Почему баба яга бывает доброй и злой. Проект «Баба Яга

Исследование «Образ Бабы Яги: злая колдунья или добрая волшебница?»

Актуальность :

Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает. Баба Яга - спорный образ русских народных сказок.

С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему?

Откуда взялся этот образ? Кто его придумал? Я заинтересовался этим вопросом, решил провести исследование и ответить на вопрос: «Баба Яга: злая колдунья или добрая волшебница?»

Объект исследования : образ Бабы Яги

Предметом моего исследования являются русские народные сказки

Гипотеза : баба Яга не только отрицательная, но и положительная героиня

Цели:

исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;

выяснить, положительным или отрицательным героем является Баба Яга

Работая над темой, я поставил перед собой задачи:

Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;

Выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;

Проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства

В своей работе я использовал описательный метод, а именно:

Наблюдение,

Классификация,

Обобщение

Можно выделить следующие этапы исследования:

слайд

1-й этап Подготовительный . Изучение проблемы, разработка мероприятий.

2-й этап Основной . Сбор информации о Бабе Яге в различных источниках, поиск произведений с её участием (в том числе художественных и мультипликационных фильмов), картин с её изображением, изготовление поделок, написание сказок, рисование рисунков

3-й этап - Заключительный . Подведение итогов, оформление работы.

Сначала я поработал с толковыми словарями и выяснил, что означает имя БАБА ЯГА Нашёл такие толкования:

: «Баба Яга - Старуха – колдунья в русских сказках»;

: . «Баба Яга – положительный персонаж древней русской мифологии»;

В. Даль: «Баба Яга - Род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи;

Брокгауз и Эфрон: «Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.»

Я встретил этот образ в следующих сказках:

«Гуси-лебеди»

«Баба Яга»

«Царевна-лягушка»

«Василиса Прекрасная»

«Марья Моревна»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

«Баба Яга и заморышек»

«Финист – ясный сокол»

В повести Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»

написал сказку в стихах «Баба-Яга, Костяная Нога»,

А Н. Ладонщиков стихотворение «В старой сказке»

Как появился образ Баби Яги?

То, как появился образ Бабы Яги, точно не может сказать никто, но предположения есть.

Я выяснил, что в древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир и злой,потусторонний существующий не здесь, а за тридевять земель.

Во всех сказках дорога в Тридевятое царство трудна и полна опасностей.

Отважному герою самому не справиться, нужен помощник, который и дорогу покажет и с нечистой силой справиться поможет.

С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле. Быть смелым, добрым, честным, рассудительным, трудолюбивым - вот что нужно для победы, над злом. И в этом герою помогает сказочная старуха - Баба Яга.

Как же появилось имя?

Оказывается имён у БАБЫ ЯГИ очень много

ЯГА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИНИШНА, ЯГАБОВА, ЯГИШНА, ЯГАБИХА, ЯГИХА, ЯГАЯ .

Со словом «баба» все понятно. Так на Руси называли немолодую женщину. А что за имя такое - Яга?

Ученые в точности сказать не могут.

Происхождение имени “Баба-Яга” неясно. Но вариантов объяснения множество:

То ли оно произошло от места жительства Бабы Яги - соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»);

То ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов);

Возможно её имя образовано от старосербского “ега” - болезнь;

А может быть потому, что на Руси Ягишною называли злую, бранчивую бабу.

ü По некоторым сведениям, имя свое она получила от старинного слова ягать, что значит кричать, шуметь, бушевать, ругаться . Одни ученые считают Ягу злой ведьмой, колдуньей. Другие величают ее древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей ход в потусторонний мир.

ü Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги - отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, ее ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.

ü И, наконец, есть предположение, что Баба Яга-существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Недаром она умеет летать . В сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля.

Характерные черты бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя это отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги.

На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки : они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать. вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку, пытается убить братьев, она хотела посадить в печь и съесть маленьких детей. Хотела, да не съела. Значит Баба Яга не людоедка. Я выяснил, что сажать ребенка в печь - это древний обычай на Руси.

Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался слабеньким, то его обмазывали тестом, сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна.

В большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Образ бабы Яги не оставляет равнодушным и кинематограф.

Я выяснил, что с участием Бабы Яги сняли немало художественных фильмов .

Слайд: «Морозко»

«Драгоценный подарок»

«Кащей Бессмертный»

«Конёк – Горбунок»

«Марья – искуссница»

«Золотые рога»

Играли роль Бабы Яги разные актёры. Чаще всего играл её роль актёр Георгий Милляр. Его героиня всегда страшная, оборванная и грязная, но она не совершает злых поступков.

Роль доброй Бабы Яги сыграла Татьяна Пельтцер в фильмах:

«Там на неведомых дорожках»

«После дождичка в четверг»

Очень много создано мультфильмов с участием Бабы Яги.

Мне удалось вспомнить такие:

«Баба Яга» «Гуси – лебеди»

«Бабка Ёжка и другие»» «Баба Яга против»

«Василиса Прекрасная» «Баба Яга и ягоды»

«Ивашко и Баба Яга» «Царевна – лягушка»

«Приключения домовёнка Кузи» «Бабка Ёжка и другие»

«Ивашка из дворца пионеров» «Жихарка»

«Новогодняя сказка» «Два клёна»

«Крошечка Хаврошечка» « Баба Яга и волшебная скатерть»

«Как Бабы Яги Новый год встречали» «Вниз по волшебной реке»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Прочитав множество книг о Бабе Яге и сказок, посмотрев художественные фильмы и мультфильмы, я понял, что Баба Яга - вовсе не плод народной фантазии, а историческая персона. Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы.

Вывод: Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.

Таким образом:

-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

-она может быть разной – и доброй, и злой;

-часто она помогает герою, спасает его;

-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Я считаю, что Баба Яга – это добрая волшебница, которая, помогает людям

Спасибо за внимание.

Баба-яга – образ из нашего детства. Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж. Из всего огромного количества сказок с участием Бабы Яги лишь в нескольких она является одним из главных героев повествования и вынесена в название. Как правило, в русском фольклоре она – лишь один из второстепенных персонажей. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи , на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

Портфолио проекта

"Баба Яга добрая или злая?"

Возраст участников проекта

7 лет.

Краткая аннотация проекта

  • Цель проекта

Показать неоднозначность характера литературных героев на примере Бабы Яги.

  • Что участие в проекте даст его участникам

Входе проекта будут развиваться коммуникативные навыки, воображение.Будут формироваться представления о себе и объектах окружающего мира,будет развиваться речь.

Участие в проекте даст детям более глубокие знания об устном народном творчестве.

  • Результаты проекта

Результатами проекта будут являться рисунки и поделки из пластилина,глины, теста.

  • Как будут оцениваться и обсуждаться:

ход проекта

Будут оценивать себя с помощью карты настроений,в итоговом оценивании заполняется таблица детьми,родителями,учителем

Детям будет предложена карта продвижения по проекту,которая включает в себя различные виды деятельности. В конце проекта дети получают поощрительные призы.

результаты проекта

Будет предложена диагностическая карта оценки знаний,умений и навыков.Где будет дана оценка в баллах каждому ребенку -высокий,средний,низкий уровень.

Вопросы, направляющие проект

  • Основополагающий вопрос

Что такое добро и зло?

  • Проблемные вопросы

2.Почему Бабу Ягу считают отрицательным персонажем?

3.Чему может научить нас Баба Яга?

  • Учебные вопросы

1.Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

3.Какие герои встречаются в сказках?

4.Что мы знаем о Бабе Яге?

5.Как она появилась?6.Каков её облик?

7.Какой характер?

8.Где она живёт?

9.Какой круг её общения?О чём вы бы хотели её спросить?

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

основные принципы составления композиции,знать правила пользования красками,пластилином.,знать правила техники безопасности пользования ножницами.

Уметь: анализировать,сравнивать,сопоставлять

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Лашманов Андрей, 5А класс

Сербина Алёна, 5А класс

Руководитель:

Кудрявцева Галина Михайловна,

учитель русского языка

Рязань

2016

Проект «Баба Яга: добро или зло?»

В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.

На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.

Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».

Мы допустили: Баба Яга может быть разной.

Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.

2. Познакомиться с образом Бабы Яги.

3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.

Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:

1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.

2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.

3. Поработали с толковым словарём и интернетом.

4. Подвели итоги.

Кто же такая Баба Яга?

В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».

Получается, что Баба Яга злая.

Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:

1. Царевна – лягушка.

2. Финист- ясный сокол

3. Баба- яга.

4. Марья Моревна.

Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.

Мы сравнили поступки Бабы Яги.

В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.

Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.

Мы сделали вывод:

Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумковская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

на тему:
«Какая ты, Баба Яга,
добрая или злая?»

Работу выполнила Минамуллина Кристина,

ученица 3 класса

Руководитель

Сысолина Т.В.,

Педагог-библиотекарь

с. Андреево

2016 год

Введение………………………………………………………………....………..3

1.Значение имени Бабы Яги………………………………………..……5

2. Образ Бабы Яги в сказках………………………………………….....6

3. Баба Яга глазами детей и взрослых………………………………….10

Заключение. ……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………......12

Приложение 1.…………………………………………………………………...13

Приложение 2……………………………………………………………………14

Введение

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

К. Бальмонт

В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Топор сам рубит лес; печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей- лебедей.

Кто же это Баба – Яга?

Слушая сказки, мы привыкли, что Баба –Яга необходимый персонаж.

Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Актуальность проблемы:

Читая книгу Кати Матюшкиной «Веники Еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане», я очень волновалась за главную героиню – Бабу Ягу. Она со своей приёмной дочерью, которую она нашла маленькой в капустном поле и вырастила, пыталась победить Кощея Бессмертного. В этой сказке Баба Яга мне была совсем не страшной, а скорее симпатичной, и я сопереживала ей и ждала ее победы. А недавно я услышала, как мама читает моему младшему брату русскую народную сказку «Гуси-лебеди». В этой сказке Баба Яга вредная злобная старуха, которая приказала гусям похитить ребенка, чтобы его съесть. И мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Цель: уточнение образа Бабы Яги.

Задачи:

Проанализировать образ Бабы Яги;

Узнать значение имени Бабы Яги, как она выглядит и где живёт;

Узнать, какие поступки совершает Баба Яга в сказках: хорошие или плохие;

Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге;

Гипотеза: предположим, что Баба Яга может быть разной.

Объект исследования: Баба Яга.

Методы исследования: чтение книг, анализ художественных произведений; размышления, сравнение качеств Бабы Яги и их обобщение; анкетирование учащихся.

    Значение имени Бабы Яги

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, я обратилась к энциклопедиям, толковым словарям. Из словарей я узнала о Бабе Яге следующее: Баба Яга (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица;) – «загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами». В толковом словаре С.И. ОжеговаБаба Яга - это «злая старуха-колдунья в русских народных сказках». В словаре Далядается толкование «яга, ягавая, ягая - род ведьмы, злой дух, безобразная старуха». В Толковом словаре русского языка В.И. Даля Баба яга - «сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны».

Оказывается, имён у Бабы Яги очень много – Яга, Ягая баба, Ягинишна, Ягабова, Ягишна, Ягабиха, Ягиха, Ягая. Имя «Баба Яга» состоит из двух слов: баба и яга. Слово «баба» толкуется в словаре В.И. Даля как «Деревенская женщина, обычно замужняя». Другое значение этого слова – «То же, что бабушка». А что за имя такое - Яга? Ученые выдвигают две версии: возможно, от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), то ли от простого словосочетания - баба в яге (в современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «Яга-это шуба мехом наружу»). Также, одна из точек зрения о расшифровке слова «Яга» - «решающий». Таким образом, Баба Яга – возможно, женщина, которая все решает сама.

Как видим, даже у ученых нет единого мнения о происхождении имени Бабы Яги.

    Образ Бабы Яги в сказках.

Чтобы узнать, как выглядит Баба Яга и какие поступки она совершала, я прочитала русские народные сказки:

    Терешечка.

    Марья –Моревна.

    Василиса Прекрасная.

    Баба-Яга.

    Гуси-лебеди.

    Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

    Царевна – Лягушка.

    Финист-Ясный сокол.

    Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

    Заколдованная королевна.

Во всех сказках, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...»

«Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос».

«Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки».

А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.

Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги.

В «Сказке о молодильных яблочках и живой воде»: «… Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату - и наезжает на избушку…»

Значит, живёт Баба Яга очень далеко в дремучем лесу, в самой чаще, куда непросто попасть.

Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про Василису Премудрую»

«Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается».

Передвигается Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает» - так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».

Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место?

В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь.

Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди».

Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла. И брат их оказался у Яги тоже из-за того, что ослушался маму. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.

Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».

Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В некоторых сказках к ней идут, чтобы спасти своих близких.

Получается, что в данных ситуациях Баба Яга добрая, мудрая – она всегда помогает тем, кто обратился к ней за помощью. В сказках «Марья Моревна», «Баба Яга», героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание.

Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!"

В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»

А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь…». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.

Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помочь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел угодить Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.

3. Баба Яга глазами взрослых и детей

Я решила выяснить как относятся взрослые и дети к Бабе Яге. Для этого я составила анкету и опросила учащихся начальной школы (38человек) и взрослых (6 человек) нашей школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

    Кто такая Баба Яга?

    Какой вы ее себе представляете?

    Где она живет?

    Чем занимается?

Большинство учеников (20) считают Бабу Ягу злой колдуньей, а большинство взрослых (5) считают, что она сказочный герой. Учащиеся представляют Бабу Ягу злой, страшной и жестокой – (26), а взрослые представляют старухой с длинным носом, бывает злой, но и доброй (4). Большинство учеников и взрослых считают, что живет Баба Яга в лесу в избушке на курьих ножках(28/6), занимается она тем, что колдует, ворует и ест детей (31 /4).

Итак, отношение к Бабе Яге у детей и взрослых разное. Возможно, мнение о Бабе Яге меняется с возрастом. Также, я считаю, что отношение к Бабе Яге зависит от того, какие произведения с этим персонажем прочитали участники нашего анкетирования.

Заключение

В ходе нашего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся и взрослых по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.

Оказывается, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В сказках она чаще пугающая, страшная. А сейчас ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Список использованной литературы

    Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. –М.: Дет. Лит., 1986

    Даль. В.И. Толковый словарь русского языка – М.: Эскимо, 2007.

    Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2001.

    Карнаухова И.В. Ненаглядная Красота. М.: Дет. лит., 1983.

    Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. –М.: Просвещение, 1983.

    Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К. Матюшкина. –М: Астрель, 2009.

    Сказки народов мира / сост. Л.В. Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.

    Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э. Успенский. – М: Астрель, 2007.

Приложение 1

Таблица

«Баба Яга в русских народных сказках»

Название сказки

Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Хотела съесть девочку

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Приложение 2

Баба Яга глазами детей

Баба Яга глазами взрослых

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...