Сконструированы в соответствии с евростандартом iso 228. Современные требования к качеству автомобильных бензинов

ГОСТ ISO 9093-2-2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СУДА МАЛЫЕ

Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус

Часть 2

Неметаллические

Small craft. Seacocks and through-hull fittings. Part 2. Non-metallic

ОКС 47.080
ОКП 74 4352

Дата введения 2017-09-01

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 5 международного стандарта, который выполнен ООО "Техречсервис"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2017 г. N 616-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9093-2-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9093-2:2002* "Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 2. Неметаллические" (ISO 9093-2:2002 ("Small craft - Seacocks and through-hull fittings - Part 2: Non-metallic", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт. - .

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению и монтажу неметаллических фитингов, проходящих через корпус, и/или устройств, включающих в себя фитинги, проходящие через корпус, забортные клапаны, шланговые фитинги и/или пробки отливных отверстий и элементов, присоединенных к ним, используемых в малых судах с длиной корпуса до 24 м.

Требования настоящего стандарта не распространяются на проходящие через корпус фитинги выхлопных труб двигателей и элементы такелажа парусного судна.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все изменения к нему), для датированных - только указанное издание.
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .

ISO 7-1:1994, Pipe threads where pressure-tight joints are made on the threads - Part 1: Dimensions, tolerances and designation (Резьбы трубные, обеспечивающие герметичность соединения. Часть 1. Размеры, допуски и обозначение)

ISO 178:2001, Plastics - Determination of flexural properties (ИСО 178 Пластмассы. Определение свойств при изгибе)

ISO 180:2000, Plastics - Determination of Izod impact strength (Пластмассы. Определение ударной прочности по Изоду)

ISO 228-1:2000, Pipe threads where pressure-tight joints are not made on the threads - Part 1: Dimensions, tolerances and designation (Резьбы трубные, не обеспечивающие герметичность соединения. Часть 1. Размеры, допуски и обозначения)

ISO 527 (all parts), Plastics - Determination of tensile properties

Пластмассы. Определение механических свойств при растяжении (все части ИСО 527)

ISO 8666:2002, Small craft - Principal data (ГОСТ P ИСО 8666-2012 Суда малые. Основные данные)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 фитинг, проходящий через корпус (through-hull fitting): Фитинг, предназначенный для обеспечения прохождения жидкостей, включая суспензии, или газов через корпус судна.

3.2 забортный клапан (seacock): Запорный элемент, предназначенный для предотвращения попадания воды, обычно устанавливаемый на корпусе судна или фитинге, проходящем через корпус.

3.3 шланговый фитинг (hose fitting): Элемент, используемый для присоединения фитинга, проходящего через корпус, или забортного клапана к шлангу.

3.4 сливная пробка (drain plug): Съемное запорное устройство, включающее забортный клапан и связанный с ним фитинг, проходящий через корпус.

3.5 легко доступный (readily accessible): Допускающий использование, осмотр или обслуживание без демонтажа какой-либо части конструкции судна, или применение каких-либо инструментов, или демонтаж какого-либо съемного оборудования, размещенного в местах, предназначенных для хранения съемного оборудования, таких как шкафчики, ящики или полки.

3.6 ватерлиния крена (heeled waterline): Уровень воды на корпусе полностью оборудованного судна с максимальной нагрузкой согласно ISO 8666 при крене корпуса:

7° для моторных лодок и многокорпусных судов;

30° либо уровень линии борта на миделе судна при меньших углах крена для парусных шлюпок и парусных судов с мотором.

4 Требования к материалу

4.1 Общая информация

Материал, используемый для фитинга, не должен иметь каких-либо видимых дефектов, которые будут снижать герметичность, прочность или работоспособность.

Примечание - В стандарте термин "фитинг" означает любой фитинг, проходящий через корпус, забортный клапан, шланговый фитинг или отливную пробку.

4.2 Комбинации материалов

Выбор материалов или их комбинации должен быть сделан с учетом возможности их набухания и/или заклинивания. Материалы в контакте друг с другом не должны препятствовать тому, чтобы устройство и/или система работали в соответствии с предназначением.

4.3 Устойчивость к износу

Используемые материалы должны быть устойчивыми или защищены от износа с учетом воздействия окружающей среды и различных изменяющихся потоков, проходящих через фитинг (например, свежая, соленая или жесткая вода с примесями; сточные воды от туалетных систем, трюмная вода, загрязненная нефтью и/или топливными продуктами и чистящими веществами).

4.4 Защита от ультрафиолетового излучения и окисления

Материалы, используемые для изготовления фитингов, проходящих через корпус, должны быть стойкими к ультрафиолетовому излучению.

Все детали должны быть стойкими к окислению.

4.5 Механические свойства

Материалы для фитингов должны иметь следующие минимальные физические свойства при комнатной температуре в сухом состоянии:

Предел прочности на растяжение - 60 МПа (ISO 527);

Модуль упругости при изгибе - 2700 МПа (ISO 178);

Ударная вязкость - 9 кДж/м (ISO 180/А).

Примечание - Механические свойства относятся к материалам в неустановившихся условиях.

4.6 Диапазон рабочих температур

4.6.1 Общие эксплуатационные требования

Забортный клапан должен функционировать во всем диапазоне температур и не должны появляться дефекты, снижающие его работоспособность.

4.6.2 Требование к температуре хранения

Забортные клапаны должны выдерживать температуру хранения от -40°С до +60°С в сухом состоянии.

4.6.3 Тест работоспособности при высокой температуре

Клапанный блок, заполненный водой, после предварительного кондиционирования в течение 24 ч при 60°С должен оставаться работоспособным.

4.6.4 Тест работоспособности при низкой температуре

Клапанный блок, заполненный соленой водой, после предварительного кондиционирования в течение 24 ч при 0°С должен оставаться работоспособным.

5 Резьба

5.1 Типы резьбы

Фитинги должны иметь один из следующих типов резьбы:

Цилиндрическую трубную резьбу в соответствии с ISO 228-1, с местами подсоединения конической трубной резьбы в соответствии с ISO 7-1 и трубной резьбы G 3/8, G 1/2, G 3/4, G 1, G 1 1/4, G 1 1/2, G 2, G 2 1/2, G 3, G 4;

Другой тип резьбы внутри того же самого диапазона размеров (например, трапецеидальную резьбу в соответствии с ASME В1.9-1992 или другими применимыми национальными стандартами).

5.2 Идентификация резьбы

При использовании типов резьбы, отличных от трубной резьбы, соответствующей ISO 228-1 или ISO 7-1, изготовитель должен идентифицировать тип резьбы, маркируя фитинг или упаковку соответственно.

6 Фитинги, проходящие через корпус. Требования

6.1 Минимальный внутренний диаметр должен быть указан изготовителем на изделии или упаковке.

6.2 Минимальная длина резьбы фитинга, проходящего через корпус, соединенного с забортным клапаном, должна быть такова, чтобы после завинчивания гайки фланца (если установлена) остающаяся длина резьбы была не менее +5 мм (см. таблицу 1).

7 Забортные клапаны. Требования

7.1 Конструкция забортных клапанов должна обеспечивать:

Работу при любых условиях, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации;

Визуальную индикацию открытого и закрытого положения, например такую, как положение ручки.

7.2 Минимальная длина резьбы для присоединения к фитингам, проходящим через корпус, шланговым фитингам и другим присоединяемым частям должна соответствовать таблице 1.

Таблица 1 - Минимальные длины резьбы забортных клапанов

8 Шланговые фитинги. Требования

8.1 Шланговые фитинги

Шланговые фитинги должны быть ребристыми, зубчатыми или иметь валик.

Торец шлангового фитинга должен иметь гладкую поверхность, чтобы обеспечить водонепроницаемость и предотвратить повреждение шланга.

8.2 Зажимная длина

Зажимная длина должна быть достаточной для двойного зажима шланга и должна быть не меньше, чем внешний диаметр шлангового фитинга, но не менее чем 25 мм.

9 Пробки отливных отверстий. Требования

9.1 Все пробки отливных отверстий должны быть водонепроницаемыми при закреплении надлежащим образом.

9.2 Расширяющиеся пробки отливных отверстий должны быть регулируемыми и сконструированы так, чтобы предотвратить случайный демонтаж, например из-за давления воды.

10 Монтаж

10.1 Общая информация

10.1.1 Подкрепление корпуса

Если фитинг забортного клапана, фитинг, проходящий через корпус, или пробка отливного отверстия уменьшает требуемую прочность корпуса, область корпуса должна быть подкреплена, чтобы компенсировать потерю прочности.

10.1.2 Требования монтажа

Водонепроницаемость и безопасность не должны ухудшиться при нормальных эксплуатационных условиях после монтажа сквозных фитингов, забортных клапанов и отливных пробок на корпусе судна.

После монтажа устройство или фитинг должны быть безопасными, надежными и водонепроницаемыми, так чтобы они не были смещены внешними силами при работе фитинга и элементов, присоединенных к нему.

10.1.3 Защита от коррозии

Металлические компоненты и элементы крепления, такие как винты, должны быть устойчивы к коррозии и не должны гальванически взаимодействовать друг с другом, лодкой или другим фитингом, с которым они находятся в контакте.

10.1.4 Заливочные компаунды

Заливочные компаунды, используемые при установке фитингов, не должны ухудшать механические свойства фитинга.

10.2 Забортные клапаны, сквозные фитинги, шланговые фитинги

10.2.1 Забортные клапаны должны:

Устанавливаться непосредственно на корпус или фитинг, проходящий через корпус;

Быть легко доступны.

10.2.2 Сборочный узел забортного клапана должен гарантировать, что никакая часть не сможет высвободиться ни при каких эксплуатационных условиях.

10.2.3 Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус, должны быть расположены таким образом, чтобы минимизировать вероятность их повреждения или случайного использования.

10.2.4 Забортные клапаны, фитинги, проходящие через корпус, и шланговые фитинги, установленные ниже ватерлинии крена, должны соответствовать требованиям испытания прочности (см. приложение А).

10.3 Соединения шланга

Размеры шлангов должны быть совместимы со шланговым фитингом и обеспечивать плотную посадку.

10.4 Крепление шлангов

Металлические зажимы крепления шланга должны быть многоразовыми и сделаны полностью из нержавеющей стали типа Cr18 Ni8 или другого материала с равной либо более высокой прочностью и устойчивостью к коррозии. Зажимы, зависящие от напряжения пружины, не должны использоваться.

11 Информация изготовителей об установке

Изготовитель фитинга должен предоставить на каждое устройство следующую информацию в письменной форме:

Материал фитинга;

Тип резьбы и соответствующий международный стандарт или другой стандарт (см. 5.2);

Химические типы заливочных компаундов, которые можно или нельзя использовать;

Требования к монтажу;

Максимальный момент затяжки при установке;

Ограничения по монтажу (при необходимости).

12 Руководство для владельца

Руководство для владельца лодки должно содержать по крайней мере следующую информацию:

Размещение забортных клапанов;

Инструкцию по эксплуатации, при необходимости;

Предупреждение о том, как содержать забортный клапан в закрытом состоянии при отсутствии необходимости его использования для минимизации риска протечки (например, входное отверстие для воды линии смывания в туалете).

13 Руководство по обслуживанию

Если предоставляется руководство по обслуживанию лодки, оно должно содержать следующую информацию:

Номинальный внутренний диаметр или размер резьбы;

Требования технического обслуживания;

Требования по замене.

Приложение А (обязательное). Испытание прочности

Приложение А
(обязательное)

Испытание должно проводиться при комнатной температуре.

Безопасно закрепите фитинг, проходящий через корпус, на испытательном стенде, достаточно твердом, чтобы предотвратить сгибание устройства во время испытания. Приложите 10 раз силу не менее 1500 Н на расстоянии 20 мм от конца в наиболее уязвимом направлении фитинга или блока к наиболее выступающей с внутренней стороны корпуса части блока, например:

a) к фитингу, проходящему через корпус;

b) забортному клапану;

c) шланговому фитингу.

Блок не должен дать протечку за пределы блока при внутреннем гидравлическом давлении 0,1 МПа (1 бар) после этого испытания прочности и должен работать как предназначено.

Демонтируйте блок. Фитинг и блок не должны иметь признаков повреждения, влияющего на их функции, и забортный клапан должен остаться работоспособным.

Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ГОСТ 4648-2014 (ISO 178:2010) "Пластмассы. Метод испытания на статический изгиб"

ISO 527 (all parts)

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.

** Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует.

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

IDT - идентичные стандарты;

MOD - модифицированные стандарты.

_______________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. Основные данные".

Библиография

Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2017

Современные требования к качеству автомобильных бензинов

Хазиев А.А., к.т.н., доцент МАДИ

(СБОРНИК ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ 66-ОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАДИ (ГТУ) -М.; МАДИ(ГТУ), 2008. С212-215)

В Российской Федерации автомобильный бензин выпускается в соответствии с 3 ГОСТами и свыше 40 ТУ.

По состоянию на 2007 г. в РФ выпускается около 110 марок автомобильных бензинов. Рассмотрим основные из них.

ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия введен с 1.01.1979 г., позволял производить этилированные и неэтилированные бензины марок А-76, Аи-91, Аи-93, Аи-95, а также неэтилированный бензин А-72 (октановое число по моторному методу 72), предусматривал при производстве два класса бензина - летний и зимний. В настоящее время на территории РФ требования этого стандарта распространяются только на бензин марки А-76 неэтилированный.

ГОСТ Р51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия разработан с учетом требований Европейского стандарта EN 228-1993 (ЕВРО-2).

Устанавливает требования по 13 показателям к четырем маркам бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”.

Введен с 1.01.99 г., допускает применять при производстве автомобильных бензинов кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.

В зависимости от климатического района автомобильные бензины подразделяются на 5 классов по испаряемости, что позволяет более индивидуально подходить к выбору бензина в зависимости от условий эксплуатации автомобилей.

В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN228, ASTM).

ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия соответствует Европейской нормали EN-228-2004 (Евро-4), принятой Европейским комитетом по стандартизации 24.12.2003 г.

Установлены предельные концентрации оксигенатов (метанол, этанол-до 5%, изопропиловый и изобутиловый спирты, эфиры и др.), общая объемная доля которых не должна превышать 60%. Концентрация серы – не более 0,005% для вида 2, и не более 0,001% для вида 3.

В зависимости от климатического района автомобильные бензины подразделяются по испаряемости на 10 классов.

В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 выпускаются бензины Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95 и Супер Евро-98. Объем производства менее 1%.

Для улучшения эксплуатационных качеств бензинов допускается использовать присадки, не оказывающие побочных вредных воздействий.

Без производства в стране топлив, соответствующих требованиям Евро 3 или Евро 4, невозможно ни увеличить срок смены моторных масел, ни обеспечить ресурс работы нейтрализаторов отработавших газов.

Наличие серы в топливе сводит все усилия организаций, работающих над созданием долгоработающих масел, на нет или приводит к неоправданно резкому удорожанию стоимости каждой тысячи км и ресурса работы моторного масла до его замены.

Бензол, не полностью сгорая в цилиндре двигателя, догорает на нейтрализаторе, раскаляя и преждевременно выводя его из строя с образованием онкологически опасных бензоперенов.

Таблица 1

Требования к автомобильным бензинам в соответствии

с ГОСТ в Российской Федерации

В настоящий момент на нефтеперерабатывающем рынке России происходит плавный переход к изготовлению топлив с повышенными стандартами качества.

Требования Европейских стандартов к качеству автомобильных бензинов из года в год возрастают в направлении снижения токсичности отработавших газов (табл.2), что достигается снижением содержания в бензинах бензола, серы, ароматических и олефиновых углеводородов, обязательном введении в топливо моющих присадок и увеличением концентрации синтетических кислородсодержащих компонентов.

Таблица 2

Требования к автомобильным бензинам в странах ЕЭС

Показатели

Требования

Фракционный состав, %:

до 100 °С перегоняется, не менее

до 150 °С перегоняется, не менее

Давление насыщенных паров, кПа, не более

Повышение качества автомобильного бензина в настоящий момент решается за счет:

1. Отказа от применения в составе бензинов антидетонационных присадок на основе марганца и железа.

2. Снижения содержания в бензинах серы до 0,001%.

3. Снижения содержания в бензинах ароматических углеводородов до 35%, олефиновых углеводородов до 14%.

4. Нормирования содержания смол на месте потребления на уровне не более 5 мг/100 мл.

5. Дифференциация показателей качества по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 10 классов.

6. Введение фирменной окраски производителями автомобильных бензинов для повышения эффективности борьбы с производителями суррогатного топлива.

7. Введения моющих присадок, не допускающих загрязнения и осмоления деталей и систем двигателя.

Для улучшения эксплуатационных свойств в новые автомобильные бензины дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств.

Моющие присадки препятствуют прилипанию отложений к деталям двигателя и могут смыть до 75% старых отложений.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...