Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение как форма человеческой деятельности

Общение - особая разновидность взаимодействия людей. В пестром калейдоскопе разнообразных характеристик взаимодействия (информативное, коммуникативное, речевое, продуктивное, деловое и прочие), которые различаются по содержательному основанию или по средствам взаимодействия, общение выделяется на основании характера связи двух партнеров:

Во-первых, этими партнерами могут быть исключительно субъекты. Общение - это взаимодействие двух субъектов. Несмотря на это, мы не можем говорить об общении как «субъектно-субъектной связи». Дело в том, что каждый из субъектов выступает объектом для другого партнера в силу тогоё что у каждого из них есть тело, внешностные характеристики телодвижений, несущие на себе черты движений скрытого внутреннего мира. Связь в общении все-таки «субъект - объект - субъектная», потому что каждый партнер воспринимает другого партнера через вполне осязаемые внешние проявления. Если он этого не делает, связь разрушается.

Во-вторых, связь этих субъектов осуществляется путем транслирования другому субъекту своего личностного «Я». Общение - взаимное трансляция «Я» субъектов. Каналы такой трансляции -визуальный, вербальный, тактильный, предметно-действенный. Один из этих каналов доминирует, обусловленный своеобразием возраста, индивидуальности, ситуации. Например, малыши выстраивают свое общение, прежде всего, по каналу предметно-действенному. Канал тактильный избирают влюбленные. Визуальный канал доминирует у супругов, понимающих друг друга с полуслова. Вербальным каналом пользуются больше девушки, чем юноши.

В-третьих, речь идет о передаче внутреннего духовного содержания этих двух субъектов. Общение - взаимное раскрытие субъектами своего духовного мира. Открыть свой автономный мир для другого - нелегко, это требует усилий и умения: что-то всегда сокрыто и не может быть вынесено для другого лица.

Иногда любое взаимодействие двух субъектов называют общением. Однако сам факт существования двух понятий вместо одного говорит о том, что есть принципиальная разница в явлениях, обозначаемых разными словами.

Общение - это взаимодействие двух субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я», участвующих во взаимодействии субъектов.

Именно транслирование такого плана и созидает нечто «общее» между субъектами, что позволяет именовать взаимодействие как «общение». Общаться - значит раскрыть другому человеку свое личностное «Я» при условии такого же акта со стороны партнера, взаимное обретение того, что стало «общим» для субъектов.

Прихожанин, раскрывающий свою душу на исповеди, не участвует в процессе общения. Особи животного мира не созидают процесса общения, хотя в их мире фиксируется тонкие формы взаимодействия. Не способен на общение психически больной человек, потерявший разум. Младенец не сразу и не скоро обретает такую способность. Но приходится признать, что и в мире взрослых мы нередко встречаемся с людьми, не успевшими развить в себе способности к общению.


Природа позаботилась, чтобы человек мог взаимодействовать с окружающим миром, наделив его сенсорной и рефлекторной системой. Общение же рождается в условиях социальной жизни. Ему научаются, его культивирует человек в социально-историческом процессе существования человечества на земле.

Ещё раз предлагаем читателям рассмотреть взаимодействие девочки по имени Маша и собаки (см. фото № 1). Так и хочется сказать, что перед нами картинка общения двух очень милых...- но не назовешь собаку субъектом, поэтому то, что мы видим, имеет лишь квалификацию взаимодействия - не более того.

Конечно, Маша, вероятно, что-то говорит, и Маше, наверное, кажется, что собака отвечает. Но Маша - если общается - общается с собственным отражением, наделяя собаку своими чувствами.

Для педагога сложность вопроса имеет три стороны. Первая: всякий выход на общение сопряжен с психологическими трудностями, ибо внутренний мир автономен, закрыт от окружающих, и его открытие само по себе происходит через усилия физические и психические. Говоря о несовершенстве психологии, известный американский исследователь Курт Левин подчеркивает: «Учитель никогда не сумеет должным образом направить ребенка, если он не научится понимать психологический мир, в котором живет этот отдельный ребенок». (СНОСКА: Курт Левин. Теория поля в социальных науках. Спб., 2000. С. 83.)

Вторая: опыт общения у детей пока еще маловат и ограничен привычными ситуациями повседневной жизни, а в школе ребенок попадает в публичную среду и на глазах публики должен умело высказывать свой личностный мир. Третья: низкая культура общения, свойственная обществу в период распада, или отсутствие общения в микросреде ребенка вовсе не наделяют ребенка опытом общения.

Преодоление этих трудностей берет на себя целиком воспитание.

Педагогическое общение - это общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек - человек», научая детей воспринимать Другого и открывать Другому свой внутренний мир.

Первоочередная функция педагогического общения - «открытие на общение». Она осуществляет момент преодоления закрытости внутреннего мира «Я» одного субъекта перед другим «Я».

Операционально обеспечивается данная функция следующим образом:

§ педагог надевает «платье доброжелательности», обращаясь к детям либо к одному ребенку, с которым предстоит общение;

§ педагог занимает открытую позу без «замков» рук и ног, то есть, не скрещивает руки на груди, не кладет ногу на ногу и не держит в руках какой-либо предмет, как бы прячась за него; ладони его открыты и повернуты в сторону детей;

§ педагог не допускает угрожающей позы типа «льва перед прыжком» (опора двумя руками о стол, наклон вперед), «воинствующего петуха» (руки за спиной), «полицейского» (руки в карманах брюк, пальцы выставлены на партнера) и не держит в руках острого предмета, направленного на детей как пистолета (авторучки, указки, карандаша, линейки);

§ педагог произносит определенной формы обращение к детям, хорошо продумывая характер такого обращения в соответствии данным обстоятельствам («ребята» -- на спортивной площадке, у костра, во время уборки класса, чаепития или приготовления обеда; «дамы и господа», «судари и сударыни», «юные мыслители» - во время академических занятий; «дорогие друзья» - на беседе или дискурсии о проблемах жизни, и т.д.);

§ педагог производит «положительное подкрепление» в адрес детей вербально или мимически, осуществляя важное психологическое воздействие «поднять на пьедестал» партнера общения;

§ и в первый момент общения педагог обязательно произносит «Я-сообщение», которое есть не что иное, как открытие собственного внутреннего мира для партнера по общению.

Приведем иллюстрацию сказанного из школьной воспитательной практики:

Дорогие мыслители, здравствуйте! Рад видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас присесть. Нам предстоит интереснейшая работа. Я даже слегка волнуюсь: удастся ли сделать все хорошо, что-бы душа радовалась результату нашей работы...- обращается к ученикам учитель географии в начале урока.

Здесь произнесено обращение, произведено «положительное подкрепление», педагог открыл свое «Я», выходя на операцию «Я-сообщение».

Остановимся на последней операции, она играет роль особую, она универсальна, обслуживает все функции общения и составляет своеобразный базис для истинной трансляции личностного «Я».

«Я-сообщение» (СНОСКА: Выявленное, обоснованное и разработанное психологом Ю.Гиппенрейтером ) - оглашение своего самочувствия, состояния или мысли по поводу происходящего либо случившегося факта как определенного явления жизни. Педагог возвышается над конкретным реальным случаем, видит в нем общее явление человеческой жизни и сообщает партнеру о своем отношении к явлению (не факту!). Такое возвышение содействует социализации ребенка, который попутно узнает, как люди в обществе, где он живет, относятся к тому, что он сделал. Педагог подчеркивает обобщенность словами «Мне всегда...», «Я всегда...», «У меня всегда...». Например: «Мне всегда больно, когда вижу, как обижают человека...» или «У меня всегда хорошо на душе при встрече с умными людьми».

Вот как выглядит в повседневном обыденном варианте эта операция в сочетании с обращением к партнеру. Рассказывает юный педагог:

Дети громко перекрикивали друг друга и вразнобой высказывали жалобы, возмущение и негодование по поводу какого-то случая, суть которого я никак не могла уловить. Тогда я произнесла: «Уважаемые судари и сударыни! Я вас очень прошу не шуметь. Мне всегда так неприятно, когда люди не хотят уважать друг друга и криком кричат, чтобы их услышали». Наступила тишина. Взгляды застыли на мне. Посерьезнели. Некоторые стали аккуратно поднимать руку, прося слова...» (СНОСКА: Рассказывает Юлия Олейникова, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина ).

Следующая функция педагогического общения - «соучастие партнеру общения». Ее реализация означает существенную незаметную помощь партнеру в общении. Когда речь идет о детях либо об отдельном ребенке, данная функция имеет огромное значение, ибо дети только осваивают искусство общения, и, не умея общаться, часто приобретают негативный опыт. Если же учитывать, что взрослые прощают обычно маленькому ребенку, а порой и подростку, его ошибочные способы общения, то такое обретение негативного опыта, к тому же, довольно длительное время продолжается, укореняясь все глубже. Центральное место функции «соучастие» несомненно именно в силу ее влияния на практический опыт ребенка.

Представим ряд операций, осуществляющих скрытое содействие научению детей способам общения посредством «соучастия»: педагог создает условия для активного выражения «Я», инициирует активность, незаметно корректируя формы такого выражения. Вот операционное обеспечение указанной функции:

§ «вопрос в связи с обстоятельствами», который поставить очень легко, если оглядеть все, что располагается вокруг, или если учесть содержание совместной деятельности, предстоящей педагогу и детям; парадигма операции - «Интересно, кто здесь...», «Любопытно, каким образом это...», «Хотелось бы знать, отчего так здесь...»; заметим попутно, что эта операция очень хорошо помогает и взрослым, собравшимся вместе на свободное общение, но никак не умеющим наладить дружеский разговор;

§ «вопрос по поводу деятельности» - ставится после «вопроса об обстоятельствах», его содержание задано тем, что именно происходит «здесь и сейчас» и какие действия производит партнер общения; парадигма такова - «Вы часто здесь бываете?», «Вам нравится это делать?», «Вы, наверное, это делаете легко?»; любому человеку нетрудно говорить о том, что он сейчас совершает, поэтому он обычно бывает рад такому вопросу, позволяющему ему войти в общение;

§ «вопрос об интересах» хорошо поддерживает активность ребенка, ведь ему приятно говорить о том, что он хорошо знает и где достойно может проявить себя; парадигма операции проста - «Вы любите... плюс глагол (играть..., читать.., заниматься спортом, хозяйством...)»; с этим вопросом нельзя торопиться, лучше его задавать после предыдущих двух;

§ «присоединение» - красивая и педагогически изящная операция; она производится совсем просто посредством парадигмы «Я тоже...» или «Мне тоже...» или «У меня тоже...»; педагог как будто встает рядом с ребенком в духовном пространстве и сообщает ему, что он в своем проявлении не одинок, что его проявление в мире имеет место, и потому принимается людьми как достойное для человека, а значит, ребенок имеет поддержку; скажем, педагог говорит: «Я тоже немного боюсь, когда...» или же «Я согласен с тобою, я тоже думаю, что...»

§ «предложение помощи» во всех вариантах, созданных культурой; ее парадигмы следующие: а) «Давай помогу!» б) «Разреши помочь тебе!» в) «Мне хотелось бы тебе помочь...» г) «Я был бы счастлив это сделать»; если проследить за «мерой предложения», то она убывает от первой к четвертой парадигме - в этом скрытый смысл их существования: оказывать помощь только при условии, что человек хочет этой помощи, и ни в коем случае не делать этого без его ведома и желания;

§ «предложение высказать мнение» - операция, требующая особой тщательной интонационной инструментовки, так чтобы дети не пугались предоставленной свободы; парадигма «Выска-жи(те), что вы думаете об этом» обязательно произносится мягко, призывно, располагающе и безо всякого «учительского» нажима»; не надо бояться паузы, дети должны учиться преодолевать свой страх, они обязательно выскажут мнение, если будут уверены, что никто не станет их осмеивать;

§ «признание в личных пристрастиях либо слабостях» - необходимая операция для укрепления духовных сил ребенка, заключающаяся в открытом признании некоторых неумений, каких-либо ошибок или слабостей, которые допускал или допускает педагогом в жизни; парадигма «А я...» подчеркивает, что в данном вопросе ребенок чуть выше педагога («А я, к сожалению, боюсь компьютера...»);

§ «вопрос идеологического плана» ставится при развертывании общения, когда педагог фиксирует, что дети открылись и готовы выразить свое «Я»; парадигма «Для меня главное в жизни...» знаменует высокий уровень общения и высокое духовное напряжение личности обоих партнеров.

К перечисленному ряду также относятся операции общего порядка, такие, как «положительное подкрепление» и «Я-сообщение»: первое поощряет ребенка, наделяя его уверенностью, тем самым облегчает ему общение; второе намечает возможное содержание общения в связи с тем, что было высказано педагогом, и тем самым указывает достойный путь продолжения общения.

Посмотрим на практике примерное воплощение описанных операций в конкретной жизненной ситуации. Представим педагога, обращающегося к ребенку, чтобы вовлечь того в свободное общение:

Кажется, сегодня холодно? Ты не озяб, пока добирался до школы?.. Предстоит урок рисования?.. Тебе нравится рисовать?.. Я тоже очень люблю рисовать. А когда учился в школе, я рисовал корабли... Не умеешь рисовать корабли?.. Я могу тебе показать, как это делать?.. Красками я никогда не пробовал, к сожалению... Покажешь свои рисунки?.. Я люблю людей щедрых... А ты как относишься к жадности?.. Считаешь, что трудно быть добрым со всеми? -… А почему ты так полагаешь?..

Здесь зафиксирована обычная беседа двух людей: от вопроса к вопросу собеседники углубляют познание друг друга и взаимную трансляцию своего внутреннего мира другому человеку. Только вглядевшись и вслушавшись, можно выделить коммуникативные операции, содействующие активному общению. Более того, операциями называем их мы, профессионалы, когда ставим своей задачей научиться общаться свободно, легко и плодотворно.

Третья функция - «возвышение партнера общения». Ее назначение в повышении самооценки ребенка, в развитии достоинства как социально-психологического образования современного человека. А содержание функции - в положительной педагогической оценке и педагогической поддержке. Образно говоря, момент общения всегда ставит воспитанника «на пьедестал», а с такого социально-психологического пьедестала как говорится «есть куда падать». Надо сделать так, чтобы человеку «было куда падать». (Заметим в скобках: многие судьбы преступников начинались с того, что им «падать было некуда», они никогда не переживали чувства достоинства собственной личности, у них не было «пьедестала», с которого они боялись упасть.)

Безусловно, вся профессиональная работа педагога содействует решению такой задачи. Задача формирования достоинства является составной частью воспитательной цели. В свою очередь, ее решение обеспечивается технологическим мастерством педагога, а именно - реализацией названной функции в процессе воздействия и общения с ребенком.

Данная функция осуществляется с помощью таких операций:

§ «авансирование» - провозглашение достоинств, которых еще не успел проявить воспитанник, но в наличии которых у педагога нет сомнений; парадигма такого выданного авансом поощрения - «Ты же такой...» воодушевляет, наполняет энергией, вселяет уверенность и - помогает напрягать все силы для подтверждения сказанного; ребенок совершает усилия и ведет общение на самом высоком для себя уровне и следуя за способами, предлагаемыми педагогом;

§ «оправдание поведения» - одна из щадящих операций, состоящая в том, чтобы помочь ребенку справиться с собою при совершении недостойных действий; парадигма «Вероятно (конечно) у вас на это были причины...» и более мягкий вариант «Наверное, что-то мешает (помешало) вам.., поэтому вы...» снимает решительно подозрение в злом умысле субъекта недостойных действий и утверждает его достоинство, несмотря на содеянное;

§ «компенсирование» - при выявлении слабых сторон личности воспитанника провозгласить некоторое его достоинство, которое выступает, во-первых, компенсацией слабой стороны личности, а во-вторых, объясняет и частично оправдывает эту слабую сторону; парадигма данной операции - «зато он...» или «зато у него...», и при этом называется сильная сторона личности, то достоинство ее, которое, скорее всего, порождает слабую сторону; скажем, услышав, что кого-то упрекают в неряшливом виде, сказать: «Зато он замечательно трудится на огороде и помогает матери кормить семью»;

§ «просьба о помощи» аналогична «предложению помощи» в тех же аналогичных вариантах, созданных культурой; ее парадигмы следующие: а) «Помоги!» и «Дай!», б) «Пожалуйста, помоги!» и «Пожалуйста, дай!», в) «Не мог бы ты... плюс желаемое действие», г) «Я был бы счастлив, если бы... плюс желаемое»; смысл четырех вариантов просьбы о помощи в том, чтобы «не просить», не обременять человека, если он не может выполнить просьбу; особенно важны для педагога последние две парадигмы, инициирующие активность и самостоятельность ребенка; условно обозначим названные операции как «просьба о помощи -1», «просьба о помощи - 2», «просьба о помощи - 3», «просьба о помощи - 4».

Обращается педагог к последней из предлагаемых операций, в первую очередь тогда, когда нужно уверить детей в их достоинстве, повысить самооценку, «поднять на пьедестал», с которого, как правило, человеку не хочется падать, ибо уже теперь «есть, что терять».

И в этом ряду операций по реализации второй функции столь же значимы две общие операции - «положительное подкрепление» и «Я-сообщение». Их вариант - «через третье лицо» - особенно эффективен в повышении самооценки партнера: производятся те же самые операции, но только теперь они обращены к какому-то здесь присутствующему человеку, которому и говорят о достоинствах партнера или о том, какое чувство вызывает то, что сделал партнер.

Например: «Как умно он сказал - вы не находите?!» - говорится в присутствии ребенка, но только другому человеку, как если бы ребенка не было.

Например: «Очень умные и добрые дети!» - говорит педагог директору школы про своих учеников, когда директор появился в классе. И дети слышат такую характеристику.

Итожа сказанное, следует отметить в первую очередь единство выявленных функций, одновременно реализуемых в одном акте общения, в каждую единицу времени общения. Лишь теоретически вычленяются автономно функции, и в теоретическом анализе операции прямо соотносятся с функцией. На практике почти все операции выполняют все функции с разной мерой влияния. Это дает возможность производить профессиональную оценку характеристик общения педагога с детьми за несколько минут его совместной с ними деятельности - как если бы мы взяли каплю морской воды и анализировали по капле качества всего водоема.

Основное содержание темы : понятие о человеке; человек как существо разумное; человек как существо моральное; человек как существо созидающее; формы взаимодействия человека с окружающим миром; понятие личности в психологии; психологическая структура личности; направленность личности; активность личности; индивид; индивидуальность; понятие «субъект» в психологии; универсум как высшая степень духовного развития человека , осознающего свое бытие и место в мире.

Понятие о человеке

В феномене человека можно выделить несколько аспектов. Человек это: существо многостороннее, многомерное и сложно организованное ; органическое существо . Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Человек отличен свободным их переживанием: волевым усилием он способен подавить голод и жажду, страх и боль, если в этом он видит для себя смысл. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе . Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард – всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % – остаются неиспользованным «серым веществом».

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Человек – общественное существо . Он включен в систему социальных связей и отношений, является носителем социальной и статусно-ролевой позиции. Становление человека происходит путём социализации новорождённого. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Деятельная, преобразовательно-созидающая сущность человека – его стержневая характеристика. Он не может жить без смысла жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни – и вы увидите, каким жалким он будет».

Наличие у человека внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз) жизни, он – носитель сознания .

Самая глубинная суть человека как родового существа есть духовность. К основным проявлениям его духовности относят: совесть, смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания.

Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи. Этот термин предложил Генри Мюррей (1938) для обозначения, как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности. Персонологи ставят перед собой две задачи: 1) помогать людям получать большее удовлетворение от жизни, открывая в себе все, на что они способны; 2) постижение причин, лежащих в основе тех или иных поступков; ведь большинство причин, лежащих в основе серьезных недугов человечества – следствие поведения людей.

Слово «личность» испытало в истории удивительные превращения. Первоначально латинское слово «персона» означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла, и стала означать внутреннюю сущность самого действующего лица. Слово «персона» сошло с театральных подмостков, и шагнуло в жизнь

В отечественной психологии чаще всего используются два основных значения: 1) личность как любой человек, носитель сознания. «Это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему» (К. Платонов); 2) личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, связанного с наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды (Божович Л.И.). Точкой соприкосновения множества теорий является утверждение, что личность есть понятие социальное, не врожденное, возникающее в результате культурного и социального развития.

Личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Остановимся подробнее на этом определении.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется, благодаря производимому впечатлению. Он сам сознательно выделяет себя из окружающего, проявляя самостоятельность мысли, не банальность чувств, собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство её связей с миром и другими людьми. Разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее.

Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфическое человеческое образование, которое производится общественными отношениями. Это самоорганизующаяся, целеустремленная система. Функции регулятора поведения личности выполняет ее мировоззрение, направленность, характер, способности, совесть!

Объектом внимания личности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, самоанализ, саморегуляцию, способность к самонаблюдению.

Личность формируется в условиях общественного, конкретно – исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания . Что является движущими силами развития личности? В истории психологии представлено три направления в решении этого вопроса.

Биогенетическая концепция. Развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой концепции, человек имеет от природы предрасположение не только к некоторым особенностям протекания психических процессов, но и к определенному комплексу мотивов:


  • к преступности (Ч. Ломброзо);

  • к самосовершенствованию в профессиональной деятельности (Ж. Амар);

  • к аварийности и травматизму (К. Марбе);

  • к успехам в административной деятельности.
Следовательно, представители этой концепции (С. Холл, З. Фрейд, Э. Кречмер и др.) личность считали продуктом фатальных биологических факторов, активность её игнорировалась.

Социогенетическая концепция представлена именами Э. Торндайка, Б. Скиннера, К. Левина и др. Они старались объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем выделяют три течения: психодинамическое (Э. Эриксон) объясняет поведение через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики; когнитивистское (Ж. Пиаже) основывается на главенстве познавательных сторон интеллекта; персонологическое (А. Маслоу) в центре внимания имеет развитие личности в целом.

Психическая деятельность личности определяется единством биологических, социальных факторов и собственной активности индивида. Так, биологические предпосылки определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но биологическое в личности социально обусловлено. Важна передача от поколения к поколению опыта. Интересное наблюдение М. Блока об отсутствии конфликта дедов и внуков: «При каждом новом этапе формирования сознания делается шаг вспять – в обход поколения, являющегося главным носителем изменений… Молодежь часто бывает обязана урокам стариков». Ученые отмечают эффективность связи между поколениями опосредованно – через поколение – от дедов к внукам. Чрезвычайно важна активность личности. Именно она обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности .

Быть личностью – это и значит: иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно «строить» самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением; обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя. Личность – это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом.
Психологическая структура личности

Личность целостна. Основу ее составляет структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Существует несколько подходов в определении структуры личности. Рассмотрим некоторые из них.

Синтетический подход обосновал С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал личность как единство нескольких подструктур (табл.1).

Таблица 1.

Структура _личности_по_Рубинштейну_С._Л.">Структура личности по Рубинштейну С. Л.

В определении структуры личности особый интерес представляют взгляды К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру . По мнению ученого биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Иерархическая структура личности К.К. Платонова (табл.2) представляет собой биосоциальную структуру. Способности и характер , которые не вошли в данную структуру, являются, по мнению Платонова, как бы наложенными на все четыре подструктуры и проявляются в каждой из них.

Таблица 2.

Структура личности по К.К. Платонову




Название

Составляющие

Соотношение биологического и социального

Как формируются

1

Подструктура направленности личности

Потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение

Социально обусловлены (биологического почти нет)

Воспитанием

2

Подструктура социального опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально – биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Обучением

3

Подструктура форм отражения

Индивидуальные особенности психических процессов

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального).

Упражнением

4

Биологически обусловленная подструктура

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Тренировка

Направленность личности

Ведущим компонентом структуры личности является направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Под направленностью чаще понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Охарактеризуем основные формы направленности личности в порядке их иерархии. Влечение – наиболее примитивная, по сути, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Оно преходяще, т.к. представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем в желаниях осознается и возможный путь её удовлетворения. Стремление возникает, если в желание включается волевой компонент, возникает побуждение к деятельности. Интересы – специфическая форма проявления познавательной потребности, направленная на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, внимании к объекту. При удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Широта и содержание интересов – наиболее яркие характеристики личности. При включении в интерес волевого компонента, образуется склонность , которая рассматривается как предпосылка к развитию определенных способностей. Идеал – это то, к чему личность стремится, на что ориентируется. Они характеризуют мировоззрение человека, его ценностные ориентации. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Направленность – сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, её отношение к себе и окружающим.
Активность личности

По вопросу об источниках активности личности в психологии существуют различные точки зрения. З. Фрейд источником активности считал инстинктивные побуждения, передающиеся по наследству (либидо и агрессия). К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм в поиске новых движущих сил человеческого поведения место нереализуемых сексуальных влечений отдали стремлению к власти вследствие чувства неполноценности, коллективному бессознательному, передающемуся по наследству.

Современная психология источником активности личности называет потребности . Отметим их основные признаки. Во-первых , любая потребность имеет свой предмет, она всегда осознание нужды в чем-то. Во-вторых , всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих , потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах – побуждениях к деятельности. Он определяет тип поведения личности, придавая ему направленность. А. Н. Леонтьев выделил двоякую функцию мотива: побуждение и направление деятельности (мотив-стимул ); придание деятельности личностного смысла (смыслообразующий мотив ). Мотивы бывают осознанные и неосознаваемые. Осознанные определяют жизненные цели. К ним относят: интересы, убеждения, мировоззрение личности. Неосознаваемые мотивы (влечения, конформизм, установка) не дают личности отчета в том, что является содержанием его потребностей.

Все потребности делят на три вида: материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека; духовные – специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности; социальные – выражают общественную природу человека.

Личность – социальная сущность индивида. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация (направленность), темперамент, способности, характер, воля, чувства.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens (биологическая сущность индивида). Это человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. К первичным свойствам индивида относятся свойства, присущие всем людям: возрастные особенности, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга .

Первичные свойства определяют свойства вторичные: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей индивида. Интеграция первичных и вторичных свойств обуславливает особенности темперамента и задатки способностей человека.

Субъект деятельности – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Это человек как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель душевных сил. В структуре этого понятия выделяют: сознательность, активность, деятельность.

Таким образом, объект психологической науки – человек – может изучаться: как представитель живой природы (индивид); как социальное существо (личность); как субъект сознательной деятельности. Объединение этих трех уровней дает интегральную характеристику человека–индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность психических, социальных, физиологических особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия, неповторимости. Это самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Разнообразие условий воспитания, врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Контрольные вопросы

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция ).

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения ).

Выделяют следующие виды общения :

    «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение . Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс делового общения:

    Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.

    Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

    Принцип качества информации – не ври.

    Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

    Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

    Умей слушать и понять нужную мысль

    Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело .


Вступление.
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Эффективность восприятия связана с социально- психологической наблюдательностью – свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания.
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Функции и структура общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Психология взаимодействия людей.
В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.
Взаимодействие – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
- субъекты связи (два человека или тысячи людей);
- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
- механизм регулирования взаимоотношений.
Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Межличностные отношения.
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность, будучи обусловлена биологически- социальными причинами, способствует выживанию человека:
- наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
- социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
- найдя родственную душу – человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
- потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.
Человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.
Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.
Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.
В следующем виде взаимодействия – операциях – трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.
Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь.
Соревнование – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.
В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем- такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход – довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.
Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающие хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, Призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти.
Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.
Игра – это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну – в потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Игры – это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры, в отличие от всех других видов взаимодействий – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.
Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша.
Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
В связи с проблемой социального влияния следует различать конформность и внушаемость. Конформность – подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия, - непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.
Распространенная форма социального влияния – повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже указания этих «высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Взаимодействие в группе.
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую – следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.
Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, при этом неважно – встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать влияние на поведение или психологию другой, только когда процесс можно считать законченным.
Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это – антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти – это смешанный тип направления взаимодействия.
Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.
Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия: организованно- антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении; организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве; организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система. Которая частично управляется принуждением, а частично – добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. большинство организованных социально-интерактивных систем от семьи до церкви и государства принадлежит к типу организованно-смешанных. Также могут быть неорганизованно- антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.
В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).
Переход от одного типа к другому может происходить плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий – частично договорные, семейные, принудительные.
Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.
В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить следующие группы6
-«односторонние» группы, построенные на одном ряде основных ценностей;
- «многосторонние» группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.
Итак, группа представлена как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.
Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.
Люди вступают в группы по ряду причин:
группа выступает как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека;
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
как средство информационного, материального и прочего обмена.
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Малая группа – немногочисленная группа людей (от трех до пятнадцати человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработки групповых норм и развитию групповых процессов.
При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.
I – Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
II – Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности это группы;
вторичные цели – более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
III. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в каком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в это случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
и т.д.................

Рудая О.Ю., начальник отдела психологического сопровождения
развития детей и подростков и профессиональной ориентации
Центра психологического сопровождения образовательной деятельности
ГАОУ ДПО «КГИРО»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения

Общение – специфическая форма
взаимодействия человека с
другими людьми как членами
общества; в общении реализуются
социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона состоит в
обмене информацией между людьми;
- интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между людьми;
- перцептивная сторона включает процесс
восприятия друг друга партнёрами по
общению и установление на этой основе
взаимопонимания.

Средства общения

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в
осмысленные высказывания, используемые для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая
способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать,
дополнять или опровергать смысл фразы.
Жесты как средства общения могут быть как
общепринятыми, то есть иметь закреплённые за ними
значения, или экспрессивными, то есть служить для
большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит
от культурных, национальных традиций, от степени
доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении – побуждает человека вступить в
контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает
конкретные средства, фразы, которыми будет
пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника,
контроль эффективности общения на основе установления
обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с лат. этот термин означает «общее, раз

Коммуникация – процесс
двустороннего обмена
информацией, ведущий к
взаимному пониманию. В переводе
с лат. этот термин означает
«общее, разделяемое со всеми».
Если не достигается
взаимопонимания, то
коммуникация
не состоялась.

Причины плохой коммуникации:

Стереотипы – упрощённые мнения относительно отдельных лиц
или ситуаций.
«Предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что
противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение
человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости
вашего взгляда.
Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес
возникает, когда человек осознаёт значение информации для
себя.
Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводызаключения при отсутствии достаточного числа фактов.
Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов,
сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Виды общения

«Контакт масок»
Примитивное общение
Формально-ролевое общение
Деловое общение
Духовное. Межличностное общение
Манипулятивное общение
Светское общение

Зоны дистанции в человеческом контакте

Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь
близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны
характерны – доверительность, негромкий голос в
общении, тактильный контакт, прикосновение.
Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной
беседы с друзьями и коллегами предполагает только
визуально-зрительный контакт.
Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во
время официальных встреч, как правило, с теми, кого не
очень знают.
Публичная зона (более 400 см) подразумевает общение с
большой группой людей – например, в лекционной
аудитории.

10. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

Жесты-иллюстраторы
Жесты-регуляторы
Жесты-эмблемы
Жесты-адапторы
Жесты-аффекторы
Микрожесты

11. Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать других людей

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений
Наличие уже сформированных стереотипов
Стремление сделать преждевременное заключение о
личности оцениваемого человека
Эффект «ореола»
Эффект «проецирования»
Эффект «первичности»
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к
мнению других людей
Эффект «последней информации»

12. Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношен

Обратная связь в общении – это
сообщение, адресованное другому
человеку, о том, как я его
воспринимаю, что чувствую в связи
с нашими отношениями, какие
чувства вызывает у меня его
поведение.

13. Правила обратной связи

Говорите о том, что конкретно делает данный человек,
когда его поступки вызывают у вас те или иные чувства.
Если говорите о том, что вам не нравится в данном
человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог
бы при желании в себе изменить.
Не давайте оценок. Помните: обратная связь – это не
информация о том, что представляет собой тот или иной
человек, это в большей степени сведения о вас в связи с
этим человеком, с тем, как вы воспринимаете данного
человека, что вам приятно и что вам неприятно.

14.

Способы взаимодействия,
характерные для
ненасильственного общения
- просьба,
- объяснение,
- призыв к сотрудничеству,
- похвала, доброе слово,
- поощрение,
- одобрение,
- личный пример,
- уговор,
- составление устного договора,
- взаимоуважение,
- общение на равных,
- создание творческой атмосферы,
- юмор (не ирония!),
- совместная деятельность,
- неформальная обстановка,
- материальное поощрение,
- предоставление свободы выбора,
- создание ситуации успеха,
- ласковое прикосновение,
- демонстрация положительных сторон
ребёнка
Способы взаимодействия,
характерные для
насильственного общения
- крик, угроза,
- приказ,
- принуждение, давление,
- неконструктивная критика,
- обвинение,
- навешивание ярлыков,
- сравнение,
- шантаж,
- физическое наказание,
- унижение,
- авторитарность,
- недоверие,
- высмеивание, ирония,
- игнорирование,
- домашний арест,
- материальное наказание,
- запрет,
- чрезмерные требования,
- оскорбление,
- обсуждение при всех

15. Психические формы насилия

неприятие, постоянная критика ребёнка,
угрозы в словесной форме,
замечания в оскорбительной форме,
преднамеренная физическая и социальная изоляция,
ложь, невыполнение взрослыми своих обещаний,
пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие ухода и
заботы о ребёнке).

16. Причины использования педагогами насильственных способов взаимодействия

эмоциональное выгорание,
эмоциональная неустойчивость,
педагогическая безграмотность, некомпетентность,
личная антипатия,
нежелание использовать ненасильственные способы общения,
нехватка времени,
повышенная конфликтность личности педагога,
гиперактивность педагога,
преднамеренное использование насильственных способов общения в
воспитательных целях,
стиль общения,
проблемы педагога (финансовые, в личной жизни),
повышенная конфликтность ребёнка,
гиперактивность ребёнка,
личные проблемы ребёнка,
ребёнок понимает только насильственные методы,
экстремальные ситуации,
действие защитных механизмов психики.

17. Защитные механизмы психики

Описание действия защитного механизма психики.
проекция
Человек свои отрицательные черты приписывает
проектирует (перекладывает) свои проблемы.
другому,
вытеснение
Психика вытесняет обиды, стыд, вину, отрицательные моменты.
Человек забывает то, что не нравится.
регрессия
Для регрессии характерен уход в регрессивное поведение, таким
образом психика защищает себя от перегрузки.
замещение
Замещение развивается тогда, когда человек сдерживает эмоцию
гнева на того, кто выше по статусу. В результате отсутствие
возможности ответить статусному обидчику приводит к срыву злости
на людях более незащищённых. Это может привести к тому, что
ребёнок, которого обижают и который это терпит, замещает это в
том, что он начинает бить и обижать младших, животных, а когда
вырастает, сам становится обидчиком.

18.

отрицание
компенсация
гиперкомпенсация
рационализация
Психика не воспринимает отрицательную, болезненную
информацию, защищая себя от сбоя.
Например, человек отрицает то, что он болен; не воспринимает
смерть близкого человека.
То, что отрицается, мешает стабильной работе психики человека.
Не путать с лукавством!
Для компенсации характерно замещение потерь, недостатка в
развитии одной сферы бурным развитием в другой, той, которая
более способна к заполнению.
Например, если у человека не получается в одной сфере добиться
успеха (в личной жизни), он активно развивается в другой сфере (к
примеру, в профессиональной).
Для гиперкомпенсации характерно замещение потерь, недостатков,
комплексов в стремлении бурного развития в сфере, которая
требует сильного напряжения сил, воли и мужества. Человек
работает над достижением успеха и добивается его в тех сферах,
которые ему тяжело даются.
Действие гиперкомпенсирующего механизма направлено на
достижение развития самоуважения, рост самооценки.
Например, инвалид без ног мастерски делает сложные трюки,
которые сложны и для здорового человека.
Для рационализации характерно логически чёткое выстраивание
объяснения свершившимся неудачам, потрясениям. Этим психика
защищает себя от сбоя.
К примеру, человек бессознательно находит оправдание своим
неудачам, рационализирует свершившееся.Поддержка – основа формирования уверенности в себе у
ваших воспитанников.
Под поддержкой понимают знак внимания, оказанный
человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен,
сделанный в форме прямого речевого высказывания и
касающийся той области, в которой у него в данный момент
затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо,
кроме себя самого.
Для оказания поддержки, таким образом, определяющим
становится безусловное принятие другого, причём неважным
становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота
и что-то ещё, за что мы обычно хвалим других людей.

20. Слушание – это не молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого каким-то образом устанавливаются невидимые связи между людь

Слушание – это не молчание, а
процесс более сложный,
активный, в ходе которого
каким-то образом
устанавливаются невидимые
связи между людьми, возникает
то ощущение взаимопонимания,
которое делает эффективным
любое общение.

21. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Активное слушание предполагает: - Заин

Вид слушания, в котором на первый план выступает
отражение информации, называют
активным слушанием.
Активное слушание предполагает:
- Заинтересованное отношение к собеседнику.
- Уточняющие вопросы.
- Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
(со знаком вопроса в конце фразы).
- Получение ответа на свой вопрос (это может быть:
«Да», «Нет, неправильно», «Не совсем, я имею в
виду…»).

22. Правила эмпатического слушания

Необходимо настроиться на слушание
Своей реакцией на слова партнёра Вы должны в точности
отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его
высказыванием
Необходимо держать паузу
Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не
интерпретация скрытых от собеседника, тайных мотивов его
поведения
В тех случаях, когда подросток возбуждён, достаточно просто
поддерживать подростка междометиями, короткими фразами
типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его
последние слова («эхо-реакция»)
Методику эмпатического слушания имеет смысл применять
только в том случае, когда подросток сам хочет поделиться
какими-то переживаниями

23. В напряжённой ситуации, когда Вы испытываете сильные чувства, но они не нравятся Вам и у Вас есть сложности с тем, чтобы выразить их, самый п

В напряжённой ситуации, когда Вы
испытываете сильные чувства, но они
не нравятся Вам и у Вас есть
сложности с тем, чтобы выразить их,
самый простой способ решить эту
проблему – осознать свои чувства и
назвать их партнёру. Именно этот
способ самовыражения и называется
Я-высказыванием.

24. Я-высказывание – это:

Способ вербального выражения чувств,
возникающих в напряжённых ситуациях.
Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию,
которое традиционно используется в конфликтах
через выражение негативной оценки в адрес
другого, при этом ответственность за ситуацию
перекладывается на этого другого.
Способ обозначения проблемы для себя и при этом
осознания своей собственной ответственности за её
решение.

25. Схема Я-высказывания

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты…
Когда это происходит…
Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:
Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль,
недоумение и т.д.).
Я не знаю, как реагировать…
У меня возникает проблема…
3. Называние причин:
Потому что…
В связи с тем, что…
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...