Самые лучшие комиксы всех времен. Попрание кодекса комиксов

Комиксы США.

С середины XIX века американские газеты вводят новшество: на их страницах значительно больше иллюстрационного материала, нежели в газетах Старого Света. В Америке возникает целая система визуальных символов, многие из которых создал Томас Наст, автор "дяди Сэма". Появление американского комикса произошло в период борьбы двух знаменитых газетных магнатов: венгерского иммигранта Джозефа Пулитцера и выходца из Калифорнии Уильяма Рандольфа Херста. Борьба за читателей требовала использования новой полиграфической техники, введения цвета на газетной полосе. Жёлтый цвет по многим характеристикам оказался наиболее технологичным. Впервые он был использован Ричардом Аутколтом.

Ричард Аутколт, один из художников принадлежавшей Пулитцеру газеты "Нью-Йорк Уолд", создал на её страницах смешные рассказы в картинках о приключениях малыша в жёлтой рубашке. В 1896 году Херст переманил Аутколта в свою "Нью-Йорк Джорнал" и предложил ему изменить вид сериала: теперь он под названием "Жёлтый паренёк" стал развиваться по кадрам в комическую полосу, занимавшую от половины до целой страницы газеты. История повествовала о похождениях маленького китайского мальчика и жителях бедной улицы Хоганс-Элли. По замыслу владельца газеты сатирические сюжеты должны были привлечь внимание малограмотных иммигрантов и существенно увеличить тираж газеты. Попутно этот комикс привёл к возникновению термина "жёлтая пресса".

Как Херст, так и Пулитцер соперничали, переманивая друг у друга художников, которые разрабатывали всё новые комические полосы. Но важно отметить, что окончательный формальный вид американскому комиксу придал в свои неполные двадцать лет художник Рудольф Дёркс. Он ввёл в серию комиксов "Каценджемеровские детки"(1897) реплики в "пузырях". По словам американского М.Хорна, Дёркс сделал "пузырь" фирменным знаком американского комикса.

Герои серии Р.Дёркса - два юных неунывающих хулигана. Место действия - воображаемая, весьма условная Африка. Хулиганы не желают ни взрослеть, ни становиться подлинными американцами. Они говорят, как большая часть иммигрантов, на диком немецко-американском сленге.

Хулиганы и сленг - фирменные знаки комикса. С самого рождения комикс встаёт в спонтанную оппозицию к отработанным социальным и языковым ценностям буржуазного общества.

Серия Дёркса существует и по сей день. Разумеется, её продолжают другие художники, и это ещё одна существенная особенность комикса. Он может переходить по наследству от одного автора к другому. Комикс сильнее своего автора. Равнодушие к его личности создаёт особый тип анонимности, которая отличает комикс от всех других видов искусства новейшего времени, приближает к "народному творчеству".

Параллельно "Каценджемеровским деткам", в том же 1897 году, возникает первая серия "животных" комиксов "Тигрёнок", автором которого был Джеймс Свинтерсон.

С 1905 по 1910-й художник Уинзор Маккей на страницах домашнего приложения к "Нью-Йорк Гаральд" печатал серию "Маленький Немо в Стране Снов", посвящённую волшебным сновидениям мальчика, и сделал комиксы серьёзным и высоким искусством. Он рисовал тонкую декоративную графику в стиле модерн: это был мастер фантастических пейзажей и воздушных замков, внимательный к мелким деталям и драгоценным "витражным" переливам цвета. Но самая большая заслуга Маккея в том, что он открыл такую особенность комикса, как композиция его листа. Он стал использовать ту многомерность, которую может увидеть читатель, когда не переворачивает страницу, а свободно скользит по ней взглядом.

Пора становления американского комикса, отличающаяся простым рисунком (за исключением виртуозной техники Уинзора Маккея), продолжается до 20-х годов. Часть героев первых комиксов - звери, часть - люди, но все они объединены социальным сознанием иммиграции с верой в "американскую мечту". Часть иммигрантов переживает разочарование от неумения самоутвердиться (по причине бездарности), которое, как правило, переводится в социальную сферу и переживается как разочарование от столкновения с действительностью. Важное значение имеют мотивы одиночества, отчуждения, сиротства. В морали героев преобладают элементы деревенской ментальности.

Второе поколение американских комиксов (20-50-е годы) рождает героев - носителей идеи. Так, идею доброты воплощает в себе собака Снупи. Происходит окультуривание комикса. Его приспосабливают для нужд общества. Политический консерватор Уолт Дисней в мягкой форме учит искусству весёлого выживания. Его комикс дидактично-развлекательно заговорил на языке человекоподобных зверей, снабдив каждого из них устойчивым психическим кодом. Выделив агрессию как жизненную неизбежность, он противопоставил ей воображение и смекалку, трансформирующих слабость в силу.

В 20-е годы возникает направление бытового (с элементами сатиры) комикса, отражающего события каждодневной жизни, семейные стереотипы. Самой популярной героиней этого вида комикса становится Блонди - "типичная американская девушка". С Блонди может конкурировать только Сиротка Энни, которая в любой ситуации стоит на защите традиционных американских ценностей.

В эти годы американский комикс обретает жанровое многообразие. Под воздействием кинематографа возникли комиксы приключений с вполне реалистическим рисунком (в 1929 году в свет выходит первый комикс о Тарзане). Становятся популярными "светские" комиксы, обыгрывающие атрибуты роскошной жизни высшего света, а также комиксы-мелодрамы (серия "Мери Уорт"). Комиксы стали издавать отдельными книжками ежемесячных выпусков ("комикс журнал", потом "комикс книга"), для которых сочинялись полномасштабные истории.

Но главные персонажи второго поколения комиксов выведены в сериях о героях, наделённых "сверхчеловеческими" чертами это - Флэш Гордон, Супермен и Бэтман. Вымышленные персонажи и даже прототипы искусственно созданной "человекообразной расы” стали неотъемлемой и необходимой частью духовного мира американца. Конформистский комикс превращается в современный вариант сказки.

Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом гегемонии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.

Насколько необходимым "духовным хлебом" стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью-Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио - чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис - вымышленный город, в котором действовал Супермен.

Понятно, что рядом с конформистскими комиксами должна была возникнуть диссидентская альтернатива. Она обнаружилась в частности в серии "Пого", автор У.Келли. У него под масками зверей действуют различные политические силы. В разгар маккартизма автор "Пого" ядовито высмеял шпиономанию в специальной книжке комиксов под названием "Мы встретили врага, и он - это мы".

Американский комикс слишком разрушителен и антисоциален. В 1946 году около одной десятой всех комиксных изданий составляли комиксы о преступлениях. Однако уже в 1949 году такого рода комиксы составляли половину всей продукции, а в 1954 году - подавляющее большинство. Комиксы о преступлениях делают особый акцент на насилии как элементе развлечения. Слова "преступление", "убийство" набираются жирным шрифтом для привлечения внимания покупателя. Используя полицейскую хронику, подобные комиксы подчёркивают свою документальность.

В США существует мощная антикомиксовая оппозиция. Исторически в антикомиксовом движении особенно выделяются книги Дж.Легмана "Любовь и смерть"(1948) и Ф.Вертхейма "Знак Каина"(1964). Американский сенат учредил специальный подкомитет, в результате деятельности которого Американская ассоциация комиксовых журналов в стране, где нет цензуры, приняла в октябре 1954 года "самоограничительный" кодекс, так называемый "Кодекс комикса". Кодекс не стал федеральным законом, но, к примеру, власти штата Нью-Йорк, опираясь на положения кодекса, ввели юридические ограничения на продажу неугодных комиксов. Сторонники кодекса считали, что он придал комиксу более "респектабельный" вид, наделил статусом художественной продукции.

В результате ограничений, в США получили распространение "воспитательные" комиксы.

Не все американские художники подчинились положениям "самоограничительного" кодекса. Такие издатели, как Делл, отказались считаться с ним, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, и стали выпускать в 60-е годы подпольные комиксы. Именно с них начинается третье поколение комиксов. Порывая с традициями американского пуританизма, подпольный комикс открыто заговорил о темах-табу: экологии, полиции, расизме, несколько позже - о вьетнамской войне.

Центром подпольного комикса стало калифорнийское издательство "Рип-офф Пресс". Самые "крутые" авторы, Р.Кремб, С.Уилсон, Дж.Шелтон и М.Родригез, выступавший под псевдонимом Спейн, создали группу "Зэп". Молодёжь балдела от комиксовой серии Р.Кремба "Мистер Нейчюрел" ("Простак"). В ней безумный гуру рассуждал о проблемах современной цивилизации. Комиксы С.Уилсона, наиболее провокационно издевавшегося над моральными табу, неоднократно подвергались конфискации со стороны властей.

Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. А все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.

Когда автор известной серии "Лил Эбнер" Эл Кэпп ввёл новый персонаж, Лену-гиену, "самую некрасивую женщину в мире", он попросил читателей прислать свои предложения с описанием черт её лица. От читателей пришло более миллиона писем с рисунками. В конце 70-х годов комиксы "Лил Эбнер" печатались в США в более чем тысяче газет и имели 80 миллионов читателей ежедневно. Джон Стейнбек выдвигал Эла Кэппа на Нобелевскую премию по литературе.

Столь необычно эффективный "захват" массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительным образом.

Комиксы сыграли большую роль в формировании и сохранении массового сознания американской нации. Они создали ощущение устойчивости общества. Комиксы "вели" среднюю американскую семью из поколения в поколение, задавая стабильную "систему координат" и культурных норм. В одной из книг по истории комиксов, вышедшей в 1977 году, приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: "Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они - его самые старые друзья. Проходя вместе с ними через войны, кризисы, смены места работы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования".


© В.В. Харитошкин, 2002

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.

Интерес к комиксам в нашей стране сильно вырос – во многом благодаря голливудским хитам и популярному сериалу «Ходячие мертвецы». Если эта культура уже давно и прочно прижилась в Америке (лучшие комиксы о Супермене или Бэтмене царят на штатовском рынке уже десятки лет), то наши родители и слыхом не слыхивали о графических романах.

Кстати, многие спрашивают – в чем отличие между комиксами и графическими романами? В общем-то, ни в чем, разве что графические романы обычно издаются в виде не журнала, а книги. Суть остается той же: многочисленные «мультяшные» рисунки, сопровождаемые текстом (которого мало). Сегодня мы познакомим вас с Топом-10 самых лучших комиксов всех времен (изданных в формате романа).

Бэтмен, зомби, хранители: лучшие комиксы, изданные в формате графических романов

У него семь имен: Песочный человек Геймана

Сейчас все заядлые телеманы (в нашем случае это люди, любящие и ценящие шедевральные сериалы) замерли в ожидании экранизации романа Нила Геймана «Американские боги». Кроме прозы Нил занимается и работой над комиксами, лучший из них – «Песочный человек», переживший несколько изданий (в том числе четырехтомник в твердом переплете и цикл из десяти книжек с мягкой обложкой). Заглавный герой серии (ее еще называют «комиксом для интеллектуалов») – сверхъестественное существо Сандмен. Он известен под разными именами: Морфей, Смерть, Дрёма, Бред, Желание, Судьба, Отчаяние. В сюжете комикса тесно переплелись символизм, мифология, хоррор, история.

Джокер как трагическая фигура: убийственная шутка

Графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» – редкий случай, когда Джокер показан не просто законченным психопатом и безжалостным садистом, а трагической фигурой. Он потерял свою семью, его обманули злые люди, случайно превратившие неплохого парня в сумасшедшего. Это один из лучших комиксов из серии «Бэтмен», причем Темный рыцарь здесь отходит на второй план: главный герой – Джокер.

Аркхем Асилум: Скорбный дом на скорбной земле

Оригинальный графический роман «Бэтмен: Аркхем Асилум. Скорбный дом на скорбной земле» был одним из наиболее готичных и лучших комиксов серии. Он вдохновил создателей популярных игр про Бэтмена и других авторов комиксов на годы вперед. Роман рассказывал об истории создания психлечебницы, его строителе Амадее Аркхеме, обо всем сверхъестественном, что скрыто в темных коридорах психушки. Однако издание комикса, приуроченное к 25-й его годовщине, оказалось просто непревзойденным – благодаря писателю Гранту Моррисону.

В мире ходячих мертвецов нужно быть начеку

В октябре 2003-го года увидел свет первый том графического романа «Ходячие мертвецы» Роберта Киркмана. Это один из лучших комиксов современности, поэтому работа над ним продолжается. В 2010-м году комикс о шерифе Рике Граймсе, его родных и друзьях, пытающихся выжить после зомби-эпидемии, получил премию Айснера, в том же году состоялась премьера одноименного сериала – «Ходячие мертвецы» идут уже седьмой сезон и не сбавляют темпа. К слову, Киркман не так давно объяснил, почему герои употребляют термины «ходячие», «гнилые» и «кусачие». Оказывается, персонажи живут во вселенной, где понятие «зомби» (а также книг и фильмов о них) не существовало.

300 против тысяч

О графическом романе «300» слышали практически все – ведь это произведение Фрэнка Миллера было экранизировано Заком Снайдером. Главных героев пеплума – царя Леонида и его антагониста Ксеркса – сыграли Джерард Батлер и Родриго Санторо. «300 спартанцев» – почти идеальная адаптация комикса, рассказывающая о противостоянии воинов Спарты и персов, сошедшихся в кровавой Фермопильской битве.

Джек Потрошитель явился в Лондон из ада

Алан Мур – легендарный автор лучших комиксов, так что его имя еще не раз появится в нашем рейтинге. Черно-белый очень мрачный графический роман «Из ада» воскрешает смутные дни конца XIX века, когда в беднейших кварталах Лондонского Ист-Энда орудовал Джек Потрошитель. Это одна из жутких страниц викторианской эпохи, и хотя жертвами маньяка стали не знатные леди, а уайтчепельские проститутки, до сих пор преступления Потрошителя будоражат воображение. Комикс Мура описывает эти события, приводя точный характер злодеяний и следуя за полицейским Эберлайном. В 2001-м году в Голливуде поставили фильм по комиксу, главную роль в ленте «Из Ада» сыграл Джонни Депп .

V – значит «вендетта»: террорист против тоталитаризма

И снова – Алан Мур, и его антиутопический комикс «V – значит «вендетта». Главный персонаж романа – тот самый V, который пытается бороться с профашистским тоталитарным режимом, воцарившимся в Великобритании недалекого будущего. Правительство преследует иноверцев, геев, нелегальных иммигрантов. V активно противостоит ему – борец с режимом замыслил взорвать Парламент. Он даже носит маску своего далекого предшественника, который тоже пытался устроить взрыв, – Гая Фокса. Комикс был перенесен на большой экран, в фильме снимались Хьюго Уивинг и Натали Портман .

В Городе грехов творятся жуткие дела

Популярный автор Фрэнк Миллер стал сорежиссером Роберта Родригеса, когда американский постановщик мексиканского происхождения взялся адаптировать комиксы из цикла «Город грехов». Недаром криминальные истории этой серии считаются лучшими комиксами в своей нише. Кто видел фильм, тот наверняка был впечатлен этим кровавым нуаром и запоминающимися персонажами, включая Желтого ублюдка Рорка младшего (в кино его играл Ник Стал), маньяка Кевина (Элайджа Вуд) и отчаянного Марва (Микки Рурк).

Темный рыцарь возвращается, усталый и разочаровавшийся

Третий, самый лучший, комикс Фрэнка Миллера из этого топа «Темный рыцарь возвращается» оказал огромное влияние на другие комиксы, видеоигры и фильмы. Именно этот графический роман стал основой трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» с Кристианом Бэйлом и вдохновил Снайдера на съемки картины «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». Произведение Миллера показывает Бэтмена очень возмужавшим и многое пережившим. Он старше, мрачнее и слегка устал от борьбы со злом.

Хранители не дадут этому миру погибнуть

Замыкает топ лучших комиксов роман авторства Алана Мура (и его тоже экранизировал Зак Снайдер) – «Хранители». О качестве этого комикса говорит такой факт: «Хранители» вошли в список «100 лучших романов всех времен» (единственный комикс, удостоенный подобной чести). Во вселенной этого романа действуют мужественные супергерои (Ночная сова, Доктор Манхэттен, Шелковый Призрак и другие), а действие происходит в альтернативной нуарной реальности. Кстати, одного из персонажей, Комедианта, в блокбастере играет Джеффри Дин Морган (он же – новый харизматичный антагонист в сериале «Ходячие мертвецы»).

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта . Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку ..

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

А теперь немного безумных цифр:

Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов , в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов .

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «».

Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...