Ведомственная принадлежность медицинской организации. Ведомственное здравоохранение в рф

Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример - школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.

С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.

Важность исследования вопроса

Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос. Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству. Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.

После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.

Современное состояние вопроса

Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.

При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.

Как определить принадлежность?

Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.

Если предприятие утратило свою принадлежность к из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением. В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями. Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.

А как на практике?

В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить. Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.

Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов. Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле. Зачастую именно поэтому некоторые могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.

Территориальная принадлежность

Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это. При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.

Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.

Что может помочь определить принадлежность?

Юридический адрес - одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение. Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела. Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.

Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.

Образовательные учреждения

Ведомственную принадлежность определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.

Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.

Собственность и принадлежность: ИП

При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо - уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.

Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения. В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.

Собственность и принадлежность: ООО

Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого - отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.

Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.

Что делать, если не получается определить принадлежность?

Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.

Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.

А если и это не помогло?

Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию - Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.

В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому должно будет обрести собственный контролирующий орган. Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.

В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу. В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили. Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.

Заключение

Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.

Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное. Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально - Министерству образования. Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.

Статус ведомственных организаций на сегодняшний день мало регламентирован, и присутствие похожих учреждений требует по сей день спорные вопросы в обществе. К ведомственным организациям здравоохранения относятся лечебно-профилактические организации, фармацевтические учреждения и организации, аптечные организации, основываемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерств здравоохранения, и социального развития субъектов в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения самостоятельно от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и реализовывают свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, правовыми актами независимых образований, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Минздрава РФ, министерств здравоохранения республик в составе РФ, органов управления здравоохранением автономных образований, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения исполняется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в границах собственной компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, исполняют проверку качества оказания медико-социальной и лекарственной поддержки предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающимися частной медицинской практикой.

Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих течений реформирования муниципального здравоохранения появилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь. В следствии отечественная система здравоохранения встретилась с целым рядом следующих вопросов:

Уменьшились качество и доступность медицинской помощи населению;

Малое финансирование здравоохранения соединяется с небольшой результативностью применения ресурсов и несбалансированностью структуры медицинской помощи;

Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами;

До сих пор не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителей разнообразных территорий страны, а также сельского и городского населения;

Расходы бюджетов и средств обязательного медицинского страхования некоторых регионов, и муниципальных образований на одного жителя распознаются в десятки раз, что нарушает принципы социальной справедливости;

Неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая малую социально-экономическую результативность ее деятельности, становится основной движущей силой ее реформирования. Поставленная Президентом РФ задача модернизации здравоохранения, нашла свою конкретизацию в реализуемых национальных проектах, особое место среди них занимает национальный проект в сфере здравоохранения (Нацпроект «Здоровье»).

Целью реформы здравоохранения является рост доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, о чем говорят заявление правительства РФ.

  • Глава 8. Медицинские кадры со средним профессиональным образованием
  • Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
  • Глава 10. Организация работы среднего медицинского персонала в больничных учреждениях
  • Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи
  • Глава 12. Особенности организации работы среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения в сельской местности
  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 17. Организация здравоохранения в зарубежных странах
  • Глава 3. Организационные основы здравоохранения

    Глава 3. Организационные основы здравоохранения

    Охрана здоровья граждан - обязательное и неотъемлемое условие развития цивилизованного общества. В России государство возлагает на себя ответственность и гарантирует охрану здоровья каждого человека. Эти положения закреплены в Конституции РФ и иных законодательных актах. Наиболее полно все аспекты охраны здоровья населения отражены в принятых в 1993 г. Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000 гг. изменений).

    В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

    3.1. СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Выполнение задач по охране здоровья населения не может быть возложено только на здравоохранение. Это дело государства и общества в целом, однако здравоохранению в решении этих задач должна принадлежать ведущая и координирующая роль.

    В зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения:

    1)государственную;

    2)муниципальную;

    3)частную.

    К государственной системе здравоохранения относятся Федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной соб-

    ственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.

    К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.

    К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью.

    Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

    Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно, поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.

    Право граждан на охрану здоровья закреплено следующими основными принципами отечественного здравоохранения:

    Соблюдения прав человека в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

    Приоритета профилактических мер в области охраны здоровья населения;

    Доступности медико-социальной помощи;

    Социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;

    Ответственности органов государственной власти, руководителей организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за реализацию прав граждан в области охраны здоровья.

    Однако следует оговориться, что в настоящее время эти принципы носят больше декларативный характер и соблюдаются не в полной мере.

    3.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи. Существуют несколько принципов классификации медицинской помощи населению. Согласно ст. 38-42 «Основ» выделяют:

    Первичную медико-санитарную помощь;

    Скорую медицинскую помощь;

    Специализированную медицинскую помощь;

    Медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

    Медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

    С учетом номенклатуры учреждений здравоохранения, а также стоящих перед ними задач выделяют следующие виды медицинской помощи:

    Амбулаторно-поликлиническую (внебольничную) медицинскую помощь;

    Больничную (стационарную) медицинскую помощь;

    Скорую медицинскую помощь;

    Санаторно-курортную медицинскую помощь.

    Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:

    Первая;

    Доврачебная;

    Первая врачебная;

    Скорая;

    Специализированная;

    Высокотехнологичная (дорогостоящая).

    Отдельно выделяют первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), которая представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое

    образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

    Первичная медико-санитарная помощь оказывается жителям муниципального района и городского округа учреждениями муниципальной системы здравоохранения. ПМСП предоставляется населению в рамках территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В оказании ПМСП могут участвовать учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности.

    3.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Основным структурным элементом в системе оказания населению медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР РФ).

    В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСР РФ № 627 от 7 октября 2005 г.

    1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения.

    1.1.1.Больницы, в том числе:

    ♦участковая;

    ♦районная;

    ♦городская скорой медицинской помощи;

    ♦центральная (городская, районная);

    ♦областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

    1.1.2.Специализированные больницы, в том числе:

    ♦восстановительного лечения, в том числе детская;

    ♦гинекологическая;

    ♦гериатрическая;

    ♦инфекционная, в том числе детская;

    ♦наркологическая;

    ♦онкологическая;

    ♦офтальмологическая;

    ♦психоневрологическая, в том числе детская;

    ♦психиатрическая, в том числе детская;

    ♦психиатрическая (стационар) специализированного типа;

    ♦психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

    ♦туберкулезная, в том числе детская.

    1.1.3.Госпиталь.

    1.1.4.Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

    1.1.5.Дом (больница) сестринского ухода.

    1.1.6.Хоспис.

    1.1.7.Лепрозорий.

    1.2.Диспансеры:

    ♦врачебно-физкультурный;

    ♦кардиологический;

    ♦кожно-венерологический;

    ♦маммологический;

    ♦наркологический;

    ♦онкологический;

    ♦офтальмологический;

    ♦противотуберкулезный;

    ♦психоневрологический;

    ♦эндокринологический.

    1.3.Амбулаторно-поликлинические учреждения.

    1.3.1.Амбулатория.

    1.3.2.Поликлиники, в том числе:

    ♦городская, в том числе детская;

    ♦центральная районная;

    ♦стоматологическая, в том числе детская;

    ♦консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

    ♦психотерапевтическая;

    ♦физиотерапевтическая.

    1.4.Центры, в том числе научно-практические:

    ♦восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;

    ♦восстановительной медицины и реабилитации;

    ♦гериатрический;

    ♦диабетологический;

    ♦наркологический реабилитационный;

    ♦медицинский, в том числе окружной;

    ♦профессиональной патологии;

    ♦по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

    ♦клинико-диагностический;

    ♦патологии речи и нейрореабилитации;

    ♦реабилитации;

    ♦медицинской и социальной реабилитации;

    ♦общей врачебной (семейной) практики;

    ♦консультативно-диагностический, в том числе для детей;

    ♦реабилитации слуха;

    ♦лечебной физкультуры и спортивной медицины;

    ♦мануальной терапии;

    ♦лечебного и профилактического питания;

    ♦специализированных видов медицинской помощи;

    ♦психофизиологической диагностики.

    1.5.Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови.

    1.5.1.Станция скорой медицинской помощи.

    1.5.2.Станция переливания крови.

    1.5.3.Центр крови.

    1.6.Учреждения охраны материнства и детства.

    1.6.1.Перинатальный центр.

    1.6.2.Родильный дом.

    1.6.3.Женская консультация.

    1.6.4.Центр планирования семьи и репродукции.

    1.6.5.Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.

    1.6.6.Дом ребенка, в том числе специализированный.

    1.6.7.Молочная кухня.

    1.7.Санаторно-курортные учреждения.

    1.7.1.Бальнеологическая лечебница.

    1.7.2.Грязелечебница.

    1.7.3.Курортная поликлиника.

    1.7.4.Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.

    1.7.5.Санаторий-профилакторий.

    1.7.6.Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

    2.Учреждения здравоохранения особого типа.

    2.1.Центры:

    ♦медицинской профилактики;

    ♦медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);

    ♦медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);

    ♦лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);

    ♦контроля качества и сертификации лекарственных средств;

    ♦медицинский информационно-аналитический;

    ♦информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения;

    ♦средств медицинского применения.

    2.2.Бюро:

    ♦медицинской статистики;

    ♦патологоанатомическое;

    ♦судебно-медицинской экспертизы.

    2.3.Контрольно-аналитическая лаборатория.

    2.4.Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.

    2.5.Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

    3.Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    3.1.Центры гигиены и эпидемиологии.

    3.2.Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    3.3.Противочумный центр (станция).

    3.4.Дезинфекционный центр (станция).

    3.5.Центр гигиенического образования населения.

    4.Аптечные учреждения.

    4.1.Аптека.

    4.2.Аптечный пункт.

    4.3.Аптечный киоск.

    4.4.Аптечный магазин.

    Примечание. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...