Мир профессий том человек человек. «мир профессий

Тип профессии «человек-техника», ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и облегчения своей трудовой деятельности.

Все, что окружает человек, называется «ресурс». Ресурсы разделяются на энергетические и природные.

К природным ресурсам относится цветные, черные, полудрагоценные и драгоценные металлы, нефть, животный и растительный мир и многое другое. Энергетические ресурсы - это уже переработанные природные ресурсы, с помощью которых человек получает энергию. Энергия может быть получена с помощью солнца, воды, ветра (атомные и гидроэлектростанции).

Чтобы перерабатывать и добывать такие ресурсы, круглый год трудятся миллионы людей различных специальностей. Главными представителями профессии типа «человек-техника» в этой сфере - -конструкторы, шахтеры, энергетики, лесорубы и многие другие.

Для производства нужно создавать условия, это, прежде всего строительство. Но строительство - это не только возведение жилых комплексов, но и транспортных магистралей, производственных помещений, прокладка линий электропередач. Все это осуществляют - арматурщик, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие.

У производства должны быть вспомогательные ресурсы – техника, инструменты и оборудование. Техника для производства может отличаться по размерам, по уровню автоматизации и по сложности. Разрабатывают и проектируют новые станки, и производственные линии и механизмы - инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, изготавливают - токари, слесари, фрезеровщики, а контролируют - техники.

Лидирует среди техники - транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолеты и др.), военная техника (танки, подводные лодки и др.) и др. Главными представителями этой сферы - , летчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств. .

Нужно вспомнить о технике, которая облегчает людям быт, пошив одежды, производство продуктов питания, изготовление видео-, аудио-, бытовой техники, технических приспособлений, компьютеров и все, без чего не может обойтись на сегодня ни один современный человек. Эта сфера представляет наибольшее число специальностей, напрямую связанных с техникой, так и сопутствующих, например архитекторов, программистов.

Профессии типа «человек-техника» можно освоить в учебных заведениях разного уровня образования. В высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) выпускают инженеров различного профиля, а в колледжах, училищах - техников. Рабочие специальности можно получить в ПТУ.

Отдавая предпочтение техническим специальностям, нужно помнить об особенностях характера человека, таких, как развитое конкретное и пространственное и мышление, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика и хорошее зрение.

] Составитель тома В.Е. Гаврилов. Художник Ю. Маркаров.
(Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1987)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Человек - техника. Г. Белов, В. Гаврилов (5).
    ГОРИЗОНТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
    ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ. О.С. Бурлака (18).
    Машинист энергоблока. В.А. Личаргин (22).
    Машинист котлов. Ю.И. Иерусалимский (23).
    Электромонтер оперативно-выездной бригады. Л.К. Троицкий (25).
    Наука и практика (25).
    Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей. Л.К. Троицкий (28).
    Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики. Э.Э. Сийзель, К.В. Елецкий (30).
    Энергия для будущего. Д. Жимерин (33).
    Электромонтер по испытаниям и измерениям. В.И. Леонов (34).
    Творчество молодых (34).
    Кабельщик-спайщик. Н.А. Диниличева, В.Н. Худокормов (35).
    Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования. В.Е. Гаврилов (37).
    Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи. В.Е. Гаврилов (39).
    Электрослесарь по ремонту электрических машин. Ю.Г. Белов (42).
    Знаете ли вы... (42).
    Электромеханик по лифтам. М.И. Иванюк (44).
    Электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин. Г.В. Антипова (47).
    Наука и практика (48).
    Сборщик электрических машин и аппаратов. В.И. Захаренко, В.В. Леонов (49).
    Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов. В.И. Захаренко (51).
    Обмотчик элементов электрических машин. М.И. Иванюк (52).
    Немного истории (52).
    Намотчик катушек трансформаторов. Е.М. Иванова (54).
    Техник-электромеханик по монтажу и наладке систем контроля и автоматики. А.И. Музалевский (57).
    Инженер-теплоэнергетик. Н.М. Кузнецов, А.В. Сердюков (59).
    Инженер-электрик. С.И. Джаншиев, Г.З. Зайцев (61).
    Инженер-электромеханик. Л.Б. Ганзбург (62).
    Нечаянные хлопоты. Отрывки из повести. В. Распутин, В. Шугаев (64).
    РАДИОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ВОКРУГ НАС. В.А. Цаун (68).
    Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (72).
    Сборщик микросхем. О.В. Большакова (74).
    Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (77).
    Наука и практика (78).
    Монтажник-вакуумщик. Г.Т. Гвоздецкая (79).
    Оператор вакуумно-напылительных процессов. Т.В. Башаева (83).
    Оператор диффузионных процессов. Т.В. Башаева, О.В. Большакова (85).
    Немного истории (86).
    Оператор прецизионной фотолитографии. С.В. Филина (87).
    Юстировщик деталей и приборов. О.В. Большакова (89).
    Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (91).
    Изготовитель трафаретов, шкал и плат. О.В. Большакова (93).
    Профессия без традиций. А. Фин (96).
    Испытатель деталей и приборов. Н.П. Губочкина, Г.Я. Клименко (99).
    Сортировщик изделий, сырья, материалов. П.И. Губочкин, Г.Я. Клименко (100).
    Радиоинженер-схемотехник. С.В. Филина (101).
    Радиоинженер-тополог. С.В. Филина (105).
    СВЯЗИСТЫ - НА ПОСТУ. А.Б. Мурдасов (107).
    Знаете ли вы... (110).
    Наука и практика (112).
    Электромонтер канализационных сооружений связи. О.В. Назарьев (113).
    Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации. О.В. Назарьев (114).
    Инженер электросвязи (автоматической). Л.Б. Мурдасов (115).
    Немного истории (116).
    Инженер электросвязи (многоканальной). О.В. Назарьев (117).
    БОГАТСТВА ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ
    ГОРНЯК - ПРОФЕССИЯ МУЖЕСТВЕННЫХ. Ю.Ф. Кузнецов (120).
    Проходчик. Ю.Ф. Кузнецов (122).
    Машинист горных выемочных машин. В.Е. Гаврилов (124).
    Знаете ли вы... (124).
    Честная работа. О. Акиншин (127).
    Флотатор. С.И. Горловский (129).
    Сепараторщик. С.И. Горловский (130).
    Наука и практика (130).
    Горный техник открытой разработки месторождений полезных ископаемых. В.М. Окладников (131).
    Инженер по горным работам. А.А. Борисов (133).
    Творчество молодых (134).
    Инженер по горным работам (механик). Б.С. Маховиков (135).
    Немного истории (136).
    Инженер по горным работам (строитель). В.И. Вихарев, В.В. Смирняков (137).
    Инженер по горным работам (обогатитель). С.И. Горловский (138).
    ХЛЕБ ИНДУСТРИИ - НЕФТЬ И ГАЗ. П.Т. Эринчик (140).
    Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ. В.В. Шевердяев (143).
    Знаете ли вы... (145).
    Моторист буровой установки. А.Ф. Старовойтову В.А. Масиянский (146).
    Вышкомонтажник. А.Ф. Старовойтов (147).
    За Полярным кругом. В. Анисимов (149).
    Оператор по добыче нефти и газа. П.Т. Эринчик (153).
    Наука и практика (154).
    Оператор по подземному ремонту скважин. П.Т. Эринчик (155).
    Трубоукладчик. В.Е. Гаврилов (156).
    Машинист машины для изоляции трубопровода. А.Я. Наин (158).
    Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии. С.С. Федосеев (160).
    Туннель. Г. Джаникян (162).
    ТОРФ - «КЛАД СОЛНЦА». А.И. Мандельбаум (170).
    Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации. А.И. Мандельбаум (170).
    Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа. А.И. Мандельбаум (172).
    Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа. А.И. Мандельбаум (173).
    Аппаратчик по сушке торфа. А.И. Мандельбаум (173).
    Прессовщик торфоплит. А.И. Мандельбаум (174).
    НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ
    СТРОИТЬ БОЛЬШЕ, СТРОИТЬ ХОРОШО. Ю.Ф. Кузнецов (176).
    Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Г.Т. Гвоздецкая (182).
    Разведчики. Н. Злобин (184).
    Слесарь-монтажник промышленного оборудования. Н.Ф. Крупин (186).
    Электромонтажник по освещению и осветительным сетям. В.Т. Получанкин (187).
    Знаете ли вы (188).
    Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию. В.Е. Гаврилов (189).
    Электромонтажник по электрическим машинам. В.Т. Получанкин (192).
    Немного истории (193).
    Слесарь-сантехник. В.Е. Гаврилов (194).
    Машинист крана (крановщик). Е.К. Михайлова (197).
    Машинист крана автомобильного. Е.К. Михайлова (199).
    Наука и практика (200).
    Машинист укладчика асфальтобетона. Е.К. Михайлова (202).
    Машинист экскаватора. Е.К. Михайлова (204).
    Творчество молодых (204).
    Машинист бульдозера. Е.К. Михайлова (206).
    Лидер. Л. Капелюшный (209).
    Машинист скрепера. Л.П. Дривотина (214).
    Каменщик. Г.Т. Гвоздецкая (216).
    Бетонщик. Е.К. Михайлова (218).
    Знаете ли вы (218).
    Арматурщик. Е.К. Михайлова (220).
    Столяр строительный. Г.Т. Гвоздецкая (221).
    Плотник. Г.Т. Гвоздецкая (222).
    Немного истории (224).
    Кровельщик по стальным кровлям. Е.К. Михайлова (225).
    Стекольщик. Е.К. Михайлова (228).
    Слесарь строительный. Ю.М. Серяков (229).
    Немного истории (230).
    Оператор пульта управления в производстве стеновых изделий. Г.Т. Гвоздецкая (231).
    Проходчик на поверхностных работах (на строительстве тоннелей и метрополитенов). В.Е. Гаврилов (235).
    Техник-технолог по производству сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций. Ю.И. Акиншин (237).
    Летящие над водами. Р. Армеев (238).
    Техник по монтажу металлических и железобетонных конструкций. П.Д. Хомский (242).
    Техник-механик по монтажу и ремонту промышленного оборудования. Н.Ф. Крупин (244).
    Техник-строитель по строительству промышленных, гражданских и сельскохозяйственных зданий. Т.С. Ремизова (245).
    Инженер-строитель. Ю.А. Помпеев (246).
    Немного истории (246).
    Инженер-механик по строительным, дорожным машинам и оборудованию. В.Г. Тюрин (248).
    Немного истории (248).
    ПО ЗЕМЛЕ, ПО ВОДЕ И ПО ВОЗДУХУ
    НА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ. Г.С. Белов (252).
    Помощник машиниста локомотива. Р.Д. Каверина (254).
    Машинист локомотива. Р.Д. Каверина (256).
    Знаете ли вы... (256).
    Осмотрщик вагонов. В.Е. Гаврилов (258).
    Творчество молодых (259).
    Машинист мотор-вагонного подвижного состава метрополитена. Е.К. Михайлова (260).
    Немного истории (260).
    Техник-путеец. В.А. Селиванов (262).
    Техник по эксплуатации железных дорог. М.С. Боровикова (263).
    Техник-электрик по энергоснабжению железных дорог. Ю.Н. Смирнов (265).
    Инженер по электрификации железных дорог. Г.С. Белов (266).
    Немного истории (266).
    Инженер-электромеханик на железнодорожном транспорте. Г.С. Белов (268).
    ПО ДОРОГАМ ИДУТ МАШИНЫ. Н.Я. Карапетян (270).
    Водитель автомобиля. Н.Я. Карапетян (272).
    Крутые перевалы. В. Курасов (275).
    Слесарь по ремонту автомобилей. М.Д. Аванесов, М.И. Иванюк (279).
    Водитель трамвая. Е.К. Михайлова (281).
    Водитель троллейбуса. Е.К. Михайлова (284).
    Наука и практика (284).
    ПО ВОДНЫМ ПРОСТОРАМ. В.Н. Порохин (286).
    Матрос. В.Н. Порохин (289).
    Моторист-рулевой. В.Е. Гаврилов (290).
    Наука и практика (290).
    Судовой электромеханик. Н.Я. Карапетян (293).
    Судоводитель речного флота. А.Р. Стеймацкий, В.Д. Ткаченко (296).
    Немного истории (296).
    Ветка арктической сирени. В. Буланов (300).
    НЕБО ЗОВЕТ ПЫТЛИВЫХ И СИЛЬНЫХ. Г.Т. Гвоздецкая (303).
    Второй пилот. Г.Т. Гвоздецкая (307).
    Пилот. Г.Т. Гвоздецкая (308).
    Бортинженер. Г.Т. Гвоздецкая (311).
    Небо Анатолия Каледина. И. Платонова (314).
    Авиационный техник. Г.Т. Гвоздецкая (317).
    Техник-механик по эксплуатации средств механизации в аэропортах. Г.Т. Гвоздецкая (320).
    Электромеханик по обслуживанию светотехнического оборудования системы обеспечения полетов. Г.Т. Гвоздецкая (322).
    Советуем прочитать (325).
    Алфавитный указатель (334).

Аннотация издательства: В томе «Человек - техника» энциклопедического издания рассказывается о профессиях и специальностях, в процессе которых происходит общение человека с техникой, слесарь, электромонтер, каменщик, трубоукладчик, бурильщик, инженер механик и т.д. Основное внимание уделяется описанию рабочих профессий, в которых нуждается народное хозяйство страны. Издание рассчитано на старшеклассников, учителей средних школ и всех тех, кто занимается вопросами профориентации молодежи.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр.3

    Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Заключение стр.10

Список использованной литературы стр.11

Приложение 1 «Анкета» стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека - выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей - цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

Проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

Изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

Провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

Введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

Основной части, состоящей из 4 параграфов;

Заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

Списка использованной литературы;

Приложения.

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - от латинского слова profession - «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками .

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования .

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда - учитель, научный сотрудник, врач.

Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера - художник, модельер.

По уровню квалификации:

Профессии, требующие высшего образования;

Профессии, требующие среднего профессионального образования;

Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом :

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

Выбранная профессия будет для него интересна;

Выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

Можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются :

1.Специалисты высшего уровня квалификации - 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук - 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения - 8,2%;

    Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения - 8,8%;

    Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 7,8%;

    Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 7,7%

    Водители и машинисты подвижного оборудования - 7,3%.

    Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики - 9,3%

В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут :

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Нанотехнологии.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

7. Логистика.

8. Экология.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен - 16,6%;

юрист - 6,9%;

дизайнер - 4,2%;

инженер, IT-специалист - 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.

Третий вопрос анкеты:

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).

По ответам на данные вопросы я постарался определить соответствие выбора профессии профессиональному типу личности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты ответов на третий вопрос анкеты

Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

    Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).

    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).

    10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL: www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).

Приложение 1

    Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

    Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________






Формула выбора профессии Как правильно выбрать себе профессию? Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ». В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО». хочу могу надо


В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: Интересна и привлекательна для вас; Соответствует вашим способностям; Пользуется спросом на рынке труда Результат:


Ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии 1. Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации. 2. Предубеждения в отношении престижности и непрестижности. 3. Выбор профессии за компанию. 4. Перенос отношения к определенному чело -веку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. 5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. 7. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). 8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. 9. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.


Информацию о ситуации на рынке труда и вакансиях можно получить: На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости




Мини-тест «Кто Вы?» Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.


КВАДРАТ Налоговый инспектор Нотариус Бухгалтер Электрогазосварщик Швея Водитель Программист Каменщик Кондитер Секретарь-референт Социальный работник и др. ПРЯМОУГОЛЬНИК Эколог Страховой агент Машинист Водитель Все профессии, связанные с природой и др. ТРЕУГОЛЬНИК Шеф-повар Брокер Биржевой маклер Коммерческий агент Маркетолог Коммерческий директор Психолог Учитель Юрисконсульт Менеджер и др. Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре


КРУГ ОФИЦИАНТ-БАРМЕН МЕДСЕСТРА МАНИКЮРША ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГУВЕРНЕР ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ФОТОГРАФ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК СТРАХОВОЙ АГЕНТ и др. ЗИГЗАГ штукатур-маляр Шеф-повар Кондитер Плотник Каменщик Программист Маркетолог Парикмахер Художник Дизайнер Менеджер Актер Музыкант Архитектор Психолог

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...