Создателем теории альтернативных издержек является. Понятие альтернативных издержек производства

В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы подразделяются на: Федеральные

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи.

1. Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ)

Ставки по налогу на прибыль установлены ст. 284 НК РФ.

Основная налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20 процентов. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5 процентов.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах (п. 2 ст. 284 НК РФ):

1) 20 процентов - со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 данного пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 НК РФ;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки (п. 3 ст. 284 НК РФ):

1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная данным подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 НК РФ.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки (п. 4 ст. 284 НК РФ):

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 ст. 284 НК РФ, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 2 - 4 статьи 284 НК РФ, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) (Глава 21 НК РФ)

Ставки по налогу на добавленную стоимость установлены ст. 164 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации (п. 1 ст. 164 НК РФ):

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Порядок применения данного подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации;

8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов;

9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации (п. 2 ст. 164 НК РФ):

1) продовольственных товаров, перечень который установлен в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;

2) товаров для детей, перчень которых установлен пп. 2п. 2 ст. 164 НК РФ;

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, поименованных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ.

Коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 данной статьи (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 - 3 ст. 161 НК РФ, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ, при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ, при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ, а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 ст. 164 НК РФ (п. 5 ст. 164 НК РФ).

4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (Глава 23 НК РФ)

Налоговые ставки по НДФЛ установлены ст. 224 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Согласно ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Налог на игорный бизнес (Глава 29 НК РФ)

Налоговые ставки установлены ст. 369 НК РФ

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

3. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)

Налоговые ставки установлены ст. 380 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На территории г. Москвы установлена ставка 2,2% (ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций").

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

1. Земельный налог (Глава 31 НК РФ)

Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ.

алоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

2. Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991г. № 2003-1)

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Ставки на транспортный налог в 2017 году существенно отличаются в разных регионах. От чего они зависят и как начисляются, будет полезно знать каждому автовладельцу.

Получить полную оперативную информацию о истории владения и эксплуатации автомобиля, Вам поможет проверенный онлайн сервис от наших партнеров, портала “АвтоКод “.

Вносить средства в государственную казну должны как владельцы , так и те, у кого в гараже стоит авто, уже много лет не использовавшееся по назначению. Более того, налогообложению подлежат не только автомобили, но и такие транспортные средства, как:

  • двухколесные мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • все разновидности грузового транспорта;
  • самолеты и вертолеты;
  • гидроциклы, яхты, парусники, катера;
  • снегоходы и мотосани.

Ставки на транспортный налог в 2017 году по регионам определяются местными властями исходя из таких факторов:

  • заработная плата и уровень жизни;
  • количество зарегистрированных ТС.

В то же время российское законодательство регламентирует, что размер транспортного налога в 2017 году по регионам России не должен отличаться от основной ставки, установленной на государственном уровне, более чем в 10 раз. При этом неважно, идет речь о ее увеличении или уменьшении.

Еще один фактор, который влияет на величину налога, – мощность транспортного средства и его категория. Это означает, что чем больше лошадиных сил под капотом автомобиля, тем дороже он обойдется своему хозяину. Данная мера призвана способствовать поощрению граждан к покупке малолитражных и более экологичных автомобилей.

Существенное влияние на итоговую сумму налога окажет и период, в течение которого авто находится в пользовании того или иного плательщика. Но окончательно сформированным тариф будет только после учета , который введен для ТС стоимостью более 3 миллионов рублей. Рассчитывается данный критерий в индивидуальном порядке и снова-таки исходя из особенностей региона, в котором автомобиль зарегистрирован.

Подытожим: в 2017 году стоимость налога на авто определяется по его мощности, лошадиным силам и повышающему коэффициенту, который применяется к дорогостоящим продуктам автопрома.

Как показывает таблица транспортного налога, в разных частях России за автомобиль одной и той же мощности можно заплатить довольно разные суммы. К примеру, ставка на автомобиль, под капотом которого разместилось от 151 до 200 лошадиных сил, может составлять 40 рублей за каждую из них в Адыгее, 50 – в Белгородской области и всего лишь 25 – в Алтайском крае.

В таблице представлены налоговые ставки для легковых и грузовых автомобилей различной мощности по каждому региону России.

Таблица тарифов транспортного налога по регионам

Регион | Ставка руб. за 1 л.с. 0 - 100 101 - 150 151 - 200 201 - 250 251 - ∞
Адыгея, республика 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Алтай, республика 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Башкирия, республика 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Дагестан, республика 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
Карелия, республика 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Коми, республика 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Крым, республика 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Марий Эл, республика 25 35 50 90
Москва, город 12 35 50 75 150
Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 0 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 0 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
Севастополь, город 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Татарстан, республика 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Тыва, республика 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Хакасия, республика 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Чечня, республика 7 11 24 48 91
Чувашия, республика 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Якутия, республика 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2017 году был значительно снижен. Касается это, однако, только тяжеловесного транспорта – от 12 тонн. Но это не льгота, а уход от двойного налогообложения: после внедрения на российских дорогах системы «Платон» владельцы большегрузных автомобилей вносят уплату в бюджет через нее.

Не изменилась и налоговая ставка по транспортному налогу в 2017 году для юридических лиц.

Таблица ставок транспортного налога для грузового авто

Всех автовладельцев интересует вопрос, изменились ли ставки транспортного налога в 2017 году? На сегодняшний день каких-то существенных нововведений не отмечено. Даже наоборот – вопрос отмены этого сбора стал обсуждаться гораздо реже.

Дело в том, что сам по себе налог является одним из самых важных источников наполнения государственной казны. По мнению правительства, сокращать доходные статьи в период кризиса является не только неблагоразумным, но и рискованным.

Что может стать реальным в текущем году, как уверяют эксперты, так это дифференцированный подход к некоторым типам ТС. Так, скажем, это может коснуться автомобилей, использующих гибридные двигатели или газовое топливо.

А пока нелишним будет знать, сколько будет стоить ваш автомобиль в текущем году. Уточнить эту информацию можно в местной налоговой службе, тем более что теперь закон обязывает автовладельцев обращаться в уполномоченный орган по вопросу оплаты налога, не дожидаясь уведомительных документов. В противном случае налогоплательщика ожидает штраф в размере 20% от суммы налогового платежа.

Таблица повышающего коэффициента для транспортного налога

Стоимость легкового автомобиля, руб. Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска) Повышающий коэффициент
от 3 000 000 до 5 000 000 включительно не более 1 года 1.5
от 1 года до 2 лет 1.3
от 2 до 3 лет 1.1
от 5 000 000 до 10 000 000 включительно не более 5 лет 2
от 10 000 000 до 15 000 000 включительно не более 10 лет 3
свыше 15 000 000 не более 20 лет 3

Альтернативные издержки - издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей - экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае - прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина издержек упущенной выгоды связана с полезностью наиболее ценной из альтернатив, которая оказалась нереализованной. Альтернативные издержки характеризуются неотделимостью от принятия решений (действий), субъективностью, ожидаемостью на момент осуществления действия.

Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив.

Простой пример дает известный анекдот о портном, который мечтал стать английским королем и при этом «был бы еще немножечко богаче, потому, что еще бы немножко шил». Однако поскольку быть королем и портным одновременно невозможно, то доходы от портновского бизнеса будут потеряны. Их то и следует считать стоимостью упущенной возможности при восшествии на трон. Если же остаться портным, то будут потеряны доходы от королевской должности, что и будет стоимостью упущенной возможности в этом случае.

Явные издержки - это альтернативные издержки принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства. Это такие как: выплата заработной платы, процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и многое другое. Но издержки не ограничиваются только явными издержками, которое несет предприятие. Существуют также неявные (имплицитные) издержки . К ним относятся альтернативные издержки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены в контрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме. Так, например, сталь использованная для производства вооружений не может быть использована для производства автомобилей. Обычно предприятия не отражают имплицитные издержки в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся меньше.

Идея альтернативных издержек Ф. Визера

Идея альтернативных издержек принадлежит Фридриху Визеру, обозначившего ее в 1879 г. как идею использования ограниченных ресурсов и положившего начало критике затратной концепции, содержащейся в трудовой теории стоимости.

Суть идеи Ф. Визера об альтернативных издержек состоит в том, что реальная стоимость любого произведенного блага есть недополученные полезности других благ, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных для уже выпущенных благ. В этом смысле издержки производства любых благ представляют собой потенциально утраченные другие, невыпущенные полезные блага. Ф. Визер. Определял ценность ресурсных затрат в выражении максимально возможной отдачи от производства. Если слишком много будет произведено в каком-то одном направлении, меньше может быть произведено в другом, и это будет ощущаться сильнее, чем выигрыш от перепроизводства. Удовлетворяя потребности возрастающим выпуском одних товаров и отказываясь от дополнительного количества других товаров, приходиться уплачивать за осуществленный выбор соответственно возрастающую цену, выраженную в этих невыпущенных товаров. Таков смысл альтернативных издержек, получивших название закон Визера.

Нобелевский лауреат в области современной экономике В.В. Леонтьев предложил трактовку закона Визера в терминах относительной экономической эффективности распределения ограниченных ресурсов. Она воплощена в его научной и практической идеи, положенной в основу экономической модели «затраты - выпуск». Леонтьев отмечает, что величина и распределение любой массы продуктов, которая представляется наиболее эффективной для достижения данной экономической цели, может оказаться совершенно не достаточной с точки зрения другой цели.

Вопрос об экономической цели, о том что, как и для кого производить, приобретает практический смысл в мере прав и ответственности за выбор той или иной альтернативы, определившей пропорции и направления распределения ограниченных ресурсов. Право выбора приоритета среди альтернатив - это одновременно и обязанность возмещения альтернативных издержек, уплаты той возрастающей цены за отвлечение ресурсов на одни приоритеты и отказ от других.

Понятие "альтернативные издержки" можно отнести к планово-финансовой терминологии. Связано оно с использованием материальных средств, сырьевых, технических, человеческих и прочих ресурсов, играющих важную роль в Особенно важен точный учёт таких издержек на предприятиях, не совсем рентабельных или переживающих некоторые другие трудности. Рациональное использование всей материально-технической базы в этом случае может помочь предприятию остаться на плаву.

Альтернативные издержки производства - это ресурсы, потраченные на производство одного вида продукции и оценённые с позиций потерянных возможностей использовать их в других, альтернативных целях. Так, на счету у предприятия есть некоторая денежная сумма. И необходимо обновить техническое оборудование - закупить несколько станков. В то же время нужно дополнительное количество сырья для производства. Купятся станки - не купится сырьё, и наоборот. Руководству предприятия следует просчитать варианты и определить, какое вложение окажется более выгодным и принесёт производству больше пользы.

Следовательно, альтернативные издержки - это издержки такого рода, которые, будучи применены в одном месте, не могут примениться в другом. Их главные свойства - ограниченность и редкость. Если женщина потратит имеющиеся у неё деньги на покупку косметики, одновременно купить на них же лекарства или продукты, вещь и т.д. она уже не сможет. Следовательно, пользуясь каким-либо ресурсом в одной области, мы утрачиваем возможность применить его как-то ещё. Этот закон касается и повседневной человеческой жизни и деятельности, и финансовой, научной, производственной сфер в размере целых стран, государств. Особенно же затрагиваются интересы производственных предприятий.

В силу такой особенности всякое решение о производстве, выпуске и т.п. заставляет отказаться использовать те же ресурсы для изготовления другой продукции или другого товара. А издержки, затраченные на производство, и есть альтернативные издержки.

У фермера на участке выращиваются такие сельхозкультуры, как кабачки и томаты. Под каждую отведена определённая площадь. Но однажды фермер решил, что томатов надо выращивать больше. Для этого ему придётся отобрать часть участка от грядок с кабачками, уменьшить площадь земли, на которой кабачки растут. Альтернативные издержки каждого куста томата с плодами можно выразить в количестве кабачков, которые фермер теперь недополучит, используя под томаты.

Понятно, что, хотя данный пример приведён для продукции двух видов, на самом деле их неизмеримо больше. В этом случае измерить альтернативные издержки можно с помощью денег. Тогда издержки будут взяты за разницу между прибылью, которую можно получить при самом выгодном из всех альтернативных вариантов использования ресурсов, и той прибылью, которая может быть получена на самом деле.

Надо помнить, что далеко не все затраты в производстве считаются альтернативными. Обычно любое использование ресурсов является запланированным, распределённым и учтённым заранее (аренда здания при открытии нового офиса, закупка оргтехники и другого оборудования, проведение в здании ремонта и т.д.). Эти затраты в не участвуют и функцию альтернативы не выполняют.

Говоря об альтернативных издержках у предприятия, следует упомянуть об их внешнем и внутреннем характере. Внешний - это явный, сюда относятся оплата труда рабочих, выплаты за сырьё, топливо, транспортировки, энергию. Т.е. оплачивающие те ресурсы, которые предприятие приобрело. Неявные, или внутренние - это те издержки пользования ресурсами, которыми могут распоряжаться владельцы компании и т.д.

48. Альтернативные издержки

Рассмотрим другой подход к оценке затрат ресурсов - концепцию альтернативных издержек (или издержек упущенных возможностей). Пусть ресурс X можно применить при производстве нескольких благ. Если данный ресурс уже использован при производстве блага А, то его уже не используешь при производстве блага В. Например, направив материал на пошив какого-то количества мини-юбок, фирма автоматически должна отказаться от использования этой ткани для выпуска более консервативных моделей женской одежды. Поставим себя на место предпринимателя, просчитывающего этот проект. Если известно, что более строгую одежду можно было бы продать за 1 млн руб., то очевидно, что «цена» отказа от ее выпуска измеряется именно этой суммой. Ее же фирма потеряла (упустила), сделав ставку на мини-юбки. Таким образом, издержки (в смысле упущенных доходов), связанные с направлением ткани на их пошив, составили 1 млн руб.

При этом в качестве блага В для оценки размера издержек следует выбрать лучшую из отвергнутых альтернатив использования ресурса. В нашем примере при наличии двух альтернатив мини-юбкам -макси-юбок и брюк-для оценки издержек следует выбирать ту, которая принесет больший доход. Итак, согласно концепции издержек упущенных возможностей альтернативные издержки - это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Описанный метод оценки затрат ресурсов называют экономическим, сами же издержки называют альтернативными (или экономическими), а также издержками упущенных возможностей. Логика метода заключается в поиске ответа на вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы получить данное благо?

Проблема заключается в том, что альтернативные издержки порой трудно определить как определенное количество рублей или долларов.

При многотоварном производстве и быстро меняющейся экономической обстановке трудно выбрать лучший способ использования имеющегося ресурса. В рыночных условиях это делает сам предприниматель как инициатор и организатор производства. Опираясь на свой опыт и интуицию, он определяет эффект от того или иного направления применения ресурса. При этом доходы от упущенных возможностей (а значит, и размер альтернативных издержек) всегда являются потенциальными.

Говоря, что альтернативные издержки выпуска мини-юбок составили 1 млн руб., мы исходили из гипотезы, что за эту сумму удалось бы продать макси-юбки. Но никто не может поручиться, что капризная мода не сделала бы «макси-юбки» хитом сезона и их бы не удалось продать за 2 млн руб. К тому же нельзя быть уверенным, что были рассмотрены все существующие альтернативы.

Все это обусловливает субъективность и неоднозначность оценки издержек экономическим методом. Вместе с тем рассуждения по принципу «от чего я откажусь, если выберу то или иное» в мире экономики не являются неопределенными. Логика расчета «цены» выбора обладает значительной аналитической силой и позволяет понять мотивы экономических решений. С такой точки зрения альтернативные издержки - это то количество денег, которое необходимо, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства товара В и использовать его для производства товара A.

Нащупывание этой величины и составляет содержание торга, который ведут стороны при заключении сделки. Продавец стремится завысить цену, но готов снижать ее до тех пор, пока она не сравняется с альтернативными издержками, т.е. с той суммой, которую он может получить от других клиентов. В свою очередь покупатель также отстаивает низкую цену, но готов поднимать ее до тех пор, пока она не сравняется с альтернативными издержками иных способов расходования средств (ценой покупки аналогичного товара у других продавцов или товара-заменителя). Особенность же ситуации заключается в том, что ни одна из сторон не знает точного размера альтернативных издержек другой стороны Бытовое выражение «я, кажется, продешевил!» означает, что продавец не «достал» покупателя до уровня альтернативных издержек последнего.

Мало кто знает, что именно установление предельной цены, до которой намечает отступать партнер по сделке (а вовсе не технические секреты), является основной целью экономического шпионажа.

Бывает полезной и такая интерпретация: альтернативные издержки - это выручка от наиболее выгодного из всех отвергнутых альтернативных способов использования ресурсов.

Например, некий инвестор имеет два варианта использования своего капитала:

1) вложить деньги в модернизацию Саратовского мясокомбината;

2) купить государственные облигации.

Предположим, что инвестор выбрал первый вариант. Он приобрел патент на использование новой технологии, купил современное оборудование, нанял квалифицированных рабочих. При расчете издержек инвестор должен учитывать не только издержки, связанные с использованием покупных ресурсов, но и упущенный доход от альтернативного распоряжения капиталом, т.е. доход, который он имел бы от владения государственными ценными бумагами.

Именно в этом кроются причины того, почему наши банки не кредитуют промышленность. Если доходность краткосрочных спекулятивных операций на финансовом рынке во много раз превышает рентабельность даже самых высокоэффективных и быстроокупаемых индустриальных проектов, то мотивация для инвестирования в промышленные предприятия отсутствует - альтернативные издержки слишком велики. А именно так обстояло дело на протяжении всей эпохи реформ. Бухгалтерская концепция игнорирует издержки - фактор времени. Она оценивает издержки по итогам свершившихся сделок. А при определении издержек упущенных возможностей важно понимать, что эффект от того или иного варианта использования ресурса может проявляться в разные периоды. Выбор 126 альтернативы часто сопряжен с ответом на вопрос: что предпочесть - текущий выигрыш ценой будущих потерь или текущие потери ради выигрыша в будущем? С одной стороны, это усложняет оценку издержек. С другой стороны, сложность анализа оборачивается плюсом более объективного учета всех сторон предстоящего просчета.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...