Отношение человека к природе. Эколого-этическая парадигма отношения человека и природы Экологические принципы отношения человека к природе

Отношения человека с природой соответствуют типу «потребитель – ресурсы». Полное уничтожение многих видов живых организмов и целых экосистем делает человека неразумным потребителем. Скорость роста численности его популяций является аномально высокой. Это определяется не биологическими потребностями человека в пище и пространстве, а стремлением к улучшению своего жизненного уровня, что приводит к усилению давления на природную среду.

Биологически человек даже на начальных этапах своей эволюции уже отличался от других видов млекопитающих исключительной подвижностью. Как правило, он проходил в сутки, по меньшей мере, вдвое большее расстояние, чем остальные виды. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, охраняли огромную кормовую территорию, в пределах которой кочевали.

Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привел к удвоению энергозатрат и сокращением кочевого ареала. Это позволило снизить подвижность человека, что создало предпосылки для формирования общества с разделением функций и культурной специализацией.

Одновременно произошли изменения в отношениях с природой. Уже на фазе примитивного охотничьего промысла выработались приемы выжигания угодий для более быстрого роста трав и привлечения животных (биотехническая революция). Сукцессивно зрелые экосистемы, изначально бывшие основой для собирательства, постепенно исчезали и их сменили производные биоценозы (вторичная антропогенная сукцессия). Последние продуктивнее климаксовых, но имеют совершенно иные экологические характеристики.

Следующий этап взаимоотношений человека с природой характеризуется резким снижением потребности в земельных ресурсах для прокормления в расчете на одного человека, но поступательным ростом энергозатрат и дальнейшим омоложением экосистем. Многовидовые биоценозы все в большей степени сменяются пастбищными культурами и земледельческими монокультурами.

Агросистемы теряют свойство стабильности и устойчивости – природная среда все более вытесняется новыми образованиями. Историческим финалом является переход к эксплуатации предельно омоложенных экосистем и искусственное плодородие почв. Это привело к резкому скачку энергозатрат, увеличившихся в 5-50 (в среднем, 20) раз. Рост биологической продуктивности за счет омоложения природных систем закончился. Дальнейшее увеличение вложения энергии в земледелие ведет к разрушению природных структур, что вызывает необходимость перехода к закрытым системам земледелия и его индустриализации. Другим способом увеличить эффективность сельскохозяйственного производства невозможно.



Если человечество в течение длительного времени пользовалось результатом действия правила роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем , то теперь этот путь интенсификации закрыт. Отсюда следует необходимость сокращения размеров эксплуатируемых территорий. В.Г. Горшков предлагает сократить сельскохозяйственные угодья в 10 раз и в перспективе довести до 1% от площади суши.

Ценой снижения подвижности человеческих популяций стало извлечение из недр для хозяйственных нужд накопленной органики: нефти, угля, газа и др. Поступление внешней энергии – тот предел, за которым следует разрушение экосистем даже в трансформированном в агросистемы виде. Человечество уже использовало практически все резервы для интенсификации жизни и получения дополнительной урожайности в открытом грунте.

Ход исторических изменений между природой и человеком приводил к одновременным переменам в природе и в формах хозяйства. Они менялись вследствие тех затруднений, которые происходили от перемен в природе. В свою очередь перемены в хозяйстве вызывали цепные реакции в природе. Эта постоянная обратная связь получила название закона бумеранга (или закона положительной обратной связи взаимодействия «человек – биосфера» (Дансеро, 1957): «ничего не дается даром». По Б. Коммонеру, «…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего упущения: все, что извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен».

Неизбежность платежей подчеркивается законом незаменимости биосферы , который сформулировал еще В.И.Вернадский. «Невозможно создать искусственные сообщества, обеспечивающие стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Поэтому сокращение естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству. Биосфера представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость среды обитания при любых возмущениях. Необходимо сохранить естественную природу на большей части поверхности Земли, а не в генных банках и резерватах, заповедниках и зоопарках».

Закон обратимости биосферы Дансеро (1957) гласит, что биосфера стремится к восстановлению экологического равновесия тем сильнее, чем больше давление на нее. Это стремление продолжается до достижения экосистемами климаксовых фаз развития.

Закон необратимости взаимодействия «человек-биосфера » подчеркивает, что возобновимые природные ресурсы становятся невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, ее значительной эксплуатации, доходящей до полного уничтожения или крайнего истощения, а потому превышения возможностей их восстановления. Цивилизация и культура не обеспечивают стабильных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части.

Правило меры преобразования природных систем : в ходе эксплуатации природных систем человеком нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (саморегуляции).

Правило старого автомобиля, или принцип естественности : со временем эффективность технических устройств, обеспечивающих управление природными системами и процессами, снижается, а экономические (материальные, финансовые, трудовые) расходы на их поддержание возрастают. Старые технические устройства становятся нерентабельными и их необходимо заменять. А самовозобновляющиеся и развивающиеся природные системы представляют собой «вечный» двигатель, не требующий экономических вложений до тех пор, пока степень давления на них не превышает возможностей к восстановлению.

Закон убывающей отдачи Тюрго-Мальтуса : повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продуктивности (урожайности). Напр., среднее соотношение вложения энергии и энергии урожая в сельском хозяйстве США в 1910 г. соотносилось 1:1, а с 1970-х гг. подошло к 10:1. Это связано с заменой ручного труда механическим, а естественного плодородия почв – искусственным.

Закон демографического насыщения : в глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Но человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Демографическое насыщение среды во все большей степени дополняется насыщением ее техникой.

Правило ускорения исторического развития : чем стремительнее под воздействием антропогенных причин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу положительной обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, экономическом и техническом развитии общества. Поскольку производительные силы общества опосредуют связь между природой и обществом, а антропогенные воздействия являются движущей силой в действии закона ускорения эволюции и быстро меняют среду развития самого общества, то система «природа – производительные силы – производственные отношения» развивается с тенденцией к самоускорению процессов. В ответ на ухудшающиеся показатели среды жизни возникают механизмы, стремящиеся ее улучшить (смена поколений техники, ресурсосберегающее наукоемкое производство, демографическое регулирование и т.д.).

В ответ на изменение окружающей среды происходит обратное действие на человека, адаптационные механизмы которого несколько отстают от результатов его же деятельности. В результате неподготовленности организма человека к этим изменениям усиливается влияние антропогенных факторов на здоровье человека и социально-демографические показатели популяции людей.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека и природы. Они представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологической (универсальной) этики, биоцентризма .

Инвайронментальная (environmental – окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы , естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает (1) господство человека над природой, (2) подчеркивает ответственность человека за происходящее в окружающем мире, (3) настаивает на необходимости диалога с ней.

Экологическая (инвайронментальная) этика – учение о должном в отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности всего живого, внутренней ценности природы, уважении ее прав и ограничении прав человека. Предметом экоэтики выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде Человек–Природа–Общество, где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные и равные моральные субъекты . Основоположник экоэтики американский эколог О. Леопольд считал, что экологическая этика – это «ограничение свободы действий человека в борьбе за существование».

Экологическая этика – это не этика отдельной личности или общества, это – универсальная этика человеческой деятельности. Акцентируя внимание на проблемах окружающей среды, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие и природного, и человеческого бытия. Таким образом, предметом экологической этики является не только отношение Человека к Природе, но одновременно и его отношение к самому себе: противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Подлинно этический подход заключается в необходимости отказа от «эгоцентризма» и признании существования в основах мироздания равных человеку и «благорасположенных» к нему природных сил.

Экоэтика имеет свои принципы и правила основные фундаментальные положения. К общим принципам экобиоцентризм, уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов .

Экобиоцентризм нацелен на сохранение как можно большего количества видов живых существ и участков природы, независимо от их пользы человеку или вреда ему.

Принцип уважения ко всем формам жизни утверждает ценность жизни самой по себе, моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека, независимо от его «полезности» или «вреда».

Принцип биоразнообразия утверждает ценность и необходимость сохранения биоразнообразия как одного из проявлений богатства природы. Однако из уважения к биоразнообразию не вытекает, что и каждая индивидуальная жизнь должна безусловно уважаться.

Принцип поддержания устойчивости биосферы констатируетприоритетное значение сохранения биосферы в целом как более важное, чем сохранение любой индивидуальной жизни, вида или экосистемы; лежит в основе концепции устойчивого развития .

Принцип экологической справедливости утверждает равное распределение между людьми права на экологическую безопасность, при этом каждому вменяется ответственность за ее поддержание.

Принцип предосторожности требует при разработке политики, имеющей гуманитарные и экологические последствия, в первую очередь принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий.

Принцип общего достояния природных ресурсов выражает представление о планете Земля как целостности. Люди несут равную ответственность за окружающую среду и природные ресурсы, поскольку их истощение будет иметь свои последствия для всех людей – как ныне живущих, так и будущих поколений.

К практическим принципам экологической этики относятся: права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция .

Согласно принципу прав будущих поколений ныне живущие люди должны проявлять заботу о будущих поколениях – как людей, так и других живых существ.

Принцип разделенной ответственности утверждает, что поскольку природные ресурсы – всеобщее достояние, ответственность за их охрану должны разделить между собой все, она не может делегироваться какой-либо отдельной организации, группе или стране.

Принцип презумпции опасности вытекает из принципа уважения к жизни и принципа предосторожности и выражается в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны нести бремя доказательства их безопасности.

Общие и практические принципы экологической этики проявляются в ее основных правилах : не навреди; не вмешивайся; будь порядочным; соблюдай права природы; компенсируй ущерб .

Вопросы и упражнения

1. В чем это проявляется превращение человечества в «геологическую силу» планеты, о котором говорил В.И. Вернадский?

2. К основным характеристикам природы как самоорганизующейся системы относятся ее нелинейность, необратимость, открытость, кооперативность. Раскройте эти понятия.

3. Какие космологические модели Вселенной Вы знаете?

4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «экософия»?

5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Как Вы оцениваете эти слова Базарова?

6. Русский философ Н. Федоров утверждает, что «природа – наш враг временный, а друг вечный». Почему?

7. Определите и сравните понятия «ценность» и «самоценность» природы.

8. Определите ваше понимание основных принципов экологической этики.

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БИОЛОГОХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Экологии

Специальность - Биоэкология

Реферат

по дисциплине «Социальная экология»

по теме:

«ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»

Йошкар-Ола

Введение. 3

1. Отношение человека к природе. 5

2. Законы взаимоотношений «человек-природа». 8

3. Возникновение и внедрение экологической этики.. 16

3.1. Хронология внедрения экологической этики. 16

3.2. Понятие «экологическая этика». 18

4. Экологическая этика и природоохранная эстетика.. 20

5. Экологическая и глобальная этика.. 24

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

Введение

Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.

В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.

Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально - политические и организационно - хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира.

Цель работы: исследовать и отразить этический аспект взаимоотношений человека и природы и общие вопросы связанные с ним.

Структура работы определена целью и задачами работы.

  1. Изучить теоретические источники, документы и накопленный опыт по исследуемой цели реферата;
  2. Отразить отношение человека к природе;
  3. Проанализировать законы взаимоотношений «человек-природа»;
  4. Проследить хронологию внедрения экологической этики;
  5. Раскрыть понятие «экологическая этика»;
  6. Показать значение и влияние экологической и глобальной этики, природоохранной эстетики.

Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей, посвященных выбранной тематике, прочие актуальные источники информации.

Методологической основой исследования являются общие методы познания, как: системное и комплексное исследование.

1. Отношение человека к природе

Это одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. В субъективном плане отношение к природе - своеобразная проекция тех критериев и оценок, которые применяются в межличностном общении.

Можно выделить три основных исторических типа, а соответственно и три ценностные модели отношения к природе.

На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древнего человека, в его отношении к природе с суеверном страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения.

С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды.

В современный период активизируется борьба мировой общественности за сохранение среды обитания, в ходе которой утверждаются новые нормы отношения к природе. Преодоление трудностей во взаимодействии общества и природы, возникших с ростом масштабов и интенсивности хозяйственной деятельности человека в период научно-технической революции, наряду с новыми технологическими решениями, социально-экономическими преобразованиями требует также существенного изменения культурно-ценностных ориентаций.

Богатство человеческой чувственной природы является выражением и многообразия природных связей, поэтому сохранение среды обитания в ее целостности, забота о растительном и животном мире имеют непосредственное гуманистическое значение. Экологический кризис в решающей мере есть результат узкоутилитарного подхода к миру природы. Поэтому выход из кризиса предполагает выработку такого отношения к окружающей среде, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Иными словами, решение глобальных экологических проблем, помимо всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит к этике.

Исторически этика прежде всего имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности по отношению к природе оставались вне поля ее зрения. Вместе с тем существовали теории, придававшие морали универсально-космический смысл. Как ответ на современную экологическую ситуацию на Западе возникает идея преодоления традиционно-гуманистических горизонтов морали и возрождения так называемой универсальной этики, которая не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Универсальная этика противоречит труду специфическому виду обмена веществ, в ходе которого человек преобразует природу и приспосабливает ее к своим постоянно возвышающимся потребностям. Кроме того, ее нормативные выводы (не есть мяса и т. п.) далеки от общепризнанности и не могут обрести той степени действенности, которая характерна для нравственных требований. Идеи универсальной этики, которые в прошлом разрабатывались, как правило, деятелями культуры (Г. Торо, Толстой, Ганди, Швейцер и др.), существовали скорее не в виде развернутой этической концепции, а в форме жизненных идеалов и социально-психологических настроений, являясь часто превращенной формой критики классового общества.

В действительности этика включает в себя экологический аспект, но объектом нравственной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, которое по сути своей является общественным отношением.

Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества и ответственного отношения к природе. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт общественного сознания, но и важная задача, которая решается общественностью в борьбе против узкохозяйственного прагматизма, ведомственных интересов, планового фетишизма, национальной узости, других форм группового эгоизма.

Ход связей между природой и человеком по Н.Ф. Реймерсу (1994) приводит к одновременным переменам в природе и в формах хозяйства. Формы хозяйства, меняясь вследствие затруднений, происходящих от перемен в природе, в сою очередь вызывают цепные реакции в природе. Постоянная обратная связь получила название закона обратной связи взаимодействия человек—биосфера П. Дансеро (1957) или закона бумеранга, иначе — четвертого закона Б. Коммонера (1974): «ничто не дается даром». Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать. Он может быть только отсрочен. Неизбежность платежей подчеркивается и законом незаменимости биосферы. Его формулировали многие исследователи, такие, как В.И. Вернадский, Д.П. Марше, Э. Реклю и др. Например, В.Г. Горшков (1990) данный закон формулирует следующим образом: «Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Сокращение естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству... Биосфера... представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость среды обитания при любых возникающих возмущениях... Необходимо сохранять естественную природу на большей части поверхности Земли».

Незаменимая биосфера до определенного времени работала в рамках принципа Ле Шателье-Брауна, что для этой фазы эволюции сформулировано в виде закона обратимости биосферы П. Дансеро (1957): биосфера стремится к восстановлению экологического равновесия тем сильнее, чем больше давление на нее. Это стремление продолжается до достижения экосистемами климаксовых фаз развития. В то же время П. Дансеро (1957) сформулировал закон необратимости взаимодействия человек—биосфера: возобновимые природные ресурсы делаются невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, значительной переэксплуатации, доходящей до поголовного уничтожения или крайнего истощения, а отсюда превышения возможностей их восстановления. Такова, например, фаза развития системы взаимоотношений человек—природа в наши дни. Современная цивилизация и культура не обеспечивают стабильных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части. Это заключение находит отражение в правиле меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Так как свойство и саморегуляция природных систем поддерживается двумя механизмами — соотношением экологических компонентов внутри системы и взаимодействием пространственно выраженных подсистем, систем того же уровня, то данное правило справедливо для обоих этих механизмов.

Таким образом, из правила меры преобразования природных систем можно прийти к следующим выводам;

1. Единица (возобновимого) ресурса может быть получена лишь в некоторый, определяемый скоростью функционирования системы (и их иерархии), отрезок времени. В течение этого отрезка нельзя переходить рубежи ограничений, диктуемых всеми теориями экологии.

2. Перешагнуть через фазу последовательного развития природной системы с участием живого, как правило, невозможно.

3. Рациональное проведение хозяйственных мероприятий лишь в рамках некоторых оптимальных размеров, выход за которые в меньшую и большую стороны, снижает их хозяйственную эффективность.

4. Преобразовательная деятельность не должна выводить природные системы из состояния равновесия путем.избытка какого-то из средообразующих компонентов. Если это необходимо, то требуется достаточная компенсация в виде относительно непреобразованных природных систем.

5. Преобразование природы дает локальный или региональный выигрыш за счет ухудшения каких-то показателей в смежных местностях или в биосфере в целом.

6. Хозяйственное воздействие затрагивает не только ту систему, на которую оно направлено, но и ее надсистемы, которые в соответствии с принципом Ле Шателье-Брауна «стремятся» нивелировать производимые изменения. В связи с этим расходы на преобразование природы никогда не ограничиваются лишь затратами на непосредственно планируемые воздействия.

7. Природные цепные реакции никогда не ограничиваются изменениями вещества и энергии, но затрагивают динамические качества систем природы.

8. Вторичное постепенно сложившееся экологическое равновесие, как правило, устойчивее, чем первичное, но потенциальный «запас преобразований» при этом сокращается.

9. Несоответствие «целей» естественно-системной регуляции в природе и целей хозяйства может приводить к деструкции природного образования, т. е. силы природы и хозяйственных преобразований в ходе противоборства сначала «гасят» друг друга, а затем природная составляющая начинает разрушаться.

10. Технические системы воздействия в длительном интервале времени всегда менее хозяйственно эффективны, чем направляемые естественные.

Антропогенные преобразования природных систем имеют достаточно четкие ограничения. Здесь выявляются и некоторые более частные закономерности, например, нашедшие отражение в законе убывающей отдачи А. Тюрго — Т. Мальтуса: повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продуктивности (урожайности). Данный закон стал азбучной истиной сельскохозяйственной экологии.

Обратные связи, которые были изложены выше в законе бумеранга и правиле меры преобразования природных систем дают подоснову закона или правила демографического насыщения: в глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Вместе с тем человечество создает давление на среду не столько биологически сколько техногенно. С другой стороны, фактически в конце XX столетия наблюдается не демографическое насыщение, а с учетом всех потребностей человека, чрезвычайное перенасыщение Несоблюдение правила демографического насыщения дает резкий дисбаланс в системе взаимоотношений человек—природа. К этому сдвигу равновесия может добавиться и воздействие группы биоэкологических факторов, которые зависят от плотности видового населения. Не исключается ситуация, когда оба ограничивающих механизма реализуются одновременно, и произойдет демографическая катастрофа.

Для первобытных людей территория Земли была неисчерпаемым ресурсом. Однако сегодня, когда продолжается рост населения, а планета имеет ограниченные размеры, становится очевидным, что на ограниченном целом Земли не может быть ничего бесконечного, т. к. часть не может быть больше целого, а отсюда, для человека нет неисчерпаемых природных ресурсов. Растущая часть — человечество со все возрастающими потребностями может легко исчерпать ресурсы любой емкости. Территория планеты для современного человечества становится исчезающе малой при всей ее огромной величине. Ресурсы, которые считались неисчерпаемыми (поток солнечной энергии и другие мощные природные явления) по сравнению с энергопотреблением человечества, оказываются резко ограниченными из-за лимитов востребования. Приходится признать действие закона ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов: все природные ресурсы и естественные условия Земли конечны. Ограниченность природных ресурсов оказывает воздействие на производительные силы общества, а через них на социальные отношения. Наблюдается соответствие между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом общественного прогресса.

Экологические кризисы и революции происходили многократно.

Древнейшим экологическим кризисом являлся кризис перепромысла крупных животных-консументов. Кризис продуцентов был эпохой перепромысла растительного материала. Современный экологический кризис оказался кризисом редуцентов, которые не могут разложить загрязнители, производимые человечеством, в первую очередь тех, которые не имеют природных аналогов, а следовательно, и организмов для их утилизации и превращения в исходные химические элементы.

Существует и действует правило интегрального ресурса: конкурирующие в сфере использования конкретных природных тем отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуатируемый экологический компонент или всю экологическую систему в целом (рис. 1).

Конкурентное использование ресурсов затрагивает как отдельные компоненты, так и все стороны природных систем. В основном эта конкуренция носит натуральный и локально-экономический характер. Мирового «экологического» рынка или рынка природных ресурсов. Все еще нет, что в условиях глобальности воздействий человечества на природу нельзя считать нормальным.

Рис. 1, Схема интегрального ресурса {по Н. Ф. Реймерсу, 1994)

В силу закона падения природно-ресурсного потенциала такой рынок, несомненно, сформируется, что уже и происходит. При приближении природно-ресурсного потенциала к общественно неприемлемому уровню сменится технология и изменится общественная реакция или окончательно сформируется новая общественно-экономическая формация.

В рамках закона падения природно-ресурсного потенциала действует закон снижения энергетической эффективности природопользования. С ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу затрачивается все больше энергии, а энергетические расходы на жизнь одного человека все время возрастают. Так, на одного человека в каменном веке расход энергии (в ккал за сутки) был равен 4 тыс., в аграрном обществе — 12 тыс., в индустриальную эпоху — 70 тыс., а в передовых развитых странах конца XX столетия — 230-250 тысяч, или в 58-62 раза больше, чем у наших далеких предков.

С начала XX в. количество энергии, которое затрачивалось на единицу сельскохозяйственной продукции, в развитых странах мира возросло в 8-10 раз, на единицу промышленной продукции — в 10-12 раз. Общая энергетическая эффективность сельскохозяйственного производства в промышленно развитых странах примерно в 30 раз ниже, чем при примитивном земледелии. Нередко увеличение затрат энергии на обработку полей, удобрения в десятки раз, приводит к незначительному (10-15%*) повышению урожайности. Это связано с необходимостью одновременно с улучшением агротехники учитывать общую экологическую обстановку, налагаемые ею ограничения. Отсюда вывод: рост энергетических затрат не может продолжаться бесконечно. Можно рассчитать вероятный момент неизбежного перехода на новые технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, таким образом избежав теплового (термодинамического) кризиса и ослабив ход современного экологического кризиса.

Н.Ф. Реймерс (1994) делает вывод, что экологический кризис в 90-х годах XX в. явно усиливается. Не соблюдая закон оптимальности и вытекающее из него правило меры преобразования природных систем, люди вызывают к жизни правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управления природой. «Жесткое», большей частью, техническое управление природными процессами влечет цепные природные реакции, значительная часть которых оказывается экологически, социально и экономически непри-емлимой в длительном интервале времени. Техногенные изменения вызывают действие закона внутреннего динамического равновесия и увеличения энергетических затрат. Экономические цели, к которым стремятся люди, нередко оказываются в тени мощных цепных реакций. Так, если бы была осуществлена переброска части стока северных рек Сибири в Среднюю Азию, то закон внутреннего динамического равновесия и другие законы были бы нарушены настолько глубоко, что могла бы произойти широкорегиональная катастрофа

В настоящее время положение весьма зыбкое, и многие ученые полагают, что человечество, если оно хочет сохранить цивилизацию, должно решить экологические проблемы в ближайшее время.

3. Возникновение и внедрение экологической этики

3.1. Хронология внедрения экологической этики

Подъем этики окружающей среды был в первый День Земли в 1970 году, когда сторонники защиты окружающей среды вынудили философов, которые работали в области окружающей среды, сгруппироваться, чтобы сделать некоторые замечания об этике окружающей среды.

Термин "экологическая этика" - фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. Профессор по имени Eugene Hargroves основал журнал, который он назвал «Экологическая этика» в 1970 году, когда дискутировать относительно «экологичного» поведения и точек зрения стало возможно. Это имя стало «зонтиком» («прикрытием» (термин оригинала)) для группы странных «bedfellows» (дословно - соседей по койке, т.е. неоднозначных последователей (термин оригинала)). Дискуссия началась в 1974, когда австралиец именуемый John Passmore опубликовал книгу пол названием "Ответственность человека за природу: экологические проблемы и западные традиции", в которой он аргументировал точку зрения, что сохранение окружающей среды и ее оберегание противоречат западным традициям. Robin Attfield ответил (1983 год) в книге, названной "Этика сохранения окружающей среды", что управленческая традиция была более важна, чем властная в западном мышлении, и, что именно это, формирует основы этики окружающей среды. Экологическая этика - набор независимых этических обобщений, а не подогнанная специально система правил. Экологическая этика будет компиляцией взаимосвязанных, абсолютных, независимых руководящих принципов - процессуальное поле, в которое мы вместе вошли на длительное время.

В 1980 году развивалось движение, экофеминизм. Karen Warren является ключевым философ, хотя движение экофеминизм включает многие блоки решения из других областей. Это сопровождалось развитием третьей области, общественной экологии, базировавшейся на точке зрения Murray Bookchin. Важная связь между академическими деятелями и радикальными сторонниками защиты окружающей среды установилась с созданием Канадского журнала глубокой экологии, “The Trumpeter”. В 1989 году, «Этика Земли» (ежеквартальный журнал) был начат как более популярное издание, посвященное окружающей среде. Первоначально предложенное как публикация перепечаток, позже стал органом Центра Отношения к Жизни и Среде. Он сфокусировался дополнительно на развитии международных разработок.

1990 год начался с создания Международного Общества Этики Окружающей среды, которое было основана в основном, благодаря усилиям Laura Westra и Holmes Rolston, III. У него (общества) теперь есть участники по всему миру. В 1992 году, второй журнал философии, посвященный этике окружающей среды, «Величины (характеристики) Окружающей среды» был впервые опубликован в Англии.

Краткая история становления концепции окружающей среды в западном мире помогает увидеть перспективу и обеспечивает контекст для понимания лабиринта связанных и не имеющих отношения мыслей, философии, и методы, которые мы называем "environmentalism" («экологизм»). Важно понимание вопросов, заданных и проанализированных, исходя из существенного в этике окружающей среды: типы вопросов поставленных экологической группой и интерпретация их результатов могут значительно отличаться от, например, вопросов потребителя, регистрирующего компанию или имеющего специфический интерес (скотоводы, использующие общественные земли, и так далее).

3.2. Понятие «экологическая этика»

Экологическая этика - наиболее распространенное названия направления в современной западной философии морали, начавшего формироваться с середины 70-х гг. в связи с осмыслением причин и последствий экологического кризиса, а также поиском социально-приемлемых способов его разрешения. Экологическая этика представлена теоретиками различной мировоззренческой ориетации (Д. Козловский, Т. Киефер, Д. Пирс, Я. Тинбергер, М. Зибнер и др.), обеспокоенными негативными последствиями воздействия человека на среду обитания, ставящими под сомнение возможность дальнейшего поступательного движения человеческой цивилизации, сохранения окружающей среды, выживания людей как биологических существ.

Возникновение экологической этики свидетельствует об определенных сдвигах, происходящих в сознании значительной части ученых, первоначально рассматривавших современные глобальные проблемы через призму физических, «внешних пределов роста» (исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, рост народонаселения на планете), но постепенно пришедших к пониманию того, что кризисные процессы тесно связаны с этическими, социальными и политическими проблемами, стоящими перед человечеством. В отличие от теоретиков, акцентирующих внимание на социально-экономических и политических аспектах глобальных проблем и экологического кризиса, представители экологической этики сосредоточиваются на морально-этической проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием, в то время как, по их мнению, имеется тесная связь между «образами будущего» и этикой. Обсуждение глобальных проблем в отрыве от моральных императивов, этических ценностей и нравственных ориентаций представляется им бесперспективным. Многие из них полагают, что экологический кризис - следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Представителей экологической этики объединяет убеждение, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой.

Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); многие же предпочитают называть ее «экологической этикой» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.), аппелируя к таким «экологическим ценностям», как выживание, обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей людей, связанных с поддержанием их жизнедеятельности (продукты питания, одежда, жилье), повышение «качества жизни» и т. д. Идеи экологической этики развиваются в работах Д. Козловского «Экологическая и эволюционная этика» (1974), Г. Киефера «Биоэтика» (1979), представителей Римского клуба и других западных ученых. В последние годы эта проблема широко обсуждается учеными и писателями всего мира.

Экологическая этика должна устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые должны будут обеспечить конволюцию человека и биосферы.

Но экологическая этика не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе. Экологическая этика должна стать этикой взаимоотношений между людьми.

4. Экологическая этика и природоохранная эстетика

Конечно, красота природы приносит нам удовольствие (утилитарная полезность), но ее ценность не может быть сведена лишь к принесению удовольствия. Красоту природных объектов нужно ценить саму по себе и ради заключенного в ней добра. По мере того, как человек погружается в переживание прекрасного ландшафта, происходит возрождение божественного начала в его душе, растет духовность. Красивый ландшафт обладает душой. Как считает немецкий философ Фридрих Новалис: «Особого рода души, населяющие деревья, ландшафты, камни, картины. Ландшафт нужно рассматривать как дриаду и ореаду. Ландшафт нужно ощущать как тело. Ландшафт есть идеальное тело для особого рода души». Обычное описание Рая — это красота нетронутой, девственной природы.

Один из базовых принципов «этики земли» О. Леопольда звучит так: «Вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию». Отсюда следует, что охотничье сообщество действует неправильно, когда позволяет непомерно увеличиться популяции оленей или кабанов. Ибо это представляет угрозу красоте биосообщности, членами которой являются эти животные.

Красота — одна из существенных ценностей видов дикой природы и природных объектов. Эстетические мотивации в природоохране часто соседствуют с этическими. Обе ценности относятся к идеальным ценностям дикости природы. Их взяли на вооружение в начале XX века в своей природоохранной идеологии отечественные пионеры охраны природы — А.П. Семенов-Тян-Шанский, И.П. Бородин, В.И. Талиев, Д.Н. Кайгородов, разработав этико-эстетический подход в заповедном деле.

Вместе с тем в природоохране эстетика всегда вторична по отношению к этике. Красивые птицы не обладают большими правами по отношению к некрасивым, все живые существа, вне зависимости от их эстетической ценности, имеют одинаковое право на жизнь.

Еще один интересный пример. Экологическая этика вступает в конфликт с эстетикой, когда дело касается охоты и подобных вещей. А.А. Никольский, исследовавший этот вопрос, справедливо отмечает, что изысканные приемы убийства животных не только многократно воспеты в искусстве, но и стали неотъемлемой частью нашей культуры. Красота убийства животных воспета признанными во всем мире талантами — Пушкиным, Тургеневым, Львом Толстым, Хемингуэем. Ради красоты (красоты охоты, убийства животных) люди забывают об этике отношения к животным. «Проблема усугубляется тем, что изысканная охота давно уже стала неотъемлемой частью досуга элиты общества, подражать которой стремится значительная часть населения. Обязательной принадлежностью многих аристократических домов являются трофеи: чучела зверей и птиц, рога и головы животных, коллекции редких бабочек. Наиболее выдающимися признаются трофеи самых крупных животных. Их владельцы на специальных международных конкурсах получают за них престижные награды, медали и большое денежное вознаграждение». В противовес этому А.А. Никольский предлагает на каждом образце охотничьего снаряжения по принципу «Минздрав предупреждает...» писать: «Купленный Вами товар предназначен для убийства зверей и птиц, украшающих природу родного края».

Эстетический аргумент не всегда, по сравнению с этическим, может обеспечить охрану для всей дикой природы. Это объясняется тем, что эстетическая мотивация не всегда распространяется на некрасивые и неприметные с точки зрения усредненной человеческой оценки природные участки, виды, объекты — болота, пустыни, беспозвоночных животных. Это, во-первых. Во-вторых, не всегда получается, чтобы мы в действительности видели природные объекты или виды перед тем, как предпримем действия по их защите.

В этом плане более универсальна этическая мотивация, согласно которой, например, все виды и участки дикой природы имеют право на жизнь и существование, а значит, требуют нашей защиты. Эстетический же аргумент не может быть таким универсальным, так как бывает выборочным и часто рассматривается просто как дело вкуса. Более того, при эстетической оценке природоохранные действия сдвигаются в направлении человеческого опыта. Таким образом, есть опасения, что только при эстетической мотивации именно человеческий опыт дикой природы, а не сама дикая природа (ее Внутренняя ценность) могут стать объектом политических кампаний.

Важный моральный вопрос: для чего нужна эстетическая оценка природы? Как справедливо отмечает английский экофилософ Эмили Брэди, красивое место в природе чаще всего рассматривается как средство для достижения наших целей, как «плацдарм для чувственного и оздоровительного удовольствия». При таком подходе эстетическая ценность низводится до уровня потребления и измеряется количеством различных удовольствий (или неудовольствий): Эмили Брэди вслед за И. Кантом считает, что только «незаинтересованность» может стать основой эстетического оценивания природы. Другими словами, только при «незаинтересованном» взгляде природные объекты могут цениться ради своих эстетических качеств (что и является моральным), а совсем не как орудия к достижению каких-либо целей человека (отдыха, рекреации и т.п.). «Незаинтересованность как основа эстетического оценивания способствует определению позиции, которая заботы об эгоистическом интересе и мысли об использовании природы отводит на задний план, а на первое место же выводит эстетические качества, ценные сами по себе», — пишет автор. Кстати, недаром английские специалисты в области заповедного дела проводят различие между «ценностью приятного развлечения на природе» и «эстетической природной ценностью», разделяя отдельно «области выдающейся природной красоты», закрытые для туристов, и охрану «живописных частей природы а интересах пользования и доступа всеми».

Из теории «незаинтересованного» взгляда на красоту природы следуют два важных этических правила. Во-первых, мы должны защищать не только ту красоту, которую видим, но и ту, которую не видим, но знаем, что она существует. Например, недоступная для посещения туристами красота природы заповедников должна охраняться именно по этой причине. Во-вторых, мы должны защищать не только ту красоту, которую видим или знаем, что она существует, но и ту, которую мы пока разглядеть не можем, не знаем, существует ли она, но предполагаем, надеемся или верим, что она есть. Это второе правило позволяет взять под защиту природные территории или виды, красоту которых человек еще не в состоянии оценить.

А. Тетиор вопрошает: спасет ли красота мир и почему до сих пор она его не спасла? Дж. Свифт после выхода в свет «Путешествия Гулливера» ожидал немедленного исправления мира и избавления его от зла. И очень был огорчен, когда даже через 10 лег после выхода его книги мир не исправился. Да, Шекспир не освободил человечество от предательства, Гоголь — от обмана, Пушкин — от Сальери, великие художники — от грязи и уродства. Но, может быть, творения природы обладают большей духовной силой, нежели человека? И неизвестно, существовал ли до сих пор этот мир, не будь дикая природа так дивно красива.

. Экологическая и глобальная этика

Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике — киники — получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных. Социальное устройство человечества уподоблялось живому организму, в котором различные слои и классы выполняют функции головы, рук и т. д. Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась социал-дарвинистами для оправдания войн, а эволюционистами — для подтверждения возможности социального прогресса.

В противоположность концепции Дарвина русский ученый и революционер П. А. Кропоткин утверждал, что «борьба в природе большею частью ограничена борьбою между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто и внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило... Взаимопомощь — преобладающий фактор природы. Наконец, можно считать вполне доказанным, что тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному, то есть иногда к улучшению породы, а иногда и к ее ухудшению, практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному развитию». Отсюда Кропоткин делает вывод, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Современная этология и концепция коэволюции во многом подтверждают мысли Кропоткина.

В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление — экологическая этика.

«Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле — это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Так понимал этику создатель первого варианта экологической этики, которую он назвал этикой Земли.

Наряду с ответственностью, стержнем экологической этики является любовь к природе.

Что необходимо ныне для человека — не только ощущать себя частью Универсума, но и чувствовать ответственность за все окружающее его. В этом суть экологической и глобальной этики.

Заключение

Борьба за существование одинаково ведёт как к улучшению, так и к ухудшению природы. В настоящее время человек достаточно силён, чтобы сделать с природой всё что захочет, поэтому он несёт ответственность за природу и установление гармонии с ней. Этим и занимается новое направление - экологическая этика, т.е. этика земли.

В отдельных районах земного шара до сих пор одушевляют природные явления, надеясь, что звери, птицы, растения их слышат и понимают. Основой этичного отношения к животным в первую очередь является страх, что, они связаны с высшими силами, а не осознание ответственности за судьбу природы. Другая причина - генетическая, происхождения человека от животного или растения (тотемизм). Его принцип - «Всё живое надо жалеть». Существует два различных социально-экологических типа обществ:

1) традиционное, основанное на религиозно нравственных запретах;

2) промышленное.

Существуют определённые ограничения на воздействие человека на природную среду, т.е. механизм сдерживания.

Но к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем расчет и принятие экологического законодательства, которое реально вряд ли будет исполняться. Лучше, если всё будет основываться на нравственности, чем на принуждённости. Объектом любви быть не только живая, но и неживая природа. В этом суть экологической и глобальной этики.

Ныне перед человечеством настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой - созданию экологического общества. Идеал, к которому зовет экологическая этика, - сформировавшееся на ее принципах экологическое общество - не может быть реализован автоматически. Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько «большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нам нужна очень грамотная система юридических норм, регулирующая взаимодействие человека и природы.

Список использованной литературы

Основная:

  1. Борейко, В.Е. Экологическая этика. М.: Изд. МНЭПУ, 2000.
  2. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004.
  3. Павлова, Т.Н. Биоэтика в высшей школе. М.: МГАВМиБ, 1997,.

Дополнительная:

  1. Борейко, В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев, 1999.
  2. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989
  3. Жибуль, Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. - М.,1991.
  4. Хацкевич, Д.Х. Природа как эстетическая ценность. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа. 1987, 119 с.
  5. Хесле, В. Философия и экология. - М.,1993.
  6. Акимова, Т.А. Экология: Учебник для ВУЗов. /Акимова Т.А., Хаскин В.В./- М.: ЮНИТИ, 1998 г.

Использованы материалы сайтов

  1. Сайт Киевского эколого-культурного центра «Гуманитарная экология и экологическая этика»: http://www.ecoethics.ru.
  2. Сайт «Гуманитарного экологического журнала»: http://www.ln.com.ua/~kekz/human.htm.

Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004

Акимова, Т.А. Экология: Учебник для ВУЗов. /Акимова Т.А., Хаскин В.В./ - М.: ЮНИТИ, 1998 г., с.455

В XXI веке вопрос о взаимоотношении человека с природой встал особенно остро. Слишком разительными оказались такие жизненно важные для дальнейшего существования планеты показатели, как состояние озонового слоя, температура океанской воды, темпы таяния льдов, массового вымирания животных, птиц, рыб и насекомых.

В сознании гуманных и цивилизованных людей стала появляться идея о необходимости такого понятия, как экологическая справедливость, и внедрении его в массы. Если данную миссию провести в масштабах планеты, то это может навсегда изменить потребительское отношение людей к природе на партнерские.

Возникновение экологической этики

Когда в 70-е годы прошлого века экологический кризис только назревал, ученые на Западе отреагировали на него созданием такой научной дисциплины, как экологическая этика. Основная причина возникновения проблем в экологии, по мнению таких специалистов, как Д. Пирс, Д. Козловский, Я. Тинберген и других - это уход на каком-то этапе развития жизни на планете в полное отсутствие связи человека с природой.

Если в начале своего пути человечество воспринимало природу, как проявление божественной силы, от которой напрямую зависит жизнь цивилизации, то по мере развития наук и промышленности восхищение мудростью и гармонией этого мира сменилось жаждой наживы.

Именно поэтому организаторы пришли к выводу, что невозможно рассматривать существующие проблемы в отрыве от изучения моральных и человека. Только укоренив в людях осознание того, что они не венцы природы, а ее малая биологическая и энергетическая часть, можно настроить между ними гармоничные взаимоотношения.

Именно этим занимается такая научная дисциплина, как экологическая этика. Продвижение ее ценностей в сознание большинства людей может качественно изменить жизнь на планете.

Основы экологической этики

Может, это очередное подтверждение того, что все в истории Земли циклично, и те знания, которыми владеет современный человек, уже были известны исчезнувшим цивилизациям, но ученые опять возвращаются к истокам древней мудрости.

Философы, жившие несколько тысяч лет назад, знали, что Космос, все живое и неживое на планете, видимое и невидимое составляет единую энергетическую систему. Например, эта мудрость была свойственна учениям.

В те времена мир не был дуальным, то есть разделенным на природу и человека, а составлял единое целое. При этом люди сотрудничали с ним, изучали и хорошо разбирались в различных природных явлениях. Развитая Вернадским теория биосферы и ноосферы основывалась именно на том, что Космос, природа и животные состоят в гармоничном взаимодействии с человеком при полном уважении к жизни друг друга. Эти принципы легли в основу новой этики.

Также в ней учтено учение Швейцера о преклонении человека перед всем живым и его ответственности за сохранение баланса и гармонии во Вселенной. Экологическая этика и моральные устои людей должны быть едины и сконцентрированы на стремлении быть, а не иметь. Чтобы это осуществилось, человечеству следует отказаться от идеологии потребления.

Принципы экологической этики

Большую роль в изменении взглядов на современные проблемы с экологией сыграла деятельность Римского клуба. В последней четверти ХХ века на очередном докладе в Римском клубе его президент А. Печчеи впервые озвучил такое понятие, как Программа была связана с развитием Нового Гуманизма, в который входила задача полной трансформации

Основные принципы новой концепции были сформулированы на международной Сеульской конференции в 1997 году. Главной темой стало обсуждение того факта, что невозможно дальнейшее восстановление экосистемы при таком стремительном росте населения и потреблении природных ресурсов.

В принятой на конференции Декларации указывается на взаимосвязь между экологическим кризисом и социальной неблагоустроенностью людей в большинстве стран. Там, где для полноценной жизни граждан созданы все социальные, материальные и духовные условия, угрозы экосистемы не наблюдается.

Выводом данной конференции стал призыв к человечеству о гармоничном развитии всех стран, в которых все законы направлены на сохранение природы и уважительное отношение к ней и к жизни в целом. За прошедшие годы так и не было приведено в действие формирование экологической культуры, так как данную концепцию не довели до сведения всего человечества.

Закон природы и общества

Этот закон гласит, что невозможно гармоничное сосуществование стремительно развивающейся человеческой цивилизации, основанной на потреблении, и сохранение природного баланса. Возрастающие потребности человечества удовлетворяются за счет ресурсов планеты. Жизнь растений и животного мира находятся под угрозой исчезновения.

Изменение сложившейся ситуации возможно только при снижении технической эксплуатации природных ресурсов и изменении в сознании людей материальных ценностей на духовные, при которых приоритетной становится забота об окружающем мире.

Многие ученые считают, что проблемы экологической этики могут быть решены за счет уменьшения рождаемости в особенно густонаселенных регионах планеты. Первый принцип этой науки - отношение к природе, как к живому субъекту, нуждающемуся в любви и заботе.

Условие существования биосферы

Основным условием существования биосферы является ее постоянное разнообразие, которое невозможно при регулярной эксплуатации ресурсов, так как они либо не восстанавливаются вовсе, либо на это требуется большое количество времени.

Так как развитие на Земле любой культуры, а также ее разнообразие и богатство поддерживались природным многообразием, упадок цивилизации неизбежен без сохранения этого баланса. Изменить ситуацию можно только сокращением деятельности людей в плане потребления природных ресурсов.

Второй принцип требует повсеместного ограничения деятельности людей и развития особенности природы к самовосстановлению. При этом во всех странах мира должны проходить акции солидарности по сохранности природных ресурсов и созданию дополнительных искусственных природных экосистем.

Закон Коммонера

Этот закон подтверждает теорию, что природа отторгает то, что ей чуждо. Хотя она может подчиняться хаосу, при этом происходит уничтожение Она не может развиваться спонтанно, так как все живое и неживое в ней взаимосвязано. Исчезновение одного вида влечет за собой уничтожение связанных с ним других систем.

Сохранение порядка, так же, как и устранение энтропии, возможно только при разумном потреблении ресурсов планеты в рамках энергетических потребностей человечества и возможностей самой природы. Если люди берут больше, чем земля может давать, кризис неминуем.

Третий принцип, который раскрывает современная экологическая этика - человечество должно отказаться от потребления ресурсов свыше необходимых для выживания. Для этого наукой должны быть разработаны механизмы, способные урегулировать взаимоотношения людей с природой.

Закон Реймерса

Важной необходимостью для всех живущих на планете народов является противостояние загрязнению внешней среды. Лучшим вариантом для воплощения этого в жизнь является создание безотходного производства в любой отрасли, но как гласит закон Реймерса, всегда существует побочный эффект от техногенного воздействия на природу.

Так как создание полностью невозможно, единственным выходом из ситуации может стать повсеместное ведение экологизации экономики. Для этого должны быть созданы социально-экономические органы, проводящие экспертизы при строительстве производств или их переоборудовании.

Красота природы может быть сохранена только при совместном соблюдении всеми странами экологических норм при эксплуатации и управлении технологиями.

Четвертый принцип подразумевает влияние эко-организаций на глав правительств, политические и властные структуры общества, которые принимают решения по эксплуатации природных ресурсов.

Использование человеком природных ресурсов

На протяжении всей истории человечества можно проследить тесную взаимосвязь между использованием людьми природных ресурсов и улучшением их качества жизни.

Если первобытные люди довольствовались пещерами, очагом, пойманным и убитым обедом, то при ведении оседлой жизни их потребности возросли. Появилась необходимость в вырубке лесов для постройки домов или расширения пахотных участков земли. Дальше - больше.

Сегодняшняя ситуация называется перерасходом возможностей ресурсов планеты, и грань невозвращения на предыдущий уровень уже пройдена. Единственным решением проблемы может стать ограничение человеческих потребностей для экономного использования природных ресурсов и поворот человеческого сознания в сторону духовного единения с окружающим миром.

Пятый принцип гласит, что природа и животные будут в безопасности, когда человечество введет аскетизм как норму жизни.

Этико-мировоззренческая проблема

Основным принципом существования человечества должно стать определение его дальнейшего пути на этой планете.

Так как экосистема при сильном разрушении не подлежит возвращению в исходное состояние, единственным спасением сегодняшнего положения может стать решение сделать принципы экологической этики всемирным достоянием.

Но чтобы избежать повторения уничтожения природных ресурсов, эти принципы должны стать частью культуры каждого сообщества на Земле. Их внедрение в сознание людей необходимо производить в течение нескольких поколений, чтобы для потомков стало нормой осознание, что красота природы и ее сохранность - это их ответственность.

Для этого требуется обучать детей экологической нравственности, чтобы защита окружающего мира стала духовной потребностью.

Уроки экологической этики стали жизненной необходимостью для дальнейшего развития цивилизации. Сделать это просто, достаточно ввести такую дисциплину в школах и вузах всего мира.

Антропоцентризм

Понятие антропоцентризма связано с учением о том, что человек - вершина творения, и все ресурсы и особенности природы созданы для того, чтобы он ими правил.

Такое внушение на протяжении многих веков привело к экологическому кризису сегодня. Еще древние философы утверждали, что животные и растения не обладают чувствами и существуют исключительно ради удовлетворения нужд людей.

Покорение природы у последователей этой концепции всячески приветствовалось, и это постепенно привело к кризису человеческого сознания. Все контролировать, всем управлять и подчинять себе - это главные принципы антропоцентризма.

Изменить ситуацию может только воспитание экологической культуры в народах всех стран. Для этого также потребуется время, но с развитием информационных технологий процесс изменения сознания может стать обратимым уже в следующем поколении людей.

Неантропоцентризм

Основной концепцией неантропоцентризма является единство биосферы с человеком. Биосферой принято называть живую открытую систему, подверженную влиянию как внешних, так и внутренних факторов. В понятие единства входит не только схожесть работы клеток головного мозга человека и высших животных или генетического алфавита, но и их подчинение общим законам развития биосферы.

Формирование экологической этики

Что же необходимо для изменения этика как научная дисциплина неспроста сформировалась во время перехода человечества в систему ноосферы. Чтобы переход не оказался фатальным, следует учесть следующие концепции:

  • Каждый житель планеты обязан знать законы развития биосферы и свое место в ней.
  • В мировом масштабе должны быть приняты правила взаимоотношения человека с природой.
  • Каждый должен думать о следующем поколении.
  • Каждая нация обязана расходовать ресурсы, исходя из реальных потребностей.
  • Квоты на расход природных ресурсов определяется с учетом ситуации в каждой отдельно взятой стране независимо от политической ситуации в ней.

При таком подходе жизнь растений, животных и людей будет находиться в гармоничном развитии.

Изменение картины мира

Чтобы получить необходимый результат максимально быстро, следует поменять в сознании каждого индивида картину мира. В ней должны быть едины не только человечество и природа, но и люди между собой.

Избавление от расовых, религиозных или социальных различий станет одним из результатов изменения человеческого мышления, настроенного на единение с окружающим миром.

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой

Экологическая этика – учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она – оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек – центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

История экологической этики

Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

С 1970-х гг. Экологическая этика стала преподаваться в США с 1970-х гг. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. – в других развитых странах.

Философы Сингер, Риган и Линзи в 1970-х – 80-х гг. было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовано Движение за освобождение диких животных. Тэйлор разработал универсальные этические правила и принципы, Калликот и Ролстон – понятия о ценностях дикой природы.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы – первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.

Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным. До сих пор Россия остается единственной европейской страной, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 о безболезненном забое сельскохозяйственных животных.

Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в высшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко. Преподавани Экологической этики в вузах ведется пока на уровне элективных курсов.

Ценности природы

Ценности природы бывают внутренними и внешними. Внутрення ценность – это ценность "для себя". Она заключается в стремлении любого живого организма к жизни, к продолжению существоания, к размножению. Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, собственным благом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.

Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно расчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.

Возможны конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.

Природа является нашим моральным партнером в силу обладания внутренней ценностью. Часть моральных партнеров, способных к нравственным размышлениям и поступкам, являются моральными агентами, т.е. имеющими свои обязанности перед вами. Природа моральным агентом не является, т.е. имеет только права, но не имеет обязанностей ни перед человеком, ни друг перед другом.

Права природы

Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности, а также ввиду факта своего существования. Права природы – это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.

Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.

Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Признание прав природы имеет следующее значение: 1) позволяет сформулировать новые весомые аргументы для создания ООПТ; 2) будет способствовать применять практику подачи исков в суд для защиты интересов природы; 3) способствует повышению эффективности экологического воспитания и образования; 4) создает особый моральный, а затем и правовой фон охраны природы.

За живыми существами признаются следующие права:

– Право на жизнь;
– Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;
– Право на необходимую для жизни долю земных благ;
– Право на защиту законом.

Природные экосистемы имеют следующие права:

– Право на существование;
– Право на свободу от человеческого контроля и управления;
– Право на защиту законом.
Этические принципы и правила обращения с природой

Принципы:

– Не навреди.
– Не вмешивайся
– Будь порядочным.
– Соблюдай права природы.
– Компенсируй ущерб.

Правила:

– Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.
– Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
– Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.
– Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.
– Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

Успенский К.В. Лекции по экологической культуре

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...