Региональный проект Нежно-голубое чудо – сказочная гжель. Проект "сказочная гжель" с детьми старшей группы Проект сказочная гжель

История возникновения народного промысла История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 39

Красноармейского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ

В ТЕХНИКЕ ГЖЕЛЬ»

Выполнила ученица

МБОУ СОШ № 39

5 «г» класса

Лебедева Елизавета

(Учитель Жукова И.М.)

Хутор Трудобеликовский

История возникновения народного промысла

История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии: белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!. Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью

Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная(кобальтом). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

СовременнаяГжель

В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.Современная технология Строится так: формовка (литье в гипсовых формах), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей: мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи. А какие неповторимые цветы! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происходят при окончательном обжиге при 1350 градусов - так глазурь становится прозрачной, как стекло, а кобальт меняет свой цвет.

Подготовка тарелки под роспись

Я хочу рассказать, как я расписала тарелку причудливыми узорами голубой гжели. Мне очень понравилась посуда, расписанная гжельскими мастерами. И я захотела, чтобы и у меня была такая же тарелочка, с волшебными сине-голубыми цветами. Вначале я купила обыкновенную чисто- белую тарелку. Затем нарисовала эскиз росписи тарелки, подобрав красивые цветы, листья, завиточки. Раскрасила эскиз гуашью.

Роспись тарелки

    Обезжирить тарелку любым раствором.

    Нанесла узор с эскиза простым карандашом на тарелку.

    На палитре развела синюю краску, того оттенка, какой на эскизе. Мазками наношу краску на цветы и листья. Если цвет нужен более светлый- добавляю в синий белила. Работаю кистью № 3, 5.

    Если не получился какой- либо элемент узора, его можно убрать влажной салфеткой или ваткой, а затем расписывать дальше.

    Когда роспись полностью выполнена приступаю к прописыванию мелких деталей более тёмным цветом. Кисть при этом использую тонкую (№ 1).

Узор расписывать лучше с середины, а затем расписывать ободок тарелки. Для ободка тарелки можно использовать золотую краску, как это делали гжельские мастера. Наконец моя тарелка готова! Получилось очень красиво!

Самооценка работы

Выполнение работы способствует совершенствованию моих способностей в проектном творчестве, которое развивает мышление, художественный вкус, чувство цвета и ритма узора.

Задуманный мною проект выполнен. Получилась красивая тарелка, которую можно подарить маме или бабушке на День Матери, или на 8 Марта.

Что нужно для проекта.

Фарфоровая тарелка, гуашь, палитра, кисти № 1,3,5; салфетка, эскиз готовой росписи.

Хохлова Мария

Проектная работа по развитию речи по теме "Русские народные промыслы.Гжель" состоит из 3 частей: история промыслая, научное описание предмета промысла, сочинение-описание предмета промысла в художественном стиле.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Русские народные промыслы. Гжель» Выполнила: ученица 6 класса «А» лицея «Серпухов» Хохлова Мария Руководитель: учитель русского языка Винниченко Людмила Рэмировна

Первый этап История возникновения промысла

История возникновения гжели Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г. Тогда оно среди других поселений было отписано князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну. Гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами.

На протяжение столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды- изделий из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.

Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла. Для этого потребовались годы работы. В результате это привело к успеху.

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукция из гжели пользуется устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.

Второй этап Сочинение-описание предмета народного промысла в научном стиле

Гжель - известный во всём мире народный художественный промысел. Там с незапамятных времён изготовлялись керамические изделия с ручной росписью традиционно синей краской на основе кобальта: чайники, кувшины, вазы и другая посуда, различные предметы сервировки стола.

Перед нами керамическая шкатулка, расписанная гжелью. Она имеет размер 16 сантиметров в высоту, и 12 сантиметров в ширину. Форма – шар, на котором возвышается фигура рыбки. Цвет изделия - белый с синим орнаментом. На самой рыбке орнамент полукруглый (который имитирует чешуйки рыбы). По окружности шара расположен другой орнамент: чередование вертикальных и горизонтальных полос. Данный предмет используется как шкатулка для хранения драгоценностей.

Третий этап Сочинение-описание изделия народного промысла в художественном стиле

Как-то раз под Новый год мне подарили «золотую рыбку». Она оказалась не только «золотая», но и гжельская. Золотой я назвала рыбку потому, что есть у неё секрет. Рыбка возвышается над раковинкой-шкатулкой. Когда мне подарили эту шкатулку, в ней лежали маленькие конфетки в золотистых фантиках. При свете елочки они казались россыпью самоцветов, которые Дед Мороз просыпал на снег. Это ощущение возникло из-за красивой бело-голубой гаммы Гжели.

Роспись на рыбке можно было сравнить с зимним узором на окне в исполнении великого художника - Деда Мороза. Мне очень понравился этот подарок. Рыбка как будто дышала зимней свежесть и была такой сказочный! Вспоминая тот новогодний вечер, я решила использовать шкатулку для хранения своих украшений. И с тех пор праздник всегда рядом со мной.

Этапы проекта

1-й этап. Подготовительный.

  • Подготовительный

2.Обсуждение проблемных вопросов

3.Выполнение задания "Мозговой штурм"

4.Заполнение первого и второго столбиков карты "З-И-У-К"

5.Знакомство детей с правилами работы в группе

6.Создание команды

7.Оформление страницы-визитки команды. Критерии оценивания визитки:

  • Создана страница команды и внесена в список участников проекта - 2 б.
  • На странице присутствуют ссылки на страницы ВСЕХ участников команды. Страницы всех участников команды заполнены и содержат необходимый объем информации об участнике - 5 б.
  • Эстетика, оригинальность и творческий подход при оформлении командной страницы - 5 б.
  • При оформлении страницы соблюдены правила Вики-разметки - 3 б.
  • В оформлении страницы приняли участие все члены команды - 5 б.

Максимально - 20 б.

2-й этап. Основной.

Задание №1. "Пойдём в музей"

Посетить музейные экспозиции и выставки, посвящённые гжели. Создать фоторепортажи, фотоальбомы, презентации, виртуальные экскурсии с рассказом об увиденном. Ссылки разместить в портфолио на странице визитки своей команды.

Задание №2. "Радость творчества"

Командам-участницам проекта предлагается составить кроссворд, посвящённый теме проекта.

Критерии оценивания:

В кроссворде не менее 6 слов - 5 баллов; отсутствие речевых и грамматических ошибок 1 балл; отсутствие фактических ошибок - 1 балл; оригинальность, уровень сложности вопросов - 3 балла.

Максимально 10 баллов.

Задание №3. "Знакомство с мастером"

Создать вики-статью, посвящённую одному из мастеров народных художественных промыслов, имя которого связано с гжелью. В статье изложить биографию мастера, рассказать о его творчестве, разместить фотографии изделий, созданных его руками. Ссылку на статью разместить на странице своей команды.

Максимальное количество баллов за выполнение задания - 20 б. Критерии оценивания вики-статьи можно посмотреть

Задание №4."Фольклорная страничка"

Собрать загадки, пословицы, поговорки, стихи, посвящённые гжели и разместить на фольклорной страничке проекта .

Задание №5."Глоссарий"

Участникам проекта предлагается принять участие в составлении глоссария "Гжельская керамика"

Критерии оценивания:

* Дано определение не менее чем 3 понятиям, связанным с темой проекта - 3 б. * Отсутствие фактических ошибок - 2 б. * Отсутствие грамматических ошибок - 2 б.

  • Навыки коллективной работы - 1 б.
  • Соблюдение Вики-разметки - 2 б.
  • Публицистический стиль изложения - 2 б.
  • Умение кратко и доступно изложить материал - 2 б.

Максимально за участие в составлении глоссария можно получить 14 б.

3-й этап. Заключительный.

1. Заполнение первого и второго столбиков карты З-И-У-К

2. Рефлексия. Написание синквейнов по теме проекта. Синквейны размещать . Критерии оценивания:

  • Правильность составления синквейна - 3 б.
  • Соблюдение вики-разметки при размещении синквейна - 2 б.
  • Полнота раскрытия темы - 5 б.
Максимально - 10 б.

3. Подведение итогов проектной деятельности команд. Награждение победителей и призёров проекта.

  • В течении всего проекта заполняли

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей

Дошкольного и младшего школьного возраста

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школадетский сад»

«Искусство гжели»

Подготовили ученики 2 и 4 класса

Руководитель – учитель Федорова Л.З.

Бологое 2014 год

Цель : Знакомство учащихся с гжельской росписью.
Задачи :
Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»

Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Воспитывать интерес к народным промыслам.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы - зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо-глины.
На Руси живёт века промысел старинный .

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране. Ваш багаж для путешествия – кисти и краски. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся!

Дети занимают места .

И так, в путь!

Мы с вами держим путь в старинный город мастеров . Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».

История гжельской росписи.

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Кроме посуды, в Гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду..

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются вручную, поэтому точно такую же не найти.

"Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары - умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над Зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы." (автор не известен) Кто из нас не любовался сказочным сине-белым фарфором? Гжельский фарфор является исконно русским искусством, завоевавшим огромную популярность не только на территории России, но и за границей. Красота и оригинальность, романтичность и нежность - всё это сочетается в узоре гжельских мастеров. А ещё гжель называют искусством русской зимы, русская зима и в узорах и расцветке так схожа с ней.

Учитель:

- У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?

Дети:

- Узоры выполнены синей краской.

- На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?

- (ответы детей).

- Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.

- Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фольклора с упоминанием синего цвета.

Ответы детей

- («собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и пр.).

Виды росписи.

Гжельская роспись делится на три вида:

1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.

В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции .

Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции .

А потом мы сделаем выставку с вашими работами.

Проект "Голубая гжель" для старшей группы

Описание: В данной публикация я предлагаю вам проект "Голубая гжель", направленного на формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала. Публикация направлена на аудиторию педагогов работающих со старшими дошкольниками.
Цель публикации : распространение педагогического опыта.
Проект «Голубая гжель» для детей старшего дошкольного возраста.
I. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) с 22.05.2017 по 26.05.2017 г.
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.

II. Актуальность.
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

III. Цель проекта: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.

IV. Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель».
2. Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
3. Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.

4. Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

V. Предполагаемый результат : дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.

VI. Продукт проектной деятельности:
- создание в группе альбома «Рисуем гжель»;
- создание дидактических игр: «Гжель. Собери картинку», «Пазл. Гжель»;
- выставка детских работ «Голубая гжель».

Работа с родителями: консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», анкета для родителей на тему «Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством».

VII. Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- подобрать и познакомиться с методической литературой, наглядно - дидактическим материалом;
- подобрать дидактические игры, подвижные игры;
- разработка конспекта НОД.

2. Практический:
Социально – коммуникативное развитие:
- подвижные игры;
- дидактическая игра «Собери узор».

Познавательное развитие:
- беседа «Синее чудо Гжели»;
- рассматривание альбомов «Гжель», «Сказочная гжель».
Речевое развитие:
- чтение - Сказка «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
- чтение стихов «Сине - белая посуда» С. Вахрушева, «Взял мастер в руки кисть» Н. Савченко, «Незатейливый узор» Н. Радченко;
- разучивание частушек и стихов про Гжель.
Художественно – эстетическое развитие:
- декоративное рисование - занятие «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель. Расписывание блюдца»;
- занятие по лепке (пластилинография) «Сказочная гжель»;
- слушание музыкальных произведений по тематике проекта: песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная»;
- детское творчество в режимных моментах.
3. Заключительный:
- викторина «Что ты знаешь о Гжели»;
- продукт проекта: изготовление альбома «Рисуем Гжель»;
- оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...