Как якунин вынимает у вас деньги из кармана. «Афера на сотни миллиардов рублей»: спонсоров полковника Захарченко подозревают в хищениях из РЖД Самые крупные поставщики РЖД

Рассказал мне чел, который работает на ж/д, как у них на ж/д с кризисом. Оказалось, что с кризисом полный порядок. Под теми или иными предлогами начальство "сокращает расходы", а попросту - грабит работников и само ОАО РЖД.

И так. Сначала была такая схема: работники, якобы по собственному желанию, писали заявы, что работают они на час меньше, на основании чего им меньше выплачивали зарплаты. Но работали они столько же времени, как и раньше. По этому поводу в карманный профсоюз работниками была направлена жалоба. И профсоюзные деятели приехали с проверкой - о которой начальство, разумеется, знало, а потому отпустило рабочих на час раньше. Профсоюзные деятели в своём издании напечатали результаты проверки - что "информация не подтвердилась", но добавили, что такое делать нельзя - и если это где-то происходит, то рабочим про это "нельзя" надо сказать своему руководству.

После этого такая схема была заменена на другую. Теперь - уже 2 или 3 месяц - 3 дня в месяц каждым работником оформляются "отгулы по собственному желанию", при том, что ни в какие отгулы работники не уходят. А получают на 10% меньше - т.к. у них официально меньше выработка.

Недавно по ТВ объявляли, что президент РФ Медведев и президент ОАО Якунин договорились о выделении миллиардов кредита "на зарплаты рабочим". Работники понадеялись, что теперь-то им не придётся писать отгулы "за свой счёт" и зарплату будут платить полностью. Но, как вы понимаете, телевизор сделан не для информирования, а для обмана. В апреле объявили, что опять будут писаться эти фальшивые "отгулы".

Это - не единственная схема воровства на железной дороге.

Другая - сама система зарплат. К примеру, у бригадира путейцев основная зарплата - 8 т.р. - жалкие крохи, за которые никто работать не будет. К ней добавляют ещё 100% - 8 т.р. - премии + ещё каких-то добавок - так, что выходит в месяц 23 т.р. Плюс к тому - квартальная премия, которую расписывают частями на каждый месяц - выходит добавка ещё около 10 т.р. (расчитывается в % от исходной зарплаты). Потому в прошлом году выходило 40 т.р, а сейчас - с 10% фикитивными отгулами - около 30 т.р.

Так вот. Штрафов в качестве стимулирования на ж/д нет. Лишают не зарплаты, а премии. Из-за того, что "премии", составляют большую часть зарплат - лишить могут очень сильно.

И лишили. Начальник дистанции заявил, что у него нет фонда зарплат. А потому он под любым предлогом будет лишать всех квартальной премии. И лишил - недочётов всегда можно найти, за которые можно зацепиться. Это ещё минус 10 т.р. с работника.

Ещё один способ воровства - "сокращения". К примеру, сократили мастерские. Разумеется, сварщиков, которые всегда нужны, и которые числились в мастерских, их никуда не уволили, а записали в бригады путейцев, как "монтёров пути". Теперь они занимают там место настоящих монтёров, которых по штату положено 20. В реале же монтёров там только 10: 5 работают вахту, 5 отдыхают. При этом эта рабочая бригада сначала у одного бригадира работает, в другой день - у другого. Все остальные - это такие же "сварщики". Тётка, которая зарплату расчитывала - она тоже "путейцем" записана. Кроме того, в "путейцы" записан персонаж, который у начальника отделения на даче работает. Уже 2 года работает. И получает заплату от ОАО РЖД и ему ещё начальник отделения от уворованных у РЖД добавку доплачивает. Добавка у него, вероятно, получается из зарплат совсем уж мёртвых душ - которые числятся "путейцами", но кто это, никто не знает. Обычная схема казнокрадства - получение зарплаты за фиктивного работника. И за всех этих "подснежников" пашет всего одна бригада (вторая в это время на отдыхе). Работы не убавляется, а работает меньше, остальные - нахлебники. Но и тут шаловливые руки экономистов-начальников не дремлют. На каком-то отделении выясняется, что вместо 20 по штату справляются 18. Новый повод для проведения увольнений. Тут уже будет конфликт начальсва покрупней со средним - кому достанутся деньги мёртвых душ.

Это о воровстве. Другой вид воровства - показуха. Начальник московской ж/д не так давно стал устраивать объезды дорог. При этом выезжает он в 7 утра, а обратно едет в 5-6-7 вечера, до полвосьмого было. У путейцев же рабочее время 8-17 с часовым обеденным перерывом. Так вот, в дни объезда начальника дороги, работяг выгоняют на работу раньше времени и не отпускают до тех пор, пока "барин" не проедет. "Скажите проезжающим, что это крестьяне маркиза Карабаса". Людям же втирают, что у них "не нормированный рабочий день".

Теперь немного о нравах. Чел рассказал, как некий необразованный, но усердно лижущий начальству зад, юнуша, долго и упорно примазывался к начальнику отделения - у которого должен был уходить мастер. И разумеется эта скользкая шестёрка теперь работает мастером. Хотя в работе этой ничерта не понимает, и всю работу за него делает бригадир, которого шестёрка обошла. И получается ситуация такая - некоторые работы проводит бригадир (потому что он умеет их проводить), которые проводить имеет право только мастер - т.е. нарушение, за которое по шапке может получить и мастер-волынщик, и нач.отделения. Но пока есть, что воровать, никого такие подробности не интересуют. Как воровать станет нечего - начнётся грызня и переделы.

И чуть не забыл. О воровстве в крупном размере. При СССР у московской ж/д было одно небольшое здание у Казанского вокзала. Теперь к нему построили небоскрёб, куда перехали воры из ОАО РЖД (работникам как было достаточно старого здания, так хватает и сейчас). Воры, которые получают зарплаты по 100-200-300 т.р. в месяц. В связи с кризисом меньше они получать не стали. И, чтоб изыскать им зарплату в условиях падения спроса на ж/д перевозки проводятся сокращения работников. Которые получают копейки, но которые работают.

Кстати, ОАО РЖД строит ещё один небоскрёб.

Вот так начальство ОАО РЖД - высшее и среднее - разворовывают своё ОАО и работников.

Этот пост посвящается вам, самые продвинутые граждане России. Вы технологичны, любите гаджеты, много путешествуете и пользуетесь российской информационной сетью "Чебурашка" интернетом.

Сейчас Фонд борьбы с коррупцией расскажет вам, как ваша продвинутость и технологичность приносит денюжку семье нашего старого знакомого Владимира Якунина. Большого патриота , миллиардера и владельца оффшорной империи .

Скажите, вы когда-нибудь покупали железнодорожный билет через интернет? Через мобильное приложение? Наверняка покупали или, как минимум, ваши родственники и знакомые покупали.

Откладывайте в сторону свои дела, давайте вместе побродим по просторам шубохранилища , заглядывая в самые потаенные его углы.

Ой, кто это стоит там, охраняя сундуки с золотом? Неужели страшная ведьма, как в сказке "Огниво"?

Почти. Это предприимчивая кипрская юристка Вера Лиссиотис. Вы должны помнить её из предыдущих расследований ФБК .

Именно эта киприотка со своим отцом является номинальным учредителем кипрских оффшоров VRL и VERLYS, которым принадлежат основные активы семьи Якунина:

Разобрались с девушкой? Понимаете кто она и для чего?

Ну, а теперь давайте возьмём в руки вон тот потемневний свиток, слева от корзины с бриллиантами, и прочитаем из него некоторые факты.

Повторюсь: исключительно факты, установленные отделом расследований ФБК:

В 2012 году, после вступления в силу в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 228 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте " РЖД вплотную берется за продажу электронных билетов на поезда в интернете.

Предлагаем три варианта ответа:

а) Потому что ООО «УФС» и ООО «Электронный билет» выиграли заблаговременно размещенные на торговых площадках конкурсы

б) Потому что ООО «УФС» и ООО «Электронный билет» обладают уникальными знаниями и экспертизой , и кроме них никто не знает, как продавать билеты в интернете

в) Потому что глава РЖД жулик и вор Владимир Якунин обеспечил контракт оффшору, контролируемому его сыном Андреем Якуниным , с целью своровать и присвоить процент от продажи каждого билета РЖД и построить себе шубохранилище.

Выбрали вариант?

А теперь, ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Это официальная выписка из кипрского реестра.

Батюшки! VERLYS и наша старая знакомая казначейша семьи Якуниных Вера Лиссиотис. Директором AM EBOOKERS является некий Alastair Matthew Cunningham:

Ничем не примечательный в общем-то, кроме того, что английская газета Гардиан включил первым номером в список директоров-мошенников . Только в нескольких упомянутых юрисдикциях на него оформлено более 1000 компаний:

Таким образом, цепочка собственности выглядит так: семья Якуниных - Вера Лиссиотис - компания VERLYS - компания АМ EBOOKERS - ООО "УФС" . Это всё подтверждается официальными базами данных.

А теперь скорее! Бросаем всё, и бежим в App Store или Google Play ! Надо проверить одну вещь. Наверное, у вас тоже закрались сомнения! Скачиваем единственное официальное приложение для продажи билетов РЖД

Смотрим внимательно

Оказывается, что каким бы продвинутым вы себя не считали, в вашем модном айфоне сидит маленький Владимир Иванович Якунин

Когда вы нажимаете на кнопки, чтобы купить жд билет, он, Якунин, как маленький гномик-лепрекон, появляется, чтобы взять с вас золотую монетку и положить в свой горшок.

Вот сколько оффшорный клан Якунина зарабатывает с каждого проданного билета

Наша грубая прикидка: за год работы приложение скачали 800 тыс раз и через него было куплено 90 тыс билетов . Учитывая среднюю комиссию 554 р (распределения мы не знаем), на этом приложении УФС заработал почти 50 миллионов рублей.

Но модным айфон приложением УФС не ограничивается. На самом деле каждый, буквально каждый билет на поезд проданный в интернете помимо сайта РЖД, продается через УФС. Все с той же коммиссией.

Покупая билеты с любого известного сайта , вы обогащаете клан Якуниных (хотя, казалось бы, куда уж дальше).

Кому интересно, как это работает, разобраться .

Если вкратце, УФС Якуниных устанавливает сумму обязательной комиссии с каждого проданного билета и великодушно делится с сайтом-партнером 30% этого сбора. 70% оставляет себе.

Снова грубая прикидка: в 2012 году через УФС было продано 7 млн билетов . Предположим, что в 2013 они продали чуть больше, рынок-то растет, допустим 8 млн. Берем всю ту же среднюю комиссию 554 р, вычитаем 30% остающихся у агентов, итого 388р х 8 млн = 3.1 млрд рублей выручки УФС за 2013 год .

Это ли не бизнес мечты? Берём государственную железнодорожную монополию и пускаем электронную продажу билетов через свою контору, собирая комиссию 600 рубликов с кажого билета.

Фонд Борьбы с Коррупцией часто обиняют, в том, что мы показываем лишь одну сторону вопроса, не даем шанса нашим оппонентам ответить.

Вот шанс. Мы очень хотим, чтобы мощный государственник и патриот Владимир Якунин ответил на эти вопросы. Очень просим всех журналистов задать ему их:

- На каких условиях РЖД заключили договор именно с УФС и в чем выгода гос корпорации от такого сотрудничества?

- Кто является конечным бенефициаром кипрского оффшора, монополизировавшего продажу электронных билетов?

- Возможен ли доступ сторонних разработчиков к продаже билетов РЖД, минуя услуги УФС?

- Как можно объяснить удивительное и полное совпадение номинальных владельцев УФС с номинальными владельцами практически всех известных бизнес активов Андрея Якунина (РГС и др.)

Будем рады ответам из РЖД и лично от Владимира и Андрея Якуниных. А пока мы ждем, профилактические жалобы в ФАС и блоггеру Медведеву о том, что Владимир Якунин все-таки страшный проходимец и вор, а еще и врет про то, что бизнес его сына не имеет доступа к средствам РЖД.

ФБК также изучает вопрос о том, как санкции, введенные против Якунина, должны быть использованы американской компанией Apple с помощью приложения которой Якунин похищает деньги граждан РФ.

Невозможно себе представить, чтобы в любой развитой (и даже недоразвитой) стране глава железных дорог был пойман на том, что продает пассажирские билеты через свой офшор и сохранил своё место.

Мы понимаем, что в России это случится и единственным ответом на информацию о чудовищной коррупции Якунина будет: это провокация в ответ на нашу работу эффективных менеджеров.

Якунин ближайший Путину коррупционер и ничего с ним не случится.

Но маленькой наградой для нас станет, если вы поможете распространить эту информацию. Очень хочется, чтобы все те 7 000 000 человек, купивших билет через УФС и 800 тысяч человек, скачавших мобильное приложение, узнали почему их билет на 600 рублей дороже, чем должен быть и кому достаются эти 600 рублей.

Мы не просим от вас многого. Просто, если вы покупали жд-билет через одну из этих систем, то дайте ссылку на это расследование, добавив от себя что-то такое, что обычно добавляют люди, когда у них незаконно отнимают 600 рублей. Только помните, что теперь нецензурная брань в сети запрещена.

Фонд борьбы с коррупцией продолжает требовать от президента Путина и премьер-министра Медведева отставки Якунина и гласного уголовного расследования коррупционной деятельности его семьи.

P.s.: Спасибо за отличную работу отделу расследований ФБК, проявившему себя добрыми монстрами.

Апдейт: На основании комментариев, полученных от наших читателей, уточняем, что и для iPhone и для Android существует по одному неофициальному приложению, работающих через сайт РЖД и позволяющих покупать билеты без комиссии УФС

Извините, что я к вам обращаюсь, но напоминаю, что Фонд борьбы с коррупцией - некоммерческая организация,

Хотя и родился в Ташкенте, но детство провел в Москве, куда его отец Андрей Викторович Крапивин переехал из Узбекистана торговать хлопком. Крапивин-старший не только имел тесные связи с узбекскими чиновниками, но и наладил отношения с влиятельными людьми в России. На российский рынок он вышел через «Международный центр делового сотрудничества», возглавляемый на тот момент . Силовую поддержку бизнесу обеспечивал его партнер Валерий Маркелов, связанный с , контролировавшей, в том числе, и банковскую сферу. В середине девяностых Крапивин-старший совместно с Маркеловым и еще одним предпринимателем занялся банковским бизнесом, получив пост вице-президента недавно созданного «Межтрастбанка».

После дефолта 1998 года российская текстильная промышленность пошла на подъем, и Андрей Викторович Крапивин вместе со своими партнерами выкупил фабрику «Авангард» во Владимирской области. Однако, радужные перспективы предпринимателей подпортил хлынувший в Россию товар из Китая и Турции.

Андрей Крапивин

От разорения Крапивина-старшего спас Якунин, который в начале 2000-х годов стал заместителем министра транспорта, а затем и первым заместителем министра путей сообщения и способствовал тому, чтобы у его приятеля появился собственный бизнес в транспортной сфере.

Своего сына Андрей Крапивин сумел пристроить в Финансовую академию при Правительстве РФ на специальность «Международные валютные отношения». Алексей Крапивин фактически с первого курса начал числиться в коммерческих структурах, аффилированных с его отцом. На третьем курсе он уже возглавил отдел бюджетирования компании «Евродизайн и К», соучредителем которой сам же и являлся. Компания работала в сфере пассажирского воздушного транспорта. Затем молодой финансист и вовсе возглавил компанию «Рэйлтех», которая поставляла железнодорожникам подшипники, железобетонные шпалы, аккумуляторные батареи и прочую продукцию.

После того, как Алексей Андреевич окончил вуз, он перешел в компанию «ЕД Логистика», в которой возглавил отдел бюджетирования и управленческой отчетности, а затем и финансовый департамент. Компания была связанна с «Евродизайн и К» и также работала на госзаказах.

Клиент ТОКИО

Естественно столь стремительная карьера молодого человека не была случайной. В 2003 году в результате реорганизации министерства путей сообщения Якунин стал первым вице-президентом, а затем и президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В это же время отец Алексея Андреевича стал выигрывать различные тендеры для новой государственной структуры. Сам он держался в тени и госконтракты получал через технические компании, а крупными активами владел через офшоры.

Впервые Якунин представил своего соратника широкой публике в 2007 году, когда рекомендовал того на пост независимого директора Первой грузовой компании (ПГК), «дочки» РЖД, а также ввел его в советы директоров крупнейшего поставщика оборудования для РЖД «Трансмашхолдинг» и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Тогда Владимир Иванович обозначил Крапивина, как своего «внештатного помощника», который разбирается «в банковских вопросах и вопросах взаимоотношений с СНГ».

Действительно Андрей Викторович Крапивин совместно с Маркеловым и Ушеровичем отвечали за сотрудничество со Столичным торговым банком, который был создан под тендеры РЖД. Со временем партнеры и сами стали акционерами банка. Их счет в СТБ обозначался под названием «клиент ТОКИО». Большая часть денег с этих счетов уходила не субподрядчикам, а в офшоры, изредка оставалась на депозитах в банке или попросту обналичивались. За то, чтобы подряды доставались «правильным» компаниям следили друзья Крапивина, в частности бывший директор фабрики «Авангард» Андрей Куркин и сын бывшего члена совета директоров «Авангарда» Максим Караянис. Они руководили некой коммерческой структурой «Росжелдорснаб», которая выступала одной из главных организаторов тендеров РЖД.

Деньги, заработанные на контрактах госмонополии, Крапивин-старший вкладывал в девелоперские проекты. Так у него появилась группа компаний «ГРАС», строившая элитную недвижимость в Сочи и в поселке Новое Лапино на Рублевке. Помимо Андрея Викторовича, бенефициарами «ГРАСА» были бизнесмен Рубен Худоян и председатель совета директоров «Транстелекома» Сергей Липатов. С последним Андрей Крапивин имел общие проекты еще в конце девяностых, в том числе связанные с «Межтрастбанком». Именно через Сергея Владимировича «ГРАС» вышел на сочинский рынок.

Сергей Липатов был еще одной ключевой фигурой в схемах Якунина по выводу железнодорожных денег. Сергей Владимирович на тот момент возглавлял совет директоров футбольного клуба «Локомотив», одновременно являясь и председателем совета директоров главного спонсора клуба «Транстелекома». Несмотря на то, что достижения «железнодорожной» команды шли по наклонной, а финансирование клуба фактически бюджетными средствами было колоссальное. Проверить судьбы денег не представлялось возможным, так как Сергей Липатов фактически их выделял самому себе. Прокачивались же деньги по традиции через кредитные учреждения Крапивина и компании.

«ГРАС» был тоже втянут в «спортивную» коррупционную схему. К тому времени Сергей Липатов со скандалом покинул «Локомотив» и вошел в совет директоров спонсора волейбольного столичного клуба «Динамо» «Трансмашхолдинг». Сразу после этого именно «ГРАСу» было доверено строительство спорткомплекса для волейболистов под названием «Флотилия». Со временем комплекс превратился из спортивного в многофункциональный, и должен был состоять из четырех жилых комплексов в 29 этажей с офисами, со спортивно-оздоровительным корпусом, с гостиницей, бассейном и квартирами.

Через Худояна же Сергей Липатов с Крапивиным пытались добиться отмены охранного статуса знаменитой усадьбы «Архангельское». Так, Худоян арендовал через компанию ООО «Парк Архангельское» 6 гектаров усадебной земли, которую «ГРАС» уже готовился застроить. Однако арбитражный апелляционный суд Москвы признал недействительным договор об аренде леса вблизи усадьбы «Архангельское», заключенный Мослесхозом с ООО «Парк Архангельское». Позже Худоян, разругавшись с партнерами, продал свою 33-процентную долю группе А1. Но Крапивин и Липатов, не желая делать бизнес прозрачным, выкупили долю нового совладельца, заплатив за нее в два раза больше себестоимости.

Горбунцов и Майстренко

Ранее у Крапивина, Маркелова и Ушеровича случился еще один конфликт, на этот раз с одним из совладельцев «Столичного торгового банка» . Вип-клиенты решили закрыть счета и забрать из банка все средства – порядка 400 млн. долларов. Сам Горбунцов уверял, что его клиенты прогорели на девелоперских проектах и искали, на кого повесить долги.

Также он утверждал, что вооруженные люди, блокировав главный офис банка, силой заставили его бывшую супругу Ларису переписать на чужих людей те активы, которые числились за ней. По другой версии конфликт возник вследствие того, что Горбунцов сам присвоил часть «железнодорожных» денег, выведя их за границу через принадлежащий ему молдавский Universalbank. В итоги банкир нашел убежище в Молдавии, откуда и поведал об особенностях работы РЖД с подрядчиками.

Люди из окружения Крапивина также владели московским бизнес-центром «Вишневый сад», рыночная стоимость здания которого приблизительно равнялась 4 млрд рублей. Кроме того Андрея Крапивина связывали с девелопером «Флэт и Ко», который на 76% принадлежал кипрскому офшору, а на 24% – гендиректору Дмитрию Майстренко. Этот Майстренко в том числе владел охотничьим хозяйством «Авангард», которое ранее принадлежало одноименной текстильной фабрике из Юрьев-Польского. Именно «Флэт и Ко» продавал дома в поселке Новое Лапино, который застраивал крапивинский «Грас».

Самые крупные поставщики РЖД

Крапивин и его партнеры в начале 2010-х годов являлись самыми крупными поставщиками РЖД. Тот же Маркелов в 2010 году стал владельцем «ПКП Мобойл», после чего компания стала крупнейшим поставщиком топлива для железнодорожников. Только за 2012 год она продала топлива на 42,5 млрд. рублей. Другие организации лидеры госзаказов были связаны с самим Крапивиным-старшим.

Среди них можно выделить «Росжелдорпроект», который только за 2012 и 2013 годы суммарно провел работы для госмонополии более чем на 50 млрд рублей. Например, компания выступила генеральным проектировщиком знаменитой дороги Адлер – Красная Поляна. Были под Крапивиным и другие олимпийские инфраструктурные объекты, в том числе и благодаря липатовским связям в сочинской администрации. Одним из совладельцев «Росжелдорпроекта» был Крапивин-младший. Совместно с Маркеловым и Ободовским, он входил в совет директоров компании и владел ее 50-процентной долей. Вторая половина «Росжелдорпроекта» принадлежала РЖД. Следует отметить, что Ободовский был еще одним ключевым партнером семьи Крапивиных.

Андрей Викторович Крапивин все активней вводил своего сына в «железнодорожный» бизнес. Тот же «Росжелдорпроект» был дочерней компанией питерского института «Ленгипротранс», совет директоров которого возглавил Алексей Крапивин. Кроме того он вошел в состав совета директоров ОАО «Трансэлектромонтаж», которое Крапивин-старший выкупил у знакомого олигарха . К этому моменту его сын уже являлся генеральным директором сразу двух компаний – «Ортига Групп» и расположившейся в инновационном центре Сколково «Дивити-Инвест».

Интересы Алексея Крапивина распространялись не только на железнодорожную тематику. Он также являлся совладельцем почти трех десятков организаций, среди которых были и текстильный комбинат, яхт-клуб, бухгалтерские компании, автоцентры, поставщики отделочных материалов, интернет-стартапы. Также он стал совместно с Ушеровичем, Маркеловым и Ободовским совладельцем «Интерпрогрессбанка», еще одного важного партнера РЖД.

Офшоры

Но большая часть компаний Крапивина находилась в офшорах. Через эти коммерческие структуры финансировались различные проекты в России, в общей сложности на сотни миллионов долларов. Через данные офшоры в частности РЖД работала с крупнейшим мировым производителем поездов и самолетов шведской компанией «Бомбардье транспортейшн», которая с 1990-х годов поставляла систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950. Позже появилось совместное российско-шведское предприятие «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)», после чего производство Ebilock-950 стало переноситься в Россию.

Крапивин торговал системами Ebilock-950 через офшоры Rambo Management. В частности, когда данную систему на железных дорогах в Азербайджане устанавливала «Бомбардье транспортейшн», тендер на поставку шведского оборудования неожиданно выиграла британская компания Multiserv Overseas Limited. А вот сама Multiserv имела контракт на поставку Ebilock-950 с Крапивинским Rambo. Получалось, что шведское отделение «Бомбардье» поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две «прокладки».

Примечательно, что Multiserv Overseas Limited владела компания Multiserv Management LLP, первым директором которой выступал Юрий Ободовский. Данная схема была распространена и в России. Только в период с 2012 по 2014 год российская «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» закупила у британской Multiserv Overseas Limited оборудование Ebilock-950 на десятки миллионов евро. Офшорная схема Крапивина стала достоянием широкой аудитории после того, как были опубликованы секретные документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca одного из крупнейших в мире регистраторов офшорных фирм. А историей по поставке микропроцессоров в Азербайджан даже заинтересовалась шведская полиция.

С раскрытием «панамских архивов» всплыла информация и о других фирмах Алексея Крапивина, в частности Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., которые получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA 277 млн долларов. Средства эти были связаны с крупнейшей операцией по отмыванию денег в Восточной Европе, которой заинтересовались правоохранительные органы Молдовы, России и стран Балтии. Речь шла о выводе из России 22 млрд. долларов в период с 2011 по 2014 годы под видом исполнения незаконных судебных решений, принятых молдавскими судьями.

Кроме того, офшоры Крапивина выдавали кредиты различным кипрским структурам, в том числе для приобретения активов в России. Так, например, в 2014 году компания Gordox выдала 100.5 млн. долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. В том же году Sterema стала владелицей контрольного пакета в крупной российской строительной компании «Бамстроймеханизация», одного из главных подрядчиков крупнейшего проекта реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Работы были оценены в 177.3 млрд. рублей, что составило почти 60 % от объема всех средств, выделенных на тендеры.

Еще одним подрядчиком реконструкции БАМа и Транссиба стала созданная Крапивиным, Маркеловым, Ушеровичем и Ободовским «Группа компаний 1520». Ободовский к тому же занимал пост генерального директора данной организации. «Группа компаний 1520» выиграла конкурс на электрификацию Восточного полигона стоимостью около 28 млрд. рублей. Всего же до 2018 года планировалось выделить на реконструкцию БАМа еще 562 млрд. рублей.

Уход Якунина

В 2015 году в Швейцарии скончался Андрей Викторович Крапивин. Умер он при весьма таинственных обстоятельствах, неожиданно для всех у него случился острый отек печени – гепатомегалия. При этом вскрытия тела не проводилось. Спустя буквально несколько месяцев в отставку был отправлен Владимир Якунин, для которого смерть ключевой фигуры в выстроенных им схемах перед предстоящим аудитом госкомпании стала весьма «своевременной».

Уход «непотопляемого» железнодорожника связывали не только с принятием его сыном британского подданства и политическими амбициями самого Владимира Ивановича, но и с колоссальной растратой бюджетных средств. Новым главой Российских железных дорог стал первый заместитель министра транспорта Олег Белозеров, который и был призван провести ревизию деятельности монополиста. Как следствие под ударом оказались «Бамстроймеханизация» и «Росжелдорпроект». На замену Rрапивинской команде стал претендовать сын близкого Белозерову олигарха — Игорь Ротенберг.

Олег Белозеров

Началась борьба за огромную оффшорную империю покойного. Одним из главных претендентов на нее стал и Сергей Липатов. Однако Сергей Владимирович без своих покровителей и сам стал стремительно терять позиции, а спустя несколько лет попал под подозрение в хищении денежных средств из «Межтрастбанка». Другой партнер Крапивина Ушерович совместно с членом совета директоров банка «Новое время» Иваном Станкевичем был вызван на допрос в следственный комитет. По версии следствия, именно по их распоряжению четыре банка выдавали крупные суммы валюты в упаковке ФРС США полковнику ГУЭБиПК . И хотя Ушерович пока что проходит в деле лишь в качестве свидетеля, он предпочел скрыться за границей и на данный момент занимается оформлением гражданства на Кипре.

Однако Алексей Андреевич не оставил надежды закрепиться и при новом руководстве Российских железных дорог. В его «Объединенной строительной компании 1520» был сменен генеральный директор, которым стал некто Сергей Клевакин. Примечательно, что ранее Клевакин возглавлял компанию «Форатек ЭТС», которая после смены власти РЖД стала получать подряды от железнодорожного монополиста на более крупные суммы, чем ранее. В связи с этим возникли предположения, что Алексей Крапивин нашел общий язык с новыми выгодоприобретателями. Позже возникли сообщения и о том, что группа компаний 1520, собирается купить долю в «ФСК Мостоотряде-47», строившем железную дорогу в обход Украины.

То, что Алексей Крапивин выбрал правильную стратегию, говорил тот факт, что в 2018 году в составленном российским Forbes рейтинге «Королей госзаказа» он оказался на первом месте в компании Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. По подсчетам журнала, на данный момент «ОСК 1520» и «Росжелдорпроект» располагают подрядами на общую сумму в 218 млрд рублей. Однако же фигура Крапивина может лишь номинально возглавлять пирамиду государственных заказов, а фактически в ней уже идет процесс смены бенефициаров.

Алексей Андреевич Крапивин является «достойным» продолжателем дела своего отца, который сумел выстроить целую оффшорную империю. Крапивин-старший, пользуясь своим близким знакомством с Владимиром Якуниным, проводил через свои компании и банки самые крупные подряды Российских железных дорог.

После смерти отца и смены руководства РЖД Алексей Крапивин сумел сохранить выстроенные схемы, хотя, возможно, что их бенефициарами стали уже другие люди. Тем не менее, на сегодняшний день Алексей Крапивин продолжает считаться крупнейшим подрядчиком РЖД. Это доказывает, что перемены в государственной монополии так и не привели к искоренению ее громадной коррупционной составляющей.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...