Константин бальмонт краткая биография презентация. Презентация к уроку литературы по творчеству К

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жизнь и творчество Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) Выполнила Зайцева Лидия Ивановна, ГБОУ СОШ с.Алексеевка Самарской области

2 слайд

Описание слайда:

Старшие символисты Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт относится к представителям старшего поколения русского символизма. Брюсов Мережковский Гиппиус Сологуб

3 слайд

Описание слайда:

Семья Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Детство его прошло в бревенчатой усадебке его отца - небогатого дворянина. В памяти поэта он оставался тихим и добрым человеком, страстно любившим природу и охоту. Мать поэта происходила из семьи генерала. Деятельная, образованная, она была известна в Шуе тем, что лечила крестьян, участвовала в любительских спектаклях и концертах, печаталась в местной газете.

4 слайд

Описание слайда:

Образование С осени 1886 года Бальмонт - студент юридического факультета Московского университета. Но университета он не закончил: на следующий год, осенью, в университете началось бурное движение, студенты протестовали против введения реакционного университетского устава, и Бальмонт, как лицо замешанное в беспорядках, был арестован, посажен на несколько суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт нервно устал и не мог больше заниматься в университете.

5 слайд

Описание слайда:

Первые стихи 1890 году в Ярославле выходит первая книга стихов Бальмонта. Книжка была подражательной, она вызвала лишь насмешки товарищей. Как когда-то юный Некрасов, Бальмонт скупал и уничтожал ее тираж. Он оказался теперь в трудном положении, на жизненном распутье. Женитьба на истеричной и взбалмошной дочери шуйского фабриканта, в которую Бальмонт влюбился, рассорила его с матерью и лишила каких-либо денежных средств из родительского дома. Брак не оправдал себя ни с какой стороны. Жена мучила его своею ревностью, приучала к вину. Он уже не знал, что ждет его в будущем. В марте 1890 года душевно истерзанный Бальмонт, прочитав толстовскую "Крейцерову сонату", решается на самоубийство. Из окна одного из московских домов, где сдавались номера и где он тогда жил, Бальмонт выбросился с третьего этажа на мощенный булыжником двор. Он не разбился насмерть, но год пролежал прикованный к постели. Переломы вызвали легкое прихрамывание, которое осталось навсегда.

6 слайд

Описание слайда:

«Под северным небом» Нужда не отступала от Бальмонта, но он стойко ее переносил. Он рассказывал, что месяцами "не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлеб". Он стал переводить научные и художественные книги, впервые поместил свои стихотворения в прессе, выступал с публичными лекциями. В 1884 году выходит сборник стихотворений Бальмонта "Под северным небом", с которого и начинается летопись его поэтического творчества.

7 слайд

Описание слайда:

Лунный свет Когда Луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах, как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу - Луной Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.

8 слайд

Описание слайда:

Дружба с Брюсовым Валерий Брюсов очень дорожил дружбой с Бальмонтом. "Вечера и ночи, проведенные мною с Бальмонтом,-- писал Брюсов в 1912 году,-- когда мы без конца читали друг другу свои стихи и читали друг другу стихи своих любимых поэтов: он мне - Шелли и Эдгара По, я ему - Верлена, Тютчева,- эти вечера и ночи, когда мы говорили с ним de omni re scibili {Обо всем, что только можно знать (лат.).},- останутся навсегда в числе самых значительных событий моей жизни. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним".

9 слайд

Описание слайда:

«Будем как Солнце» В ранних стихах Бальмонта господствуют настроения печали, безнадежности и уныния. На рубеже двадцатого столетия тон поэзии Бальмонта резко изменяется. Стихи исполнены исступленной радости, света. Один из сборников так и называется – «Будем как Солнце»

10 слайд

Описание слайда:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

11 слайд

Описание слайда:

Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

12 слайд

Описание слайда:

Импрессионизм Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо, что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль. Сам поэт как бы вписан в это мгновение: оно пройдет, и в следующий миг он ощущает себя уже другим и по-другому. В стихах он говорил: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.

13 слайд

Описание слайда:

Музыкальность Читателей поразила музыкальность его стихов. В них была звонкость, певучесть, щедрая звукопись. Бальмонт как бы заново показывал читателю красоту и самоценность слова, очаровывал читателяплавными повторами, в которых лилась мелодия: Я мечтою ловил уходящие тени. Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

14 слайд

Описание слайда:

Мастер аллитерации Бальмонт – мастер аллитерации «Камыши» Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

15 слайд

Описание слайда:

Слава Слава Бальмонта была шумной. Ему даже Чехов присылал письма, признаваясь, что он каждую новую книжку поэта читает с удовольствием и волнением. "О Бальмонте писали сотни исследований, его книги ежегодно переиздавались, на его лекции нельзя было достать билета,-- рассказывает И. Эренбург.-- Стоило поэту показаться в театре или на улице, как его окружали неистовые поклонницы". Бальмонт появлялся на эстраде бледный, зеленоглазый, гордо закинув свою голову с рыжими волосами, локонами, спадавшими на плечи, с цветком орхидеи в петлице фрака. Я буду ждать тебя мучительно, Я буду ждать тебя всегда, Ты манишь сладко-исключительно, Ты обещаешь навсегда,-- бросал Бальмонт в аудиторию, и она была заворожена и вместе с тем чуть шокирована такими строфами.

16 слайд

Дмитрий Константинович БальмонтОтец поэта служил
в Шуйском уездном
суде и земстве:
сначала коллежским
регистратором,
затем мировым судьёй,
наконец
председателем уездно
й земской управы.

Вера Николаевна Лебедева

Мать Вера
Николаевна,
урождённая
Лебедева,
происходила из
генеральской семьи,
в которой любили
литературу и
занимались ею
профессионально.

В 1876-1884 гг. поэт учился в классической
гимназии г. Шуи и был исключен за
принадлежность к "революционному"
кружку.
Связи родителей помогли закончить
гимназический курс в г. Владимире (1886), а
затем поступить на юридический факультет
Московского университета, откуда Бальмонт
вновь был исключен и выслан под негласный
надзор полиции за участие в студенческих
волнениях.
В 1888 г. вновь поступает в университет, но на
этот раз бросает занятия сам.
1889 г. пытается продолжить образование в
Демидовском юридическом лицее
Ярославля, но вновь отказывается от этой
идеи, так как все более определяется в
своем литературном призвании.

В 1890 г. он пытается покончить жизнь
самоубийством, выбросившись из
окна, после чего следует длительное
лечение. Но это приводит к
прозрению, в корне изменившему
мировоззрение Бальмонта. По его
словам, он научился великолепной
сказке жизни, понял ее святую
неприкосновенность. И когда,
наконец, встал, его душа стала
вольной как ветер в поле, никто уже
над ней не был властен, кроме
творческой мечты, а творчество
расцвело буйным цветом.

1890 г. в Ярославле выходит первая
книга Бальмонта - "Сборник
стихотворений".
Первые произведения его, вошедшие в
книгу, были опубликованы еще в 1885 г.
в журнале "Живописное обозрение" и
встретили, благодаря народническим
настроениям, сочувственное
отношение В. Г. Короленко.
С середины 1890-х гг. начинается все
более возрастающая, широкая и
шумная популярность Бальмонта. Это
связано с наивысшим расцветом его
художественного дарования и со
своеобразным положением, которое
Бальмонт занимает в русском
символизме.

Известность к поэту приходит
после выхода в 1894 году
сборника "Под северным
небом" и нескольких
последующих, особенно книг
стихов "Будем как солнце" и
"Только любовь" (1903),
упрочивших за поэтом славу
одного из ведущих мастеров
символизма.

Между 1905 и 1913 годами Бальмонт находится за
границей по политическим причинам: живет в Париже,
много путешествует.
В мае 1913 года поэт возвращается в Россию.
Февральскую революцию 1917 года Бальмонт
приветствовал, большевистский переворот отрицал как
акт насилия и подавления личности.
В июне 1920 года Бальмонт выехал за границу и
поселился в Париже со статусом эмигранта
Во Франции, где поэт прожил большую часть
оставшейся жизни, он вначале активно сотрудничает в
газете "Парижские новости", журнале "Современные
записки" и других периодических изданиях, регулярно
публикует (в разных странах) книги стихов: "Дар Земле",
"Светлый час" (обе 1921), "Марево", "Песня рабочего
молота" (обе1922), "Мое - ей. Стихи о России" (1923), "В
раздвинутой дали" (1929), "Северное сияние" (1933),
"Голубая подкова", "Светослужение" (обе 1937)

В 1930 г. публикует перевод "Слова о полку Игореве". Несмотря на то что в творчестве Бальмонта 1920-1930 годов встречаются

В 1930 г. публикует перевод "Слова о
полку Игореве". Несмотря на то что в
творчестве Бальмонта 1920-1930 годов
встречаются негативные оценки
революционных событий, он очень
тоскует по родине и оставшейся в
России дочери (ей посвящен сборник
1905 года "Фейные сказки").

Последние годы жизни он практически
не писал. Умер в Нуази-ле-Гран, близ
Парижа.

Анализ стихотворения “Безглагольность”

Есть в русской природе усталая
нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,
В прохладную глушь деревенского
сада,-
Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность,
Деревья так сумрачно-страннобезмолвны,
Холодная высь, уходящие дали.
И сердцу так грустно, и сердце не
радо.
Приди на рассвете на склон
косогора,-





И сердцу так больно, и сердце не
радо.

Недвижный камыш. Не трепещет
осока.

Луга убегают далеко-далеко.

Первое четверостишие. «Есть в русской природе…» - Речь идёт, прежде всего, о природе души русского человека, его сути,

Первое четверостишие. «Есть в русской природе…»
- Речь идёт, прежде всего, о природе души русского
человека, его сути, закваске. Поэт показывает её на
примере осязаемой природы растений, где и
проживает народ с «загадочной» душой.
Что присуще русскому человеку? Усталая
нежность (чуткость, открытость, откровенность,
которую ранили, мучили и она устала), Безмолвная
боль затаенной печали (глубоко спрятанная печаль
из-за гнетущих страданий, но молчаливая,
терпеливая боль), Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность (горе, которое никогда не кончается,
при этом никто из горюющих не говорит о нём, но
безбрежность души – христианское
терпение), Холодная высь, уходящие дали (высота
души такая сильная, что отрывающая от земли,
холодная и далёкая).

Второе четверостишие. Обращение к тому, кто поймёт – русскому человеку. Приди на рассвете на склон косогора,- Над зябкой рекою

Второе четверостишие. Обращение к тому, кто
поймёт – русскому человеку.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Придя на рассвете на склон косогора, ты видишь,
что над холодной рекой, как от костра (который на
самом деле жгуч, горяч – противоречивый образ,
присущий природе «загадочного народа»),
дымится прохлада.
Рядом громада (образ вражины, могучего недруга
из сказок) притаившегося тёмного леса. От
увиденной привычной картины твоему сердцу очень
больно, сердце не радо увиденному.

Третье четверостишие.Переломный момент в теле стиха. Во всех словосочетаниях-костях и фразах-мышцах идёт отрицание хорошего,

Третье четверостишие.Переломный момент в теле стиха. Во всех
словосочетаниях-костях и фразах-мышцах идёт отрицание хорошего,
невозможность действия (полное бездействие - безглагольность):
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Камыш – недвижный, осока – не трепещет (живая ли она???),
если тишина – то она не просто тишина, а глубокая, сверхтишина. Покой безглагольный – бездейственный, действия нет,
приложения силы… нет физики… одна сплошная метафизика!
Если луга здесь – то они обязательно убегают далёко-далёко:
бескрайность русских равнин, где когда-то заколебался идти
бессмысленно вперёд Наполеон, не поняв русских, где наткнулся на
них, как на пни и сорняки, Гитлер, увязнув как в болоте, в загадочных
русских душах, которые не жалея тел своих (живота своего), голыми
руками побеждают железные оружия…
«Во всем утомленье - глухое, немое». Этим утомлением все
утомлены - все, кто здесь живёт и кто сюда попадает. Сказочное
место, заколдованное, отчуждённое, волшебное. Глухое, немое – ни
услышать, ни сказать. Никто не слышит, никто не говорит. Но все
терпят.

Четвёртое четверостишие. То был «рассвет», теперь начинается «закат», ни чем не отличающийся от рассвета (опять

Четвёртое четверостишие. То был «рассвет», теперь
начинается «закат», ни чем не отличающийся от
рассвета (опять парадокс, загадка).
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Ты идёшь на закате (вечереет) снова в «прохладную»
глушь (в самый бор) деревенского сада– но как в
свежие волны… плыви, друг, плыви. Образ деревьев
«рубит» трехсловным эпитетом «сумрачно-страннобезмолвны»: молчание в тени, в странном полумраке.
Души застыли – не говорят почему-то, умирая в
начинающейся ночи. И снова повтор, как и во втором
четверостишье: «И сердцу так грустно, и сердце не
радо» - только «боль» уже заменили на «грусть». Боль
рассветная переходит в грусть закатную, чувство
растворяется в сумраке, делается еле различимым,
слабеет…

Пятое четверостишие. Все эти загадки русской природы, русской души «разъясняются» вот так: Как будто душа о желанном просила, И

Пятое четверостишие. Все эти загадки русской
природы, русской души «разъясняются» вот так:
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Начинается почти просьба сказочным словом «как
будто»… душа о желанном просила: о
самой высокой чистоте, красоте, любви. Однако
земные реалии сделали ей незаслуженно больно
(«униженные и оскорблённые»)… душа и
у сердца просила: у сердца,
являющимся связьюдушис земным миром,
но сердце только заныло… тоже больно…
«И плачет, и плачет, и плачет невольно» – плачет,
потому что оно в неволе, в земных оковах зла.

Можно теперь подумать, сделать вывод, что в стихотворении звучит абсолютная безысходность. Но это не так. Не смотря на полную

Можно теперь подумать, сделать вывод, что в
стихотворении звучит абсолютная безысходность. Но
это не так. Не смотря на полную недвижимость,
бездействие, безглагольность, мы теперь знаем, что
есть некая мечта, которая где-то там, в высотах
полной чистоты, недосягаемости, если глядеть
с рассветного косогора или закатного
деревенского сада (а они бывают только в России!)
Есть мечта, есть, а значит существует и то место, где
нас нет, но мы можем там быть. Русская
душа именно тем и загадочна, что имеет связь
с метафизическимместом, но здесь, на Земле,
томится в ожидании встречи. Вот и
недвижима, безглагольна, терпелива к врагам,
постоянно подставляет всё новые и новые «щеки» на
провокации зла. Главное, что связь есть, это самое
главное – и в том просветление. Вот
она, разгаданная загадка!

Слайд 2

Поэт -символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Слайд 3

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907), был председателем Шуйской уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Слайд 4

В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии. В 1886годуКонстантин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 годуза участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но из-за сильного нервного истощения учиться не смог - ни там, ни в ярославском Демидовском лицее юридических наук, куда успешно поступил. В сентябре 1890 года он был отчислен из лицея и на этом оставил попытки получить «казённое образование».

Слайд 5

Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность. Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто символистским; не являлся поэт и «декадентом» в полном смысле этого слова. Первые сборники Бальмонта при всём обилии в них декадентско-символистских признаков литературоведы относили к импрессионизму, течению в искусстве, которое ставило своей целью передачу мимолётных, зыбких впечатлений. В основном это были «сугубо романтические стихи, как бы противопоставляющие небо и землю, зовущие в далёкое, нездешнее».

Слайд 6

Сборники «В безбрежности» (1895) и «Тишина. Лирические поэмы» (1898) были отмечены активным поиском «нового пространства, новой свободы». Основными для этих книг были идеи мимолётности бытия и изменчивости мира. Повышенное внимание автор уделял технике стиха, демонстрируя явную увлечённость звукописью, музыкальностью. Присутствие новых, «ницшеанских» мотивов и героев критики отметили уже в сборнике «Тишина». Считается, что «Тишина» - лучшая из трёх первых книг Бальмонта.

Слайд 7

На рубеже веков общая тональность поэзии Бальмонта резко переменилась: настроения уныния и безнадёжности уступили место ярким краскам, образности, исполненной «исступлённой радости, напора буйных сил». Начиная с 1900 года «элегический» герой Бальмонта превратился в собственную противоположность: активную личность. Особое место в бальмонтовской иерархии образов занял Огонь как проявление космических сил. Бальмонт на некоторое время стал лидером «новой поэзии». Сборники «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902), а также книга «Только любовь» (1903) считаются сильнейшими в литературном наследии Бальмонта.

Слайд 8

Творчество 1905-1909 годов

Предреволюционный период творчества Бальмонта завершился выходом сборника «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905), основными мотивами которого были вызов и упрёк современности, «проклятие человекам», отпавшим, по убеждению поэта, «от первооснов Бытия». В эти годы в творчестве поэта проявилась и национальная тема, раскрывшись под своеобразным углом зрения: Бальмонт открывал читателю «былинную» Русь, предания и сказы которой стремился переложить на собственный, современный лад. Увлечение поэта славянской стариной нашло своё отражение в поэтическом сборнике «Злые чары» (1906), книгах «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» (1909), а также сборнике «Зовы древности».

Слайд 9

Поэтическое творчество Бальмонта было стихийно и подчинено диктату мгновения. В миниатюре «Как я пишу стихи» он признавался: «…Я не размышляю над стихом и, право, никогда не сочиняю».

Посмотреть все слайды

Вы можете ознакомиться и скачать Биография Бальмонта. Презентация содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Литературная деятельность Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучении и неудач. В течение 4-х или 5-ти лет ни один журнал не хотел печатать Бальмонта. Первый сборник его стихов, который он сам напечатал в Ярославле не имел никакого успеха, 1-й его переводной труд был сожжен цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач. Дальнейшие работы, переводы Шелли, сборник "Под северным небом", переводы Эдгара По имели значительный успех. Участвовал почти во всех главных журналах.

Слайд 6

Описание слайда:

Факты из обычной жизни Бальмонта Первая женитьба (21 года, через 5 лет развод). Вторая женитьба (28 лет). Самоубийства нескольких друзей во время юности. Попытка убить себя (22-х лет), бросившись через окно на камни с высоты третьего этажа (разные переломы, годы лежания в постели и потом небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности). Многочисленные путешествия по Европе (особенно поразила Англия, Испания и Италия)." Псевдонимы: Гридинский (в журнале Ясинского «Ежемесячные сочинения») и Лионель (в «Северных цветах»).

Слайд 7

Описание слайда:


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...