Тезисы по направлениям. Как правильно сформулировать тезис

К.В. Сорвин

Эссе – это вид заданий, предполагающий написание наибольшего объема текста. И уже один этот факт делает эссе не только самым сложным, но, как пра­вило, и самым «дорогим» заданием. В последние годы на олимпиаде «Высшая проба» из 100 максимально возможных баллов 60 приходится на эссе. Подобное количественное отличие порождает и особую каче­ственную специфику эссе, о которой и пойдет речь в данном раз­деле.

Прежде всего, больший объем материала предъявляет повы­шен­ные требования к его организации , поэтому первый вопрос, который будет здесь рассмотрен, – это вопрос о правилах построения эссе и методах отработки соот­ветствующих навыков.

Структура эссе. Пять основных элементов

Старшеклассник, готовящий эссе, естественно хочет сделать его ин­тересным и нетривиальным. Но, имея за плечами в основном опыт обыденных разговоров и бесед, нередко идет по пути последних: встав­ляет в каком-то произвольном месте пришедшую в голову по ас­социации интересную мысль, излагает сами по себе весьма нетри­виаль­ные факты, но не имеющие прямого отношения к заданной теме. Более того, стремясь «блеснуть эрудицией», абитуриент неред­ко делает это не просто по привычке, но сознательно и целенаправ­лен­но, при этом не очень задумываясь о том, какое отношение при­веденная информация имеет к магистральной линии текста. В итоге оказывается, что хотя отдельные фрагменты получившегося эссе мо­гут быть прочитаны с интересом и даже свидетельствовать об эруди­ции его автора, тема остается нераскрытой, а задача невыполненной. Низкая, а то и вообще неудовлетворительная, оценка за подобным об­разом написанный текст является вполне закономерным итогом, хотя, как правило, немало удивляет собой самого автора.

Эссе – это некий готовый продукт . Оно подобно дому – его могут строить самые разные люди, но жить в нем, в принципе, может лю­бой человек. Эссе – это текст, который должен быть интересен и по­ня­тен каждому, а не только тому, кто его писал. Любой человек, про­читавший его, должен вынести для себя: основную мысль , отстаи­вае­мую автором, а также аргументы, доказывающие ее . Чтобы сделать эту мысль более ясной, в эссе обязательно должны присутствовать пояснения и примеры , а чтобы текст действительно имел вид закон­ченного продукта, его должен венчать вывод . Оно должно быть под­чинено единому плану и представлять собой целостную конструкцию.



И если, говоря о первой задаче участника олимпиады, продолжить аналогию с до­мом, то можно сказать так: конечно, всегда хочется построить дворец, но пусть для начала это будет египет­ская пи­рамида . Форма этого сооружения неза­тей­лива, но и по сей день между иными кам­нями не удастся втиснуть даже лезвие ножа, а любое дополнение к ней будет выгля­деть явной без­вкусицей. Но самое главное, у нее нельзя ничего органично убрать. Итак, будем учиться тому, как построить эссе, подобное еги­петской пирамиде.

Прежде всего, необходимо знать пять основных составляющих лю­бого эссе, на основании которых должен быть организован весь текст. К таким составляющим относятся:

тезис (Т);

– аргумент (А);

– доказательство (Д);

– пояснение или пример (П);

– вывод (В).

Из сказанного вытекает важнейшее правило: не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых со­ставляющих любого эссе: с тезисом, аргументом, доказа­тельст­вом, пояснением-примером или выводом. В противном случае, если подобное соответствие найти не удается, предложение или абзац должны быть удалены, даже если они содержат интересную ин­фор­мацию или демонстрируют широкую эрудицию автора.

Рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности.

Тезис – основополагающее положение эссе

Тезис – это основная мысль , которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа, и если оно отсутствует, то последняя превращается в «разговор ни о чем». Практически у любого квалифицированно написанного научного и даже публицистического текста, начиная от небольшой статьи и за­канчивая большой книгой, существует подобная основная мысль. В некоторых случаях ее можно сформулировать кратко и достаточно однозначно. Например, основная мысль знаменитой книги Копер­ни­ка «Об обращениях небесных сфер» может быть сформулирована так: «Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси», а главная мысль классического социологического сочинения Дюркгейма «Метод со­цио­логии»: «Социальная реальность представляет собой такой же объ­ект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности». В других слу­чаях главный тезис текста столь кратко сформулировать не полу­чит­ся, однако чаще всего его смысл можно вычитать в последней главе , в заключении , в выводе (подробнее об этой особенности заклю­чи­тельной части текста мы скажем позже).

«Тезис – всему голова» – таков должен быть ваш исходный прин­цип при построении любого нехудожественного текста. Чаще всего его формулировка занимает малый процент от общего объема эссе – одно-два предложения, и чаще он пишется не в начале текста, а в кон­це. Более того, он не обязательно должен быть приведен в самом начале. Но при его отсутствии вся работа распадается, теряя общий смысл.

Как же сформулировать основной тезис своего текста?

Нередко тезис непосредственно совпадает с предложенной темой эссе. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда тема сформулирована в виде утвердительного предложения , которое предлагается обосно­вать или, что бывает реже, с которым можно доказательно согла­сить­ся или не согласиться, на усмотрение автора. К таким темам отно­сят­ся, к примеру, следующие: «Конт – родоначальник социологии», «Без культуры нет человека». Нередко такое совпадение про­ис­ходит и в тех случаях, когда тема эссе задана в виде афоризма: «Точ­ное знание об обществе принадлежит к числу наших самых не­давних приобретений» (Э.Гидденс) , или «Создает человека природа, но раз­вивает и образует его общество» (В.Белинский) .

Однако тема далеко не всегда формулируется в виде утвер­дитель­ного предложения. Так, например, она может быть сформулирована как вопрос («Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обще­стве?»). Она может быть сформулирована как задание на сравнение («Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на об­щественный прогресс»), как задание на проведение теоретического ана­лиза («Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напря­жений»), а может быть как комментарий к афоризму («Проком­мен­тируйте высказывание: «высший суд находится внутри человека»). Тема может быть сформулирована и в виде утвердительного афо­ризма, который, однако, не допускает однозначной трактовки по прин­ципу «верно-неверно» («Неравенство – такой же хороший закон при­роды, как и всякий другой»).

Наконец, тема может быть сформулирована в виде высказывания, к которому при этом в самом задании даются поясняющие и уточняющие вопросы. Как раз такой формат заданий преобладает в последние годы на олимпиаде «Высшая проба» по обществознанию.

Во всех указанных случаях тезис дол­жен быть сформулирован самостоятельно и не может непосред­ст­венно совпадать с заданной темы. Рассмотрим на примерах приведенных выше тем возможные варианты формулировки основных тезисов эссе.

Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Кон­та на общественный прогресс».

Поразмышляв над заданием, мы вспоминаем, что Маркс и Конт оба были сторонниками концепции прогрессивного развития челове­че­ства; оба выделяли общие стадии, которые проходит в своем разви­тии все общества, и в концепциях обоих авторов Европе в этих про­цес­сах отводилась ведущая роль. В то же время, если Маркс видел дви­жущую силу прогресса в экономической сфере жизни общества, то Конт решающую роль отводил интеллектуальному развитию, в силу чего эти авторы выделяли разные этапы в эволюции обществ и по-раз­но­му понимали ближайшие перспективы человеческой циви­ли­за­ции. Эти соображения позволяют нам сформулировать основной тезис эссе:

Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия».

Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напря­жений».

Поразмышляв над темой, вспомнив соответствующий теоретический материалы и примеры из жизненного опыта, мы приходим к выводу, что в рядке случаев межгрупповые конфликты действительно порождают ролевые напряжения различных видов, но далеко не всегда.

Предварительный анализ данной темы, в таком случае, позволит сформулировать тезис:

Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реа­лизуется посредством нескольких механизмов и носит двусто­рон­ний характер».

Очень часто формулировке тезиса помогает четкое выделение проблемы , поставленной в высказывании. Помимо того, что требование ее выделения обычно непосредственно присутствует в самом задании (например, в задании «С9» ЕГЭ), такая процедура сама по себе является полезной, поскольку способствует концентрации Вашего внимания на основной линии планируемого текста. Требование «выделить проблему» нередко пугает школьника, ставит его в тупик. На самом же деле в этом требовании нет ничего выходящего за рамки здравого смысла. Любое задание на олимпиаде должно содержать в себе некий парадокс, и уж тем более он должен присутствовать в афоризме, который тем и отличается от простого высказывания (вроде «данный стол дере­вян­ный»), что в образной, лаконичной и попу­лярной форме фиксирует некое противоречие . Сделать это противоре­чие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соот­вет­ствую­щей науки, а затем показать, как подходит наука к его раз­ре­шению – вот одна из ваших задач.

Выделение проблемы высказывания – творческий процесс, поэто­му здесь не может быть универсальных алгоритмов, следование кото­рым гарантировало бы успех. Тем не менее существует ряд приемов, использование которых может значительно повысить вероятность его до­стижения. Во-первых , прочитав и осмыслив высказывание, необхо­ди­мо, прежде всего, его содержание соотнести с определенным разде­лом , а лучше даже с определенной темой соответствующей дисцип­лины. Проделав это, во-вторых , следует вспомнить, что любая тема по­тому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и парадоксы . Вспомнить про них – это и значит приготовить, мобили­зо­вать инструментарий для выполнения экзаменационного или олимпиадного задания.

Проиллюстрируем сказанное на примере афоризма А.Н.Леонтье­ва, часто упоминающегося в методических пособиях для подготовки к ЕГЭ: «Роль – не личность, а изображение, за которым она скры­вает­ся» . Данный афоризм удобен для анализа тем, что явно и недвусмыс­ленно отсылает к фундаментальной социологической теме «Социальные роли». Вспомним первый парадокс , который необходимо было усвоить в данной теме и с которого вообще начинается вхождение человека в со­циологическую науку – носителем роли, выполняемой личностью, является не сама личность, а группа . Именно в данном пункте мы об­наруживаем, что ролевые характеристики не тождественны характе­рис­тикам личности и что между ними могут выстраиваться разнооб­раз­ные взаимосвязи. Одним из вариантов такой взаимосвязи и являет­ся ситуация, когда роль оказывается «изображением», скрывающим личность. Проблему в таком случае можно сформулировать так: «Ав­тор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик».

Ну а как быть с формулированием тезиса к теме, включающей в себя не только некий афоризм, но и комментарии к нему и вопросы? Напомним, что именно подобные задания в последние годы все чаще встречаются на различных олимпиадах по обществознанию, в том числе, на олимпиаде «Высшая проба». Нередко наличие подобного вспомогательного материала дезориентирует участника, который в итоге пишет не органически целостный текст, а совокупность несвязанных друг с другом смысловым единством предложений. В том случае, когда в задании однозначно сформулировано требование написания эссе, это может привести к серьезному снижению оценки. Одной из гарантий от подобной ошибки как раз и является четкая формулировка единого тезиса ко всему тексту.

Рассмотрим задание, сформулированное на основании цитаты из книги Дж. Ритцера «Макдонализация общества», предложенное на олимпиаде Высшая проба в 2013-2014 уч году.

««Современный американский социолог Джордж Ритцер в своей работе «Макдональдизация общества» пишет, что «теперь вместо того, чтобы встречаться со своим личным врачом, больничный пациент, скорее всего, будет видеться каждый день с разным, с которым у него не сложится личных взаимоотношений». Какие характеристики современного общества позволяют Дж. Ритцеру сделать такое утверждение? Какие особенности современного разделения труда и социальных отношений подразумеваются в данном суждении? В каких обществах такие взаимоотношения были возможны? Связано ли это с изменениями в характере профессий? Какие социологи придерживаются этой позиции? Приведите примеры, аргументы и контраргументы по отношению к предложенному высказыванию».

Прежде всего, заметим, что оно состоит из двух частей: первая часть – фраза, взятая из известной работы, вторая комментарии и пояснения, данные к ней. Однако, присмотревшись внимательно, можно заметить, что наличие второй части не меняет принципиально характер задания, по сравнению с рассмотренными выше примерами – поясняющие предложения позволяют вам лишь четче сформулировать свою мысль, яснее обозначить вектор собственных размышлений. Действительно, в вопросе «какие характеристики современного общества позволяют Дж. Ритцеру сделать такое утверждение?» нетрудно разглядеть все то же требование «сформулировать проблему», только уже содержащее некую «подсказку», в остальных – указания на наличие некие обязательных пунктов в плане. Проблему, в таком случае, можно сформулировать так: «Ритцер поднимает проблему обезличивания человеческих отношений в современном обществе ». Соответственно основной тезис эссе будет звучать так: «Обезличивание человеческих отношений – важнейшая характеристика современного общества».

Важным этапом в формулировании основного тезиса эссе является определение собственного отношения к анализируемому высказыванию или утверждению, тем более что данное требование чаще всего в явном виде присутствует в задании.

Как же отнестись к позиции автора – вот вопрос, который порой по­вергает в смятение даже хорошо подготовленного выпускника. Понятно, что заранее свое восприятие этой позиции предугадать не­возмож­но, и все же весьма полезно иметь хотя бы общее представление о преимуществах и недостатках различных подходов к ее оценке. На первый взгляд, самым простым и наименее рискованным является непосредственное согласие учащегося с позицией автора анализируемого им афоризма. Однако при всех преимуществах у полного согласия с авторской позицией есть существенный недостаток – оно оставляет весьма мало простора для проявления собственных знаний и творчества. Выразить свое полное несогласие с точкой зрения автора? Говоря формально, подобный вариант ответа не за­прещен, однако не будем за­бывать, что в качестве заданий обычно приводятся высказывания известных лю­дей, среди которых нередко встречаются и классики науки, с ис­поль­зованием понятийного аппарата которой должно быть написано эссе. Оче­видно, что однозначное несогласие с автором в такой ситуации может поставить участника в сложное положение. Получается, что наи­луч­ший вариант, с одной стороны, позволяющий проявить собст­венный творческий потенциал и нетривиально от­нестись к заданию, с дру­гой, – это ва­риант час­тич­ного согласия с позицией автора.

Ни в коем случае не надо бояться спорить с автором, в особенности, если речь идет о частных вопросах. Следует помнить, что любой афоризм, даже если он принадлежит перу великого ученого, не может быть безупречен с научной точки зрения. Афоризм никогда не передает все многообразие необходимых признаков какого-либо явления, а в образной и наглядной форме доносит до читателя наиболее значимые, быть может, даже парадоксальные его свойства. Следовательно, какие-то аспекты явления оказываются в нем незаслуженно забытыми, а какие-то стороны, напротив, гипертрофированными, преувеличенными. Обратить на это внимание в своем эссе – значит, во-первых, сделать его гораздо более интересным, рельефным, во-вторых – получить вполне законный повод раскрыть свои знания таких аспектов, которые, на первый взгляд, имеют к теме весьма отдаленное отношение. Не следует также забывать, что в виде заданий часто даются фрагменты из текстов, написанных задолго до нашего времени. Будучи совершенно верными для какой-либо прошлой эпохи, изложенные в них взгляды вполне могут утратить свою справедливость (полностью или частично) применительно к сегодняшнему дню.

В качестве примера продолжим анализ высказывания Леонтьева «Роль не личность, а изображение, за которым она скрывается» . Вы­ше мы дали следующую формулировку поднятой в нем проблемы: «Автор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик». За­метим, что такое несовпадение может иметь различный вид. Действительно, очень часто роль в основных своих пунктах совпадает с личностными характеристиками индивида и отличается от послед­них только несущественными аспектами. Она может вступать в про­тиворечие с его индивидуальными характеристиками, что будет приводить к ролевому напря­же­нию, наконец, она действительно может их скрывать, превра­тив­шись в своеобразную «маску». Таким образом, как это и должно быть в афоризме, высказывание Леонтьева не передает всего много­об­разия отношений, которые могут возникать между особенностями личности и роли, но известный психолог сумел найти тот пункт, который фиксирует эти отношения в наиболее яркой и даже дра­ма­тической форме.

Продолжая размышлять над темой, можно вспомнить, что несоответствие роли индивиду порождает тяжелые психологические состояния (ролевые напряжения), и уже одно это делает подобную ситуацию неустойчивой, требующей своего разрешения. Более того, выбирая, скажем, свою будущую профессию, молодой человек как раз и стремится к тому, чтобы связанные с ней социальные роли не просто не скрывали его подлинные черты и способности, но, напротив, давали им возможность проявится во всей полноте.

Тезис эссе, таким образом, можно будет сформулировать так: «В своем высказывании Леонтьев затрагивает важнейшую особенность социальной роли – ее автономность по отношению к личности, однако это не означает, что роль всегда скрывает личностные качества человека ».

Опыт показывает, что тексты, в которых авторы не ограничиваются полным согласием с позицией автора, а высказывают в ее адрес пусть не очень значительные, но при этом самостоятельные критические замечания, всегда смотрятся гораздо интереснее и чаще получают высокие баллы. Вы и сами можете в этом убедиться, посмотрев на сайте олимпиад НИУ ВШЭ лучшие эссе прошлых лет. Рассмотрим пример.

В 2014 г для 11 класса в разделе «Социология» была предложена следующая тема:

«Русско-американский социолог П. А. Сорокин утверждал, что «искусство постепенно становится товаром; ради релаксации, потребительства, развлечения и удовольствия. Как чистое средство развлечения, современное искусство, естественно, переходит в иной статус. Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товарных».

Почему П.А. Сорокин именно так высказался об искусстве в современном обществе? Какие характеристики современного общества отражает сфера искусства? Можно ли, описывая современное искусство, понять ценности современного общества? Является ли данное суждение критикой современного искусства?

Приведите примеры, аргументы и контраргументы по отношению к предложенному высказыванию ».

Автор одного из эссе аргументировано показал, что данное высказывание справедливо не только для общества начала 20-ого века, но и не потеряло своей актуальности в современном нам мире. В первую очередь, он связал описываемый Сорокиным процесс с развитием и распространением массовой культуры. И все же, по ряду позиций, участник олимпиады счел утверждение социолога слишком категоричным. «Однако, несмотря на в основном совершенно верное понимание тенденций развития массового общества и его культуры, Сорокин не учитывает, что из каждого правила есть исключения, и масскульт не так плох, как может показаться (здесь и далее сохранена орфография и стилистика авторов эссе. – К.С.). И в рамках массовой культуры создавались гениальные произведения литературы…, кинематографа (советское кино, целый ряд голливудских фильмов, произведения Стэнли Кубрика, к примеру), изобразительного искусства (советская военная и послевоенная живопись, поп-арт), театра (Теннесси Уильямса…), которые по степени глубины не уступают произведениям элитарной культуры… Таким образом, взгляд Сорокина можно считать верным лишь отчасти. Его позиция объясняется прежде всего тем, что он, бучи свидетелем развала старой России и пассажиром «Философского парохода», истинным интеллигентом, видел, подобно испанскому философу Х. Ортега-и-Гассету, в массовом обществе и массовой культуре только негативное, считая эти феномены свидетельством глубокой болезни общества, ненормального его развития…»

Как видим, решившись вступить в дискуссию с одним из классиков социологической науки, автор не только получил возможность проявить навыки серьезного полемиста, но и смог органично, полностью вписываясь в логику текста, раскрыть имеющиеся у него обширные познания в области современного искусства. Подобный шаг оказался весьма выигрышным и принес ему немало баллов. Хотя, конечно, далеко не все здесь выглядит полностью безупречным. Так, вряд ли можно признать корректной формулировку, в которой молодой человек упрекает Сорокина в забвении такого элементарного принципа, как «из любого правила есть исключения», и ряд других. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы дать совет участникам будущих олимпиад: полемизируя с авторами предложенных текстов, следует проявлять соответствующий такт, стараться избегать поиска у них элементарных ошибок, явно не характерных для столпов науки.

Когда пишется эссе на тему, тезис которой совпадает с названием, ча­ще всего можно ограничиться формулировкой одного основного тезиса . Однако в тех случаях, когда формулировка темы менее три­виальна, число тезисов имеет смысл увеличить. Выше, на примере нескольких классических научных работ, мы показали, что в основе каж­дой из них лежит четко сформулированный тезис. Однако любая из этих книг разбита на главы, главы на параграфы, параграфы на абзацы, и каждая из данных структурных единиц содержит основную мысль – тезис. Таким образом, в грамотно организованном тексте, помимо основного тезиса, могут быть тезисы второго уровня (в главах), тре­тьего (в параграфах) и так вплоть до тезисов отдельно взятых аб­зацев (в идеале). Конечно, эссе на олимпиадах и ЕГЭ – не книга, и его нель­зя мерить мерками крупных произведений. Однако и в нем, как пра­вило, наряду с основным тезисом, следует выделить от трех до пя­ти тезисов «второго порядка», в которых и через которые развертывается и конкретизируется основной. В конечном счете, можно руко­вод­ст­во­ваться принципом: в любом нехудожественном тексте должно при­сут­ствовать такое количество тезисов различного уровня, сколько са­мо­стоятельных цепочек логических рассуждений в нем представлено.

Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обосно­ва­ние своей позиции, а также формулировку вывода.

Так, в известной книге С.И.Поварина «Искусство спора» анали­зи­руется любопытный эпизод вымышленного судебного заседания. За­кончивший обвинительную речь прокурор делает вывод: «Прес­туп­ление, совершенное подсудимым, должно квалифицироваться по статье двенадцатой уголовного кодекса». Адвокат в своем выступ­ле­нии возражает: «Преступление следует квалифицировать не по две­над­цатой, а по одиннадцатой статье». Казалось бы, все логично – на то он и адвокат, чтобы не соглашаться с прокурором и убеждать суд при­менить к подзащитному статью, предполагающую менее суровое на­казание. Но в данном случае дело вовсе не в этом. Его тезис – «...ква­лифицировать не по двенадцатой, а по одиннадцатой статье» – на самом деле, представляет собой явную смесь двух самостоя­тель­ных тезисов второго порядка. Первый из них – утверждение о том, что преступление нельзя квалифицировать по статье двенадцатой. Вто­рой – преступление должно быть квалифицировано по статье один­над­цатой. Смешав их «в одну кучу», гипотетический адвокат создал лично для себя серьезные проблемы с обоснованием: доказывая свою мысль, он неизбежно будет перескакивать с одного утверждения на дру­гое, пересекать аргументы и т.д. Более того, вполне возможно, что, объединив аргументы, он не заметит, что большинство из них до­ка­зы­вают второй тезис, а первый оказывается практически ничем не под­крепленным. Опытный оппонент без труда сможет воспользо­ваться этим, и дело для адвоката будет проиграно. И наоборот: раз­делив свою по­зицию на две части, защитник сможет адекват­но оце­нить степень обос­нованности каждой из них и усилить, где это не­об­хо­димо, свои доводы. При таком подходе он сможет выстроить последовательные, цель­ные и самостоятельные цепочки аргумен­та­ции к каждому из тезисов, не смешивая и не пересекая их.

На основании сказанного, можно определить следующее правило: сформулировав базовый тезис своего эссе, постарайтесь разбить его на более мелкие, самостоятельные и далее «неделимые» утверждения. Проделав такую процедуру, к каждому из них в отдельности следует выстраивать свою самостоятельную цепочку аргументаций.

В качестве примера продолжим анализ темы «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?». Основной тезис эссе нами был сформулирован так:

«Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не яв­ляет­ся однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит дву­сто­рон­ний характер».

Разобьем данное положение на несколько самостоятельных ут­верж­де­ний:

Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью.

Т. 2. Межгрупповые конфликты повышают вероятность воз­ник­но­вения межролевых напряжений.

Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою оче­редь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конф­ликтов.

Далее необходимо последовательно обосновать каждое из ут­верж­дений. О тонкостях и методах подобных обоснований у нас пой­дет речь ниже, когда мы будем обсуждать правила построения аргументов и доказательств к тезисам (п. 3).

В одном из лучших эссе, написанных в 2014 году на олимпиаде «Высшая проба» на тему фрагмента, взятого из книги «Макдонализация современного общества», в тексте можно выделить следующие тезисы второго порядка:

Т1 – Макдонализация является следствием развития массового производства.

Т2 – Разделение труда ведет к появлению узких специалистов, что ведет к необходимостт привлечения большого количества людей для выполнения какой-либо работы (например, лечения больного).

Т3 – Разделение труда и развитие массового производства ведут к рационализации жизни, но при этом и к обезличиванию человеческих отношений, их анонимности.

Завершая обсуждение первого и основополагающего структурного элемента эссе, приведем несколько примеров формулировки тезисов второго порядка для нетривиально сформулированных тем, как правило, вы­зывающих наибольшие трудности у абитуриентов.

Тема: «Межэтнические конфликты в третьем тысячелетии: в чем причина?».

Основной тезис: причины межэтнических конфликтов сегодня имеют как исторические корни, так и порождены особенностями со­вре­менного глобального мира.

Т. 1. Некоторые современные межэтнические конфликты своими кор­нями уходят в далекое прошлое.

Т. 2. Некоторые межэтнические конфликты являются одним из ре­зультатов процесса глобализации, происходящего в условиях спе­ци­фи­ческого для капитализма неравномерного развития наций и на­родов.

Т. 3. Межэтнические конфликты косвенно связаны с укреплением эт­нических общностей и этнического самосознания. Одной из причин данных процессов является характерная для современного общества нор­мативно-ценностная неопределенность и состояние аномии.

Тема: «Существуют ли признаки сословной структуры в совре­мен­ном российском обществе».

Основной тезис: в российском обществе существуют отдельные эле­менты сословных структур, однако они имеют подчиненный, не доми­ни­рующий характер.

Т. 1. Формально оснований для существования в современной России сословной структуры нет.

Т. 2. Сословная структура может существовать в обществах, где формальных оснований для этого нет.

Т. 3. В российском обществе существуют отдельные и неполные элементы сословной структуры.

Т. 4. Сословные элементы в российском обществе носят перифе­рий­ный, не определяющий характер.

Тема: «Прокомментируйте высказывание: “Подчиняясь закону толпы, мы возвращаемся в каменный век” (Паркинсон)».

Основной тезис: между поведением человека в толпе и его пове­де­нием в каменном веке существует сходство.

Т. 1. Согласно концепции Дюркгейма, в каменном веке, как и вообще в архаическом обществе, не существовало развитой индиви­дуальности. Индивидуальное сознание было растворено в сознании кол­лективном.

Т. 2. В современном обществе, подчинившись толпе, человек так­же лишается своей индивидуальности. На первое место выходит кол­лективное бессознательное (Юнг).

Т. 3. В каменном веке была велика роль иррациональных мотивов в жизни человека.

Т. 4. В толпе происходит ослабление рациональных мотивов дей­ствий человека.

Если удалось адекватно расчленить основной тезис, то эссе обре­тает первое важнейшее условие успеха – грамотную структуру. Однако сформулировать систему тезисов – необходимое, но, очевидно, недо­ста­точное условие для успешного написания эссе. Самое главное пос­ле их формулировки – их обоснование. Этой цели служат аргу­мен­ты и доказательства .

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

и как их писать

Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

Привет, на связи снова Павел Ямб!

А давно мы с вами не обсуждали теорию, не находите? Ну вот, сегодня я исправляюсь и предлагаю вашему вниманию очень полезную статью, как писать тезисы. Я не буду забираться в научные дебри, а расскажу вам об этом исключительно в практическом приложении. Я с ними сталкивался и в универе, и на научных конференциях, ну и, конечно же, в процессе работы над сайтами.

Что это такое

Прежде всего хочу предупредить: если вы думаете, что тезисы – это краткий пересказ по пунктам какого-то более глобального текста, то вы правы. Однако правы также и те, кто думают, что это самостоятельная статья, только в миниатюре.

Слово «тезис» используется в нескольких значениях. Чаще всего мы слышим о нем применимо к научной деятельности.

В научном мире тезисы докладов, представленных на конференции, часто издают в информационном бюллетене и их ценность для представителей науки достаточно велика: такая публикация засчитывается при соискании более высокого научного звания.

Однако это не единственная сфера, пользующаяся тезисами. Если говорить о тезисах в качестве интернет-продукта, то они призваны рассказать вкратце о главной тематике сайта, блога или его раздела. Кроме того, в контент-бизнесе очень часто заказчики предлагают не план, а короткие утверждения, которые должен раскрыть копирайтер. Так что видите – под этим коротким словом может скрываться много чего интересного.

Основные требования

К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими.

Умение правильно писать тезисы в идеале мы должны получать еще в школе. Однако далеко не все в этом возрасте способны понять, что это нужно не учительнице и маме с папой, а прежде всего нам самим. Потому – вспоминаем:


Когда нужно не написать, а раскрыть

А теперь вернемся к копирайтерским делам. Например, мы получили заказ, в котором заказчик уже сформулировал, о чем должна быть написанная статья. Тезисы будут примерно такими:

  • Что это за продукт?
  • Кто его производит?
  • Какие его особенности и качества?
  • Чем он отличается от других?
  • В чем его преимущества?
  • Для чего (или кого) подходит больше всего?

Так как мы берем общую схему, то ограничиваемся вопросами. Если же заказ делает компания-производитель, то некоторые ответы в общих чертах они предоставляют копирайтеру, задача которого – умело расписать и раскрыть особенности продукта, бренда или услуги.

Если вдруг вы получили заказ, но не очень хорошо знаете продукт, то можно задать эти вопросы в качестве уточняющих. Редкий заказчик откажется отвечать тому, кто выполняет его же задание. Ну, или если с заказчиком работа не сложилась, то можно найти ответы на вопросы самостоятельно.

Опора для построения текста

И напоследок обсудим, что такое тезисы, которые являются исключительно опорным материалом – для доклада, раздела, сайта.

Главная задача таких тезисов – сформулировать короткие, емкие утверждения, которые впоследствии можно развить дальше.

Чтобы было понятно, я подберу опорные тезисы прямо к этой статье.

  • Тезисы бывают разные.
  • Они широко используются в научной сфере.
  • Такие тезисы представляют собой короткий анализ научного труда с примерами.
  • Они могут быть на готовый материал или наоборот: материал составляется, согласно тезисам.
  • Есть вопросы, подходящие для тезисного плана продающей статьи.
  • Опорный тезис это основная мысль, которую можно развить дальше.

С такой шпаргалкой я могу представлять эту статью на любой конференции копирайтеров: теперь я не забуду, о чем хочу сказать.

А с какими тезисами приходилось иметь дело вам? И зацените этот репчик в тачке.

Дата публикации: 02.12.2016

Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.

Тезис - это не введение, не путайте. Тезис - это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:

  1. Номинативное предложение (ключевые слова)
  2. Вопрос
  3. Цитата

В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.

Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.

Пример:

Тема: Мамина любовь

Тезис: Я считаю, что мамина любовь - самое сильное чувство на свете.

Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)

Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.

Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.

Тема: Вкус победы

Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус


Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)

Тема: Цена ошибки

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле - чьей-то жизнью.

Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.

Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)

Если в качестве темы вам достался открытый вопрос , то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.

Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?

Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.


Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»

Если в качестве темы встретился закрытый вопрос , то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.

Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?

Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой

Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

Самые сложные темы, на мой взгляд, - это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».

В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.

ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.


Тема: Юность - пора ошибок.

Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.

Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис - это пояснение.

Тема: Любовь - волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.

Край пропасти - это риск

Сорвать цветок - значит влюбиться

А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.

Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.


Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?

После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию -

Часто пугает термин «тезис», хотя на самом деле все проще, чем кажется. Красиво, четко сформулированная и грамотно оформленная мысль называется тезисом.

То есть это — ваше мнение о теме сочинения, которая должна умещаться только в одно предложение.

Само слово греческого происхождения и переводится, как научное положение. Тезисы очень важны, так как от них зависит насколько хорошо вы сумеете раскрыть тему и раскроете ли ее вообще.

Тезис — это красиво и грамотно оформленная мысль

На первый взгляд это может показаться легко, но тезисы для сочинения нужно уметь правильно формулировать.

В сочинении можно использовать один тезис, но зачастую этого бывает мало для написания качественной работы.

Поэтому обычно стараются сформулировать два и более.

А в некоторых темах сочинений уже заложены несколько тезисов (например, «Равнодушие и отзывчивость»).

Составление этих кратких и важных формулировок, конечно, зависит от выбранной темы вашего сочинения. С их помощью читатель сможет понять в чем собственно суть вашего текста. Поэтому эта работы так важна.

Перейдем к тому, как же все-таки правильно писать тезисы. Это не должны быть сухие факты и конкретные утверждения.

Тезисы – ваши мысли, которые должны заинтриговать и нести в себе конкретную идею, давая читателю возможность понять, что именно должно цеплять в тексте.

Это можно назвать анонсом, который должен заинтересовать перед прочтением самой работы. Так читателю будет проще настроиться на принятие информации.

В роли подтверждений тезисов в сочинениях и различных текстах служат аргументы, которые доказывают верность вашей позиции.

Если тезисы отсутствуют в работе, аргументы, которые привел автор, покажутся слабыми и неинтересными.

Их можно разделить на следующие категории:


Писать заключение нужно очень внимательно, так как есть вероятность уйти от темы.

Нужно либо продолжить свою мысль, то есть тезис, либо в завершении подтвердить правильность своего суждения и поставить на этом точку.

Ваше заключение станет намного интереснее, если ваш вывод будет написан как напутствие читателю или рекомендация.

Нужно определить идею и основную мысль, а также те моменты, при помощи которых автор пришел к итоговой мысли. Все эти моменты – утверждения, которые станут основой ваших тезисов, должны отличаться друг от друга по содержанию.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...