Услуги зала периодики: в мире газет и журналов. Урок «Периодические издания для детей Формы работы с периодикой в библиотеке

Вот полки, книги, переплеты…
Знакомцы давние мои,
Предмет вниманья и заботы
И возрастающей любви.
И переплет за переплетом,
Где по-соседству с прозой – стих,
Как поворот за поворотом
На карте судеб мировых.
Как разговор тысячелетий,
Ушедших поколений зов…
И вы, и я – мы просто дети
Пред этой мудростью веков.

В продолжении читайте материал в женском интернет журнале про цветок женское счастье

Здравствуйте, милые, дорогие, верные друзья нашей библиотеки! Вы, действительно, наши верные друзья, вам не страшен холод, зной, снег, ветер или дождь. В любую погоду вы смело шагаете в библиотеку. Она ждет вас всегда и встречает радостно, теплом и радушием сотрудников, новыми поступлениями литературы, интересными массовыми мероприятиями.

Сегодня библиотека должна выбрать своего самого верного друга. Им станет тот, кто больше других знает о самой библиотеке, о периодических изданиях, в общем, тот, кто ответит на большее количество вопросов и получит больше жетонов в течение всей нашей встречи.

Итак, начнем наш разговор. В Армизонском районе создана ЦБС. Кто знает, что это такое?
(Ответ: Централизованная библиотечная система)
А кто скажет, в каком году произошло это знаменательное событие?
(Ответ: В 1977 году)

ЦБС объединяет 12 библиотек: 11 сельских и одну центральную районную библиотеку с детским отделом. Думаю, вам будет интересно узнать некоторые результаты деятельности за 2011 год. Конечно, год был трудным, но плодотворным. Все показатели нашей работы (за исключением платных услуг) выше, чем в 2010 году. Даже число читателей на 10 человек больше, несмотря на то, что много читающих семей уезжают за пределы района и, кроме того, в районе большая смертность. Читателей у нас 5,5 тысяч. Книжный фонд составляет более 97 тысяч экземпляров и более 750 экземпляров периодической печати. За прошлый год было выдано читателям свыше 235 тысяч книг, газет и журналов. Для сравнения – в 2010 году – только 207 тысяч. То есть каждый читатель за год взял 42 экземпляра литературы, или 3 издания в месяц. Это — хороший показатель.

В прошлом году немного изменились функционирующие в библиотеке отделы, к нам пришли новые работники. Вот как это выглядит в данный момент: в библиотеке 4 отдела. Отдел обслуживания взрослых читателей (Г. А. Угрюмова, О. Н. Грудева, А. С. Печерина); детский отдел (В. А. Лукащук, Н. Ф. Печерина); отдел комплектования (Г. П. Горбунова, В. В. Марков); информационно-правовой отдел (Н. О. Жирякова, Е. В. Мауль).
Наверное, вам интересно будет узнать, что у нашей системы есть в интернете свой сайт armbibl.ucoz.ru. На нем мы помещаем свои планы работы, информации о проведенных мероприятиях, фотографии и другую полезную информацию.
В библиотеке открыт пункт коллективного доступа в Интернет, которым вы можете воспользоваться бесплатно в часы работы библиотеки.

Библиотеки нашей системы (в том числе и районная) расширяют свои функции и диапазон оказываемых услуг, как платных, так и бесплатных. Информацию об услугах библиотеки вы можете найти в Уголке читателя.
Главное направление работы библиотеки – предоставление населению информационных услуг через имеющиеся библиотечные документы, в том числе через периодические издания.
Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, но и жизненно необходим.

Давайте вспомним, что входит в этот разнообразный мир, называемый СМИ?
(Ответы)
Да, это пресса – периодические издания газетно-журнального типа и аудиовизуальные СМИ – радио и телевидение.

Сегодня мы поговорим о первой составляющей и мне, как библиотекарю, кажущейся самой важной, — периодической печати.
Очень сложно, почти невозможно, представить себе все эти периодические издания. Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, региону распространения.

На какие два отряда мы можем разделить всю прессу?
(Ответ: Газеты и журналы)
Правильно. А чем отличается газета от журнала?
Газета обладает большей оперативностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.
Журнал более аналитичен (т.е. анализирует события) и публицистичен. Журналы, согласно Госстандарту, должны быть сброшюрованы», т.е. печатные листы скреплены в корешке.

Давайте совершим мысленно экскурсию в историю прессы…

Газета – это история мира за одни сутки. Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики.
Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzeta.
В середине XVI века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 года, именно тогда в Германии раз в неделю выходили газеты.
Первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Правда, она была рукописной, и читали ее только царь и бояре.
Журнал почти на полвека младше газеты. Это было в 1665 году в Париже, когда вышел первый номер издания. С тех пор прошло немало времени.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы: общенациональная, региональная, местная.
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу.
По тематическому направлению прессу можно разделить на следующие темы, посвященные проблемам: здоровья, спорта, техники, науки.
У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик СМИ. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые — раз в месяц.
На первой полосе размещаются самые важные материалы, сенсационные фотоснимки. Что привлекает ваше внимание? Ну конечно, заголовок. Его главная задача – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается кратким текстом, выделенный курсивом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, будет ли читатель читать этот материал.
Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно, поэтому заголовок и врез стараются нас заинтересовать. Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера. Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладка. Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).
Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его на несколько колонок — вертикальных столбцов.
В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже и т. д. В каждой газете и в каждом журнале есть свои постоянные рубрики – разделы. У рубрики свое место и оформление
Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на стеллажах.

Итак, наша библиотека выписывает 94 периодических издания. Из них 37 газет и 57 журналов.
Все вы – наши постоянные читатели и сами знаете, какие журналы и газеты мы выписываем. Конечно, этот список не постоянен. В зависимости от ваших интересов происходит корректировка.

Например, когда-то мы выписывали журнал «Караван историй». Он пользовался спросом у женщин среднего возраста. Потом вдруг перестал быть востребованным. Но когда новых номеров журнала не стало, вдруг возник спрос на него. И вот с этого полугодия на наших стеллажах – ваш старый знакомый журнал «Караван историй».

Обратите внимание на новые журналы: «Даша», «Все для женщины», «Охота и рыбалка: XXI век».

1. В газете следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

2. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Её место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет вам о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает её тему.

3. Далее – общий просмотр газеты. Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

4. Интересно вам? – читайте.

5. Прочитанное вами должно непременно сработать – помочь в профессиональной деятельности или просто в разговоре.

6. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит вам быть знающими людьми, которые всегда могут рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.

7. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляйте себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты. Наверняка один — два из них привлекут ваше внимание. Прочтите статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми вы знакомы. Если вы сумеете и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомитесь с мнениями других по заинтересовавшему вас вопросу, но сможете сформировать и своё.

8. Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к газете, журналу. Это последовательность, регулярность чтения.

Вопросы викторины:

1. Что такое ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ?
2. Что такое газета?
3. Чем журнал отличается от газеты?
4. Чем журнал отличается от книги?
5. Назовите региональные периодические издания.
6. Как называется наша районная газета? Когда она выходит к читателям?
7. Расскажите о своем любимом журнале или газете.
8. Какие отделы есть в нашей библиотеке?
9. А сколько библиотек в ЦБС?
10. Каков книжный фонд всех библиотек системы?
11. А сколько у нас читателей?
12. Ну, и сколько экземпляров литературы выдано за 2010 год?

Спасибо всем за ответы. А самым верным другом, знающем о библиотеке почти все оказался _______________________ !

Ну, что ж. Сейчас вы можете подойти к стеллажам, выбрать заинтересовавшие вас газеты и журналы, записать их в свой формуляр, придти домой, сесть в свое любимое кресло, включить настольную лампу и наслаждаться чтением!

А БИБЛИОТЕКА, СТАВШАЯ ВАШИМ ДРУГОМ НАВСЕГДА, БУДЕТ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАТЬ!

Н. О. Жирякова, заведующая информационно-правовым отделом Армизонской ЦРБ

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению - главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки - включают рекомендацию статей из журналов и газет.

На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.

Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:

1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?

В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:

Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.

Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.

Г.Т. Золотова ,
заведующая отделом периодических изданий
ТОУНБ имени А.С. Пушкина

Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий)

Отдел периодических изданий ТОУНБ имени А.С. Пушкина функционирует в структуре библиотеки чуть более 25 лет. Это один из наиболее посещаемых отделов библиотеки. В 2004 г. к нам обратилось 5866 пользователей (или 28,6% от общего числа по единой регистрационной картотеке ОБ), каждый из них воспользовался услугами отдела не менее 4 раз в год. Число посещений составило — 24557 (10,7%), средняя посещаемость в день равна — 82. Выдано за год — 248917 экземпляров текущей и ретроспективной периодики (23,1%). Если учесть, что выдача периодических изданий всеми структурными подразделениями библиотеки составляет 30,8%, то совершенно очевидны возможности и масштабы нашего отдела. Однако следует сразу пояснить, что отдел периодических изданий не является единственным фондодержателем периодики. Из 101671 единицы хранения периодических изданий библиотеки лишь 7785 находятся непосредственно в нашем отделе (7,66%). Значительная часть ретроспективного фонда периодики сосредоточена в отделе основного книгохранения, газеты и журналы по вопросам техники, сельского хозяйства, музыки, библиографии, иностранная периодика находятся в соответствующих отраслевых отделах библиотеки.

Подсобный фонд отдела небольшой, но очень динамичный. Поступление новых документов происходит каждый день. Ежегодно — это около 2000 новых единиц. Газеты и журналы находятся в отделе от 1 до 5 лет (включая текущий год), все остальные годовые комплекты передаются на длительное хранение (за исключением дублетных, рекламных и разрозненных экземпляров). Скорость кольцевого движения наиболее спрашиваемых изданий очень велика. Так, например, газеты «Советский спорт», «Комсомольская правда», «ВДВ», журналы «Государство и право», «Финансы», «Гео», «Главбух», »Российский экономический журнал» и другие выдаются в течение одного дня многократно.

Для большинства наших посетителей чтение по-прежнему остается необходимым и привычным занятием. Прежде всего — это деловое (или учебное), а уж затем — досуговое, развлекательное. Учитывая статус областной научной библиотеки, это вполне закономерно. Из 260 названий периодических изданий, которые мы получали в 2004 г., лишь 30 являются массовыми, популярными, развлекательными. Некоторые из них мы расположили в открытом фонде. Здесь представлено 20 названий газет в основном тамбовских и 17 названий журналов (в том числе литературно-художественных, полученных по программе Института «Открытое общество». Это позволило расширить информационное пространство для читателей, предоставило им право для самостоятельного выбора. В 2004 г. этим правом воспользовалось более 2-х тысяч человек, а дополнительно им было выдано 14914 экземпляров периодических изданий (из них газет — 9122 ед.). Вернулись мы к такому расположению фонда (от которого были вынуждены отказаться в 1999 году) по одной простой причине, а именно резкому снижению выдачи газет. За 10 лет мы потеряли больше 34 тысяч. Похожая картина наблюдается и с чтением литературно-художественных, литературоведческих журналов. Этот показатель стал меньше на 10 тысяч единиц.

Пик читательского интереса к чтению периодики за последние 15 лет приходится на 1995-1998 гг. В 1999 гг. объем текущего комплектования резко сократился. Количество названий периодических изданий по подписке в отделе периодики уменьшилось в 2 раза. Это не могло не отразиться на наших показателях. Сейчас мы стараемся стабилизировать положение. Расширяем репертуар периодических изданий, вернули свободный доступ к части подсобного фонда, изучаем читательский спрос на периодику, направляем наши усилия на привлечение новых читателей. За последние 3 года отдел стал получать более 30 названий новых газет и журналов, часть которых для подписки рекомендовали наши пользователи. Свое пожелание они отражают, прежде всего, в специальной картотеке, а также в анкетах. Нас не может не радовать положительная динамика роста группы научных работников. С 95 человек в 1990 г. до 280 — в 2004, т.е. в 2,5 раза. Мы провели анализ этой группы за 8 месяцев текущего года. Из 190 человек — 5 докторов наук, 53 кандидата, 98 аспирантов. Чтобы лучше узнать читательские потребности научных работников, мы приступили к анкетированию. Более 30 анкет уже заполнено. Подведение итогов предполагается в конце этого года.

Стабильно растет количество учащейся молодежи, прежде всего за счет студентов гуманитарных специальностей, им мы уделяем особое внимание. С 1996 г. их стало больше на 1 тысячу. Доминирующее положение учащейся молодежи в составе отдела — 62% (а по всей библиотеке 57,8%) не пугает нас. Учащиеся, студенчество, работающая молодежь — это как раз тот потенциал, на который возлагаются большие надежды. Именно они в ближайшее время будут участвовать и уже участвуют в развитии экономики, науки, культуры. Увеличивается число читателей, получающих второе образование или продолжающих учиться в аспирантуре.

Популяризация чтения в молодежной среде — дело непростое, так как «… молодежь стала прагматичной. Духовность, чтение литературы (вообще и художественной в частности) для современных молодых людей — второстепенные ценности. Студенты ориентируются на другие жизненные идеалы. На острие внимания многих — заработок. Они стараются читать лишь то, что нужно для зарабатывания денег…» (Профессор, социолог Анатолий Овсянников). Предлагая те или иные услуги для молодежной аудитории, мы стараемся учитывать их интересы и помнить, что любое наше мероприятие — это посягательство на свободное время юношей и девушек.

Поэтому, приглашая их на творческие встречи, обзоры, экскурсии, стараемся приложить все усилия, чтобы им было интересно, чтобы они захотели встретиться с нами вновь.

Не в лучшую сторону изменилась ситуация в составе пользователей-специалистов. По сравнению с 1997 г. их стало меньше на 11,2%. Нас тревожит снижение числа учителей (на 3,5%), инженерно-технических работников (на 6,8%), экономистов (на 0,8%), рабочих (на 1,8%). В 2006 г. мы планируем проанализировать эти читательские группы, предложить им ответить на вопросы нашей анкеты с целью изучения их читательских потребностей.

Отдел участвует в комплексных информационных мероприятиях, которые проводит наша библиотека для специалистов разного профиля. Например, в «круглом столе» «Библиотеки и правовое просвещение населения» для учителей города (сентябрь 2004 года). Более 40 изданий было представлено из нашего фонда на стендах: «Правовая периодика«, »Правовые центры: опыт и перспективы«. Для участия в Дне бухгалтера (март 2005 года) мы подготовили выставку периодических изданий, обзор и буклет. В апреле текущего года состоялось еще одно масштабное мероприятие в библиотеке — День информации «Новые поступления 2004 года», на котором

всего было представлено 1200 документов (из них 80 — газет и журналов нашего отдела). Просмотр посетило 1216 человек. Среди них преподаватели и учащиеся учебных заведений города, специалисты разного профиля. Вниманию посетителей предлагались консультации, обзоры, беседы. В подобных комплексных мероприятиях обычно принимает участие от 3 до 10 структурных подразделений библиотеки. Такие просмотры, дни информации и дни специалистов значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра.

Проблема снижения интереса к книге, чтению давно волнует коллектив отдела периодических изданий. Анализируя информационно-массовую деятельность отдела за последние 15 лет, нельзя не заметить следующей закономерности. Большинство мероприятий служило продвижению периодики в широкие слои населения и особенно молодежи, ее популяризации. Накопился определенный опыт культурно-просветительной, досуговой работы по формированию культуры чтения газет и журналов, читательского вкуса и знакомства с талантливыми авторами современности. О некоторых, наиболее удачных, я хотела бы рассказать чуть подробнее. Отдел проводит регулярно встречи с коллективами редакций газет и журналов. Это традиционная, апробированная форма библиотечной деятельности.

С 1995 по 2005 г. таких встреч было организовано 12 . У нас в гостях были редакции: газет «Наедине», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Литературный премьер-клуб», «Тамбовская жизнь», «Новости» литературного альмана «Пигмалион»; журнала «Кредо» и др. Одно из последних мероприятий (март 2005 г.) было посвящено газете «Тамбовский курьер». Кроме журналистов в зале присутствовали члены общественного совета газеты, постоянные авторы, активные читатели, студенты факультета журналистики. В программу встречи были включены: акция дарения, розыгрыш бесплатной редакционной подписки на газету, награждение победителей конкурса сканвордов. Присутствующие увидели, как на современной компьютерной технике делается газета, верстается номер. Каждый получил только что отпечатанный специальный выпуск. После привычной презентации газеты встреча продолжалась в форме «круглого стола» на тему: «Роль образования, православия, культуры в возрождении духовных ценностей». Каждая подобная встреча — это процесс живого общения и обмена мнениями журналистов и читателей газеты. А мы помогли им встретиться.

Несомненной удачей явился вечер, посвященный московскому журналу поэзии «Арион», который состоялся в октябре 1997 г. В актовом зале библиотеки читали свои стихи Инна Лиснянская, Татьяна Бек, Тимур Кибиров, Алексей Алехин. На выставочных стендах были представлены многочисленные публикации известных поэтов из литературно-художественных журналов, альманаха «День поэзии», сборники стихов. Столичных гостей представлял поэт и ученый-филолог Сергей Бирюков.

Именно он организовал в Тамбове в 1990 г. Международную независимую научно-творческую организацию «Академия Зауми». При Академии существует литературная студия «АЗ», с которой мы сотрудничаем все эти годы. Состав студии все время обновляется — это студенты, учащиеся школ, аспиранты тамбовских вузов, вольные поэты и свободные художники. Они издают газеты, литературные альманахи, участвуют в литературных конкурсах. Например, Елена Владимирова и Екатерина Лебедева участвовали во втором форуме молодых писателей России (14-18 октября 2002 г.), Алексей Шепелев вышел в финал литературной премии «Дебют» (2002), Александр Федулов выступил с докладом на международной конференции-фестивале «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные стратегии». Участники студии «АЗ» организуют открытые заседания, публичные выступления, акции. Некоторые из них проходят в стенах нашей библиотеки, с нашим участием и с нашей помощью. За 10 лет сотрудничества я насчитала около 20 таких встреч, презентаций, авторских вечеров. Назову лишь несколько: «Человеческий голос» — звуковая книга Сергея Бирюкова (февраль 1997 г.); «Поэзия и магия Романа Минаева» — вечер памяти молодого поэта (октябрь 2000 г.); презентация антологии «Нестоличная литература» (март 2002 г.); «Сорок лет на двоих» — творческий вечер Юлии Антоновой и Антона Веселовского (декабрь 2004 г.). 24 марта 2005 года в Международный день поэзии состоялась презентация книги стихов «ReАнимация» Тони Тимченко. Сейчас мы готовим новую встречу. Уверены, что в зале окажутся не только «азовцы», но и члены других литературных объединений и просто любители русской словесности.

Для привлечения внимания жителей города к нашим мероприятиям, к чтению периодики мы неоднократно использовали местные СМИ. Например, участвовали в радиопередаче, посвященной 200-летию А.С. Пушкина (июль 1999 г.). В прямом эфире шел разговор о новых, наиболее интересных юбилейных статьях в периоди-

ке, посвященных поэту. Две публикации в газетах «Тамбовская жизнь» и «Тамбовский вестник» были опубликованы в марте того же года, когда отмечалось 2000-летие введения Христианства. Это сообщение о православной периодике в фонде областной библиотеки и в частности о газете «Тамбовские епархиальные вести». Снимались видеорепортажи о выставках отдела: «Новые материалы о гибели Пушкина», к 70-летию Риммы Казаковой, «Афины — 2004 год». Один из последних был посвящен лауреату Нобелевской премии этого года — драматургу Гарольду Пинтеру (телеканал «Олимп», 18 сентября 2005 г.).

По-прежнему практикуем в работе библиотечные книжно-иллюстративные выставки, которые имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют более наглядно представить ту или иную тему, проблему. Эта форма деятельности дает нам большие возможности для маневра: от экспозиции 2-3 изданий до демонстрации нескольких десятков. Всего за 15 лет мы оформили более 430 экспозиций, треть которых посвящена литературе (русской классике, современным авторам, зарубежным писателям). По статусу большинство из выставок были самостоятельными, тематическими, жанровыми. Например, «Историческая проза на страницах журналов», «Современная публицистика», «О поэтах и поэзии», «Писатели-фантасты о будущем человечества», «Частные мемуары на страницах периодики» и др. Часть оформленных экспозиций сопровождала массовые мероприятия отдела (творческие вечера, встречи, презентации), о которых я говорила выше. Кроме обычных библиотечных витрин, мы использовали стенды, позволяющие более наглядно представить актуальную тему, рекламируемое издание или творчество автора. Так, например, готовясь к встрече с Василием Аксеновым и Игорем Шайтановым (сентябрь 2005 г.), возникло желание показать историю Букеровской премии, проследить ее развитие, представить зрителям всех лауреатов. Это более 30 экспонатов: портретов, статей из газет и журналов, буклетов. Намного интереснее они смотрелись на таком стенде. Экспозиция привлекла внимание посетителей, а некоторые материалы заинтересовали даже Василия Павловича и Игоря Олеговича. Прежде чем мы научились оформлять такие выставки, мы немало экспериментировали. Экспозиции «Силуэты старого города» (фотографии Тамбова), «Пушкин — сказочник глазами русских художников» (репродукции, открытки), «Мир глазами ребенка» (работы учащихся ДХШ № 2) пользовались большим вниманием у посети-

Опытом работы с периодическими изданиями мы многократно делились со своими коллегами, выступали перед библиотекарями городских, районных, сельских филиалов на семинарах. Выезжали

в Уваровскую, Сосновскую ЦБС. Встречались со школьными библиотекарями Тамбовского района. Дважды публиковались в сборнике «Библиотеки Тамбовской области», вып.1,2. Многочисленные встречи с читателями проходили как в стенах библиотеки, так и в школьных классах, студенческих аудиториях, в различных учреждениях города. Всего проведено за 15 лет 152 обзора, из них более 100 - на литературные темы. Последняя из которых — «Литературные премии …года». В течение 6 лет мною были подготовлены обзоры материалов из периодических изданий о лауреатах Нобелевской, Букеровской (Лондон), Государственной премии РФ, Букер — Открытая Россия, Пушкинской, имени Юрия Казакова, Булата Окуджавы, Сергея Довлатова и др. Мои слушатели: коллеги по работе, студенты гуманитарных факультетов (филологии, связи с общественностью), учащиеся школ № №28,33, учителя русского языка и литературы. Только в текущем году проведено 7 обзоров, на которых присутствовало около 300 человек. На выставочных стендах были представлены одновременно до 60 экспонатов: оригинальные статьи из периодики, ксерокопии, портреты писателей, книги. Рассказывая о произведении-лауреате, я предлагаю слушателям различные источники: журнальный вариант, отдельную книгу, только что поступившую в фонд библиотеки, другие произведения этого автора. Например, рекламировала четырехтомник «Проза новой России» (издательство «Вагриус»), который вышел массовым тиражом и поступил во многие библиотеки области. С удовольствием использую мультимедийные иллюстрации во время проведения обзоров. Предлагала посмотреть фрагмент из кинофильма «Жестокий романс», когда звучит известный, всеми любимый романс «Мохнатый шмель». Лауреат Государственной премии РФ 2003 г. поэт и переводчик Григорий Кружков — автор перевода баллады Киплинга «За цыганской звездой». Именно эти стихи использовали авторы фильма. Видеокассета представлена сектором новой литературы. Мне удалось сделать запись нескольких голосов поэтов: Беллы Ахмадулиной, Инны Лиснянской, Ирины Ермаковой. Их мне помогли найти коллеги из отделов: музыкально-нотного и автоматизации. Мы использовали возможности фонотеки и Интернета. Все это позволяет делать общение с читателями более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

Наши сегодняшние мероприятия, конечно же, отличаются от подобных 15-летней давности: меняется время, меняемся мы, меняются наши слушатели, зрители, читатели. Существенно измени-

лись и источники информации. Сейчас много говорят о новой форме чтения — электронной книге (газете, журнале). Все чаще речь идет о полном вытеснении в ближайшее время традиционной бумажной литературы экранными текстами. Хотя, по-моему, у бумажного издания есть и остаются несомненные преимущества. Например, журнал или газету можно взять в руки в любой момент, в любой обстановке. Читать, перечитывать, просто листать наугад. Но время не остановишь, глупо не замечать происходящего. Пусть будет и то и другое. Главное, чтобы неизменным остался интерес к литературе, культуре и чтению. Нельзя не согласиться с афоризмом: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать».

Библиотека: исторический аспект и современное состояние [Текст]: материалы науч.-практ. конференции / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; сост. Л.Н. Патрина. — Тамбов, 2005.

"Золотая россыпь периодики!": Обзор периодических изданий Усть-Донецкой Центральной библиотеки им. Анатолия Калинина.

Периодика – зеркало духовной жизни общества. Большинство журналов и газет имеют просветительское значение, они призваны расширять кругозор, формировать художественный вкус и культуру чтения. К сожалению, сегодня у многих из вас нет возможности выписывать периодику на дом, поэтому библиотеки является для вас хорошим подспорьем. Главное свойство периодики – оперативность, новизна, своевременность получения информации. Газетно–журнальный материал способствует выработке навыка скорочтения, ориентировки в тексте, умения выбирать главное. Человек, постоянно читающий периодику, становится более образованным, осведомленным о последних событиях. У опытных читателей периодики обычно формируется круг регулярно читаемых изданий, наиболее отвечающих его интересам. Разрешите представить Вам журналы, с которыми вы сможете познакомиться в нашей библиотеке. И так, давайте знакомиться…. Газета - Журнал «Тайны ХХ века» «Тайны XX века» – это путешествия в глубины космоса и аномальные зоны Земли, поиски сокровищ, археологические сенсации, загадки исчезнувших цивилизаций, рассказы об экзотических обрядах, магических ритуалах, редких животных - и это еще далеко не все!

Газета - Журнал «Загадки истории» «Загадки истории» – уникальный журнал для любителей истории. В каждом выпуске известные писатели, историки и опытные журналисты рассказывают о знаменитых исторических персонажах, публикуют захватывающие материалы про самые интересные события и героев мировой истории: от античных времен до наших дней. Тайны великих империй и цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и людей, изменивших мир, секреты спецслужб – все это в ежемесячном журнале «Загадки истории».

Журнал «Чудеса и Приключения» Журнал публикует статьи о необъяснимых, загадочных и мистических явлениях, составляющих иррациональную сторону нашей жизни. Всё, над чем мы задумываемся, всё, что хочет разгадать, куда пытается проникнуть пытливый человеческий ум и что дарит непередаваемую радость познания, - составляет предмет обсуждения на страницах журнала.

Журнал «Психология и Я» Уникальный «специалист по жизни», поскольку главная его тема - жизнь его читателей. Это знающий друг, доброжелательный советчик и помощник в любых жизненных ситуациях. Он предназначен для женщин и мужчин, молодых и зрелых, семейных и холостых - для всех, кому нужна внятная и достоверная информация о происходящем с ним и с другими; для всех, кто хочет получить квалифицированный совет по поводу отношения к себе и отношений с окружающими - супругом или супругой, детьми, родителями, друзьями, коллегами; для всех, кто хочет улучшить качество своей жизни и обрести уверенность в себе. Девиз журнала – «Найти себя и жить лучше».

Журнал «Burda» "Burda (Бурда)" - это европейская мода высокого класса. Издание с мировым именем, хорошо известное всем женщинам, которые хотят быть образцом безупречного вкуса для окружающих. На страницах журнала Бурда - самые последние тенденции мировой моды, новости с европейских подиумов, советы по стилю и модные торговые марки.

Журнал «Все для женщин» Всё для женщины - еженедельный женский журнал. Это своего рода сборник практичных советов в области моды, рукоделия и декора, красоты и здоровья, психологии, воспитания детей и юриспруденции, а также доступные любому кошельку рецепты приготовления пищи.

Журнал «Маленькая Diana» "Маленькая Диана" - популярный журнал по вязанию спицами и крючком для женщин: платья, жакеты, пуловеры, пальто, джемпера, кружевное пончо, топ и лиловая "двойка"; а также новые узоры в вашу коллекцию. Все модели с подробными схемами и описаниями.

Журнал «Читаем, учимся, играем» В современном мире есть много вещей, отвлекающих ребят от книг – это и телевизоры, и компьютеры. Поэтому падение уровня интереса к чтению – одна из основных проблем подрастающего поколения. Этой проблемой занимаются педагоги, родители, библиотекари и все те, кто заинтересован в интеллектуальном развитии детей и молодежи. В помощь учителям и организаторам досуга издается множество методической литературы и различных журналов. Среди них ежемесячный журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем. Учимся. Играем». В каждом разделе можно найти сценарии, викторины, игровые программы, беседы, занимательные уроки, литературные вечера и вечера памяти, мюзиклы, устные журналы и много других материалов, посвященных знаменательным и памятным датам.

1. Алексеев, Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий [Текст] / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. тр. / Рос. гос. б-ка. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 89-101.

2. Библиотекарю о консервации документов [Текст]: учеб.-метод. пособ. - СПБ., 2004. - 156 с.

3. Вебстер, Д. Как противостоять журнальному кризису [Текст] / Д. Вебстер // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 94-103.

4. Великова, К. М. Анализ использования периодических изданий [Текст] / Великова К. М., Драбкина М. И. // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 10. - С. 10-13.

5. ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01.

6. Гусева, В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса [Текст] / В. Н. Гусева// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 4. - С. 54-59.

7. Дубров, А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек [Текст] / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1995. - С. 92-99.

8. Задубовский, И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ [Текст] / И. И. Задубовский// Науч. и техн. б-ки. -2006. - № 10. - С. 39-41.

9. Изучение формирования и использования фондов Российской национальной библиотеки [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. - М., 1995. - Вып. 19. - 42 с.

10. Информационно-справочный портал LIBRARY.RU [Электронный ресурс]

11. Использование журнальных фондов [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. - М., 1995. - Вып. 7. - С. 44-50.

12. Коломейчук, Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации [Текст] / Е. М. Коломейчук // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 46-52.

13. Медведева, И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках [Текст] / И. Е. Медведева, В. С. Лучко, Г. Ф. Зверева // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 7. - С. 26-28.

14. Митракова, Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза [Текст] / Н. А. Митракова, Е.И. Балмуш // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 2. - С. 20-21.

15. Мотульский, Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза [Текст] / Р. С. Мотульский // Науч. и техн. б-ки. -2009 - № 9. - С. 28-33.

16. Подкорытова, Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики [Текст] / Н. И. Подкорытова // Науч. и техн. б-ки. -2003. - № 4. - С. 37-41.

17. Приказ Министерства культуры РФ № 32 от 20 февраля 2008 г. "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" [Текст] // Сборник нормативно-правовых документов. - М., 2006.

18. Раев, А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке [Текст] / А.Г. Раев // Науч. и техн. б-ки. -2009. - № 8. - С. 36-37.

19. Родионов, А. Я. Анализ запросов на периодическую литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ [Текст] / А. Я Родионов // НТИ. Сер. 1. -2008. - № 8. - С. 23-25.

20. Савина, Е. А. Периодические издания в фонде библиотеки города Гуково [Текст] / Е. А. Савина// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 52-56.

21. Сайт информационного агентства Интегрум http://www.integrum.ru/ [Электронный ресурс]

22. Сайт Национального электронно-информационного консорциума www.neicon.ru [Электронный ресурс]

23. Сайт проекта "Журнальнй зал" http://magazines.russ.ru [Электронный ресурс]

24. Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru [Электронный ресурс]

25. Сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки unilib.chel.su [Электронный ресурс]

26. Селиверстова, Е. Т. Полнота и соответствие - категории качества библиотечного фонда [Текст] / Е. Т. Селиверстова //Научные и технические библиотеки. -2008. - № 9. - С. 8-12.

27. Слуцкая, К. К. Удовлетворение запросов читателей - критерий качества обслуживания [Текст] / К. К. Слуцкая // Науч. и техн. б-ки. -2007. - № 3. - С. 3-5.

28. Терешин, В. И. Библиотечный фонд: [Текст] / В. Терешин. - Изд. второе, испр. и доп. - М. : ИПО Профиздат, 2000. - 176 с.

29. Терешин, В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации [Текст] / В. И. Терешин // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 6. - С. 3-8.

30. Шарабчиев, Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов [Текст] / Ю. Т. Шарабчиев // НТИ. Сер. 1. -2001. - № 11. - С. 25-29.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...