Постановление нкт ссср от 30.04 1930 169. Правила об очередных и дополнительных отпусках

В 2019 году раздельный учет должны вести организации, которые проводят операции как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость (ст. 170 НК РФ). Используя правило 5 процентов по НДС, компания сможет принять в вычету входной НДС полностью по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Как рассчитать 5 процентов при раздельном учете, читайте в нашей статье.

Как вести раздельный учет по НДС в 2019 году

Организация может совершать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Цель такого учета - правильно рассчитать НДС к уплате в бюджет. Так как принять к вычету входной НДС можно только в части облагаемых НДС операций. По необлагаемым операциям, входной НДС нужно включить в стоимость имущества (работ, услуг). Пример расчета по правилу 5 процентов вы найдете ниже в статье или сразу скачайте файл с примером.

В налоговом кодексе не прописана методика ведения раздельного учета в компании, поэтому ведите учет в любом порядке, который позволит разграничить операции по НДС. Например, учет облагаемых и необлагаемых операций по НДС можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Пример учетной политики в части ведения раздельного учета можно посмотреть здесь:

Обязанность вести раздельный учет обоснована тем, что по таким операциям НДС нужно учитывать по-разному. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для облагаемых операций, принимается к вычету. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для необлагаемых операции, нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг). Кроме того, существует третья категория, если организация одновременно совершает как облагаемые, так и необлагаемые операции по товару (работам, услугам), то такой НДС нужно распределять.

Правило 5 процентов по НДС: пример расчета в 2019 году

Не распределять НДС можно только в том случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Это и называется правилом 5 процентов. Если данное правило соблюдается, то входной НДС можно полностью принять к вычету, не распределяя.

Данное правило применяется только для тех покупок, которые предназначены одновременно для облагаемых и необлагаемых операций по НДС. Если имущество приобретается сразу для необлагаемых НДС операций, то входной налог принять к вычету нельзя, даже если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5 процентов от совокупных расходов. Такую сумму налога включите в стоимость покупки.

Важно! Правило 5 процентов не освобождает организацию от ведения раздельного учета, лимит в 5 процентов дает лишь право принимать к вычету весь входной НДС, не распределяя. Вести раздельный учет организация должна независимо от того, какой процент составляет доля расходов на приобретение, производство или реализацию, освобожденных от НДС.

Долю расходов определите по формуле:

Разберем на примере правило 5 процентов по НДС:

У компания ООО «Омега» есть операции облагаемые и необлагаемые по НДС.

Прямые расходы компании на облагаемые операции за 3 квартал составляют 20 000 000 руб., на необлагаемые - 700 000 руб. Общехозяйственные расходы составляют 3 500 000 руб. Согласно учетной политике компания распределяет общехозяйственные расходы пропорционально выручке от облагаемых и необлагаемых сделок. Выручка от облагаемых операций равна 21 000 000 руб., от необлагаемых - 970 000 руб.

Общехозяйственные расходы, относящиеся к необлагаемым операциям, равны 154 528,90 руб. (3 500 000. х (970 000: (21 000 000 + 970 000))).

Доля расходов на необлагаемые сделки составляет 3,5 процента ((700 000 + 154 528,90) : (20 000 000 + 700 000 + 3 500 000)). Так как этот показатель не превышает 5 процентов, компания вправе принять к вычету весь входной НДС, предъявленный поставщиками, за 3 квартал.

Раздельный учет НДС: безвозмездная передача

Компании часто осуществляют операции по безвозмездной передаче имущества. Нужно ли в данном случае вести раздельный учет по НДС?

Безвозмездная передача признается реализацией. Поэтому с нее нужно начислить НДС. Значит, в общем случае, раздельный учет по таким операциям вести не нужно, так как НДС начисляется в общем порядке.

Однако, в некоторых случаях безвозмездная передача НДС не облагается:

В таком случае, раздельный учет ведите.

Раздельный учет НДС: при экспорте

Нужно ли вести раздельный учет зависит от того, какие товары экспортирует организация. Если реализуете несырьевые товары, то входной НДС приминайте в обычном порядке при соблюдении всех условий.

Если организация реализует сырьевые товары как на экспорт, так и внутри России, то необходимо вести раздельный учет. Это связано с тем, что
предъявленный поставщиками НДС, который относится к сырьевым товарам, реализованным на экспорт, принимается к вычету на дату, когда определили налоговую базу по экспортной операции. Если такой налог по ошибке принят к вычету раньше срока, то его необходимо восстановить.

Раздельный учет НДС при наличии операций НДС 0%

Раздельный учет входного НДС предусмотрен НК РФ только в случае, когда организация проводит операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от этого налога. Ставка 0% не является освобождением от налога.

Однако, и в этой ситуации организации нужно вести раздельный учет. Это связано с тем, что порядок принятия НДС к вычету по операциям, облагаемым по ставке 18% и по операциям, облагаемым по ставке 0%, различен. Так, по товарам (работам, услугам), использованным для реализации, облагаемой по ставке 18 процентов, принимается к вычету в момент принятия активов к учету. НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операции, облагаемой по ставке 0 процентов, принимается к вычету последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС. Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, восстанавливается

Кто еще не слышал, здесь уже вступили в силу изменения

Наш многострадальный брат-бухгалтер за период своей профессиональной деятельности уже успел столкнуться с не одним десятком изменений, которые перманентно корректировали его работу в течение всего этого времени. Как известно, 2018 год не стал исключением в области изменений в законодательстве, в частности любимой нами главы II Налогового Кодекса Российской Федерации. Помимо всего прочего, НДС (всеми любимый и обожаемый) также вынуждает нас перестраиваться, рассчитывать и учитывать его по-новому. Сегодня мы затронем тему раздельного учета налога на добавленную стоимость, затронем так называемое «правило 5%», а также выскажем несколько предположений, касаемо увеличения ставки налога в ближайшие годы. Давайте начнем.

Потребность в раздельном учете берется от варьируемой ставки НДС

Для тех, кто только начинает знакомиться с общим режимом налогообложения или же только-только приступает к работе бухгалтером, хотим сообщить, что традиционная ставка налога, равная 18% вовсе может таковой и не являться, если речь идет, скажем, об экспортных операциях между Россией и странами ЕАЭС (там НДС составляет 0%). Более того, на определенные группы товаров распространяется пониженная ставка. К примеру, к реализации детских и медицинских товаров применяет 10% от стоимости продукции.

В кругу налоговых экспертов ходят разговоры о том, что в скором времени ставки будут пересмотрены в пользу их увеличения. Вполне возможно, что текущие 18%, применяемые для подавляющего большинства товаров и услуг, составят в дальнейшем минимум 22%, но пока это не больше, чем просто разговоры. В любом случае, мы пока можем ориентироваться на то, к чему успели привыкнуть. Смотрите таблицу ниже:

Как мы видим, наиболее выгодной и, возможно, удобной с точки зрения применения является ставка, равная 0%, что регламентируется пунктом 1 статьи 164 НК РФ. В прошлом году мы подробно описали методологию применения этой ставки в соответствующей статье. Здесь стоит отметить, что на практике все оказалось не так просто, ибо соблазн обмануть государство появляется у многих компаний. Собственно, поэтому добросовестным организациям приходится очень настойчиво доказывать сотрудникам ФНС свое право на данную льготу. Наши клиенты по услуге « » рекомендуют об этом и сделать собственные выводы.

Важно отметить, что для раздельного учета НДС необходимо сделать соответствующие записи в учетной политике организации. Сейчас, то есть в январе 2018 года, как раз самое время этим заняться. Подробная методология раздельного учета наглядно показана в таблице ниже:


На данном примере отчетливо видно, какие именно счета необходимо учитывать, в частности, речь идет о субсчетах счета 90 «Продажи товаров внутри РФ», «Продажи экспортных товаров». Также задействуются субсчета 2-ого порядка счета 62 «Покупатели и заказчики, приобретающие работы, услуги, облагаемые по ставке 0%», а также «Покупатели и заказчики, приобретающие товары (работы и услуги), облагаемые по ставке 18%». В этом во всем очень важно не запутаться, тем более, если специалист сталкивается с раздельным учетом впервые. Однако здесь можно тешить себя мыслью о том, что данная практика – это новый опыт, который в дальнейшем обязательно пригодится.

Правило 5% и как оно будет применяться в 2018 году

Согласно авторитетным источника из числа «бухгалтерских» изданий, методология раздельного учета НДС претерпела изменения именно в области так называемого «правила 5%». Что это означает? Если говорить простым языком, то получается, что отныне необходимо принимать в расчет все ставки НДС, которые были ниже 5%. Того же самого нельзя сказать о предыдущем годе, когда Законодатель давал возможность налогоплательщикам «опускать» те же самые ставки 0%. Нынешнее положение дел на схеме выглядит следующим образом:


Исходя из этих сведений, получается, что доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от уплаты НДС равна расходам на приобретение этих товаров и услуг за квартал, деленная на совокупные расходы всего квартала и умноженная на 100%. Итоговое значение и будет конечным результатом данного учета.

Мнение нашего коллеги

Все наши клиенты по услуге « » – это очень интересные и самостоятельные в своих взглядах люди. Собственно поэтому, нам не только важно, но и очень любопытно знать, как они относятся к поднимаемым нами темам. В этот раз мы поговорили с главным бухгалтером одной из производственных компаний нашего города:

– Надежда Ивановна, благодарю Вас, что согласились на беседу. Нам очень важно знать, как лично Вы сами относитесь к текущим изменениям в НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в частности, очень хочется знать о раздельном учете НДС? Насколько я понимаю, ваша организация экспортирует товары за рубеж…

«Да, все верно, мы занимаемся экспортными операциями и, слава Богу, вполне успешно. С раздельным учетом мы сталкиваемся уже несколько лет и, надо отметить, текущие регламенты по ставкам НДС, если речь идет о торговле со странами Таможенного Союза, продуманы достаточно хорошо, чего нельзя сказать о чиновниках и уровне их компетенции. Наиболее очевидными их «промахи» становятся тогда, когда к нам приходят с проверкой и начинают анализировать данные бухгалтерского учета. Очень любят они уточнять, на каком основании мы применили пониженную ставку с учетом того, что все подтверждающие документы мы в ИФНС давно предоставили. Не знаю, чем они там у себя руководствуются. На «дурака» что ли взять хотят или просто глупые. Действительно не знаю. А если в целом давать оценку изменениям в НК РФ, то это уже становится традицией – жить в стране, где законы меняются и редактируются каждые полгода».

– Наверное, хочется немного стабильности и уверенности в завтрашнем дне?

«Не столько стабильности и уверенности, сколько просто хочется привыкнуть к чему-то одному. Ладно, у меня достаточно богатый опыт работы с финансами, но сейчас на рынок труда выходит множество специалистов, которые не знают даже элементарные проводки. Как, скажите, им быть? Понятное дело, что нельзя всецело грешить на отечественное ВУЗовское образование, во многом виноваты сами студенты. Ничего не хотят изучать, своей профессией не интересуются. Если не получается повлиять на качество высшего образования, то пускай тогда не будут меняться законы, вноситься бесконечные поправки».

– А Вы слышали что-то о повышении основной ставки НДС до 22%?

«Я слышала что-то. Если не ошибаюсь, об этом говорили депутаты не то «ЛДПР», не то «Справедливой России». Говорили тогда, что по мировым меркам наша ставка налога на добавленную стоимость крайне низка. Мотивировали необходимость изменений в этой сфере только по той причине, что наше государство спасет исключительно повышение налогов».

– Раз уж Вы сказали по поводу государства… Как Вы считаете, что нас ждет в ближайшие лет 5?

«Это смотря с какой стороны смотреть и в рамках какой сферы рассматривать. Что касается непосредственно нашей бухгалтерской работы, я считаю, что ничего принципиально хорошего нас не ждет. Если действительно будет введен 100% электронный документооборот, то практически все, кто сейчас «сидит на первичке» потеряют свои рабочие места. А если говорить в общем и целом, то мы не сможем вечно находиться под гнетом санкций. Стране придется отступить или же довести слабо защищенные слои населения до отчаяния. Возьмите хотя бы сейчас текущие пенсии. Разве здесь есть чем гордиться»?

– С Вами сложно не согласиться.

Приблизительно на этом наш диалог закончился. Интересно все-таки получается: начинаем говорить о налогах и заканчиваем в целом государственной политикой. Насколько бы эти вещи не казались разными и не связанными друг с другом, это не совсем так. Важно понимать одну простую истину – государству нужны не только налоговые отчисления, но и штрафы за допущенные налогоплательщиками ошибки. Экономическое состояние нашей страны находится далеко не в самом лучшем положении. Страны Запада всеми силами пытаются изолировать Россию от внешнего мира и, к сожалению, наше правительство на это соглашается. Охотно или нет – это уже другой вопрос. Во всяком случае, Надежда Ивановна, на наш взгляд, права – бесконечно так продолжаться не может. Что-то, но обязательно изменится и, возможно, не в самую лучшую для нас сторону.

Что остается делать нам, дорогие читатели? Пожалуй, ничего, кроме как работать, заниматься своей жизнью, строить планы и целенаправленно идти к своим целям. Здесь еще хочется пожелать не вникать лишний раз в популистские высказывания политиков. Считайте, что они просто выполняют свою работу. А лично вам есть до этого какое-то дело?

Благодарим за внимание и до скорого, друзья!

В течении какого срока с момента возникновения у налогоплательщика обязанности представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме данному налогоплательщику необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов в электронном виде.

Лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанной в пункте 3 статьи 80 НК РФ, обязаны, не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения такого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Я являюсь руководителем (директором) организации. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для обеспечения получения руководителем (директором) организации документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и налогоплательщиком;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи руководителя (директора).

Я являюсь сотрудником организации и представляю интересы в налоговом органе. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для исполнения обязанности по обеспечению получения документов от налогового органа сотрудником организации, представляющим интересы такой организации, необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и организацией;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи данного сотрудника организации;
  • доверенности на данного сотрудника с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация хочет представлять отчетность и принимать документы из налогового органа через иное юридическое лицо – уполномоченного представителя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом документов от налогового органа необходимо наличие:
1. законным представителем уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи законного представителя такого юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.
2. сотрудником уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:
  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи сотрудника данного юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.- доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация представляет отчетность и принимать документы из налогового органа через уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем-индивидуальным предпринимателем;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи такого индивидуального предпринимателя;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Какова ответственность за необеспечение / несвоевременное обеспечение электронного обмена документами с налоговыми органами?

Налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика.

В отношении нашей организации вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика за неисполнение обязанности по обеспечению электронного обмена документами с налоговыми органами, но нашей организацией такая обязанность исполнена. Что нам нужно сделать, чтобы счет разблокировали?

Вам необходимо проверить на наличие и срок действия:

  • договор с оператором электронного документооборота,
  • квалифицированный сертификат ключа электронной подписи,
  • доверенность на представителя (уполномоченного представителя) при необходимости,
  • договор между налогоплательщиком и уполномоченным представителем (при необходимости).
  • В ином случае необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет для уточнения причины приостановления операций по счетам.

    Как быстро счет будет разблокирован после проведения налогоплательщиком всех необходимых действий для исполнения обязанности по обеспечению электронного документооборота?

    Решение о возобновлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика выносится сразу после получения налоговыми органами информации об исполнении обязанности налогоплательщиком по обеспечению электронного документооборота с налоговыми органами. Разблокировка счета произойдет не позднее следующего для после вынесения Решения о возобновлении.

    Мы являемся плательщиками НДС. Каким образом нужно обеспечить получение электронных документов от налогового органа? Что для этого нужно сделать? Как понять, обеспечиваем ли мы получение электронных документов?

    Если у вас есть действующий договор с оператором электронного документооборота, а также условия (компьютер с доступом в интернет), и вы направляете налоговую отчетность в электронной форме, то ваш оператор также гарантирует доставку электронных документов в ваш адрес от налогового органа.
    Дополнительных действий от налогоплательщика не требуется.

    Мы не направили квитанцию о приеме требования налогового органа (о представлении документов, о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган). Что будет делать налоговый орган? «Что нам за это будет»?

    В соответствии со статьей 76 НК РФ в течение 10 дней после истечения срока направления квитанции о приеме требования налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций по счетам организации.

    Мы применяем УСН, но являемся налоговым агентом по НДС. Должны ли мы представлять декларацию по НДС в электронной форме? Плательщиком НДС наша организация не является.

    Если вы не являетесь плательщиком НДС, то требование представлять декларацию по НДС в электронной форме на вас не распространяется. В случае осуществления посреднических операций у вас есть обязанность представлять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде.

    Будет ли сверяться КПП в книгах покупок и продаж? Зачастую обособленные подразделения указывают свой КПП в счетах-фактурах, а в книге покупок или продаж – указан КПП головной организации.

    Несоответствие КПП в записях книг покупок и продаж при правильном сопоставлении других реквизитов записи не будет являться ошибкой.

    Мы отразили в книге покупок счет-фактуру другого налогового периода, или наш покупатель не отразил счет-фактуру в книге покупок. Будет ли это являться нарушением, ведь операция у продавца и покупателя не сопоставится?

    Сопоставление обязательно только для записей вашей книги покупок в случае, если НДС по счету-фактуре принимается к вычету. Если в книге покупок отражены счета-фактуры из предыдущих налоговых периодов, то они также успешно сопоставятся с записями в книге продаж предыдущих налоговых периодов.

    Что необходимо сделать при получении требования о представлении пояснений?

    В течении 6 дней с момента направления требования о представлении пояснений налоговым органом, необходимо направить в адрес налогового органа квитанцию о приеме документа.
    Далее при детальном изучении требования следует обратить внимание на указанные в требовании коды ошибок, которые означают следующее:
    код 1 - запись об операции отсутствует у контрагента (р.8 или прил. 1 к р.8 или р.11);
    код 2 - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика (р.8 (или прил. 1 к р.8) /р.9 (или прил.1 к р.9);
    код 3 - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (р.10 /р.11);
    код 4 - возможно допущена ошибка в графах a, b [указываются номера граф, в которых допущены ошибки] (любой раздел).
    В первую очередь необходимо обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым направлено требование о представлении пояснений: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
    При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.
    Если же ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, налогоплательщик вправе как представить пояснение с указанием корректных данных, так и представить уточненную налоговую декларацию.

    Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Срок отправки квитанции о приеме данного требования?

    Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать налоговому органу квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки налоговым органом требования.

    Срок представления пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

    Пояснения представляются налогоплательщиком в течение пяти дней с момента передачи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган квитанции о приеме.
    Записи по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2015, сопоставлению не подлежат.

    Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронном виде?

    Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде.
    Пояснения в формализованном виде направляются по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным ФНС России.

    Какая ответственность предусмотрена за непредставление пояснений в ответ на требование (за отказ в предоставлении пояснений) либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного законодательством?

    Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность.
    При этом, в случае не представления пояснения, налоговый орган вправе истребовать первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения финансово-хозяйственной операции.

    Какие нормативно-правовые акты регламентируют порядок направления требования и представления ответа (пояснений) на него?

    Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок направления требования о представлении пояснений и ответа на него:
    1. Пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации;
    2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
    3. Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».
    4. Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@».

    В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация?

    В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
    Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию организация может подать, но не обязана. В таких случаях может быть представлено пояснение к налоговой декларации.

    Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

    Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации.

    Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

    Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений.
    Налоговый кодекс не предусматривает основания для отказа в приеме пояснений в случае их представления на бумажном носителе.

    Предусмотрен ли факт представления пояснений в произвольной форме, а не в табличной форме согласно Приложениям?

    Может ли быть продлен срок представления пояснений? В каких случаях? Каким образом можно продлить срок представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено?

    Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений.

    Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

    Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

    В случае если представленные пояснения устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщика?

    Нет, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений.

    В случае если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщиков или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

    Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

    Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа.

    Где официально размещена форма представления ответа на требование о представлении пояснений?

    На официальном сайте Федеральной налоговой службы www..07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".

    Каким образом заполнить ответ на требование о представлении пояснений?

    Пояснения, представленные на бумажном носителе, заполняются в произвольной форме, а порядок заполнения ответа на требование о представлении пояснений в формализованном виде в ближайшее время будет размещен на официальном сайте ФНС России.

    В каком формате должно быть сформировано пояснение для отправки в электронной форме по ТКС?

    В XML формате.

    В случае если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

    По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в налоговой декларации покупателя и продавца и сообщить налоговому органу о корректном отражении сведений в налоговой декларации.

    Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

    Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации.


    18.11.2016


    Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур
    04.05.2016

    С наступлением очередного календарного года тем или иным изменениям обычно подвергаются все основные налоги и сборы, установленные российским законодательством. В этот раз первенство по наибольшему числу изменений можно отдать, пожалуй, главе 21 Налогового кодекса. Какие же изменения в НДС с 1 января 2018 года следует ожидать?

    Новые агенты по НДС

    В ряду изменений в НДС с 2018 г. можно выделить присвоение статуса агента по данному налогу в некоторых новых случаях, в которых ранее подобных требований предусмотрено не было. Так, согласно новому пункту 8 статьи 161 Налогового кодекса обязанности налогового агента должны будут исполнять фирмы и индивидуальные предприниматели, которые приобретают на территории РФ отходы цветных металлов, лом, вторичный алюминий и его сплавы, а также сырые шкуры животных.

    Как и по ранее действующим правилам, налоговые агенты в описываемой ситуации должны будут рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, являются ли они плательщиком НДС или нет согласно применяемой системе налогообложения. Но на ОСН все же есть возможность не перечислять сумму налога или, как минимум, ее уменьшить – если одновременно с агентским НДС к уплате компания или ИП заявляет о своем праве на вычет.

    Одновременно с расширением списка налоговых агентов по НДС свежие изменения в 2018 году уточняют и ситуации, в которых статус налогового агента не возникает. Это относится к субъектам общероссийской платежной системы, а также операторам связи, указанным в Законе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ.

    НДС за счет субсидии

    Еще одно изменение по НДС с 2018 года касается субсидий. Так, плательщики данного налога с будущего года теряют право на применение вычета по налогу на добавленную стоимость по товарам или услугам, приобретенных за счет средств субсидий и бюджетных инвестиций (новая редакция п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

    Аналогичный запрет применяется, в том числе, и если такая субсидия увеличивает уставный капитал компании.

    Нулевая ставка НДС для реэкспорта

    Среди поправок в 21 главе Налогового кодекса есть новшество, касающееся изменения ставки НДС в 2018 году на нулевую по товарам, вывезенным в рамках реэкспорта. Применяться нулевая ставка будет при обязательном прохождении товаром определенных таможенных процедур, а именно переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада. Подтверждать нулевую ставку необходимо документами, предусмотренными статьей 165 Кодекса: оригиналом или копией внешнеторгового контракта, таможенной декларации, а также копиями транспортных и товаросопроводительных справок.

    Еще о нулевых ставках

    Дополнительное изменение в уплате НДС с 2018 года по нулевой ставке – это возможность официально не применять льготу при экспорте. Возможность отказаться от ставки НДС 0% распространяется на экспорт товара либо его перевозку.

    Отказ от нулевой ставки возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в ИФНС заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке. Общий срок отказа – не менее, чем на год.

    Смысл такого отказа от нулевой ставки сводится к возможности принимать к вычету НДС, выставленный по ставкам 18% или 10% теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Такая ситуация довольно часто прослеживается во взаимоотношениях с российскими компаниями-международными перевозчиками. Их услуги облагаются НДС по нулевой ставке, однако она требует подтверждения. До сих пор, если в счете-фактуре такой компании вместо нулевого НДС был указан НДС 18%, контролеры признавали данную ставку некорректной (письмо ФНС России от 7 июля 2016 г. № СА-4-7/12211@), причем с ними были солидарны и судьи (определение Верховного Суда РФ от 26 января 2016 г. № 304-КГ15-18260). Соответственно принимать к вычету НДС по такому документу было неправомерно. Но описываемая поправка в главу 21, обеспечивающая изменения в оплате НДС в 2018 году по нулевой ставке, а также возможность отказа от нее эту проблему должна устранить.

    Нулевой НДС для почтовых отправлений за границу

    Важная поправка, касающаяся возможности применения нулевой ставки для почтовых отправлений за границу, будет актуальна в первую очередь для интернет-магазинов, которые продают свой товар иностранным покупателям. Дело в том, что такие продавцы имеют право на нулевую ставку НДС, однако также обязаны ее подтвердить. В редакции Налогового кодекса, действующей на настоящий момент, нет четкого списка документов, которые продавец должен собрать в данной ситуации. Как итог, большинство плательщиков НДС все также выделяют налог в подобных сделках по стандартной 18-процентной ставке. Изменения по НДС с 2018 года призваны этот вопрос решить.

    Подтвердить нулевую ставку по почтовым отправлениям можно будет с помощью установленного перечня документов: платежек, декларации по форме CN 23 или таможенной декларации (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ).

    Еще один нулевой НДС

    Новый подпункт 4.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса закрепляет право на применение нулевой ставки по внутренним воздушным перевозкам, как пассажиров, так и багажа в пределах Калининградской области. До сих пор аналогичное правило, прописанное в подпункте 4.1, действовало в отношении перевозок в Республики Крым, а также по территории города федерального значения Севастополя.

    Новое правило пяти процентов

    В настоящее время пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса предписывает вести раздельный учет входящего НДС по приобретению товаров, работ или услуг, которые используются в облагаемой и не облагаемой данным налогом деятельности. В то же время налогоплательщик вправе не соблюдать это правило, то есть не вести раздельный учет операций, если доля затрат, направленных на не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, не превышает 5% от общей суммы расходов. К вычету просто принимается весь НДС, выставленный поставщиками.

    С введением в действие новых поправок ситуация с таким водящим НДС с 2018 изменится. Право на вычет всей суммы входящего НДС при соблюдении 5-процентного ограничения сохранится, однако вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций все же придется.

    НДС в чеке

    Еще одно изменение в НДС с 2018 года следует из новой редакции пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами. Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере пока что.

    Поправка о Tax Free

    Иностранцы, которые приобретали в путешествии по России различные товары или сувениры, до сих пор не могли претендовать на широко известное и используемое в аналогичной ситуации россиянами, приезжающими из-за границы, право на возврат НДС – так называемый Tax Free . Изменения в НДС с 1 января 2018 года эту несправедливость устранят. В действие вводится новая статья 169.1 Налогового кодекса устанавливает порядок возврата налога для граждан стран, не относящихся к таможенному союзу ЕАЭС.

    Так, претендовать на возврат НДС смогут те туристы, которые в течение одного календарного дня приобрели на территории РФ товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога. Вернуть налог в таком случае можно будет через специального оператора в аэропорту – безналом или наличными деньгами.

    Продавцы же, которые участвуют в данной схеме, при выполнении ряда условий смогут принимать к вычету НДС, который был возвращен иностранцам. Правом на вычет в подобной ситуации можно воспользоваться в течение одного года с момента, когда иностранному покупателю был компенсирован налог.

    Изменение ставки НДС в 2018 году

    Подытоживая все выше сказанное, можно отметить, что изменений по НДС в этом году планируется действительно много. Выше описаны наиболее значительные и актуальные их них. Однако основного нововведения, которого ожидали примерно с лета-осени 2017 года, пока что не произойдет.

    Речь идет об изменении ставки НДС в 2018 году, точнее об ее росте со стандартных 18% до 22%. Дело в том, что подобные проекты рассматривались на уровне обсуждений таких ведомств, как Минфин, Министерство экономического развития и Торгово-промышленная палата. Предполагалось одновременное изменение ставок сразу нескольких основных налогов: рост ставки по НДС до 21-22%, по НДФЛ – с 13% до 15% и одновременное значительное снижение общей ставки страховых взносов, до тех же 22%.

    Что ж, вероятно чиновники не смогли прийти к единому мнению относительно дальнейшего развития налоговой системы нашей страны. Но одно, пожалуй, можно сказать с уверенностью: подобных изменений все же стоит ожидать, если не в следующем, году, то в ближайшей перспективе.

    В 2017 году законодателями были внесены изменения по налогу на добавленную стоимость, которые будут действовать и в 2018 году. О том, кого коснутся корректировки по части НДС и что необходимо знать налогоплательщикам, каков новый порядок уплаты НДС в 2018 году - читайте в этой статье.

    Кого еще признали налоговыми агентами по НДС в 2018 году?

    Законом №355-ФЗ от 27 ноября 2017 года внесены корректировки, которые вступают в силу с 01.01.2018 года. Поправки касаются покупателей товаров, которые, начиная с вышеуказанной даты должны выполнять обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.

    В частности, изменения по НДС введены относительно:

    • лома металлов;
    • отходов металлов (цветных и черных);
    • вторичного алюминия (в том числе - его сплавов);
    • шкур животных (сырых).

    Продажа этих товаров в РФ теперь облагается НДС, что означает появление у покупателя обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость. Не платить НДС могут физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Налоговые агенты, применяющие ОСНО, могут наряду с начислением НДС заявить о получении вычета.

    Кто не признается налоговым агентом по НДС в 2018 году?

    В соответствии с поправками в законодательстве РФ, которые актуальны в 2018 году, некоторые категории посредников не являются налоговыми агентами по НДС.

    Пункт 10, статьи 174.2 НК РФ (в редакции № 335-ФЗ) определяет, какие именно посредники не признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость:

    • субъекты общероссийской платежной системы;
    • операторы связи, которые перечислены в ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон№161 от 27 июня 2011 года).
    Кто утратил право на вычет входного НДС в 2018 году?

    Изменения, внесенные законодателями, которые действуют в 2018 году, коснулись и тех, кто получает инвестиции, а также субсидии из государственного бюджета.

    В новом пункте 2.1 статьи 170 Налогового кодекса указано, что плательщики налога на добавленную стоимость не вправе принимать к вычету входной НДС (по услугам, работам, товарам), которые были куплены за государственный счет. То же самое касается и ситуации, когда государственное субсидирование поступает в уставный капитал организации.

    В правило «5 процентов» по НДС внесли уточнения в 2018 году

    В 2018 году уточнены правила «5 процентов» по НДС (внесены №335-ФЗ), позволяющему принимать входной НДС к вычету полностью. Корректировки касаются организаций, ведущих операции, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. Изменения сводятся к следующему:

    • необходимо вести раздельный учет для принятия входного НДС к вычету в полном объеме;
    • правило не действует, если организация ведет операции, которые НДС не облагаются.

    Напомним, как выглядит формула расчета по правилу 5%:

    Расходы, которые связаны с реализацией, не облагаемой НДС (за квартал) / Общий размер расходов, которые связаны с реализацией (за квартал) X 100% ≤ 5%.

    Указывать НДС на чеке стало обязательным

    В пункт 6 статьи 168 российского Налогового кодекса внесены изменения (№ 349-ФЗ от 27 ноября 2017 года), в соответствии с которыми с 1 января 2018 года, при розничной торговле услугами, товарами или работами нужно в обязательном порядке указывать НДС.

    На товарных ценниках, а также ярлыках этого можно, как это было ранее, не делать.

    В каких ситуациях НДС полностью отсутствует?

    1. В случае выпуска из Государственного резерва материальных ценностей, начиная с 1 января 2018 года (на основании № 316-ФЗ от 14 ноября 2017 года).

    Таким образом, заемщики и ответственные хранители могут выпускать материальные ценности из Госрезерва для их заимствования, освоения или замены. НДС при этом удерживаться не должен. Помимо этого установлены особые правила для расчета налоговой базы, а также порядок определения процентной ставки по налогу на добавленную стоимость при продаже материальных ценностей заемщиками и лицами, ответственными за их хранение.

    2. В случае передачи целевого имущества в ОЭЗ.

    С 1 января 2018 года, при передаче имущества властям в регионах (и в муниципалитетах), которое создано для претворения в жизнь договоров о создании особых экономических зон (статьи 146 и 170 НК) на безвозмездной основе НДС отсутствует (на основании № 351-ФЗ от 27.11.2017 года).

    Помимо этого Управляющие компании ОЭЗ и Акционерные общества с 2018 года не обязаны в 2018 году восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, которые раньше были приняты к вычету по вышеупомянутому имуществу.

    НДС 0% при реэкспорте продукции в 2018 году

    Изменения также коснулись ставки по НДС по отношению к операциям по реализации реэкспортируемых товаров. С 2018 года ставка по НДС изменена на 0% на основании №350-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Но есть определенные условия для нулевой ставки.

    В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ перечислены таможенные процедуры, которые должны пройти такие товары (в том числе - отходы, остатки, продукты переработки):

    • переработку на таможенной территории;
    • свободную таможенную зону и свободный склад.

    В соответствии с действующим российским законодательством, с целью подтверждения НДС 0% при реэкспорте, обязательно предоставление следующих документов в налоговую инспекцию:

  • Таможенная декларация (копия или оригинал).
  • Внешнеторговый контракт (копия или оригинал).
  • Товаросопроводительные справки и транспортные справки (копии).
  • НДС 0% и отказ от нулевой ставки при экспорте продукции в 2018 году

    В 2018 году расширен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по отношению к экспортным товарам. Напомним, что ранее владельцы налогоплательщики НДС, поставляющие подвижные железнодорожные составы, а также контейнеры с целью перевозки продукции на экспорт имели право применять нулевую ставку только в двух случаях, если составы и контейнеры:

    • арендованы;
    • в собственности.

    С 2018 года это ограничение снято.

    В новой редакции статьи 164 НК РФ, в которую внесены поправки № 350-ФЗ, говорится о том, что с 2018 года вводится возможность отказаться от ставки 0% по НДС при экспорте (в том числе - и по смежным услугам).

    Теперь экспортеры продукции смогут отказаться от нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость:

    • при перевозке экспортируемых товаров;
    • при их экспорте.

    Вернуться к нулевой ставке экспортеры смогут не раньше, чем через год после отказа от ее применения.

    Чтобы отказаться от ставки 0%, нужно подать заявление в ИФНС до 1 числа квартала, начиная с которого предприятие будет отчислять НДС по ставкам:

    Обратите внимание, что в этом случае использовать различные ставки к продукции (даже если его покупают разные лица) запрещено. Кроме того, недопустимо отказываться от ставки 0% по НДС в отношении какой-либо определенной сделки.

    Если организация отправляет товары по почте, то в 2018 году она должна подтверждать ставку 0% по НДС, в соответствии с изменениями, при помощи таких документов (оригиналов и копий):

    • платежные поручения;
    • декларация (форма CN 23).

    Напомним, что до этого перечень подтверждающих документов при отправке посылок заграницу не был четко регламентирован Налоговым кодексом.

    С актуальным бланком декларации по форме CN 23 можно ознакомиться тут:

    Стоит учитывать, что при отправке в другие государства посылок по почте, для подтверждения нулевой ставки по НДС, в соответствии с №350-ФЗ организациям не потребуется внешнеторговый контракт.

    НДС 0% для услуг аэропортов в 2018 году

    В 2018 году список услуг, освобожденных от НДС, которые предоставляют аэропорты, определяется документом, изданным российским правительством. Это следует из закона № 305-ФЗ (от 30 октября 2017 года), который вносит изменения в НК (подпункт 22 пункта 2 статьи 149).

    Новым подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ на основании № 353-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года вводится НДС 0% по Калининградской области в отношении внутренних воздушных перевозок пассажиров (включая багаж).

    Введение taxfree с 1 января 2018 года

    Taxfree - это право на возврат НДС с покупок, которые иностранные граждане (за исключением ЕАЭС), совершили в России. Система вводится № 341-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года. При этом taxfree действует не на все товары (к примеру, за подакцизные товары НДС нельзя вернуть).

    Новая статья Налогового кодекса РФ, 169.1, регулирует порядок возврата НДС для иностранцев, совершавших покупки в России.

    Для возврата иностранцу необходимо соблюдать такие условия:

  • Купить товаров с учетом налога на добавленную стоимость на сумму от 10 000 рублей в течение календарного дня (с 00 часов до 24 часов).
  • Показать паспорт.
  • Попросить чек у продавца товара (он необходим как подтверждение для компенсации налога)
  • Не позднее чем через три месяца после совершения покупок вывезти их через пункты пропуска.
  • В течение года со дня совершения покупки обратиться за компенсацией.
  • Немаловажно и то, что продавцы, принимающие участие в taxfree, получают право принимать НДС к вычету, который они вернули иностранным гражданам.

    Продавец, в свою очередь, должен соответствовать ряду требований, а именно:

    • заниматься розничной торговлей (не только сама организация, но и ее обособленные подразделения);
    • входить в специальный реестр Министерства промышленности и торговли РФ;
    • быть плательщиком НДС;
    • находиться в определенном Правительством РФ месте (определяется отдельным постановлением).

    Продавцу будет необходимо оформить чек о возврате НДС иностранцу в одном экземпляре на основании чека, предоставленного иностранным физическим лицом. Особой формы такого чека нет, но обязательные реквизиты к его оформлению есть. Таким образом, продавцу на основании чека taxfree(с отметкой таможни о вывозе товара) вернут НДС, если НДС был возвращен иностранцу.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...