Некомпетентный сотрудник. Психология личности: как понять, что вы не на своем месте? Комплекс мероприятий по планированию роста работника


Исследовательский центр рекрутингового портала сайт () решил выяснить, что раздражает руководителей в поведении и характере их сотрудников и что в свою очередь больше всего нервирует подчинённых в начальстве.

Как оказалось, самыми раздражающими факторами для начальников являются лень и глупость подчинённых (15% и 11%). Ещё 7% представителей компаний сообщили, что выходят из себя по причине неисполнительности работников.

Безответственность и нечестность персонала раздражают по 5% руководителей: «В подчинённых меня больше всего раздражает их ложь. Предпочитаю знать истинную причину неисполнения ими моих поручений...»; «Боязнь ответственности»; «Непорядочность и обман».

По 4% боссов не терпят некомпетентности, непрофессионализма и равнодушия сотрудников к работе. Медлительность и несамостоятельность подчинённых вызывают раздражение у 3% работодателей.

По 2% руководителей негодуют из-за излишней самоуверенности работников, их нежелания учиться и профессионально расти, проявлений халатности в работе и неорганизованности.

Дерзость, склочность, «неумение работать в команде», навязчивость, манеру «стучать» на коллег и многие другие черты сотрудников, вызывающих у них раздражение, отметили 23% начальников.

И лишь 4% руководителей российских предприятий не видят причин для раздражения на своих подчинённых. «Поведение подчинённых зависит от руководителя. Если руководитель даёт повод подчинённым, значит он плохо работает с кадрами»; «Плохих подчинённых нет, есть плохие руководители», - справедливо считают они.

Что касается самих сотрудников, то чаще всего в начальстве их раздражает некомпетентность, отсутствие знаний и опыта (6%). «Вопиющее несоответствие деловых и профессиональных качеств занимаемой должности»; «Абсолютная некомпетентность в деле. Человек не на своем месте!» - возмущаются опрошенные.

Неуважение со стороны руководителей и их нежелание вникать в проблемы подчинённых выводят из себя 5% респондентов. Ещё по 4% опрошенных раздражаются из-за высокомерия, неуравновешенности и глупости боссов: «Непонятные нервные срывы»; «Вечно стремится продемонстрировать свой статус начальника».

По признанию 3% сотрудников, их особенно нервирует жадность начальника: «Таких скупых людей я ещё не встречал!»

По 2% опрошенных указали такие раздражающие их черты и манеры руководства, как грубость и невоспитанность, мягкотелость, склонность к раздаче пустых обещаний и привычка задерживать зарплату, неумение слушать других, неспособность к чёткой формулировке задач, непоследовательность и всезнайство.

Столько же участников исследования (2%) признались, что в непосредственном руководителе их нервирует абсолютно всё: «То, что он вообще существует в природе»; «Всё раздражает».

Среди прочих раздражающих факторов, отмеченных сотрудниками (23%), - цинизм и подозрительность начальства, неопрятный внешний вид и неприятный тембр голоса, медлительность, скрытность и непунктуальность.

Удивительно, но сотрудников, которых совершенно не нервируют их руководители, не так мало – 24%. По словам респондентов, в поведении их начальников нет ничего такого, что могло бы раздражать. Более того, для многих из них руководитель является образцом для подражания: «Ничем не раздражает»; «Какое может быть раздражение? Нужно хорошо делать свою работу, а при необходимости обоснованно отстаивать свою точку зрения»; «Мой руководитель – прекрасный человек!»


Время проведения: 14-19 декабря 2010 года
Исследуемая совокупность: руководители
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Пожалуйста, укажите, что больше всего раздражает Вас в подчинённых?»

«Лень» - 15%
«Лень»; «Ничегонеделание»; «Ищут причину, чтобы ничего не делать»; «Нежелание заниматься рутиной»; «Нет желания работать и зарабатывать»; «Отсутствие желания работать».

«Глупость» - 11%
«Глупость. Как правило, достаётся «в наследство» от предшественника... Когда я сама набираю персонал, то таких не беру...»; «Невежество»; «Нежелание вдуматься в то, что говорят»; «Непреодолимая глупость».

«Неисполнительность, необязательность» - 7%
«Настоящий руководитель всегда найдёт подход к подчинённому, если, конечно, от этого подчинённого можно и нужно добиться конкретного результата. Если же от подчинённого невозможно получить результат, то лучше с ним попрощаться. Раздражают неисполнительные сотрудники»; «Невыполнение поручений в срок»; «Невыполнение работы под предлогом, что не поняли задачу»; «Нечёткое выполнение приказа».

«Безответственность» - 5%
«Безответственность»; «Непринятие ответственности за совершённый поступок и безалаберность»; «Боязнь ответственности».

«Ложь, нечестность» - 5%
«Враньё»; «В подчинённых меня больше всего раздражает их ложь. Предпочитаю знать истинную причину неисполнения ими моих поручений...»; «Нечестность»; «Обман»; «Непорядочность»; «Склонность к обману».

«Некомпетентность» - 4%
«Некомпетентность в работе»; «Отсутствие компетентности».

«Ничего не раздражает» - 4%
«Если что-то раздражает в подчинённых, то это недоработка руководителя. Подчинённые – это отражение руководителя»; «Меня в подчинённых ничего не раздражает»; «Меня ничего не раздражает, нужно правильно общаться и иметь подход к людям, для того и существует начальник»; «Поведение подчинённых зависит от руководителя. Если руководитель даёт повод подчинённым, значит он плохо работает с кадрами»; «Ничего. Не раздражаюсь, всегда пытаюсь понять или подсказать»; «Плохих подчинённых нет, есть плохие руководители».

«Непрофессионализм, отсутствие квалификации» - 4%
«Я никогда не раздражаюсь, но не люблю непрофессионалов»; «Дилетантизм»; «Низкий уровень квалификации»; «Отсутствие должной квалификации».

«Равнодушие, безразличие к работе» - 4%
«Безразличие к поставленным задачам»; «Безразличие к работе»; «Работа без интереса, показуха в работе»; «Равнодушие к работе».

«Медлительность» - 3%
«Медленная реакция...»; «Нерасторопность»; «Неумение быстро думать»; «Низкая скорость работы».

«Несамостоятельность»- 3%
«Отсутствие самостоятельности»; «Несамостоятельность, неспособность принимать решения»; «Инфантильность».

«Самоуверенность, самомнение» - 2%
«Самомнение»; «Самоуверенность и непомерные амбиции»; «Самоуверенность при отсутствии профессиональных навыков»; «Мания величия»; «Неадекватная самооценка!»; «Несоответствие запросов результатам работы и потенциалу»; «Незнание своего места!»

«Отсутствие желания учиться» - 2%
«Нежелание развиваться»; «Отсутствие желания учиться, понять, что и зачем делается. Я уже давно научился таких отсеивать».

«Недисциплинированность, неорганизованность» - 2%
«Недисциплинированность»; «Неорганизованность»; «Несобранность при выполнении задания»; «Отсутствие дисциплины»; «Расхлябанность».

«Халатность, разгильдяйство» - 2%
«Наплевательское отношение к клиентам!»; «Разгильдяйство»; «Халатность».

«Другое» - 23%
«Непунктуальность, опоздания»; «Безынициативность»; «Сплетни, пустые разговоры»; «Личные дела на работе»; «Несдержанность»; «Лесть, подхалимаж»; «Пассивность»; «Невнимательность»; «Частые перекуры»; «Непонимание поставленных задач»; «Зависть»; «Дружба на рабочем месте в ущерб работе»; «Инициативность при отсутствии мозгов»; «Иногда простота хуже воровства»; «Неопрятный вид»; «Предоставление непроверенной информации»; «Склочность»; «Страх»; «Стукачество»; «Частые посиделки на кухне»; «Желание переложить свои непосредственные обязанности на другого сотрудника»; «Навязчивость, попадание в поле зрения начальства сверх всякой меры»; «Наглость»; «Нерациональный подход к выполняемой работе»; «Неумение работать в команде»; «Неумение слушать»; «Непредсказуемость»; «Цинизм, хамство»; «Безграмотность»; «Дерзость»; «Неграмотность и занудство»; «Нежелание слушать и слышать»; «Необразованность»; «Неуважение»; «Отсутствие преданности делу».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 4%

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 14-15 декабря 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее постоянную работу и непосредственного руководителя
Размер выборки: 1800 респондентов

Вопрос:
«Что больше всего раздражает Вас в Вашем непосредственном руководителе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

«Ничего не раздражает» - 24%
«В моём сегодняшнем руководителе меня практически ничего не раздражает»; «Всё устраивает»; «Всё хорошо, нет негатива»; «Как ни странно, буквально всё устраивает! Это уже второй случай в моей 27-летней трудовой практике»; «Какое может быть раздражение? Нужно хорошо делать свою работу, а при необходимости обоснованно отстаивать свою точку зрения»; «Меня он не раздражает»; «Мой нынешний идеален!»; «Мой руководитель – прекрасный человек»; «Руководитель меня не раздражает, отношение вполне здоровые».

«Некомпетентность, отсутствие знаний и опыта» - 6%
«Абсолютная некомпетентность в деле. Человек не на своем месте!»; «Его некомпетентность в профессии»; «Квалификация руководителя не отвечает требованиям занимаемой должности!»; «Незнание основ работы»; «Некомпетентность в некоторых вопросах»; «Некомпетентность. Вчера он был простым менеджером. А сегодня – генеральный директор, ничего не знающий и заботящийся только о том, чтобы угодить хозяину компании…»; «Отсутствие необходимого уровня профильных знаний для занимаемой должности»; «Вопиющее несоответствие деловых и профессиональных качеств занимаемой должности».

«Равнодушие, безразличие, неуважение к сотрудникам» - 5%
«Наплевательское отношение к работникам»; «Его безразличие к сотрудникам»; «Нежелание вникать в проблемы подчинённых»; «Нежелание отстаивать права своих подчинённых перед вышестоящим руководством»; «Отдалённость от персонала».

«Высокомерие» - 4%
«Высокое самомнение»; «Всегда стремится продемонстрировать свой статус начальника»; «Завышенная самооценка»; «Заносчивость»; «Мания величия»; «Надменность».

«Глупость» - 4%
«Глупее меня»; «Слабые умственные способности»; «Туповат!»

«Неуравновешенность» - 4%
«Нелогичный самодур»; «Непонятные нервные срывы»; «Нервный»; «Несдержанность»; «Неуравновешенность, вспыльчивость»; «Перепады настроения»; «Самодурство»; «Крик».

«Жадность, скупость» - 3%
«Скупой, жадный»; «Таких скупых людей я ещё не встречал!»

«Раздражает очень многое, буквально всё» - 2%
«То, что он вообще существует в природе»; «Всё раздражает».

«Грубость, невоспитанность» - 2%
«Грубость, хамство, постоянное желание унижать людей!»; «Грубость, хамство, раздражительность»; «Его грубость»; «Отсутствие воспитания».

«Непрофессионализм» - 2%
«Непрофессионализм, отсутствие навыков аналитической работы, узкий кругозор»; «Отсутствие профессионализма».

«Задержка / невыплата / отсутствие повышения заработка сотрудников» - 2%
«Задержка выплаты заработной платы»; «Не хочет инициировать вопрос о повышение зарплаты»; «Неплатёжеспособность»; «Несвоевременная выплата зарплаты»; «Платить надо больше»; «Экономия денег на окладах сотрудников и уплате налогов».

«Мягкотелость» - 2%
«Неспособность задать жёсткий вопрос вышестоящему руководству»; «В непосредственном – бесхребетность…»; «Излишняя толерантность»; «Мягкость»; «Отсутствие авторитарности»; «Слабохарактерность».

«Необязательность, склонность к раздаче пустых обещаний» - 2%
«Необязательность и пустая болтовня»; «Невыполнение обязательств в отношении сотрудников»; «Не выполняет обещаний»; «Обещает, но не выполняет обещанного».

«Неумение слушать других» - 2%
«Нежелание выслушивать подчинённых»; «Не слушает более опытных сотрудников»; «Не хочет никого слушать»; «Нежелание выслушать мнение, отличное от его собственного»; «Нежелание прислушиваться к мнению подчинённых».

«Неумение чётко формулировать задачи» - 2%
«Нечётко сформулированные задачи и цели»; «Неумение точно поставить задачу»; «Неумение чётко и исчерпывающе ставить задачу»; «Отсутствие ясности при постановке задачи».

«Всезнайство» - 2%
«Знает всё и всегда»; «Когда она, не зная сути вопроса, навязывает своё мнение, не интересуясь твоим»; «Монополия на истину»; «Руководство всегда право, а я нет. Даже если осознаёт свою неправоту».

«Непоследовательность» - 2%
«Непоследовательность действий»; «Непоследовательность, спонтанность»; «Отсутствие жёсткой позиции».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 7%
«Такие вещи не говорят!»; «Я только что устроилась, пока не знаю».


Код для вставки в блог

Каждый четвёртый сотрудник не видит причин для раздражения на своего начальника

Исследовательский центр рекрутингового портала сайт (http://www.сайт) решил выяснить, что раздражает руководителей в поведении и характере их сотрудников и что в свою очередь больше всего нервирует подчинённых в начальстве.

Источник:

Комментарии


именно поэтому, я и убеждена, что какое-либо "раздражение" по поводу начальства путь абсолютно тупиковый, и если по каким-либо причинам у сотрудника нет возможности выбора, то есть смысл попытаться приподняться над ситуацией, не тратить попусту эмоций на того, кто их не стоит...что если отнестись к дурному руководству как к явлению природы? мы ведь не раздражаемся по поводу затяжных дождей. мы просто берем зонтик и надеваем резиновые сапоги)) вот и от "раздражающего" руководителя нужно найти свой "зонтик"

Он начальник -я дурак. Так жизнь устроена, что умный подчиненный манипулирует начальником, глупый исполняет, а просто подчиненный принимает как должное.
Печальна история, когда 10 лет в фирме и вдруг на голову садят амбициозного, тщеславного и жадного начальника, да ещё и татарина.
Культура отсутствует, ну и пр. Жрать-орать и руководить 24 часа в сутки -это беда.
Вот так бывает.
Север России не подвергался таким испытаниям во все времена как крепостничество и татаро-монгольское иго.
Сам был начальником (до 600 чел в подчинении), пока здоровье было, но был уважителен и с пониманием ситуаций.
Вот точно, придется уходить, а жаль.

Тема деликатная. В жизни бывает так, что сегодня ты начальник, а потом твой подчиненный. Да и вообще, посмотрите как японская модель, как американская модель, как, наконец то, европейская модель отношений начальник -подчиненный, нигде нет, того, что процветает у нас.
У нас четко ранжированно -подчиненный это быдло, а начальник это кумир на все времена и что он сказал, то верно до вечера.
Вообще то не от большого ума относятся начальники к своей модели поведения как постоянство своих действий и решений.
Чем выше растешь как начальник, тем больше стратегом и тактиком нужно быть, простые уравнения превращаются в более сложные, со могими неизвестными, пока не достигают уровня "теоремы Ферма".
Сейчас же развита более тупая и более силовая модель, зацикленная на штраф-лишение премий, разносы и поносы и т.д.
Про стимулы не ведают, про креативные двигатели вертикального взлета не знают.
В общем, чаще, оборот дерьма в природе.
Странно, но в советское время я поработал и в КБ и в оборонке, тогда психологический фон (и добровольно работали до поздна и бегали в выходные) был стимулирующим, а сейчас фон на устрашение, что теде будет плохо, а потом ещё хуже.

Объявление на должность секретаря-референта крупной компании я нашла в газете "РАБОТА ДЛЯ ВАС". Премиленькое такое объявление. "Компания московская, но в Москву не ездить, обойдусь без грохота метро", - обрадовалась я. Резюме отправила, позвонила. Мне ответили положительно и пригласили на собеседование. Оказалось, что я - самое лучшее из всех приходивших до... и меня взяли на работу. После длительного и безнадежного пребывания на бирже труда я была просто счастлива!
Далее. Какие "подводные камни" скрывались за безобидной формулировкой "секретарь-референт". Об отношениях коллектив -секретарь, руководитель-секретарь, заместители руководителя-секретарь, про подковерные игры и т.д., о накопленном опыте во время работы в этой должности. Определенные наработки, предостережения, советы, комментарии и выводы. Мне бы хотелось, чтобы о них узнали широкие массы кандидатов и те, кто решится согласиться работать секретарем-референтом, помощником руководителя.
Предлагаю публикацию на сайте.

Вот наболело. Всю жизнь переговорщик.
Вначале ставил службу главного энергетика, потом народ двинул в депутаты в 89 -прошел через пресс 1-го отдела, Профкома и парткома, хотя был беспартийный. Потом вдруг разрешили Внешторг -работа в 91 году в Сенегале (1-й выезд), а потом понеслось и под теми и другими (чеченами) -вытаскивание племяша после Нового года в Грозном (3-е живых на пл Минутка)-потом бизнес собственный, съеденный кучей волков-потом служба в частных компаниях, и сейчас смешно попался на амбициозных, тех, кто не знает, что такое производство, что такое сделать вполне конкурентный товар, а тех у кого рубль во лбу, любой ценой-, кто не знает, что такое мозговой штурм создания конкурентного изделия (избегаю слова инновационного -это вороство идей)- беда пришла. Ну коттедж, ну супер айфон, ну как бы супер шмотки- и т.д. Ну видели -когда из кед в мерин и обратно.
Не на себя же надо работать, не до той минуты, когда придут рекет-налговики-рейдеры, надо вперед, на поколения работать. Ну слушайте хотя бы моего младшего друга Шевчука Юру.
начальники разные бывают, главное, чтобы работа нравилась, тогда и начальство можно игнорировать, они либо промолчат, либо похвалят, так как работа уже выполнена и на "ура"
и подчиненные разные бывают, а тут уже нужно включать интуицию на этапе собеседования или испытательного срока - видите, что человек не подходит, - перевоспитывайте, не можете - гоните - легче всем будет

Чем выше должность, тем более воспитанные люди должны туда попадать.

Страна долго еще будет помнить «разносы» в Орше. Хотя что тут такого? Многие начальники каждое утро начинают с крика и оскорблений.

Но ведь есть правила служебного этикета. Есть разного рода аттестационные комиссии, и они не должны допускать грубиянов и хамов до руководства, ведь унижение человеческого достоинства, жлобство - неприемлемые качества для руководителя.

Эти правила сами по себе к человеку не приходят.

Конечно, нужно воспитание. Если его не было, это обязательно скажется потом.

Для формирования хорошего руководителя также важно соблюдать правила служебной лестницы. Это когда человек по службе растет постепенно, от ступеньки к ступеньке. Лейтенант, старший лейтенант, и так далее.

Когда станешь полковником, то тебя оценят, настоящий ли ты полковник, и только потом получаешь возможность носить брюки с лампасами, то есть становишься генералом.

Образцовая система подготовки и воспитания кадров, кстати, сформировалась в СССР.

Категорически не допускалось перепрыгивание через ступеньки. Это у нас можно прыгать не только через ступеньки, но даже через пролеты лестницы. Просто так, с майора до генерала. И при этом суметь обвешаться 18-тью орденами и 86 медалями, совсем как Брежнев перед кончиной. Это у нас можно из районного чиновника сразу взлететь до уровня руководителя банка.

Очевидно, что с каждой новой должностью и уровень человека должен повышаться. Продвижение по службе это предполагает. Продвижение потому называется продвижением, что это не только новая должность, это новый круг общения с людьми, прошедших через сито и находящимися на боле высокой должности, это новые возможности и новый кругозор, новая культура, окружающая новую должность, это продвижение человека. И при этом оттачиваются и все больше входят в привычку правила хорошего тона, делового этикета.

Итак, чем выше должность, тем более воспитанные, более образованные и культурные люди, при соответствующих деловых качествах, должны туда попадать.

Итак, есть элементарный деловой этикет.

Что из этого было нарушено во время разносов в Орше?

Первое, это сами «разносы».

Есть такое правило - критикуй подчиненных наедине, хвали при всех. Нельзя оскорблять и прилюдно унижать человека за допущенную им ошибку или неверное решение. Это с одной стороны. С другой - к тирану люди не испытывают уважения.

Второе правило. Сдерживай эмоции. Даже повышение тона для публичного человека недопустимо, так как это выглядит как некомпетентность и создает плохую атмосферу. И эта атмосфера, к сожалению, в стране успешно создана. «Элехторату» очень нравится, «як ён их» распекает. Как они, униженные и оскорблённые, стоят, потупив головы. Как они внимательно что-то постоянно «записывают» в своих блокнотах, в опаске нагнать на себя прилюдный «справедливый» гнев. И это ужаснее всего! И это-центр Европы! И такие разносы сейчас на каждом предприятии, считают многие. А дедовщина откуда?

Сержанты также свою воинскую власть стали понимать по-своему.

Третье правило - нельзя постоянно искать виноватых. Если все что-то делают не так, шиворот-навыворот, то виновного нужно уже искать не среди подчиненных, виноват сам руководитель! Если поиски виновных носят хронический характер, это уже, очевидно, говорит о том, что руководитель не на своем месте!

И последнее.

Говорят, что Наполеон иногда позволял себе разносы. Для этого у него была старая шляпа, он ее бросал под ноги и яростно топтал.

Так это же было на войне.

Так это же был Наполеон!

После того, как Ли Якокку несправедливо уволили из корпорации «Ford» , ему поступило предложение от корпорации «Chrysler» вывести её из кризиса…

Начав анализировать ситуацию, Ли Якокка обнаружил, что корпорация «… походила на Италию 60-х годов прошлого века. Компания состояла из скопления малых государств, каждое из которых управлялось своим сюзереном. Это был клубок мини-империй, причём ни одна из них не обращала внимания на то, что делали другие. Я с удивлением обнаружил, что в корпорации имеется 35 вице-президентов и каждый из них бежит по собственной беговой дорожке. Здесь не существовало никакой системы комитетов, не было ничего, что цементировало бы организационную структуру, не было практики совещаний, на которых люди могли бы обменяться мнениями. Я, например, не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела. Но дело обстояло именно так. Каждый действовал сам по себе. Я только бросил один взгляд на эту обстановку и почти готов был бежать прочь. Вот когда я окончательно понял, что действительно попал впросак».

Ли Якокка, Карьера менеджера, цитируется по Сб.: Теория управления. Менеджмент в 3-х частях, часть 2, Минск, ГИУСТ БГУ, 2007 г., с. 223.

Выяснилось, что помимо допущенных структурных ошибок в организации компании, многие менеджеры успели деградировать настолько, что исправить это было нельзя:

«У меня было отвратительное ощущение, так как оказавшись на своём месте, все эти люди могли бы достигнуть замечательных успехов. Сами они объясняли затруднительное и неловкое положение просто: «Я никогда не добивался этой должности. Вы адресуете мне вопросы как бухгалтеру-ревизору, а я не знаю ответа на них. В чём я разбираюсь, - это в запчастях и автосервисе, я не знаю бухгалтерского дела. Может быть, я смогу его освоить, но мне для этого требуется больше времени».

Все служащие понимали, что я пришёл в корпорацию, чтобы навести в ней порядок и провести чистку, и каждый боялся, что станет её жертвой. У них не было уверенности в своём положении. Они жили в страхе, и для этого у них были все основания, В течение трёх лет мне пришлось уволить 33 из 35 вице-президентов. Это почти по одному каждый месяц!

В ряде случаев я пытался оживить некоторых менеджеров. Но у меня ничего не получалось, они просто не способны были справляться со своими обязанностями, Чарли Бичем говаривал, что, как только парень дорос до двадцати одного года, его характер и привычки вы уже никогда не сумеете изменить. Вам кажется, что вы сможете сделать это, но его представление о самом себе уже закостенело. Никто уже не обладает достаточной скромностью, чтобы, став взрослым продолжать учиться.

К сожалению, Бичем, как обычно, был прав. Когда в корпорацию пришёл Пол Бергмозер, я, помнится, сказал ему: «Попытайся спасти хоть кого-нибудь из этих парней». Он работал с ними в течение шести месяцев и затем сказал мне: «Это невозможно. Каждый из них привык к принятым здесь методам вести собственную игру. Они уже неисправимы. Слишком поздно».

Одни трудности всегда порождают другие. Когда человек чувствует себя не очень уверенно на своём месте, единственное, чего он хочет, - это чтобы следующим по иерархии администратором был неуверенный в себе человек. Он про себя думает: «Если следующий за мной окажется очень способным, он меня изобличит и, в конце концов, сменит». В результате один некомпетентный менеджер тянет за собой другого некомпетентного. И все они прячутся за всеобщей слабостью системы».

Ли Якокка, Карьера менеджера, цитируется по Сб.: Теория управления. Менеджмент в 3-х частях, часть 2, Минск, ГИУСТ БГУ, 2007 г., с. 227-228.

Люди, от природы лишенные чувства юмора, обожают рассказывать анекдоты. Автомобилисты, едва способные держаться в своей полосе, обожают учить других управлять машиной. Менеджеры, у которых нет даже базовых представлений о сфере, в которой они работают, обожают вызывать специалистов на ковер и распекать их за то, что они ничего не понимают в своей работе. Ну почему, почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого?

Это происходит в силу так называемого эффекта Даннинга–Крюгера: люди, имеющие невысокий интеллект, скромный уровень квалификации и узкий кругозор, в силу своих скромных способностей не могут понять, что решения, которые они принимают, ошибочны, а таланты, которыми они себя наделяют, – ложны. Вот почему им кажется, что они правы во всех своих действиях и лучше других понимают ситуацию. Со временем это мироощущение приобретает характер психологической защиты: ограниченный человек начинает отстаивать свое видение ситуации именно потому, что чувствует – допусти он лишь мысль о том, что неправ, и его потеснят с насиженного места более талантливые.

Впрочем, именно у талантливых-то наблюдается обратный эффект: они хорошо понимают, насколько сложны законы реальности и насколько обширно поле знаний, которым в перспективе можно овладеть, – это приводит их к занижению собственных способностей, к недооценке своего места в обществе. «Я знаю, что ничего не знаю», – повторял мудрец Сократ, который вел более чем скромную жизнь и постоянно подвергался нападкам со стороны глупцов, уверенных в своей правоте. Способен ли кто-то из ограниченных людей признаться себе в этом? Похоже, нет.

Эффект был теоретически предсказан, а затем экспериментально подтвержден в 1999 году сотрудниками кафедры психологии Корнелльского университета (США) Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Теоретической основой для гипотезы явились наблюдения великих философов. Сам Даннинг цитировал выражения Чарльза Дарвина: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» и Бертрана Рассела – «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности». А практическим источником вдохновения, как ни странно, послужило преступление. Причем курьезное: авторов заинтересовал удивительный случай грабителя Макартура Уилера, который ограбил один за другим два банка, намазав перед этим лицо лимонным соком, ибо верил, что лимонный сок не дает его лицу отображаться на записях камер слежения. Психологи восхитились глубиной некомпетентности человека, который даже не пытался проверить правоту своего представления, хотя ошибка грозила тюрьмой.

Собрав в одном зале людей, занятых в разных сферах деятельности, но имеющих при этом совершенно неодинаковый уровень реальных знаний, авторы эксперимента дали им анкету, где предлагалось отметить их уровень компетентности в сфере, в которой они работали, а затем пройти ряд тестов, которые позволяли бы установить подлинный уровень их компетентности. По результатам этих двух тестов был составлен график, на котором демонстрировалась зависимость реальных знаний от уверенности людей в том, что они хорошо разбираются в своей сфере деятельности.

График выглядел как несовершенная парабола: в левой ее части, где были представлены наименее компетентные участники экспериментов, она достигала своего апогея – стопроцентных значений уверенности в собственных знаниях. Затем она резко падала – подавляющее большинство людей, неплохо разбиравшихся в своей профессии, имели крайне низкое мнение о своем опыте и умениях. Ближе к концу кривая снова поднималась – здесь находились лучшие из лучших, подлинные эксперты в своем деле, которые не могли не понимать, что они разбираются в нем гораздо лучше, чем большинство других специалистов.

И все же уверенность настоящих экспертов едва достигала двух третей шкалы от мнения о собственных умениях и знаниях, которым отметились полные профаны. Как установили Даннинг и Крюгер, профаны не только переоценивали свою компетентность, но и не были способны к адекватной оценке специалистов, которые обладают подлинно высоким уровнем квалификации в той же области. К тому же они искренне не верили в то, что совершили ошибки в тестах, касающихся их профессиональной деятельности, – большинство оставались при своем мнении даже после того, как им указали на их ошибки и логически обосновали их неправоту*.

С тех пор эффект Даннинга–Крюгера неоднократно подтверждался другими исследователями. В частности, он был проверен на студентах отделения акушерства и гинекологии Университета Флориды**, а также на широкой выборке практикующих терапевтов***. Тот факт, что для проверки выводов, сделанных психологами, первыми взялись за врачей, настораживает.

Впрочем, надежда на то, что слепцы, неспособные узреть бездну своего невежества и сияющие вершины знаний, которых достигли другие люди, могут исправиться, все-таки существует. Даннинг и Крюгер предложили профанам пройти специальный обучающий курс, где им не только давали знания, касающиеся их профессии, но и представление о методах, с помощью которых можно получить реальные показатели компетентности. Эти методы позволяли проверять как профессионализм других, так и собственный реальный уровень. По итогам обучения профаны осознали уровень своей прежней некомпетентности – причем даже в том случае, если их профессиональный уровень после этого не вырос.

Вячеслав Игнатьев. Руковожу департаментом повышения операционной эффективности в золотодобывающей компании.

Эксперт по оптимизации деятельности предприятий машиностроительной, химической и перерабатывающей отраслей.

Живу в Санкт-Петербурге.

Самая опасная разновидность некомпетентности — некомпетентность злостная. Когда человек не просто не справляется, а маскирует свою некомпетентность. Прилагает все усилия, чтобы обман не был раскрыт, и его карьера продолжала идти вверх — при полном отсутствии на то реальных оснований.

Вот восемь признаков, по которым можно вычислить «злостно-некомпетентного» сотрудника.

1. Он громче всех приветствует руководителя

Тем самым сотрудник хочет создать впечатление, что он в коллективе лидер, человек с авторитетным мнением. Громкое приветствие в связке с обращением по имени и отчеству — сладкое масло для ушей некоторых руководителей, они воспринимают это как показатель уважения и тают моментально.

2. На профессиональные темы говорит языком личных ощущений и чужих мнений

Часто использует выражение «мне кажется». Это позволяет конъюнктурщику при необходимости быстро отступить от первоначальной позиции. И такой возможностью он непременно воспользуется.

3. Часто прибегает к помощи коллег

Потому что в принципе не владеет необходимыми знаниями о тех вещах, о которых только что уверенно рассуждал. После получения задания некомпетентный сотрудник спешит пересказать его другим коллегам, послушать их комментарии. Для кого-то это интересная или не очень информация, а для приспособленца — способ выжить. Кроме того, в случае провала можно сослаться на коллегу, который «посоветовал» (см.п.2).

4. Практически никогда не работает один

По каждому заданию неминуемо должен последовать отчёт по результатам и, собственно, сам результат. Т.к. в одиночку значимых результатов некомпетентные сотрудники достичь не могут, им обязательно нужен тот, кто сделает работу за них.

В напарники конъюнктурщики стараются напроситься к человеку, который владеет глубокими профессиональными знаниями, но пренебрежительно относится к формальным рапортам, считая их «пустой болтовнёй». Этим не брезгуют воспользоваться первые, подавая как взаимовыгодное сотрудничество: «ты сделаешь, а я доложу».

5. При обсуждении результатов своей работы переводит разговор на неудачи других

Простой приём, позволяющий отвлечь внимание руководителя от обсуждения результатов своей работы — упомянуть неудачу коллеги, особенно, если о ней неизвестно руководителю. Но даже и известную проблему можно использовать для оттенения: «конечно, получилось не очень хорошо, но уж точно получше, чем у Иванова».

При работе в команде подробно описывает различные обстоятельства, связанные с коллегами, из-за которых результат не мог быть достигнут.

6. Проводит много времени на кухне

Использует кухонные посиделки, чтобы собрать информацию о своих коллегах и рабочих успехах каждого из них, и, в нужный момент, прикрыться неудачами других (см.п.5). А разве есть место более удачное для этого место, чем кухня?

7. Часто бегает «покурить»

Походы «покурить» — отличная возможность завести неформальные отношения с коллегами. Но главная цель пребывания в курительной комнате — не в разговоры с коллегами и даже не выкуренная сигарета. Цель, джек-пот конъюнктурщика, в том, чтобы сблизиться с руководством: дать прикурить начальнику департамента, угостить сигаретой директора.

8. Старается первым сообщать любые, не касающиеся работы новости

«Пётр Иванович, вы уже слышали о...», «Илья Семёнович, а что вы думаете про...» — это делается с целью запомниться руководителю, подчеркнуть своё внимание к мнению начальства.

Заключение

Конъюнктурщики часто на хорошем счету у руководителей, т.к. они никогда не приносят плохих новостей. Абсолютное большинство их слов — очевидности, то, что все и так знают. Остальная часть — информация новостных служб и автобусные сплетни.

Руководители, не научившиеся фильтровать полезное от бесполезного, со временем начинают считать «удобных сотрудников» образцом ума и исполнительности.

Когда льстецы и конъюнктурщики сами становятся руководителями, для подчинённых начинается ад при жизни.

Многие случаи разрушения новостроек и падения космических кораблей — результат построения карьеры людьми, которые в школе и ВУЗ-е занимались чем угодно, только не получением необходимых, но уж больно скучных знаний.

Если мы хотим жить в процветающей стране и адекватном обществе, мы должны пресекать опасную активность людей, которые используют нематериальные ухищрения для получения вполне материальных выгод для себя и своих близких.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...