Что нужно для успешного общения по обществознанию. Правила общения с людьми: легко и действенно

Человек - социальное существо. Коммуникация друг с другом - нормальный, естественный и необходимый для личности процесс. Некоторые люди буквально привлекают и притягивают других к себе, общаться с ними легко и приятно; это успешное общение. Некоторым людям общение дается с большим трудом. К счастью, есть специальные правила, помогающие налаживать и поддерживать успешное общение с другими людьми.

В данной статье приведены десять правил успешного общения , призванные помочь каждому стать общительнее, успешнее и популярнее.

Правило 1. Слушайте собеседника! Каждому приятно быть услышанным. Когда вы слушаете другого человека, он чувствует себя интересным и востребованным, конечно, это вызовет ответный интерес к вашей персоне, что поддержит успешное общение. Об этом правиле важно помнить в любом разговоре.

Правило 2. Будьте информированы! Широкий кругозор привлекает друзей и способствует успешному общению. Многие писатели и философы отмечали, как приятно вести беседу с человеком, способным хотя бы немного поддержать каждую тему. В соблюдении такого правила вам помогут книги, интеллектуальные фильмы, информационные сайты.

Правило 3. Будьте осторожнее с проявлением эрудиции. Может показаться, что данное правило противоречит предыдущему. На самом деле оно - о соблюдении баланса. Безусловно, для успешного общения стоит проявлять эрудицию и знания. При этом опасно подавлять собеседника. Никому ведь неприятно чувствовать себя глупее другого! Указывать другому на ошибки и неточности в рассуждениях стоит как можно аккуратнее, чтобы не обидеть и не задеть человека.

Правило 4. Позитив - ключ к успешному общению. У многих из нас случаются проблемы, неурядицы, обидные ситуации… В таких случаях хочется выговориться, выразить свою боль. Но с выражением негативных чувств следует быть аккуратнее: выговариваться лучше родным, членам семьи, ближайшим друзьям - то есть, тем людям, которые могут понять и поддержать, помочь. Малознакомых людей излишние душеизлияния могут отпугнуть. Мало кому действительно интересно выслушивать про чужие проблемы и неудачи. У данного правила есть и оборотная сторона: излишнее повествование о собственных успехах и достижениях тоже может стать препятствием к успешному общению. Ведь такое русло в разговоре легко может восприниматься, как хвастовство, а оно мешает успешному общению. Разговоры с малознакомыми людьми лучше начинать с нейтральных тем.

Правило 5. Соблюдайте свои и чужие границы! Есть вещи, которые принято обсуждать только с близкими людьми или в кругу семьи. Это очень личные вопросы, касающиеся, например, семейных отношений, финансов, интимной жизни и т.д. Попытка затронуть такие вопросы с посторонними людьми может быть воспринята, как излишняя фамильярность, которая помешает успешному общению. Соблюдение этого правила предполагает также и отстаивание собственных границ. Есть вещи, о которых вы имеете право не распространяться. Личная жизнь - на то и личная.

Правило 6. Улыбайтесь! Тяжело найти человека, которому не нравится разговор с улыбчивым и доброжелательным собеседником. Для успешного общения важно, чтобы улыбка была искренней.

Правило 7. Обращайтесь к человеку так, как он представился : по имени, имени-отчеству, прозвищу. Если вам трудно запомнить с первого раза, можно переспросить. Это лучше, чем называть человека другими именами, или вообще никак не обращаться.

Правило 8. Говорите другим приятное! Будьте щедры на комплименты, признавайте вслух заслуги и достижения собеседников. Успешное общение строится на взаимном уважении. Конечно же, здесь тоже нужен баланс, не перестарайтесь, иначе это будет выглядеть искусственно, странно, и может напрягать собеседника.

Правило 9. Проявляйте интерес к собеседнику. Интересуйтесь им, его жизнью (помните при этом о правиле про границы), обсуждайте темы, которые интересны человеку, с которым вы ведете беседу; задавайте уточняющие вопросы по интересным для собеседника темам. Не забывайте об искренности! Если тема, которую завел ваш партнер по общению, вам совершенно чужда, можно прямо, но мягко, заявить об этом, и деликатно перевести разговор в иное русло.

Правило 10. Старайтесь понять человека! Мысленно встаньте на его место, взгляните на мир его глазами, проникнитесь его чувствами. Поймите, что каждый по-своему прав - как вы, так и каждый другой человек. Но это относительная правота, а не абсолютная истина.

Надеюсь, приведенные правила действительно помогут вам наладить успешное общение с окружающими. Важный секрет применения правил в жизни: регулярность. Нужно постоянно помнить о них и практиковаться. Также помните, что общительность - наживное, а не врожденное качество. Если по каким-либо причинам успешное общение у вас не складывается, ситуацию всегда можно изменить в лучшую сторону. Главное здесь - работать над собой и верить в себя!

Большинство результатов нашего труда напрямую зависят от способности человека устанавливать контакты. Коммуникабельность поистине решает большинство проблем, предоставляет выбор, открывает новые возможности. Над чем нужно работать, чтобы общение было успешным? Может ли каждый развить в себе хорошую коммуникабельность?

Факторы успешного общения

Люди понимают без слов многие внутренние состояния собеседника на подсознательном уровне. Их передает язык тела, как говорят психологи, это невербальная информация, которая порой красноречивее любых слов. Что может рассказать о нас внешний вид:

  • Манера держать себя. Спокойное, уверенное отношение к себе читается по прямому взгляду, хорошей осанке, отсутствию нервных движений. Уверенность в себе - основа равноправного общения. Без нее вы всегда будете занимать позицию просящего, наперед проигрывая любые переговоры.
  • Ухоженный внешний вид. Какой бы стиль не предпочитал человек, одежда, прическа, обувь должна быть опрятной. Однако все же, идя например на собеседование к потенциальному работодателю, лучше одеться соответственно. Создавая собственный уникальный стиль одежды, вы проявляете свою индивидуальность. Однако помните об эстетике, лучше не нарушать основные ее законы.
  • Выражение лица, мимика, эмоции. Каменное, хмурое лицо выглядит отталкивающе. Чрезмерная веселость заставляет подозревать в легкомысленности. Хотя конечно же все зависит от ситуации. На вечеринке серьезность излишня, равно как за столом переговоров неуместно отпускать шуточки. Наше лицо говорит людям очень многое. Стоит научиться контролировать свои эмоции и мимику, чтобы наши намерения подчеркивались невербальными способами передачи информации.

Однако внешний вид лишь вершина айсберга. Умение заводить выгодные знакомства, заключать сделки, просто приобретать хороших друзей и знакомых напрямую зависит от нескольких факторов. Не думайте, что голливудская улыбка до ушей притянет к вам людей. Скорее, наоборот. Показное добродушие, неестественные, искусственные гримасы лишь сделают окружающих подозрительными к вам. Почему? Оттого, что мимика такая очень неестественна. Даже вы сами начнете нервничать, испытывать неприятное ощущение, что что-то не так. И невербально передадите его собеседнику.


Чтобы общение было успешным, соблюдайте следующие правила:

Думаю, основная мысль понятна: чтобы общение было успешным, нужно работать над своими привычками: контролировать потоки информации, которые передаем другим (вербальные - словесные и невербальные - язык тела). Умение оценивать ситуацию, вести себя в соответствии с ней, высказываться свободно, проявлять интерес и уважение к собеседнику, оставаться собой, уважать свободу других являются базовыми факторами успешного общения.

Круговых Светлана Николаевна

МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода

Тема урока по обществознанию в 5 классе «Учимся общаться»

Цель: познакомить учащихся с законами и особенностями общения; показать на разных примерах положительные и отрицательные ситуации в общении; выработать систему правил общения.

Планируемые результаты :

Предметные УУД: учащиеся научатся объяснять значение понятий общение, конфликт; выявлять характерные черты общения;

метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку (рения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их;

личностные УУД: формирование способности анализировать собственные поп мин, нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношения к людям.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Г. Остер написал книгу «Вредные советы», сейчас мы с вами с ними познакомимся и узнаем, кто же из вас также поступает, как описывает г. Остер.

- Расслабились и послушали советы.

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно - убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

***

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

***

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

***

Будь вежлив с мамами друзей.

Здоровайся, входя.

Сердитых слов не говори.

По пустякам не спорь.

Ногами топать и кричать

На мам чужих нельзя,

Ведь есть у каждого из нас

Для этого своя.

***

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека еще почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

***

Например, тебя хотят

Отучить кривляться,

Громко глупости кричать,

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Незнакомым задавать

Дикие вопросы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Бабушке и маме.

Это трудно, но у них

Может получиться.

Будь готов тогда всему

Заново учиться.

- Правда «замечательные» советы?

- Что объединяет все эти советы?

- Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Молодцы! Правильно! Открываем тетради и записываем тему нашего урока: «Учимся общаться».

- Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на нашем уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока:

    Роль и значение общения в жизни человека.

    Практикум.

    Тренировочные упражнения.

III. Работа по теме урока

Стремление к дружескому общению - хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми - близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. Но умение общаться не дается от рождения. Этому необходимо учиться, чем мы и будем заниматься на нашем уроке.

1. Роль и значение общения в жизни человека

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери. Вдумаемся в их смысл.

- Как вы думаете, что хотел сказать Экзюпери? (Ответы учеников.)

Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь.

- Вспомните литературного героя, который жил на необитаемом острове. (Робинзон Крузо.)

Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. Это произошло с прототипом Робинзона - Александром Селкирком.

Лишение человека общения - жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру. Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появились понятия этикет - правила вежливого поведения и речевой этикет - правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, зачем человеку необходимо общение?

(Ответы учеников.)

Однако многие не умеют общаться. Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен уметь контактировать с другими. Но у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми, или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте - самом сложном периоде в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество происходит в негативном ключе, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми. Навыки коммуникации приобретаются с возрастом, и самое главное - овладеть данным искусством. В этом могут помочь правила общения.

- Разделившись на семь групп по 3 – 4 человека, познакомьтесь с правилами общения, ответьте на поставленные вопросы и выполните задания.

Для первой группы

Правило № 1. Будьте доброжелательны и вежливы.

- Какие слова вежливости вы знаете?

- Приведите примеры, когда следует употреблять эти слова.

Для второй группы

Правило № 2. Старайтесь говорить правильно и четко.

- Каким образом издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки?

- Какие скороговорки вы знаете? Расскажите.

Для третьей группы

Правило № 3. Говорите ясно, четко, без лишних слов.

- Прокомментируйте стихотворение А. Хаита «Лишние слова».

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

- Почему все уже сгорело?

- Как нужно сообщать о пожаре?

Для четвертой группы

- Ниже приведены пословицы, составленные из двух разных частей. Вам необходимо совместить половинки, получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать. (Правило № 4. На доброе слово не надо скупиться .)

Доброе слово язык не отсохнет.

Худое слово и кошке приятно.

От доброго слова сладким медом не запьешь.

- Приведите примеры, когда нужно придерживаться данного правила.

Для пятой группы

Правило № 5. Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

- Почему необходимо взвешивать каждое слово, сначала думать, а потом говорить?

- Приведите примеры, когда люди сначала говорят, а потом думают.

- Какие последствия наступают в этом случае?

Для шестой группы

Правило № 6. Не перебивайте собеседника, умейте слушать.

- Придумайте и разыграйте сценку, в которой один из собеседников постоянно перебивает другого.

- Получится ли полноценное общение в этом случае? Почему?

Для седьмой группы

Правило № 7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

- Какие чувства вы испытываете, если общение с каким-то человеком вас раздражает?

- А когда вам неинтересно?

- А когда партнер навязчив?

Со знакомыми людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении. Мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот какова будет реакция незнакомых людей, вы можете не знать, поэтому старайтесь всегда быть вежливыми, говорите с улыбкой, следите затем, чтобы ваши слова были уместны. Смотрите человеку в глаза, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с данным человеком.

2. Практикум

- Внимательно рассмотрите рисунки X. Бидструпа на с. 24 учебника.

- Как вы думаете, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение?

- Как ведет себя человек в другом случае?

- Какое чувство остается у собеседника?

- Какие правила общения были нарушены?

(Ответы учеников.)

- Работая с текстом учебника на с. 24, разыграйте описанные ситуации и прокомментируйте их.

(Проверка выполнения задания.)

3. Тренировочные упражнения

Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди часто обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться, то чувствуем себя несчастными. Научиться общению можно, если этого захотеть. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению, для чего выполним несколько упражнений.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Каждый из вас должен протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее следующему ученику с этими же словами.

(Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.)

- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

Упражнение «Комплимент»

Инструкция. Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

(Выполнение упражнения.)

- Вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

- А говорить комплименты другим?

- Что вы чувствовали в том и другом случае?

Упражнение «Что я люблю делать»

Инструкция. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит спою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы начинаем высказывать догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий ученик.

(Первым показывает пантомиму учитель.)

- Кто из ребят любит делать то же, что и вы?

- Кто удивил вас своими увлечениями?

- Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?

- Трудно ли было отгадывать?

Упражнение «Через стекло»

Упражнение направлено на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений. Ученикам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я очень хочу пить» и т. п., или ребята сами придумывают ее.

- Легко ли было объяснять жестами то, что вы хотели сказать?

- А легко ли было понять то, что изображал жестами другой?

- Что было легче?

Упражнение «Сидящий и стоящий»

Инструкция. Один ученик сидит, другой стоит. В этих условиях вы должны постараться вести разговор. Через некоторое время вы меняетесь местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу».

(Упражнение направлено на то, чтобы показать ученикам значение неверных способов общения.)

- Что вы чувствовали, когда разговаривали, сидя на стуле?

- Какие чувства испытывали, ведя беседу стоя?

- Какое положение в разговоре вам понравилось, а какое нет? Почему?

- Как вы думаете, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?

- Общались ли вы подобным образом в жизни - с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

Упражнение «Спиной друг к другу»

Инструкция. Разделитесь на пары и сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор.

(Через несколько минут ученики поворачиваются и делятся своими ощущениями.)

- Легко ли общаться с человеком, не видя его?

- Что вы чувствовали, общаясь в таком положении?

- Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника?

- А может быть, вам вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось? (Примерный ответ. Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то общаться будет довольно тяжело.)

- Давайте проверим правильность ваших выводов.

Упражнение «Зеркало и обезьяна»

Инструкция. Разделитесь на пары и встаньте друг напротив друга. Один из участников - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором отражаются все движения «обезьяны».

(Через некоторое время ученики меняются ролями. Данное упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить его выполнение с остальными ребятами.)

- Какая роль вам далась легче - обезьяны или зеркала?

- А какая понравилась больше?

- Легко или сложно было повторять движения? Что вы при этом чувствовали?

(Можно провести небольшую беседу о том, как важно уметь внимательно относиться к собеседнику, потому что движения могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Все ученики садятся, образуя круг.)

- Как вы себя чувствовали на сегодняшнем занятии?

- Что вам сегодня понравилось, а что не очень?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что для вас было наиболее значимым и важным?

- Какое из упражнений было самым трудным? Какое - самым легким?

- Почему общение важно для построения эффективных дружеских отношений?

- Что важно для успешного общения?

- Почему в процессе общения важно искренне делиться тем, что чувствуешь, о чем думаешь?

- Почему в процессе общения важно безусловно принимать того, с кем общаешься?

- Почему в процессе общения важно уметь сочувствовать другому человеку и сопереживать?

- Как умение правильно общаться влияет на формирование дружеских отношений?

Домашнее задание

Написать эссе на тему «На мой взгляд, для успешного общения необходимо…».

1. «Второго шанса произвести первое впечатление у нас никогда не будет» - эта известная фраза, как нельзя лучше подчеркивает важность внешнего вида человека, его имиджа. Ведь первое впечатление о человеке самое сильное. Оно глубоко врезается в память и навсегда оставляет след.

Это повод заботится о том, чтобы одежда, обувь, прическа, манера поведения, походка, выражение лица были на должном уровне и играли только в «плюс».

И при безупречном костюме и аккуратной прическе нужно помнить, что наше лицо, карта по которой собеседник «читает» и решает иметь ли ему дело с этой «местностью» или лучше найти что-то безопаснее и приятнее. Избегайте снисходительного, надменного, агрессивного, угрожающего выражения лица.

2. Доказано, что главное формирование мнения о человеке происходит в течение первых четырех минут общения. За это мы успеваем просканировать собеседника с головы до пят, уловить самые незначительные жесты, выражение глаз, . В этот момент органы чувств работают в полную мощь, по всем каналам воспринимая объект.

В результате синтезируется целостный образ и мы уже, на основе проведенного «исследования», формируем к нему собственное отношение. Мы уже понимаем приятен нам собеседник или неприятен, будем мы стремиться к общению с ним или наоборот избегать.

Случается, конечно, что первое впечатление обманчиво, но оно очень стабильно. Переменить его можно, но для этого потребуется и определенные усилия.

Значит, лучше первые четыре минуты общения использовать все свое обаяние, поддерживать доброжелательный, позитивный тон разговора.

3. С самого начала беседы необходимо поддерживать положительную установку и общаться на равных , как друзья. Тактичность, вежливость, уважение, доброжелательность по отношению к собеседнику лучшие качества для завязывания долгосрочных и взаимоприятных отношений.

4. Помните, что улыбка – лучшая визитная карточка. Она не только располагает к нам собеседника, но и помогает нам поддерживать хорошее , сохранять позитивный взгляд на окружающий мир, повышает работоспособность.

Существует взаимосвязь между выражением лица и нашим душевным состоянием. Улыбка на лице включает структуры мозга, которые отвечают за наш эмоциональный фон и, следовательно, настроение улучшается.

Известно, что для повышения настроения нужно улыбнуться и изобразить радость. После этого действительно появляется больше положительных эмоций.

5. Метод утвердительных ответов или метод Сократа . Начинайте общение с собеседником с тех задач, тем, вопросов по которым вы знаете, что вы сходитесь.

Выбирайте и стройте такие вопросы, на которые партнер по общению ответит согласием.

При накоплении утвердительных ответов, развивается определенная инерция. Человек, которые на девять вопросов ответил вам «да», скорее всего, согласится и с десятым.


6. Успешное общение невозможно без умения слушать . И эту способность, способность быть хорошим слушателем можно развивать и тренировать.

Концентрироваться на сути разговора, не стараться все подряд запоминать – это нереально.

Избегать посторонних мыслей.

Слушая собеседника, не думать о том, какой ему еще задать вопрос или как ему ответить.

Выделять главное и ценное из информации, полученной от собеседника.

Выяснить для себя, какие мысли, слова, идеи вызывают у вас эмоциональный всплеск и «обезвредить», нейтрализовать их. Иначе сильные нарушат вашу концентрацию и внимание.

В процессе разговора понять «Какую преследует говорящий? Что он хочет передать, сообщить, донести?»

Будьте внимательны не только к произносимым словам, но и к тому, как они произносятся собеседником. С какой мимикой, жестикуляцией, темпом, интонацией, с расслаблением или напряжением, с напором или вяло.

Дать понять собеседнику, что вы понимаете его мысли. Для этого можно повторить услышанное или передать смысл услышанной информации.

Избегать оценочных суждений, не ставить ни «пятерок», ни «четверок», ни «плохо» и ни «хорошо».

Во время выслушивания придержать свои советы при себе, возникшие даже из желания помочь, они не позволяют собеседнику высказаться так, как он бы этого хотел.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...