Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать


По общему правилу, некоммерческая организация не составляет отчеты о финансовых результатах. Это следует из закона о бухгалтерском учете, однако в отдельных случаях некоммерческая организация обязана составить и представить в налоговый орган отчет о финансовых результатах. Это возникает, когда некоммерческая организация получила доход, который не подпадает под понятие целевого финансирования или целевых поступлений на содержание некоммерческой организации, которые даны в статье 251 Налогового кодекса – «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Отчет о целевом использовании средств не дает полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах работы и изменениях в финансовом положении. Без знания заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности показателей полученного дохода невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов некоммерческой организации.

Как указано в информационном письме №ПЗ-10/2012 Министерства финансов Российской Федерации опубликованном 4 декабря 2012 года, если в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, она обязана сформировать отчет о финансовых результатах. Показатель дохода, полученного некоммерческой организацией, существенен.

В пункте 18 раздела 5 «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» ПБУ 9/99 «Доходы организации» сказано следующее: «Выручка, прочие доходы, выручка от товаров, работ, услуг, составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». Для этого ПБУ доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества и погашение обязательств, которые приводят к увеличению капитала. Поступление целевых средств капитал не увеличивает.

В информационном письме Министерства финансов №ПЗ-1/2011 сказано, что некоммерческая организация, исходя из условий функционирования, а также требований законодательства Российской Федерации, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера конкретных обстоятельств возникновения. Уровень существенности показателя закреплен в учетной политике.

В учетной политике не просто указывается уровень существенности (например 5%), но также определена величина от которой рассчитываются эти 5% для того, чтобы принцип расчета был понятен всем, и аудиторам в том числе. В пояснительной записке укажите порядок расчета существенности показателя. Но не забывайте, что есть и другие формы отчетности, которые детализируют финансовый результат, поэтому делать этот показатель очень низким не стоит.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, которая составляет более 10 процентов от соответствующего раздела баланса за отчетный период.

    Существенным считается показатель, если он превышает 10% валюты баланса (строка 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

    Существенным считается показатель, если он превышает на отчетную дату 10% раздела бухгалтерского баланса «Целевое финансирование».

    Показатель считается существенным и приводится обособленно в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах. Нераскрытие показателя влияет на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При детализации статей бухгалтерской отчетности существенной признается сумма, составляющая 10% и более от показателя статьи отчетности.

Как не следует писать определения существенности показателя:

    Существенным считается показатель более 5%.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов.

Вам также может быть интересно:

"Бухгалтерский учет", 2012, N 2

Некоммерческие организации составляют и представляют различную отчетность в органы статистики и Министерства юстиции, в налоговую инспекцию и в государственные внебюджетные фонды, учредителям, жертвователям, грантодателям, а также другим заинтересованным пользователям. Особого внимания заслуживает бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговые органы, в частности Отчет о целевом использовании полученных средств.

Годовая бухгалтерская отчетность НКО в общем случае состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если НКО в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и др.); пояснительной записки.

Какие именно некоммерческие организации могут представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе?

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в силу п. 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках. При этом они обязаны включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.

Всем остальным некоммерческим организациям составлять этот Отчет лишь рекомендуется, поскольку норма Закона о бухгалтерском учете про упрощенный состав отчетности на них не распространяется.

Кроме того, общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), обязаны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), тогда как все другие некоммерческие организации - еще и квартальную (в течение 30 дней по окончании квартала).

Обратите внимание, что существует Письмо Минфина России от 25.10.1996 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами", в котором сказано, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 27.06.1996 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" садоводческие товарищества "представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах только один раз в году". Правда, в Письме не указано, куда именно они ее представляют и касается ли это садоводческих товариществ, имеющих доход от осуществления предпринимательской деятельности.

Садоводческие товарищества по определению <1> не общественные организации, тем не менее существует судебная практика в пользу непредставления ими квартальной отчетности (Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2004 N КА-А40/6151-04), аргументированная именно этим Письмом Минфина России.

<1> Общественные и религиозные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности своих интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества - это некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Также есть Письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361. В нем со ссылкой на Письмо МНС России от 16.05.2003 N ВГ-6-02/563@ указано, что религиозным организациям, не имеющим объектов обложения налогами, вообще никогда (ни поквартально, ни ежегодно) не нужно представлять в налоговые органы по месту своего учета бухгалтерскую отчетность.

По нашему мнению, не стоит "злоупотреблять" указанными разъяснениями, поскольку оснований для этого, установленных в законодательном порядке, на сегодняшний день нет.

Единственное, чем с "чистой совестью" можно воспользоваться, - это нормами п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н): субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств.

Кроме того, в силу этого же пункта потребительские кооперативы, отвечающие критериям субъекта малого предпринимательства, указанным в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с учетом показателя выручки, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556, имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Нужно ли представлять в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании полученных средств?

Отчет о целевом использовании полученных средств (бывшая форма N 6) характеризует движение средств, поступающих в распоряжение некоммерческих организаций. Именно ему и хотелось бы уделить отдельное внимание, поскольку заполнение прочих форм при составлении годовой бухгалтерской отчетности подробно изложено в других источниках.

Еще раз подчеркнем, что этот Отчет в силу закона обязателен для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Всем иным некоммерческим организациям его лишь рекомендовано включать в состав годовой бухгалтерской отчетности. Это означает, что данную форму в составе отчетности можно и не представлять, тем не менее налоговые органы постоянно настаивают на ее представлении, нередко отождествляя все некоммерческие организации с общественными (для которых представление этого Отчета действительно обязательно в силу закона). Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 29.04.2011 N 16-15/[email protected] сказано, что обязательное включение некоммерческими организациями (термин "общественные" как бы невзначай в Письме заменен на "некоммерческие"), которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг), Отчета о целевом использовании полученных средств предусмотрено п. 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете.

Между тем на практике большинство некоммерческих организаций "на добровольных началах" представляют в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании полученных средств, поэтому имеет смысл рассмотреть его заполнение подробно, с учетом требований Приказа Минфина России N 66н, тем более что им внесены существенные изменения в этот Отчет.

Кодировка строк отчетных форм Приказом Минфина России N 66н не предусмотрена, в связи с чем организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код. Однако в годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы "Наименование показателя" организация в обязательном порядке должна ввести графу "Код", в которой указываются коды показателей, приведенные в Приложении N 4 к Приказу N 66н. На наш взгляд, для единообразия целесообразно применять обязательную кодировку показателей годовой бухгалтерской отчетности для всех ее пользователей.

Для удобства присвоим каждой строке Отчета о целевом использовании полученных средств код из Приложения N 4 к Приказу Минфина России N 66н и разберемся, как правильно его заполнить.

Как правильно заполнить Отчет о целевом использовании полученных средств?

По строке 6100 "Остаток средств на начало отчетного года" некоммерческая организация показывает остаток по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на начало года.

На практике сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает в случае, когда целевые программы НКО рассчитаны на ряд лет, поскольку необязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы - их расход производится в течение всего срока реализации целевых программ.

Также это может быть сумма прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов некоммерческой организации, оставшаяся в ее распоряжении после налогообложения и не использованная в предыдущем году.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предпринимательской деятельностью НКО признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям ее создания, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

По строке 6200 "Всего поступило средств" отражается показатель суммы строк 6210 - 6250, при этом данные строки 6100 в расчет не принимаются.

По строкам 6210 "Вступительные взносы" и 6215 "Членские взносы" отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах и обществах взаимного страхования, иными словами, в организациях, являющихся членскими.

Как правило, под вступительными взносами понимаются однократные, а под членскими - регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов некоммерческой организации. Порядок и возможность их взимания должны быть обязательно предусмотрены в уставе некоммерческой организации.

По строке 6220 "Целевые взносы", по нашему мнению, в частности, можно показать:

  • суммы грантов;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
  • суммы средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов;
  • средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <1>;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • средства и стоимость имущества, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • стоимость имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;
  • средства и стоимость имущества, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;
  • суммы отчислений на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами;
  • средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение ими социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью.
<1> Обратите внимание, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства действует до 1 января 2013 г., после чего подлежит ликвидации.

По строке 6230 "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" нужно отразить поступившие (подлежащие к поступлению) взносы от других юридических и физических лиц на уставную деятельность некоммерческой организации.

Добровольные имущественные взносы, как правило, формируются у автономных некоммерческих организаций и фондов, поскольку в силу ст. ст. 7 и 10 Закона о некоммерческих организациях именно эти формы НКО учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Под подлежащими поступлению (начисленными) целевыми поступлениями следует понимать задолженность юридических или физических лиц по уплате взносов, средств. Например , согласно нормам гл. 32 "Дарение" Гражданского кодекса РФ когда договор дарения заключен в письменной форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем, а не в момент его подписания безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу, то даритель обязан передать свой дар по истечении обусловленного срока и не имеет права отказаться от своего обещания за исключением случаев, указанных в ст. 577 ГК РФ.

Подчеркнем, что в силу п. 1 ст. 582 ГК РФ правом на получение пожертвований <1> обладают не все некоммерческие организации, а только: лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, иные некоммерческие организации в соответствии с законом, а также государство и субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования).

<1> Пожертвованием в силу ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

По нашему мнению, не следует считать, что после изменения редакции ст. 582 ГК РФ все НКО, на которые распространяется действие Закона о некоммерческих организациях, на основании ст. 26 этого Закона <2> и новой редакции ст. 582 ГК РФ приобрели право принимать пожертвования и не учитывать их при исчислении налога на прибыль. Налоговый риск, на наш взгляд, практически 100%.

<2> Статья 26 Закона о некоммерческих организациях с самой первой его редакции 1996 г. содержит норму, что одним из источников формирования имущества некоммерческой организации являются пожертвования. С этим никто и не спорит, главное здесь - какие именно НКО имеют на это право.

Налоговая служба всегда относилась к этому вопросу с особым вниманием. Так, например, пожертвования, полученные некоммерческим партнерством, по мнению налоговых органов, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в составе его внереализационных доходов (Письма УФНС России по г. Москве от 25.11.2003 N 26-12/67218, от 20.10.2006 N 20-12/92797). Логика следующая: в ст. 582 ГК РФ некоммерческое партнерство не определено получателем пожертвований, в силу п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами, следовательно, пожертвования, полученные некоммерческим партнерством безвозмездно, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в составе его внереализационных доходов.

По этой же строке, на наш взгляд, следует показать стоимость имущества, переходящего по завещанию в порядке наследования, и денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, поскольку, как уже подчеркивалось, он формируется исключительно за счет пожертвований.

Отметим, что добровольные денежные и иные имущественные взносы, а также пожертвования в силу ст. 17 Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании" являются одним из источников формирования имущества обществ взаимного страхования. Поэтому, если у них имеются такие взносы, их нужно показать именно по этой строке.

По строке 6240 "Прибыль от предпринимательской деятельности организации" следует отражать чистую прибыль предыдущего отчетного года, сформированную в Отчете о прибылях и убытках по итогам предпринимательской деятельности <1> за отчетный год и направленную некоммерческой организацией для достижения целей, ради которых она создана.

<1> Следует знать, что законодательством Российской Федерации установлен ряд ограничений на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные некоммерческие организации. Если некоммерческая организация совершила сделку, которая вступает в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, то такая сделка в силу ст. 173 ГК РФ может быть признана судом недействительной.

Иными словами, данный показатель - это уменьшенная на сумму налога прибыль некоммерческой организации <2> от продаж и прочих поступлений (субсчет 91-1 "Прочие доходы"), в частности:

  • сумм положительных курсовых разниц от переоценки в установленном порядке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • доходов от продажи валюты по курсу выше курса Центрального банка РФ;
  • доходов от реализации ненужного имущества;
  • стоимости материальных ценностей, полученных в связи со списанием объектов основных средств;
  • процентов, начисляемых кредитными организациями на остатки денежных средств на счетах НКО;
  • процентов по ценным бумагам, депозитам и т.п.;
  • сумм невостребованной кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • сумм страхового возмещения;
  • излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
  • средств в возмещение причиненных некоммерческой организации убытков;
  • прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году;
  • сумм штрафных санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров и др.
<2> Нормы ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" подавляющее большинство некоммерческих организаций не применяет, поскольку в силу п. 2 ПБУ 18/02 для них это не обязательно.

Подчеркнем, что средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов некоммерческой организации (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Кроме того, следует помнить, что целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров, учитываются некоммерческими организациями с даты их получения в составе внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль в общеустановленном порядке, как имущество, полученное безвозмездно <3>.

<3> При получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.

Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ, в частности, в него входят автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

По строке 6250 "Прочие" можно отразить величину иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации. В частности, сумму дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, кредитного потребительского кооператива граждан.

Г.В.Кузьмин

Заместитель генерального директора

издательства "Бухгалтерский учет"

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Члена Экспертно-консультативного Совета
Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» Петровой Н.В.

О составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» признан утратившим силу Приказ Минфина России от 13.01.2000 года №4н.

Согласно п. 4. Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Для справки:

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пункт 2. «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Учитывая это, в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Таким образом, согласно действующему законодательству и рекомендациям Минфина РФ бухгалтерская отчетность НКО включает:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании средств
  • Приложения к ним (четкий перечень в нормативных документах не установлен)

В случае существенности доходов от предпринимательской деятельности, НКО раскрывает информацию в Приложениях в форме Отчета о финансовых результатах. Уровень существенности должен быть определен в Учетной политике организации.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«… в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Обращаем внимание:

В действующих в настоящее время нормативных документах (стандартах) конкретный перечень приложений для бухгалтерской отчетности НКО четко не определен.

Состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств), соответствии с действующим законодательством, устанавливается федеральными стандартами (пункт 6 часть 3 ст. 21 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ).

В отношении состава приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (составу приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств) действует Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.

(Основание часть 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ)

Однако в Приказе Минфина от 02.07.2010 №66н состав приложений Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств (формы отчетности НКО) прямо не определен .

Для справки:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

« 3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств…»

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона

«1. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти….»

3. Некоммерческая организация имеет право вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее Уставом. Информация о доходах от предпринимательской деятельности отражается в Отчете о целевом использовании средств в строке «Прибыль от приносящей доход деятельности».

При наличии ряда условий информация о доходах от предпринимательской деятельности должна раскрываться в отчетности обособленно, т.е. дополнительно должен составляться Отчет о финансовых результатах.

Для справки:

В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано следующее :

«Некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности».

Таким образом, при наличии предпринимательской деятельности, доходы от которой являются существенными, НКО должно дополнительно составлять Отчет о финансовых результатах.

При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются следующими нормативными документами:

  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

(Информация Минфина РФ от 17 января 2012 г. "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)")

Исходя из положений ПБУ 4/94, НКО не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменении уставного, резервного капитала и других составляющих капитала организации (Отчет об изменениях капитала).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34н НКО могут не представлять Отчет о движении денежных средств.

Вместе с тем, исходя из положений пунктов 6, 11 ПБУ 4/99, при необходимости обеспечения пользователей отчетности дополнительными данными, которые необходимы пользователям отчетности для оценки финансового положения и результатов деятельности НКО, такие данные раскрываются в Пояснениях к отчетности.

ВЫВОДЫ:

1. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. (с изменениями, дополнениями) НКО в обязательном порядке составляют:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Приложения к ним

2. В действующих стандартах состав Приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств не определен , отсюда следует, что состав и содержание приложений к указанным обязательным формам отчетности должно определяться организацией самостоятельно в Учетной политике.

3. При определенных условиях хозяйственной деятельности, НКО должны дополнительно к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании полученных средств представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет о финансовых результатах.

4. Отчет о движении денежных средств не является обязательным для годовой бухгалтерской отчетности НКО, однако ОДДС может быть включен в состав отчетности .

5. В случае существенности иных показателей деятельности НКО необходимые пояснения могут быть приведены в произвольном виде в текстовой и/или табличной форме.

НКО на УСН — какую отчетность сдавать – вопрос, с которым в первый год работы сталкиваются все некоммерческие организации, применяющие упрощенку. НКО также как и коммерческие компании должны вовремя подавать отчетность в государственные инстанции. Рассмотрим подробнее в нашем материале особенности сдачи отчетности НКО на упрощенке.

НКО: понятие и особенности

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.

Финансирование НКО может осуществляться путем получения:

  • взносов от участников и учредителей организации;
  • благотворительных добровольных взносов и пожертвований;
  • прибыли от ведения предпринимательской деятельности;
  • поступлений, полученных от имущества НКО;
  • других доходов.

НКО и УСН: условия применения

НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

  • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

НКО, выбравшие доходный режим могут уменьшить УСН-налог на страховые взносы с заработной платы, выданной из любых источников. Об этом сказано в письме Минфина от 09.08.2012 № 03-11-06/2/105.

НКО на УСН: какую бухгалтерскую отчетность сдавать

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ НКО имеют право представлять отчетность в упрощенной форме. При этом НКО может сдавать не только упрощенный вариант отчетности, но и стандартный полный вариант. Решение об этом принимается НКО индивидуально.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности для НКО на УСН входят:

  • Бухгалтерский баланс. Эта форма для НКО отличается от формы для коммерческих предприятий тем, что раздел «Капиталы и резервы» заменяется на «Целевое финансирование». Здесь НКО должна показать данные по суммам источников формирования ее активов. При этом организации сами определяют подробность отражения в балансе тех или иных данных. К примеру, при наличии у фирмы в большом количестве запасов можно при желании детально отразить в балансе состав МПЗ. Но можно это и не делать, а просто отразить сумму запасов одной строкой.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств. Этот документ отражается суммы средств, которые были использованы на ведение деятельности фирмы. Сюда входят оплата труда, затраты на благотворительность, проведение целевых мероприятий и др. Также в отчете нужно будет показать остатки денежных средств на начало и конец года, общую сумму поступивших взносов, прибыль при ведении предпринимательской деятельности.
  • Отчет о финансовых результатах. Его НКО сдавать не обязательно, он может быть заменен отчетом об использовании денежных средств. Он является обязательным только при соблюдении следующих условий:
  • за отчетный год НКО получила значительный доход;
  • данные о прибыли не отражают в полной мене финансовое состояние организации.

Существенную информацию можно дополнительно раскрыть в пояснительной записке к балансу.

Если у НКО отсутствует бухгалтер, то руководитель может заполнять отчетность самостоятельно. НКО могут отчитываться как в бумажном, так и в электронном виде. Некоммерческие организации применяют стандартные формы отчетности, утвержденные приложением №6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66. Данная отчетность сдается по итогам года, не позднее 31 марта.

Отдельно нужно отметить особенности, присущие НКО, имеющим социальную ориентацию (СО). То есть при осуществлении своей деятельности они выполняют различные социальные функции (благотворительность, социальная защита, здравоохранение, образование и др.). Такие организации заполняют специальные формы отчетности, а именно: бухгалтерский баланс СО НКО и отчет о целевом использовании средств (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Отчетность по налогам

Некоммерческие организации на упрощенке также должны отчитываться в ФНС. По окончании года (до 31 марта) они должны сдавать налоговую декларацию по УСН. Заполнить отчет организация может либо вручную либо в электронном виде. НКО заполняют тот же бланк упрощенной декларации, что и коммерческие фирмы (форма, утвержденная Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). При отсутствии у НКО доходов и расходов она должна подать нулевую декларацию по УСН (п.1 ст.346.23 НК РФ).

При этом в декларации по УСН НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества». Это должны делать НКО, которые в течение года получали целевое финансирование или которые на начало года имеют остаток целевых средств с прошлого периода, даже если в отчетном году поступлений не было.

Также НКО-упрощенцы должны вести книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

НКО на УСН не нужно платить налог на прибыль, на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому большинству НКО не нужно сдавать декларации по этим налогам.

Совмещение НКО и УСН не всегда означает, что другие налоги кроме единого, организации платить не надо. Из этого правила много исключений:

  • налог на имущество платят организации, которые имеют имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС должны заплатить НКО-налоговые агенты по НДС;
  • Транспортный налог платят те НКО, у которых в собственности есть транспортные средства;
  • Земельный налог платится, если у предприятия есть в собственности земельный участок и др.

Другая отчетность

Отчетность по работникам:

  • в ИФНС -2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочная численность;
  • в ФСС -4-ФСС;
  • в ПФР - СЗВ-М.

Также некоммерческие организации предоставляют в орган Росстата два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО, где отражаются данные касательно деятельности организации;
  • Форма №11 (краткая), где должна содержаться информация об изменениях в основных фондах.

Обязательным является сдача отчетности в Министерство юстиции:

  • Форма №0Н0001 – в ней отражена информация о руководителях НКО и осуществляемой ею деятельности;
  • Форма №0Н0002 – показывает как использовалось имущество НКО и на что были израсходованы целевые средства;
  • Форма №0Н0003 – отражает объем средств, получаемых от иностранных и международных организаций, граждан и лиц без гражданства.

Бланки форм утверждены приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72. Данная отчетность предусмотрена, чтобы государство могло обеспечить контроль, нет ли у НКО иностранных граждан среди участников и учредителей и иностранных источников финансирования (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Первые две формы не нужно заполнять организациям, если:

  • у них не поступали активы от иностранных лиц;
  • учредителями и членами НКО являются граждане РФ;
  • поступления НКО за год составили более 3 млн. руб.

Вместо них нужно заполнить заявление о том, что НКО соответствует требованиям законодательства.

Итоги

Таким образом, отчетность, представляемая НКО несколько отличается от отчетности, которую должны сдавать коммерческие предприятия. НКО могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также в соответствии с индивидуальными особенностями детализировать статьи баланса. Отдельно НКО должны сдавать специальную отчетность в Минюст России.

Некоммерческие организации (НКО) так же, как и коммерческие фирмы, обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Правила, по которым НКО составляют бухгалтерскую отчетность, отличаются от тех, которыми руководствуются коммерческие фирмы. Крайний срок представления бухгалтерской отчетности НКО — 31 марта 2016 года. Формы бухгалтерской отчетности смотрите в приложении к приказу Минфина № 66, который опубликован на нашем сайте.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что входит бухгалтерскую отчетность некоммерческих организаций
  • Как НКО сдать бухгалтерскую отчетность
  • Как НКО заполнить баланс и форму № 2

Бухгалтерская отчетность входит в Годовой отчет по УСН НКО. , и книгу «Годовой отчет по УСН» мы вам подарим.

Какая именно форма заполняется

Что учесть

Бухгалтерский баланс

Общеустановленная форма из приложения № 1 к приказу № 66н

1. Раздел III «КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ» некоммерческая организация именует «Целевое финансирование». А вместо показателей «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)», «Собственные акции, выкупленные у акционеров», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает следующие показатели (при их наличии, в зависимости от формы НКО и источников формирования ее имущества): «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды».

2. Организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям баланса исходя из существенности показателей (п. 3 приказа № 66н и п. 11 ПБУ 4/99). Например, в целях детализации статьи «Запасы» может быть обособленно приведена информация о стоимости имеющихся материалов, готовой продукции и товаров, о затратах в незавершенном производстве, если таковое имеется

Специальная форма из приложения № 5 к приказу № 66н

В форме прямо не сказано, где отражать данные о целевом финансировании. Считаем, можно поступить аналогично порядку заполнения формы баланса из приложения № 1 к приказу № 66н. А именно статью «Капитал и резервы» именовать «Целевое финансирование»*

В приложении № 6 к приказу № 66н приведены две формы — бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. И они объединены под общим заглавием «Формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций». Если данные формы использует НКО, не являющаяся социально ориентированной, представляется, что данный заголовок нужно скорректировать, то есть убрать в нем указание на социально ориентированные организации*

Отчет о целевом использовании средств

Общеустановленная форма из приложения № 2 к приказу № 66н

Форма называется «Отчет о целевом использовании полученных средств». Однако начиная с отчетности за 2012 год отчет должен именоваться отчетом о целевом использовании средств (информация № ПЗ-10/2012). Поэтому самостоятельно внесите в заголовок формы изменения

Специальная форма из приложения № 6 к приказу № 66н

Состав бухгалтерской отчетности НКО

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах (еще его называют форма № 2), то его некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях. Об этом мы подробно поговорим ниже.

При этом всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» содержится целых три бланка этого документа. Первая форма — общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы — упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. 4 и 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Заметьте: микрофинансовая организация может быть зарегистрирована в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного), некоммерческого партнерства (подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «Омикрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»). Так вот, таким НКО также не разрешено вести упрощенный бухучет. Соответственно всем выше перечисленным НКО, не имеющим права на упрощенный учет и отчетность, нужно отчитываться по общей форме баланса из приложения № 1 к приказу № 66н.

Где взять форму отчета о целевом использовании средств? По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу № 66н. А вот для социально ориентированных НКО опять сделано исключение. Их форма содержится в приложении № 6 к приказу № 66н. Эту специальную форму также могут использовать те НКО, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета.

Когда НКО нужно составлять отчет о финансовых результатах (форму № 2)

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 6 и 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 (далее — информация № ПЗ-10/2012)). Уровень существенности целесообразно прописать в учетной политике для целей бухучета.

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ‑10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.

В завершение разговора о предпринимательской деятельности отметим, что НКО, уставом которой предусмотрено осуществление бизнеса, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для этого имущество. Рыночная стоимость такого имущества не должна быть меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО. То есть минимум составляет 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 и п. 1 ст. 66.2 ГК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). При этом данную сумму стоит детализировать в бухгалтерском балансе по строке, где вы отражаете сведения о целевом финансировании. Добавленную строку можно обозначить так: «Имущество для осуществления предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности».

Пояснения к бухгалтерской отчетности НКО

В приказе № 66н или другом бухгалтерском стандарте не сказано прямо о том, какие приложения необходимы к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. В пункте 2 приказа № 66н приводится лишь состав приложений к балансу и отчету о финансовых результатах, но это актуально для коммерческих фирм.

Поэтому можно сделать вывод, что пока некоммерческие организации в обязательном порядке составляют лишь две формы бухгалтерской отчетности — бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. Однако при наличии предпринимательских доходов бухгалтер НКО по своему усмотрению может заполнить и отчет о финансовых результатах. А по другим существенным показателям при желании привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Потребительский кооператив: малое предприятие или нет?

Из всех некоммерческих организаций только потребительские кооперативы могут являться субъектами малого предпринимательства. Но для этого должны выполняться следующие условия, актуальные для кооперативов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

1) поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) за год не превышают 400 млн. руб.;

2) численность работников составляет не более 100 человек;

3) суммарная доля участия иностранных юрлиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в паевом фонде не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Последнее ограничение не распространяется на кооперативы, участниками которых являются юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности.

Заметьте: каким-то особым образом подтверждать статус малой компании не нужно. Это не предусмотрено законом.

Какие НКО относятся к социально ориентированным

О том, какие НКО считаются социально ориентированными, сказано в пункте 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ, за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...