Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация физ лица в качестве ип

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (вступил в силу 20.06.2016, далее - Приказ № 64н) дополнил ряд положений по бухгалтерскому учету. Указанные изменения касаются тех хозяйственных субъектов, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать упрощенную отчетность. К таковым в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». А вскоре в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 финансисты пояснили, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета.

Так в чем суть правок бухгалтерского законодательства? Посмотрим.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости - сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены . Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика 10 «Материалы»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены

Пример 1

Организация (СМП) заказала перевозку товаров - 500 кг картофеля (цена закупки - 6 руб./кг) и 300 кг моркови (10 руб./кг) - транспортной компании. Стоимость доставки - 4 000 руб. (без НДС).

Стоимость доставки (транспортно-заготовительные расходы) включена в стоимость товара (счет 41), в частности:

  • картофеля - в сумме 2 000 руб. (4 000 руб. x ((500 кг x 6 руб./кг) / (500 кг x 6 руб./кг + 300 кг x 10 руб./кг));
  • моркови - в сумме 2 000 руб.
Теперь, воспользовавшись предлагаемыми изменениями, организация вправе учесть ТЗР по дебету счета 20, не распределяя эти расходы между разными товарами пропорционально стоимости последних.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров микропредприятия (к ним относятся субъекты малого предпринимательства с численностью персонала до 15 человек ) вправе включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат . Ранее, напомним, до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ.

Как известно, микропредприятия вправе вести бухгалтерский учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности с применением либо без применения двойной записи (п. 2.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данной книги независимо от применения двойной записи (см. также письма Минфина России от 27.02.2015 № 03‑11‑06/2/10013, от 19.03.2014 № 03‑11‑11/11952 и др.)

Так вот, для тех, кто действует традиционно (с применением двойной записи), Минфин рекомендует данный способ ведения бухучета реализовывать с помощью следующих записей:

Содержание операции Дебет Кредит
Списание стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в полной сумме по мере приобретения 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и др. (60, 76, 70…)
Списание общей суммы затрат, учтенных на счете 20 (других счетах затрат на производство) в конце отчетного периода 99 «Прибыли или убытки» (90 «Продажи» - при использовании такого счета) 20 (другие счета)
Обратите внимание

Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета микропредприятия не предполагает формирование в учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Стоит отметить: рассмотренным способом могут воспользоваться и другие определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ, информация о которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей этой отчетности.

Упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд

Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе сразу (в полной сумме по мере приобретения) списать в дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» - при использовании такого счета). Но не забывайте: этот способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в нем и отражения в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать

Если ранее создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей было обязательным, то теперь (благодаря Приказу № 64н) «малышам» предоставлено право такие резервы не создавать (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).

Обратите внимания

При применении данного упрощенного способа ведения учета остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобных ценностей отражаются в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

Бухгалтерский учет основных средств

Оценка основных средств по цене поставщика

Затраты, в общем случае включаемые в первоначальную стоимость объекта ОС, перечислены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» :

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):
  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
При этом иные затраты , непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены .

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика) 08 «Вложения во вне­оборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.
Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года. Тогда же, соответственно, отражать ее в учете.

Впрочем, «амортизационный» период в течение отчетного года можно выбрать (самостоятельно) иной, начисляя амортизацию, например, раз в квартал, полугодие. Напомним, ранее предусматривалось только ежемесячное начисление амортизации.

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в июне 2016 года, - 600 000 руб. Ожидаемый срок его полезного использования - 5 лет. Соответственно, ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.). Расходы на доставку объекта (20 000 руб.) списаны на счета затрат основного производства в периоде, в котором понесены.

Организация (СМП) воспользовалась предоставленным ей правом и начисляет амортизацию по объекту раз в год.

В последний день декабря (31.12.2016) она сделает проводку по начислению амортизации объекта за 2016 года в сумме 60 000 руб. (10 000 руб. х
6 мес.): Дебет 20 Кредит 02 - 60 000 руб.

Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (а не в течение всего срока полезного использования объекта, как прежде). Проводка Дебет 20 Кредит 02 будет сделана в том же отчетном периоде, в котором объект принят к учету.

Объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Бухгалтерский учет НИОКР и НМА

Если до рассматриваемых поправок в бухгалтерском законодательстве «малыши» списывали затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в течение ожидаемого срока использования результатов работ, теперь они вправе сделать это по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета 20 (других счетов учета затрат на производство - при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Обратите внимания

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений .

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно - какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения , организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Как уже было сказано выше, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданин должен обратиться в регистрирующий орган.

Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». С 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Согласно статье 3 Закона №129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 года вступила в силу глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина». В подпункте 8 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который составляет 400 рублей.

Обратите внимание!

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ был предусмотрен размер уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, регистрирующие органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации и не выдают копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа «дубликат». Об этом сообщалось в Письме ФНС РФ от 13 января 2005 года №ШС-6-09/5@. Под выдачей дубликатов свидетельств понималась повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

В связи с вышесказанным Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» с февраля 2006 года в подпункт 9 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ было внесено соответствующее уточнение:

«9) за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию».

Напомним, чтоФедеральным законом от 23 июня 2003 года №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» установлен переходный период (с 1 января 2004 года по 1 января 2005 года), в течение которого индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года, должны были представить в регистрирующие органы по своему месту жительства документы, предусмотренные статьей 3 указанного Закона. Внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, осуществлялось регистрирующим органом бесплатно, так как в перечне документов, которые индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, обязан был представить в регистрирующий орган, представление документа об уплате госпошлины не было предусмотрено.

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при его отсутствии указывается: «лицо без гражданства»);

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

р) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Если ранее внесенные сведения, содержащиеся в ЕГРИП, изменились, прежние сведения сохраняются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №438 и 439» утверждены Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы.

Индивидуальный предприниматель в случае изменения сведений, указанных в ЕГРИП, в течение трех дней с момента изменения сведений, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту жительства. Исключение составляют сведения, указанные в пунктах «м» - «р», это установлено в пункте 5 статьи 5 Закона №129-ФЗ.

Регистрирующим органом в отношении индивидуального предпринимателя в связи с неисполнением им вышеуказанной обязанности возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

«3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

В соответствии с пунктом 17 Правил ведения ЕГРИП, государственный реестр на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации и регистрационных дел индивидуальных предпринимателей.

В регистрационном деле индивидуального предпринимателя должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган. Книга учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей ведется в каждом регистрирующем органе в течение календарного года.

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме №Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Данная форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», а Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» утвержден Порядок заполнения формы.

2) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

3) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемый в качестве индивидуального предпринимателя является иностранным гражданином);

4) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо является лицом без гражданства);

5) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины (размеры госпошлины мы рассмотрели выше).

С 2005 года предприниматели избавлены от необходимости представлять в государственные внебюджетные фонды для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующий орган. Зарегистрировав предпринимателя, налоговики направляют сведения из реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, осуществив постановку на учет, направляют налоговым органам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам высылают свидетельство почтой.

· если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

· не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. То есть предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах.

Отметим, что в начале 2004 года предприниматели сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке. Но после выхода Письма Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 2004 года №15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов», направленного в территориальные учреждения Банка России, ситуация изменилась. В указанном Письме Центральный Банк России сообщил, что в соответствии с дополнениями, внесенными в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», предоставление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя согласно пункту 3 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется по месту его жительства.

Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дано определение понятия «место жительства»:

Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Это установлено пунктом 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.

Заявление (формы №Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:

1. в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем - заявителю в день получения документов регистрирующим органом.

2. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, - высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Согласно пункту 3 указанных Требований при направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация».

В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При получении регистрирующим органом документов для государственной регистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, регулируется статьей 22.2 Закона №129-ФЗ.

Внесение изменений в вышеуказанные сведения осуществляется по заявлению индивидуального предпринимателя без уплаты госпошлины регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей записи. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, ей присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме №Р24001, утвержденной приложением №19 Постановления Правительства от 19 июня 2002 года №439;

б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, представляется в регистрирующий орган по форме №24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» утвержден Порядок заполнения этой формы.

Порядок представления документов такой же, что и при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это установлено пунктом 2 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ. Регистрирующий орган выдает расписку в получении документов в тот же день, если они были представлены заявителем непосредственно, либо высылает ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, если они поступили от заявителя почтовым отправлением.

Внесение в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При изменении места жительства индивидуальный предприниматель обращается в регистрирующий орган по старому месту жительства. При этом, согласно пункту 4 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. В таком случае снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором он состоял на учете. Снятие предпринимателя с налогового учета в связи с изменением места жительства с 1 января 2004 года согласно Письму МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №ММ-6-09/1384 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» производится после государственной регистрации изменений по выписке из ЕГРИП без подачи им заявления о снятии с налогового учета, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Налоговый орган по новому месту жительства предпринимателя осуществляет его постановку на налоговый учет на основании документов, полученных от налогового органа по его прежнему месту жительства (пункт 4 статьи 84 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРИП из налогового органа по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя.

В случае обращения индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по новому месту жительства, упомянутый орган принимает решение об отказе в государственной регистрации по причине представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подпункт «б» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

Указанной статьей закона, а также пунктом 7 Правил ведения ЕГРИП предусмотрены основания для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя . Такими основаниями являются:

· заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (представляются в установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ порядке);

· копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

· копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;

· копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

· информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Лишь в связи с принятием решения индивидуальным предпринимателем о прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация осуществляется платно, то есть уплачивается государственная пошлина. При этом для государственной регистрации заявитель в регистрирующий орган предоставляет:

Подписанное им заявление о государственной регистрации по форме №Р26001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

Документ об уплате государственной пошлины.

Данное положение подтверждено и арбитражной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 октября 2004 года по делу №А79-3031/2004-СК1-2827.

Как указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 года по делу №А17-6690/5-2004 на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подпись должна быть нотариально удостоверена. Но в то же время, отсутствие нотариального свидетельствования подписи заявителя в заявлении о прекращении предпринимательской деятельности не может являться препятствием к прекращению его деятельности. К такому выводу пришли судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 27 сентября 2005 года №А43-11412/2005-9-371.

При поступлении вышеназванных документов регистрирующий орган осуществляет следующие действия:

1. делает запись об этом в книге учета;

2. выдает расписку о принятии документов;

3. принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

4. вносит соответствующую запись в ЕГРИП;

5. выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (формы №Р65001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

По всем другим основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (смотрите выше) государственная регистрация осуществляется бесплатно по информации, поступившей в регистрирующий орган из других органов. Рассмотрим основания прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя , и на основании чего осуществляется государственная регистрация.

1) в связи со смертью физического лица - регистрируется на основании поступивших в регистрирующий орган сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, представляют в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ, сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

2) в связи с принятием арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) - регистрируется на основании копии решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом).

3) в принудительном порядке по решению суда - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда общей юрисдикции о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

4) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

5) в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган из органов внутренних дел информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в пятидневный срок.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Исключение составляют случаи:

· смерть физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

· признание его судом несостоятельным (банкротом);

· прекращение в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

· аннулирование документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

Государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

При внесении соответствующих записей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по той или иной причине на основании выписки из ЕГРИП налоговый орган снимает индивидуального предпринимателя с налогового учета. Причем эта процедура согласно Письму МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №ММ-6-09/1384 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводится налоговым органом без заполнения предпринимателем заявления о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства. В настоящее время у индивидуального предпринимателя нет обязанности подачи такого заявления.

Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Примечание.

Как уже было сказано выше, если индивидуальный предприниматель не «перерегистрировался» до 1 января 2005 года, то его государственная регистрация в качестве предпринимателя утратила силу. При этом после указанной даты он вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с новым законом. Однако законом помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности. Поэтому ошибочным является мнение предпринимателей о том, что они, не перерегистрировавшись, и приняв решение о добровольном прекращении своей деятельности, не обязаны обращаться в регистрирующий орган. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, в том числе по своевременному представлению деклараций. Исходя из сказанного, если индивидуальные предприниматели приняли решение о прекращении предпринимательской деятельности, то они должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а также документ об уплате госпошлины.

Размер госпошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Он составляет 20% от размера госпошлины, уплаченной за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (то есть 80 рублей).

За нарушение законодательства о государственной регистрации действующим законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа. В пункте 1 статьи 24 Закона №129-ФЗ установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность. Перечислим эти основания:

Ø необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона №129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;

Ø неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;

Ø иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом №129-ФЗ;

Ø незаконный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов;

Ø несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов.

Мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа указанная статья Закона №129-ФЗ не устанавливает, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности, а также к административной ответственности и к уголовной.

Например, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, в этом случае должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например, по статье 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Пункт 2 статьи 24 Закона №129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба. В данной статье Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований, предусматривающий возмещение ущерба:

Ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации;

Ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации;

Ущерб, причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенный по вине регистрирующего органа.

В данном случае речь идет о возмещении вреда по правилам статей 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», 1071 «Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет» ГК РФ.

Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:

Непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;

Представления недостоверных сведений.

Итак, Закон №129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации, при этом, как и в предыдущем случае, мер ответственности Закон №129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

В случае нарушения предпринимателем законодательства о государственной регистрации в отношении него применяется административная ответственность:

1. в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати МРОТ;

2. в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ - непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ;

3. в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ - представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

Кроме того, в случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают в связи с государственной регистрацией, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Это установлено пунктом 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ.

За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Пример 1 из консультационной практики ЗАО « BKR –ИНТЕРКОМ–АУДИТ».

Наша компания собирается заключить гражданско-правовой договор с гражданкой РФ об оказании услуг.

Исполнитель обязуется по заданию Заказчика («А») оказывать следующие информационные услуги:

· формирование в средствах массовой информации положительного имиджа Заказчика;

· осуществление личных контактов с представителями средств массовой информации;

· оказание организационной и методической помощи средствам массовой информации в создании информационных материалов, касающихся предмета заинтересованности Заказчика;

· организация и проведение тест- драйвов новых моделей автомобилей, представляемых Заказчиком;

· распространение в печатных и электронных средствах массовой информации сведений о представляемых Заказчиком новинках;

· аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов и отслеживание выхода информационных материалов в случае проведения пресс- конференций;

· подготовка информационных материалов о событиях и мероприятиях, касающихся сферы интересов Заказчика;

· сбор, обработка и представление предложений по обновлению и модернизации интернет- сайта Заказчика;

· систематический поиск информационных поводов для реализации вышеуказанных обязательств.

Вопрос 1. Не обязана ли эта гражданка зарегистрироваться как ПБОЮЛ?

Ответ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской «является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Таким образом, понятие предпринимательской деятельности обладает тремя признаками:

самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектом от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;

направлена на получение прибыли, которая выступает главной целью хозяйственной деятельности;

осуществляется на постоянной профессиональной основе и предполагает ее государственную регистрацию, а в случаях, предусмотренных законодательством, - лицензирование.

Такая правовая позиция относительно признания деятельности незаконным предпринимательством выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».

Судом указано, что признаки предпринимательской деятельности заключаются в том, что деятельность направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляется самостоятельно лицом на свой риск.

По нашему мнению, заключение договора оказания услуг, в соответствии с которым физическое лицо принимает на себя функции исполнителя, может привести к тому, что деятельность данного физического лица будет признана предпринимательской.

Следует заметить, что предпринимательская деятельность квалифицируется при наличии признака систематичности получения прибыли от такой деятельности.

Однако понятие «систематичность» не раскрывается законодательством. На практике осуществлением предпринимательской деятельностью признается заключение всех сделок, за исключением разовых.

Отметим, что Пленум Верховного суда, определяя осуществляемую лицом деятельность на основании гражданско-правового договора как предпринимательскую, указал лишь на то, что сдача физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, личного имущества в аренду и получение от такой сделки дохода не является незаконным предпринимательством в случае, если лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем.

В связи с этим однократное заключение гражданско-правового договора на оказание услуг не трактуется как осуществление исполнителем предпринимательской деятельности. В случае осуществления деятельности по оказанию услуг по двум и более договорам такая деятельность будет являться предпринимательской.

Вместе с тем, поскольку отсутствуют единые и общепризнанные критерии систематичности, признание деятельности предпринимательской решается в каждом конкретном случае в отношении конкретных лиц с учетом индивидуальных особенностей их деятельности.

По нашему мнению, несмотря на то, что понятие «систематичности» не определено, фактически речь идет о неоднократном получении прибыли от осуществляемой деятельности.

Отметим, что из содержания деятельности исполнителя, представленного в Вашем запросе, можно предположить, что физическое лицо будет осуществлять свою деятельность в течение довольно продолжительного времени, а оказание услуг оформляется актом.

В этом случае, по нашему мнению, деятельность, несмотря на то, что осуществляется в рамках одного договора, приводит к систематическому извлечению прибыли физическим лицом. В связи с этим такое оказание услуг, вероятно, может быть признано предпринимательской деятельностью.

Напомним, что в соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Незаконное предпринимательство, то есть предпринимательство без соответствующей государственной регистрации является одним из видов правонарушений в сфере экономической деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является административным правонарушением. Согласно пункту 1 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации может являться также и уголовным преступлением согласно статье 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ.

В связи с этим, если физическое лицо планирует оказывать услуги неоднократно, то рекомендуем ему приобрести статус индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №129-ФЗ моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя признается внесение регистрирующим (налоговым) органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона №129-ФЗ) на основании представленных в соответствии со статьей 22.1 Закона №129-ФЗ на государственную регистрацию документов.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, - Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р61001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

Вопрос 2. Если она может оказывать такие услуги, не регистрируясь, не будет ли этот договор признан трудовым, если услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой?

Ответ.

В связи с осуществлением физическим лицом трудовой деятельности может заключаться как трудовой, так и гражданско-правовой договор.

Трудовой и гражданско-правовой договор регулируются различными отраслями законодательства: в первом случае - ТК РФ, а во втором - ГК РФ.

Основными признаками, позволяющими отличить от смежных гражданско - правовых договоров, являются:

обязанность работника лично выполнять определенную трудовую функцию - работу по определенной специальности, квалификации или должности;

обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности он может нести дисциплинарную ответственность.

Этих признаков не содержат гражданско - правовые договоры, на основании которых гражданин принимает на себя обязанность выполнить определенный вид работы или изготовить какую-либо вещь. При этом исполнитель действует самостоятельно на свой страх и риск. В этом случае отношения сторон договора возникают лишь по поводу получения конкретного результата труда за определенное вознаграждение. При этом гражданин не подчиняется дисциплине, правилам внутреннего трудового распорядка, а организует свой труд самостоятельно, обеспечивает его безопасность, отвечает за случайную гибель или случайное повреждение предмета договора и иные неблагоприятные последствия, возникающие вследствие случайных обстоятельств при выполнении своей работы.

Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ приемка работ, выполненных по гражданско-правовому договору, осуществляется в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором.

В связи с этим, договором об оказании услуг, к которому применяются правила о договоре подряда (статья 783 ГК РФ), устанавливается порядок и сроки приемки услуг Заказчиком, а также порядок и сроки их оплаты. Как в Вашем случае, стороны вправе установить, что услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой

Необходимость оформления акта приема-передачи результатов услуг (либо иного документа, удостоверяющего приемку) подтверждается гражданским законодательством - пункт 2 статьи 720 ГК РФ.

Отметим, что в случае, когда с работником заключен трудовой договор на время выполнения определенной работы, приемка выполненных работ оформляется актом (форма №Т-73), который является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ. В этом случае приемка работ может оформляться ежемесячным актом, а также оплата работ может производится ежемесячно.

Трудовое законодательство предусматривает возможность заключения трудового договора с работником на время выполнения определенной работы. При этом работнику устанавливается конкретное задание для выполнения, а оплата труда производится по оценке конечных результатов по выполненной работе или отдельных этапов.

При сдаче-приемке работ по такому договору выписывается специальный акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (форма №Т-73) (утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года №1).

Акт о приемке работ подтверждает, что исполнитель выполнил определенное задание (этап, если работы производятся этапами). На основании этого документа ему начисляется . Эту форму должны применять все юридические лица, заключающие трудовые договоры с физическими лицами на время выполнения определенной работы.

В акте о приемке работ указываются следующие данные:

наименование организации, составившей этот документ;

номер документа и дата его составления;

номер, дата и срок действия трудового договора с работником;

фамилия, имя и отчество работника, с которым заключен данный трудовой договор;

наименование работ и время, в течение которого они выполнены;

оплата каждого вида работ и общая сумма к выплате с учетом ранее выданного аванса (предоплаты).

Кроме того, в Акте о приемке работ указывают, соответствуют ли объем и качество выполненных работ, указанных в договоре. Акт является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ.

Договор, заключенный на время выполнения определенной работы с установлением конкретного задания, может быть квалифицирован как трудовой, так и гражданско-правовой договор.

В связи с этим рекомендуем предусмотреть в нем указание на то, что к взаимоотношениям сторон по договору применяются нормы трудового или гражданского законодательства, а также указать обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации или на отсутствие таковой и пр.

Таким образом, сами по себе факты оформления результатов работ актом и ежемесячная выплата вознаграждения лицу не указывают на квалификацию договора, хотя более характерны для гражданско-правовых договоров. Для отнесения договора к гражданско-правовому договору или трудовому договору следует анализировать его условия (предмет, права и обязанности сторон и прочие условия).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися различных видов систем налогообложения с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство, порядка регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и лицензирования, порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и порядка применения контрольно-кассовой техники , Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как зарегистрировать ИП

Довольно часто, начиная свое дело, коммерсанты прибегают к такой форме организации бизнеса как ИП, исходя из простоты получения самого статуса индивидуального предпринимателя, отсутствия кассовой дисциплины и упрощенного бухгалтерского учета. Также весомым аргументом в пользу приобретения статуса ИП является то, что размеры административных штрафов за одни и те же правонарушения для ИП значительно меньше, чем для юридических лиц.

Вместе с тем, индивидуальный предпрниматель ограничен в осуществлении некоторых видов деятельности (например, производство и продажа алкогольной продукции) и несет ответствнность по обязательствам всем своим имуществом, что является несомненным минусом данной формы осуществления предпринимательской деятельности.

Процедура регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон). Глава VII.1 Закона устанавливает перечень необходимых документов и порядок их подачи в налоговый орган для государственной регистрации.

Так, для получения статуса индивидуального предпринимателя необходимо:

  1. Сформировать пакет необходимых документов
  2. Оплатить государственную пошлину за регистрацию физического лица в качестве ИП в размере 800 рублей
  3. Представить документы в ваш регистрирующий орган

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Формирование пакета документов

По общему правилу, для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо сформировать следующий пакет документов:

    Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года.

    В заявлении указываются сведения о физическом лице, приобретающем статус индивидуального предпринимателя, а также виды предпринимательсткой деятельности по соответствующему Общероссийскому классификатору. Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально, за исключением случая личного представления документов в регистрирующий орган.

    Копия основного документа, удостоверяющего личность. Для гражданина Россйиской Федерации таким документом является паспорт гражданина РФ. Лицо без гражданства или иностранный гражданин представляют копию документа, предусмотренного законодательством Российский Федерации или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность (например, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание или вид на жительство).

    По общему правилу, копия основного документа, удостоверяющего личность, должна быть заверена нотариусом. Исключение составляет случай личной подачи документов заявителем.

    Квитанция об оплате государственной пошлины.

    В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российский Федерации государственная пошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 800 рублей. Чтобы избежать ошибок при заполнении платежного поручения, советуем воспользоваться сервисом «Уплата госпошлины» на официальном сайте Федеральной налоговой службы, с помощью которого можно сформировать платежный документ и заплатить государственную пошлину.

Направление документов в налоговый орган

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту его жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте, либо по месту его пребывания (ч. 3 ст. 8 Закона).

Для определения регистрирующего органа Вы можете обратиться к сервису «Адрес и платежные реквизиты налоговой инспекции» на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Документы могут быть представлены в регистрирующий орган несколькими способами:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения
  • поданы непосредственно в регистрирующий орган
  • поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг

Кроме того, документы могут быть поданы непосредственно заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов заявителю или его представителю в налоговой инспекции выдают расписку в получении документов. Для удобства налогоплательщиков на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ доступен сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию». Запись на прием через данный сервис позволяет избежать потери времени в очередях и дает гарантию приема в течение получаса от установленного времени.

Срок государственной регистрации и получение документов

Срок государственной регистрации индивидуального предпринимателя составляет 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 8 Закона).

Если требования к оформлению и содержанию поданных документов соблюдены, то по истечении данного срока в налоговом органе заявителю или его представителю по доверенности выдают свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), свидетельство о постановке на налоговый учет и лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

После получения документов из налогового органа индивидуальному предпринимателю остается открыть расчетный счет в банке и определиться с режимом налогообложения. При этом важно помнить, что если Вы хотите находиться на упрощенной системе налогообложения, то с момента государственной регистрации у Вас есть 30 календарных дней для подачи соответствующего уведомления.

Граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане законно находящиеся на территории России и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрированы, в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен принятым Государственной Думой 13 июля 2001 года Федеральным законом "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Основной задачей данного закона является регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Задача регистрирующего органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в размере 800 рублей. При этом регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые были предоставлены при государственной регистрации.

Государственная регистрация физического лица, выразившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин обязан уплатить государственную пошлину, так называемый регистрационный сбор, который в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 800 рублей. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Далее, в соответствии со статьей 22.1 Закона "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются следующие документы:

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данное заявление должно содержать следующие сведения: данные индивидуального предпринимателя на русском языке (фамилия, имя, отчество), пол; сведения о рождении (дата и место рождения); гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства); место жительства в Российской Федерации (а именно почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица, номер дома, номер квартиры); контактный телефон или факс; сведения о видах и количестве экономической деятельности; подпись и дата подачи заявления.

  • 2. Копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).
  • 3. Копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином).
  • 4. Копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства).
  • 5. Копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя. Или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица).
  • 6. Копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства (см. приложение 1).
  • 7. Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации. В случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе.
  • 8. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя. Либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним).
  • 9. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
  • 10. Квитанция об уплате государственной пошлины.

В данной статье закона нет нормы, определяющей особенности комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности в установленном законом порядке, с согласия их законных представителей. Гражданский кодекс Российской Федерации не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же статьи 22.1 можно сделать вывод противоречий и положений:

  • 1) Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует добровольного согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не позволяет представителям участвовать в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (статья 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р61001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей").

По факту регистрации физическому лицу выдаются следующие документы:

  • 1. Свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя
  • 2. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Начиная, с 2014 года все жители Российской Федерации получили возможность пользоваться многими услугами государственных органов через Интернет. Пока что далеко не все оценили эффективность такой системы, и иногда встречаются недорабоки, которые довольно оперативно исправляются. Однако уже сейчас можно оплатить штраф, оформить получение ряда документов и многое другое, не выходя из дома.

Портал Госуслуги рассчитан в первую очередь на физических лиц, которым после регистрации на сайте могут воспользоваться целым перечнем функций, но для этого обязательно потребуются некоторые документы.

Необходимые документы для регистрации

Непосредственно для регистрации на сайте необходимо указать следующие данные:

  1. Фамилия и имя;
  2. Адрес электронной почты;
  3. Номер мобильного телефона.

На электронную почту и мобильный в последствии будут приходить уведомления об изменении учётных данных, статуса заявления и т.п.

Уровни учётных записей на Госуслугах

В системе Госуслуги существует уровневая система аккаунтов. Она включает в себя следующие типы учётных записей:

  1. упрощённая;
  2. стандартная;
  3. подтверждённая.

Ознакомьтесь также: Все способы оплаты госпошлины

Статус упрощённой учётная запись получает сразу после регистрации на портале. Однако функционал его крайне ограничен – нельзя оформить заявление или запись в госучреждение. Для того, чтобы получить такую возможность, необходимо в личном кабинете ввести данные паспорта и СНИЛС. После этого аккаунт получает статус «стандартного», и с его помощью можно записаться к врачу, зарегистрировать товарный знак и т.п.

Чтобы получить абсолютно любую услугу портала потребуется очное подтверждение личности в центре обслуживание. Эта процедура занимает буквально несколько минут и требует только наличие паспорта.

Как зарегистрироваться на Госуслугах?

Есть два варианта регистрации:

  1. самостоятельно на соответствующей странице сайта (находится в верхней правой части страницы);
  2. центры регистрации и обслуживания.

Центрами обслуживания, как правило, выступают районные МФЦ, почтовые отделения, банки и т.п. Ближайший можно найти на специальной карте, которая расположена на сайте. В центре вас не только зарегистрируют, но и сразу подтвердят личность.

Заполнение личных данных

После регистрации на портале вы сможете зайти в личный кабинет и заполнить дополнительные данные – это необходимо для получения нового статуса аккаунта – «стандартного», а также для автоматического заполнения различных электронных заявлений и заявок.

  1. паспорт;
  2. СНИЛС;
  3. страховой полис;
  4. загранпаспорт;
  5. водительское удостоверение;
  6. военный билет;
  7. свидетельство о рождении.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...