Самые перспективные летательные аппараты. Самые необычные летательные аппараты в мире

9:14 29/10/2017

0 👁 1 065

Турбовинтовой космолет Rotary Rocket Roton ATV

Именно таким вот экзотическим образом компания Rotary Rocket пыталась в 90-е годы прошлого века преодолеть базовые ограничения , существенно повысив КПД их движителей. А то, прямо, какая-то беда: одноступенчатые ракеты на химическом топливе не могут выйти на … Сущее разорение. Но, как было сказано в одном хорошем фильме: “тот кто нам мешает – тот нам и поможет!”. А кто нам мешает, кроме конечно? Воздух!

Опирались они на ту идею, что турбовинтовые двигатели имеют существенно больший КПД, чем чисто реактивные и турбореактивные. А поскольку один из самых энергозатратных участков – именно протыкание плотных слоев , – то нельзя ли на этом этапе схитрить?

Суть хитрости состояла в том, что на макушке пирамидального аппарата размещался винт, типа вертолетного (на прототипе – именно от вертолета, для простоты), который приводился в действие (глубоко вздохнул) от кольцевой вращающейся системы из 72 жидкостных (керосин+кислород) двигателей, находящейся на традиционном для ракет месте – снизу.

В смысле, сквозь весь аппарат проходил вал от двигательной системы, крутившейся на 720 оборотов в минуту (12 в секунду, на минуточку) к редуктору НВ.

Ну, не считая привода НВ – конструкторы решили таким образом резко сэкономить на массе турбонагнетателей (подача компонентов топлива осуществляется за счет центробежной силы) и системы стабилизации – само кольцо двигателей работает гироскопом.

Но и это еще не все – при посадке вместо традиционной термозащиты предполагалось использовать хитрую схему с подачей воды(!) под днище корабля, с тем, чтобы существенно снизить температуру за счет паровой подушки и сэкономить на массе термозащиты (честно говоря, я не уверен в том, что это работоспособная идея – неочевидно, что будет легче: традиционная теплозащита или вся эта система подачи воды вместе с запасом оной).

Они рассчитывали, что 180-тонная транспортная система будет выводить на низкие от 2700 до 3200 кг полезной нагрузки – и возвращаться в целости и сохранности. Да-да, это все планировалось многоразовым.

Несущий винт – работал, помимо роли парашюта, на финальном участке полета еще и системой мягкой посадки “по вертолетному”, в этом режиме, конечно, основные реактивные двигатели уже не работали (топливо и окислитель выгорели при взлете), а раскрутку лопастей должны были обеспечить небольшие реактивные двигатели на перекиси водорода на концах лопастей.

Планируемое конструкторами конкурентное преимущество перед “самолетными” многоразовыми системами состояло в том, что никаких особых условий, как шаттлам, способным приземляться только на трех (если память не изменяет) аэродромах в мире – системе не требовалось – для посадки годилась любая ровная площадка, на котором помещался аппарат.

Кстати, и для взлета тоже – никаких особых хитрых конструкций не предполагалось, ведь никакие опорные системы не нужны (аппарат стоит на собственных опорах) – нужно просто яма для отвода выхлопа (относительно небольшого при отрыве, основная тяга создается несущим винтом) – и все, собственно.

Всего компанией Rotary Rocket было построено несколько макетов и один летающий прототип, Roton С-9. Причем, прототип был в масштабе 1:1 – высотой около 20 метров и 6,6 метров диаметром у основания. Пропеллер, правда, подкачал – взяли от разбитого S-58, но поскольку первоначальные испытания планировались в “посадочном” режиме, без заправки топливом и без полезной нагрузки – то четырехлопастного винта с пероксидными двигателями на лопастях должно было хватить на полет. Зато – в 20 раз дешевле, чем оценивалась стоимость специального “космического” ротора. И вертолетного винта хватило, надо сказать.

Всего было проведено три полета пепелаца, которые показали что (а) летать оно может, но (б) плохо. Никакой обзор, настолько что летать просто небезопасно (по высоте пилоты ориентировались только по высотомеру) и управляемость ниже плинтуса.

А потом компания разорилась…. Инвесторы решили, что перспектив нет, и 33 миллиона долларов были списаны в убытки. В настоящее время Rotary Rocket Roton C-9 экспонируется в музее авиации, но без вертолетного винта.

Необычные летательные аппараты

Изобретение летательных аппаратов, позволяющих людям путешествовать в атмосфере Земли, входит в список величайших инноваций человечества. Авиация бросает вызов пределам, и в этой сфере всё время возникают новые идеи, однако самолёты, перечисленные ниже, даже отдалённо не подходят под понятие «норма».

1. Convair V2 Sea Dart

В дополнение к самолётам стандартным, пилотам подчас бывают доступны очень интересные экземпляры летательных аппаратов. Истребитель, о котором сейчас пойдёт речь, мог совершить посадку прямо на поверхность океана. И он сильно расширял должностные обязанности пилотов, на время превращая их из обычных лётчиков в операторов лыжного шасси. Convair V2 Sea Dart был экспериментальным американским истребителем, его построили в 1951-м году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолёта, укомплектованного водонепроницаемым корпусом и парой подводных крыльев.

От производства этого истребителя решено было отказаться после катастрофы, закончившейся смертью пилота. Но тем не менее, он стал первым (и на данный момент - единственным) гидросамолётом, преодолевшим звуковой барьер.

2. Goodyear Inflatoplane

Когда компания, производящая автомобильные шины, выходит на рынок самолётов, следует ожидать очень необычных результатов. В 1959-м году компания Goodyear Tire попробовала удовлетворить запросы рынка о небольшом, удобном самолёте, и её ответ на эти запросы был очень причудлив. Открытая кабина Goodyear Inflatoplane была полностью изготовлена из резины.

Фактически, там всё было из резины, кроме двигателя и проводов. Самолёт можно было уложить в коробку длиной 1 метр, и его можно было полностью накачать с помощью обычного велосипедного насоса всего за 15 минут. С аэродинамической точки зрения машина была превосходна, так как поднималась в воздух с невероятной лёгкостью. Тем не менее, компания Goodyear Tire столкнулась с серьёзными проблемами. Они никак не смогли убедить военных купить своё детище после того, как военные узнали, что самолёт можно будет сбить всего одной пулей, или даже выстрелом из рогатки.

3. NASA A1 Pivot-Wing


NASA A1 Pivot-Wing смог поднять понятие «странный самолёт» на совершенно новый уровень. Его разработали в начале 80-х годов для того, чтобы проверить концепцию поворотного крыла. Длинное, тонкое крыло этого реактивного самолёта могло поворачиваться на такой невероятный угол, что оказывалось практически параллельно кабине пилота. Идея этого неортодоксального и исключительного новаторского подхода была в том, чтобы таким способом компенсировать вихревые возмущения воздушного потока.


Странный самолёт даже совершил несколько полётов, и летал он на удивление хорошо, однако результаты все-таки не были признаны достаточно убедительными для того, чтобы оправдать затраты на его производство. Тем не менее, современные беспилотники, в основе которых лежит конструкция этого самолёта, в настоящее время находятся в стадии разработки.

4. Vought V-173

Vought V-173 был разработан в 1942-м году, в качестве прототипа самолёта с вертикальным взлётом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители, взлетая с палубы авианосца. За странную конструкцию лётчики-испытатели прозвали этот самолёт «летающий блин».

Его фюзеляж имел округлую форму. Пара двигателей приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые на задевали за землю при взлёте только благодаря удлинённым стойкам шасси. Невысокий спрос и одна авария решили судьбу этого проекта, однако с него началось развитие в этом направлении, которое в конце привело к появлению знаменитого Harrier Jump Jet.

5. Bell P-39 Aircobra

Всё-таки иногда лучше экспертам придерживаться только того, с чем они знакомы действительно хорошо. Во время Второй мировой войны, компания Bell Helicopters выпустила мощный, и невероятно маневренный истребитель с превосходными боевыми характеристиками.

У большинства самолётов двигатели расположены спереди, однако Bell, будучи вертолётной компанией, создала истребитель с двигателем, центр которого находился позади кабины пилота. Длинный вал, идущий от этого двигателя, вращал пропеллер спереди, однако такая конструкция привела к необычному расположению центра тяжести машины. Эта «небесная змея» в годы войны сбила гораздо больше самолётов противника, чем любой другой истребитель американских ВВС. Однако некоторые «кобры» гибли не потому, что были сбиты противником, а потому что падали сами, легко срываясь в «штопор» даже из-за самых незначительных ошибок пилотов.

6. SR 71 Blackbird


SR 71 Blackbird был создан ещё до эпохи универсальных спутниковых технологий. Это был первый в своём роде самолёт-разведчик, с беспрецедентной скоростью и дальностью полёта. Он был способен подниматься на невероятную высоту, а выглядел он как страшный, почти инопланетный космический корабль.


Однако в конструкции SR 71 Blackbird были серьёзные недостатки. Стоило самолёту подняться на высоту в 7 км, и разогнаться до скорости в 3300 км/ч, как его внешняя обшивка нагревалась до 400 градусов, и начинала светиться красным. Эта адская картина за пределами кабины не слишком радовала пилотов. И хотя кабина была изолирована асбестом, пилотам всё равно приходилось сидеть в ней по полчаса после приземления, для того, чтобы не опалить себе ноги при выходе. Даже прозрачный фонарь кабины раскалялся до 300 градусов.

7. Convair Pogo

The Grumman X23, он же «Pogo», представлял собой радикальный уход от всех норм самолётостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд. По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолёт, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально. Вот только в отличие от большинства самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, нос Pogo перед взлётом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете.Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать.

Было совершено несколько успешных испытательных полётов, но, как и многие другие воздушные неудачники, этот проект так и не смог улететь далеко от земли.

8. McDonnell Douglas X-15


X-15 является очень старым проектом, однако это был такой значительный и аномальный скачок вперёд, что он по сей день остаётся непревзойдённым в истории авиации. Впервые испытанный в 1959-м году, экспериментальный ракетоплан Х-15 был 2 м в длину, с двумя крошечными метровыми огрызками крыльев с каждой стороны.


Серия испытаний показала, что ракетоплан способен достигнуть высоты в 107 км, так что две выполненных миссии были квалифицированы как космические полёты. Когда этот небольшой самолёт проходил сквозь плотные слои атмосферы, его скорость в шесть раз превышала скорость звука. Обшивка Х-15 была покрыта особым сплавом на основе никеля, который был похож на тот, что встречается в составе метеоритов. Этот сплав не позволял самому быстрому летательному аппарату на планете сгореть в атмосфере.

9. Blohm und Voss BV 141

В обычном мире симметрия является правилом, которое прослеживается практически во всём, от глаз до крыльев и плавников. Инженеры при создании своих изобретений тоже вдохновляются этим принципом, это правило справедливо и для авиадвигателей. Однако в годы Второй мировой войны немецкие инженеры из компании Dornier заметно отклонились от этой нормы, и создали самолёт-разведчик, у которого хвостовой стабилизатор располагался только с одной стороны, а кабина пилота располагалась асимметрично, с противоположной стороны.

На первый взгляд такая конструкция выглядит несбалансированной. Однако благодаря тому что кабина расположена на правой стороне, а несущий пропеллер находится левее, во время полёта возникает момент силы, который помогает самолёту лететь ровно. В результате этот причудливый аппарат не только успешно отрывался от земли, но и впоследствии вдохновил многих создателей современных спортивных самолётов на создание аппаратов со схожей конструкцией.

10. Caproni Ca.60 Noviplano

Рассмотрим дом на воде, скрещенный с самолётом. Именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano. Эта машина установила «планку странности» для самолётов настолько высоко, что даже «Красный Фоккер» Рихтгофена по сравнению с ней выглядит очень бледно. Длина этого летательного аппарата составляла 23 м. Вес - колоссальные 26 т. Этот плавающий и летающий аппарат был построен, чтобы стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации.

Исходя из теории, что с помощью достаточного количества крыльев можно поднять в воздух что угодно, инженеры создали стек из трёх крыльев спереди, и трёх в середине. Вместо хвоста использовался ещё один, третий набор крыльев. Эта чудовищная машина, наверное, может быть классифицирована как тройной триплан, и ничего подобного ни до, ни после неё построено не было.

Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлёта, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться, а потом упал в воду. Оба лётчика погибли. После этого самолёт удалось отремонтировать, однако позднее он сгорел. Это произошло ночью, и подробности этого происшествия до сих пор до конца не выяснены.

Робокрысы, дроны-охотники, говорящие мусорки: 10 гаджетов и изобретений, изменяющих города

25 лучших изобретений 2014-го года

В этих невероятных перчатках можно лазить по стенам

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

Бельгийские дизайнеры придумали съедобную посуду

Человечество стремилось ввысь на протяжении столетий и тысячелетий, о попытках людей преодолеть земное тяготение сложены легенды, мифы, предания и сказки. Древние боги могли перемещаться в воздухе на своих колесницах, кому-то не требовались даже они. К самым известным «небесным пилотам» можно отнести Икара, а также Деда Мороза (он же Санта-Клаус).

Более реальные для истории примеры - Леонардо да Винчи, братья Монгольфье и другие инженеры, а также увлеченные своими идеями энтузиасты, такие как, например, американские братья Райт. С последних началась современная эпоха самолетостроения, именно они вывели некоторые фундаментальные основы, которые применяются до сих пор.

Как и в случае с автомобилями, эффективность летательных аппаратов со временем росла, и конструкторы получали больше возможностей для создания каких-то новых, часто революционных средств передвижения по воздуху. При достаточном финансировании и поддержке со стороны власть имущих (чаще - военных) удавалось воплотить в жизнь самые необычные проекты. Нередко это были неприспособленные к жизни устройства, которые могли летать лишь на бумаге. Другие все же отрывались от земли, но их производство оказывалось слишком дорогим. Существовали также иные ограничения, в том числе технического характера.

Мы решили перечислить некоторые как позабытые, так и перспективные летательные аппараты для персонального использования. Это не самолеты для перевозки большого количества пассажиров или объемных грузов, а индивидуальные средства передвижения, привлекающие своей необычностью и теоретически способные упростить жизнь человеку будущего.

HZ-1 Aerocycle (YHO-2) Персональный вертолет, разработанный компанией de Lackner Helicopters в середине 1950-х годов. Заказчиком аппарата выступали американские военные, которые намеревались обеспечить своих солдат удобным средством передвижения. «Аэроцикл» представлял собой платформу, снизу к которой крепились два вращающихся в разных направлениях винта (длина каждой лопасти - более 4,5 метра). В действие их приводил 4-цилиндровый двигатель мощностью 43 лошадиные силы, максимальная скорость полета агрегата - до 110 км/ч.

Испытаниями YHO-2 занимался профессиональный летчик Селмер Сандби, ставший добровольцем в этом деле. Наиболее продолжительный его полет длился 43 минуты, другие заканчивались через несколько секунд после взлета. Не обошлось и без инцидентов: несколько раз лопасти двух винтов соприкасались, что приводило к их деформации, а также потере контроля над аппаратом.
Предполагалось, что управлять YHO-2 сможет любой после 20-минутного инструктажа, однако Сандби сомневался в этом. Опасность несли огромные лопасти, которые могли напугать человека, даже несмотря на то, что положение пилота фиксировалось ремнями безопасности. Инженеры так и не смогли решить проблему с винтами, и в итоге проект был закрыт. Из 12 заказанных персональных вертолетов целым остался один - он выставлен в одном из американских музеев. Кстати, Селмер Сандби получил за свою службу и участие в испытаниях YHO-2 «Крест летных заслуг».
Реактивный ранец.

В 1950-х годах велась разработка еще одного перспективного индивидуального транспортного средства - реактивного ранца. Эта идея, фигурировавшая в научной фантастике еще в 1920-е, впоследствии нашла воплощение в комиксах и фильмах (например, «Ракетчик» 1991 года), однако до этого инженеры и конструкторы потратили немало сил на реализацию идеи сделать человека-ракету. Попытки не прекращаются до сих пор, но уровень развития технологий все еще не позволяет преодолеть некоторые ограничения. В частности, о длительном полете речи пока не идет, управляемость также оставляет желать лучшего. Имеются и вопросы касательно безопасности пилота.
«Первопроходец» среди ракетных ранцев отличался невероятной «прожорливостью»: на полет длительностью до 30 секунд требовалось 19 литров перекиси водорода (пероксида водорода). Пилот мог эффектно подпрыгнуть в воздух или пролететь сотню метров, однако на этом все достоинства аппарата заканчивались. Для обслуживания единственного ранца требовалась целая бригада специалистов, скорость его передвижения была относительно невысока, а для увеличения дальности полета был нужен бак, удержать который пилот бы не смог.
Военные, которые видели в весьма дорогостоящем проекте перспективу создания космических пехотинцев или летающего спецназа, оказались разочарованы.
Впоследствии появилась модернизированная версия аппарата - RB 2000 Rocket Belt. Ее разработку вели трое американцев: продавец страховок и предприниматель Брэд Баркер, бизнесмен Джо Райт и инженер Ларри Стенли. К сожалению, группа распалась: Стенли обвинил Баркера в растратах и последний скрылся вместе с образцом RB 2000. Позже последовал суд, однако Баркер отказался выплачивать $10 млн. Стенли схватил бывшего партнера и посадил его на восемь дней в ящик, за что в 2002 году после бегства страхового агента получил пожизненный срок (его сократили до восьми лет). После всех этих перипетий RB 2000 так и не был найден.
Avro Canada VZ-9 Avrocar.
В конце 1940-х произошел так называемый Розуэлльский инцидент, который, вероятно, и оказал влияние на умы канадских инженеров. Они приняли участие в разработке летательного аппарата вертикального взлета и посадки Avro Canada VZ-9 Avrocar. При взгляде на него на ум сразу приходит аналогия именно с летающими тарелками. На экспериментальный проект было потрачено как минимум три года и $10 млн. Всего было построено два экземпляра высокотехнологичного «пончика» с турбиной посередине.

Предполагалось, что Avrocar, использующий эффект Коанда (с 2012 года его эксплуатируют в Формуле-1), будет способен развивать высокую скорость. Будучи маневренным и имея достойную дальность полета, он в итоге превратится в «летающий джип». Диаметр «тарелки» с двумя кокпитами для пилотов составлял 5,5 метра, высота - менее метра, вес - 2,5 тонны. Максимальная скорость полета Avrocar, согласно замыслу конструкторов, должна была достигать 480 км/ч, высота полета - более 3 тыс. метров.

Второй по счету полноценный прототип не оправдал надежд его создателей: он смог разогнаться лишь до невпечатляющих 56 км/ч. Кроме того, аппарат вел себя в воздухе непредсказуемо, и об эффективном полете речи не шло. Также инженеры выяснили, что поднять Avrocar в воздух на сколь-нибудь значимую высоту не получится, а существующий образец рисковал застрять в высокой траве или мелком кустарнике.
Веловертолет AeroVelo Atlas
В прошлом году двое канадских инженеров получили премию Сикорского, учрежденную в 1980-м. Изначально ее размер составлял $10 тыс. В 2009-м выплаты увеличились до $250 тыс. Согласно правилам конкурса, летательный аппарат на мускульной тяге должен был подняться в воздух на высоту не менее трех метров, имея при этом хорошую устойчивость и управляемость.

Создатели AeroVelo Atlas смогли выполнить все поставленные задачи, представив по-своему футуристичное средство передвижения, достойное покорять небо планеты с низкой гравитацией. Несмотря на свои огромные размеры (ширина веловертолета составила 58 метров, а вес - всего 52 кг), достойный продолжатель идей да Винчи взлетел и даже в некотором смысле превзошел «конкурента» в лице Avrocar: высота его полета составила 3,3 метра, длительность - более минуты.

В пиковый момент пилот «Атласа» смог создать тягу в 1,5 лошадиной силы, которая потребовалась для достижения заданной высоты. Под конец полета тяга составила 0,8 лошадиной силы - педали крутил подготовленный спортсмен, профессиональный велосипедист.
Веловертолет заслуживает внимания как доказательство того, что при желании можно обойти многие препятствия и заставить летать даже то, что и в состоянии покоя не внушает доверия. Ховербайк Криса Мэллоя.
Кто-то вдохновляется историями об НЛО, а Крис Мэллой, вероятно, является поклонником «Звездных войн». Пока, к сожалению, это лишь идея, воплощенная частично: австралиец продолжает собирать средства на выпуск полностью рабочего прототипа летательного аппарата. Для этого ему потребуется $1,1 млн, а пока в продаже есть миниатюрные версии ховербайка: это дроны, за счет продаж которых Мэллой намерен частично профинансировать постройку своего детища.



Инженер считает, что его летательный аппарат лучше, чем существующие вертолеты (именно с ними он сравнивает ховербайк). Агрегат не требует продвинутых знаний в области пилотирования, так как основные задачи будет выполнять компьютер. Кроме того, устройство легче и дешевле.
Планируется, что аппарат оснастят баком на 30 литров топлива (60 литров - с дополнительными емкостями), расход составит 30 литров в час, или 0,5 литра в минуту. Ширина ховербайка достигает 1,3 метра, длина - 3 метра, чистый вес - 105 кг, максимальная взлетная масса - 270 кг. Агрегат сможет взлетать на высоту почти 3 км, а его скорость будет составлять более 250 км/ч. Звучит все это многообещающе, но пока малоправдоподобно.
Jetlev.
Полностью рабочий прототип аналога ракетного ранца на водной тяге был завершен в 2008 году. По словам его создателей, первый набросок будущего аппарата появился за восемь лет до этого. Промо, демонстрирующее возможности Jetlev, было размещено на YouTube в 2009 году, тогда же компания-разработчик объявила и стоимость первой массовой версии устройства - $139,5 тыс. С течением времени ранец на водной тяге заметно убавил в цене, которая снизилась для модели R200x до $68,5 тыс. Это стало возможно благодаря появившейся конкуренции.
В нашем списке это первый летательный аппарат, который действительно существует, работает и имеет определенную популярность. Он «привязан» к воде, однако это не умаляет его достоинств: максимальная скорость полета актуальной модели составляет 40 км/ч, высота - около 40 метров. При наличии достаточно протяженной реки пилот Jetlev смог бы преодолеть почти 50 км (другой вопрос - существует ли человек, способный выдержать такой путь).
Разработка не претендует на звание «серьезного» средства передвижения, однако даст почувствовать себя Джеймсом Бондом, в распоряжении которого оказался новый гаджет из исследовательского центра Британской секретной службы.
M400 Skycar.
Один из самых неоднозначных проектов, который в итоге может быть не реализован. Созданием летающего автомобиля уже не первое десятилетие занимается дизайнер Пол Моллер. В последние годы ему все сложнее привлекать внимание к своим так и не взлетевшим транспортным средствам. За все время изобретатель не смог добиться значимых и видимых результатов, но как минимум с 1997 года регулярно привлекает к себе внимание финансовых служб и контролирующих органов.
Вначале Моллера уличили в выпуске маркетинговых материалов, в которых он сообщал о том, что его автомобили будущего заполнят воздушное пространство в течение нескольких лет. Затем сомнения вызвали операции с ценными бумагами и возможный обман инвесторов, в результате чего желающих вкладывать деньги в бездонный проект становилось все меньше. Последнюю попытку канадец предпринял в конце 2013 года, но к январю 2014-го собрал менее $30 тыс. из требуемых $950 тыс.

Если верить дизайнеру, в настоящее время идет разработка модели M400X Skycar. Автомобиль, предназначенный для перевозки одного человека (водителя), на бумаге способен развивать скорость до 530 км/ч и взлетать на высоту 10 тыс. метров. В реальности же идея, скорее всего, так и останется идеей, а работа всей жизни Пола Моллера, которому в этом году исполнится 78 лет, завершится ничем.
Летающий мотоцикл G2.
В перспективе он обязательно полетит - об этом свидетельствуют испытания первой модели, проведенные в 2005-2006 годах. Пока же аппарат, который успел завоевать звание «самого быстрого в мире летающего мотоцикла», подойдет Безумному Максу, Бэтмену или Агенту 007. Благодаря двигателю от Suzuki GSX-R1000, транспортное средство способно развивать скорость более 200 км/ч, что доказано во время заездов по соляной пустыне в США. Способность покорять небо, по словам разработчика, летающий мотоцикл получит в ближайшие месяцы.

В качестве основы для летательного аппарата изобретатель не зря выбрал именно байк: по американскому законодательству его будет значительно легче зарегистрировать и использовать на дорогах.
Сейчас Дежё Молнар работает над тем, чтобы снизить вес G2 и приспособить двигатель, приводящий мотоцикл в движение, для взаимодействия с винтом. Именно тогда инженер и опубликует видео, на котором продемонстрирует все возможности создаваемого им транспортного средства.

Когда приступают к классификации предметов или явлений, то ищут основные, наиболее общие черты, свойства, которые служат доказательством их родства. Наряду с этим изучают и такие признаки, которые резко отличали бы их друг от друга.

Если мы, следуя этому принципу, начнем классифицировать современные летательные аппараты, то прежде всего встанет вопрос: какие же признаки или свойства летательных аппаратов считать наиболее важными?

Может быть, можно классифицировать их, исходя из материалов, из которых изготовлены аппараты? Да, можно, но это будет мало наглядно. Ведь из разных материалов можно сделать одно и то же. Алюминий, сталь, дерево, полотно, резина, пластмассы в тон или иной степени применяются при изготовлении н самолетов, и вертолетов, н дирижаблей, и воздушных шаров.

Может быть основой для классификации летательных аппаратов избрать: когда и кем сделан аппарат впервые? Можно классифицировать в историческом плане - это вопрос важный, но тогда под одну рубрику попадут несхожие между собой по многим признакам аппараты, предложенные в одно время и в одной стране.

Очевидно, не эти признаки для классификации нужно считать наиболее важными.

Ввиду того что летательные аппараты предназначены для перемещения в воздушной среде, их принято подразделять на аппараты легче воздуха и аппараты тяжелее воздуха . Итак, основой классификации летательных аппаратов является их вес по отношению к воздуху.

Мы видим, что к аппаратам легче воздуха относятся дирижабли, воздушные шары и стратостаты . Они поднимаются и держатся в воздухе за счет наполнения их легкими газами. К аппаратам тяжелее воздуха принадлежат самолеты, планеры, ракеты и винтокрылые аппараты.

Самолет и планер поддерживаются в воздухе подъемной силой, создаваемой крыльями; ракеты удерживаются в воздухе силой тяги, развиваемой ракетным авигателем, а винтокрылые аппараты - подъемной силой несущего винта. Существуют (пока в проектах) аппараты, занимающие промежуточное положение между самолетами и винтокрылыми аппаратами, самолетами и ракетами. Это так называемые преобразуемые самолеты, или конверто-планы, которые должны объединить с себе положительные свойства как тех, так и других и сочетать огромные скорости полета с возможностью висения в воздухе, возможностью взлетать без разбега и садиться без пробега.

Вертолет, как и автожир, относится к винтокрылым летательным аппаратам. Их различие состоит в том, что несущий винт автожира не связан с двигателем и может свободно вращаться.

Несущий винт вертолета (или несколько несущих винтов) в отличие от несущего винта автожира в процессе взлета, полета и посадки приводится во вращение двигателем и служит как для создания подъемной силы, так и тяги. Создаваемая винтом аэродинамическая сила используется как для поддержания вертолета в воздухе, так и для его движения вперед Кроме того, несущий винт является также органом управления вертолетом.

Если у самолета тягу создает воздушный винт или реактивный двигатель, подъемную силу - крылья, а органами управления служат рули и элероны, то у вертолета все эти функции выполняет несущий винт. Из этого становится понятным, насколько важно значение несущего винта на вертолете.

Вертолеты отличаются друг от друга по количеству несущих винтов, по их расположению, по способу привода вращения. В соответствии с этими признаками и разделены вертолеты, изображенные.

Большинство из этих летательных аппаратов экспериментальные модели, которые так и никогда не оторвались от земли. В сегодняшней подборке Вы найдете обзор самых нестандартных летающих конструкций, созданных в разное время авиаразработчиками разных стран.

Разработка НАСА «М2-F1» получила прозвище «Летающая ванна». Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года. А в 1966 году — последний.

На авиабазе НАСА с середины 1979 года до января 1983 года проводились испытания двух самолетов на дистанционном управлении. По сравнению с обычными истребителями, они были значительно меньше в размерах, более маневренный и выдерживали большую перегрузку.

Прототип самолета McDonell Douglas X-36 авиаконструкторы придумали только для того, чтобы удостовериться в летательных способностях бесхвостых самолетов. Был разработан в 1977 году. Дистанционное управление.

Ames AD-1 (Эймес АД-1) — первый в мире самолёт с косым крылом. Экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.

Крылья Boeing Vertol VZ-2 вращаются. Отличительной особенностью от другой подобной авиатехники, является его способность взлетать вертикально и зависать в воздухе. Разработан был 1957 году. После серии успешных испытаний, длившихся целых три года, был передан в исследовательский центр NASA.

Самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире, разработан советскими учеными - сотрудниками конструкторского бюро им. М. Л. Миля в 1969 году. Он способен поднимать груз весом 40 тонн на высоту 2250 метров. Побить этот рекорд еще никому не удалось.

«Аврокар» — летательный аппарат, разработанный в 1952 году в Канаде. Над его созданием ученые трудились семь лет, но проект оказался провальным. Максимальная высота, на которую смогла подняться «тарелка» не превысила полутора метров.

Northrop XP-79B имел два реактивных двигателя и весьма странный вид. Согласно задумке американских разработчиков истребитель должен был пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. Но первый же вылет в 1945 году закончился катастрофой. Произошла она на пятнадцатой минуте полета.

В 2007 году лучшим изобретением согласно опросу Times был признан боинг X-48 (Boeing X-48). Это результат совместного сотрудничества американской компании Boeing и агентства NASA. Первый вылет состоялся летом 2007 года. Беспилотный аппарат поднялся на высоту 2300 метров и благополучно приземлился через 31 минуту.

Еще одна нестандартная разработка НАСА - летательный аппарат NASA Hyper III.

Легендарный самолет Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли «Летающим блинчиком» за необычный внешний вид. Но, несмотря на это, он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.

HL-10 использовался для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса. Разработка НАСА.

Су-47 «Беркут» — палубный истребитель, спроектированный в 1997 году в ОКБ им. Сухого (Россия). Для его создания применялись композитные материалы. Отличительной чертой являются крылья обратной стреловидности. На данный момент относится к экспериментальным моделям.

Grumman X-29 - основной проект 1984 года корпорации Grumman Aerospace. Его можно смело назвать прототипом российского Су-47 «Беркут». Всего было собрано два таких истребителя (спецзаказ агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США).

LTV XC-142 способен взлетать вертикально. Он обладатель поворотных крыльев. Первый его вылет состоялся 29 сентября 1964 года. В 1970 году проект заморозили. Из пяти построенных самолетов на данный момент сохранился только один. Он стал частью экспозиции Музея ВВС США.

Экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева, официально носил название «Корабль - макет» или сокращенно «КМ», но его частенько называли просто «Каспийским монстром». Размах его крыла составлял 37,6 м, длина- 92 м, максимальная взлётная масса -544 тонны. В течение 15 лет проводились многочисленные экспериментальные полеты, но в 1980 из-за ошибки пилота гигант потерпел крушение. К счастью, обошлось без жертв. Но попыток восстановить КМ не последовало.

«Super Guppy» носит прозвище «Воздушный кит» и используется NASA для доставки крупногабаритных изделий для МКС. Разработка принадлежит Aero Spacelines.

Моноплан фирмы «Дуглас» с острым носом - экспериментальная модель. Первый испытательный полет состоялся в 1952 году.

Этот модуль, созданный в 1963 году, был частью грандиозного проекта «Аполлон». Планировалось его использование для высадки на Луну. Имел всего один реактивный двигатель.

Сикорский S-72 впервые поднялся в небо 12 октября 1976 года. В 1987 свет увидел уже модернизированный S-72. Но вскоре проект закрыли из-за недостаточного финансирования.

Ryan X-13A-RY Vertijet сконструирован в 1950 году в Америке. Это реактивный самолет вертикального взлета и посадки, выполненный по заказу ВВС США.

Еще один модуль для высадки на Луну. Также был частью проекта «Аполлон». Разработан в 1964 году. Способен выполнять вертикальную посадку и взлет.

Convair Pogo

Grumman X23 или “Pogo” представляет собой радикальное отклонение от норм авиастроения: от простой эксцентричности до полного абсурда. Корпус был построен практически как у обычно самолета, за исключением ротора, прикрепленного к носовому обтекателю, который поднимал самолет вертикально в воздух. В отличие от большинства самолетов вертикального взлета и посадки, Pogo взлетал носом вверх, как ракета с колёсами, прикрепленными к её хвостовому килю. Фонарь кабины пилота был сконструирован в положении 90 градусов наружу, из-за чего пилоту приходилось лежать перпендикулярно земле, когда машина поднималась в воздух. Затем, после выравнивания курса полета, “Pogo” продолжал полет как обычные самолеты. Это судно прошло серию успешных испытаний, но как и все “странные” проекты он не получил дальнейшего развития.

Convair V2 Sea Dart

Работа пилота не всегда ограничивается простыми самолетами. А управление истребителем, который может приземляться на воду прямо посреди океана, превращает пилота еще и в водителя гигантского водного мотоцикла. Convair Sea Dart - это экспериментальный американский истребитель, спроектированный в 1951 году в качестве прототипа для сверхзвукового гидросамолета. Он был оснащен водонепроницаемым корпусом и двумя подводными крыльями. Convair Sea Dart был снят с производства после несчастного случая с летальным исходом. Однако до этого, под управлением Сэма Шеннона, этот самолет стал первым (и единственным по сей день) гидропланом, преодолел звуковой барьер.

McDonnell Douglas X-15

Модель X-15 представляет собой еще более старый проект, но это был такой значительный и необычный прорыв в авиастроении, что он остается непревзойденным до сих пор. Впервые испытания прошли в 1959 году. Самолет-ракета X-15 был 15,5 метров в длину, с крошечными трехметровыми крыльями с обеих сторон. В ходе ряда испытаний самолет подъема на высоту 30,5 километров, а два из них были засчитаны как космический полеты. Во время прохождения через атмосферу его скорость в шесть раз превышала скорость звука. Корпус самолета был покрыт сплавом никеля, схожим по составу с тем, который содержится в метеоритах. Это позволило самолету не сгореть при входе в атмосферу Земли. Огромный вес и большая мощность X-15 создали основу для описания характеристик экстремальных воздушных судов.

Blohm und Voss BV 141

В природе симметрия важна во всем - от глаз и до крыльев. В принципах обратной инженерии, вдохновленной правилами природы, эта аксиома одинаково справедлива для двигателей, киля и хвостовой части самолетов. Но во время Второй мировой войны, немецкие авиастроители из компании Dornier создали разведывательный самолет и легкий бомбардировщик с одним единственным крылом, хвостовой балкой с двигателем на одной стороне и кабиной пилота сразу за ними. Такая конструкция, имеющая значительные отклонения от принятой нормы, может показаться не надежной, но, тем не менее, расположение кабины по правой стороне пропеллера противодействует вращающему моменту и помогает самолёту лететь прямо. Этот странный летательный аппарат не только отрывался от земли, но и послужил вдохновением для создания проекта современного спортивного самолета с похожей конструкцией.

Представьте себе плавучий дом совмещенный с самолетом. Именно эта идея лежала в основе проекта Caproni Ca.60 Noviplano. Махина, созданная в 1920, изменила все существующие стандарты оценки самолетов с несколькими крыльями. Причем настолько, что Красный Фоккер Рихтгофена (Richtofen’s Red Fokker) выглядел бы просто заурядно. Этот огромный плавучий летательный аппарат (21,5 м в длину и 55 тонн веса) должен был стать первым трансатлантическим самолетом в истории авиации. Позаимствовав из теории концепцию о том, что достаточное количество крыльев может заставить взлететь что угодно, к корпусу в форме корабля крепились три крыла спереди, три в середине и третий набор крыльев сзади - вместо хвоста. Этот странный неземной аппарат можно охарактеризовать как тройной триплан. Ничего подобного никогда не было построено. Взлет не стал проблемой для этого самолета, но первый же полет закончился катастрофой когда самолет набрал высоту в 18 метров. Каприони заявил, что починит его, но обломки самолета были сожжены этой же ночью.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...