Категории и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации. Функции стандартизации Оно ищет лучшие стандарты, которые могут эффективно применяться на рынке, и организует использование реально существующих стандартов на практике

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.


Рязань – 2010 г.

Методические указания обсуждены на заседании кафедры «Технология общественного питания» протокол № « » 2010 года

Заведующий кафедрой___________ О.В. Черкасов

Одобрено советом (методической комиссией) технологического факультета

«_____» _____________ 2010 года.

Председатель ____________ Е.Н. Бондаренко

Цель работы – изучение категорий нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и видов стандартов, применяемых в Российской Федерации.

В результате выполнения лабораторной работы студенты должны изучить существующиекатегории нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации.

Нормативный документ по стандартизации - это доку­мент, устанавливающий правила, принципы, нормы, харак­теристики, касающиеся объектов стандартизации, различ­ных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Объектами стандартизации являются продукция произ­водственно-технического назначения, товары широкого по­требления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справоч­ные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации соглас­но ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определенной оговоркой к нормативным документам относятся технические условия .



Наиболее массовым нормативным документом по стан­дартизации является стандарт.

Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0-92 - это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием воз­ражений по существенным вопросам у большинства заин­тересованных сторон, принятый признанным органом (организацией, предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от объекта стандартизации и уровня утвер­ждения (принятия) документа стандарты различаются по категориям:

· международный;

· региональный;

· государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);

· межгосударственный (ГОСТ);

· стандарт отрасли (ОСТ);

· стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);

· стандарт предприятия (СТП).

Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO) и 1 МЭК (IEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК, - рекомендательный,добровольный.

Региональный международный стандарт - стандарт, принятый международной межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Такими стан­дартами в Европе являются стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и др. Статус подобных стандартов для стран, входящих в региональные объеди­нения (например, ЕС), - обязательный.

ГОСТ - государственные стандарты бывшего СССР , дей­ствующие в качестве межгосударственных стандартов для стран - бывших республик, входивших в свое время в со­став СССР. Применяются без переоформления по постанов­лениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера. По состоянию на 1 января 2001 г. в Рос­сии и странах СНГ действуют свыше 20 тыс. ГОСТ.

ГОСТ Р - стандарт, принимаемый Госстандартом Рос­сии или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы, и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.

ОСТ - отраслевые стандарты, устанавливаются на ана­логичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие су­губо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему феде­ральному органу исполнительной власти, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предпри­ятия и организации, применяющие (потребляющие) продук­цию данной отрасли. Отраслевые стандарты могут устанав­ливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качествен­ных и эксплуатационных показателей, установленных го­сударственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными.

Фонд отраслевых стандартов составляет около 40 тыс. наименований.

СТО - стандарты научно-технических, инженерных об­ществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, ме­тоды испытаний, технологии, новые принципы организа­ции и управления производством и т. п.

СТП - стандарты предприятий, организаций. Разраба­тываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нор­мы и правила в области организации и управления произ­водством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, ти­повые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения показателей качества соответствующей про­дукцией или услуги.

Кроме того существуют:

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. К нему можно отнести Государственные стандарты и стандарты отрасли.

Стандарт административно-территориальной единицы - стандарт, принятый на уровне одного субъекта - Российской Федерации и доступный широкому кругу потребителей.

Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия и введения в действие стандарта.

Стандарт на совместимость - стандарт, устанавливающий требования касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.

Стандарт с открытыми значениями - стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть установлены значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использо­вать СТП для освоения государственных, международных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т. п., закупаемым у других ор­ганизаций и предприятий. СТП обязателен, для предпри­ятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на раз­работку, производство, поставку продукции или пред­оставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности - участников договора.

Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов тех­нического регламента.

К техническим регламентам следует относить законо­дательные акты и постановления Правительства РФ, со­держащие требования, нормы и правила технического ха­рактера; государственные стандарты РФ в части устанав­ливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетен­цию которых в соответствии с законодательством РФ вхо­дит установление обязательных требований.

Технический регламент содержит технические требова­ния или непосредственно (например, обязательные требо­вания государственных стандартов), или путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стан­дарта.

К нормативным документам относятся также общерос­сийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

ОКТЭИ - это систематизированные своды классифика­ционных группировок определенных объектов классифи­кации, содержащие их условные цифровые коды и наиме­нования. Разрабатываются на продукцию, услуги, докумен­тацию, производственные процессы и их составные элементы, имеющие общегосударственное хозяйственное применение. Примером ОКТЭИ могут служить такие, как Общероссийский классификатор продукции ОКП; предприятий и организаций - ОКПО; управленческой документации ОКУД и др., свыше 30 наименований.

Правила по стандартизации (ПР) - нормативный до­кумент по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатывается на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач орга­низации и управления работами по стандартизации, метро­логии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обя­зательных требований технических регламентов, государ­ственных и межгосударственных стандартов. Если ПР про­шли регистрацию в Министерстве юстиции России, то тре­бования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма - нормативный документ, содержащий положе­ния, устанавливающие количественные меры или качес­твенные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

Технические условия (ТУ) - документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, вы­пускаемая небольшой партией, а также произведения худо­жественных промыслов и т. п.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отне­сены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нор­мативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.114-95". Фонд ТУ насчитывает око­ло 150 тыс. наименований.

ВВЕДЕНИЕ.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических процессов.

СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).

Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.

Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам. При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов. Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?

Что такое стандартизация?

Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?

Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов - повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.

Стандартизация - важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.

Стандартизация - один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.

Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.

Задачи стандартизации

Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:

  • налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
  • выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
  • содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
  • унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат - позитивный эффект в аспекте роста экономики);
  • установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
  • нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
  • оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
  • содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.

В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг - собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!

Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг). В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг. Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.

Стандарты и технические условия

Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ - это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией. То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов. Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам. Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.

Особенности российской системы стандартизации

Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт. Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции. Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера - защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.

Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, - ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения. Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.

Классификация стандартов

Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:

  • международные;
  • государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
  • межгосударственные (ГОСТ);
  • корпоративные (стандарты предприятий);
  • отраслевые;
  • издаваемые общественными объединениями.

Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов - российские, или межгосударственные - характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.

Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.

Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.

Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е. в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия. Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит - к государственному, или, например, к отраслевому.

Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.

Классификация источников норм в стандартизации

Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.

На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, - ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).

Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.

На втором уровне располагаются, собственно, те самые документы, в которых содержатся нормы, регулирующие производственные объекты и процессы. Это национальные и межгосударственные стандарты, различные классификаторы, рекомендации.

На третьем уровне - источники, содержащие в себе отраслевые стандарты и те, что создаются научно-техническими обществами.

На четвертом - источники, включающие стандарты предприятий, а также дополняющие и сопровождающие их нормы.

Общая характеристика стандартов разных категорий, которая отмечается многими экспертами, - это преимущественная императивность норм. Разумеется, на том уровне, которому соответствует тот или иной норматив. В отдельных пунктах стандартов может присутствовать также и диспозитивность, однако в целом в них преобладают, как полагают эксперты, предписывающие, императивные положения.

Виды стандартов

Каким образом соотносятся категории и виды стандартов? Что общего между этими двумя терминами и что отличает их? Все очень просто. Выше нами была рассмотрена характеристика стандартов разных категорий в зависимости от уровня того или иного документа. То есть главный критерий в отношении термина «категория» - уровень. В свою очередь, какими ключевыми признаками характеризуется такое явление, как «вид» стандарта?

Основной фактор отнесения нормы к тому или иному виду (при этом он наблюдается не только в российской, но также и в мировой практике) - наличие некоторой специфики объекта нормирования. Эксперты выделяют несколько основных классов, в рамках которых можно ее определить. Так, в зависимости от специфики объекта нормирования, стандарты могут быть:

  • основополагающими;
  • ориентированными на продукцию (услуги);
  • ориентированными на работу (процессы);
  • адаптированными для методов контроля (в отношении испытаний, измерений или же, например, анализа).

Что касается основополагающих стандартов, то можно отметить, что они регламентируют, прежде всего, ключевые организационные аспекты, положения и нормы, которые могут быть общими в отношении разных сегментов производства, областей науки и техники. Если вести речь, скажем, о стандартах, ориентированных на продукцию или услуги, то данные документы устанавливают критерии для конкретных видов активностей на производстве (или в сервисах): выпуск, эксплуатация, перевозка, ремонт и т. д.

На что нужно обратить особое внимание, изучая стандарты? Понятие "категории и виды" следует осторожно использовать в контексте обоих критериев. В связи с чем? Дело в том, что та или иная "категория" не коррелирует с каким-либо конкретным "видом" стандарта. То есть принадлежность того или иного источника норм к конкретной группе не предопределяет отнесение его к определенному виду. В рамках ГОСТов, таким образом, могут присутствовать стандарты любых видов. В свою очередь, нормативные документы, объект стандартизации которых - выпуск, могут принадлежать как к государственным источникам, так и к отраслевым, корпоративным или же международным.

Стандартизация как политический фактор

Что такое категории стандартов и их характеристика, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, отражающий практическую значимость норм, о которых идет речь, в отношении развития национальной экономики. В начале статьи мы отметили, что внедрение ГОСТов и иных стандартов во много обусловлено политическими причинами, и потому исследовать данный аспект полезно. В числе популярных в научной среде предметов для дискуссий - вопрос о том, какие нормы и стандарты должны быть основополагающими для национальных российских предприятий: внутренние или же международные?

Мнения экспертов на этот счет заметно разнятся. Есть специалисты, которые уверены, что экономика государства должна развиваться как можно более независимо, особенно в стратегических отраслях. И потому основы стандартизации в этом случае должны быть национальными. Другие эксперты полагают, что в современном мире проблематично развивать экономику в полной изоляции, и потому считают целесообразным приближать национальные стандарты к мировым.

Международный уровень стандартизации

Каким образом определяются категории стандартов в метрологии и иных отраслях (если говорить о международном уровне формирования соответствующих норм)? Рассмотрим ключевые структуры, которые вовлечены в этот процесс.

Прежде всего, это Международная организация по стандартизации, или ИСО, которая была образована в 1947 году. В ее активностях участвует большинство современных государств. Другая важнейшая структура - МЭК, или Международная комиссия по электротехнике. Можно отметить, что она была основана раньше, чем ИСО, - в 1906 году. Правда, количество участников МЭК меньше - 76 стран. Другие важнейшие международные структуры, участвующие в процессах, связанных, так или иначе, со стандартизацией, - ЕЭК ООН, а также Международная торговая палата (или МТП).

Региональный уровень стандартизации

Выше мы отметили, что некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию региональные стандарты. За их формирование также отвечают международные структуры. Так, например, собственные региональные организации, отвечающие за стандартизацию, образованы странами Скандинавии, ЕС, Африки, Латинской Америки, Арабского региона. В числе значимых европейских структур - Комитет по стандартизации (СЕН). Страны ЕС, как отмечают некоторые эксперты, достигли исключительно высокого уровня интеграции различных производственных стандартов, предписаний и норм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Функции стандартизации

2. Система органов и служб стандартизации Российской Федерации

3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

4. Применение стандартов в Российской Федерации

5. Применением нормативных документов в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2. Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

4. Единства измерений;

5. Экономии всех видов ресурсов;

6. Обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышения степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации - конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойства данного объекта.

Так, аспектами стандартизации являются:

· термины и определения;

· условные обозначения и сокращения;

· требования к основным показателям уровня качества;

· требования к основным показателям уровня экономичности;

· требования к комплектности продукции;

· требования к методам и средствам хранения и транспортировки

· требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращения и потребления;

· требования к правилам и средствам приемки продукции;

· требования к маркировке продукции;

· требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;

· требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции по ее целевому назначению;

· требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующего отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения - получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации, в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы - эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент - документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьером в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации;

Указа Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиП и др.).

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение; на уровне любых хозяйственных объединений.

Правила по стандартизации - нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО и МЭК, поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) Межгосударственными стандартами являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальными органами по стандартизации. Таковыми являются - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ).

Комплекс стандартов - это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Объективный закон стандартизации - это социально-экономическая необходимость современного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

1. Функции стандартизации

Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

Стандартизация выполняет следующие функции:

А) Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами;

Б) Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

· сбалансированность интересов сторон;

· системность стандартизации;

· динамичность и опережающее развитие стандарта.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов;

В) Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

Г) Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации;

Д) Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта);

Е) Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

2. Система органов и служб стандартизации в России

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

1. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

2. Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета;

3. РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненный Правительству РФ;

4. Группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

5. Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованные сторонами (предприятия и организации) на добровольной основе;

6. Подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

Организация и государственное управление стандартизацией в стране;

Организация и государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений в стране;

Формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качеств, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

Участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

· утверждение национальных стандартов;

· принятие программ разработки национальных стандартов;

· организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

· обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

· осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

· создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

· участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

· Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

· представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями Российских ТК по стандартизации являются:

· Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

· Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

· Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

· Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

· Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

· Участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствуют принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

· Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

· Подготовка предложений по позиции Российской Федерации по позиции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

· Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

· Участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (аспекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:

· На конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля;

· На конкретную продукцию определенного вида (или группу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции);

· На конкретную услугу определенного вида (или группу однородных конкретных услуг общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг).

В стандартах на производственные процессы или работы могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов.

Характерными аспектами стандартизации являются:

· Основополагающие организационно-технические положения и правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредитации, сертификации);

· Основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использование продукции, охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов для жизни, здоровья, имущества;

· Основные требования к методам и методикам выполнения различного рода типовых работ в технологической части производственных процессов исследований, разработки, производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации продукции;

· Требования к методам и методикам контроля регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании.

В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

· Термины и определения продукции (при необходимости);

· Условные обозначения конкретной продукции и ее элементов (при наличии);

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня качества продукции (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня экономичности продукции (обязательно);

· Требования к комплектности поставляемой продукции (при наличии);

· Требования к методам и средствам хранения и транспортирования продукции (обязательно);

· Требования к методам и средствам ремонта (при возможности);

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потребления продукции (обязательно);

· Требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции (обязательно);

· Требования к методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно);

· Требования к маркировке продукции (обязательно);

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре (при наличии и необходимости);

· Требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции (обязательно);

· Требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации продукции (обязательно).

В стандартах на услуги могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

· Термины и определения услуг (при необходимости);

· Условные обозначения конкретных услуг (при наличии);

· Классификация и требования к главным параметрам услуг (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня качества услуг (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня экономичности и времени оказания услуг (обязательно);

· Требования к комплектности и условиям оказания услуг (как правило);

· Требования к условиям повторного оказания услуг (при наличии);

· Требования безопасности оказания услуг для жизни, здоровья и имущества (обязательно);

· Требования охраны окружающей природной среды при оказании услуг (обязательно);

· Требованиям к правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно);

· Требования к методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно);

· Требования к методам и методикам оценки уровня качества и подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям.

4. Применение стандартов в Российской Федерации

Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, т.е. использование и соблюдение установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно - хозяйственной и иной жизнедеятельности общества.

Российские стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) в соответствии с областью их распространения и сферой действия применяются на территории Российской Федерации с помощью следующих трёх основных методов:

Прямое применение международных или региональных стандартов в РФ может осуществляться субъектами хозяйственной деятельности независимо от их принятия в любом документе в области стандартизации, действующем на территории РФ, в следующих случаях:

по предложению потребителя при заключении субъектом хозяйственно деятельности договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты;

по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельности договора на импорт продукции в РФ (до принятия международного или регионального стандарта в национальном стандарте), если:

1. аналогичные национальные стандарта имеются, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат требованиям национальных стандартов и дополняют требования этих стандартов;

2. при выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ (до принятия международных или региональных стандартов в национальных стандартах), если отсутствуют аналогичные национальные стандарты, а при их наличии, если требования международных или региональных стандартов выше требований национальных стандартов.

Работа по прямому применению стандартов международных или региональных стандартов может начинаться с момента получения официально изданных стандартов.

Косвенное применение международных и региональных стандартов в национальных стандартах РФ осуществляют следующими методами:

А) утверждением национального стандарта, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, основанного на непосредственном использовании текста оригинала (без технических отклонений и без изменения структуры) международного или регионального стандарта, опубликованного международной или региональной организации и дополненного национальной обложкой (метод обложки).

Метод обложки может применяться только при одновременном выполнении следующих условий:

· международный или региональный стандарт разработан международный или региональной организаций, членом которой является РФ, и имеется оригинал русской версии этого стандарта, опубликованный международной или региональной организацией;

· международный или региональной стандарт полностью удовлетворяет потребностям экономики РФ, и РФ проголосовала положительно на этапе одобрения этого стандарта;

· в международном или региональном стандарте отсутствуют ссылки на другие международные или региональные стандарты, не принятые в национальных стандартах.

Национальный стандарт, принятый методом обложки, должен представлять собой копию официального экземпляра русской версии соответствующего международного или регионального стандарта (включая все его изменения и технические поправки), опубликованного международной или региональной организацией, дополненный обложкой, имеющей обозначение стандарта, присвоенное в РФ, справочной номер принятого международного или регионального стандарта и содержащей необходимую информацию, относящуюся к стандарту.

Б) утверждением национального стандарта РФ, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод на русский язык этого международного или регионального стандарта без изменения его структуры и технического содержания (метод переиздания в виде аутентичного перевода).

В этом случае допускается вносить в национальный стандарт следующие редакционные изменения по отношению к международному или региональному стандарту:

1. заменять точку на запятую при указании десятичного знака;

2. исправлять любые опечатки (например, орфографические ошибки) или изменять нумерацию страниц;

3. включать все технические опечатки и поправки к международному или региональному стандарту, официально опубликованные соответствующей международной или региональной организацией в виде отдельных документов после публикации международного или регионально стандарта, принимаемого в качестве основы национального стандарта;

4. изменять наименование международного или регионального стандарта в целях увязки с действующими в РФ национальными стандартами;

5. заменять фразу

6. «настоящий международный стандарт» или «настоящий региональный стандарт» на «настоящий стандарт»;

7. включать любой национальной информационный материал (например, информационные приложения), не изменяющий, не дополняющий и не исключающий положения международного или регионального стандарта;

8. исключать информационный предварительный материал, имеющийся в международном или региональном стандарте;

9. изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в РФ правилами орфографии;

10. включать в информационных целях пересчитанные количественные единицы, если в международном или региональном стандарте принята система измерений, отличная от действующей в РФ.

Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к международному или региональному стандарту, должны быть идентифицированы.

В) утверждением национального стандарта. Модифицированного по отношению к международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики РФ.

Модификацию национального стандарта по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту осуществляют в случае необходимости:

1. установление в нем более жестких требований;

2. дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и их значениями;

3. исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений);

4. изменение его структуры.

5. Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту, должны быть чётко идентифицированы с объяснением причин их внесения.

Изменения в структуре национального стандарта по отношению к международному или региональному стандарту допускаются при условии, что измененная структура обеспечивает легкое сравнение содержания двух стандартов.

Г) использованием перевода соответствующего международного или регионального стандарта (с изменением его технического содержания и структуры) в качестве основы для разработки национального стандарта.

Этот метод применяется в случае, если в интересах экономики РФ международной или региональной стандарт нецелесообразно принимать в национальном стандарте, идентичном или модифицированном по отношению к ним.

В разрабатываемый национальный стандарт могут быть включены:

1. полный перевод международного или регионального стандарта, но с существенным изменением его структуры и технического содержания, которые невозможно или нецелесообразно идентифицировать;

2. меньшая часть перевода международного или регионального стандарта (с соблюдением или без соблюдения аутентичности).

3. Разработанный таким образом национальный стандарт является неэквивалентным соответствующему международному или региональному стандарту.

5. Применение нормативных документов в Российской Федерации

Вопросы применения нормативных документов в России касаются:

· использование национальных стандартов и других нормативных документов российскими организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

· применение международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

· применение нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использование российских стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документов необходимы при выполнении различного вида работ или оказания услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российской законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускается изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в российских действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путём сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выдана российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующим закону РФ «О сертификации продукции и услуг».

Применение международных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой стороны, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая, прежде всего, диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям российских стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учёта специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил, норм, разработанных международными организациями, российскими отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Разновидность российских стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ.

Применение российских стандартов другими странами предусмотрено российским законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативами документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ.

стандарт международный национальный нормативный

Заключение

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Порядок работ по стандартизации устанавливается настоящим Законом, комплексом стандартов государственной системы стандартизации, а также другими нормативными актами, принимаемыми государственным органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

Работы по стандартизации осуществляют: государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации; органы управления; технические комитеты по стандартизации; юридические лица.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт - это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Список используемой литературы

1) Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг».

2) Стандартизация и управление качеством продукции / под Ред. В. А, Швандара.- М.: Юнити-Дана, 1999.-487 с.

3) Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. -М.: Аудит, 1998.-711с.

4) ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения.

5) Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебные.-Юрайт,200.-285 с.

6) Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. С.-Пб.: Университет экономики и финансов, ч. 1-3, 1995 г.

7) Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 208 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    презентация , добавлен 03.12.2015

    Цели, задачи и управленческая структура международных и региональных организаций по стандартизации; особенности их взаимодействия. Деятельность Европейского комитета по стандартизации в электротехнике. Основные принципы разработки национальных стандартов.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Основные закономерности процесса разработки стандартов. Единые требования к качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, используемых в ее производстве. Органы и службы стандартизации в РФ. Виды и категории стандартов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2011

    Понятия "стандартизация" и "унификация". Определение нормативных документов, регламентирующих процессы стандартизации в Российской Федерации. Функции технических комитетов по стандартизации документационного обеспечения управления и архивного дела.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие международной стандартизации. История развития стандартизации и структура органов, способствующих этому. Предпосылки возникновения ISO и IEC. Понятие ISO. Назначение международных стандартов. Деятельность, направленная на модернизацию ИСО.

    доклад , добавлен 13.04.2014

    История и организационная структура, цели, задачи деятельности международных организаций по стандартизации. Порядок принятия стандартов, их составление. Сравнительная характеристика организаций и процессов стандартизации разных уровней и в разных странах.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Современное управление качеством продукции. Содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов происходит при активном участии Международной организации по стандартизации (ISO) с целью развития сотрудничества и международного обмена.

    реферат , добавлен 29.06.2011

    История развития международной стандартизации. Характеристика стандартов качества в России и за рубежом. Особенности Системы Менеджмента Качества. Изучение стандарта, выполняющего функции методического пособия по разработке и принятию системы качества.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Стандартизация как один из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции, ее функции, задачи и объекты. Современная система стандартизации, Госстандарт России. Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО).

    курсовая работа , добавлен 01.02.2010

    Современное представление о стандартах в рамках общей теории управления организацией. Международные стандарты и система управления организаций: проблемы взаимодействия. Концептуальные основы стандартизации. Семейство стандартов ISO.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...