Список литературы по психологии управления образованием. Основы психологии управления

Нельзя приступать к переплетным или реставрационным работам, не зная, как устроена книга. Возьмите в руки хорошо выполненную книгу (рис. 1) и осмотрите ее внимательно. Внешнюю одежду книги составлявляет суперобложка, надеваемая поверх переплета и удерживаемая на нем при помощи клапанов. Как правило, суперобложка выполняется из бумаги или синтетических материалов и несет на себе дополнительную текстовую или изобразительную информацию о данной книге. Назначение суперобложки - чисто декоративное, но иногда она служит и для защиты переплетных крышек от загрязнения и разрушения.

Переплетные крышки и корешок переплетa книги оклеены снаружи прочным покровным материалом: на лицевой крышке переплета - художественная отделка, зависящая от назначения данной книги. Корешок переплета также часто несет на себе элементы художественного и графического оформления книги.

Как правило, края переплета выступают за пределы книжного блока. Эти выступающие часто переплета называются кантами. Beрхнюю и нижнюю части корешки книжного блока украшают кромки каптала - соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей листы книга, защищающей внутреннюю часть блока от проникновения в нее пыли, скрывающей следы обработки внутренней части книжного блока от постороннего глаза, а также придающей книге опрятность и привлекательность.

Рис. 1. Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 - рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клапан суперобложки; 11 - форзац; 12 - фронтиспис; 13 - титульный лист


Шелковая ленточка-закладка (ляссее), цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею: закладка - верное средство избавиться от «невинной» привычки загибать углы книжных листов, а ведь загиб на бумажном листе, что зарубка на дереве, - один вред и ничего больше.

Попробуем открыть верхнюю крышку переплета. Это удается довольно легко, и способствует этой легкости шарнир или рубчик между переплетной крышкой и корешком переплета.

Если рубчик - внешняя часть шарнира, то внутреннюю его часть образует сгиб двойного листа бумаги или иного гибкого и прочного материала, одна половина которого свободна, а другая приклеена к внутренней стороне переплетной крышки. Это - форзац. Иногда форзацы книги бывают художественно оформленными.

Ну а что там, за форзацем?..

В большинстве современных книг за ним прячется титульный лист, на котором, помимо имени автора и названия книги, приводятся сведения об издательстве и дате выпуска в свет книги. Иногда перед титульным листом можно встретить своего рода «фасадную» страницу - фронтиспис.

Лист с фронтисписом обычно вклеивается перед титулом, по ипогля и перед начальной страницей. Печатается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сортa по сравнению с бумагой книжного блока. На нем помещаются портреты автора или героев книги, ключевые иллюстрации к тексту.

И наконец, на внутренней стороне лицевой крышки переплета книги можно встретить экслибрис - книжный знак владельца библиотеки. Обычно он выполняется в виде отдельно наклеиваемой этикетки, реже в виде оттиска с гравированного изображения на внутренней стороне форзаца.

Итак, мы познакомились с внешней стороной книжного переплета. Интересно заглянуть и внутрь его. Думается, что это легче всего сделать, если в ваши руки попала книга-ветеран, нуждающаяся в переплете и реставрации. Специально препарировать книгу для изучения ее «анатомии», конечно, не стоит.


Рис. 2. Переплетная крышка: 1 - картонная сторонка; 2 - отстав; 3 - корешок; 4 - рубчик; 5 - покровный материал


На рис. 2 показан так называемый составной переплет книги. Две картонные сторонки (крышки переплета) соединены со стороны корешковой части полоской переплетного материала. Из такого же материала выполнена и отделка уголков крышек. Средние части крышек переплета оклеены материалом, гармонирующим с материалом корешка. Жёсткость и упругость корешковой части переплета обеспечиваются отставом, вклеенным таким образом, чтобы зазоры между его краями и внутренними краями крышек (шпации) сделали возможным создание рубчика-шарнира переплета книги.

Книжный блок по корешку укреплен марлей; верхняя и нижняя части корешка оклеены капталом (рис. 3).

Края марли, заходящие на верхний и нижний форзацы книги, обеспечивают надежное закрепление книжного блока в переплете и увеличивают прочность шарниров переплетных крышек.


Рис. 3. Книжный блок: 1 - форзац;. 2 - передний обрез блока; 3 - нижний обрез блока; 4 - каптал; 5 - марля; 6 - верхний обрез блока; В - ширина блока; L - длина блока (высота); Н - толщина блока


В старину обрезы книжного блока золотили. Чаще только верхний обрез (головку), реже - головку и боковой обрез (передок), богаче всех выглядели книги с позолотой на всех трех обрезах блока - на головке, передке и на хвосте (нижнем обрезе). В массовых современных изданиях обрезы иногда окрашивают, но обычно закраска обрезов книжного блока не производится. Следует отметить, что окраска обрезов, помимо чисто эстетической стороны, предохраняет страницы книг от злейшего врага - пыли.

Теперь, когда мы в общих чертах ознакомились с «анатомией» книги и с назначением ее конструктивных элементов, уделим внимание такому важному вопросу, как хранение книг и уход за ними.

Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо», «грамота». Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой.

Элементы книги

Издание небольшого объема (до 48 страниц), рассчитанное на недлительный срок пользования, представляющее собой скрепленный и обрезанный с трех сторон блок, заключенный в мягкую обложку, называют брошюрой.

Таким образом, каждая книга «собрана» из трех основных частей, которые в свою очередь состоят из ряда деталей, имеющих определенное назначение.

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, - передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, - верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).

Книжный блок

Расстояние от верхнего до нижнего обреза называется длиной или высотой блока, от корешка до переднего обреза - шириной, а от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради - толщиной блока.

Тетради, из которых на полиграфических предприятиях составляют книжные блоки, получают фальцовкой листов-оттисков. На каждом из таких листов имеются определенные обозначения, которые облегчают выполнение последующих технологических операций.

В зависимости от предполагаемого числа сгибов листа при фальцовке (1, 2, 3, 4) на нем размещают определенное число полос (4, 8, 16, 32). Полосой называется запечатанная площадь страницы какого-либо издания. Каждая такая полоса имеет порядковый номер, который называется колонцифрой и в готовой книге обозначает страницу.

Дополнительные печатные элементы

Для правильного проведения брошюровочно-переплет-ных процессов каждый лист (тетрадь книжного блока) снабжен дополнительными печатными элементами. Цифра, стоящая на первой странице тетради (за исключением первой) в левом нижнем углу, обозначает ее порядковый номер и называется главной сигнатурой. На третьей странице тетради также слева под текстом ставится дополнительная сигнатура - цифра со звездочкой, повторяющая главную сигнатуру.

Рядом с главной сигнатурой ставится норма - фамилия автора, название книги или просто номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого заказа. Кроме того, на корешковую часть каждой тетради наносят специальные контрольные метки: потетрадные и позаказные.

Потетрадные на каждой последующей тетради располагаются со смещением по корешку на 3-3,5 мм и при правильной комплектовке блока образуют одну или две «лесенки» с равномерным чередованием ступенек; позаказные метки у всех тетрадей удалены на одинаковое расстояние от верхнего обреза и образуют на корешке блока поперечную полосу.

К корешковому краю первой и последней тетради книжного блока прикрепляют клеем или нитками сложенный пополам (по размеру тетради) лист плотной бумаги - форзац. К форзацу или прикрепленной к нему для большей прочности полоске ткаки или бумаги, называемой слизурой, приклеивают концы марли либо шнуров, тесьмы, на которых сшиваются тетради в книжный блок.

Наружными сторонками форзацы впоследствии приклеивают к внутренним сторонкам крышек, тем самым скрепляя блок с крышкой. По конструкции форзацы делятся на цельнобумажные и составные, по методу крепления к тетрадям - на приклейные, прошивные, пришивные и накидные. Для более надежного скрепления тетрадей и украшения книги с обоих концов корешка блока приклеивают каптал.

Переплетная крышка

Переплетная крышка предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. По своей конструкции переплетные крышки делятся на цельнокрытые и составные.

Цельнокрытые покрывают целиком переплетным материалом (ледерин, коленкор, различные текстильные ткани, кожа, бумага и др.), а у составных корешки (а иногда и уголки) изготовляют из прочных материалов, а картонные сторонки покрывают тканью или, чаще, бумагой.

Суперобложка защищает переплет от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. Суперобложка выполняет также художественные и рекламные функции.

Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев, каптала и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Их покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.

Процессы формирования из отдельных листов-оттисков книжного блока и его скрепления называются брошюровочными. Процессы, связанные с изготовлением и отделкой переплетных крышек, с обработкой книжного блока, вставкой его в крышку, отделкой готовой книги, - переплетными.

- это специальное прочное покрытие книги, защищающее листы книги и повышающее их долговечность. В то же время, он представляет собой один из элементов оформления и характеризует книгу. Существуют следующие виды переплета:


Твёрдый переплёт

При данном виде переплёта книжный блок помещается в переплетную крышку. Книжный блок формируется путем сгибания отпечатанных листов, которые обычно собираются тетрадками по 8 шт. Эти тетради впоследствии сшиваются между собой нитью и подгоняются под нужный формат путём обрезки. Готовый книжный блок помещается в переплетную крышку. Переплетная крышка представляет собой листы картона, которые оклеены предварительно переплетенным материалом (балакроном, ламинированной бумагой). Объединение книжного блока и переплетной крышки осуществляется с помощью форзаца. Самые распространённые виды твёрдого переплёта - это 7БЦ и 7Б.


Переплет 7БЦ (целлофанированный)

В качестве бумажной обложки при данном виде переплета используется ламинированая матовая либо же глянцевая полимерная плёнка. Матовая ламинация чаще обходится дороже нежели глянцевая и зависит от выбора припрессовки, что в свою определяется дизайнерским замыслом. Стандартом является использование полимерной пленки равной 32 микронам. Для оформления 7БЦ переплёта используются методы цифровой и офсетной печати.


Переплет 7Б

В отличие от 7БЦ переплета здесь вместо полимерной пленки в качестве переплетного материала используются бумвинил, ткань, кожа. А картон переплётной крышки подвергается кашировке данными материалами. Изображения при переплете 7Б тиснятся с помощью специального штампа и фольги золотого или же серебрянного цветов. Для этого используются спциальные методы конгрева и тиснения.


Мягкий переплет

Данный вид переплета используется при производстве книг с мягкой обложкой. При этом страницы в книжном блоке могут формироваться тетрадками (как про твердом переплете) или же составляться в подбор. В первом варианте получается книга с ниткошвейным, т.е. прошитым нитками, внутренним блоком, а во втором - производится бесшвейное соединение со внутренним блоком на клеевой основе (КБС). Изготовление книг в мягком переплете со скреплением нитками несколько повышает себестоимость издания, но значительно повышает его долговечность и удобство для читателя .

Клеевое бесшвейное соединение (КБС)

При данном методе переплета книжный блок прикрепляется к обложке методом склеивания. Для наиболее удобного и качественного проклеивания, используется торшенирование. При этом производятся поперечные подрезы на корешке блока, которые в свою очередь в процессе переплета книги заполняются клеем.


Скрепление скобой

В данном случае внутренний блок книги подвергается прошивке на 2-3 скобы, в зависимости от размера. После такой прошивки получается брошюра, похожая на школьную тетрадку. Этот метод называется скрепление "внакидку". Есть еще один метод переплета скобой - скрепление "втачку". При использовании данного метода, внешним видом издание будет походить на книгу в КБС переплете.


Скрепление на пружину

Пружинный переплет используется в большинстве случаев для переплета выставочных материалов, офисной документации и пр. В данном случае обложка издания соединяется с внутренним блоком благодаря металлической или пластиковой пружине. Для этого вдоль будущего корешка пробиваются специальные отверстия на отпечатанных листах.


Французский переплет

Французский переплет отличается широким корешком из ткани или кожи и закругленными уголками. Французская технология подразумевает исключительно ручной переплет книг (сшивание блока на шнурках), «hand made», за которым кроется трудоемкая и кропотливая работа. А потому и стоимость такого переплета намного дороже остальных видов. Используют французский переплет чаще всего для подарочных и коллекционных изданий.


Типографский переплет

Типографский переплёт книг - это классический книжный переплёт, использующийся большинством типографий в процессе печати книг. Книги в типографском переплете составляют большую часть всех книг в книжных магазинах.


Конторский переплет

Конторский переплёт - так раньше назывался вид переплёта, использовавшийся мастерами XVII-XVIII веков для изготовления амбарных книг. Особенность этого переплёта в том, что книга, переплетённая таким способом открывается на 180 градусов, что очень удобно. Нынче данный вид переплета именуется составным жестким. Для него используются тканевая окантовка блока и толстые картонные обложки, как без отделки, так и с облицовкой обложек синтетическими материалами.


Дипломный переплет

Самой простой и дешевый вид переплёта книг, используемый для переплёта дипломных работ, курсовых работ и диссертаций. Для этого используется переплёт №7 цельнокрытый. Благодаря новой технологии канального переплета дипломную работу можно переплести за несколько минут.


Интегральный переплет

Интегральный переплет внешне похож на твердый, с той лишь разницей, что переплетная крышка изготавливается из цельного куска ламинированного картона. За счет упрощения технологии производства происходит снижение себестоимости, поэтому цена интегрального переплета ниже, чем цена твердого. По долговечности и массе интегральный переплет занимает промежуточное положение между мягким и твердым переплетоми и в последнее время завоевывает все большую популярность.

Канальный переплет

  • 2. Конструкция книг в переплетной крышке
  • 2.1. Внешние элементы книжного блока
  • 2.2. Внутренние элементы книжного блока
  • 2.3. Характерные полосы издания
  • 3. Особенности конструкции изданий в обложках, брошюр и журналов, газет и листовых изданий
  • 3.1. Особенности конструкции изданий в обложках
  • 3.2. Особенности конструкции брошюр и журналов
  • 3.3. Особенности конструкции газет и листовых изданий
  • Тема 5. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов
  • 1. Классификация оригиналов для полиграфического воспроизведения
  • 2.1. Проекционное растрирование
  • 2.2. Контактное растрирование
  • 2.3. Электронное растрирование
  • 3. Общие сведения о цвете и синтезе цветов
  • 3.2. Субтрактивный синтез
  • 3.3. Синтез цвета в растровом изображении (автотипный синтез)
  • 4. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов
  • 4.1. Схема идеального трехкрасочного репродукционного процесса
  • 4.2. Особенности реального репродуцирования
  • РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ДОПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Тема 6. Технология изготовления фотоформ
  • 1. Классификация фотоформ
  • 2.1. Фоторепродукционный способ изготовления фотоформ
  • 2.2. Электронно-аналоговый способ изготовления фотоформ
  • 2.3. Электронно-цифровой способ изготовления фотоформ с использованием фотовыводного устройства (ФВУ)
  • 3. Изготовление монтажной фотоформы
  • 3.2. Спуск полос
  • 3.3. Способы изготовления монтажной фотоформы
  • Тема 7. Изготовление печатных форм
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1.1. Общие понятия
  • 1.2. Группы копировальных слоев
  • 1.3. Стадии копировального процесса
  • 2. Способы изготовления печатных форм
  • 3. Изготовление печатных форм офсетной печати
  • 3.1. Классификация печатных форм офсетной печати
  • 3.2. Изготовление монометаллических печатных форм плоской печати позитивным копированием
  • 3.3. Электрофотографический способ изготовления печатных форм офсетной печати
  • 4.1. Общие сведения
  • 4.2. Конструктивные варианты формных рекордеров
  • 4.3. Формные пластины для CtPlate
  • Тема 8. Основы печатного процесса
  • Литература
  • 1. Общие сведения о печатных материалах
  • 1.1. Печатная бумага
  • 1.2. Печатные краски
  • 2. Обобщенная технологическая схема печатного процесса
  • 3. Получение оттиска в основных видах печати
  • 3.1. Получение оттиска в высокой печати
  • 3.2. Получение оттиска в глубокой печати
  • 3.3. Получение оттиска в офсетной печати
  • 4. Давление печати
  • 5. Закрепление печатной краски на оттиске
  • 5.1. Способы закрепления красок
  • 5.2. Группы красок в зависимости от способа закрепления
  • 5.3. Дополнительные методы и средства ускорения закрепления красок
  • 7. Тиражестойкость печатных форм
  • Тема 9. Общие сведения о печатных машинах
  • 1. Общие сведения о построении печатных машин
  • 2. Основные устройства печатных машин
  • 2.1. Бумагопроводящая система
  • 2.2. Печатное устройство машин
  • 3. Построение многокрасочных печатных машин
  • 4. Классификация печатных машин
  • 5. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати
  • 5.1. Особенности машин офсетной печати
  • 5.2. Особенности машин глубокой печати
  • Тема 10. Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1. Основные понятия и определения
  • 2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке
  • 2.1. Основные элементы книжного издания
  • 2.2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления книжных изданий
  • Тема 11. Изготовление тетрадей
  • Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов
  • 1.1. Сталкивание листов
  • 1.2. Разрезка и подрезка отпечатанных листов
  • 2. Варианты фальцовки и их применение
  • 2.1. Выбор объема тетрадей
  • 2.2. Варианты фальцовки
  • 3. Механизированная фальцовка листов
  • 4. Прессование тетрадей
  • 5. Присоединение дополнительных элементов к тетрадям
  • Тема 12. Изготовление книжного блока
  • 1. Комплектовка блоков
  • 2. Способы скрепления изданий и блоков
  • 3. Обработка книжных блоков для изданий в переплетной крышке
  • 3.1. Варианты обработки книжного блока
  • 3.2. Назначение и выполнение операций обработки книжного блока
  • Литература
  • 1. Типы, конструкция, оформление и области применения
  • 1.1. Типы обложек
  • 1.2. Способы крытья обложкой
  • 1.3. Типы переплетных крышек
  • 2.1. Размер деталей обложек
  • 2.2. Размер деталей переплетных крышек
  • 3. Раскрой обложечных и переплетных материалов
  • 4. Сборка переплетных крышек
  • 4.2. Сборка составных переплетных крышек типа 5
  • 1. Вставка блоков в крышки
  • 1.1. Способы вставки блоков в крышки
  • 1.2. Принцип работы книговставочной машины
  • 2. Прессование
  • 3. Штриховка книг
  • 4. Надевание суперобложки
  • 5. Окончательный контроль полиграфического исполнения книг
  • 6. Упаковка книг
  • 7. Поточные линии, используемые при изготовлении книг
  • Тема 15. Отделка полиграфической продукции
  • 1. Укрупненная классификация способов отделки полиграфической продукции
  • 2. Нанесение покрытий на оттиски
  • 3. Имитация металлических покрытий на оттисках
  • 4. Механические способы отделки оттисков
  • Раздел 5. Общая характеристика способов печати
  • Тема 16. Специальные способы печати с использованием печатных форм
  • 1. Разновидности специальных способов печати
  • 2. Общие сведения о тампонной печати
  • 3. Общие сведения о трафаретной печати
  • 4. Общие сведения о флексографской печати
  • 4.1. Принцип печати
  • 4.2. Сильные стороны флексографии
  • 4.3. Недостатки флексопечати
  • 4.4. Характерные особенности оттисков флексографской печати
  • 1. Обзор бесконтактных технологий
  • 2. Электрофотография
  • 3. Струйная печать
  • 4. Представление о цифровой печати
  • то ее приклеивают к первой или последней странице тетради, такую иллюстрацию называют приклейкой . Иллюстрация, присоединенная к любой другой странице тетради, называется вклейкой . Дополнительные элементы, которые не приклеивают, а накидывают на тетрадь, называют накидками , а те, которые вкладывают - вкладками .

    Дробная часть листа - тетрадь, имеющая иное число страниц, чем основные тетради книжного блока; их объем (от 4 до 28 страниц) должен быть кратным четырем.

    Сложная тетрадь - это та же простая тетрадь, только к ней присоединены еще и дополнительные элементы (форзац, дробная часть листа).

    Блоки в изданиях до 80 страниц состоят из одной или нескольких тетрадей, вложенных одна в другую (комплектовка вкладкой , рис. 4-1, а), а обложка при сшивании изданий скрепляется с блоком чаще всего металлическими скобами. Блоки в более объемных изданиях комплектуются из тетрадей, накладываемых последовательно одна на другую (рис. 4-1, б), т. е. подборкой . В этом случае обложка приклеивается только к корешку блока или к корешку и частично кпервой и последней страницам блока.

    Рис. 4-1. Брошюры: а - скомплектованные вкладкой; б - скомплектованные подборкой

    2. Конструкция книг в переплетной крышке

    2.1. Внешние элементы книжного блока

    Книга в твердой переплетной крышке (рис. 4-2) рассчитана на длительный срок пользования. Она состоит из книжного блока, заключенного в переплетную крышку.

    1 - книжные тетради;

    2 - форзац;

    3 - корешковый материал;

    4 - каптал;

    5 - бумажная полоска; б - ленточка закладка (ляссе); 7 - картонная сторонка; 8 - покровный материал;

    9 - шпация (расстояние между картонными сторонками); 10 - отстав;

    11 - расстав (расстояние между картонной сторонкой и отставом); 12 - кант

    Рис. 4-2. Конструкция книжного издания в переплетной крышке:

    Б - книжный блок; К - переплетная крышка.

    К внешним элементам блока книги в переплетной крышке относятся: форзац, корешок, корешковый материал, бумажная полоска, каптал, обрезы и ленточка-закладка (ляссе).

    Форзацы (Фр, рис. 4-3, а) - это два четырехстраничных листка бумаги, один из которых прикрепляется к первой, а другой к последней тетрадям блока. Т. е. один форзац пред-

    ставляет собой лист, сфальцованный в один сгиб. Первый служит для соединения первого листа блока с передней сторонкой крышки, второй - для соединения последнего листа с задней сторонкой крышки. Кроме того, форзац является элементом художественного оформления книги и закрывает оборотную сторону переплетной крышки. Форзацы могут быть различны по конструкции и оформлению.

    С трех сторон блок обрезан, а четвертая сторона блока корешковая или корешок (Кр, рис. 4-3, а). Скреплены тетради по корешковым сгибам чаще всего нитками. В зависимости от вида оформления корешок может быть прямым (рис. 4-3, в), кругленным (рис. 4-3, г) и грибообразным (рис. 4-3, д). На корешке находится корешковый материал - марля или другой заменяющий ее материал (Км), которая выступает за пределы толщины блока и образует клапаны с каждой стороны, которые служат для скрепления блока с переплетной крышкой. Марлевые клапаны прикрывают корешковую часть форзаца. Поверх марли на корешок наклеивается бумажная полоска (Бп) и тканевая тесьма с утолщенным цветным краем - каптал (К).

    Торцевые стороны (передняя, верхняя и нижняя) книжного блока называются обрезами. Передний обрез в зависимости от формы корешка может быть прямым или вогнутым. Очень часто для улучшения художественного оформления книги и предупреждения загрязнения обрезов их закрашивают.

    Для удобства пользования книгой некоторые издания имеют ленточку-закладку. Лен- точка-закладка (Л) представляет собой тесьму, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а второй вводится внутрь блока и выходит за края нижнего обреза.

    Рис. 4-3. Конструкция книги в переплетной крышке: а - книга; б - блок;

    в - прямой корешок; г - вогнутый корешок; д - грибообразаный корешок;

    Б - книжный блок; Пк - переплетная крышка; С - суперобложка; Фр - форзац; Фн - фронтиспис; Т - титул; Кр - корешок; Л - ленточка-закладка; Км - корешковый материал; Бп - бумажная полоска; К - каптал

    2.2. Внутренние элементы книжного блока

    Кроме страниц основного текста, книжный блок содержит следующие дополнительные внутренние элементы книжного блока: титульный лист, авантитул, контртитул, лицевая страница титульного листа, оборотная страница титульного листа, шмуцтитул, фронтиспис.

    На титульном листе размещают основные выходные сведения, позволяющие отличить издание от всех прочих.

    Выходные сведения - размещенные на самых приметных местах издания (обложка, титульный лист, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные краткие сведения об издании, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его обработку в книжном магазине и библиотеке, а также читательский поиск.

    Выходные сведения содержат фамилию автора, редактора, художника, название книги, ее тираж, объем, формат и аннотацию; способ печати; наименование предприятия, где отпечатана книга и другие данные, необходимые для информации потребителя, библиографической обработки книги и статистического учета. Обычно их помещают на обороте титульного листа или на последней странице книги.

    Выходные данные - часть выходных сведений издания, включающая три элемента: 1) место выпуска издания; 2) имя издателя (название издательства); 3) год выпуска издания. Эти элементы приводятся в указанной последовательности и составляют область выходных данных библиографического описания. По ГОСТ 7.4-85 их требуется размещать в нижней части титульного листа.

    Выпускные данные - часть выходных сведений, в которой дается производст- венно-техническая характеристика издания, даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии. Состав выпускных данных книжных, периодических и продолжающихся изданий по ГОСТ 7.4-95 следующий:

    1) номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи;

    2) дата сдачи в набор (при сдаче в типографию подписанного в печать оригиналмакета опускается);

    3) дата сдачи в печать;

    4) формат издания;

    5) вид бумаги;

    6) гарнитура шрифта основного текста;

    7) основной способ печати;

    8) объем издания в печатных листах;

    9) тираж;

    10) номер заказа полиграфического предприятия;

    11) название (имя) и полный почтовый адрес издательства (издателя);

    12) название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия.

    Во многих книгах применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист Т (рис. 4-3, а), основной текст которого занимает одну страницу. В многотомных, серийных, а также особо оформленных изданиях, применяется двойной титульный лист , который, как правило, состоит из четырех страниц:

    1) авантитула - первой страницы двойного титула. На авантитуле располагается часть выходных сведений: название организации, от имени которой выпускается издание; данные серии, в которую издание входит, если издание серийное. Если таких данных нет, то либо печатают некоторые данные (автор, заглавие, название изд-ва), либо печатают издательскую марку, девиз, изображение, настраивающее читателя на нужный лад, своеобразный эпиграф к серии или книге и т. п.;

    2) контртитула - второй странице двойного титула. На нем размещают:

    либо общие для всего многотомного или серийного издания выходные сведения;

    либо выходные сведения оригинального издания выпускаемого переводного произведения, если оно впервые публикуется в переводе;

    3) лицевой страницы титульного листа - третьей страницы двойного титула. На ней по ГОСТ 7.4–95 обязательны (сверху вниз в порядке перечня):

    заглавие;

    подзаголовочные данные: тематическое подзаглавие; литературный жанр; вид издания; номер тома, имя его автора (если у томов разные авторы), заглавие тома; имя редактора (руководителя издания);

    выходные данные;

    4) оборота титульного листа . ГОСТ 7.4–95 разрешает переносить на него

    с лицевой страницы титульного листа книжных изданий:

    имя составителя (составителей);

    имя ответственного (научного) редактора;

    состав редколлегии;

    имена художника-иллюстратора и фотографа в иллюстрированных изданиях;

    имя художника-оформителя;

    в серийном издании год основания серии и имена лиц, участвовавших в создании всей серии (редактора, составителя, художника серии и членов редколлегии серии).

    В многотомных изданиях левая страница относится ко всему изданию, а правая - к данному тому. В переводных изданиях левая страница титула напечатана на том языке, на котором она написана автором, а правая напечатана на том языке, на который данное издание переведен.

    Фронтиспис - страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа и само это изображение (рис. 4-4). Изображение должно быть обобщающего характера, относиться ко всему изданию в целом.

    Рис. 4-4. Фронтиспис миниатюрного сборника

    Шмуцтитул - лист, на лицевой странице которого (правая страница разворота) размещается только заглавие произведения или заголовок части, иногда сопровождаемые изображением, эпиграфом, заголовками подчиненных подразделов, а оборот - либо оставлен чистым, либо запечатан текстом (занят начальной страницей произведения или подраздела).

    2.3. Характерные полосы издания

    Полоса - запечатанная область страницы издания, на которой располагается сверстанный текстовой и изобразительный материал вместе с колонтитулом и другими элементами.

    Книжные полосы по месту расположения в блоке могут быть: начальными (или спусковыми), рядовыми и концевыми (рис. 4-5). Начальная , или спусковая полоса (б) - это первая полоса книги или ее частей (глав, разделов). Текст на такой полосе обычно начинается с некоторым отступом (спуском) от верхнего края. Этот пробел может заполняться ка- ким-либо орнаментом или быть снабжен рисунком - заставкой.

    Рис. 4-5. Характерные полосы издания: а - титул; б - спусковая полоса; в - концевая полоса; г - рядовая полоса.

    Концевая полоса (в) - это последняя полоса окончания книги или раздела. Она обычно не до конца занята текстом. В нижней ее части могут быть помещены концовка в виде украшения или рисунка. Все остальные полосы - рядовые (г) (полные), которые бывают текстовыми (сплошь заполненные текстом), изобразительными (заполненные изображениями с подписями или без подписей) и тексто-изобразительными (текст с изображениями).

    Сразу оговорюсь - речь пойдет не об элементах текста (введение, основная часть и т.д.). А именно о частях книги, как носителя этого самого текста. Подавляющее большинство современных книг выпускается в виде блока скрепленных между собой листов, заключенных в прочную обложку. Такая форма получила название книга-кодекс и сформировалась еще до появления книгопечатания. Вот о структуре такой книги я вам и расскажу.

    Самая внешняя часть книги - это суперобложка. Она выполняет декоративную функцию, а также защищает переплет от загрязнений и повреждений. Суперобложка удерживается при помощи загнутых клапанов. Традиционная суперобложка содержит информацию о книге. В последнее время получили распространение шуточные варианты, например, вот такие.

    Переплетные крышки изданий "в твердой обложке" изготавливаются из плотного картона, снаружи оклеиваются тканью, покрываются различными пленками. Дорогие издания отделывают кожей и т.д. Для украшения переплетной крышки используют самые разнообразные материалы и технологии нанесения изображения. Корешок переплетной крышки бывает прямым или кругленым. Иногда на него наносятся специальные рифленые декоративные элементы - бинты (см. рисунок ниже). У книг "в мягкой обложке" переплетные крышки изготавливаются из бумаги, более плотной, чем бумага для книжного блока.

    Открыв переплетную крышку, мы обнаружим следующую часть книги - форзац. Это плотный лист бумаги, одной стороной приклеенный к крышке. Он соединяет крышку и книжный блок. Иногда форзацы содержат художественное оформление. За форзацем идут такие редко встречающиеся сейчас части книги, как авантитул, контртитул и фронтиспис. Авантитул как плавило содержит некоторые сведения о книге (название серии, издательство и.тд.) таким образом разгружается титульный лист. Контртитул - это оборотная сторона авантитула. Содержит название книги и имя автора на языке оригинала или оставляется пустым. Иногда вместо или вместе с ними идет фронтиспис - страница с портретом автора (героя) или ключевой иллюстрацией к .

    Вот, наконец, мы и добрались до титульного листа. Здесь размещается название книги,имя автора, год издания, название издательства и т.д. На обороте титульного листа размещают подробное библиографическое описание (включая номер ISBN) и краткую аннотацию. В некоторых книгах присутствуют шмуцтитулы - титульные листы для каждой главы (части). Обрез книжного блока сейчас украшать не принято (за исключением дорогих подарочных изданий). Ранее его покрывали краской или даже золотом.

    Естественно, все эти части книги встречаются далеко не в каждом издании. Массовое книгоиздание, ориентированное на удешевление конечного продукта, стремится избавиться от излишних декоративных элементов. Тем не менее, мне кажется, что знать из чего состоит книга - это полезно и интересно.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...