью называют небольшой источник света, который даёт узкий направленный луч. Техника съёмки состоит в том, чтобы в течение длительной выдержки освещать этим лучом каждый предмет натюрморта. При помощи световой кисти можно получить освещение, которое невозможно повторить, пользуясь другими источниками света, расставить акценты. К тому же, мы сможем осветить наши предметы чуть ли не со всех сторон, в течение одной экспозиции и с помощью единственного источника света.


Техника световой кисти особенно интересна, поскольку для получения впечатляющих результатов не требуется никаких особенных технических устройств и условий. Снять эффектный кадр, которому позавидуют многие, вы вполне сможете в домашних условиях!

Что нам понадобится?

    Темнота при съёмке. Чтобы успеть прорисовать все предметы, понадобится длинная выдержка. В помещении не должно быть никаких других источников света – они могут и засветить снимок, и нарушить задуманный световой рисунок. Так что лучше дождаться ночи!

    Световая кисть. Может показаться, что световая кисть – это дорогостоящий прибор. Конечно, «фирменные» кисти существуют в природе, но для наших целей подойдёт обыкновенный фонарик, он справится с задачей ничуть не хуже. Нужно обратить внимание на цветовую температуру - светодиодные фонарики дают слишком холодный свет голубоватого оттенка, поэтому придётся повозиться с настройкой баланса белого. Лучше подобрать фонарик, который даёт нейтрально-белый или тёплый свет. Важно обратить внимание на то, чтобы фонарик давал узкий луч и небольшое световое пятно, тогда вы сможете точечно осветить даже мелкие предметы. Если световой поток слишком широкий, его можно сузить при помощи тубуса или конуса из тёмной бумаги, обклеенного фольгой изнутри.

    Штатив. Так как выдержка будет достаточно длинной, камеру необходимо прочно укрепить на штативе или другой устойчивой опоре. Это поможет добиться необходимой резкости кадра.

    Фотокамера, поддерживающая ручную установку экспозиции. Нам понадобится выставить выдержку и диафрагму вручную: выдержка должна быть длинной, чтобы мы смогли все осветить. Кроме того, глубина резкости должна быть достаточно велика, чтобы в неё попадали все предметы натюрморта, поэтому диафрагму лучше прикрыть.

Съёмка

Для съёмки натюрморта я настроила камеру следующим образом: выдержка 30 секунд, диафрагма f/11, ISO 200. На резкость лучше навестись заранее, а затем отключить автофокусировку: в темноте фокус может уйти с нужной точки. Чтобы не сдвинуть камеру в момент нажатия на спуск, желательно воспользоваться автоспуском с задержкой, а лучше всего - спусковым тросиком.


Итак, выключаем свет, спускаем затвор и начинаем рисовать! В зависимости от вашего желания, свет можно получить или более жёсткий, точечный или более рассеянный. Все зависит от направления света, расстояния от фонарика до предмета и от времени, на которое луч задержится. Можно даже добиться практически заполняющего света, равномерно «заштриховав» весь натюрморт световой кистью, а можно высветить отдельные детали в полной темноте - здесь работает только ваша фантазия. Световая кисть – это очень интересная и непредсказуемая техника съёмки, где результат зависит исключительно от вас.



Павел Шубин: «Полная темнота, выдержка 20 сек. и попытка экспериментировать со световой кистью. Результат очень впечатлил даже после первой попытки, все кадры получаются потусторонне-нереальными. Долго выбирал, какой же кадр из пяти удачных отправлять, в каждом что-то своё, уникальное. Буду обязательно продолжать в этом направлении».


NadezhdaZ: «Здесь световая кисть. Только это не кисть, а очень сильный фонарищще. :) Подсвечивала цветы сверху в полной темноте, по этому свету фокусировалась. В момент нажатия на кнопку фонарик резко убирала вверх. Было несколько дублей: убирала фонарик вверх, вбок, по косой. Когда поняла, что косая линия света на стене смотрится лучше всего, сделала несколько таких снимков. Этот - самый удачный».

Из недр Интернета добыла свою старую забытую статью по технике съемки "световой кистью". Решила разместить ее здесь, чтобы больше не терялась. Авось, кому пригодится! Итак, давно это было...

Техника съемки со световой кистью для чайников

В последнее время мне часто задают вопросы о технике съемки световой кистью. Чтобы каждый раз не повторяться, я решила написать небольшую инструкцию по данной технике. В доступной начинающему фотографу форме, так сказать, чайнику от чайника. Начну с того, что сама я познакомилась с этим методом не так давно: года полтора как. Увидела в сети пару фотографий, выполненных с помощью световой кисти и тут же заинтересовалась данной системой освещения. Все оказалось довольно просто. Вместо дорогостоящей фирменной "световой кисти" вполне можно использовать ручной фонарик с криптоновой лампой (или галогеновой). Для того, чтобы получить узкий луч света, сделаем специальную насадку на фонарик. Кто-то советует в качестве насадки использовать пластиковую бутылку с отрезанным днищем, кого-то вполне устраивает конус из фольги, где-то я читала про светодиоды, вставленные в корпус фломастера. В общем, кто на что горазд.
Я испробовала первые два способа: 1 - насадка из пластиковой бутылки 2 - конус из фольги. В результате, нашла удобную для себя форму, которой и пользуюсь сейчас.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Изготавливаем "световую кисть"
Нам понадобится: 1) фонарик ручной 2) пластиковая бутылка 3) фольга 4) трубка из плотного картона (см. картинку 1.)
Все очень просто: покупаем фонарик с криптоновой лампой. Обязательно криптоновой или галогеновой. Они имеют правильную температуру света. Желательно небольшой фонарик, чтобы его удобно было держать в руке. Полдела сделано;-)
Кстати, некоторые любители съемки со световой кистью используют фонарик и вовсе без насадки. Я тоже попробовала и могу сказать, что насадка, все же, нужна, иначе свет получается другим, не таким интересным.
Далее покупаем питьевую Активию, можно использовать и любую другую пластиковую бутылочку, главное, чтобы в нее ваш фонарик входил довольно плотно, не оставляя зазоров (то есть диаметр дна бутылочки совпадал бы с диаметром фонарика - его светоизлучающей части). К моему фонарю идеально подошла бутылка из-под Активии. Кефир выпиваем - не выливать же! - бутылочку моем, насухо вытираем и начинаем изголяться над несчастной пластикотарой. Во-первых, отрезаем дно. Во-вторых... Конечно же, у каждой рачительной хозяйки найдется в доме фольга (очень удобная для запекания всяких вкусностей штука!) Нет? Не беда, рулончик фольги можно купить в любом универсаме. Итак, во-вторых, выстилаем фольгой внутреннюю поверхность бутылки (см. картинку 2.). Дело это кропотливое, но необходимое, поскольку нам нужно, чтобы свет оставался внутри и из бутылки выходил бы только там, где нужно, а ни где попало. Подскажу довольно простой способ укладки фольги в бутылку: берете кусок фольги и вашу пластиковую заготовку, оборачиваете фольгой (наиболее блестящей стороной вниз) вашу бутылку, только слишком плотно фольгу не прижимайте, просто придайте ей форму. Затем фольгу с бутылки снимаете и благополучно вставляете внутрь бутылки (см. картинку 3.). Вуаля. Наша насадка почти готова.
Можно оставить и так: этот вариант вполне пригоден к работе. Именно им я и пользовалась некоторое время. На насадку одевают конус из фольги, конус обжимается по форме бутылки, небольшой "клювик" оставляем (см. картинку 4.). Вся эта конструкция одевается на фонарик так, чтобы остался доступ к кнопке включения-выключения фонарика (см. картинку 5.).
Диаметр выходного луча света регулируется посредством формирования отверстия соответствующего диаметра из фольги. Попросту, вставляете палец в выходное отверстие насадки, обжимаете фольгу по форме пальца, палец вынимаете. Звучит пошло, но зато данный способ регулировки диаметра светового луча быстр и прост, к тому же, не требует дополнительных приспособлений, типа крышечки от бутылки с прорезанной в ней дырочкой.
По прошествии некоторого времени мне захотелось усовершенствовать конструкцию. Сделать это тоже довольно легко, а главное - работать с такой "насадкой" стало гораздо удобнее. Секрет таков: в насадку из пластиковой бутылки вставляем картонную трубку длиной примерно 25 см (я взяла трубку, которая осталась после использования рулона фольги), а уже на трубку одеваем конус из фольги (см. картинки 6. и 7.). То есть всего лишь добавляем третье звено - картонную трубку. Конструкция удлиняется, световое пятно приобретает более правильные формы. Данную конструкцию можно усилить черной изолентой. Все.

Подготовка места
Ну что ж, световая кисть у нас есть, приступим к съемке!
Тут, конечно же, не обойтись без штатива, кстати, фотоаппарат тоже не забудьте! Штатив нам понадобится, поскольку снимать придется на длительных выдержках. Иногда даже советуют устанавливать ручную выдержку, но мне всегда хватало 30 секунд.
Итак, составляем композицию, которую будем снимать, устанавливаем фотоаппарат на штатив. Все настройки производим исключительно в мануальном режиме. Допустим, значение диафрагмы выставляем - 10f, выдержку - 30 секунд. ВАЖНО!: Не забываем выставить правильный баланс белого. Выключаем свет, включаем фонарик. Неплохо, если в комнате будет кромешная темнота, но и слабый свет от фонарей за окном тоже не помеха.
Для спуска затвора обязательно используйте таймер или пульт, чтобы у вас было время дойти до места съемки.

Техника съемки
Чтобы объекты на фото выглядели объемными, нам нужен правильный свет. Что я называю "правильным светом"? Конечно, это объемный свет. Как получить такой свет, используя один-единственный источник - наш замечательный фонарик с насадкой, который нынче носит гордое имя "световая кисть"? Залог успеха - движение! Статика скучна, движение - это жизнь! Однако, не все так просто. Движение должно быть просчитанным, выверенным, разумным. Возникает вопрос, как же все-таки светить? Отвечаю: ваш луч должен постоянно двигаться по композиции. Нам необходим верхне-боковой (светим сверху-сбоку), контровой (светим сзади) и заполняющий свет. Заполняющий свет поможет связать композицию воедино. Почти всегда стоит слегка подсветить фон и поверхность, на которой расположена ваша композиция. Верхне-боковой и контровой свет - передают объем предметов и позволят отделить предметы от фона.
Я не буду вам рассказывать о сложных расчетах: сколько секунд куда светить, потому как сама делаю это "наглазок". Скажу только, что каждый цвет поглощает определенное количество света и чем темнее предмет, тем больше света он поглотит, то есть, на темные предметы светить следует дольше, нежели на светлые.

Ну что ж, основные моменты техники съемки со световой кистью я вам поведала, теперь дело за малым: практикуйтесь, набирайтесь опыта. Ваше терпение и старания будут вознаграждены, в этом можете не сомневаться! Данная техника очень интересна, присоединяйтесь!
Мои работы, выполненные в такой технике, можно посмотреть

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...