Что такое цветопроба. Цветопроба в цифровую эру

Внимание!

Предлагаем вам услуги по изготовлению ЦИФРОВОЙ ЦВЕТОПРОБЫ .

Наши цветопробы являются КОНТРАКТНЫМИ — т.е. полностью соответствующими международным стандартам (в частности ISO 12647-7 — ЕВРОПЕЙСКОМУ СТАНДАРТУ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ), сертифицированы институтом FOGRA и изготавливаются со строжайшим соблюдением соответствующих технологических норм. Такие цветопробы принимаются в качестве контрактных всеми типографиями и рекламными агентствами, работающими по стандартам ISO.

Цены на изготовление цифровой цветопробы

* из програм: QuarkXPress, Adobe InDesign, Illustrator, Photoshop, PageMaker, CorelDraw и других. На MAC и PC.

Изготовление аналоговой цветопробы

  • Аналоговая цветопроба Kodak Polichrome Graphics MatchPrint — общепризнанный эталон цветопробы.
  • Контрактная цветопроба — принимается всеми типографиями, соответствующими стандартам ISO.
  • Формат цветопробы — A3+.
  • Изготовление цветопробы с выводом пленок из файлов заказчика или с готовых пленок.
  • Глянцевый или матовый отпечаток.
  • При необходимости — дополнительные цвета.

Аналоговая цветопроба — это единственный надежный способ проверить качество допечатной подготовки до получения сигнальных экземпляров.

Допечатные процессы с каждым годом становятся все более относительными. На каждом этапе существует масса возможностей сделать критическую ошибку и, что самое неприятное, — этого никто не заметит.
Цветокоррекция сделана неправильно, использован совершенно неподходящий профиль цветоделения, но никто не обращает на это внимания, поскольку профиль встроен в файл и все выглядит на экране монитора нормально. Да и сам этот монитор неизвестно кем и как откалиброван. Файл отправляется на CTP, которое также работает под созданным неким «умельцем» профилем. Результат — совершенно неожиданные цвета в тираже. Цифровая цветопроба — это, в некотором роде самообман. Ее изготовление основано на совершенно иных физических процессах, нежели офсетная печать, которую она пытается имитировать с помощью все тех же, неизвестно кем и как построенных профилей. Даже, если калибрация цифровой цветопробы выполнена правильно, то есть ее отпечаток по цветам относительно, в пределах достаточно больших допусков, похож на то, что потом выйдет в печати, этот отпечаток не даст вам представления о влиянии растрирования на изображение, муаре и т.д.

В отличии от цифровой, аналоговая цветопроба — это, практически, абсолютный способ проверить, что получится в печати. Аналоговая цветопроба не требует построения профилей. Калибрация аналоговой цветопробы, а правильнее сказать настройка, производится без использования каких бы то ни было приборов, а следовательно, без дополнительных погрешностей. Качество этой настройки легко проверить по композитной серой плашке на самой цветопробе. Соответствие аналоговой цветопробы офсетному отпечатку гарантируется самими расходными материалами — красителями, которые точно соответствуют типографским краскам.

Цветопроба – это важный элемент предпечатного процесса. Она позволяет заказчику наглядно определить, каким будет результат печати.

Для того, чтобы цветопроба была максимально точной, требуется специальное оборудование и соблюдение единого европейского стандарта под номером ISO 12647-7. Компания «Репроцентр АТАК» выполнит для вас цветопробу на современной технике и с соблюдением всех тонкостей ISO.

Если вы не уверены, нужна ли вам услуга цветопробы, то давайте ознакомимся с теоретической и практической частью этого процесса.

Что такое цветопроба и зачем она нужна?

Цветопроба – это распечатка фрагмента будущего тиража, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в вашем заказе. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.

Распечатка представляет собой лист любого формата (его выбираете вы), на который наносятся изображение и цветовая палитра. Заказчик может выбрать свой «идеал» цветопередачи, под который подгоняются все оттенки.

Чтобы документ полностью соответствовал тому, что вы получите после печати тиража, нужно использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы берётся бумага высокого качества и плотности, типографская краска применяется та же, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Без цветопробы можно обойтись, но в этом случае вы идёте на большой риск. Изображение на мониторе компьютера или после печати на обычном принтере не всегда совпадает с тем, что получится на выходе из типографии.

Профессиональное оборудование более точно передаёт цвета и их оттенки, нежели домашние устройства. Множество нюансов, которые не были соблюдены на предпечатном этапе, могут привести к порче всего тиража.

Например, одна из самых частых проблем – это недостаточная яркость картинки. На компьютере всё смотрелось красиво и сочно, а на выходе получилась тусклая обложка с нехваткой контрастов. А иногда цвета замещают друг друга из-за программных особенностей – зелёный становится красным, синий – жёлтым, а тираж уход в мусорное ведро.

Избежать этого легко – сделать цветопробу. На распечатке отчётливо видны все цветовые недоработки или их отсутствие. Если вас не устроят оттенки, то их легко исправить на компьютере.

Мы рекомендуем вам обязательно делать цветопробу перед релизом тиража. Даже если вы уверены, что все макеты настроены правильно, подстраховать себя не будет лишним. Выделим основные причины необходимости документа:

  1. Для заказчика. Вы получаете наглядное изображение того, как будет выглядеть тираж после печати. Если вас не устраивает какой-то цвет или оттенок, то его можно подкорректировать в макете.
  2. Вы экономите деньги и время. Ведь после итоговой печати уже ничего нельзя изменить.
  3. Для печатника. Перед вами всегда будет идеал цветопередачи, одобренный заказчиком. Цветопроба – это отличный ориентир для издания всего тиража.
  4. На распечатке видны все недоработки и артефакты. Выявив их на предпечатном этапе, типография не испортит готовую продукцию.

Стандартизация в полиграфии. Что такое ISO 12647-7?

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам. В своей работы мы пользуемся международной стандартизацией ISO 12647-7. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

В России используется европейский стандарт с соответствующей моделью цветопередачи. Для цветопробы мы используем обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

Первое, что должно быть на такой распечатке – это контрольная шкала цветов, которая соответствует характеристикам Ugra/FOGRA MediaWedge. Также для контрактной цветопробы характерны определённые проценты отклонения базовых цветов, полей и тонов.

Эти жёсткие условия необходимы для того, чтобы цветопроба могла стать эталоном цвета, по которому в дальнейшем будет выпущен весь тираж. Отклонения от нормы могут привести к неправильной передаче тонов и контрастов.

Контрактный вид документа подразумевает его использование в типографии без подтверждения на то заказчика. В противном случае для ориентирования на неконтрактную цветопробу требуется письменное разрешение.

Именно поэтому данная распечатка является официальным документом, а её характеристики и использование регламентируются договором. Наша компания создаст для вас наиболее качественные контрактные цветопробы, которые станут основой для типографской печати.

Виды цветопробы. Цифровая цветопроба

Самый недорогой и быстрый вид цветопробы – цифровой. Для неё используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки. Источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, который является эталоном цвета по желанию заказчика.

Этот тип цветопробы занимает лидирующие позиции по популярности у клиентов. Во-первых, для напечатания цифровой палитры не требуется много времени. В нашей компании вы получите распечатку в день заказа.

Второй существенный плюс – низкая стоимость по сравнению с другими видами. Для оттиска документа требуется только типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски. Весь процесс не требует больших ресурсозатрат и сопоставим с печатью на обычном принтере.

Цифровая цветопроба может быть неконтрактной или контрактной, как пожелает клиент. При такой печати изображение легко откалибровать. Возможны детальные настройки цвета, так как цветоподача регулируется прямо во время процесса печати.

Минусы цифрового типа связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах, которые есть в компании «Репроцентр АТАК». Ещё один недостаток – это невозможность воспроизвести растровую точку. Но в большинстве случаев цифровой печати достаточно для определения эталона цвета и для выпуска качественного тиража.

Другие виды цветопробы

Самый быстрый вид цветопробы – экранный. Для него не требуется печать, поэтому материальные затраты невелики. В данном типе цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства. Основное требование к экрану – точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов.

Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени. Она хороша для предварительной корректировки цветопередачи, но специалисты редко используют её в профессиональной полиграфии.

Каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов. Не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати. Экранная цветопроба может использоваться в любительской полиграфии, когда нужно самостоятельно откалибровать цвета.

Ещё один минус – несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK-цвета, тогда как электронное изображение представлено в RGB.

Выделяют также аналоговую цветопробу. Она осуществляется путём нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу. Этот вид позволяет точно определить появление мануаров. Аналоговая печать цвета частично воспроизводит растровую точку.

Минусов у такой цветопробы немало. Во-первых, передача цвета очень приблизительна, поэтому взять этот тип за эталон цвета не получится. Во-вторых, невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу. А изготовление этого вида занимает много времени и требует немалых затрат.

Но аналоговая цветопроба – этомаркер качества печати тиража, так как позволяет точно выявить все артефакты.

Что выбрать?

Сейчас аналоговый тип постепенно замещается цифровым. Мы не рассматриваем экранный вид, так как в профессиональной полиграфии он практически не применяется.

  • Первое – скорость. Аналоговая цветопроба изготовляется в несколько этапов и весь процесс занимает несколько дней. Цифровой тип вы получите уже в день обращения. Мы гарантируем вам самые быстрые сроки.
  • Второе – цена. Цифровая цветопроба признана самой недорогой. Для неё нужна лишь печатная бумага требуемого формата, типографские краски и профессиональный принтер. Для аналоговой печати потребуется множество дорогостоящих компонентов.
  • Третье – качество. Благодаря нашему высококлассному оборудованию качество передачи цвета при цифровой цветопробе значительно превосходит аналоговый тип. А для профессиональной печати мы создадим контрактную цветопробу.

Обращайтесь в «Репроцентр АТАК»!

Цветопроба – это твёрдая копия изображения, дающая понятие о цвете печатного оттиска. Существует несколько способов получения цветопроб . Наиболее распространены:

  • цифровая цветопроба (изготавливается на калибруемых струйных принтерах см. рис. 1);
  • офсетная цветопроба , цветопроба полученная на пробопечатном станке;
  • аналоговая цветопроба изготовленная, например, по технологии Kodak Polichrome Graphics MatchPrint (рис.2).

К настоящему времени в полиграфическом производстве аналоговые цветопробы и офсетные цветопробы практически полностью вытеснены с рынка цифровыми цветопробами , т.к. цифровая цветопроба показывает хорошую цветопередачу, а её себестоимость значительно ниже конкурентов.

С точки зрения нормативной документации цветопроба это:

печатный пробный оттиск (on-press proof print): Оттиск, полученный на [офсетной печатной ] машине (тиражной или пробной печати) в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения при условии точного моделирования результатов цветовоспроизведения (цветопередачи), которые будут получены при печати тиража.

допечатный пробный оттиск (цветопроба ) (off-press proof print): Оттиск, полученный иным методом, чем с использованием [офсетной] печатной машины, в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения и при условии точного моделирования результатов, которые будут получены при печати тиража.

Для чего нужна цветопроба в полиграфическом производстве?

Ответ заложен в самом термине, состоящим из двух слов: цвет или цветопередача и проба (опробация, тест). Иными словами, цветопроба – это предсказание цветопередачи на печатном оттиске.
Однако при этом следует принимать во внимание ряд допущений (условностей). Иными словами, цветопроба не является полной копией печатного оттиска, а лишь имитирует некоторые его параметры. Или ещё конкретней, принимаются во внимание более значимые параметры и игнорируются менее значимые.

Кратко рассмотрим преимущества и недостатки изготовления различных видов цветопроб в полиграфическом производстве, не принимая во внимание их себестоимости.

Офсетная цветопроба

[+] Офсетная цветопроба наиболее близка к цветопередаче печатного оттиска при схожести настроек пробопечатной и тиражной машин (особенно если та и другая являются GRACoL-машинами). Позволяет использовать те же запечатываемые материалы (включая дизайнерские бумаги), а также применять пантоны, что и при изготовлении тиража. Более того, есть возможность получение цветопробы с тиражных печатных форм. На полученных цветопробах можно протестировать другие виды отделки, применяемые в полиграфическом производстве . Например, тиснение, вырубку, лакировку, припрессовку пленки и т.д. Офсетные цветопробы могут быть контрактными .
[–] Недостатки вытекают из достоинств пробопечатной машины. Во многом качество цветопередачи на пробопечатном станке зависит от навыков пробиста.

Подробней о GRACoL-машинах читайте в статье «Цветопередача и сквозная калибровка».

Аналоговая цветопроба

[+] Аналоговая цветопроба изготавливается с использованием комплекта цветоделённых плёнок. Частично имитирует (не эмулирует растискивания и т.п.) полиграфический растр, может предсказывать появление муара на печати.
[–] Однако не эмулирует цвет и свойства бумаги. Различают лишь матовую и глянцевую аналоговые цветопробы . К тому же основа обладает очень высокой степенью глянца, что также искажает цветопередачу. Цветопередача зависит от навыков оператора, правда в меньшей степени, чем при изготовлении офсетной цветопробы . Аналоговая цветопроба не обладает свойствами контрактности .

Цифровая цветопроба

[+] Цифровые цветопробы легко калибруются. При выводе цветопроб возможно использование различных профилей, имитирующих разнообразные сорта бумаг. Встроенный прибор замера (спектрофотометр) позволяет контролировать качество цветопередачи в реальном времени. Цифровая цветопроба может быть контрактной .
[–] Совершенно не отражает характера офсетной печати, не эмулируют растровую точку, позволяет оценить лишь цветопередачу в CMYK. Не передаёт цвета пантонов (только ориентировочно). Для просмотра цветопередачи Pantone® или иного Spot-color необхоимо делать выкраску.

ЦИФРОВЫЕ ЦВЕТОПРОБЫ

Читайте трилогию статей-обзоров о цифровых цветопробах . В статьях представлен подробный и глубокий анализ дорогущих решений от DuPont Digital Cromalin®, а также о завоевавшем популярность решении от Epson. Внимательно прочитавший обзоры слушатель поймёт, как не надо подходить к выбору полиграфического оборудования, а ещё более внимательный – поймёт, как следует выбирать дорогостоящую технику…

Нормативная база, используемая при изготовлении цветопроб

Международные стандарты налагают ряд жёстких ограничений при изготовления цветопроб , позволяющих получить правильную цветопередачу. Иными словами, организации, изготавливающие цветопробы должны придерживаться этих стандартов. Нормативы GRACoL-машины также применимы и к цветопробе . Можно говорить о GRACoL-цветопробе . GRACoL-цветопробы могут быть контрактными .
В этой статье будет рассмотрена нормативная база изготовления цветопроб , а также практика её применения при изготовлении цифровых цветопроб на полиграфическом производстве.

Чтобы нормализовать информационный обмен, ИСО 12647-1 устанавливает полный набор параметров, значения которых должны быть, как минимум, оговорены, когда заказывают допечатную работу, результатом которой является цифровой файл или комплект цветоделенных фотоформ, сопровождаемых цветопробой . ИСО 12647-1 касается только определений, общих требований, регламента отчетности и методов измерений.

Все измерения производятся специальными приборами колориметрами или спектрофотометрами по утверждённой методике.

Необходимо отметить, что некоторые системы цветопробы воспроизводят изображения без применения растрирования*. В этом случае пробный оттиск не предсказывает такие дефекты, как муар, который может быть вызван взаимодействием периодических структур изображения и растра, используемого в тиражной печати.

* Это относится к цифровой цветопробе , аналоговая и офсетная цветопробы таким недостатком не обладают.

Так как пробный оттиск имеет принципиальное значение в согласовании допечатного процесса между заказчиком и печатником, важно, чтобы:
– пробный оттиск изготавливался в условиях по возможности наиболее точного моделирования параметров предполагаемой печати;
– тиражная офсетная печать производилась в условиях, обеспечивающих приближение оттиска к визуальным характеристикам одобренной цветопробы .

[Публикация ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]

Информация для печати должна предоставляться в CMYK или в трехкомпонентных цветовых форматах. Во всех случаях предназначенные для офсетной печати цифровые файлы или комплекты цветоделенных фотоформ должны сопровождаться цветопробой , которая имитирует предполагаемые условия печати и соответствует 4.3. Это соответствие должно подтверждаться измерением надлежащей контрольной шкалы или контрольного элемента, отпечатанного на цветопробе вместе с сюжетом.

[Публикация ГОСТ Р 54766 – 2011 (ИСО 12647-2:2004)]

Рис. 3. Шкала.

Наличие контрольных шкал необходимо на всех типах цветопроб . Встречались ситуации, когда Заказчик отрезал и выбрасывал контрольные шкалы из эстетических соображений. К сожалению для него, такая цветопроба теряет свойства контрактности и перетекает в разряд образцов цвета.
В цифровых цветопробах контроль качества осуществляется через определение цветовых характеристик контрольных полей одной из шкал Ugra/FOGRA MediaWedge (рис. 3).

Контрактная цветопроба

Важным понятием в полиграфическом производстве является понятие контрактной цветопробы . Цветопроба считается контрактной , если по отношению к ней выполняются следующие условия:

  • отклонение ΔE базовых цветов CMYK меньше 5, а ΔHue не превышает 2,5;
  • отклонение ΔE печатной основы меньше 3;
  • среднее отклонение ΔE остальных полей, включая поля баланса по-серому , не более 3, а максимальное – не превышает 6;
  • среднее отклонение ΔHue полей баланса по-серому не более 1,5;
  • среднее отклонение ΔE полей, находящихся за пределами шкалы цветового охвата , не превышает 4;
  • максимальное отклонение тоновых значений растровых полей базовых цветов CMYK не превышает 3%.

Цветопробы , не удовлетворяющие параметрам вышеприведённых условий, не могут считаться контрактными , и не утверждаются Исполнителем как эталон цвета на полиграфическом производстве .
Цветопробы , изготовленные в типографии автоматически признаются контрактными .
Применение цветопробы , которая не является контрактной , а также образцов и ориентиров цвета на полиграфическом производстве возможно только при непосредственном присутствии представителя Заказчика на печати (приладке) и утверждения им подписного листа. В противном случае, печать осуществляется по действующим внутренним Денситометрическим показателямпечати в соответствии с требованиями последней редакцией ISO 12647-2:2007.

Важно отметить, что срок годности цифровой цветопробы не превышает одного месяца при надлежащем хранении. В противном случае цветопередача может существенно исказиться.

Метамеризм цветопробы

За математическими характеристиками цветопробы не стоит забывать о её основном предназначении – показать цветопередачу тиражного оттиска до начала печати. Однако из-за особенностей технологии изготовления цифровых цветопроб о правильном восприятии цвета можно говорить лишь при соблюдении ряда условий, описанных международным стандартом ISO 3664-2:2000. Сюда входят понятие нормированного света, а также условия просмотра и сравнения цветопробы и печатного оттиска. Подробно об этом рассказано в статье «Цветопередача или цвет в полиграфическом производстве «. Дело в том, что цветопробам присущ эффект метамеризма . Суть метамеризма в том, что при нормированном освещениицветопроба может быть идентична по цвету с печатным оттиском, а при искусственном освещении (например, в офисе) цвета могут существенно отличаться. Эффект метамеризма особенно присущ аналоговым и цифровым цветопробам . Офсетные цветопробы не подвержены этому эффекту, т.к. технология изготовления офсетной цветопробы полностью соответствует процессу офсетной печати.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ КРАСКИ

Читайте серию больших статей про полиграфические краски . В статьях отражены особенности технологии печати, а также предпечатной подготовки макетов для 3-х основных групп полиграфических красок: масляных; фолиевых; уф-отверждаемых…

Дуализм цветопробы

Дуализм цветопробы – это интуиция, вытекающая из понимания полиграфического производства и роли цветопробы в нём. В чём проявляется дуализм цветопробы? С одной стороны цветопроба предсказывает цветопередачу тиражного оттиска, а с другой – она задаётцветопередачу тиража. Вторая её функция вытекает из того обстоятельства, что цветопроба является эталоном цвета в полиграфическом производстве. В отсутствие цветопробы получить идентичный цвет, пользуясь денситометрическими нормами печати невозможно. Иными словами, если отпечатать тираж по денситометрическим нормам печати, а затем вывестиконтрактную цветопробу и сравнить её с тиражными оттисками, то цветопередача будет существенно отличаться.

Как использовать контрактную цветопробу в качестве эталона цвета?

Для этого подписной лист должен соответствовать цветопробе как по визуальной цветопередаче, так и по значениям координат в цветовом пространстве CIE L*a*b для плашек, напечатанных триадными красками согласно ISO 12647-2:2007 (см. таблицу 1).

1) Условия измерений согласно ISO 13655 (исключения: белая подложка), D50, угол обзора 2°, 0/45 или 45/0, без фильтра.
2) Расчёт светового различия ΔЕ осуществляется по формуле Delta E CIE 1976.

Типография "Парадиз" предлагает вам услугу цифровой цветопробы .

Мы печатаем изображение на струйном плоттере Epson SureColor P5000 с высоким разрешением, на специальной бумаге, с использованием профиля печатного устройства и профиля печатного процесса, обеспечивающих максимальное соответствие цветопробы имитируемым условиям печати.

По умолчанию мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39) - это листовая офсетная печать на бумагах 1 или 2 типа, т.е. глянцевая или матовая мелованная бумага плотностью 250 г/м2, с использованием позитивных пластин, с регулярным растрированием 150 dpi, с плотностями и растискиванием в соответствии с ISO 12647-2:2004.

Возможно использование профилей других печатных процессов, как стандартных ISO, так и любых нестандартных профилей заказчика.

Контрольные измерения шкал, помещаемых на пробу, производятся с помощью спектрофотометра GretagMacbeth i1 Pro (Eye-One Pro). Затем вычисляются отклонения измеренных на пробе значений цвета. После этого делается заключение о соответствии цветопробы стандарту ISO 12647-7.

Стоимость цифровой цветопробы (руб.)

Формат А4 (210х297) А3 (297х420) А2 (420х596)
Стоимость 500 1000 1500

Как заказать цветопробу

  1. Предоставляете технические требования типографии (Профиль icc), по умолчанию идет ISO Coated v2 (FOGRA39) с регулярным растрированием 150 dpi.
  2. Связываетесь с нами через сайт или по телефону, делаете заказ и оплачиваете счет.
  3. Присылаете ссылку на файл или присылаете его по электронной почте.
  4. Получаете готовую цветопробу с помощью курьера или самовывозом.
  5. При получении цветопробы, не забудьте предоставить доверенность, если оплата производилась по безналичному расчету.

Важной составляющей при работе с цветопробой является наличие правильного освещения.

Очень часто два одинаковых образца цвета могут восприниматься по разномув различных условиях. Такое явление называется - метамеризм состояния. Метамеризм, термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.). Различают 4 основных вида метамеризма:

  • метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;
  • метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;
  • метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;
  • метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок. Рассмотрим подробнее на примере разных источников света.

Источники света в полиграфии.

При измерениях цвета, при необходимости точной оценки цвета, при воспроизведении того или иного цвета используют стандартные источники излучения.

Наиболее часто используют источники со следующими стандартными цветовыми температурами:

  • 2800К - газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью (лампы тёплого белого света ЛТБ 100W). В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.
  • 4800К - ксеноновая дуговая лампа (нейтральный белый). Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету. При освещении этими лампами, восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении.
  • 5000К - утреннее Солнце
  • 6500К - близок к полуденному солнечному свету(характеристики данного освещенияпозволяют применять его в условиях с высокими требованиями к цветоразличению)
  • 7500К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба (холодный белый,содержит большую долю синей части спектра, т.е. подчеркивают синие цвета, делая серее теплые оттенки).

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500К: от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник цветовой температурой 6500К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама - не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители).

Также дело обстоит и с различными по химическому составу красками. Из-за отличающихся характеристик спектрального поглощения пигментов красок возникает изменение цвета(метамеризм) печатного оттиска. То есть, когда для сравнения берутся два образца напечатанные одним видом краски, то неважно, при каком освещении мы это будем делать, так как спектральные характеристики бумаг и красок примерно одинаковы. Восприятие же образцов напечатанных различным способом (цифровая цветопроба и офсетный оттиск) из-за значительного различия в характеристиках спектрального характера, будет значительно зависеть от выбранного освещения. Это же применимо к сравнению офсетных оттисков и веерных образцов Pantone.

Как видно из вышеперечисленного, минимальным условием для работы с цветопробой (правильное восприятие цвета) необходим либо дневной свет, либо лампы освещения близкие к «правильной» цветовой температуре, так как прочие источники искажают восприятие. Оптимальное, но более специализированное решение – просмотровый стол с калиброванными лампами нормированного света CIE (колориметрический стандарт наблюдателя)для обеспечения правильной цветовой температуры и интенсивности освещения по ISO (стандарт, описывающий методы измерений и испытаний в полиграфии) для грамотного сравнения офсетного оттиска и цифровой цветопробы. Эти условия желательно соблюдать не только в процессе изготовления цветопробы, но и на территории заказчика.

Если исходить из того, что цветопроба должна быть не просто красивой, яркой, высокоглянцевой картинкой, а должна максимально имитировать реальный процесс офсетной печати, то следует признать, что в настоящее время только прямая цифровая цветопроба может претендовать на роль контрактной.

Современная цифровая цветопроба -- это не просто отпечаток на принтере той или иной конструкции. Для ее изготовления необходим целый комплекс, включающий печатное устройство, измерительное оборудование, серьезное программное обеспечение и, что немаловажно -- высококвалифицированных специалистов.

Наиболее открытыми и доступными на сегодняшний день являются цветопробные комплексы для получения полутоновой пробы, базирующиеся на многоцветных струйных принтерах, а также программном обеспечении, включающем специальный RIP и профилировщик, и, конечно, приборах для измерения цвета -- спектрофотометрах. Уменьшенный размер капли, повышенное разрешение, улучшенные чернила с широким цветовым охватом и средства управления цветом существенно повысили качество изображений, полученных на самых распространенных принтерах для цветопробы -- устройствах Epson.

Но всё же чаще сегодня ставка делается не на специальное цветопробное «железо», а на программное обеспечение. И тут безусловными лидерами являются решения от CGS, GMG и ColorGate.

Главное преимущество цифровой цветопробы -- она не требует изготовления фотоформ, значительно быстрее в изготовлении и дешевле аналоговой, а по цене сопоставима с выводом самих фотоформ. За счет широкого цветового охвата она имеет возможность имитировать практически любой процесс офсетной печати разными красками и на любых материалах, эмулируемых с помощью профилей. Кроме того, у цифровой цветопробы есть еще один важный плюс -- в ней можно менять все установки, так что процесс моделирования ограничивается только фантазией пользователя. При необходимости возможно даже имитировать пробопечатные оттиски аналоговых систем.

При линеаризации пробопечатного комплекса возможна настройка как на классический офсетный печатный процесс, так и на имитацию печати пантонами или многоканального растрового изображения. Последнее достигается за счет получения наиболее широкого цветового охвата, в частности, за счет максимальной подачи чернил при соответствующей адаптации RIP.

Цветопробные комплексы последнего поколения дают возможность получать среднее цветовое различие Е менее 1,5. Помимо колориметрического, очень высокие результаты дает и визуальный тест. Это говорит о том, что на сегодняшний день существует возможность почти идеально имитировать средствами цифровой струйной печати печать офсетную. То есть напечатанная на офсетной машине тестовая карта почти безупречно может быть воспроизведена на цифровом отпечатке.

К сожалению, и более прогрессивная цифровая цветопроба не в состоянии учесть всю специфику офсетной печати. Одной из таких непреодолимых на сегодняшний день трудностей является влияние сюжета на плотность краски в раз-ных местах печатного листа. Следует констатировать, что в классической офсетной печати существует взаимовлияние цветопередачи различных точек изображения по площади печатного листа друг на друга. Практически любая из выпускаемых печатных машин, работающих по технологии традиционного офсета, не в состоянии обеспечить одинаковые условия печати по всей площади оттиска. Она также не может сохранить линейность передачи тона в случае резкого изменения краскоподачи при воспроизведении красочных полей разной площади. В настоящее время даже не существует каких-либо нормативов на возможные цветовые отличия в начале и конце печатного листа.

Важным свойством любой современной цветопробы является необходимость ее воспроизводимой сертификации. Даже если использованы качественные расходные материалы, программное и аппаратное обеспечение, не исключено отклонение цвета из-за множества причин. Более того, даже изначально точная проба может выцвести от неправильного хранения или с течением времени. Для решения проблемы компания FOGRA (и не только) разработала специальные шкалы, сопровождаемые таблицами максимально допустимых отклонений каждого элемента от номинала. Такая шкала является обязательным элементом цветопробы. Промер шкалы с помощью спектрофотометра (вручную или автоматически специальной программой) позволяет однозначно отличить цветопробу и просто цветной отпечаток. Очевидно, что это может разрешить и предотвратить много конфликтных ситуаций.

Итак, возможности цифровой цветопробы обширны. Благодаря этому сегодня получение точной и объективно контролируемой цветопробы доступно практически любой типографии. Но следует помнить, что перед цветопробой не ставится задача отображать каждую растровую точку -- она должна корректно воспроизводить общее визуальное и цветовое восприятие печатного оттиска.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...